Аннотация: Есть несколько причин, почему глава поколения посвятил столько сил, помогая РАХЕЛЬ ЗАМИР, скромной учительнице из Холона
РАХЕЛЬ ЗАМИР
В Рош а-Шана хасидизма, 19 кислева, праздник освобождения основоположника хасидского движения ХаБаД рабби Шнеура Залмана из заточения в Петропавловской крепости, у нас в гостях была Рахель Замир, потомственная хабадница, почти полвека посвятившая работе в детских садах и начальных классах. Возможно, она выбрала профессию педагога потому, что сама была почти лишена детства.
Нельзя назвать счастливой ту пору, когда восьмилетней школьнице приходится каждую неделю перевязывать руку или прибегать к другим уловками, чтобы не писать в Шабат. Бесплатный советский бутерброд с маслом и колбасою тоже роблема: воспитатель стоит над душою: "Ешь со всеми!" А как его есть...
В той довоенной советской школе право учить географию с математикой покупалось ежедневным пением "Интернационала". Потом была война. Чего тоят несколько строк, где говорится о воздушном налете на эшелон с детьми, который вывозят из блокадного Ленинграда. "Б-г хранил нас, и когда бомбили поезд, пострадали только последние вагоны, заполненные провизией и оборудованием. Их сразу же отцепили... Мы были спасены!". В суховатом "черно-белом" повествовании, которое ведет Рахель, между строк спрятаны молнии. После дедовщины детдома девочка попадает к родне, в семью Сасонкиных, в хабадский мир Самарканда. Рав Нахум-Шмарьяу, потерявший двух сыновей в сталинских лагерях, начал собирать после войны племянников и внуков, делясь с ними куском хлеба и своей душою.
Дедушка, почему, когда еда на столе, ты не сразу берешь ложку? - спрашивает Рахель. И слышит ответ:
- Именно когда очень хочется есть, нужно остановиться и сдержаться...
Оказавшись в Эрец-Исраэль и выйдя замуж, Рахель поступает воспитательницей в государственный детский сад, относящийся к системе Хабада. За годы своей работы она получила 200 писем от Любавичского Ребе, чем могут гордиться немногие люди на земле.
Есть несколько причин, почему глава поколения посвятил столько сил, помогая скромной учительнице из Холона. Вот одна: Рахель находилась на переднем крае работы с еврейской душой. Она приводит конспект одного из писем Ребе:
- Ребе рад, что я начала работать в системе Хабада.
- Важность воспитания в раннем возрасте.
- Благословение.
В начале 50-х была большая алия из арабских стран. На газетных страницах мелькали "маабарот", "йеменские дети", пропитанные тоской "города развития". Система детских садов и школ Хабада была ответом на отрезанные пейсы, кибуцное воспитание и прочую советскую муть. "Хабад берет всех" - эта поговорка родилась в те годы.
И были письма Ребе. И сотни, тысячи встреч, когда бывшие ученики кричали или шептали: "Вы - моя мать..." О своей жизни она рассказала в книге "Мой путь".
Фрагмент из книги Рахель Замир "Мой путь":
Рассказы Торы
... Однажды в автобусе ко мне подошла Тамар, опытная воспитательница, заслужившая громкое имя и хорошую репутацию. Она спросила: "Вы рассказываете детям истории Торы?". Я ответила утвердительно. Тамар продолжала: "Как можно рассказывать это таким маленьким детям? Понимают ли они это? Не тяжело ли им?".
Я ей предложила: "Знаете что, Тамар? Придите ко мне в сад во время воспитательного часа и увидите всё своими глазами". Она согласилась и пришла в сад назавтра утром, хотя мы и не назначили точного времени для этого. Большинство детей гуляло во дворе. После череды дождливых дней, когда дети безвылазно сидели в тесном классе, я разрешила им побыть во дворе после прихода в сад. Они с удовольствием грелись на солнышке. Одни лезли на горку, другие - на качели. Когда наступило время воспитательного часа, я попросила помощницу завести детей в класс и продолжала беседовать с гостьей. Большая часть детей зашла в класс, помыли руки и расселись по своим местам, но шестеро детей остались во дворе. Помощница сказала, что они не хотят заходить. Я вышла во двор вместе с гостьей (видимо, она хотела посмотреть, каким же способом мне удастся завести детей в класс). После моих слов: Ребята, заходите в класс, я продолжаю рассказывать истории Торы. Жалко, вы пропустите". Они тут же без лишних слов покинули качели и горку и помчались в класс, вымыли руки и сели на свои места. После молитвы и вступительных слов я спросила, на чём мы остановились. Дети отлично отвечали. Когда рассказ зашёл об идолах, я спросила, помнят ли они ещё какое-либо место, где так же рассказывается об идолах. Не успела я закончить свой вопрос, как почти весь класс закричал: "Рассказ про Хануку, когда в храм был внесен идол!". Надо отметить, что всё это было спонтанно, так же, как и визит Тамар. Я даже и не предполагала, что она придёт на следующий же день после моего приглашения.
Гостья просидела с нами весь воспитательный час и слушала...Потом она сказала мне: "Рахель, я поражена. Меня взволновало знания и любовь детей к рассказам из Торы. По какому материалу Вы готовитесь?". - "По первоисточнику - это Пятикнижие: "Бэрэйшит", затем "Шмот" и так далее. Вы видите, я держу в руках книгу, читаю одно предложение из книги, а остальное рассказываю детям своими словами в виде увлекательного рассказа". Тамар добавила: "Если бы я не видела этого своими глазами, то не поверила бы, что дети из социально-материальной среды низкого уровня достигнут таких знаний". Она тепло попрощалась со мной и пошла своей дорогой.
(На цветных фотографиях фрагменты встречи с Рахель Замир)