Наталия Гельман: другие произведения.

Почему сукка похожа на хупу (свадебный балдахин

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Наталия Гельман (halild03@mail.ru)
  • Обновлено: 13/04/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Недельная глава даст вам ответ на вопрос "Почему сукка похожа на хупу (свадебный балдахин)"

  • Почему сукка похожа на хупу (свадебный балдахин)? После Йом Кипур мы переезжаем в новый дом - в сукку. Почему?? Историческое объяснение праздника Суккот - это напоминание об облаках, которыми был укрыт Израиль при выходе из Египта, о "Тучах Славы", которые охраняли наш народ во время его странствований по пустыне на пути в Обетованную Землю. Видели люди в этих "Тучах" особую защиту, дарованную нам Вс-вышним в тяжелые годы. Заповедь о "суке" призвана напомнить нам об исходе из Египта и об уверенности, которую проявили наши предки: уходя в пустыню, они полностью полагались на Вс-вышнего, обещавшего привести их в обетованную землю, отдать ее им и обеспечить евреям на этой Земле счастливую, изобильную жизнь.
       Однако при таком объяснении возникает естественный вопрос: так почему же мы празднуем Суккот осенью - после Рош а-Шана и Йом Кипур? Если выход из Египта был весной, в Песах, то и Суккот надо праздновать весной!?. Однако если заповедь о "суке" призвана напомнить нам об исходе из Египта, не логичнее было бы исполнять ее в месяц нисан - когда и состоялся исход из Египта?
       Мудрецы наши отвечают: если бы мы делали так, то в факте нашего выхода из прочных домов и поселении в шалашах не было бы ничего необыкновенного. В месяц нисан, весной, когда теплеет, многие поступают подобным образом, и не было бы заметно, что мы делаем это ради памяти о каком-то историческом событии. Однако осенью, с наступлением холодов, люди обычно уходят из летних жилищ и возвращаются в свои прочные и теплые дома - евреи же в это время поступают как раз наоборот: мы уходим из домов и на семь дней поселяемся в шалашах, и потому сразу видно, что в наших действиях заключен какой-то особый смысл.
       Сфат Эмет указывает на причинно-следственную связь между всеми тремя осенними праздниками. Как известно, место которого достигает возвращающийся к тшуве даже выше чем то, чего может достичь цадик гамур (абсолютный праведник). За время, прошедшее между Рош а-Шана и Йом Кипур, исправляя себя, человек поднимается на новую высоту.
      
       Все те, кто смогли сделать тшуву в течение Йамим Нораим (десяти дней раскаяния), становятся баалей тшува, и поэтому сразу же после Йом Кипур начинается строительство сукки - того нового места, в котором мы можем подняться на новый уровень. Сфат Эмет указывает на еще одну интересную деталь: главная часть сукки - это схах (крыша шалаша, слово "сукка" - от слова схах), и поэтому сукка похожа на хупу (свадебный балдахин) .
      
       Точно так же, как хупа - это символ нового дома, так же и сукка, в которую мы переезжаем после Йом Кипур, - это прототип нового мира. Теперь понятно, какова связь между облаками и выходом из Египта. Выход из Египта - это день рождения Израиля. Облака служили защитой для еврейского народа, так же как колыбель служит защитой любому новорожденному ребенку.
       Известно, что если Песах - время нашей свободы, то Суккот- это зман симхатейну, время нашей радости. В радости - суть праздника Суккот, праздника "шалашей". "С Милым рай и в шалаше" - это сказано, конечно, в Суккот. Человек на неделю выходит за пределы стен своих домов, чтобы жить быть ближе к Небу, ближе к Творцу. И тогда бетонная преграда - потолок городских зданий, которые построили профессиональные строители, - не мешает человеку: над ним ветви деревьев, выросших по воле Вс-вышнего, на Его земле. Эти ветви заботливо уложены еврейскими руками ради исполнения мицвы.
       Это временное жилище пропитано любовью, а, значит, и - радостью. И в сукке все готово для встречи гостей.
       Ребе беседует: По словам книги "Зогар" в дни праздника Сукот, наши шалаши посещают высокие гости (по-арамейски ушпизин): праотцы Авраам, Ицхак, Яаков, учитель наш Моше, первосвященник Аaрон, праведный Йосеф и царь Давид. Таким образом, на каждый из дней праздника приходится по одному гостю. Точнее, все они присутствуют в праздничном шалаше в течение всего праздника, но в каждый из дней один из них становится "главным гостем".
       В первый день праздника мы приветствуем под нашим зеленым кровом праотца Авраама, во второй день - Ицхака и так далее.
       Кроме гостей, которых мы перечислили, посещают наши временные жилища и "хасидские ушпизин" - семь поколений учителей хасидизма:
       Баал-Шем-Тов, Магид, Старый ребе, Средний ребе, Цемах-Цедек, Могараш, Рашаб.
       Эти гости не просто "входят" в сукку вместе с нашими праотцами-ушпизин, они составляют неслучайные пары: Баал-Шем-Тов подобен Аврааму, Магид - Ицхаку и т.д. В шестой день Суккот мы принимаем в сукке Йосефа и ребе Могараша, (йорцайт которого приходится на 13 тишрей).
       Здесь, в шалаше, мы видим небо и ощущаем присутствие Вс-вышнего. Мы чувствуем его щедрость и заботу о нас. И в теплых солнечных лучах, которые греют в эти дни совсем по-летнему, и под звездным Небом - всюду и во всем мы проникаемся ощущением Его близости.
       Галит, студентка Института "ОР ХАЙЯ"
       ЛЮБОВЬ И СТРАХ
       Один молодой хасид не мог заставить себя бояться Б-га. А ведь любит Его и бояться - две важные заповеди. Любить - это ему было близко и понятно, а как бояться-то? С этим вопросом и пришел к реб Симхе-Буниму.
       - Ну а меня-то ты боишься?- спросил ребе, известный своей мягкостью.
       Хасид потупился с улыбкой и ничего не ответил.
       - Ну хоть немножечко боишься? Снова тишина.
       - Ну ни капельки?! Ученик ответил:
       - Я боюсь разрушить любовь между нами, потерять ваше расположение. Ребе улыбнулся и сказал:
       - Об этом Тора и говорит!
       ХАСИД
       Сказал Алтер Ребе:
       Вор - не тот, кто может украсть. Вор - не тот, кто хочет украсть. Вор - тот, кто ворует.
       Ученик - не тот, кто хочет учиться, Ученик - не тот, кто может учиться. Ученик - тот, кто учится.
       Хасид - это не тот, кто хочет быть хасидом, и не тот, кто может быть хасидом, но только тот, кто думает, чувствует, ведет себя, и живет по-хасид-ски.
       Что же такое хасидизм?
       Видеть Единого Б-га во всем множестве сотворенного.
       Служить Всевышнему в радости и веселии.
       Делать добро ближним бескорыстно и даже в ущерб себе.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Наталия Гельман (halild03@mail.ru)
  • Обновлено: 13/04/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка