Наталия Гельман: другие произведения.

Рав Барух Цейткин

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Наталия Гельман (halild03@mail.ru)
  • Обновлено: 13/04/2016. 14k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рав Барух оказался необыкновенно интересным собеседником, человеком разносторонне образованным, ярким.Он знакомит студенток с Письменной Торой хасидизма - Танией. Тема лекции - десять сил души, составляющие разум и силы эмоций. Простым и понятным языком он излагает внутреннюю Тору


  •    Рав Барух Цейткин
       По счастливой случайности меня познакомил с равом Барухом Цейткиным писатель Эзра Ховкин, книги которого я очень люблю читать и перечитывать. Мы собрались хорошей и разнообразной компанией и обсуждали, как открыть для всех, кто интересуется еврейской традицией, Университет on line. Рав Барух оказался необыкновенно интересным собеседником, человеком разносторонне образованным, ярким. Он без труда переходил от темы изобразительного искусства к классической музыке и религиозной философии. В каждой его реплике ощущалась неисчерпанность и глубина.
       Потом я узнала, что рав Барух Цейткин, глава известного колеля "Ор Менахем Мендл ", ведет лекции для девушек в Иерусалимском Институте Ор Хайя.
       И 1 июля я пришла его слушать. Группа студенток была небольшая, каждый - на виду. Я предполагала сесть в уголке, слушать и записывать, не привлекая всеобщего внимания, но ...
       С первого слова рава Баруха я осознала, что могу думать и говорить только о том, о чём говорил р. Цейткин, а он говорил о 3-м переке Тании. Весь остальной мир на время исчез...
       Он знакомит студенток с Письменной Торой хасидизма - Танией. Тема лекции - десять сил души, составляющие разум и силы эмоций. Простым и понятным языком он излагает внутреннюю Тору. После того как слушательницы в начале лекции уточняют, что Хохма похожа на первый проблеск мысли, причем далеко не всегда понятно, откуда она и у человека нет ощущения, что это исходит от него. Затем Хохма становится частью интеллекта человека и превращается в Бина - вступают в силу механизмы пробуждения, обновления, развития. На вершине этого процесса Даат, и здесь рождаются любовь к Б-гу и страх пред Ним.
       Рав Барух задает вопросы о трех ступенях деления души - нефеш, руах и нешама - и делает вывод, что душа человека заключает в себе десять сил, соответствующих десяти высшим сфирот, от которых они спустились вниз. Что это значит для человека, какой урок он извлекает из этого?
       Это обязывает человека и воспитывает его. Появляются определенные поведенческие рамки. Он обрашает свой взгляд на мусар, изучает этические закономерности - стремится к самораскрытию себя как человека порядочного.
       Другими словами, в человеке просыпается психоаналитик или он испытывает потребность в помощи психоаналитика. "Согласно статистике США, едва ли не самая большая продолжительность жизни отличает психоаналитиков, которые, как известно, обязаны регулярно сами подвергаться психоанализу". Я с гордостью думаю, что миром, к которому только сегодня ученые подбирают ключи, правят давно открытые еврейские законы. Умение справляться с житейскими бурями предохраняет организм человека от преждевременного износа. Мало того:
       Изучение себя, погруженность в свой внутренний мир - это работа над собой и награда за труд. Но и этого мало. Человек осознает, что познавая себя, он познает весь мир - он видит перед собою ОБРАЗ Творца. Это окрыляет человека!
       Душе человека, как известно, свойственна борьба разума и сердца, эмоций (мидот). Преподаватель сосредотачивает внимание на отличии Разума от эмоционального восприятия человека. В процессе общения со слушателями выясняется, что, хотя по логике человека, Разум выше эмоций, но один Разум сам по себе в людях не нуждается. Именно эмоции создают потребность в общении. Восторженность человека, его умение радоваться жизни и переживать - все это сила мидот, эмоций. Мидот - это порождение (толдот) Разума.
       Но не всегда человек может объяснить, почему чувствует те или иные эмоции. Человек как правило выбирает себе спутника жизни из людей т.н. своего круга, то есть близких ему по духу, образованию, вкусам. И в этом случае, конечно, есть исключения. Однако сэхель все-таки определяет этот круг - и это очень важно! Он словно говорит, подсказывает человеку: вот твой тхум, вот та область, в которой будут действовать, оттачиваться и совершенствоваться твои мысли. И поэтому душа человека - это нефеш маскилёт - душа разумная. Эта связь во многом объясняет и кажущийся парадокс: человек любит свои переживания, он дорожит ими, он не отдаст их и не возьмет "напрокат" чужие цурот.
       От разума рождаются "мидот сехлиёт" - и это прежде всего - любовь и боязнь Б-га, страх перед ним, трепет. Но что такое страх? Барух Цейткин обращается к известным антагонистам Бааль Шем-Това, которые называли себя "прушим" - люди, всецело посвятившие себя изучению религиозной письменности - "отделившиеся". Один из прушим так объясняет , что такое страх перед Б-гом: это похоже на то, как я иду по темному лесу, и вдруг, неожиданно, на меня выбегает стадо быков. Вот ТАК я боюсь".
       Но что остается в душе человека, пережившего подобное чувство страха? Если это желание побега, тогда это не совсем мицва, или, лучше сказать, совсем не мицва. Так же примитивен страх как боязнь наказания.
       Лектор подводит слушательниц к сравнению чувства страха и чувства стыда. Стыд человек ощущает тогда, когда нечто уже совершено и исправить сделанное нельзя. Буша - этическое начало в человеке. Понятно, что способные стыдиться - это высокие души. Когда человек переживает чувство стыда, еще не все потеряно: стыдясь своего эгоизма и природных влечений, человек тем самым ощущает, что он - не только природное существо, часть материального мира, - а нечто высшее.
       Эти силы - Хохма, Бина и Даат (Хаббад) - источник мидот.
       Два проявления разума и интеллекта - Хохма и Бина - называют в хасидизме "отцом" и "матерью": они порождают любовь к Б-гу, страх и трепет пред Ним. Даже мудрый человек, если он не связал с Ним свой разум и мысли, не узнает истинного страха и истинной любви.
       Те, кто привык к традиционным лекциям, сразу почувствует, что в Ор Хайя есть свои формы обучения и воспитания. Одна из основных идей хасидизма именно в том, что духовно-религиозное воспитание должно дойти до каждого еврея - любого интеллектуального уровня. По этой причине на лекциях создается особая атмосфера: общий поиск истины, совместное переживание и обновление души. Благодаря общению с учителем, который выступает не просто в роли лектора, а в роли Учителя в самом прямом смысле этого слова, и в роли мадриха, которому открыт путь со всеми его поворотами и даже обвалами. Вот такого Учителя и такие уроки можно открыть и обрести в Институте Ор-ХАЙЯ - это рав Барух!
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Наталия Гельман (halild03@mail.ru)
  • Обновлено: 13/04/2016. 14k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка