Аннотация: В день нашей встречи с выпускницами Иерусалимского Института "Ор Хайя" было такое совпадение самых разных благоприятных обстоятельств, что изначально они не могли быть простой случайностью!
"Зот Ханука!" или встреча выпускниц "ОР ХАЙЯ" в день восьмой свечи.
В день нашей встречи с выпускницами Иерусалимского Института "Ор Хайя" было такое совпадение самых разных благоприятных обстоятельств, что изначально они не могли быть простой случайностью! И праздничная атмосфера шаббата, и восьмая свеча Хануки, и сам день, называемый "зот Ханука" - все это настраивало наших гостей на особую приподнятость. Именно так и случилось! И то, что на встречу приехало 30 молодых семей, из которых три еще находились в состоянии медового "счастья", да и
о "старослужащих" весьма затруднительно было сказать, что их хупа состоялась три или четыре, или даже 5 с хвостиком лет назад, настолько внимательны и заботливы были молодые супруги друг к другу и к своим детям... И то, что духовным центром этой большой компании стала семья Давида и Эстер Сегаль, которые аккумулировали всю эту неуёмную энергию света и любви, и то, что Эстер и Моше Ойхберги, как обычно скромно сидевшие рядом с участниками встречи, задавали ей особую мелодию семейного тепла и уважения, - все это позволило нам с полной ответственностью сказать: наш шаббат богрот, имевший место в Рош Ходеш месяца тевет הת'ש''ע א'-ב' טבת - "Это - Ханука!".
Рав Сегаль открыл итваадут, но каждое мгновение он давал понять, что вот эти красивые молодые отцы семейств, одетые в белоснежные рубахи и черные сюртуки, опоясанные по чреслам, как и он, длинными поясами, в любую минуту готовы продолжить его мысль или задать ей новое направление. Он чувствовал себя великолепно в этом богатырском окружении и был как всегда на высоте.
ТРАПЕЗА СОВСЕМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНА
Давид Сегаль начал итваадут с размышления Ребе над тем, что же такое Ханука. В отличие от всех остальных еврейских праздников (а также Шаббата) в Хануку нет обязанности устраивать праздничную трапезу, так как эти дни "были установлены не для пиршеств и веселья", а для "прославления Вс-вышнего" и благодарности Ему, и то, что по обычаю во время Хануки устраивают трапезы, не является законом.
ОСОБЫЙ СМЫСЛ ХАНУКИ
Это отличие Хануки от всех других праздников связано с её особым смыслом. В другие дни, когда евреи празднуют освобождение и избавление, речь идет о физической опасности, например, освобождение от египетского рабства в Песах или избавление от смерти в Пурим. И поэтому радость спасения выражается в материальной трапезе, дающей удовольствие физическому телу. Но так как ханукальные события связаны с освобождением от гнета духовного, то это избавление отмечают духовным образом - зажиганием огня масляных светильников.
ЗА РЕЛИГИЮ НЕ ПРЕСЛЕДОВАЛИ?!
Наши гости вносили каждый свою лепту в понимание исторической основы хануки. Молодые хасиды сосредоточились на том, что у нас на самом деле нет никаких сведений о преследованиях религиозного характера в тех странах, где правил Антиох. Почему он направил свой деспотизм именно против евреев в Иудее и Иерусалиме? Известно, что Антиох III , сын Эпифана, своим посланием подтвердил культурно-религиозную автономию Иудеи, указав, что все ее сыны будут жить по законам своих предков. Правительственный указ обязывал жителей Иудеи соблюдать заповеди Торы Моисея. "Кто,- спрашивают участники встречи, - мог быть заинтересован в изменении этого положения?"
Разговор переходит на тех евреев, которые переняли греческие верования התייוונו или, скажем по-русски, эллинизировались.
Получается, что единственными заинтересованными в этом могли быть только они, евреи, подпавшие под греческое влияние в самом Иерусалиме. Именно митъявним оказывали давление на Антиоха Эпифана и не только построили в Иерусалиме гимназию и стадион, но и хотели записать всех жителей Иерусалима гражданами Антиохии. В эпоху правления одного из наследников Александра Македонского - сирийского царя Антиоха IV Эпифана был издал приказ, отменивший ШАББАТ, брит милу и Кидуш а-Ходеш (освящение нового месяца).
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА !?
Таким образом, отмечают участники итваадут, инициатива отмены Торы в Иерусалиме шла от ассимилированных евреев, которым стало стыдно за своих "отсталых" братьев. Просвещенные евреи посещали стадионы и "культурные" оргии, проводили жизнь в поисках удовольствий. Их соплеменники оставались верны заветам отцов и Единому Создателю и отвечали за весь мир. Не сумев добиться победы в идеологическом споре, "новые" евреи призвали на помощь всю военную мощь империи Селевкидов. Началась открытая вооруженная борьба, во главе которой встали Хасмонеи.
ЗАЖГИТЕ СВЕЧИ! ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДИ
Итваадут вокруг "восьмой свечи" проходит в необычном зале. Представьте: зажжены все ханукальные свечи (каждая семья привезла свою ханукию) и, конечно, горит множество шаббатних свечей. Очень много яркого света отовсюду!..
Именно поэтому и назван день, в который горят все свечи, необычным именем "это - Ханука". Всякий раз, когда хочется поговорить об абстрактном и высоком, проверим: сделано ли дело, не позабыли ли мы зажечь огонек.
ХАНУКА - УМНОЖЕНИЕ ЧУДЕС!
Особое внимание всех гостей привлекает вопрос о чудесах и чудесном, связанный с Ханукой. Участники обсуждения говорят о том, что в иврите, в отличие от русского языка, есть как минимум три слова, обозначающие "чудо" - פלא (פלאים),נס (ניסים) ,ונפלאות. Это связано с верой в чудесное, в возможность Б-жественного вмешательства в судьбу человека. Греки отказывались видеть в мире нечто мистическое, Б-жественное и собирались управлять им, опираясь на собственный разум. Так родился культ природы, культ человеческого тела и человеческого разума. Эту идеологию греки принесли и в землю Израиля. Заповеди, исполнение которых было запрещено эллинами, резко противоречат культам эллинов: Шабат - день полного покоя, отдыха и отказа от всякой производительной работы - противоречит природе, ведь в физическом мире нет ничего подобного. Брит-Мила свидетельствует о несовершенстве природы человека, о необходимости ее исправления. А Кидуш а-Ходеш, символизирует власть над природой, влияние на которую возможно посредством исполнения заповедей.
ТИХОЕ ЧУДО
И великое чудо произошло. Хашмонаим победили в этой долгой и жестокой войне, во время которой погибли почти все сыновья Матитьяу. Вс-вышний помог евреям одолеть врагов и устоять перед их идолами. В ходе войны произошло ещё одно тихое чудо, не столь заметное, как военная победа: чудо храмового кувшинчика с маслом.
Не понятно, на первый взгляд, для чего Он сотворил еще одно чудо, произошедшее с кувшинчиком масла для храмовой Меноры. И, кроме того, уж если нашелся чудесным образом сохранившийся кувшинчик с ритуально чистым маслом - это мог быть большой кувшин, в котором было бы достаточно масла для восьми дней горения. Для чего нужно было сотворить двойное чудо: чтобы нашелся кувшинчик, и чтобы ничтожно малого количества масла хватило на целых восемь дней?
Ребе помогает нам понять, что так как евреи шли на войну за свою веру, не задумываясь, без мысли о том, что они приносят себя в жертву, для них было сделано двойное чудо - чудо с храмовым маслом, умноженное чудо. ..
В память об этом чуде мы 8 дней подряд зажигаем свечи, чтобы распространять знание о чуде, которое произошло во времена Хашмонаим.
Явные чудеса происходят для того, чтобы напомнить нам о том, Кто правит миром.
Все участники итваадут рассмотрели самые разнообразные аспекты чудесного праздника Ханука. В зале царила атмосфера подлинного духовного величия, и, хотя двар Тора неоднократно прерывалась детскими возгласами и даже требовательным зовом грудных младенцев, это не могло помешать нам любоваться молодыми, уверенными в себе, интеллектуалами, воинами Хануки и ее служителями.
На них были устремлены любящие глаза красивых, хорошо одетых, уверенных в себе молодых женщин, умело успокаивающих маленьких детей и с волнением слушающих глав своих уже далеко не маленьких семейств (в сокращении, полный отчет об итваадут смотрите на сайте "Ор ХАЙЯ"