Гендлер Татьяна: другие произведения.

Братья По Крови И Призванию

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гендлер Татьяна
  • Обновлено: 11/05/2014. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Иллюстрации: 2 штук.

  •    БРАТЬЯ ПО КРОВИ И ПРИЗВАНИЮ
      
    Три брата из дома Патлажанов нашли свои дороги в мир искусства, и каждый из них
    по-своему сумел прославить эту нескладную "южную" фамилию и город, в котором родился.
    Александр, Нюма и Габриэль были сыновьями кишинёвского торговца Герша Патлажана.
    Способности к рисованию проявились у каждого из них в раннем возрастe.
      
     В семнадцатилетнем возрасте Александр принял участие в конкурсе в Париже, на
    котором отличился, и уже в скором времени его рисунки начали публиковать в различных
    французских газетах. Он рисовал портреты своих современников, но именно шаржи и карикатуры
    снискали ему славу среди зрителей. Тем не менее, известность Александра в значительной
    степени уступила известности, пришедшей к другим братьям.
      
    Нюма (Наум, Нухем-Бэр) родился 6 января 1889 года. Несомненные художественные
    наклонности привели его в детстве в кишинёвскую Школу рисования, в которой он
    начал обучаться скульптуре. Преподавателем его был сам директор Школы, известный
    в Бессарабии художник и педагог В. Ф. Окушко.
     В октябре 1905 года в Кишинёве произошёл еврейский погром, в котором пострадал
    отец, Герш Патлажан. Он был ослеплён одним из громил. Оба брата были вынуждены
    оставить учёбу и вернуться домой к родителям.
    Нюма был потрясён случившимся. Охватившие его чувства нашли выражение в созданной
    вследствие произошедшего несчастья скульптуре: разъярённый погромщик держит в руке
    голову своей жертвы. Изображение этой работы Патлажана облетело весь мир,
    размноженное в тысячах экземпляров, а имя автора стало широко известно.
    Барон Гораций Гинцбург, занимавшийся благотворительной деятельностью, принял личное
    участие в судьбе молодого скульптора, что позволило последнему продолжить учёбу в Женеве.
    Кстати, именно Г. Гинцбург оплачивал обучение будущего скульптора Марка Антокольского.
      
    Позже Нюма переехал в Париж и с новыми силами посвятил себя занятиям. Он обучался
    в частных школах, в студии Аристида Майоля и, пройдя непростой конкурс среди
    претендентов на место, поступил в Национальную Школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Art).
    С 1908 года Нюма начал представлять свои работы на различных выставках,
    сначала на коллективных, а затем и на персональных.
    В 1910-е годы он иллюстрировал детские книги, выходившие на языке идиш в
    кишинёвско-одесскомиздательстве "Фар унзере киндер".
     Судьба свела Нюму с знаменитым писателем Шолом-Алейхемом. Они познакомились в 1911
    году в Швейцарии, и возникшая между ними симпатия переросла в длительную дружбу.
    В 1912 году Нюма создал бюст писателя, который стал одной из наиболее любимых художником
    собственных работ. Ныне это произведение хранится в Hаучно-исследовательском институте
    идиша (YIVO).
    В 1919 году Нюма познакомился с художницей и скульптором шведского происхождения
    Ингрид Ардаль (Ingrid Ardahl). Пара поженилась и осела во Франции.
     []
      
     Заинтересовавшись морфологией, Нюма углубился в изучение новой для себя области.
    Позднее он читал лекции по этой теме в Сорбонне, в научных заведениях Франции и Америки.
    Познания Патлажана были оценены, и в 1934 году он был направлен вo французские колонии
    в Северную Африку. В его задачу входило художественное отражение типов и представи-
    телей разных рас. В ходе своей многомесячной, подчас рискованной экспедиции он собрал
    материал внушительного объёма, который, тем не менее, по его возвращении долгое
    время оставался неопубликованным.
    Наум Патлажан был президентом Секции эстетики Общества изучения человеческих форм.
      
    Н. Патлажан принимал участие во многих художественных выставках в Европе и Америке:
    на Осеннем салоне, Салоне Национального общества изящных искусств, галерее Ж. Пети
    в Париже, на выставке русских художников в Лондоне, в Вустерском музее искусств
    (Worcester Art Museum, штат Массачусетс), в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анжелесе,
    Род-Айленде, Миннеаполисе, Канзас-сити, Сент-Луисе и Рочестере.
    В 1949 году состоялась совместная выставка Нюмы и его жены Ингрид, каталог выставки
    вышел под названием "Хорошее искусство" ("God Кonst").
      
    Скульптурные работы Нюмы Патлажана получали высокую оценку критиков и коллег -
    выполненные в мраморе, камне, бронзе или дереве, они являлись совершенными
    произведениями признанного таланта.
    Среди воплощённых им и несомненно запоминающихся символических образов Пьеро и
    Пьеретта, Фауст и Мефистофель, слепцы из Марокко, Ясновидящий и Еврейский интеллигент.
    Патлажан создал обширную галерею скульптурных портретов своих современников, в
    которую вошли писатели Оскар Уайльд и Шолом-Алейхем, композиторы Г. Малер, Ф. Бузони,
    Г. Шарпантье, американский археолог и египтолог Дж. Брэстед, французская актриса
    Г.Колонна-Романо, русские политические деятели П. Милюков и А. Керенский, аббат
    Жан-Пьер Руссело, президент Института Еврейского народа в Чикаго Джейкоб Лoб.
    Патлажан был знаком с выдающимися скульпторами своей эпохи - О. Роденом,
    А. Майолем, Ш. Деспио, Э. Бурделем.
      
     Нюма Патлажан начинал свой творческий путь в Кишинёве, продолжил в Европе,
    жил в Америке и в конце жизни вернулся во Францию.
    Он умер в 1961 году и был похоронен в городе Антиб, что на самом берегу
    Лигурийского моря. Ингрид намного пережила мужа и скончалась на родине в 1980
    году в Гетеборге в возрасте 90 лет.
    Произведения Наума Патлажана хранятся сегодня в музеях и частных коллекциях.
      
     Младший из братьев, Габриэль Патлажан, родился в 1890 году. Пойдя по
    стопам Александра и Нюмы, он также поступил в Кишинёвскую школу рисования.
    Проучившись два года, уехал в соседнюю Одессу, где продолжил своё образование.
     Во время Первой мировой войны он был призван в армию. Судьба забросила его на
    фронт далеко на восток, но и там, в Иране, невзирая на военную обстановку,
    Габриэль продолжал рисовать и запечатлел в десятках рисунков экзотические пейзажи.
    После войны Габриэль отправился в Париж, где продолжил обучениe рисованию
    и скульптуре. Он был очень стеснён в средствах и не мог позволить себе покупку
    холстов, поэтому ему приходилось рисовать на небольшого размера холстах,
    достававшихся ему от других художников. Благодаря этому он научился создавать
    замечательные миниатюры.
    Габриэль писал маслом, акварелью, карандашом и тушью, и зачастую источником его
    вдохновения был Париж, праздничный и будничный, но всегда живой и притягательный.
    Художник сумел найти свежие краски для парижских пейзажей, для прогуливающихся
    горожан и завсегдатаев кафе, балерин и цирковых артистов, лошадей и публики,
    заполнившей ипподром. Рассматривая работы Габриэля, мы и сегодня можем ощутить
    себя случайными прохожими на парижских улицах давно ушедшего времени.
    Манерой был близок к импрессионистам, да и события раннего периода его жизни в
    Париже несомненно напоминают судьбу некоторых художников этого направления.
     []
    В 1920-е годы Габриэль изменил свою фамилию на "Спат"; этот псевдоним родился
    из первой буквы настоящего имени и части фамилии (С. Патлажан - Спат).
    В некоторых современных источниках ошибочно указывается, что Габриэль родился в Америке.
    В 1923 году в Париже вышел альбом карикатур Габриэля под названием "3вёзды мирового
    экрана"("Vedettes мondiales de l'еcran"), включивший 32 изображения знаменитых
    киноактёров - Чарли Чаплина, Дугласа Фербенкса, Мери Пикфорд, Джеки Кугана, Аллы
    Назимовой, Полы Негри и других.
    Г.Патлажан создал бюст Дж. Маттетотти, социалиста и политического деятеля, убитого
    в Италии после прихода к власти Муссолини. Это произведение сделало известным имя
    Габриэля в художественных кругах.
      
    Серия акварельных пейзажей Спата была представлена в 1937 г. в Нью-Йорке в галерее
    Carrol Carstairs и заслужила немало положительных откликов и внимания публики.
      
     В 1940 году художник укрылся на юге страны, когда Париж оказался оккупированным
    фашистами, а тремя годами позже был вынужден покинуть Францию.
    В 1943-44 годах парижская газета опубликовала серию его рисунков, а "Нью-Йорк Таймс"
    предоставила свои страницы для его работ, посвящённых теме оккупации Франции.
    В 1944 году Габриэль прибыл в Америку. Здесь он женился и, разумеется, продолжал
    рисовать. Eго работы были с успехом представлены на выставках в разных городах -
    Нью-Йорке, Чикаго, Палм-Бич, Сан-Антонио, а также Монреале. 
     Габриэль Спат (Патлажан) умер в 1967 году.
      
     Жизненные пути Патлажанов пересекались под разными углами с трудной дорогой
    истории, по которой двигался 20-й век. Кишинёвский погром и две мировые войны,
    политические перипетии столетия, расцвет искусств в межвоенный период и встречи с
    выдающимися современниками в полной мере отразились на их судьбах и творчестве.
    Герш Патлажан успел застать пришедшие к сыновьям успех и славу. Он умер в 1933
    году, на кишинёвском еврейском кладбище сохранилась его могила.
      
      
      Библиография
    1.http://72.9.254.50/view/people/asitem/items$0040null:354/0
    2.http://karodhede.dinstudio.se/empty_49.html
    3.http://photoarchive.lib.uchicago.edu/db.xqy?one=apf1-02204.xml
    4.Vedettes mondiales de l'écran. Gabriel S. Patlagean Spat (dit.), Louis Delluc,
    L. Daven. Paris. Impr. Crozatier, 1923.
    5.http://www.worldcat.org/search?q=su%3APatlagean%2C+Numa%2C+1888-+Exhibitions.qt=hot_subject
    6."Евреи Кишинёва", И. Корeн, Тель-Авив, 1950.
    7.http://www.blueheronfa.com/spatpromenade.htm
    8.Numa Patlagean, Ingrid Patlagean, "God konst". 1949.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гендлер Татьяна
  • Обновлено: 11/05/2014. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка