Генин Михаил Владимирович: другие произведения.

Москва - Ереван - Москва

• Комментарии: 13, последний от 06/06/2021.
  • © Copyright Генин Михаил Владимирович (niho@estart.com)
  • Обновлено: 12/09/2008. 34k. Статистика.
  • Впечатления: Армения
    Путевые заметки и зарисовки начала семидесятых.

Это было в начале семидесятых, когда никто еще и не помышлял о том, что "Союз нерушимый республик свободных" когда-либо рухнет как карточный домик. В те времена мы запросто, без всяких виз могли пересекать границы этих самых республик, общаться с людьми на великом и могучем, и, соответственно, получать удовольствие как от этого общения, так и от местных достопримечательностей.
       В качестве молодого специалиста я трудился в МПС или, иными словами, в системе Министерства путей сообщения. У сотрудников отрасли была привилегия - раз в году они имели право на бесплатный проезд по железной дороге в любой конец страны. Будучи от природы любознательным юношей, я с радостью воспользовался такой привилегией и решил отправиться в путешествие по маршруту Москва - Ереван. Следует добавить, что прелесть бесплатного билета заключалась еще и в том, что на маршруте можно было без ограничений сходить на любой станции, проводить там сколько захочется времени, а затем, прокомпостировав билет, отправляться дальше.
       Помню, я оформил отпуск в сентябре, купил билет до Еревана, сел в купейный вагон на Курском вокзале и скорый поезд покатил меня на юг. Планов было "громадье" - хотелось увидеть города, в которых прежде не бывал, искупаться в Черном море, да и просто с пользой для здоровья отдохнуть. В те времена я числил себя походником, хотя и с небольшим стажем, но уже с приличным личным туристским снаряжением. В эту поездку взял рюкзак, спальный мешок и надувной матрац венгерского производства, приобретенный, как сейчас помню, за пятнадцать рублей. Ну, и, конечно, прихватил с собой бутылку хорошего сухого вина.
       В качестве первой остановки я выбрал Сухуми. Там тогда отдыхал по курсовке мой студенческий друг. Витя дал мне адрес тетки, у которой он снимал жилье, и с вокзала я добрался до места. Был разгар дня, Витя с прочими приезжими был на пляже. Познакомившись с хозяйкой дома, представился витиным другом и поинтересовался, нет ли у нее случайно "угла", где я мог бы приютиться на пару, тройку ночей. Тетка повела меня в сад, где мой нос уловил запах спелого инжира, и показала крошечный домик с пустой комнатой и двумя крошечными окошками. "Чудесно!" - сказал я хозяйке, и добавил, что у меня с собой полный постельный комплект, а именно, надувной матрац и спальник.
       Договорившись с теткой, и выяснив, как добраться до пляжа, я нашел в саду рукомойник, умылся с дороги, переоделся, взял с собой матрац и поехал на автобусе на пляж. "Медицинский" пляж города оказался довольно протяженным и многолюдным, так что отыскать там друга я так и не сумел. Переодевшись в кабинке, надул матрац и улегся загорать на горячем сухумском солнышке. Вскоре, разомлев от жары, решил пойти искупаться. Снял очки, дабы не утопить их ненароком в море, взял с собой матрац и пошел к морю. Вода была теплая, кругом полно купающихся. Воспользовавшись матрацем как плав средством, я забрался на него, лег на спину и поплыл, гребя руками. Вот уже смолк шум ребятни и говор взрослых. Я прикрыл глаза, и мне показалось, что в море лишь я и только чайки над головой напоминают о близости берега. Не знаю, сколь долго предавался я идиллии, как вдруг услышал гул мотора и обнаружил, что рядом остановился катер с двумя спасателями. Без лишних слов, они потребовали, чтобы я немедленно сел к ним. Я пытался возражать, мол, меня вовсе не надо спасать, я и не думал тонуть, но тщетно. А поскольку пытался сопротивляться, "спасатели" выдернули все затычки из моего матраца, и он стал сдуваться. А когда его вытянули из под меня, ничего не осталось делать, как забраться в лодку, после чего я был с позором доставлен на берег. В береговом отделении спасательной службы, что находилось тут же на пляже, меня пристыдили как нарушителя. Я ведь не заметил, как заплыл за буйки, а в Сухуми это каралось штрафом. Как ни пытался я объяснить, что не читал их правил, а главное, будучи близорук, не видел буйков, все было напрасно. Я, наверное, мог уйти, не заплатив штраф, но в руках органов закона оказался мой матрац, так что, скрипя сердце, пришлось идти за кошельком.
       Настроение в тот день было испорчено, и когда, наконец, я встретился с Витей, у меня был довольно кислый вид и обида на негостеприимный город Сухуми. Однако, вечером, мы выпили с ним местного вина, прогулялись по узким улочкам, надышались запахом винограда и восхитительным ароматом спелого инжира. По пути Витя рассказывал мне о местных достопримечательностях, и к утру следующего дня обида испарилась. В тот день мы осмотрели сухумский обезьяний заповедник и дендрологический парк. На следующий день поехали на знаменитую Иверскую гору. Там посетили старинный монастырь, куда люди приезжали за "святой" водой. Якобы вода в местных колодцах обладала волшебными лечебными свойствами. Но лично меня наповал сразил местный пейзаж. Гора была настолько живописна, что вдохновила к написанию следующих строк:

НА ИВЕРСКОЙ ГОРЕ

Вступая на вершину.
      Мне не хватает красок
      Для полноты картины.

Я провел две ночи в уютном домике с одним окошком, предоставленном в мое распоряжение хозяйкой. Но пора было ехать дальше, я попрощался с Витей, прокомпостировал билет, сел в скорый поезд, и отправился в путь. Я ехал в Тбилиси.
       Проснувшись поутру, я увидел в окошке поезда, что еду вдоль сказочной долины, и вдалеке высятся величественные кавказские горы. Железная дорога следует изгибам некой реки, вода в которой бурлит и рассыпается брызгами по камням. Зрелище настолько заворожило, что я прилип к стеклу и просто не мог оторвать глаз от великолепия природы.
      Между тем по расписанию поезд должен был довольно скоро прибыть в Тбилиси. Надо было собирать шмотки и готовиться к покорению грузинской столицы.
       Видимо, мое волнение оказалось заметным со стороны, так как женщина лет сорока пяти на вид, обратилась ко мне со словами:
      -Здравствуйте, юноша, если не секрет, куда направляетесь?
      Женщина говорила с явным грузинским акцентом. Понятно, местная, подумал я. И ответил:
      -Доброе утро. Я еду в Тбилиси.
      -К родственникам, друзьям, знакомым? - улыбнулась она.
      -Нет, представьте, ни к кому. Просто хочу посмотреть вашу столицу, здесь я никогда прежде не был. Говорят, Тбилиси - красивый город.
      -Верно говорят. Ну, а где намереваетесь остановиться?
      -Пока не знаю, но хотел бы устроиться в гостинице на несколько дней. Видите ли, я путешествую по бесплатному билету МПС, и хочу осмотреть как можно больше достопримечательностей. В частности, мне рекомендовали побывать в Мцхете, заехать в Гори, и вообще...
      -Знаете что, - сказала грузинка. - Я ведь тоже где-то ваша коллега. Давайте напишу рекомендательное письмо начальнику железнодорожной станции Мцхеты, думаю, он поможет вам устроиться на местной турбазе. А оттуда автобусом вы легко доберетесь до интересующих вас мест.
       И не говоря ни слова больше, незнакомка вынула из папки, которую держала в руках, лист бумаги, присела на откидное сиденье в тамбуре, и за пару минут набросала текст, подписала его и отдала мне письмо.
      -Скоро будет станция Мцхета. Сойдете там и идите прямо к начальнику станции. Дайте ему письмо, и он все устроит.
       Я опешил. Просто не знал, как благодарить мою благодетельницу. Но червь сомнения все-таки грыз меня. А что если не выгорит? Что, так и стану куковать на этом полустанке? И поэтому прямо без обиняков спросил:
      -Спасибо вам огромное, но, простите за бестактность, кто вы такая, что для начальника станции ваше слово - закон?
      -А ведь и верно, забыла представиться. Я работаю начальником отдела кадров Тбилисской железной дороги.
      -О, тогда понятно! - воскликнул я краснея. - Еще раз благодарю вас. Считаю, что мне очень повезло.
      -Счастливого пути! - широко улыбнулась она. - Желаю хорошо провести время в наших местах. И пошла по вагону дальше.
       Вскоре показалась станция Мцхета. Платформа располагалась очень низко, пришлось буквально спрыгивать с подножки поезда. С заветным письмом в руках я направился к начальнику станции. Вот тут я впервые в жизни ощутил, что значат связи. Небольшая записка, написанная по-грузински, оказалась той самой волшебной палочкой, которая мгновенно решила мои тогдашние проблемы. Без лишних слов, начальник железнодорожной станции позвонил директору местной турбазы.
       Когда через минут двадцать я появился на турбазе, меня уже встречали как родного. Какая-то женщина быстро оформила документы и вручила мне ключ от бунгало (иначе не назовешь треугольной формы деревянные домики, рассчитанные на двоих отдыхающих). Потом мне показали столовую, бассейн, игровые площадки и прочее. Я поинтересовался автобусными экскурсиями. Оказалось, здесь все было поставлено на широкую ногу. Позавтракав в местной столовке, я отправился осматривать окрестности. Турбаза лежала как бы в котловине и была окружена густо поросшими лесом горами. Я поднялся по тропе метров на сто, и вдруг увидел двух небольших буренок, ловко карабкающихся по кручам. Коровы паслись здесь и жевали травку так же как их родичи на равнине. Впоследствии, я узнал, что эти коровы-альпинистки как-то приспособились к условиям горной крутизны и не чувствуют никакого дискомфорта.
       Этот день я провел на территории турбазы, знакомился с молодежью, составлявшей здесь большинство, и записался на несколько экскурсий.
       Утром следующего дня я отправился на автобусную экскурсию по городу Мцхета с посещением знаменитого храма "Мцыри". Собор стоял в месте слияния двух легендарных грузинских рек - Арагви и Куры. Как нам пояснил гид, именно здесь Лермонтов написал одну из лучших своих поэм. По сюжету сюда из турецкого плена был привезен его герой Мцыри и оставлен в стенах древнего монастыря.
      Гид повел нас в монастырь, и по пути рассказал старинную легенду по другому поводу. - Прошу обратить внимание на барельеф, что на самом верху башни, - обратился он к группе. - Видите, что на нем изображено? Мы взглянули вверх и увидели - на барельефе отчетливо была видна рука, держащая строительный мастерок.
      -Так вот, - начал рассказ экскурсовод, - когда-то в давние времена жили в этих краях...
       Прошу прощения у гида и изложу эту легенду в стихотворном виде, ибо история была столь невероятная, что буквально в тот же самый день вдохновила меня на следующие строки:

ЛЕГЕНДА ПРО УЧИТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИКА

В горах, где бьёт живой родник,
      Мне рассказал один старик -
      Он почерпнул из древних книг
      Быль стародавних лет
      О том, что жили той порой
      В селенье над рекой Курой
      Учитель с головой седой
      И мальчик - ученик.

Был мальчик худ и невысок,
      Талантом не обидел бог,
      И, чтоб из парня вышел прок,
      Учитель наставлял.
      И вот, придя однажды в класс
      В обычный предрассветный час,
      Вручил он мальчику наказ,
      Отвес и мастерок.

Наказ гласил, что должен он
      Построить пышный Пантеон.
      Где вскоре будет погребён
      Великий патриарх.
      Наш юный мастер не спешил,
      Собор на свитке начертил
      И камни в стены заложил
      Как требовал закон.

Учитель в это время сам
      Неподалеку строил храм.
      (По замыслам быть должен там
      Основан монастырь).

И выше их на сто голов
      В густом скопленье облаков
      Проделал крест дыру.

И в эту щель лавиной вниз
      Лучи как в крепость ворвались
      И ослепительно зажглись
      В оконницах, и свет
      Пролился водопадом брызг
      С карниза на другой карниз.
      Потоки золота лились,

Он должен кару понести,
      Да будет осуждён!

Схватили парня палачи,
      Кричи теперь, иль не кричи...
      -За что?- Раздался крик в ночи
      И оборвался вмиг.
      По приказанью старика
      У мальчика - ученика
      Была отсечена рука
      При пламени свечи.

-Иные времена, сынок,
      Был мир завистлив и жесток,
      Так пострадать не дай нам бог,
      Сказал мне аксакал.
      -Взгляни, пожалуйста, наверх!
      До нас донёс далёкий век
      В стене из камня барельеф:
      Рука и мастерок.

Следующий день был посвящен экскурсии в город Гори. Мне давно хотелось там побывать. Я знал, что в Гори родился Сасо Джугашвили, в будущем "отец всех народов". Водитель автобуса высадил нас на центральной площади города, где высилась громадная статуя вождя. Несоразмерность монумента окружающим его строениям изумляла своей безвкусицей. Затем нас привезли к домику, где по преданию в семье простого сапожника родился Сталин. Маленький домишко просто терялся под громадным навесом из бетона, стали и стекла. Как выяснилось, навес предназначался для защиты домика-хижины от атмосферных осадков.
       И, наконец, нам показали дом-музей подарков Сталину. Здание, помню, было неприлично большим, в пять высоченных этажей. Конечно, не Эрмитаж, но количество выставленных в качестве экспонатов подарков вождю было неисчислимым. А уж, какие это были подарки и говорить не приходиться! Тут были и красивые ковры, вытканные руками таджикских женщин, сабли златоустовских мастеров, кинжалы с инкрустацией восточной работы, винтовки и револьверы тульских оружейников, самовары их же работы. Великолепный фарфор из Ломоносова, музыкальные инструменты с Карпат, скульптуры, картины, медальоны, одежда и обувь буквально из всех республик необъятного Советского Союза. Перечислять то, что мы видели - напрасный труд. Впечатление было грандиозное. А, кстати, все эти подарки по личному распоряжению Сталина направлялись в музей, а он сам не пользовался ни одним из них.
       Весь следующий день я решил посвятить Тбилиси и, помимо городской экскурсии, решил прокатиться на фуникулере и посетить знаменитые серные бани. Добравшись до города на электричке, я вышел на вокзальную площадь и увидел там великолепный монумент - царь Вахтанг Гургасали вздыбил коня, в руке у него гигантский меч. С именем этого грузинского монарха связывают историю основания столицы. Здесь раскинулся бескрайний лес, и, как-то на охоте царь подстрелил из лука великолепного оленя. На глазах придворных зверь со стрелой в боку упал в ручей, но о, чудо! Не успели слуги царя приблизиться к нему, как олень как ни в чем ни бывало, вскочил на ноги и унесся в чащобу леса. Оказалось, вода этого ручья была горячей и целебной. Узнав об этом, Вахтанг Гургасали решил основать здесь город. "Тби лиси" и означает "теплый источник".
       В течение нескольких часов я гулял по улицам залитого сентябрьским солнцем города, посетил пару музеев, прокатился на фуникулере на гору, на которой был красивый парк. И, под занавес , отыскал знаменитые серные бани. Говорят, Пушкин, после их посещения, якобы воскликнул "Что за прелесть эти бани! Я вышел из них словно родился заново"!
       Что касается лично моих ощущений, то может, не столь восторженно, но соглашусь с оценкой великого поэта. В самом деле, горячие сернистые источники оказывают на организм приятное успокоительное воздействие. И люди, пришедшие сюда, не спеша смывали с себя пыль и пот, делали это обстоятельно, и вели между собой неторопливые беседы.
       А мне следовало подумать о продолжении путешествия. Что ж, до сих пор, почти во всем мне сопутствовала удача. Пора было продолжить испытывать судьбу. Итак, распростившись с гостеприимной турбазой, я вошел в вагон на станции Мцхета. Поезд повез меня в Ереван.
       Выйдя на железнодорожном вокзале в город, я решил, что вряд ли мне удастся остановиться в гостинице в центре. Кто-то из прохожих посоветовал поискать ночлег в нагорной части Еревана. Там и гостиницы подешевле, да и вероятность устроиться намного выше. Что ж, я послушал доброго совета, и, взвалив на плечи рюкзак с нехитрой поклажей, направился в ту сторону. Но, похоже, на сей раз, я исчерпал лимит отпущенного на мою долю везения. Куда бы я ни заходил, всюду отвечали, что свободных мест нет и в ближайшее время не предвидится. Наконец, я зашел в гостиницу "Спортивная" и к моей радости, место как будто нашлось. Я уже было заполнил бумагу паспортными данными, как вдруг у администратора раздался телефонный звонок. Мне он не сулил ничего хорошего, потому что этот звонок возвестил о неожиданном прибытии какой то спортивной команды. Так, несолоно хлебавши, я пошел дальше.
      Хорошее настроение улетучивалось по мере дальнейшего подъема.
      "Ничего", - утешал я себя. "В крайнем случае, спущусь вниз, отправлюсь на автобусную экскурсию по Еревану, а вечером сяду в поезд и поеду назад". С такими вот мыслями я оказался в частном секторе города. Дома, скрытые от посторонних глаз высокими заборами, и увитые виноградными лозами, стояли как неприступные маленькие крепости. Но во мне еще не догорел авантюрный азарт, и я решил идти "ва-банк". В одном из дворов меня облаяла собака, в другом никто не вышел на звонок. А в третьем неожиданно отворила калитку темноволосая женщина средних лет. Ее руки были в мыле, видно она стирала во дворе. Я набрался храбрости, рассказал вкратце о себе. О том, что я из Москвы, путешествую один, приехал сюда посмотреть Ереван, а вот остановиться, увы, негде. Нельзя ли остановиться в ее доме дня на два-три? Я непременно заплачу за постой. И мне не нужно никакого постельного белья, ни кровати, так как у меня имеются спальный мешок и надувной матрац. Вероятно, женщина прочла мольбу в моих глазах, так как без лишних слов отворила калитку и повела в свой дом. В саду, я заметил, росли чудесные розы, а двухэтажный каменный дом был увит виноградными лозами, которые достигали едва ли не кровли. Во дворе копошилось двое детей - мальчик и девочка, и женщина сказала мне, что у нее с мужем их трое. Муж сейчас на работе и скоро приедет домой со старшим сыном и племянником. Она привела меня в дом, мы поднялись по лестнице на второй этаж и оказались в большой светлой комнате. Женщина открыла дверь на балюстраду, которая оказалась крышей гаража. - Тут вы будете ночевать, - сказала она. - В это время года здесь очень хорошо, свежий воздух, и наш старший сын спит на этом балконе.
       Я достал из рюкзака бутылку вина, которую вез из Москвы и поставил ее в комнате на стол. А женщине сказал: - Это вам и вашему мужу. Она ничего на это не ответила и вышла из комнаты, предоставив мне возможность устраиваться на новом месте.
       Через некоторое время к дому подъехал "Москвич", из него вышли трое и стали разгружать машину. Я видел, как они внесли в дом штук семь-восемь небольших арбузов и несколько ящиков мелкого зеленого винограда.
      Я спустился во двор, женщина представила меня мужу, которого звали Гурген, их старшему сыну лет шестнадцати на вид и племяннику, который выглядел постарше.
       -Ну, что ж, дорогой! - с характерным армянским акцентом обратился ко мне Гурген. - Добро пожаловать в наш Ереван! Извини, нам сейчас надо занести все это в погреб и помыться, потом поговорим. Ты, наверное, голоден?
      Я помог занести арбузы в погреб, после чего мои новые знакомые пошли умываться. Жена Гургена пригласила меня на кухню, где уже был накрыт стол. На нем стояли закуски, в основном, салаты, жареные баклажаны, тарелка арахиса, много всякой зелени. Когда вся семья уселась за стол, Гурген подмигнул мне, что, мол, мы будем пить, я встал и принес из комнаты свою бутылку вина. - Нет, дорогой, мы это не пьем. Ты наш гость и мы будем пить вот это... Он достал из холодильника бутылку с прозрачной жидкостью, плеснул в стаканы мне, жене, себе и племяннику немного, потом из графина добавил воды, и накапал всем несколько капель из маленькой склянки. - Вот теперь, дорогой, выпьем за здоровье! - обратился он ко мне. Я выпил свою порцию и ощутил во рту странный вкус. - Что это? - спросил я.
      - Это разведенный спирт. Для того, чтобы отбить неприятный вкус, я добавляю в него по своему рецепту нашатырно-анисовых капель. Так пить гораздо легче. И вообще, приятель, доктора запретили мне пить вино. Пару лет назад я перенес инфаркт, так что теперь могу пить либо спирт, либо водку.
      Из застольной беседы я узнал, что мои благодетели - армянские репатрианты, несколько лет назад приехавшие из Египта. Сам Гурген - зубной техник-протезист высокой квалификации. У него своя мастерская, в которой он с племянником и еще одним парнем отливают зубные протезы из золота и других металлов.
      В свою очередь я рассказал о себе и о том, какими судьбами меня занесло к ним в Ереван. Ну, и завершил свое повествование тем, что рассчитываю на их помощь, чтобы как можно больше увидеть в их солнечной Армении. А посему принимаю любые советы.
      Хозяева не заставили себя долго просить. - Дорогой, ты видел "поющие" фонтаны? - Нет. - Ну, в таком случае, мы тебе их покажем. Только их смотреть лучше всего вечером. Вот немного отдохнем и поедем, покажем тебе. Вряд ли в твоей Москве есть такое.
      И впрямь, зрелище оказалось захватывающее. В центре города взору предстали фонтаны, струи которых как бы танцевали, поднимаясь и опускаясь под звуки музыки, и при этом были окрашены в самые причудливые цвета. Нечто подобное до этого я видел в Петергофе, а много лет спустя, в Барселоне и в Лас Вегасе. Признаю, барселонские фонтаны бесспорно лучше, но в тогдашней советской Армении я был просто зачарован, глядя на эти рукотворные чудеса.
      Хозяева показали мне вечерний Ереван, улицы, наполненные гуляющими людьми, магазины со светящимися витринами, площади с памятниками, словом, для первого дня я был переполнен впечатлениями, особенно радостными от того, что довелось познакомиться с такими щедрыми и открытыми людьми, как Гурген и его семья.
      На другой день я отправился покорять город. Ереван - один из древнейших городов мира. В армянской исторической литературе Ереван впервые упоминается в начале шестого века. Согласно обнаруженным при археологических раскопках клинописным надписям, урартский царь Аргишти I в 782 до н. э. построил крепость Эребуни, у которой и возник современный Ереван (отсюда же происходит и название города).
      Я добрался до крепости Эребуни, с высоты которой, как мне сказали, в хорошую погоду можно увидеть легендарную гору Арарат. Когда-то давно Арарат находился на территории Армении, но сейчас он на турецкой стороне. Какой-то молодой армянин, с интересом всматривался вдаль. Я почувствовал в нем огонь туристского азарта и подошел к нему. Мы разговорились об истории, географии, и я спросил, не знает ли он как добраться до Эчмиадзина, города, который когда-то был едва ли не первой столицей Армении. Парень подсказал, на каким автобусом я могу поехать, и мы расстались.
       Приехав в Эчмиадзин, я присоединился к экскурсии, собравшейся у входа в красивый собор. Храм этот служит резиденцией католикосов (главных священников) Армении с далеких времен. Этот фактор, видимо, и выделил город как столицу страны. Из слов экскурсовода я почерпнул следующее о церкви. Учение армянской церкви отличается от греко-православной особенно тем, что оно признает во Христе только одно естество. Относительно семи таинств, армянская церковь держится особых правил, а именно: при крещении младенец трижды опрыскивается и трижды погружается в воду; миропомазание соединено с крещением; при причастии употребляется несмешанное вино и квашеный хлеб, смоченный в вине, соборуют только духовных лиц тотчас после смерти.
      В настоящее время в этом храме - музей с богатой коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства. Побродив несколько часов по этому старинному городу, я утомился и решил вернуться Ереван. По расписанию рейсовый автобус уходил еще не скоро, но тут я заметил на остановке автобус с туристами из России. Я вошел внутрь и подошел к группе девушек, сидящих сзади. Поздоровавшись, я спросил:
      -Скажите, куда путь держите?
      Одна из девушек посмотрела на меня красивыми черными глазами и ответила:
      -В Ереван. А вам куда надо?
      -Представьте себе, туда же.
      -В таком случае, едем с нами. У нас тут несколько свободных мест, водитель и экскурсовод вряд ли станут возражать. А вы сами откуда?
      Я представился девушкам, рассказал им о своем авантюрном путешествии, чем, видимо, их заинтересовал. Тем временем автобус заполнился людьми, и гид дал водителю команду трогаться. Вот так, в очередной раз я поехал "на халяву. Девушку звали Людой, экскурсия была из Челябинска, а остановились они на три дня все в той же гостинице "Спортивная", в которой мне отказали в приюте.
       По дороге в Ереван, автобус сделал небольшую остановку в селении Звартноц. Как объяснил экскурсовод, название переводится как "Крепость бдящих сил". Армения веками страдала от набегов со стороны Османской империи, и с этим местом связана героическая оборона крепости силами небольшого армянского гарнизона от превосходящих турецких сил. В середине седьмого столетия нашей эры в итоге долгой осады практически все армяне погибли, но никто не сдался на милость врага. Я был настолько тронут, что спустя некоторое время, попытался отобразить этот подвиг в небольшом стихотворении, которое привожу ниже.

В ДВУХ ШАГАХ ОТ РАЗВАЛИН

Одинокого храма.
      Здесь свободу топтали,
      Но свобода упряма.

Всю оставшуюся дорогу мы проболтали о том, о сем. Люда сказала, что завтра последний день их пребывания в Армении. Они едут на озеро Севан, проводят там весь день, ночуют в местной гостинице, а на следующее утро уезжают на черноморское побережье Кавказа. Я подумал, чем черт не шутит. До сегодняшнего дня мне везло на бесплатные передвижения, авось, и дальше повезет. И я спросил: - А что, если я поеду с вами на Севан? Люда ответила: - А почему бы и нет. В автобусе несколько свободных мест. Договорись (мы уже перешли на "ты") с нашим гидом. Имей в виду, мы уезжаем завтра в полдевятого утра. Придешь?
      Я с радостью согласился, получил согласие гида, распрощался с девушками и от "Спортивной" пошел по знакомому маршруту "домой".
      Наутро, объявив хозяевам, что уезжаю на весь день на озеро Севан, оделся по-летнему легко, в шортах и футболке (в городе термометр показывал 25 градусов по Цельсию) и направился в "Спортивную". Автобус уже дожидался туристов, и один за другим, таща баулы, сумки и чемоданы, они занимали свои места. Я поздоровался с водителем и с экскурсоводом и занял свое вчерашнее место сзади. Минут через пятнадцать подошли девушки и с ними моя новая знакомая Люда.
      -Ты давно здесь? - спросила она.
      -Да нет, не очень.
      -А взял что-нибудь из теплых вещей?
      -С какой такой стати?
      -Разве не в курсе, что мы едем на Севан?
      -А куда же еще?
      -Разве тебе никто не сказал, что там, в горах холодно?
      -Не смеши меня. Это же всего в семидесяти километрах от Еревана.
      -Да, но мы же поднимемся на высоту более двух километров. А там уже другой климат.
      -Ладно, Людочка, приму к сведению. Будем рассматривать неприятности по мере их поступления.
      Шутки шутками, но девушка оказалась права. Два часа спустя после головокружительного подъема в горы, мы прибыли на место. Выйдя из автобуса, я пожалел, что не захватил из дома ничего теплого.
      Заметив, что я начинаю коченеть, Люда раскрыла свой чемодан, вынула из него свой свитер и протянула мне. - Носи пока, но, имей в виду, когда поедешь назад, я у тебя его заберу.
      -Спасибо и на том. Я с благодарностью натянул на себя зеленый женский свитер. А озеро было и впрямь великолепно. Под яркими лучами солнца оно играло своей чистой синевой, крепкий ветер гнал волны по его поверхности. На противоположной стороне виднелась ломаная линия отдаленных гор. Честно говоря, я мечтал искупаться в Севане, но, когда гид назвал температуру воды, это желание быстро испарилось. Зато мы прокатились на пароходике, из-за сильного холодного ветра предпочитая оставаться внутри. Гид рассказывал о значении озера для Армении, как самого крупного источника воды и электроэнергии, о строительстве гидростанции, а мы любовались огромным водным пространством, вознесенным природой на столь почтенную высоту. Местный фотограф сделал несколько снимков группы и потом предлагал приобрести снимки. Фотки обещали получиться классные, и Людочка заказала себе несколько штук, но, тут оказалось, что у нее не хватает червонца. На сей раз я сыграл роль благородного рыцаря, дал ей десятку. Она обласкала меня благодарным взглядом, но пообещала по приезде в Челябинск вернуть долг. Как я ни настаивал, она взяла мой домашний адрес, и сказала, что вышлет деньги и фотки по почте.
      Наступил вечер. Я отдал девушке ее свитер, распрощался с ней и ее подругами, поблагодарил гида и водителя и отправился на автобусную станцию. Хорошо еще, что автобус уже стоял на месте и я не успел до конца "задубеть". А еще через два часа показались огни большого города, и из поздней севанской осени я как бы перенесся в чудное ереванское лето.
      На другой день я покидал гостеприимный Ереван и республику Армению. Несмотря на все мои протесты, Гурген и его жена проводили меня на машине до вокзала. В последний момент они сунули мне сумку с крупным, чудесным виноградом из их сада. Замечу, для себя они покупали виноград на рынке, он был и мельче и кислей, чем их собственный. То есть гостеприимство хозяев превзошло все мои ожидания. А на вопрос, чем я могу их отблагодарить, Гурген пожал мне руку и сказал: - Дорогой, мир такой тесный, ты - к нам, а мы, даст бог, когда-нибудь приедем в Москву, ты нас примешь, так ведь? Я оставил им домашние адрес и телефон, но, забегая вперед, скажу, мы так никогда и не встретились. А жаль.
      Вот осталась вдали платформа ереванского вокзала, поезд набирал скорость и увозил меня в обратный путь. Я решил провести пару оставшихся недель на Черном море, позагорать, покупаться, и вышел на городском вокзале Сочи. Так случилось, что моя мать отдыхала там со своей школьной подругой, и я приехал к ним. Мне были страшно рады. Они снимали небольшую квартирку, в которой и для меня нашлось место, а пресловутые спальник с матрацем и тут оказались кстати. По большому счету мое путешествие закончились, я просто расслаблялся и отдыхал, тем более, что по молодости лет закрутил здесь курортный роман с одной московской барышней. Рассказывать про Сочи, вероятно, нет большого смысла. Думаю, многие там бывали или слышали о нем. И две недели спустя, загорелый и хорошо отдохнувший, я вышел на перрон Курского вокзала в Москве. Отпуск был окончен, пора было выходить на работу.
      А дома меня ждало письмо из Челябинска. С нашими с Людой фотокарточками с озера Севан. А между ними червонец.

• Комментарии: 13, последний от 06/06/2021.
  • © Copyright Генин Михаил Владимирович (niho@estart.com)
  • Обновлено: 12/09/2008. 34k. Статистика.