В мире всегда были и есть смертельно опасные профессии. В их числе и должность, то бишь, престол царя в древних царствах, в том числе и в древнем Израиле. Убивали царей почем зря, хотя многим хотелось на этом стуле посидеть, о риске забывая. В книге библейской всё четко: "(MII 15:14) И Менахэйм, сын Гади, пошел из Тирцы и пришел в Шомерон, и поразил Шаллума, сына Йавэйша, в Шомероне, и убил его, и стал царем вместо него". Тирца - это была старая столица Израиля, еще до Шомрона (Самарии). И уточнено по поводу Менахема: "(и царствовал) в Шомероне десять лет". Было это в
747-738 гг. до н.э. По тем временам немало. Напомню - после смерти царя Иеровоама престол занял его сын Захария. Но на это место прельстился некто Шаллум (Селлум) и решил проблему быстро - убил Захарию и захватил престол, не имея на него никаких прав. Просидел на чужом престоле месяц и с ним расправился Менахем.
Дашевский задается вопросом - кто такой Менахем бен Гади? К его имени есть приставка "бен Гади", которое можно понимать и как имя его отца, и как указание на колено (Гада). Комментаторы считают, что Менахем, возможно, был начальником города Тирца при Иеровоаме и Захарии (последних царях династии Иеху). Когда же воцарился Шаллум, Менахем ему не подчинился, оставаясь в укрепленной Тирце. Видимо, возникло двоевластие. Как мы уже знаем, Менахем двинулся в Шомрон, убил Шаллума, и воцарился сам. Дашевский пишет: "В некотором смысле даже нельзя сказать, что он был заговорщик, потому что он убрал заговорщика и принял правление на себя. Не было никакой войны, потому что за Шалумом не было особенной силы".
Арсений (Соколов) по этому поводу пишет: "Можно предположить, что заговор Шаллума был дворцовым переворотом, а заговор Менахема - военным. Строки Писания скупы, но все же позволяют предположить, что армия негативно восприняла события в Самарии. Вероятно, Менахем был одним из авторитетных военачальников. Его решение взять израильскую столицу и уничтожить Шаллума вполне могло представляться как праведная месть за убийство последним Захарии и потому получить поддержку в войсках и одобрение в народе".
Но захват престола еще не означал для него триумфа. Некоторые города воспротивились
хватке Менахема. Новый царь не церемонился. Утвердившись в Самарии, Менахем устраивает карательную экспедицию против непокорных, оплотом которых был город Типсах: И читаем: "(15:16) Тогда Менахэйм поразил и разгромил Тифсах и всех, кто был в нем и в пределах его, за то, что (город) не открыл (ворот)...". Арсений пишет, что "вероятно, развалины древнего Типсаха находятся под холмом Хирбет-Тафсах в 11 км юго-западней нынешнего Наблуса. Интересно, что в Септуагинте в 4Цар 15:16 говорится не о Типсахе, а о Таппуахе, который, согласно книге Иисуса Навина, располагался на границе колен Ефрема и Манассии. Если локализация Тапуаха на месте холма Шех-Абу-Зарад в 12 км юго-западней Наблуса и локализация Типсаха на месте Хирбет-Тафсаха верны, то эти города располагались совсем неподалеку друг от друга: на Ефремовом нагорье, в 11-12 км южней Шхема (Сихема), нынешнего Наблуса. Тирца (Фирца), в свою очередь, судя по раскопкам холма Тель-эль-Фарах, располагалась на северо-восток от Шхема, примерно в 10 км от него. То есть от Типсаха или Таппуаха до Тирцы - около 20 км".
По поводу стиха (15:16) есть неясности. Во фразе "за то, что (город) не открыл (ворот)" по мнению Дашевского, непонятно, кто "не открыл"? По большинству мнений тот, кто начальствовал в этом городе Тифсахе, не признал Менахема царем. Город Тифсах был в основном населен арамейцами. Возможно, что Иеровоам, возвратив города, потерянные предыдущими царями, вернул этот город Тифсах под власть Израиля. Когда же жители города увидели покушения на царей и их череду, они, вероятно, решили воспользоваться нестабильной ситуацией и выйти из-под власти Израиля. Тогда пришел Менахем и с ними расправился. Уточню: город Тифсах (торговый город на Ефрате) упоминается и в книге Мелахим I "(5:4) Ибо он (Шломо) властвовал над всею землею по (правую) сторону реки, от Тифсаха до Аззы, над всеми царями по (эту) сторону реки".
И еще фраза, уже традиционная: "(15:18) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних; не отступал во все дни свои от грехов Йаровама, которыми тот ввел в грех Исраэйль".
Надо полагать, на небесах заметили эту греховность в поведении царя и его народа и наслали "наказание". А "орудием" наказания послужил Пул (Фул), царь Ашшурский
(Феглаффелласар III, или Тиглатпаласар III, или евр. Тиглат-Пилесер): "(19-20) Пул, царь Ашшурский, пришел в страну; и дал Менахэйм Пулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его (помощь его) были с ним, чтобы утвердить царство в руке своей. И взыскал Менахэйм это серебро с исраэйльтян, со всех богатых людей, по пятидесяти шэкэлей серебра с каждого человека (столько стоил в то время в Ассирии раб), чтобы отдать царю Ашшурскому. И ушел назад царь Ашшурский, и не остался там в стране". Значит, по тем временам была заметная сумма! И отступил царь Ашура, его устроила эта весомая контрибуция. Одним словом, откупился Менахем. Кстати, имя самого царя ассирийского в ассирийских клинописях звучит как Тиллат-Пилезер (Лопухин). А почему - Пул (Фул)?
Фул было вавилонским (в каноне Птолемея) названием Ассирийского Тиглат-Пилезера (Лопухин).
Царствование Менаима оказалось временем первого появления на территории Ханаана завоевателей того времени - ассириян. Вторжение ассирийского царя в Израиль прошло через земли царства Арам. Когда-то царство Арам было как бы щитом между Израилем и Ассирией. Но теперь Арам уже был покорен. Об этом оставил расписку сам царь Ассирии. По камню выбили по его указу имена покоренных данников - царей Дамаска и Тира. На очереди был Израиль. Но Менаим сделал упреждающий ход - послал гонцов с богатыми дарами и серебром. Есть предположения, что Менахим обратился к Тиглатпаласару, рассчитывая на его помощь в укреплении своей власти в стране. В книге пророка Осии (Ошэйа) как будто бы есть на это намёки. Приведу несколько выдержек из его книги.
"(Ос. 5:13) ...и пошел Эфрайим к Ашшуру, и послал к царю Йарэйвскому, но тот не может исцелить вас, и не излечит вас от раны". В данном случае пророк использует имя одного из колен Израиля имея в виду все же страну. Ассирийского царя с именем Йарэйва не было, специалисты считают, что это слово пророк употребляет в нарицательном смысле, к царю Йарэйву, как якобы царю-защитнику. Пророк с иронией пишет об ассирийском царе, от которого Израиль (Эфрайим) тщетно надеется получить поддержку. Хотя, получив дань от Менахема и записав его на камне как царя-данника, ассириец как бы оставил его в покое, мол, со своими проблемами разбирайся пока сам.
И еще. (8:9-10) Ведь они поднялись к Ашшуру (подобно) одинокому дикому ослу; дарами Эфрайим приобрел любовь! Хотя и посылают они дары народам, ныне Я соберу их, и вскоре задрожат они от бремени царя князей". Под термином "царь князей" пророк имеет в виду властителя царей покоренных стран, царя Ассирии. Так что прогноз пророка довольно ясен.
Менаим (Менахем) назван в списке наряду с сирийским царем Рецином и царем Тира Хирамом в длинном перечне сдавшихся на милость победителя царьков после "сирийского" похода Тиглатпаласара III в 738 г. до н. э. и означен как "Минихимми уру Самирина" - Менаим из города Самарии.
Возможно, захват власти Менахемом спровоцировал гражданскую войну, о чем говорит фраза "...Тогда Менахэйм поразил и разгромил Тифсах и всех, кто был в нем и в пределах его", и что при нем Израиль, возможно, оказался разделенным на две территории, которые пророк Осия именует "Израилем" и "Эфраимом" ("Ефремом"). Вероятно, терроризируя население, Менахем хотел не только утвердить свой престол, но и ликвидировать проегипетские настроения в стране. Арсений (Соколов) допускает, что "гибель Захарии и всей династии Ииуя, неуспех Шаллума и его сторонников были обусловлены борьбой в Израиле двух "партий" - проегипетской (к которой, возможно, принадлежал Шаллум) и проассирийской (к которой принадлежал Менахем)".
Пророк Осия достаточно прозрачно об этом намекает: (7:11) И стал Эфрайим подобен глупому, неразумному голубю: взывают к Египту, идут в Ашшур.Можно понять настроение пророка - не у сильных мира сего надо защиту искать, а надеяться на себя, на Бога: "(7:10) И надменность Иисраэйля свидетельствует против него, а они все же не обращаются к Г-споду, Б-гу своему, и не ищут Его". Но "Богу - богово", а царю еще надо и в дипломатии и в реальной политической ситуации разбираться, особенно когда под угрозой само существование царства. Возможно, Менахем все свои надежды возлагал на поддержку или хотя бы нейтралитет Ассирии. Во всяком случае, он смог отодвинуть угрозу захвата Израиля воинственным восточным царем на весь период своего царствия.
Но все эти усилия царя, по мнению пророка Ошэйи, и упования на "царя князей" не сулят хорошее будущее стране и народу. С горечью пишет Ошэйа: (10:5-8) За тельцов Бэйт-Авэна (Бэйт-Эйл, храм в Израиле, где поклонялись тельцам. - Д.Г.) будут бояться жители Шомерона, ибо оплачет его народ его и жрецы его, что радовались ему, - и славу его, что покинула его. И сам он (телец) унесен будет в Ашшур, в дар царю Йарэйву, - срам охватит Эфрайима, и посрамлен будет Йисраэйль советом своим. Пропадет царь Шомерона, как пена на воде. И разрушены будут жертвенные возвышения Авэна - грех Йисраэйля".
И - окончательный прогноз Израилю за богоотступничество: "(10:14-15) И поднимется смятение в народе твоем, и разграблены будут все укрепленные (города) твои... Вот что причинил вам Бэйт-Эйл из-за тяжкого зла вашего; на заре погиб царь Йисраэйля".
"(14:1) Осужден будет Шомерон за то, что восстал против Б-га своего: падут они от меча".
У Израиля выбора особого фактически не было: признать полную зависимость от Ассирии, или оказать сопротивление. А чтобы сопротивляться, нужен был мощный, равный Ассирии союзник. Сторонники союза с Египтом именно в нем видели спасителя. Об этой раздвоенности горькие слова Ошэйи: "(Ос.12:2) Эфрайим ветер пасет и за ветром восточным гоняется; и с Ашшуром союз заключают они, и отвозится оливковое масло в Египет". Но в те времена и сам Египет был не в лучшем виде, позже Ассирия и до него доберется. Получается, что у Менахема и выбора-то не было, как признать власть Ассирии. Так что выбор в пользу вассального подчинения Ассирии, сделанный Менахемом, и, видимо, расправы с проегипетскими сторонниками и его противниками, был исторически оправдан. В противном случае Ассирия просто раздавила бы его и Израиль перестал бы сущестовать как государство намного раньше тех сроков, когда это всё же произошло.
Менахем благополучно закончил свое царствование, откупившись от грозного царя ассирийского. И последняя традиционная запись в книге Мелахим II: "(15:21-22) А прочие деяния Менахэйма и все, что он сделал, описано в книге летописи царей Исраэйльских. И почил Менахэйм с отцами своими, и стал царем вместо него Пекахйа, сын его". А Книгу летописи царей ищут до сих пор...
Давид Генис
Источники:
Арсений (Соколов) Последние цари Израиля. 2014 (//www.bogoslov.ru/text/4241753.html)
Библейская энциклопедия Брокгауза (//ekzeget.ru/slovar.php?slov=)
Википедия.
Дашевский З. Лекция 93 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_93.html)
Дубнов С. М. Краткая история евреев. Ч.II. Гл.11:77