Умер Иорам (Иеорам), пятый царь древней Иудеи. Похоронили в городе Давида "с отцами своими". "(ДII22:1) И воцарили жители Йерушалаима Ахазйау, сына его меньшого, вместо него, так как всех старших убил отряд, пришедший к стану с аравитянами". И стал шестым по счету царем Иудеи сын его, двадцати двух лет от роду, Ахазия (Ахазйау). В Книге Диврей указана несколько другая дата: "(22:2) Сорока (двадцати) двух лет (был) Ахазйау, когда он стал царем". Шарада? Не берусь разгадывать. Для нас это сейчас не основное.
Правда, не повезло новому царю: всего один год ему удалось усидеть на троне в Иерусалиме: с 843 по 842 год до н.э., (или с 842 по 841). Я уже писал в предыдущих историях о расхождении в датировках у авторов. Но, об этом докапываться не будем, всё равно, истину не откопаем. Скрыта она во тьме веков... До сих пор именитые авторы и исследователи о библейских датах спорят...
Трудно с иврита на русский переводить имена древние. Вот и этому царственному молодцу не повезло - что ни источник, то прочтение с иврита разное. Он и Ахазйау, и Ахазия, и Ахазияху, и Охозия... Чаще называют его Ахазией с иврита или Охозией, по христианской традиции. На этом остановимся и мы.
Еще деталь. Мать царя Иудеи Ахазии (Охозии) звали Аталия, в христианской традиции - Гофолия. Она была дочерью царя Израиля Ахава. Напомню, царь Иудеи Иеошафат в свое время женил сына Иорама на ней ради союза с Израилем. Союз, это всегда, как бы, хорошо. Но, в данном случае, составители хроники не могли простить этот брак и считали, что все беды на головы иудеев шли от этого предосудительного дела. Почему? Цари Израиля не очень были преданы Единому Богу. А больше они склонялись к язычеству. Причину этого составители Хроник видели в том, что жена царя Израиля Иезавель была из Финикии и именно с ее подачи внедрялось в стране это зло. И потому царь тоже стал грешным: "(М8:27) И следовал он пути дома Ахава, и делал то, что дурно в очах Г-сподних, подобно дому Ахава, потому что он был в родстве с домом Ахава".
Бесславная гибель
Много про Ахазию не пишут. Целый год сидел человек на троне. А в хронике о нём только и сообщается, как он погиб. Царь Израиля затеял войну с царем Арама Хазаэйлом. Но война есть война. Не повезло царю израильскому. Получил ранения и вынужден был вернуться домой для лечения. "ДII22:6. ибо (болели) раны, которые нанесли ему в Раме, когда он воевал против Хазаэйля". И Ахазия, царь Иудеи, пришел в Изреэль навестить раненного. Долг вежливости, как никак...
Когда начальник израильских войск Иегу находился в военном лагере близ Рамы, пророк Элиша (Елисей) послал к нему одного из учеников пророков с поручением. Там посланник вызвал Иегу в другую палатку и помазал его голову елеем. И шепнул
"(МII9:6-7) так сказал Г-сподь: "Помазал Я тебя, чтобы быть (тебе) царем над Исраэйлем; И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих, пророков, и за кровь всех рабов Г-сподних, (павших) от руки Изэвэли". Иегу вышел к военачальникам и сообщил им об услышанном. Они это известие приняли на "ура", затрубили в рога и воскликнули: воцарился Иегу! Войско присоединилось к своим начальникам и признало нового царя. Иегу, взяв с собою отряд воинов, отправился в Израиль, чтобы свергнуть с престола Иорама.
Командующий войском Израиля военачальник Иегу, воспользовался ранением царя и затеял мятеж. С. Дубнов характеризует его как человека решительного и честолюбивого. Этого военачальника избрал пророк Элиша орудием для уничтожения рода Ахава, насаждавшего язычество и в Израиле, и в Иудее. В общем, повел Иегу своих сторонников к городу, где лечили царя, дабы свергнуть его. Стражники заметили подозрительный поход, доложили царю. Но посыльные, посланные узнать, в чем дело, назад не возвращались. Заподозрил царь, что произошло что-то неладное. И, несмотря на свои ранения, решил выехать им навстречу. Запрягли колесницу. И выступил царь Исраэйльский, и за компанию Ахазия, каждый на колеснице своей.
Встретились они на поле. Спросил царь своего командующего войском:
- С миром ли, Иегу?
И в ответ услышал:
- Какой мир при любодействе Изэвэли, матери твоей, и при множестве ее волхвований?
Понял царь, произошло предательство. И повернул он назад, и сообщил Ахазии: измена!
"А Йейу натянул лук рукою своею и поразил Йеорама между плеч его, и вышла стрела из сердца его; и пал он на колени в колеснице своей" (МII9:24).
(МII9:27-28) "Увидев (это), Ахазйа, царь Йеудейский, побежал по дороге в Бэйт-Аган. И погнался за ним Йейу, и сказал: и его бейте в колеснице. (И ранили его) при подъеме в Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддо, и умер там. И свезли его рабы его в Йерушалаим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давида".
В Книге Диврей представлена другая версия: "(ДII22:9) ...отыскал он Ахазйау, и поймал его, а он скрывался в Шомероне, и привели его к Йэйу, и умертвили его".
Независимо от точности обеих версий, известно одно: бесславно погибли от рук мятежника оба царя.
Иегу расправляется с домом Ахава
Убив царя Израиля Йорама, Иегу отправился во дворец, где жила мать царя, финикийка Иезавель. Увидев его, Иезавель криком закричала: здоров ли, цареубийца!? Иегу приказал служителям дворца вытащить её на площадь и растоптать копытами коней. Затем он послал в Самарию приказ убить там всех остальных членов семьи Ахава. Испуганные старейшины Самарии поспешили исполнить этот приказ и отослали к Иегу в корзинах отрубленные головы царской семьи. Совершив эту страшную месть, Иегу вступил в Самарию и занял царский престол.
Первым делом новый царь Израиля Иегу взялся за язычников-поклонников Ваала. Он притворился их сторонником. Затем он созвал в храм Ваала всех его жрецов и приверженцев. (МII10:21-28) "и пришли все поклоняющиеся Баалу, не было ни одного, кто не пришел бы; и пришли они в дом Баала, и наполнился дом Баала от края до края". ...И приступили они к совершению жертвоприношений и всесожжений. Когда они закончили обряд, сказал Йегу скороходам и начальникам: войдите, перебейте их, пусть ни один не уйдет. "И перебили их острием меча, и бросили (их) скороходы и начальники, и пошли к городу дома Баала. И вынесли они столбы из дома (храма) Баала, и сожгли их. И разбили они памятник Баалу, и разрушили дом Баала. Служение финикийским идолам в стране было запрещено. И истребил Йегу Баала с (земли) Исраэйльской". Надо добавить, что не за Б-га он старался. Многие другие языческие обряды исполнялись, как и прежде. Он просто выполнил условие от пророка, поддержавшего его в стремлении захватить власть в стране и покончить с язычником царем.
Аталия, царица Иудеи
Итак, царь Иудеи Ахазия трагически погиб. Воспользовавшись ситуацией безвременья, Ахалия захватила власть, объявив себя царицей. Случай в истории Иудеи уникальный, ибо не было у него в списке царей женщин. Амалия стала первой и последней... Она стала насаждать в иудейской столице изображения Ваала и Астарты, создала алтарь для Ваала и назначила священником некоего Матана, из рода левитов.
Аталия, узнала, что и сына, и брата ее, царя Израиля, взбунтовавшийся Иегу убил. Сообщили ей и о том, что в Израиле уничтожают сторонников убитого царя и людей "царского рода". И она тоже взялась за кровавое дело, начав "казнить потомков Давида во всей Иудее". Про нее написано: "истребила все царское потомство". Почему? Да во все времена борьба за власть определяла поведение и цели всех "высокостоящих". И уничтожали всех, кто мог помешать...
Нет, не успела она всех уничтожить. Йегошэва, сестра убитого царя Ахазии и жена первосвященника Храма Иодая взяла Иоаша, младшего брата Ахазии и смогла тайно его вместе с кормилицей спрятать от гнева Аталии. Шесть лет, все те годы, когда власть была в руках царицы, он скрывался в Храме при поддержке первосвященника.
На седьмой год, считая, что паренек созрел для трона и понимая, что секрет может быть раскрыт, Иодай срочно собрал в Храме (в доме Г-споднем) "сто начальников богатырей и скороходов". Он с ними заключил союз, и взял с них клятву и показал им единственного уцелевшего сына умершего царя Иорама. Он был последним продолжателем рода Давида. И ему должна была принадлежать власть в Иудее. Приказал он одной части из них обеспечить строгую охрану царского дома, а другим усилить охрану Храма. И добавил: "И окружите царя со всех сторон, каждый с оружием своим в руке своей; и кто вошел бы в ряды (ваши), да будет умерщвлен. И будьте при царе, когда он выйдет (из храма) и когда будет входить (в дом царский)".
Говоря современным языком, он организовал охраняемый своими сторонниками "коридор" для безопасного выхода юного царя из Храма и перевозки его в царский дворец. Это означало одно: "коронование" нового царя вместо Аталии, узурпаторши. (МII11:11-12) "И стали скороходы, каждый с оружием в руке своей, от правой стороны дома до левой стороны дома, у жертвенника и у дома, вокруг царя. И вывел он (Йеояда) царского сына, и возложил на него корону и знаки (царского отличия), и сделали его царем, и помазали его, и рукоплескали, и восклицали: да живет царь"!
Дошел до ушей Аталии шум и "голос бегущего народа", и двинулась со своими сторонниками и охранниками в Храм, узнать, в чем дело. "И увидала она, что вот, царь стоит у столба, по обычаю, и вельможи, и трубы при царе; и весь народ страны ликует, и трубят в трубы. И разодрала Аталйа одежды свои, и закричала: заговор, заговор!". Можно думать, что она не ожидала встретить в Храме большой отряд вооруженных левитов, тайно созванных первосвященником со всей Иудеи. Проиграла она эту встречу. Схватили ее тут "под ручки белые".
По приказу первосвященника её казнили: "Аталйюумертвили мечом (в) царском доме". Читал, что казнили ее в долине Кедрон, где исполняли смертный приговор преступникам. У Иосифа Флавия ("Иудейские древности") написано: "Сообразно повелению те, которым была поручена казнь Гофолии, схватили ее, потащили ее к так называемым Царским воротам мулов и тут убили ее". Но это уже детали. Так закончила дни свои самозванная царица Аталия (Гофолия), седьмая по счету "царская персона" в царском доме Иудеи... Годы ее царствования тоже "плавают", возьму за основу запись в Краткой Еврейской Энциклопедии: 842-836 гг до н.э.
"И заключил Йеояда союз между Господом и между царем и народом, и (еще союз) между царем и народом". В этом и была главная цель Первосвященника Храма - уничтожить покровительницу язычества в стране и восстановить веру в Г-спода. И воссел юный царь на царский престол. "И веселился весь народ страны, и успокоился город". Но об этом царе уже в следующей истории.
Приведу интересный отрывок о судьбе Аталии (Гофолии) из книги "Женщины Библии": "В своей книге "Понимание библейских совпадений" (Understanding Scriptual Coinsidances -I.I.Blunt) Блант говорит следующее: "В самом деле, исключительная похожесть Гофолии на её мать, хотя наше внимание направлено не на это сходство, была достоверна исторически и основывается на нескольких случаях, относящихся к этой жертве пагубной женской привычки, которая должно быть сохранилась как характерная черта у ребёнка Иезавели: та же жажда крови, та же жажда владычества в государстве ли, в хозяйстве, то же неженственное влияние на царя, своего мужа. Иезавель учредила Ваала в Израиле, Гофолия -в Иудее, горький источник неисчислимых несчастий, которые хлынули на оба их царства, подготовляя в одном из них Салманассара, а в другом - Навуходоносора".
Памяти Аталии посвящают:
Жестокость Аталии и ее трагическая судьба привлекают внимание даже спустя много веков. Так, например, в ее честь назван астероид (малая планета) "(515) Аталия" (Athalia). Его впервые наблюдал 20 сентября1903 года Макс Вольф, немецкий астроном обсерватории в Германии. Этот небесный "камешек" в диаметре 38 километров летит в далеком космосе со скоростью более 16-ти километров в секунду. Даже при такой сумасшедшей скорости он облетает по своей орбите вокруг солнца только за пять с половиной лет.
Этой жестокой женщине посвящены трагедия Расина "Гофолия" (1691) и музыка Мендельсона к ее постановке (1845). Гендель в 1733 г. написал ораторию. Известна оратория Симона Майра (1822).
Приведу в сокращенном виде содержание трагедии Жана Расина "Гофолия"
(//briefly.ru/rasin/gofolija/).
Действие происходит в Иерусалимском храме. После гибели ее сына царя Иудеи Ахазии Гофолия, замыслив истребить весь род Давида, предала палачам всех внуков Иорама (дети его к тому времени уже погибли). Однако сестра Ахазии спасла последнего внука и единственного наследника царства Давидова Иоаса и спрятала в храме у своего мужа первосвященника Иодая. Иодай готовит его к вступлению на царство, воспитывая в строгости и уважении к законам. Он верит в чудо и пытается убедить в своей вере всех остальных -- военачальника Авенира, левитов, народ, которые пока еще не знают, что в храме скрывается наследник Давидова престола, под именем Элиакима.
Однажды, во время службы, в храм неожиданно вошла Гофолия и увидела Элиакима, который прислуживал Иодаю. Появление идолопоклонницы считается осквернением, и Иодай потребовал, чтобы она покинула храм. Однако Гофолия заметила мальчика и теперь хочет знать, кто он такой, ибо она видела сон, в котором её мать предсказывала ей смерть, а потом явился отрок в белых одеждах левитов с кинжалом, и в Элиакиме она вдруг узнает того отрока. Священник Матфан, ставший жрецом Ваала, говорит, что мальчика надо убить, раз он опасен, ибо сон -- это небесный знак, "кто заподозрен, тот виновен до суда".
Гофолия хочет поближе посмотреть на мальчика. Когда приводят Иоаса, то он отвечает, что он сирота и о нем печется Царь небесный, что родители бросили его. Гофолия предлагает ему жить в её дворце и что мальчик будет ей, как сын родной.
Позже Гофолия посылает Матфана сказать, что за право молиться своему Богу в храме Иодай и левиты должны отдать ей подкидыша Элиакима. Если же они откажутся, то тем самым подтвердят подозрения о том, что ребенок из родовитой семьи и его растят для скрытой цели. Первосвященник решает, пора действовать и нельзя больше скрывать Элиакима, он должен явиться в царственном уборе и венце. В храме готовится церемония возведения на царство. Иодай спрашивает, готов ли мальчик следовать в жизни примеру Давида, и тот отвечает, что готов. Тогда Иодай становится перед ним на колени и провозглашает, что воздает честь своему новому царю. Другие священники тоже приносят ему клятву на верность.
Появляется левит и сообщает, что храм окружен войсками. Иодай расставляет людей для зашиты храма. Появляется военачальник Авенир, которого Гофолия отпустила из темницы сказать, что священники будут пощажены, если отдадут ей Элиакима и тот клад, который когда-то был дан Давидом на сохранение в храм. Иодай готов отдать царице сокровища и сказать ей, какого рода мальчик, когда она войдет в храм без своих солдат -- сделать это её должен уговорить Авенир.
Иодай дает указание закрыть ворота храма, как только царица окажется внутри, чтобы отрезать ей дорогу назад, а все остальные священники созовут народ на выручку. Появляется Гофолия и, называя Иодая бунтовщиком, говорит, что могла бы уничтожить его и храм, но, по уговору, готова забрать лишь клад и мальчика. Иодай готов показать ей их. Завесы раздвигаются, и Иодай призывает царя иудейского появиться. Выходят Иоас и вооруженные левиты. Гофолия в ужасе, а Иодай говорит ей, что сам Господь отрезал ей пути к отступлению. Входит начальник над священниками Исмаил и сообщает, что наемные солдаты Гофолии бегут -- Господь вселил в их сердца страх, народ ликует, узнав, что явился новый царь занять трон. Ваал повергнут в прах, и жрец Матфан убит. Гофолия готова к смерти. (Пересказал А. П. Шишкин. Источник: Все шедевры мировой литературы. Ред. и сост. В. И. Новиков. М.: Олимп: ACT, 1998).
Да, судьба царицы-самозванки трагическая, но за что воспевать ее? Ведь, кроме того, что написано о ней в древних Хрониках: "казнила потомков Давида во всей Иудее" и "истребила все царское потомство", ничего более о ней в истории не сохранилось, хотя царствовала шесть лет.
Перевернем и эту страницу истории древней Иудеи. Ушли в далекое прошлое царь (шестой) и царица (седьмая), оставив о себе память только о том, что они были...
Источники:
Аталия (//ru.wikipedia.org/wiki/)
Википедия (//ru.wikipedia.org/wiki/)
Диврей гаЙамим II (//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/)
Дубнов С.М. Краткая история евреев (//jhistory.nfurman.com/code/dubnov09.html).
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн 9:5,6,7. Библиотека "Вехи", 2002 г.