Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Ахав царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 8, последний от 05/01/2023.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.31*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вспоминая "давно забытое", можно и нужно пытаться осмыслить современные события.Да и просто, история заслуживает того, чтобы ею интересоваться и знать.


  •   
       Ахав - царь древнего Израиля
      
       Давид Генис
      
       В древнюю историю своего народа можно "убежать" от реалий сегодняшнего дня.
       Но, можно и нужно, вспоминая "давно забытое", пытаться осмыслить современные события. Старая истина: всё, что было, повторяется вновь и вновь. Ничего нового, всё старое, "древнее". Но есть и те, кто не хочет вспоминать историю. Много тех, кто хочет ее "замыть", перелицевать, желаемое выдать за истинное, чужое присвоить себе, криком перекричать тех, кто не желает забывать свою историю, а то и просто обманом и террором утвердить свое "это - моё".
      
       "И почил Шеломо, и погребен был в городе Давида..."
      
       ...Умер царь Соломон. Сорок лет правил мудрый царь. Только вот не хватило ему мудрости предвидеть, что будет после его смерти. Уже к концу дней его народ заметно роптать стал. Налоги и дворцовые расходы росли, назревали межродовые распри. А тут еще многочисленные иноплеменные жены насаждали языческие обряды, что еще больше озлобляло народ. "Соломон запечатлелся в народной памяти c одной стороны - мудрым и справедливым, строителем Храма, а с другой - жестоким угнетателем, самодуром и поклонником чужих богов" (Александр Мень, "История религии")
       ...Умер царь Соломон. И сразу же "треснуло" его внешне блестящее царство. Оно распалось на две части: Северное царство (Исраэйль) со столицей в Шхеме и Южное царство (Иудея) со столицей в Иерусалиме. Интересная деталь: Александр Мень называет Северное царство Эфраимским царством (возможно, потому, что
       новая столица царства г. Самария находилась на земле колена Эфраима, хотя и не имела с ним какие-либо племенные связи).
      
       "И восстал Исраэйль против дома Давидова..."
      
       Рассказ мой сегодня о Северном царстве, Исраэйле. Откололись северяне от южан, воевать стали друг против друга. Не принесло это покоя ни народу, ни стране. И в те времена, как и в современном Кнессете, было много желавших власти, но менее всего думавших именно о народе и стране. Пошли смуты, распри, цари сменяли друг друга, "взлетали" и уходили в небытие.
      
       И только седьмой царь, Омри, оказался с характером. Положил он конец беспорядкам. Стал первым царем третьей израильской династии. Произошло это в 887 г. до н.э.
      
       Шомрон (Самария) - новая столица
      
       Не захотел Омри оставаться в городе, где до него жили прежние цари (до того первой столицей был Шхем, a второй - Тирца). Город хранил тяжелую память об их ужасной судьбе. Не хотел Омри, чтобы и его возможная династия тут прервалась, как две предыдущие. И начал он искать место для новой столицы.
      
       Место такое нашел где-то посередине между Иорданом и Средиземным морем, точнее, между нынешними Шхемом и Дженином. Получилось - в центре царства. Здесь, в плодородной долине, окруженной полукольцом гор, внимание его привлек достаточно высокий и обширный холм. С его вершины хорошо обозревались местность и важные торговые пути, проходившие через Ханаан.
      
       Но царя заинтересовало не только это. С трех сторон холм имел крутые, скалистые обрывы. И протекал здесь достаточноводный ручей. Значит, не просто холм. Не просто в перспективе город. Можно здесь построить неприступную столицу-крепость. В те времена это было очень важно. "Выбор места для закладки крепости свидетельствует о недюжинном стратегическом таланте царя" (Келлер В., 1998).
      
       В Танахе (Ветхий Завет) так записано: "И купил он у Шемера гору за два таланта серебра, и застроил эту гору, и назвал город, который он построил, Шомроном, по имени Шемера, владельца горы" ("Пророки", Мелахим, I, 16:24). Одни ученые считают Шемера ханаанеем, другие - просто владельцем той земли. В любом случае, важно - не отнял царь землю, хотя речь шла о будущей столице и важной крепости, а купил ее. И евреи, заселившие землю современного Израиля, вспомним, тоже выкупали ее, правда, не у истинных владельцев, коими считают себя арабы, а у захвативших ее силой у них же, у евреев...
      
       В христианской Библии название города дано в греческом переводе и звучит более знакомо для нас - Самария. По названию этого города и всю территорию Северного Царства (Исраэйля) впоследствии стали называть Самарией, название этой территории сохранилось до настоящего времени. Напомню, ведь именно Самарию палестинские арабы считают своей "исконной" землей и требуют создания здесь государства для "палестинского народа" (хотя такое государство под названием Иордания на половине территории Палестины и именно для арабов палестинцев уже было создано после Первой Мировой войны!).
      
       Ахав, сын Омри, царь Северного царства
      
       Перескочим через время и поведу я рассказ о главном герое моего очерка, царе Ахаве. С иврита "Ахав" - "брат отца". Возможно, по смыслу имелось в виду, что сын продолжит дело отца, станет ему не только сыном, но и как бы братом, т.е.
       сподвижником и продолжателем. Судьба отпустила ему 22 года на царствование, срок очень немалый по тем временам.
      
       Таков или нет истинный перевод его имени на русский язык, не знаю. Но то, что Ахав действительно продолжил дело своего отца по укреплению царства, подтверждено не только в библейской книге "Пророки" ("Мелахим", в Ветхом Завете - Книга Царств), но историческими и археологическими данными.
      
       Шомрон Омрии и Ахава - не библейская легенда
      
       Вернер Келлер в книге "Библия как история" (1998) пишет о том, что многие данные о царе Ахаве, описанные в Танахе, похожи или считались вымыслом. Уж очень многие "доказывали" и продолжают "доказывать", что доисторический Танах евреев это просто сборник легенд и небылиц. В "Пророках" можно прочитать, например, такую фразу: "Прочие дела Ахава, и всё, что он сделал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в книге летописей царей исраэйльских" (22:39).
      
       Как-кой еще "дом из слоновой кости"? Явно, выдумка, приукрасили, мол, царя Ахава. Оказалось, и древняя крепость, и "дом из слоновой кости", описанные в Библии, реальность.
      
       Раскопки холма начались благодаря пожертвованиям богатого американского еврея Якова Шифа. Были найдены многочисленные черепки с надписями, остатки кувшинов, в которых жители приносили пошлину царю Шомрона. Благодаря этим надписям, сделанным раннееврейским письмом, учёные узнали названия многих окрестных городков и деревень. Некоторые из них упоминаются в Танахе, часть в измененном виде дошла до нас в названиях современных арабских деревень.
      
       Всё это было обнаружено при раскопках в 1908-1910 гг (ученые из Гарвардского университета) и в 1931-1935 гг группой англо-американских археологов. Да, фундамент этого города-крепости был расположен на целинной почве, т.е. построен заново. То, что это была крепость, говорят громадные блоки мощных укреплений. Толщина крепостных стен достигала по разным данным 15-30 футов.
       Были обнаружены фундаменты и стены зданий особняков семьи царя и придворных, кладовые, зернохранилища, бассейны.
      
       При раскопках обнаружили много обломков слоновой кости. На месте древней Самарии земля "буквально была усыпана ими". На крупных фрагментах сохранились части "изысканных рельефов работы финикийских мастеров". Так было удостоверено, что дворец и есть тот самый "дом из слоновой кости
       царя Ахава". Все эти фрагменты были остатками отделки дворцовых комнат и мебели. Пластинки из слоновой кости, найденные при раскопках Шомрона, выставлены в музее Рокфеллера в Иерусалиме.
      
       И крепость, и город
      
       Сохранились также развалины нижнего города, построенного в то же самое время на более пологом южном склоне. Судя по находкам, эту часть Самарии населяли люди победнее. Слоновой костью здесь дома не украшали. Но мощной крепостной стеной этот город тоже обнесли. Фрагменты городской стены были обнаружены при раскопках.
      
       Еще важные находки: были обнаружены надписи древнееврейским шрифтом. Десятки рукописей с еврейскими письменами были обнаружены под развалинами
       предполагаемых зданий царской канцелярии. Думаю, арабы, именующие себя "коренными палестинцами, жившими здесь, в Палестине, еще с докаменного века",
       не будут утверждать, что это именно они писали на древнееврейском? Хотя пределов их лжи нет.
      
       Откопали здесь большой, хорошо оштукатуренный водоем. Возможно, это и был тот библейский "самарийский пруд", или купальня, в котором отмывали от крови колесницу Ахава после его гибели в битве?
      
       Между прочим, ассирийцы высоко оценили город-крепость Самарию, заложенную Омри и отстроенную его сыном Ахавом. В течение многих десятилетий после гибели династии Омри они на своих клинописных табличках называли этот город
       "Домом Амврия (Омри)".
      
       Надо сказать, что город был населен не только израильтянами, но и ханаанеями,
       близкородственным семитоязычным народом, исповедовавшим язычество. Майкл Грант, американский историк, в своей книге (1998) написал: "С этнической точки зрения, Самария являла собой попытку обеспечить сплоченность царства, ибо была замыслена как гарантия того, что в союзе между монархией и подданными важную и достойную роль, наряду с израильтянами, играют и ханаанеи".
      
       Есть и такое мнение: желая объединить десять северных колен израилевых, Омри выбрал город, который не был прежде связан какой-либо традицией с одним из колен.
      
       Город был захвачен в 636 г. арабами. В последний раз он был разрушен Салах Ад Дином, после победы над крестоносцами в 1187 г. Шомрон окончательно пришел в упадок. Евреи были убиты или изгнаны. Лишь небольшая арабская деревня на краю холма осталась в напоминание о былом. Тут же расположены могилы пророков Элишы (Елисея) и Овадии (кстати, оба пророка - евреи). Это место крестоносцы превратили в церковь, а затем арабы - в мечеть.
       Ахав - строитель
      
       В Библии написано, что Ахав отстроил много городов. М. Грант по этому поводу так написал в своей книге "История древнего Израиля": "Он отстроил и вновь заселил Иерихон. В Хацоре были возведены внушительная крепость, военные склады и "великолепная искусно сконструированная система водоснабжения". При раскопках, в частности, был обнаружен хорошо оборудованный глубокий колодец с несколькими десятками ступеней и чистым ручьем на его дне.
      
       В городе Мегиддо он построил защищенный подземный водовод и новые кладовые, а также "массивные фортификационные сооружения". Кстати, раскопки конюшен в Мегиддо, по мнению специалистов, говорят о том, что Исраэйль участвовал в торговле между Египтом и Малой Азией. Укрепил он и город Шхем. Все эти сведения обоснованы археологическими раскопками.
      
       Иезавель - царская жена
      
       Соседями Северного царства были жители средиземноморского побережья мореходы и умельцы финикийцы. С ними еще цари Давид и Соломон дружили.
       Дабы еще больше дружбу укрепить, женил Омри своего сына Ахава на дочери тирского (г. Тир в Финикии) царя финикиянке Иезавели.
      
       Вот с этого-то и начались страсти. Да, дабы стать израильской царицей, решилась она на принятие иудаизма. Но для женщины процедура эта достаточно простая, на что не согласишься в такой радужной ситуации. По сути же своей она осталась язычницей и от своих финикийских богов и идолов отказываться не собиралась, выросла ведь в их мире.
      
       И исподволь стала добиваться от Ахава благорасположения именно к ее верованиям. Мол, без милых ее сердцу финикийских обычаев трудно ей, не может от них сразу избавиться и отвыкнуть. "Иезавель была амбициозной и манипулирующей женой царя Ахава - слабого лидера, который позволил ей диктовать политику в его царстве" (Рик Джойнер)
      
    И незаметно, "тихой сапой", заполонили столицу и страну финикийские жрецы и жрицы, да финикийские купцы и ремесленники... В столице воздвигли большой храм с идолом Ваала, тирского бога солнца. Здесь же и языческий алтарь, и жертвенники в честь богини плодородия Ашторет (Астарты)... За столицей и другие города последовали. Как ныне в Европе везде тихо-тихо минаретов понатыкали, так в те времена языческих алтарей и жертвенников везде понаставили, вытесняя и оттесняя еврейского единого Бога. У нахалов ведь тактика не меняется...
       Через Исраэйль проходили торговые пути, и торговля стала толчком к имущественному неравенству. Это начало влиять на положение маленьких сельских общин. Появились скупщики и продавцы земли. В понятии израильтян "земля отцов", земля, на которой трудились предки, была как бы священной. Продажа отцовской земли рассматривалась как грех. Но новые времена не щадили обычаев. Земледельцы стали попадать в кабалу, закладывать и продавать землю. Появилось долговое рабство. А в богатых семьях и в домах знати стали тяготеть к роскоши; там предпочитали все "финикийское". И шло это рука об руку с язычеством.
       Конечно же, идолопоклонство начало вызывать недовольство и ропот в народе. Еврейские пророки народ будоражить стали. Тут уж Иезавель маску голубицы сбросила, приказала выловить и убить пророков и праведников, выступавших против ее засилья. "И было, когда Иезавель уничтожала пророков Господних..."
       (I, 18:4).
       Правда, всех уничтожить не смогла, многие скрылись в горных пещерах. И Ахав, к великой скорби народной, поддерживал свою жену, и даже принимал участие в ее делах и жертвоприношениях. "И делал Ахав, сын Омрии, злое в очах Господа (более) всех, кто был до него" (I, 16:30). Но будем справедливы. Всё же Ахав считал Ягве Богом Израиля. При его дворе были всегда "пророки Ягве". В имена детей Ахава включалось имя Ягве.
       Мы бы сейчас сказали, проявлял "политкорректность" ради мифической дружбы с пришельцами, ради капризов своей своенравной жены, фактически уступив им и землю, и страну, и веру, и будущее своего народа... Вот скажите, не повторяется ли все это в сегодняшнем мире, к несчастью, в гораздо больших масштабах...
      
       Печать царицы Иезавели
      
       Специалист по Ветхому Завету из голландского университета (Universiteit Utrecht) Марио Корпел (Marjo Korpel) изучал печать, датированную IX столетием до н.э. Он подтвердил ее принадлежность библейской царице Иезавели на основании символов, изображенных на печати (публикация в Journal for Semitics).
      
       Печать нашел в 1964 году израильский археолог Нахман Авигад (Nahman Avigad). На ней он обнаружил вырезанную древнееврейскую надпись - буквы "yzbl" . Сразу же возникло предположение, что печать принадлежала убитой в 845 г. до н.э. царице Иезавели, жене израильского царя Ахава. Однако это утверждение не было однозначным из-за неуверенности в прочтении имени.
      
       Новое исследование было основано на тщательном изучении символов, изображенных на печати. Часть из них указывала на принадлежность печати именно женщине, другие символы означали, что владелец печати был царского рода. Кроме того, печать по своей величине значительно превосходила печати, которыми владели обычные граждане. Сравнивая эту находку с другими подобными печатями, Корпел пришел к выводу, что ее верхний разрушенный край должен был содержать еще две дополнительные буквы, которые однозначно указывали на Иезавель как владелицу данной печати и позволяли прочесть ее имя (в зеркальном отображении).
      
       Печать находится в коллекции древних символов власти Музея Израиля в Иерусалиме, который, таким образом, ручается за подлинность этого артефакта.
       Иезавель обвиняли в незаконном использовании печати своего мужа с целью подделки царских посланий, однако теперь выясняется, что царица, по всей видимости, обладала собственной печатью, которая позволяла ей вести свои дела независимо от Ахава.
      
       После гибели ее мужа, царя Ахава, во время мятежа она была выброшена из своего дворца, растоптана конями и скормлена собакам (Мелахим II, 9:33-37).
       (//www.grani.ru/Society/Science/m.129316.html, 29.10.2007 ).
      
      
       Ничто в мире даром не проходит...
       Только наиболее известный и "святой" пророк тех времен Элиягу (Илия) осмеливался приблизиться к царю и говорить ему правду в лицо. Но не меняло это ситуацию. Царь выслушивал гневные и неприятные пророчества, но поступал по своему, уступая жене и "политкорректности". А пророк Элиягу вновь прятался от преследования в дальних горах или в Заиорданье (территория к востоку от Иордана входила и входит в регион, который ныне называют "Палестина", и в те времена являлась частью Исраэйля). Жена Ахава люто ненавидела пророка, видя в нем главного врага своим языческим верованиям и проводимой ею политике в стране. "Библейская Иезавель была наибольшим врагом одного из наиболее могущественных пророков Ветхого Завета - Илии" (Рик Джойнер).
       При одной из встреч с царем предрек Элиягу, что за все прегрешения и язычество нашлет Господь на страну тяжелую засуху на три года: "в сии годы не будет ни росы, ни дождя". О том, что засуха настигла страну во времена царствования Ахава, есть сведения у финикийского историка Менандра Эфесского. "Менандр упоминает о чудовищной засухе, поразившей Палестину и Сирию во время правления финикийского царя Иттобаала (отец жены Ахава) и продолжавшейся целый год" (В. Келлер, 1998).
      
       Далее в Библии рассказывается, как по предложению Элиягу было устроено соревнование на горе Кармель "четырехсот пятидесяти пророков Баала и четырехсот пророков Ашэйры, питающихся от стола Иезавели" против Элиягу.
       Понятно, те лже-пророки проиграли, а на призывы Элиягу Господь откликнулся дождем: "...небо потемнело от туч и от ветра, и полил большой дождь" (I, 18:45).
      
       Есть в библейском рассказе история о том, как Господь помог Элиягу (Илии) оживить сына женщины, у которой он прятался от преследований. И как у той же женщины были "лишь горсть муки в кувшине и немного масла во фляге". Но молитвами Элиягу и с помощью божьей "кормилась она, и он, и дом ее (много) дней. Мука в кувшине не иссякала, и масло во фляге не убывало, по слову Господа, которое Он изрек через Элиягу". Идея божьего предрасположения к пророкам позже, в Новом Завете христиан, проявится историями о том, как Иисус Христос исцелял больных и умиравших, как "тремя хлебами" кормил великие толпы... Кстати, современные гипнотизеры тоже владеют подобными методами...
      
       Поход Арама против Самарии
      
       К северо-востоку от Исраэйля находилась страна арамеев, Арам, со столицей в Дамаске. Уточню - название никакого отношения ни к современной Сирии, ни к арабам вообще, не имеет. Процитирую американского ученого А. Азимова:
       "Дамаск (Dammesek на древнееврейском) существовал еще во времена Авраама.
       Название произошло, очевидно, от арамейского выражения "di masqua" (обладающий запасами воды). Город находился в зеленой, обильно орошаемой области". Арамеи относились к группе западно-семитских племен, говоривших
       по-арамейски, очень близкого к ивриту.
      
       Но почти родственные племенные связи не стали основой мирных отношений. А там, где нет мира, чаще всего бывают войны. Однажды арамейский царь уже нанес поражение израильскому царству, отхватив ряд городов. Вот и во времена Ахава арамеи вновь решили испытать его "на прочность".
      
       Царь Бен-Адад II ("сын Хаддада", арамейского бога) осадил Самарию, требуя от Ахава стать его данником. "И Бен-Адад, царь Арамейский, послал послов к Ахаву,
       заявив: "Серебро твое и золото твое - мои, и жены твои и добрые сыновья твои - мои". Нет, не сдался Ахав. Весьма рассердился царь арамеев на такую гордыню и велел передать: "Клянусь, праха Шомеронского (земли Самарийской) не хватит по горсти для всех людей, идущих за мной" (I, 20:10). Ахав ответил: "Пусть не хвалится опоясывающийся (своим оружием) как распоясывающийся ( после битвы)".
      
       Вообще-то положение осажденных израильтян было тяжелым, сил для прямой битвы явно было меньше. Но Ахав нашел выход. Собрал он сравнительно небольшой отряд воинов-храбрецов и неожиданно в разгар дневной жары напал на лагерь арамеев. Те, в ожидании, что Ахав вот-вот сдастся, пировали, заранее празднуя свою победу. Но смелая вылазка осажденных вызвала панику. С позором бежали арамеи. Сам Бен-Адад еле спасся.
      
       Через год Бен-Адад вновь привел свои войска на землю Северного царства. В этом ему "помогли" советники. Сказали они царю: "их Бог - бог гор, поэтому они одолели нас. Но (давайте) сразимся с ними на равнине, наверняка одолеем мы их!".
       Реванш и в долине не удался. Непрошенные гости в битве на голанских высотах, у Афека, вновь потерпели поражение. Царь Бен-Адад сдался в плен и просил пощады, обещая вернуть ранее захваченные города. Ахав победил, но "посадил с собой его на колесницу", назвал братом и отпустил с миром. Факт, на первый взгляд, странный.
      
       А с востока надвигалась Ассирия
      
       Нет, далеко смотрел царь Ахав. С востока нависала мощная и агрессивная Ассирия.
       Ассирийцы говорили на северо-восточном семитском языке и происходили от древних аккадцев. Царь Ашурнасирпол II (881-859 гг до н.э.) известен своим походом в страну финикийцев и арамеев, где он захватил богатую добычу. Можно было вполне ожидать новых неприятностей от агрессивного соседа.
      
       Нужны были союзники в противостоянии с грозным врагом. И, действительно, вскоре ассирийский царь Салманасар III двинулся на запад. "В лодках из овечьей кожи я пересек Евфрат во время разлива реки", так записано в дошедшем до наших времен клинописном сообщении царя Ассирии.
      
       Вот тут-то и оправдалось предвидение Ахава. Предложил он союз Бен-Ададу и еще некоторым соседним царям. Объединенное войско встретило ассирийцев. "2000 колесниц и 10 000 лощадей" выставил Ахав. Чем закончилась эта "битва народов"?
      
       Согласно ассирийским записям, в 854 г. до н.э. у города Каркар, расположенного далеко от Дамаска, встретились армия Салманасара против армии Ахава и
       Бен-Адада. Ассирия в своих клинописных записях объявила о своей победе. Но почему тогда, без добычи, без захвата городов, без дани повернула она назад? И в "Пророках" тоже ничего не говорится об этой битве, значит, и израильтяне похвастаться победой не смогли. Историки считают, что битва та закончилась без успеха для обеих сторон. Трудно согласиться с такой оценкой. Ведь эта битва подарила Араму и Исраэйлю еще почти столетие независимости. Это нужно записать в прямую заслугу Ахава.
      
       Но что для нас интересно, на том монолите, где высечены хвалебные слова царя ассирийского, упоминаются и царь Дамаска, и "Ахав израильтянин".
      
       Гибель Ахава
      
       Прошло три года мирной жизни между Самарией и Дамаском. Обещать легко, выполнять обещанное не всегда хочется. Обещал ведь однажды Бен-Адад, попав в плен, вернуть Исраэйлю захваченные когда-то города. Да отказался выполнить их.
      
       Между тем, отношения между Иудеей и Исраэйлем в эти времена заметно улучшились. Отдал Ахав дочь свою замуж за сына царя Иудеи. И обратился Ахав к родственнику, царю Иудеи Иосафату, за помощью, предложив союз против Арама. В ответ на обращение иудейский царь ответил: "Как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони" (I, 22:4-5).
      
       Как говорится, "были сборы недолги". Союзные армии вышли в поход и сразились с арамеями у города Рамота Гиладского (Рамота-Гилада), к востоку от Иордана. Битва была тяжелой, много воинов полегло с обеих сторон. В один из моментов стрела арамейского воина попала в Ахава. Упал на дно своей колесницы, заливая ее кровью, смертельно раненный царь. И прошел клич "Пусть каждый возвратится в свою страну и в свой город". Говоря проще, проиграли израильтяне эту битву.
      
       Так драматично закончилось царствование Ахава, сына Омри, царя-строителя и царя-воина, поднявшего силу Исраэйля и отразившего первое нападение мощной Ассирии, великий грешник по описаниям в Танахе ("Пророки") и человек, оставивший свое имя в истории. Правил сей человек в 874 - 852 гг до н.э. (КЕЭ).
      
       Моавитский камень
      
       "И восстал Моав против Исраэйля по смерти Ахава" (Танах, Мелахим II, 1:1). Хочу привести вкратце эту историю, произошедшую уже после гибели Ахава, ибо в ней есть сведения, реально подтверждающие библейские писания. Царство Моав в восточном Заиорданье (к востоку от Мертвого моря) было данником Исраэйля. Воспользовавшись моментом, моавитяне решили освободиться от этой зависимости.
      
       Чтобы подавить восстание, войска трех стран (Исраэйль, Иудея и Эдом) двинулись к земле моавитян. В "Пророках" довольно много места уделено этому походу
       (II, 1:1- 3:27). "Когда моавитяне услышали, что пришли цари воевать с ними, то собрались они все, начиная от тех, кто стал носить пояс, и старше, и стали на границе". По тексту явно говорится о победе союзников. Но конец текста звучит совсем не мажорно: "И был гнев большой на исраэйльтян, и они отступили от него
       (от Моава) и возвратились в страну" (3:47). Значит, всё же не было победы?
      
       А теперь обратимся к моавитскому источнику, известного как "Моавитский камень" (Стела Меша, или Меса), который хранится в Лувре (Париж). Кратко изложу интересный рассказ об этом в книге В. Келлера ("Библия как история").
      
       В 1868 г. Ф. Клейн, миссионер из Эльзаса, путешествовал по библейским местам. В Заиорданье он случайно наткнулся на необычный большой базальтовый камень, полузасыпанный песком. На нем он увидел явственные древнееврейские буквы, составившие 34 строки. "Не прошло и нескольких минут, как миссионера окружила толпа вооруженных арабов. Ожесточенно жестикулируя, они принялись кричать наперебой, что этот камень принадлежит им, и заломили за него громадную цену". Клейн вернулся в Германию с целью сбора необходимой суммы.
      
       Французский ученый Клермон-Ганно, узнав о находке, отправился в те места. Он скопировал надпись и отправил ее для дешифровки в Париж. Когда французы вновь приехали в Заиорданье, камня на месте не оказалось. "Арабов обуяла жадность, и они взорвали камень, чтобы разбить его на куски и продать по частям.
       Им казалось, что европейцы, одержимые жаждой коллекционировать древности, будут охотнее покупать мелкие куски камня". Конечно, пришлось скупать все осколки и реконструированный камень установили в Лувре.
      
       Надпись гласит: "Я - Меса, сын Шамаша, царь Моава.. Мой отец был царем Моава в продолжение тридцати лет, а я стал царем после моего отца; и я построил это святилище Шамаша в Керихохе (столица Моава, библейский Кир-Харешет)..., ибо он спас меня от моих угнетателей и даровал мне превосходство над всеми моими врагами. Омри был царем Израиля и угнетал Моав многие дни... И сын его пришел ему на смену и также сказал: "Я подавлю Моав"; в мои дни сказал он это, но я превозмог его и дом его; и Израиль погиб на веки вечные... Израильские пленные выкопали рвы в Керихохе...".
      
       Международные эксперты подвергли камень и надпись на нем тщательным проверкам, которые "однозначно подтвердили, что дибанский камень - подлинный исторический документ, и текст на нем относится к 840 г. до н.э., именно ко времени моавитского царя Месы, о котором говорится в Библии". Этот текст оказался также "древнейшим документом, написанным на моавитском диалекте, близком к древнееврейскому языку Библии. И это стало настоящей сенсацией!.".
       Слова "Израиль погиб на веки вечные" специалисты толкуют как сообщение о гибели династии Омри.
      
       Черный обелиск из Телль-Нимруда
      
       И опять рассказ о случайной находке. Англичанин Генри Лэйярд в 1845 г. на раскопках древнего кургана Телль-Нимруд на Тигре обнаружил большой черный камень-обелиск. Все четыре грани его покрывали "рельефы, изображения и клинописные надписи, идущие в пять рядов".
      
       Позже, когда смогли прочитать клинопись, выяснилось, что этот камень был памятником победам ассирийского царя Салманасара III (858-824 до н.э.),
       современника и противника израильских царей Ахава и Ииуя, упоминаемых и в Танахе. На обелиске была и надпись: "Дань Иауа из Бит-Хум-ри: я получил от него серебро, золото, золотые вазы, золотые кубки, золотые чаши, золотые кувшины, скипе­тры для царя и бальзамовое дерево". "Бит-Хумри" ("Дом Омри") - так ассирийцы называли Исраэйль. Упоминаются на нём и другие события и имена, о которых идет речь в Танахе.
      
       Упомянутые мною каменные "документы", как и многие другие археологические памятники интересны и своей уникальностью, и тем, что подтверждают многое из того, о чем можно прочитать в Танахе (Библии), в том числе о времени и событиях в годы правления царя Исраэйля Ахава, сына Омри, в далеком девятом веке до новой эры.
      
       Вот такая, как будто бы уж очень древняя история о царе Исраэйля Ахаве. События древние, давние. Но их отзвуки, как волны в эфире, долгие и бесконечные. Многое повторяется в том или ином виде и сегодня. Многое сегодняшнее в свете истории, если ее не стараются забыть, высвечивается совсем в другом виде. Самария (Шомрон), Шхем, Заиорданье, и многие другие земли и города, исконные израильские территории, земли отцов, на которых евреи жили и живут более трех тысяч лет, вдруг объявляются "исконными" землями захватчиков, именующих себя "палестинским народом"...
      
       Давид Генис
      
      
      
      
  • Комментарии: 8, последний от 05/01/2023.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.31*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка