Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Акко город в истории Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/07/2010. 79k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Древний город Акко в долгой истории Израиля


  •    Акко - город в истории Израиля
      
      
       Почему пишу об Акко?
      
       Совсем недавно, в мае 2010 года, глава "Палестинской автономии" Мазен решил ознаменовать "легитимность страны" выпуском собственных денежных купюр. Но забыл сверчок свой шесток. Национального банка в сей "державе" нет, а потому и печатать денежки некому. Затея сорвалась. Но весь фокус еще и в том, что господин неуважаемый Мазен хотел на купюрах напечатать виды израильских городов Яффо и Акко. Мол, арабские это города. Мол, скорбят арабские сердца по утерям. А нарисуем виды их на "собственных" купюрах, народ, не сведущий в истории, тому и поверит. Ведь купюры ежедневно перед глазами "палестинцев" и прочих других "друзей" маячить будут, так и запомнят, что якобы арабы города эти построили еще в каменном веке, что, ну, и так далее...
      
       В 2007 году я побывал в Израиле, в том числе и в г Акко. И описал свои впечатления от посещения этого древнего города в статье "На крыльях мечты и самолета в Израиль". Поместил я ее в интернете (Библиотека Машкова, www.lib.ru). А прочитал о потугах Мазена и "залез" в интернет, посмотреть, что народ знающий и туристский, об этом городе пишут. Главное - никогда этот город не был владением арабского государства. Да, были арабские завоевания. Да, после тех захватов поселились в этом городе арабы и ныне живут.
      
       Но не забудем, появились арабы в этом городе только в седьмом веке нашей эры, а древнееврейские племена заселили эти места за две тысячи лет до них. И все эти тысячелетия вплоть до наших дней евреи здесь жили и живут. И никакой вины нет у евреев, которых на протяжении всех этих тысячелетий изгоняли, убивали, преследовали, препятствовали их заселению и нормальной жизни на их древней исторической родине, которую с подачи римлян с первого века новой эры стали называть "Палестина".
      
       И потому никаких прав у арабов на эту землю, в том числе и на город Акко, нет. Тем более, "палестинцам", которых сюда переселяли, дабы заполнить пустующие земли во времена турецкого владычества. И набежавших сюда во времена развития экономики этого края евреями, давшими работу всей этой разношерстной компании из соседних арабских стран.
      
       Добиблейские времена.
      
       Городу Акко, по данным археологов, около 4-5 тысяч лет. Упоминание о нём впервые встречается в египетских хрониках XV века до новой эры. Правил Египтом (1502-1448 гг до н.э., по другим данным, это были несколько иные годы) очередной фараон 18-й династии по имени Тутмос III. Был этот правитель человеком воинственным и в военных делах способный. Он организовал 17 захватнических походов в Азию. Дабы и потомки всех времен знали о его военных успехах, распорядился фараон вести записи, для чего держал при себе писца. Но еще и построил громадный Карнакский храм Амона в Фивах, столице страны. И на его внутренних стенах и стелах приказал высечь сведения о своих успехах и отдельные места из тех записей.
      
       Прошли века. Исчезли записи. И знаем мы о них только потому, что остались их выписки на стенах храма. Правда, и стены дошли до наших времен далеко не в лучшем виде. Их разрушали время и люди, кто-то "хозяйственный" тащил камни для своих построек. И дошли до нас те остатки, что остались, вернее, обрывки надписей. Но подвигом многих ученых было все-таки разобраться в них, восстановить клинописные тексты и смыслы. Эти тексты помогли узнать о походах фараона, битвах, о взаимоотношениях египтян с народами Передней Азии. Эти настенные записи Тутмоса III, как считают специалисты, послужили уникальными историческими документами для современных египтологов.
      
       Так вот, во время своего первого похода в Ханаан (ныне - Палестина) Тутмос одержал крупную победу возле города-крепости Мегиддо. В те времена каждый город с прилегающей землей был царством, Их было много, этих царств и царьков. Но перед египетской угрозой они объединили свои "армии". Не помогло. Фараон разгромил их, взял много пленных и добра, всех этих царьков сделал своими вассалами и обязал платить дань. Как же не оставить потомкам радостную весть об этом?
      
       "На стене Третьего пилона сохранился почти полный список городов, входивших в союз, разгромленный фараоном у Мегиддо. Список содержит 119 названий, включая такие известные города как Кадеш, Мегиддо, Хамат, Дамаск, Хацор, Акко, и многие другие. Рассказ о первом походе Тутмоса III заканчивается изображением триумфа фараона, вернувшегося в Фивы с войском"
       (//ru.wikipedia.org/wiki/). Эта настенная "расписка" победителя и стала для нас первым дошедшим сообщением о существовании города Акко.
      
       Новое упоминание о городе Акко современные египтологи получили из времен царствования фараонов Аменхотепа III (1413-1377 гг. до н.э.) и его сына, Аменхотепа 1V Эхнатона (1375-1358 гг. до н.э.). А дело было так. В конце XIX
       века во время раскопок холма Телль Эль-Амарна на восточном берегу Нила (в 300 км к югу от Каира), было найдено большое количество глиняных клинописных табличек на распространенном в те времена аккадском языке. Это были письма, адресованные этим фараонам их вассалами из азиатских городов. Уникальная коллекция из примерно 400 табличек из архивов фараонов (Эль-Амарнская переписка) интересна к теме моей статьи тем, что она тоже в ряде таблиц упоминает город Акко. На одной табличке, например, правитель Акко просит прислать солдат для защиты города. Из табличек стали известны имена некоторых правителей Акко: Сурата и Сатаатна (Hess S.R. Amarna Personal Names.1993).
      
       Со временем власть фараонов XVIII династии зачахла и сошла со сцены. Ей на смену пришла следующая династия в лице активного фараона Сети I. Понятно, что
       новая власть занялась тем же - походом в Ханаан. Среди городов, вновь завоеванных им, опять упоминается город Акко. Ну, и еще одна ссылка тех времен: в известном папирусе Анастаси I, написанного в конце XIII в. до н. э., перечисляются города, в том числе и Акко.
      
       Почему я так много внимания уделил этим древнеегипетским свидетельствам? По простой причине - ни в одном из них нет и намека на арабские племена, кочевавших в те далекие времена со своими верблюдами далеко на юге, в песках Аравийского полуострова. И, наоборот, именно в эти времена, где-то примерно за полторы тысячи лет до новой эры, начинается заселение Ханаана израильскими (древнееврейскими, западносемитоязычными) племенами. Арабы к этим племенам никакого отношения не имели и не имеют, у них другая генеалогическая ветвь развития и был другой ареал обитания. На этот счет имеются серьезные научные исследования и подтверждения.
      
       Знатоки утверждают, что история Акко, этого приморского израильского города, является одной из самых драматических и интересных во всем мире. Хотите верьте, хотите - нет. Во всяком случае, коли сюда действуют в наши дни специальные туристские туры, а наш большой автобус был без свободных мест, значит, это - интересно. Можно и по другому сказать - а что в Израиле не исторично и не интересно? Думаю, таких мест там нет.
      
       И еще:
    город Акко относят к мировым достопримечательностям и включили в список городов всемирного наследия ЮНЕСКО. Акко возник на перекрестке торговых путей, был центром встреч разнообразных культур и целью многих завоевательных походов. Здесь, по пути в Индию, даже останавливался известный венецианский купец и путешественник Марко Поло. Здесь есть, что посмотреть.
      
       Акко и заселение Ханаана израильтянами
      
       Арабы утверждают, что они заселили Ханаан раньше евреев, чуть ли не с каменного века. И, дабы запутать несведущих, называют себя "палестинцами", "палестинским человеком". Хорошо известно, что термин "палестинский народ" родился уже в наши времена, в 60-70-е годы, во времена египтянина Арафата с подачи советского КГБ, ярого врага Израиля. Нестыковка явная, не мной придуманная, а если без "политкорректности", то обыкновенное вранье и выдумка с далеко идущими целями.
      
       Кроме того, известно, что Тора скрупулезно упоминает все народы периода расселения евреев. Арабов в этих перечнях нет. Тора также четко указывает, земли каких народов должны заселить евреи в Ханаане. Этих народов семь: "Когда приведет тебя Бог в страну, в которую вступаешь,... хеттов, и гиргашеев, и эмореев, и кнаанеев, и призеев, и хивеев, и йевусеев..." (Дварим, 7:1). И в этом списке арабов нет. Нет, потому что их тогда здесь не было и не могло быть, ибо арабы,
       повторяю, народ совсем другого происхождения и обитания.
      
       Но вернусь к городу Акко. При разделе земель между двенадцатью коленами Израиля Акко достался колену Ашера. Но остался незавоеванным городом. "Ашер не изгнал жителей Акко...; И жил Ашер среди кнаанеев, жителей той земли..." (Пророки, Шофетим, 1:31). Позже потомки колена Ашера поселились на побережье. Об этом говорится в известной древнейшей библейской песне Деворы "Ашер живет на берегу морей и у заливов своих обитает" (Шофетим 5:17). Прочитал в одной из статей с интернета, что "В книге Иисуса Навина город упоминается под именем "Ахшаф" или "Умма". Можно еще вспомнить времена царей Давида и Соломона.
      
       И ни в одном источнике тех времен или в материалах историков и археологов нет даже упоминаний всё о том же новоявленном "палестинском народе". Еврейский народ был. Арабы же продолжали кочевать в песках Аравийского полуострова...
      
       Приведу интересную цитату из книги Ю. Б. Циркина ("История библейских стран", Москва, 2003): "Отделение северо-западных семитских диалектов: ханаанейского и аморейского (на которых говорили и древние евреи. Д.Г.) от
       юго-западных ( в том числе арабского) лингвисты датируют приблизительно концом IV или рубежом IV-III тысячелетий до н. э., Милитарев, 1984)". Указанного автора советских ярых антиизраильских времен никак к "сионистам" не отнесешь. Арабы же себя считают потомками Авраама, жившего примерно за полторы тысячи лет до н. э. Чувствуете разницу во времени? Ни много, ни мало, примерно две тысячи лет! О чем же тут можно спорить, когда тебе "доказывают", что дважды два это стеариновая свечка?
      
       Название города
      
       Вспоминаю свою поездку в Израиль. Впереди - Акко, город в Западной Галилее. Для нас, не знающих иврита, звучания названий в Израиле ни о чем не говорят. Осаждаем вопросами нашего гида. Оказалось, название Акко - древнее, происхождение точно не установлено. Как часто бывает в таких случаях, на помощь приходят легенды. По одной из них, потоп был дважды, и во второй раз вода, подойдя к городу, остановились. Отсюда, якобы, и название Акко, состоящее из двух ивритских слов: "ид", "ко" (до сих пор). Это предположение я встречал во многих прочитанных статьях, но ни один автор даже не предположил, что здесь может быть какая-то связь с арабским языком...
      
       Греки считали, что Акко -- это название целебного растения, которое залечило раны Геракла. На древних монетах есть изображения "местной богини", дающей ему это растение. Но это опять же легенда, греки уж очень любили всё объяснять, глядя на Олимп, где обитали боги и герои. Да и познакомились они с этими местами, когда Акко уже был Акко. Хотя какой смысл был вложен древними в название города, мы, видимо, так и не узнаем. Грустно, вот такой кроссворд загадала нам история...
      
       Но у меня сразу вопрос - если уже этот город упоминается в египетских записях
       еще до израильтян и греков, то при чем эти легенды? Надо уточнить: современный Акко не совсем на том же месте, где располагался доисторический город. Прочитал, что "в этот период город располагался в месте, называемом сегодня "Тель Акко - Тель эль Пухъар", северо-восточнее современного города, в 700 метрах от моря" (//ru.wikipedia.org/wiki/). Звучание города на древнеегипетском языке, видимо, осталось в древности, не дойдя до современных исследователей. Но вот древнефиникийский и древний иврит звучали примерно одинаково, так что, скорее всего, смысл названия города пришел от финикийцев. Не могу без вопросов: древние финикийцы уже знали о потопе, о котором мы читаем в Библии? Может, и знали... если вспомнить легенды древних шумеров о таком же событии.
      
       Завоевания Ассирии и Персии.
      
       В 701 г. до н. э. Акко был захвачен ассирийским царем Санхеривом. Через много лет население города восстало, но уже против его внука. Сбросить власть ассирийцев им не удалось, ибо тот внук снова овладел Акко в 650 г.
       Потом пришло время персидского владычества. Мы помним "вавилонское пленение" евреев, разрушение персами Иерусалимского Храма в середине первого тысячелетия до н.э. После возвращения из Вавилонского пленения некоторые евреи поселились в том числе и в Акко, там вновь возникла еврейская община. В период персидского владычества Акко стал важным морским портом и даже "военно-морской" базой. Она использовалась Персией в войне с Египтом. И опять же, ни ассирийцы, ни персы не оставили никаких сведений для потомков об арабах, о которых они в те времена, видимо, мало что знали.
       Греки приходят в Акко.
      
       Просмотрел я много статей в интернете и в печати. В течение нескольких веков вплоть до наступления новой эры ничего "в пользу" арабов не произошло. Мир упорно не замечал ничем себя не проявлявших аравийских погонщиков верблюдов. Завоевал Александр Македонский Ханаан (ныне называемый Палестиной) в 332 г. до н.э., в том числе и Акко. Сюда пришли греки, почувствовали себя хозяевами.
      
       После смерти Александра городом завладел его бывший полководец грек Птолемей, и Акко переименовали в Птолемаиду. Это название города упомянуто в христианской Библии, в посланиях апостола Павла. Представитель другой ветви греческих властителей, Антиох, завладел городом в 219 до н.э. Акко вошел в состав империи Селевкидов, теперь уже переименованный в Антиохию. Греки, ставшие в те времена основными жителями Акко, притесняли и преследовали евреев местной общины. Не случайно в 167 году до н.э. в Иудее вспыхнуло знаменитое восстание Маккавеев, изгнавшее поработителей и принесшее Иудее независимость.
      
       Римский период
       Между тем, в Иудее в борьбе за власть, потомки Маккавеев обратились за помощью к знаменитому в те времена римскому полководцу Помпею. Он находился в передней Азии и, конечно же, пообещал "разобраться". Чем кончилось? Помпей ввел войска в Иудею и в Иерусалим. В 63 году до н.э. Рим объявил Иудею своей провинцией. В 48-47 гг. до н. э. в Акко высадился Юлий Цезарь. В 39 г. до н. э. "подмандатный" римлянам иудейский царь Ирод I использовал Акко как опорный пункт в военных действиях против своих противников.
       В течение этого периода евреи продолжали жить в городе, причем сюда они переезжали и из других мест страны. Называли они его по-прежнему "Акко". В
       67 г. уже новой эры из Акко римский полководец Веспасиан предпринял поход против восставшей Галилеи. Когда началась Иудейская война, жители Акко вырезали до двух тысяч евреев (кто утверждает, что в Акко не жили евреи?). Об этом городе (Птолемаиде) упоминает в книге "Иудейская война" римский историк Иосиф Флавий.
      
       Был еще и византийский период в истории Акко. Он стал центром епархии и местом пребывания архиепископа Тирского. Византийцы усилили гонения на евреев, которые в 614 г. оказали содействие персидским войскам, воевавшим с Византией и участвовали в завоевании Акко. Но временное ослабление гонений при персах вскоре кончилось, ибо в 628 г. Византия восстановила свою власть в Акко.
      
       Арабы завоевывают Акко
      
       И, наконец, на сцене, спустя две тысячи лет после расселения иудеев в Ханаане, здесь появились арабы. Они завоевали Палестину (как стали официально называть Ханаан с подачи римлян в 1-м веке уже нашей эры), в том числе в 636 году и Акко. Ничего хорошего завоеватели не принесли. Последовали многие-многие десятилетия, вернее, века, упадка... Нет смысла на этом этапе задерживаться... Подчеркну при этом, что захватчики арабы владели этим городом только в те давние времена, с 636 по 1104 годы. И никакого конкретного арабского государства на этих землях в те годы в официальной истории не зарегистрировано.
       Палестина просто стала частью Арабского халифата.
      
       Эпоха крестоносцев
      
       В 1104 г. Акко был завоеван крестоносцами во время 1-го крестового похода. Им удалось овладеть Палестиной, Иерусалимом и создать здесь Иерусалимское королевство. Но в 1187 году султан Египта Саладин (Салах ад-Дин) разгромил армию крестоносцев у Тиверии, захватил многие города, в том числе Акру (Акко) и Иерусалим. Крестоносцы смогли закрепиться только в Тире. В 1191 году сюда прибыл английский король Ричард I (Львиное сердце) (3-й крестовый поход). Он отвоевал Акко, Яффо, Аскелон, свои успехи закрепил в битве при Арсуфе, где Саладин потерял семь тысяч солдат (Ричард потерял всего 700 чел). После этой битвы Саладин ни разу не вступал с Ричардом в открытый бой. Но Иерусалим крестоносцам взять все же не удалось.
      
       Крестоносцы сделали Акко своей столицей, переименовав в Сен-Жан-д'Акр (в честь святого Иоанна Крестителя). Они, в своих экономичеких интересах, даже разрешили евреям вернуться в город. "В 1165 г. Акко посетил великий еврейский врач средневековья Маймонид. В 1170 г. Биньямин из Туделы нашел в Акко 200 евреев. В 1211 г. в Акко прибыли 300 раввинов из Франции и Англии. Среди обосновавшихся в городе был видный ученый Шимшон бен Аврахам из Санса" - этот абзац я вычитал в интернете.
      
       И еще одна цитата с интернета: "Военные рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, позднее тевтонцев, обрели в Акко собственные кварталы. Они строили здесь жилые дома, склады, больницы, церкви и административные здания. В разных концах города выросло более 40 церквей и 23 монастыря. Ни один город крестоносцев не дошёл до наших дней в таком сохранном состоянии, как Акко. В 1260 в Акко переезжает парижская иешива раввина Иехиэля из Парижа, вместе с 300 учениками. Иешива обосновывается в Акко и делает его одним из основных центров еврейской учености". (//ru.wikipedia.org/wiki/).
      
       Из приведенных двух коротких цитат видно, что жизнь в Акко во времена крестоносцев "кипела". Здесь развивалась еврейская община. Мы хорошо знаем из истории евреев, что жизнь их подобна морскому прибою и отливу. То им "разрешают" жить, то начинают преследовать, убивать и изгонять. И Акко не исключение... О том, почему Акко (старый город) сегодня считается достоянием человечества, говоря проще, о том, что сегодня турист может увидеть в этом городе, в откопанных из-под земли рыцарских постройках, речь дальше. А пока коротко куда же исчезли рыцари и почему их постройки оказались под землей.
      
       Мамлюки изгоняют рыцарей
      
       Мамлюки - это "рабы", рабы-воины, принявшие ислам, и служившие в армии Египта. Правившие в Египте Айюбиды опирались на свою гвардию (мамлюков), состоящую из рабов, выходцев из южно-русских степей - кипчаки (половцы), монголы, курды, уроженцы Кавказа (черкесы, адыги, карачаевцы, грузины). Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках.
      
       Мамлюки в 1250 г., после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Айбека. Сменил его султан Бейбарс I, он тоже из мамлюков, которому удалось объединить Сирию и Египет. Вслед за тем он обратил свою энергию против крестоносцев. Он отобрал у них Кесарию (1265), Яффу и Антиохию (1268). Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье (Бибикова О).
      
       В 1291 г. египетские мамлюки захватили и разрушили Акко, и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. Акко пал последним из всех крепостей крестоносцев. По подземному тоннелю части из них удалось бежать к своим кораблям. Город был восстановлен лишь в середине 14 в., тогда же здесь вновь возникла еврейская община.
      
       Под властью Османской империи
      
       После присоединения к Османской империи (1517) Акко снова стал важным портом. Правители сменяли друг друга. Отмечу двух из них. В 1721 г. правитель Галилеи Зайнуди сделал его своей столицей. Конечно, начал отстраивать и укреплять стены крепости. Дабы увеличить численность населения и поднять экономику, он пригласил евреев, мусульман и даже французов поселяться в городе.
      
       В 1775 году к власти в городе пришел босниец паша Ахмед, прозванный
       Аль-Джаззар ("джаззар" - мясник), за свое жестокое отношение к противникам. Он продолжил стройки в городе, на месте церквей крестоносцев соорудил мечети. Появились турецкие бани, дворец, базары, постоялые дворы (ханы), акведук для подачи воды в город. Крепость окружил прочными стенами и рвами. Об этом я еще расскажу чуть дальше.
       И еще немного о еврейской общине Акко в эти времена. Приведу сведения об этом из Краткой Еврейской Энциклопедии. В середине 16 в. еврейская община в Акко была маленькой и бедной. В письме, датированном 1741 г., говорится, что в Акко насчитывалось 100 еврейских семейств. Путешественник Дж. С. Бекингем писал, что в 1816 г. евреи составляли четверть населения Акко, и там было две синагоги.. В XIX веке еврейское население Акко начало уменьшаться: в 1839 г. здесь жили 233 еврея, в 1849 г. -- 181 еврей, в 1856 г. -- 120 евреев, в 1886 г. -- 140 евреев. Этому только одно объяснение - пока евреи нужны, их поддерживают. Как только они начинают становиться на ноги, их вновь притесняют и изгоняют, дабы завладеть их имуществом. В начале 20 в. турки разрешили строительство нового еврейского квартала вне стен Старого города, однако новый Акко стал развиваться уже под британской властью.
       Наполеон и его попытка захватить Акко
       18 марта 1799 г. к стенам Акко подошла французская армия Наполеона. Он выступил из Каира в поход в Сирию. Крепость Акко стояла на его пути. Мимо пройти Наполеон не мог, но не считал ее уж очень серьезным препятствием для своей армии. Он ее назвал "жалкой крепостишкой на курьих ножках".
      
       Но... осада Акко длилась... 62 дня! Обороной города руководил французский офицер-эмигрант Ле Пика де Фелиппо. Благодаря своему еврейскому советнику Хаиму Фархи и английскому адмиралу Сидни Смиту Аль-Джаззар смог противостоять осаде города (ru.wikipedia.org/wiki/). Английский флот снабжал осажденную крепость подкреплением и продовольствием. Французы понесли большие потери. В итоге, Наполеон, потеряв почти всю свою артиллерию и бросив здесь раненых и больных солдат (турки их всех вырезали), вынужден был отступить и снять блокаду. Он вернулся назад в Египет.
       Британия захватывает Акко
       Новые времена для города наступили с началом 1-й Мировой войны. Турки выступили на стороне Германии. Англия, всегда точившая зубы на Ближний Восток, направила свои войска в эти края. 22 сентября 1918 г. английская армия под командованием генерала Алленби захватила Акру (Акко). Как известно, Палестина попала в категорию британского мандата, фактически под беспредельную власть этой, ни с кем не считавшейся, страны.
      
       Акко стал адми­нистра­тивным центром северного округа подмандатной Палестины. Но власть Британии не стала защитой для евреев Акко. Арабы продолжали на них нападать, грабить, убивать. Это вынудило 350 еврейских жителей покинуть город в 1936 г. Британцы превратили крепость ал-Джаззар в Акко в тюрьму. Но сажали в нее не бандитов погромщиков-арабов. Здесь отбывали наказание политические заключенные, среди них В. Жаботинский, Моше Даян и много других участников сил еврейского сопротивления (Хаганы и др). Некоторые из них были здесь казнены. В 1947 году силы Эцеля и Лехи освободили 27 заключённых, при этом 9 человек погибли и 5 вновь были захвачены англичанами.
      
       Для евреев на своей исторической родине, на Земле Эрец-Исраэль, что арабы, что турки, что Британия ничем, фактически, не отличались... Все они были для евреев захватчиками и оккупантами.
      
       Времена изменились. Возникло Государство Израиль
      
       В начале Войны за независимость Акко служил базой арабских войск. Их целью были действия против северных еврейских поселений, а также подготовка захвата Хайфы. 13 мая 1948 г. Акко был взят войсками Хаганы.
       Что там происходило? Арабы заняли шоссе, ведущее в Западную Галилею, и нападали на еврейский транспорт. До еврейских поселений поэтому можно было добраться только морем, ночью, в обход Акко. Войска Армии Обороны Израиля подошли к городу с севера. Кстати, когда-то отсюда и Наполеон пытался овладеть Акко.
      
       Бой за Акко стал одной из наиболее смелых операций Хаганы. Перед решающим боем Моше Кармел, командовавший операцией, получил радиограмму из генштаба: "Реши, стоит ли атаковать Акко ввиду малого числа солдат, которыми мы располагаем. Возможно, предпочтительней усилить осаду города". Кармел решил штурмовать. После двухчасового боя арабы подняли белый флаг.
       "С конца 1948 г. евреи, в основном новоприбывшие, снова стали селиться в Акко. В это время в городе жили четыре тысячи человек, в том числе девятьсот евреев. В 1953-55 гг. население Акко достигло двенадцати тысяч человек, к концу 1974 г. -- 34,8 тыс. человек (из них свыше восьми тысяч неевреев). Вскоре после окончания Войны за независимость был построен второй новый квартал к востоку от Старого города. К югу от Старого города была создана промышленная зона, включающая электрохимический, металлургический, фарфоровый, кожевенный заводы и другие предприятия. Здесь находится государственная опытная сельскохозяйственная станция.
      
       Акко является торговым и административным центром Западной Галилеи. Здесь расположены школа морских офицеров, учебный центр, входящий в систему воспитательных учреждений молодежной алии. Есть пристань для морских яхт. К югу от Акко расположен природный заповедник с эвкалиптовой рощей и колонией цапель разных видов. В городе филиал Хайфского университета, колледж Западной Галилеи "Яд Натан" и другие учебные и культурные учреждения" (ЭЕЭ, //www.eleven.co.il/?mode=article&id=10115&query=, КЕЭ,1).
       В 1948 году, после освобождения Акко израильской армией, примерно 8 из 12 тысяч живших там арабов, по призыву своих лидеров и арабских стран, бежали в соседние арабские страны. Надуманная проблема "палестинских беженцев" до сих пор не дает спать левацкой антиизраильской Европе и всем прочим исламским странам. Поэтому отвлекусь немного и процитирую некоторые источники.
       Почему появились "палестинские беженцы"?
      
       Арабские страны начали готовиться к войне задолго до провозглашения еврейского государства. И тут же появились призывы к арабскому населению, жившего на территориях, на которых должен был возникнуть Израиль. "Победа обеспечена, - говорилось в тех призывах, но добиться ее можно будет гораздо легче и с меньшими потерями, если местное арабское население освободит путь. Оно вернется вслед за победоносными арабскими войсками не только к своим домам и имуществу, но еще получит дома и имущество побежденных и уничтоженных евреев" (Как нам знакома эта бандитская цель!).
      
       Состоятельные арабы, не дожидаясь открытых военных действий, уже в декабре 1947 и в начале 1948 года покинули свои дома. В начале весны усилилось давление на арабское население: их просили покинуть морское побережье, чтобы не создавать трудностей вторжению арабских армий. Еще не существовало государства Израиль, еще власть принадлежала англичанам, но уже более 200 тысяч арабов покинули побережье.
      
       Лондонский еженедельник "Экономист" (2 октября 1948 г.): "Из 62 тысяч арабов, живших в Хайфе, осталось не более пяти-шести тысяч....Главной причиной были декларации и воззвания Высшего арабского совета, требующего от арабов покинуть свои дома и хозяйства... Ясно давали понять, что арабы, которые останутся в Хайфе под властью евреев, будут рассматриваться как изменники".
      
       Арабская радиостанция Ближнего Востока, вещавшая с Кипра (3 апреля 1949 г):
       "Мы должны помнить, что Высший арабский совет поддерживает уход арабов, проживающих в Яффо, Хайфе и Иерусалиме". Секретарь Лиги арабских стран в
       Лондоне Э. Атия (в книге "Арабы", Лондон, 1955): "Это всеобщее бегство
       явилось большей своей частью выражением веры арабов в широковещательные сообщения и призывы совершенно лишенной чувства реальности арабской печати и в безответственные выступления некоторых арабских лидеров, обещавших, что в
       течение короткого времени евреи будут разбиты армиями арабских стран, и арабы Палестины смогут вернуться на свою землю...".
      
       Газета "Фаластын", Иордания (19 октября 1949г.): "Арабские государства
       поддерживали арабов в их решении временно оставить дома, чтобы не мешать вторжению арабских армий". Премьер-министр Ирака Нури Сайд: "Мы разгромим эту страну с помощью нашего оружия и сотрем с лица земли любое место, в котором захотят спрятаться евреи. Арабы должны переправить своих жен и детей в безопасные районы до окончания боев".
      
       Хабиб Исса, пресс-атташе Лиги арабских стран (ливанская газета "Аль Хода", 8 июня 1951 г): "Генсек Лиги арабских стран Азам Паша (Аззам Паха) заверил арабов, что захват еврейских земель и оккупация Тель-Авива будет просто военной прогулкой. ...Арабам Палестины дали братский совет: оставить дела, земли и имущество и ждать своего часа в соседних братских странах, пока арабская артиллерия не сделает свое дело".
      
       Высший арабский совет ( Коммюнике в Лигу арабских стран, 1952, Каир): "Некоторые из арабских лидеров в арабских странах возвещали, что они благословляют эмиграцию арабов в соседние страны до момента полного захвата земель Палестины. Многие из арабов были обмануты этими воззваниями". Газета "Аль Дифаа", Иордания, 6 сентября 1954 г.: "Арабские правительства сказали нам: уходите, чтобы мы могли войти. Так мы и ушли. Но они не вошли". Газета "Ахбар Оль-Пум" (Каир, 1963): "Наступало 15 мая... Муфтий Иерусалима призвал арабов
       Палестины покинуть свою страну, поскольку арабские армии готовы были
       вторгнуться и развернуть на территории страны широкомасштабные боевые действия".
      
       Часть населения была охвачена паникой. Генерал Глабб Паша ("Дейли мейл", Лондон, 12 августа 1948 г): "Арабские граждане были охвачены паникой и повели себя позорно. Часто села оставлялись задолго до того, как до них докатывалась война". Беженец Ахмад Асад (газета "Аль-Урдун"): "Арабы из других сел бежали не из-за боев, а из-за рассказов арабских лидеров об ужасах, которые те рапространяли".
      
       Еще четверть миллиона арабов оставили территорию государства Израиль в конце весны и в начале лета 1948 года. Лидеры арабов подчеркивали добровольный характер отъезда и гордились этим. Джемаль Хуссейни, председатель Высшего арабского совета сообщал в Совете Безопасности ООН (апрель 1948): "Арабы не
       хотели оказаться в плену перемирия. Они предпочли оставить дома, имущество, все, что у них есть, и уйти из города".
      
       Кеннет Билби, американский корреспондент в Израиле в 1948 году (книга "Новая Звезда на Ближнем Востоке", Нью-Йорк, 1950): "Бегство арабов...поддерживалось большинством арабских лидеров и Высшим арабским советом в Эрец-Исраэль".
      
       Евреи просили арабов не уходить...
       Кстати, власти Израиля тогда призывали арабов не бежать, обещая им свою защиту. Теперь арабы, с подачи тех, кто призывал их бежать, на весь мир плачутся о своей судьбе "беженцев".
       Деликатность евреев не имеет логических границ. В то время, как арабы только и ждали момента уничтожить всех евреев "где бы они ни прятались" и завладеть ихимуществом, евреи умоляли арабов не покидать свои дома, не бежать, принимая
       бешенных волков за библейских овечек. Епископ Галилеи Хаким заявил секретарю Американского христианского палестинского Совета Карлу Бару: "арабы Хайфы бежали несмотря на то, что еврейские местные власти гарантировали им безопасность и права как гражданам Израиля"("Нью-Йорк геральд трибюн",30 июня 1949)
      
       Из отчета штаба британской полиции в Хайфе (26 апреля 1948 г.): "Евреи стараются всеми силами убедить арабских жителей остаться, продолжать нормальную жизнь, открывать магазины и конторы, ничего не бояться... Но... отъезд морем не прекращается. Евреи все еще стараются убедить арабское население остаться в городе и продолжать нормальную жизнь... Еще один караван вышел в Иорданию. Все портовые причалы полны беженцами".
      
       Высший арабский совет через два года писал Лиге арабских стран: "Военная и гражданская администрация евреев, их представители выразили глубокое сожаление по поводу решения арабов (покинуть места жительства). Мэр города (еврей) обратился к делегации арабов с призывом отменить решение".
      
       Итак, Акко современный
      
       В 2007 году мы с женой побывали в Акко. О крепости, крепостных стенах и подземельях рыцарей я еще скажу. А сейчас маленькое отступление.
      
       Не забыть бы о самом "важном". Для женщин крестоносцы, конечно, интересны, но еще интереснее... магазины украшений. И в старый (арабский) Акко мы проходим через древние крепостные ворота, направляясь к такому магазину. Гид объясняет, здесь можно приобрести "самую красивую медную чеканку". Я не специалист и не любитель, ограничился только тем, что оставил себе на память не медную тарелку, а всего лишь фото всех ее сестер, украсивших стену магазина. Наши женщины облепили многочисленные витрины. А я стою, и удивляюсь. На магазине вывеска на иврите, и фамилия, видимо, хозяина, там же с явным еврейским акцентом, правда, на английском языке. И продавщицы явно не арабки. И это в арабском квартале. Значит, можно жить мирно, по-соседски, хотя бы внешне? Да, можно, если бы не провоцирующие муллы да мусульманские лидеры, левацкие "правозащитники" вкупе с промусульманской ООН...
       "Население 45 600 (2003г.), из которых: 75.7 % евреи, 22 % арабы мусульмане, 2,1 % арабы христиане, 0,2 % друзы" ( /ru.wikipedia.org/wiki/). "В начале 90-х гг. в Акко поселилось значительное количество репатриантов из СССР/СНГ и Эфиопии. В 2000 г. репатрианты из бывшего Советского Союза составляли 24% всего населения города" (КЕЭ). Здесь развита металургическая, текстильная и пищевая промышленность.
       Промышленность, это, конечно, хорошо. Хотя читал, что и здесь безработицы хватает. Интересно, среди каких групп населения? Не думаю. что евреи сидят по домам. Иначе бы Израиль не построили и Акко бы не преобразился. А вот за арабов не ручаюсь, сидят себе на многочисленных базарах, торгуют кто чем, ибо у мусульман торговля считается святым делом. А официально - безработные. И пособие идет на многодетность...
      
       Кстати, о евреях - древних жителях этого города. Короткий кусочек с интернета: "продравшись сквозь сплетения рыночных лабиринтов, можно выбраться к старинной синагоге, существующей на этом месте еще с XI века. В синагоге, которая включена в разрабатываемый "еврейский маршрут" Акко, ежедневно дежурит ревностный хранитель традиций, который поведает историю этого места и историю евреев Акко" (Маша Хинич, //www.sem40.ru/rest/14388/).
      
       "Неповторимый колорит, радушные хозяева кофеен и ресторанчиков, уникальный рынок, где можно приобрести всё, что угодно, исторические и культурные достопримечательности города - всё это привлекает израильтян и многочисленных туристов" (//letychivsviatynia.km.ua/post_35.html).
      
       К этой восторженной реплике добавлю, что в 2001 году Комитет по мировому наследию ЮНЕСКО включил Акко в список выдающихся мировых ценностей, а именно Старый Город, уникальный по сохранности город эпохи крестоносцев. Раз такое дело, вот и займемся этими мировыми ценностями.
       Исторические памятники
       Не завидую работе гида. Не интересовался, сколько рейсов в неделю он делает, но каждый раз пытаться воодушевленно рассказывать одно и то же, перемежая свои рассказы якобы вчера случившимися уж очень интересными случаями, труд далеко не легкий. Но мы-то слушаем нашего гида в первый раз, и получается, что всё, в общем-то, интересно. Для гида - работа, для нас - экскурсия с откровениями.
       В Акко много интересного, особенно в Старом городе. Но еще больше интересного скрывается там под землей. Тут как бы город в двух измерениях: наземный и подземный. И гид нас ведет сразу "под землю".
       Древний город. Крепости, монастыри как крепости, мощные залы и подземные переходы, память крестоносцев. Ордена госпитальеров, тамплиеров (XII-XIII-й века) и долгие рассказы гида о них. Сразу вопрос - почему "госпитальеры"?
      
       Предводитель крестоносцев Ричард Львиное Сердце (что-то о нём, помню, мы еще в школе зубрили) построил здесь крепость по типу квадрата ("Hospitale), отсюда и второе название рыцарей ордена Св. Иоанна - "госпитальеры". Страшно счастливый, что я выяснил для себя такую "важную" историческую деталь, фотографирую то ли истинные остатки, то ли уже отреставрированные. Но всё равно, выглядят эти старинные стены достаточно солидно. Не забудем, в те времена современной нам строительной техники не было. Как управлялись?
       Стены крепости
       Стены Акко перестраивались и укреплялись не одномоментно между 1750-1840 годами. Первая стена была тонкой, всего в метр шириной и высотой 10-13 метров. Она хоть и окружала Акко с суши и со стороны моря, но была доступна и подкопам, и преодолению с помощью штурмовых лестниц.
       Постройка новых стен и укрепление старых велись особенно интенсивно во времена Аль-Джаззара. Между старыми и новыми стенами был прорыт канал. Эти стены выдержали осаду Наполеона, но и после этого Аль-Джаззар продолжал укреплять крепостные стены. В основном, туристы их и видят сегодня. Соорудили 9 новых крепостных башен. На стенах и башнях установили новые пушки, которые защищали город и со стороны моря, и со стороны суши.
       После смерти Аль-Джаззара (1804) Сулейман паша приступил к усилению северной и западной стен (со стороны суши) и приступил к постройке наружного рва. Он же укрепил также стены со стороны моря, используя для постройки громадные блоки из построек крестоносцев. Но в целом, основой послужили стены и постройки периода крестоносцев, реставрированные, достроенные, или еще полузакопанные - полураскопанные.  
               
       Засыпал и сохранил...
       Интересна сама история сохранения почти всех построек тех времен. Правитель Акко, Ахмед аль-Джаззара, распорядился - дабы не заниматься очисткой территории от построек неверных, приказал их просто засыпать. В итоге, он свой город поднял где-то метров на 8-12. И на новой площадке стал строить свои крепости, здания и мечети.
       И вот теперь археологи, раскапывая и откапывая те засыпанные постройки, получили уникальный исторический подарок - достаточно хорошо сохранившиеся постройки времен крестоносцев. До сих пор откапывают, и, говорят, еще надолго работы хватит. Старый Акко - уникальный город эпохи крестоносцев, ибо ни один город тех времен не дошел до наших дней в таком состоянии и в такой сохранности. Так что ходим за нашим гидом, пытаясь что-то запомнить и даже наспех записать, сраженные авторитетом Юнеско. Акко - не просто очередной город в туристском маршруте, тут сплошная и нестандартная история. Интересно. Верим, смотрим, восторгаемся увиденным.
      
       Крипта (Усыпальница).
      
       Мы в одном из залов монастыря ордена Святого Иоанна (ордена госпитальеров). Он здесь самый крупный, находится на нижнем "этаже" монастыря и поэтому по ошибке был назван Криптой (Усыпальницей). Использовался как столовая для обитателей монастыря и паломников.
      
       Это исторически первая известная постройка, где виден переход между тяжелым романским стилем и более мягким готическим. Это первый зал, который был найден и очищен при раскопках в 1954-1963 гг. Переход от романского стиля к готическому виден в сводах и колоннах. Круглые колонны трехметрового диаметра разделяют зал на две части. Своеобразная поддерживающая колоннада. Нам объяснили, это одна из первых старинных построек в новом, готическом, стиле. Считают, что именно здесь этот стиль был изобретен и впервые применен. Мы не спорим, согласно киваем головой, первая готика, так первая...
      
       Предполагают, что эти залы были построены в 1147-1160 годах. Турецкие властители над этими залами построили замок и крепость. Подземные залы были засыпаны камнем и песком для устойчивости крепости.
      
       Гид с таинственным видом привел нас в один из других залов и задал загадку: всё то, что мы видим, что может означать? Наша группа большая, несколько десятков любознательных, отправившихся в этот тур. Но никто не догадался, что перед нами первый, исторически известный, общественный ... туалет. Солидно было сделано, каменные унитазы, сток, проточная вода. Мы знаем, что еще несколько веков позже в Европе о такой бытовой роскоши и не задумывались. Мучились, бедные, но до туалета долго не могли додуматься.
       Крепость
       Показали нам и крепость - заметное и, наверно, самое мощное здание в старом Акко. Её "рост" - 40 м. Строить её закончили при аль-Джаззаре. Крепость служила резиденцией правителей Акко, а позже - тюрьмой. Здесь, кроме уголовников, отбывали наказание и политические заключенные со всей Оттоманской империи, да и при власти англичан она служила той же цели. Содержали тут создателя бахайского учения Бахауллу, еврейских политзаключенных. Ныне здесь городской музей.
       Не удержусь и приведу эмоциональное описание крепости на интернет-сайте Леонидом Келлером (//www.isra.ru/guide/page187.shtml): "Она служила правителям города дворцом, солдатам - казармой, а также оружейным складом гарнизона и... тюрьмой! Кто только не сидел в этой крепости во времена британского мандата! Помимо осужденных, здесь сидели арестанты, дожидавшиеся начала судебного процесса, а также незаконные иммигранты - евреи, не имевшие сертификата (специального разрешения) на репатриацию. Зэком номер один по праву считается Зеэв Жаботинский. Вместе с ним - пламенным идеологом борьбы за независимость - в застенки были брошены 19 его единомышленников, осмелившихся в 1920 году оказать сопротивление арабам, учинившим в Иерусалиме погром. Томились в камерах крепости-тюрьмы и многие члены ХАГАНы, отражавшие нападения арабских банд на еврейские поселения либо задержанные британскими солдатами за незаконное ношение оружия. Англичане обходились с еврейскими подпольщиками жестоко, пресекая любые попытки ведения национально-освободительной борьбы. В тюрьме в Акко содержались 22 бойца, приговоренные к смертной казни, которая впоследствии была заменена пожизненным заключением. 4 мая 1947 года подпольщики ЛЕХИ ворвались в крепость и освободили четыре десятка своих товарищей (под шумок бежали также 214 заключенных-арабов). Освободители подложили в южную стену динамит и взорвали ее, а их соратники, томившиеся в застенках, сорвали замки с дверей своих камер с помощью взрывчатки, тайком пронесенной в тюрьму в продуктовых посылках. В поединке, завязавшемся вне стен тюрьмы между полицейскими, британскими солдатами и бойцами ЛЕХИ, погибло трое подпольщиков и шестеро освобожденных из заключения бойцов. Одиннадцать человек были схвачены, трое из них казнены".
       Подземный туннель
       После этого экскурса в недавнее прошлое, вновь вернемся к "нашим" крестоносцам. Раскопки в Акко начались сразу после создания государства Израиль, и всё еще продолжаются. В период с 1954 по 1963 г.г. были обнаружены помещения монастыря, получивший название "Рыцарских залов". И во время расчистки зала ("Крипты") монастыря обнаружили подземный туннель.
      
       Он был почти доверху заполнен мусором, песком, камнями. Общая протяженность подземного коридора, говорят, более трехсот метров. Вход в туннель во времена крестоносцев был снаружи. Этот (вход) колодец тоже был заполнен камнями. Подземный переход соединял замок с портом, тянется с севера (от стен города) на юг (к порту). Сначала туннель служил для канализации и был невысоким. Потом крестоносцы расширили его и превратили в подземный путь для перехода в порт.
      
       И вновь процитирую Леонида Келлера (//www.isra.ru/guide/page187.shtml):
       "Чего стоит один только Туннель Тамплиеров. ...История свидетельствует: во второй половине ХII века члены Ордена Тамплиеров приступили к строительству в юго-западной части Акко своего квартала. Тамплиеры были воинами Храма, они привечали паломников и заботливо ухаживали за больными и немощными, преодолевшими полный опасностей путь, чтобы посетить святые для католиков места. Поначалу Тамплиеры обитали только в Иерусалиме, на Храмовой горе, но после захвата столицы Саладдином (Саллах Ад-Дином) в 1187 году Тамплиеры выбрали новым своим пристанищем Акко. Здесь, в западной оконечности туннеля, и была построена главная церковь Ордена. ...Нижняя часть туннеля была выдолблена в скале, а верхняя построена из обтесанных камней, свод тоннеля полукруглый. ...Общая протяженность подземного лабиринта - 350 метров. В древности это уникальное сооружение служило стратегически важным переходом, соединяющим замок с портом. Компания по развитию и реставрации Старого Акко расчистила туннель и превратила его в музей. Первый этап работ был завершен в 1999 году. Уникальный памятник культуры стал доступным для посетителей израильтян и иностранных туристов. В настоящее время восстановительные работы продолжаются...".
      
       Гид ведет нас из сохранившегося зала крестоносцев, в уникальный, удивительный и достаточно утомительный для перехода по нему длинный подземный ход крестоносцев. Насколько я понял, крестоносцы по нему бежали от осадивших крепость мамлюков в порт, к своим кораблям. Кто-то из них успел спастись... Нас, правда, привели не в порт, а по расчищенному участку к выходу в город, на поверхность.
      
       А на выходе из этого мрачного подземелья нас неожиданно встретила арабка, продавщица гранатового сока, который она тут же при нас отжимала из свежих гранатов. Все к ней в очередь, в тоннелях и подземельях достаточно жарко и душно, пить хочется всем, тем более свежий и вкусный гранатовый сок. И стаканчики у нее разового пользования. Цивилизация. И вспомнил я груды гранатов на раскидистом базаре в Иерусалиме, да и в других местах, и грустные лица продавцов-арабов, у которых никто эти гранаты не покупал. Хотя пить все хотели. Продавать еще и уметь надо.
       Постоялые дворы (Ханы)
       Между прочим, для строительства мечети Ахмед аль-Джаззара распорядился привезти колонны из разрушенных Кейсарии, Ашкелона, Тира. Эти же колонны он использовал и при строительстве постоялого двора Хан эль-Умдан (Хан - это постоялый двор). Правда, он был перестроен турками в 1906 г. и в этом виде попал на мое фото. Хан аль-Умдан двухэтажный, с большим двором внутри. Наверху останавливались приезжие, внизу были склады для товаров купцов и конюшни.
       В Акко сохранилось четыре постоялых двора. Но нам хватило знакомства и с одним из них. В общем-то, город всегда был торговым центром, многие торговые пути тут пересекались, особенно в древние и средние века. Потому и были здесь несколько базаров. Строили базары и турецкие хозяева города. Мы на рынки не попали, впечатлений нет. Но пережили мы эту "потерю" спокойно. Базар он и есть базар, даже и красочный восточный.
       Погромы в Акко
      
       К сожалению, древности древностями, но реалии сегодняшних дней дают о себе знать. Вот что я вычитал на сайте (//forums.vif2.ru/showthread/php?t=237):
       "Арабы и евреи разошлись во взглядах на празднование Йом-Кипура. По всей территории Израиля усилены меры безопасности после того, как в Акко во время праздника Йом-Кипур произошли столкновения между арабами и евреями. В результате с десяток человек, включая полицейских, получили ранения, были сожжены около сотни автомобилей, разгромлены магазины. Несколько участников беспорядков арестованы.
      
    По сообщениям полиции, беспорядки начались вечером 8 октября 2008 года с инцидента в еврейском квартале Бен-Гурион. В этот день евреи отмечали один из главных праздников иудаизма Йом-Кипур, или Судный день. В Израиле в этот день не работают ни государственные, ни частные заведения, в том числе общественный транспорт и средства массового вещания.
       Арабы в Акко проживают преимущественно в его исторической части, тогда как еврейские кварталы находятся за пределами Старого города. Вечером 8 октября в еврейский квартал приехал некий араб. Местные жители возмутились тем, что в святой день иноверец разъезжает на машине, из которой доносится громкая музыка. Кроме того, араб якобы отказался уехать из еврейского квартала, и тогда его автомобиль стали забрасывать камнями.
      
       Между тем до арабов Акко дошли слухи, что в квартале Бен-Гурион евреи будто бы сильно избили или даже убили их соплеменников. В Старом городе собралась толпа, которая вознамерилась отправиться в еврейский квартал, но на ее пути встала быстро среагировавшая на обострение обстановки полиция, которая преградила арабам путь. Тогда они стали громить принадлежавшие евреям магазины и автомобили.
       Тем временем в Бен-Гурионе собрались местные евреи, обеспокоенные слухами о приближении воинственно настроенных арабов. Полиция была вынуждена стать между противоборствующими сторонами и применить водометы и гранаты со слезоточивым газом, чтобы не допустить разрастания беспорядков. На следующий день уже евреи собрались идти разбираться с арабами. Полиции предотвратила рукопашную схватку между арабами и евреями.
      
       В Акко срочно приехало руководство полиции Израиля, которое провело встречи с лидерами арабской и еврейской общин, потребовав от них совместными усилиями положить конец насилию. В город были дополнительно введены около семисот полицейских, также были усилены меры безопасности в других городах со смешанным еврейско-арабским населением. Правоохранительные органы подозревают, что араб, из-за инцидента с которым начались беспорядки, намеренно заехал в еврейский квартал, а, кроме того, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения".
      
       И все "шишки" на Израиль...
      
       Вот недавно в Киргизии узбеки и киргизы не поделили места, где они совместно проживали. В итоге - кровавые разборки, сотни погибших, тысячи раненных, десятки тысяч беженцев. Два народа мусульманской веры из одной бывшей страны. Страшные вещи творятся в Ираке, Афганистане, Пакистане - мусульмане убивают мусульман десятками и сотнями только из-за разногласий толкования своего ислама, религии "мира и любви", не могут столетиями ужиться рядом. В Бельгии бельгийцы и фламандцы, в Канаде французы и англичане, в Испании испанцы и баски, в Турции турки и курды...
      
       Подобных примеров много, когда соседние народы рядом ужиться не могут. Каким же образом современный Запад, который только и говорит по любому поводу и без о правах человека, думает, что мир и дружба между арабами и евреями реальная вещь? Никогда ее не будет, ибо в религии мусульман четко записано: "убить еврея". И мусульмане этого не скрывают, и считают своей единственной целью (!) уничтожение Израиля! Весь мир с ума сошел, погрязли в экономическом кризисе, в своих странах масса безработных. В Африке хорошо живут только исламские боевики, остальное местное население - голодающие скелеты и умирающие от голода и болезней дети.
       И никого в мире всё это серьезно не беспокоит. Вот в "несчастную блокадную" Газу все рвутся. Всех леваков и "правозащитников", не говоря уже о муслимах, понос прошиб, в истерике заходятся, слезами всё Средиземное море залили. Все рвутся "спасать" зажиревшую на дармовых долларах, бесплатных поставках из Израиля воды, электричества, продуктов, топлива и "всемирной" гуманитарной помощи бандитскую публику Газы... И, главное, в душе-то всем им наплевать на палестинцев. Им главное - досадить Израилю, выместить на евреях свои неурядицы и проблемы, сорвать на них зло за собственную дурость, да вытянуть под шумок побольше долларов с исламских нефтяных мешков... Уверен, это для них главное: доллары.
       Жизнь продолжается.
       Будем оптимистами. Жизнь продолжается. Акко - интересный город, интересный город на древней израильской земле, город с богатой историей и большим будущим в Стране с большим будущим - Израиле! И как бы ни корячились всякие Мазены с Ахманиджанами - Акко навсегда останется израильским городом, городом Еврейского Государства. И будет он доставлять радость и интересные встречи своим туристам.
       Завершая рассказ об историческом и современном Акко нельзя не упомянуть хотя бы несколько синагог. Мне не пришлось их видеть, нашего однодневного тура в Акко только и хватило на "рыцарские" да "турецкие" времена. Действует там и тур под названием "Еврейский Акко", но нам не повезло попасть. Поэтому с некоторыми сокращениями приведу описания, прочитанные в интернете. Сразу оговорюсь, мой краткий экскурс абсолютно не попытка дать общую картину еврейской религиозной жизни в Акко, ибо в этом городе, как вычитал, около ста синагог. Мой рассказ об этом городе, прежде всего, это отрицательная реакция на абсолютно необоснованные притязания главы "Палестинской автономии" Мазена объявить Акко арабским городом, якобы принадлежащем "палестинцам" еще со времен каменного века...
       Синагога арух Мордехай"
       (Ифрад Барух, //gorskie.ru/commune/akkonumaz.htm): "Община горских евреев проживает в древнем г. Акко с начала первой Алии репатриации 70-х годов. В настоящее время община насчитывает более 6 000 человек. 26 октября 1997 года в г. Акко состоялось открытие синагоги евреев, выходцев с Кавказа. Синагога "Барух Мордехай", построенная известным московским меценатом доктором экономических наук Тельманом Мардановичем Исмаиловым.
      
       Роскошная белокаменная синагога "Барух Мордехай" возвышается в восточной части города напротив парка "Наполеон". Вокруг синагоги просторный ухоженный двор с аккуратно подстриженными кустарниками роз. Во дворе за стеклянной витриной на мраморном постаменте горят поминальные свечи. У входа табличка чеканной работы, на которой выгравировано: "Построена Т.М.Исмаиловым в дар землякам в память о родителях Мардане Бен Дониль и Пери Бат Михаль".
      
       Зал синагоги освещают огромные хрустальные люстры, а ризницы окон, украшены витражами, разрисованными сюжетами из Торы. На стенах стеллажи заполнены книгами "сефрэй Тора" -Танах, Навьим, Ктувим. Мерцают огоньки поминальных табличек из бронзы. За бархатным балдахином, расшитым золотом Арон-Кодеш, хранятся священные Свитки-Торы, принесённые в дар синагоге "Барух Мордехай" общиной горских евреев Израиля и других стран.
      
       Активным участником, администратором, архитектором и самим заказчиком при строительстве синагоги был ее первый раввин Юда (Евдо) Якубов. Е.Якубов в возрасте пятнадцати лет репатриировался с семьей в Израиль из Баку в г. Акко. Учился в Колеле "Ор Тора" - религиозном учебном заведении г. Хайфы. В г.Акко с рабби Евдо знакомы многие семьи. Он помогал (не только своим) людям решить их олимовские проблемы, устраивая в религиозные школы и курсы, йешивы.
      
       Под руководством рабби Евдо в Израиле построены ещё две синагоги, одна из них "Бейт Талхум" в г. Тират-Кармель, меценаты благотворители из Москвы братья Заур и Акиф Гилаловы. Другая синагога в г. Сдерот, построена благотворителем из Австрии А. Якубовым.
      
       Первая волна алии - репатриации горских евреев, так же как и в других общинах, началась задолго до возникновения сионизма и носила религиозный характер. Попытки переселиться в Эрэц Исраэль имели место в их среде ещё в начале девятнадцатого века. В 1806 г. в Эрэц Исраэль прибыл раввин Авраам из Кубы. В 1865 г. раввин Йегошуа Бен рабби Хануко из Темир-Хан-Шуры возглавил группу паломников в Эрэц Исраэль.
      
       Завершением традиции старой, религиозной алии можно считать алию такого авторитета, как раввин Яков Ицкахи, который в 1907 г. вместе с семьей репатриировался и вместе со своими последователями основал поселение Беер-Яков.
      
       В настоящее время главный раввин синагоги "Барух Мордехай" является молодой перспективный выпускник нескольких йешивов в Израиле, член международной Евро-Азиатской религиозной организации Янив Бен Рахамим Нафталиев (Шлита). Янив Бен Рахамим родился в Израиле, родители репатриировались в 70-х гг. из Азербайджана. При синагоге "Барух Мордехай" успешно действует религиозно-культурный центр выходцев с Кавказа. Постоянными посетителями синагоги "Барух Мордехай" являются не только члены горско-еврейской общины, но представители ашкеназской и сефардских общин.
      
       Синагога тунисской общины
      
    (Александра, //www.wia.ru/travelogue/Israel/extreme/1135.html), 2006 г.: "Вряд ли можно увидеть в Израиле нечто более удивительное, чем Тунисская синагога
       "Ор ха-Тора" ("Свет Торы") в Акко. Открыта она для всех - верующих и атеистов, израильтян и иностранцев, однако многие туристы понятия не имеют о существовании в древнейшем северном городе подлинной жемчужины современной архитектуры и дизайна. Причина столь же проста, сколь и прозаична: синагога находится вне стен легендарного Старого города, в нескольких минутах ходьбы от него.
       Розовеющее в солнечных лучах кирпичное здание издали привлекает внимание:
       во-первых, нестандартно, во-вторых, нарядно. Фасад украшают шесть арок, каждая оформлена по-своему. В промежутки между арками вписано пять треугольников, символизирующих разные разделы Торы. Над арками красуется увенчанное двумя семисвечниками мозаичное панно с описанием Исхода.
      
       Если фасад интригует и завлекает, то внутреннее убранство завораживает. Каждый уголок, каждый сантиметр полезной площади представляет собой красочное повествование об Иудейском царстве и народе Израиля - с древнейших времен до наших дней.
       При входе обращаешь внимание на витражи. Их - бесчисленное множество. И в каждом - трогательная история. Кто только не упомянут в надписях на разноцветных стеклах, сделанных наивным детским почерком! Герои библейских легенд. Пророки. И даже - бойцы Армии обороны Израиля...
       Синагога двухэтажная, но внутреннее ее пространство объединяет огромный зал, похожий на музей или на художественную галерею. Стены и потолок украшены теплой, крайне энергетичной мозаикой. Разрисован и расписан даже добротный паркет на полу. Исторические сюжеты соседствуют с символикой Каббалы, повествование о Катастрофе сменяется поэтическими картинами будней государства Израиль.
       Несмотря на кажущуюся пестроту, эклектизмом внутреннее убранство не страдает. Напротив: цитаты из Торы удивительно гармонируют с лаконичными надписями, сделанными в память о бойцах, павших в ходе всех пережитых Израилем войн. Недавно на севере страны прошла еще одна война. В Акко пострадали лишь считанные здания, которые сразу по окончании военных действий превратились в экзотическую аттракцию: русскоязычные экскурсоводы готовы показать их каждому туристу, который проявляет интерес не только к истории, но и к сегодняшнему дню. Правда, восстановительные работы ведутся со столь космической скоростью, что лишь считанным иностранцам удалось увидеть новые "достопримечательности" Акко.
      
       Любознательный посетитель непременно отыщет на стенах синагоги мини-сюжет, посвященный еврейству разных стран мира. Диаспора присутствует здесь в чистом, первозданном виде: несмотря на название (Тунисская синагога), молятся здесь и сефарды (выходцы из стран Востока и Северной Африки), и ашкеназы, выходцы из Европы.
       Одну из стен украшает мозаичное панно, на котором выложена карта Израиля. Венчает ее Вечный город - Святой Иерусалим. Не забыли оформители и о
       Бейт-Лехеме (Вифлееме). Потолок - особая песня. На нем изображен Храм. На правой стене нижнего яруса молельного зала можно видеть еврейские монеты от самых древних до современных.
       Ступая по паркетному полу, внимательно смотрите под ноги - иначе рискуете "раздавить" божественно красивых певчих птиц или свежие цветы. Столь экзотичную флору и фауну можно видеть только в Израиле! Особое место в мозаичных картинах и надписях отведено истории более чем тысячелетнего присутствия в Акко евреев.
       Поднявшись на второй этаж, понимаешь: здесь ты застрял надолго. Раньше, чем через два-три часа, отсюда не выберешься, даже если у тебя в кармане билет на спектакль знаменитого городского театра! На этом этаже молятся женщины. Вот и оформлен он в особом стиле - изысканно-мягком и в то же время интеллигентном. К тому же с балкона прекрасно просматривается весь зал с его нестандартной росписью, витражами, светильниками и серебристо-золотистыми дверцами шкафов для хранения свитков Торы.
       На верхотуре под куполом изображены знаки Зодиака. Если внимательно рассмотреть расположенные над ними витражи, заметишь, что один сделан в виде государственного флага Израиля, на другом изображена Главная синагога Туниса, на третьем - кнессет и т.д. Двенадцати знакам Зодиака соответствует по числу 12 колен Израилевых. Их символика выложена мозаикой на нижнем ярусе. Задираешь голову - и начинаешь медленно, как завороженный, кружить на месте, чтобы рассмотреть каждую деталь, каждый витраж, разгадать каждый символ...
      
    Самый существенный штрих: уникальное здание синагоги "Ор ха-Тора" было построено и расписано безо всякой финансовой поддержки государства - исключительно на пожертвования израильтян и диаспоры. По приезде в страну, Цион Бадаш несколько лет вынашивал свою идею, а потом в течение еще четырех десятилетий ее воплощал. Все эти годы, вплоть до ухода на пенсию, Бадаш был скромным и неприметным почтовым служащим. Зато сегодня в своей синагоге он и габай, и ключник, и арт-директор.
       - Только после выхода на пенсию мне удалось подготовить замечательный альбом, посвященный Тунисской синагоге, - говорит он, указывая на красующееся на полке художественное издание. Вышел он по-русски, по-английски, по-испански, по-французски и на иврите. Если будете в Акко, отвлекитесь не надолго от экзотики Старого города".
       Добавлю к этому описанию абзац с другого интернет-сайта: "Строительство начато в 1954-55 гг. общиной выходцев из Туниса, с острова Джирба, в честь знаменитой древней синагоги Аджириба, поэтому современную также называют Аджириба. В легенде рассказывается, что первые жители острова Джирба были евреи из колена Звулуна во времена царей Давида и Шломо. После разрушения Первого Храма на остров приехали коэны и привезли с собой одну из дверей Храма. Она была встроена как часть синагоги Аджириба, самой знаменитой в Северной Африке".
       Синагога Рамхаля
      
       (dona anna, //www.wise-travel.ru/asia/Israel/otzyv-1540.html): "Первым объектом нашей экскурсии была старинная синагога Рамхаля (рабби Моше Хаима Луцато) в Старом городе Акко, которая теперь оказалась в арабском квартале. Эта синагога построена в 1743 г. и сохранилась, что в наших краях большая редкость. Здесь хорошо видны своды потолка. Такая конструкция потолков для больших помещений долго продержалась в наших краях из-за отсутствия больших стволов деревьев для изготовления балок. Строились своды кустарным образом - внутри помещения насыпалась земля, на ней выкладывалась форма свода с помощью трапецеобразных кирпичей. Когда вкладывался последний, самый важный средний кирпич, и свод замыкался, землю удаляли.

    Синагога была построена Рамхалем, который был сам известной и нестандартной личностью. И синагога его не стандартна. В отличие от обычной синагоги, здесь нет бимы (кафедры), а есть глубокая яма. Во время своих уроков Рамхаль спускался в яму, а не поднимался на биму. Таким образом он демонстрировал свое место по отношению к Всевышнему.
      
       Прекрасно сохранилась рукописная Тора Рамхаля. Он написал ее собственноручно, где-то в 1740-47-е годы. Ее читают по праздникам. Написана она на соответственно выделанной коже кашерных животных. Тора написана чернилами из гранатовых корок. Иногда и сушенный гранат использовали в виде чернильницы. Чернила очень стойкие. Все знают, если посадить пятно соком граната, то вывести его невозможно"
      
       Акко - город из истории еврейского народа
      
       Итак, "летопись окончена моя". Считаю своим долгом вновь повторить то, с чего начал вначале.
      
       В мае 2010 года, глава "Палестинской автономии" Мазен решил ознаменовать "легитимность страны" выпуском собственных денежных купюр. Затея сорвалась. Но весь фокус еще и в том, что господин неуважаемый Мазен хотел на купюрах напечатать виды израильских городов Яффо и Акко. Мол, арабские это города. Мол, скорбят арабские сердца по утерям. А нарисуем виды их на "собственных" купюрах, народ, не сведущий в истории, тому и поверит. Так и запомнят, что якобы арабы города эти построили еще в каменном веке, что, ну, и так далее... В первый раз им врать, что ли...
      
       В 2007 году я побывал в Израиле, в том числе и в г Акко. А прочитал о потугах Мазена и "залез" в интернет, посмотреть, что народ знающий и туристский, об этом городе пишут. Главное - никогда этот город не был владением арабского государства. Да, были арабские завоевания. Да, после тех захватов поселились в этом городе арабы, и ныне живут. Но никогда здесь не было арабского государства. И не забудем, появились они в этом городе только в седьмом веке нашей эры, а древнееврейские племена заселили эти места за две тысячи лет до них, и жили, и живут евреи в этом городе во все времена. И потому никаких прав у арабов на этот город нет. Тем более, "палестинцам", жителей соседних арабских стран, которых сюда переселяли, дабы заполнить пустующие земли во времена турецкого владычества. И набежавших сюда во времена развития экономики, когда евреи, труженики этого края, дали работу всей этой разношерстной компании из соседних арабских стран.
      
       Для меня неудавшийся фокус Мазена еще один пример демагогии и переписывания древней и современной истории арабами и их приверженцами на свой лад, в своих интересах, вопреки историческим и археологическим данным.
      
       Давид Генис 25 июля 2010 г.
      
      
       Источники:
       dona anna (//www.wise-travel.ru/asia/Israel/otzyv-1540.html)
       Александра (//www.wia.ru/travelogue/Israel/extreme/1135.html)
       Бибикова О. (//www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MAMLYUK.html).
       Большой Энциклопедический словарь (//dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/290330).
       Генис Д. Е. ("Горизонт", N5, 2008 или www.lib.ru, "Заграница").
       Зильберман М.И. (//hapiru.ru/Text3-3.htm)
       Злотник И. (//www.judaea.ru/Judaea_coins/numizmatika/monetnoe_delo_v_akko).
       Келлер Леонид (//www.isra.ru/guide/page187.shtml)
       Ифрад Барух (//gorskie.ru/commune/akkonumaz.htm)
       Мазар Б. (//jhistory.nfurman.com/lessons8/08-02.htm)
       Пудиков Д. (//world.lib.ru/d/denis_p/akko.shtml)
       Шоу Я., Николсон П. (//ru-egypt.com/library/24).
       ЭЕЭ, //www.eleven.co.il/?mode=article&id=10115&query=), КЕЭ,1+Доп.2
       /ru.wikipedia.org/wiki/, Акко.
       www.inaru.co.il/win_d/gorod_d/gor_akko.html
       //piratyy.h14.ru/a/akko/akko_agolobor.htm
       //Israel.worlds.ru/articles/Israel_article_953.shtml)
       //tikvaisrael.com/Akko/akko_index.html
       //www.izramir.ru/index.php/mnu-sect-isra-cities/
       //forums.vif2.ru/showthread/php?t=237
       //community.livejournal.com/all_israel/79640.html, 20 мая 2010
       //letychivsviatynia.km.ua/post_35.html
       //www.world-history.ru/nations_about/107/1898.html
       //ru.wikipedia.org/wiki/.Тутмос III
       //www.eleven.co.il/article/15076 (Эль-Амарнские письма, КЕЭ,10, 603-605).
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/07/2010. 79k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка