Аннотация: из серии кратких очерков о царях древней Иудеи
Амон - 15-й царь Иудеи
Пятнадцатому царю Иудеи Амону, сыну Менаше, крупно не повезло. Всего-то на престоле пробыл два года, как пал жертвой заговора. Годы эти разные источники исчисляют немного по-разному: КЕЭ - 641-640 годы до н.э., Jewish Encyclopedia -
640-638, Джоан Комэй - 642-640 годы. Престол ему достался уже в возрасте 22-х лет. Что успел или не успел совершить за этот срок, особенно нигде не пишут. Но главное обвинение в его адрес прозвучало: "(Мелахим.21:20-22) И делал он злое в очах Г-сподних, как делал Менашшэ, отец его. И во всем шел он тем же путем, каким ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им".Автор библейской хроники не объясняет, в чем была конкретно вина нового царя. Однако ссылка на то, что он "служил идолам, которым служил отец его"дает понять, что в его политике язычество по каким-то причинам было на первом месте.
Можно думать, что как и при его отце, довлевшая над ним близость и угроза Ассирии оказывала определенное влияние. Но если царя Менаше боялись, и был он, видимо, скор на расправу с теми, кто был против, то новый молодой царь не успел еще окрепнуть во власти. И потому "рабы Амона составили заговор против него, и умертвили царя в доме его". Но сторонники убитого царя не поддержали заговорщиков и нам сообщают, что "народ перебил всех, бывших в заговоре против царя Амона (М21:24-25)". И так же без эмоций сказано, что "остальные дела Амона, которые он совершил, описаны в книге летописи царей Йеудейских. И был он похоронен в гробнице его, в саду Уззы". Так как летописи царей Иудейских до нашего времени не дошли, остается только догадываться о каких-таких делах дана ссылка в Книге Мелахим.
Очень кратко сказано об Амоне и во второй книге (Диврей гаЙамим II:33) почти теми же словами. Правда, есть небольшое уточнение: "(Д33:22-23) ...и всем истуканам, которых сделал Менашшэ, отец его, приносил жертвы Амон, и служил им. И не покорился Г-споду, как покорился Менашшэ, отец его; напротив он, Амон, увеличил вину". Здесь также не указана цель заговора, почему, за что убили молодого царя? Вот и весь сказ о нем в двух библейских книгах пророков.
Интересную деталь приводит З. Дашевский: "Имя его матери Мешулэмэт бат-Харуц из Йатва (у Флавия - Иоваты). Йатва - это место, которое, наверное, находится в Галилее. Отсюда видно, что Менаше поддерживал близкие отношения с теми евреями, которые оставались из десяти колен". Мы опять встречаем упоминание о том, что не все евреи из числа 10-ти колен были выселены, а оставались на своих территориях в Самарии, на Западном побережье Иордана и в Заиорданье.
Вызывает вопросы фраза "народ перебил всех, бывших в заговоре". Кто понимается под словом "народ"?Не вся же Иудея собралась, чтобы расправиться с заговорщиками. Дашевский объясняет так: "поразил народ заговорщиков; при этом "м-hа-арэц"- выражение, которое часто встречается в Танахе, и, может быть, простой смысл этого обозначает, что это нечто вроде "большого собрания". То есть, это не просто простолюдины, а высокопоставленные, богатые и влиятельные люди; и это такое собрание, которое фактически определяет важные политические решения". Возможно, именно их представители и убили заговорщиков.
Что же хотели эти заговорщики? Есть и такая точка зрения, что, может быть, эти заговорщики были сторонниками или "агентами" Египта? Новый царь Иудеи Амон, видимо, как и Менаше, был под вынужденным давлением Ассирии и проводил проассирийскую политику. А в Египте, врага Ассирии, могли решить убрать Амона, дабы постараться склонить Иудею к проегипетской политике. Но правящая элита Иудеи ("народ"), вынужденная быть на стороне сильнейшего, Ассирии, расправилась с заговорщиками, дабы показать свою лойяльность именно этой стране. Вполне уместно и другое объяснение. Его отец, царь Менаше, очень активно подавлял сопротивление иерусалимского духовенства, которое выступало против его увлечения языческими обрядами. Когда и Амон стал продолжать политику отца, с ним не стали церемониться и убили. Вероятен и вариант, когда заговорщики хотели посадить на трон своего сторонника, противника Ассирии, но "народ" не дал этому совершиться и тем сохранил династию Давида у власти в Иудее. Трон перешел к 8-летнему сыну - Иосии. Такова грустная и недолгая история жизни 15-го царя Иудеи, которого и похоронили-то в саду отца, а не в гробницах царей этой страны, как приличествовало их высокому сану.
Иудейская пустыня обрывается у Мертвого моря. Фото Д. Гениса
Источники:
Википедия
Дашевский З. Лекция 104 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml104.htm)