Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Авия 2-й царь Иудеи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/12/2012. 22k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из истории древней Иудеи


  •    Авия (Авиям) - 2-й царь Иудеи
      
       Давид Генис
      
       Рассказ о втором царе (после смерти Соломона) царства Иудея. Мой экскурс в древнюю историю еврейского народа и современного Израиля. Единое царство Давида-Соломона, после смерти царя Шломо (Соломона), как известно, в начале первого тысячелетия до н.э., распалось на два самостоятельных царства: Северное (Израиль) и Южное (Иудея). В серии моих очерков речь будет о царях и их роли в истории Иудеи.
      
       После смерти первого царя Иудеи Рехавама царский трон занял его сын Авия (ивр. ?????????, Авиям, "Господь - мой отец"). Иудея получила своего Второго царя, внука Соломона. Кстати, в разных источниках имя царя несколько разнится: Авия, Авиям, Авийа, Авиам. Дело в сложности прочтения и перевода, ведь гласные в слове отсутствуют, тут уж, кто как напишет и услышит... Годы его жизни в источниках также даются разные. Так, в Библейской Энциклопедии Брокгауза (Ринекер Ф., Майер Г.,1999) указано: 910-908 гг до н.э., в Jewish Encyclopedia - 960-958 до н.э., по К. Рыжову и Д. Комэй - 913-911 гг. и т.д. Точной датировки нет, как и нет сведений, в каком возрасте стал царем Авия.
      
       В Книге "Мелахим I" (Танах, Пророки, в христианской Библии - Книга 3 Царств), этому царю уделено чуть более десяти строк. Он царствовал всего три года, с точки зрения летописца не заслужив большего текста. Почему? Читаем ответ: (15:3) "И следовал он всем грехам отца своего, которые тот совершал до него; и не было сердце его полностью с Г-сподом, Б-гом его". Как мы знаем, не было по Библии (Танах) большего греха, чем невыполнение Заповедей и приобщение к обрядам язычников. Единобожие нигде и никогда не принималось сразу и всеми. Иудаизм первым начал бороться за Веру в Единого Бога, что в те языческие времена было достаточно необычным, сложным, длительным и тяжелым процессом. Отсюда и угрозы, и проклятия пророков на головы народа и, прежде всего, царей, пример поведения которых для народа был доходчивее, чем проповеди пророков и священников.
       Малкин Д. считает, что характер Авиама был обусловлен его предками со стороны матери Михаяу из рода Узиела из Гивы, небогатого, но почитаемого в племени Биньямина. В хрониках "Диврей айамим" сообщается, что Узиел был в числе сыновей Бэла - родоначальников племени Биньямина. Бабкой его была Мааха -дочь бунтовщика Авшалома, успевшего за недолгую жизнь зарезать брата и устроить тяжёлую гражданскую войну в государстве Давида. И, наконец, его прабабкой была аммонитская принцесса Нааму. Когда фараон Шишонек подступил к Иерусалиму, Рехавам отправил своих жен и детей, в том числе и мальчика Авиама, за Иордан, в соседнее государство Аммон.
       Правда, внуку, ради Давида "дал ему Г-сподь, Б-г его, светильник в Йерушалаиме, чтобы поставить после него сына его и утвердить Йерушалаим". И, чтобы понятнее было, почему, подчеркнуто за что: (15:5) "(Это) за то, что Давид делал праведное в очах Г-спода и не отступал во все дни жизни своей от всего того, что Он заповедал ему...". Дед был "правильным", за это и внуку пока прощалось многое, дабы суть приоритета Иерусалима сохранить для потомков.
      
       Дашевский: "В стихе, где говорится, что Авиаму было дано царствование "ради Давида,чтобы поставить после него сына" имеется в виду не то, что Авиаму нужно было взойти на трон, чтобы послужить мостиком между Рехавамом и царем следующим, а то, чтобы потомки Давида царствовали. Как ясно из текста, Рехавам - довольно плохонький индивидуум, и, естественно, возникает вопрос, почему же тогда Всевышний его поставил царем? И ответ такой, что это - ради Давида, чтобы его потомство не сходило с престола над Иудеей".
      
       И, буквально, двумя строчками, еще сказано: (15:7) "Остальные дела Авийама и все, что он сделал, описано в книге летописи царей Йеудейских. И была война между Авийамом и Йаровамом (царь соседнего Израиля. Д.Г.) во все дни жизни его". Война? Но о ней здесь ничего нет. И следует далее стандартное: "И почил Авийам с отцами своими, и похоронили его в городе Давида. И стал царем вместо него Аса, сын его".
      
       Обратимся к другому древнему источнику, тоже из Танах - "Диврей айамим II" в Книге "Ктувим" ("Писания") (в христианской Библии - Паралипоменон II). Здесь уже не только упоминание о войне, но есть и более полная расшифровка событий. Дело в том, что при Реховаме новоявленное царство Израиль откололось от единого государства Давида-Соломона. И возглавил этот бунт Йоравам, которого в свое время изгнал Соломон за его, как мы сейчас говорим, "противоправную деятельность". А после смерти Соломона он вернулся, и в пику Иерусалиму стал насаждать в царстве Израиль языческие и сепаратистские дела. Между двумя этими царствами и шла, в итоге, "вялая" война, вернее, стычки, но на решительное сражение никто не решался. Хотя и в Южном, и в Северном царствах мечтали об объединении, но... под своей властью.
      
       Когда же умер Рехавам, царь израильский попытался силой решить спор, надеясь на свое превосходство над неопытным Авией, занявшего престол в Иудее. По этому поводу я нашел в интернете ссылку (//www.alexhistory.narod.ru/) о том, что Авия был командующим армией Иудеи при жизни своего отца Рехавама. "Его отличное руководство позволило сдерживать непрерывные попытки нападения соседних государств, особенно царства Израильского". Если это так, то легче понять и последующие события.
      
       Иосиф Флавий, римский историк начала первого тысячелетия н.э. ("Иудейские древности", кн.8:11), пишет о том, что провидец передал Йероваму слова Всевышнего: "Я вознес тебя из ничтожества и из ничего сделал тебя великим человеком, отняв царство у потомства Давида и передав его тебе, ты все-таки позабыл об этом, покинул истинное богопочитание и соорудил себе для поклонения медных идолов. Я вновь свергну тебя с твоей высоты".
      
       Иеровоам, понятно, не обратил на это предсказание внимания, собрал войско и во главе его пошел походом на Иудею. Авия же, узнав об этом, не испугался. Он тоже собрал отборное войско и пошел навстречу. У горы Семароном (к северу от Иерихона), он расположился лагерем и стал готовиться к сражению. (13:3) "И начал Авийа войну с войском из людей храбрых - четыреста тысяч отборных воинов; а Йаровам (царь Израиля) выставил сражаться против него восемьсот тысяч человек - отборных храбрецов".
      
       Когда же оба войска выстроились друг против друга, чтобы вступить в бой, Авия взошел на возвышенность и обратился к войскам с речью. Ниже я привожу текст "обращения" Авийи к воинам Израиля перед началом сражения. Не суть важно сейчас разбираться, как могли его услышать в двух войсках с громадной численностью. Понятно, что эта вставка направлена, главным образом, для читателей, изучающих Танах и реальных слушателей тех времен. Ибо основным тезисом речи является призыв к объединению двух царств с единым народом в одну страну, "царство Г-сподня", какой ее создал Давид. "Не воюйте с Господом, Б-гом отцов ваших". А мне так и слышится в тех словах обращение и к Израилю сегодняшнему: будьте единым народом и единой страной...
      
       Речь Авийи я приведу сначала по библейскому источнику. (13:4-12) "И стал Авийа над одной из гор Эфрайима, и сказал: Внемлите мне, Йаровам и весь Йисраэйль! Разве вы не знаете, что Г-сподь Б-г Йисраэйля дал Давиду царство навеки, ему и сыновьям его? Но восстал Йаровам, и взбунтовался против господина своего. И ныне вы думаете устоять против царства Г-сподня, что в руке сынов Давида; и вас великое множество, и у вас тельцы золотые, которых сделал вам Йаровам Б-гами. Не вы ли отстранили священников Г-сподних, сынов Аарона, и лейвитов, и поставили себе священников, как народы (других) стран? Всякий, кто приходит освятиться с тельцом и семью овнами, становится священником лжебогов. А у нас Г-сподь, Б-г наш, мы не оставляли его; и Г-споду служат священники, сыны Аарона, и левиты. Мы соблюдаем установление Г-спода, Б-га нашего, а вы оставили Его. И вот, у нас во главе Б-г, и священники Его, и трубы громогласные, дабы греметь против вас; Сыны Йисраэйлевы! не воюйте с Господом, Б-гом отцов ваших; ибо не будет вам удачи".
      
       Не удержусь, и приведу эту речь в изложении Иосифа Флавия "Что Господь Бог обещал Давиду и его потомству навсегда сохранить за ними царскую власть, всем вам хорошо известно. Поэтому я удивляюсь, как вы могли изменить моему отцу и перейти на сторону раба его, Иеровоама, а особенно удивляюсь тому, как вы теперь явились с ним сюда за тем, чтобы вести войну против человека, предназначенного самим Всевышним на царство, и с тем, чтобы отнять у него принадлежащую ему законную власть его. Ведь Иеровоам уже теперь владеет совершенно произвольно большею частью страны. Однако я полагаю, что он дольше не будет пользоваться этою своею властью, так как ему придется покончить со своими беззакониями и пренебрежительным отношением к Предвечному, за что его постигнет теперь возмездие. Ведь он не перестает глумиться над Господом Богом и вас побуждает следовать его примеру; вы же не подверглись никакому притеснению со стороны моего отца, а все-таки свергли его за то лишь, что он, созвав вас в собрание и послушавшись совета дурных людей, обратился к вам с неласковою речью, в чем вы усмотрели признак его гнева. На самом же деле вы, своим отпадением от отца моего, отвратили лишь самих себя от Господа Бога и его законных постановлений. Поэтому-то вам следовало бы простить Ровоаму, как человеку молодому и еще неопытному в управлении народом, не только его суровую речь, но также и все то, в чем он по юности и неведению жизненных условий прегрешил пред вами, хотя бы уже ради отца его Соломона и оказанных вам последним благодеяний; ведь ошибки потомков должны находить себе извинение в благодеяниях предков. А между тем ни тогда, ни теперь вы обо всем этом не подумали, но явились к нам таким многочисленным войском. На какую победу рассчитываете вы? Не ожидаете ли вы поддержки от золотых тельцов ваших или от жертвенников на горах? Но ведь эти жертвенники являются лишь показателями вашего нечестия, а никак не вашего благочестия. Или, быть может, ваше численное превосходство над нами возбуждает в вас смелые надежды? Однако [знайте, что] в скольких угодно тысячах воинов, сражающихся за неправое дело, нет никакой силы, потому что лишь на справедливости и благочестии может покоиться твердая надежда одержать верх над противниками. А между тем такое-то именно упование присуще нам, так как мы с самого начала соблюдали законоположения и почитали истинного Бога, не человеческими руками сделанного из скоропреходящего материала и не являющегося результатом досужей фантазии безбожного царя для обмана простонародья, но создавшего Самого Себя и представляющего начало и конец всего существующего. Поэтому я советую вам теперь изменить свое решение и выбрать нечто лучшее, а именно оставить мысль о вооруженном сопротивлении и подумать о своих предках и о том, что привело вас к вашей жизненной удаче и столь завидному положению".
      
       В Толковой Библии Лопухина говорится о том, что исследователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее половине и во второй. Если в первой Авия говорит как царь -- потомок Давида, то во второй - как строгий ревнитель культа Б-га и всего указанного в законе ритуала. Хотя Авия был нечестивый царь, не чуждый языческих культов. Признают неестественность самой речи иудейского царя к враждебному войску с вершины горы. И, всё же, считают: священный составитель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Израильскому, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Б-гу, совершавшемуся в Иерусалимском храме.
      
       Мира, понятно, не получилось. Оба царя намеревались всерьез силами померяться. Но в то время, пока Авия говорил, Иеровоам тайно послал отряд своих воинов с поручением окружить войско Авии. (13:13-17) "И оглянулись йеудеи, и вот у них война спереди и сзади; и возопили они к Г-споду, а священники затрубили в трубы. И громко воскликнули йеудеи; и когда воскликнули йеудеи, Б-г поразил Йаровама и всех йисраэйльтян перед лицом Авийи и Йеуды. И побежали сыны Йисраэйля от йеудеев, и предал их Б-г им в руки. И побили их Авийа и народ его, нанеся им сильное поражение". Громадные цифры численности войск и жертв битвы здесь, возможно, даны летописцем для "весомости" уровня битвы и важности победы. Я потому их тут и не привел. Тут важна идея!
      
       По этому поводу приведу реплику с интернета. "В бою иудеи уничтожили 500 тысяч воинов Израиля. Но это невероятно. Даже Вторая мировая война не знает скопления такого количества воинов на таком маленьком "пятачке" военных действий; мировая история также не знает ни одного такого боя, где бы было уничтожено 500 тысяч вражеских солдат. Нечего и говорить о том, что такое грандиозное библейское сражение не отмечено ни в одном историческом документе". (Дулуман Е.К., проф., "Ляпы Библии").
      
       Ответ читателя с интернета: "Войско Иеровоама, согласно Писанию, было рассеяно на большом участке, ведь израильтяне побежали, а иудеи их догоняли, и, пока догоняли, взяли три города и окрестные с ними городки. Вероятно, им пришлось побегать за ними с неделю, а то и две. В Писании, к сожалению, ничего не сказано о продолжительности битвы".
      
       Приведу еще одну оценку указанных цифр. "Историческая достоверность сообщения о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению... Некоторые частности рассказа о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск -- 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского и, особенно, число убитых у Израиля (500 тысяч) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков" (Толковая Библия Лопухина). Так или не так, остается только пожать плечами, ибо спросить не у кого...
      
       В толковании Библии (ред. Лопухин) благоприятный для иудеев исход войны объясняют преданностью их Б-гу и непоколебимой надеждой на Него. Тут же цитируются слова проф. Олесницкого: "В картине победы есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина. Действительно, трубный звук священников и победные клики войска иудейского близко напоминают обстановку падения Иерихона".
      
       Понятно, Б-г встал на защиту Иерусалима, города и Храма своего. (13:18) "И покорились сыны Йисраэйля в ту пору, и усилились сыны Йеудины, потому что опирались на Г-спода, Б-га отцов своих. И преследовал Авийа Йаровама, и взял у него города: Бэйт-Эйль и прилегающие селения, и Йешану и прилегающие селения, и Эфрайин и прилегающие селения". Авиам в храме израильтян в Бэйт-Эйле захватил статуи тельцов, которым поклонялись царь и народ Израиля.
      
       И уж более не набрался сил после поражения Иаровам. "И поразил его Г-сподь, и он умер". Вот так! Поднял бунт против Дома Г-сподня, значит, это плохо кончится...
      
       "А прочие деяния Авийи, и поступки его, и слова его, описаны в комментарии пророка Иддо". И на этом - всё об этом царе. Свою роль в Святом писании он как бы выполнил. "И почил Авийа с отцами своими, и похоронили его в городе Давида. И воцарился вместо него сын его Аса".
      
       В стихе 13:8 говорится: "И почил Авийа с отцами своими...". Как понимать это выражение? Дашевский так объясняет: "Это выражение абсолютно стандартно, и никак нельзя сказать, что так говорится только про хороших людей и больших праведников. Почему именно такой оборот описывает переход человека в иной мир, может, наверное, объяснить Каббала. Что значит, что он "почил с отцами"? Это означает, что он закончил круг служения в этом мире, и его душа расстается с телом, и переходит в тот мир, где души отдыхают. Вероятно, такие вещи ни один специалист не может объяснить окончательно и однозначно".
      
       В заключение, хочу кратко привести рассуждения С. Чарыкова, кандидата богословия, преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии, с которыми он выступил на XXXVI Международной филологической конференции Санкт-Петербургского государственного университета, 2007 г.
      
       Предназначение речи Авии в тексте -- объяснить причины победы иудеев над
       израильтянами. Однако в ней есть и более глубокое содержание. Хронист (автор Диврей айамим II., считается пророк Эздра. Д.Г.) излагает ее, чтобы выразить свое представление о том, чтС есть истинный Израиль, народ Божий, кто есть истинный Израиль? Какое из двух царств сохраняет преемственность с религиозной традицией Израиля, является наследником обетований Бога? На эти вопросы, актуальные в послепленное время (время после Вавилонского плена считается временем составления книги "Диврей", еще именуемой Книгой Эздры. Д.Г.) На эти вопросы в первую очередь и отвечает автор устами Авии. Поэтому речь Авии -- проповедь, адресованная (быть может, даже в большей степени) современникам Хрониста, отвечающая на вышеприведенные вопросы.
      
       В этой связи интересно начало речи: "...послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне!" (13:4). Если в стихе 4 "Израиль" знаменует собой лишь северное царство, то в следующем стихе (5) в данном понятии заложен более широкий смысл: "Не знаете ли вы, что Господь Бог Йисраэйля дал Давиду царство навеки, ему и сыновьям его?". Можно заключить, что для автора Израилем является не столько северное царство, сколько тот Израиль, с которым Бог заключил Завет и наследником которого являются современники Хрониста.
      
       Из текста речи Авии можно сделать вывод о том, что история народа вершится не силой человеческой и не благодаря заслугам отдельных личностей, но Богом, который воплощает в жизнь Свое обетование. За речью Авии повествуется о победе иудеев. Вновь подчеркивается мысль: победы совершаются не столько усилиями народа, сколько силой Самого Бога, вмешивающегося в ход сражения. Рассказ о военных победах -- удобный случай преподать урок современникам: Бог и их может привести к победе и успеху, если они будут верны Ему. Контраст между словами о превосходстве сил израильтян, военных хитростях Иеровоама и всё же победе иудеев усиливает, делает более эффективной мысль автора: все ничто перед волей и силой Бога.
      
       "Можно заметить лишь то, что если Хронист выдумал бы эту речь, то гораздо правильнее было бы связать ее с царем, имеющим положительную характеристику. Несомненно, автор опирался на источник (видимо, сказание пророка Адды), который не мог игнорировать. С другой стороны, речь Авии отчетливо выражает основные черты богословия Хрониста. В связи с этим можно предположить, что автор либо использовал факт произнесения речи и составил ее сам, либо переработал известный ему вариант речи для проповеди своего учения. Последнему предположению можно отдать предпочтение".
      
       Вот такова короткая история трехлетнего царствования Авийи, внука царя Соломона, Второго царя Иудеи.
      
       Давид Генис
      
      
      
       Царь Авия из "Promptuarii Iconum Insigniorum " (Википедия).
      
      
       Источники:
       Википедия (//ru.vikipedia.org/).
       Дашевский З. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 37.
       Джоан Комэй "Кто есть кто в Ветхом Завете", пер. с англ., М.,1998.
       Диврей айамим II (//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/).
       Дулуман Е.К., "Ляпы Библии" (//hetrulycomes.info/dumulan/ctgry/1/abia/php).
       Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн.8, 11
       Малкин Д. Жизнеописание малых королей. Кн. 4., Новелла 2,
       Альманах "Еврейская Старина", N3, 2011.
       Мелахим I (Пророки) (//toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim1).
       Рыжов К. Справочник. Все монархи мира: Древний Восток.
       Лопухин А.П., ред., Толковая Библия (//www.lopbible.narod.ru/2ch/txt2ch13).
       Чарыков С. Речь Авии (//spbpda.ru/data/2011/01/2011-01-02.pdf).
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/12/2012. 22k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка