Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Баша 3-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 02/12/2015. 17k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Баша, Эйла, Зимри - череда царей древнего Израиля


  •   
       Баша (Бааша) - 3-й царь древнего Исраэйля
      
      
       События развивались стремительно. Иеровоам, ворвавшись неожиданно для себя в высшую касту царей и начав тем самым новую династию в древнем Израиле, открыл ящик Пандоры. Сын его, Надав, получив престол уже "по наследству", конечно же, вызывал зависть и вопросы: "а чем я хуже?". И потому не просидел на царском троне и двух лет.
      
       Как пишут библейские книги, на втором году своего царствования Надав возглавил военный поход с целью отбить город Гиптон, захваченный еще до него филистимлянами. Он организовал осаду города и, как водилось у царей, сам и возглавлял эту военную операцию. Но "приговорен" был... И мы знаем из библейской книги Мелахим, что пророк Ахия из Шило сначала предрекший Иеровоаму судьбу царя над десятью коленами, затем проклял его и предрек гибель всему его роду за отход к язычеству. На этот случай в войске Надава оказался некто Баша (Бааша, в русской традиции Вааса) из колена Иссахара. То ли заговор устроил, то ли сам расправился с царем, но Надав был убит. И цареубийца Баша "стал царем вместо него". А дорвавшись до престола, первым делом устранил всех возможных претендентов и врагов из рода Иеровоама-Надава. И сделал это, убив всех, от мала до велика.
      
       Апологетов "прав человека" это, уверен, всполошит, вот, мол, откуда "израильская жестокость" при наказании бандитов из Газы. Но что делать, в те далекие и жестокие годы еще не выдумали понятия о "правах человека" (замечу, а вот мысли о праве на жизнь израильских жителей во время тысяч и тысяч обстрелов из Газы как-то никому из "правозащитников", хотя бы худые, в голову не приходили...).
       Мира ни Иудее, ни Израилю царь-самозванец не принес. "И была война между Асою и Башою, царем Исраэйльским, во все дни их" (М15:16). Не следует понимать слова "все дни их" буквально. Видимо, имеется в виду, что военное противостояние не прекращалось на протяжении всего их царствования, но не реальные постоянные военные действия (война в буквальном понимании). Можно думать, что мир между ними так и не наступил. Да, были стычки, столкновения, осложнявшие ситуацию.
       И тот, и другой, принялись укреплять границу. На стратегическом направлении Баша "построил" (укрепил) город-крепость Раму, "чтобы не дать никому ни уйти от Асы, царя Йеудеи, ни придти к нему", а Аса, царь Иудеи - город-крепость Мицпу. В 1927-1935 годы американская экспедиция из Тихоокеанской религиозной школы под руководством Уильяма Бэйда раскопала массивные каменные укрепления в Тель эн-Насбе (на иврите Тель-Мицпа), в 12 км севернее Иерусалима. Это были остатки древней крепости Мицпа. Мощь оборонительных стен явно предназначалась на случай войны между северным и южным царствами.
      
       Вообще-то Израилю грозила опасность и на юге - от Иудеи, и на севере - от арамеев (арамеи - кочевые семитоязычные племена Передней Азии). Бааша оказался умелым дипломатом и воинственным царем. Советники рассказали ему, будто царство Шломо (Соломона) было наказано разделом не навечно, а всего на тридцать шесть лет (эта цифра означала грешный брак Шломо с египетской принцессой). Получалась, по мнению советников, что остался всего год до окончания этого штрафного периода, после чего волей Бога Израиль и Иудея воссоединятся. Вопрос встал - кто будет реальным организатором воссоединения. Бааша не стал ждать и начал энергичную подготовку. Он понимал, что без войны проблема не решится. И выиграет тот, кто первый начнет. Но и понимал, что своих сил не хватит, нужен союзник. И послы Бааша, думаю, с хорошими дарами, направились тайно в Дамаск, к сильному по тем временам арамейскому царю Бенхададу I. Союз был заключен и Бааша перешел в наступление против Иудеи. Ему удалось захватить город Раму, пограничную крепость Иудеи недалеко к северу от Иерусалима. И сразу же завез сюда громадное количество строительного материала, собираясь превратить ее в свою крепость и плацдарм для дальнейшего наступления на Иудею.
      
       Это был уже серьезный вызов и угроза для Южного, Иудейского, царства. Аса, царь Иудеи, понимая, что за спиной Бааша стоит Бенхадад, видимо, пригласил на совет своего пророка, видению которых в те времена придавали очень большое внимание. Придворный мудрец, видимо, высказал то, что от него ожидал царь: надо переманить арамейского царя, золото еще никогда своей власти не теряло. И уже иудейские гонцы тайно помчались в Дамаск. Дары Асы перевесили дары Бааши. Царь Иудеи Аса оказался хитрее своего израильского коллеги.
      
       (М15:18-20) Тогда взял Аса серебро и золото, и послал рабов своих к Бен-Хададу, царю Арамейскому, жившему в Дамаске, сказать: (Да будет) союз между мною и тобою, (как был) между отцом моим и отцом твоим; расторгни союз свой с Башою, чтобы он отошел от меня". Обращение Асы со словами "союз между мной и тобой", звучит как просьба о союзе. Его ссылка о том, что такой союз уже был "между твоим отцом и моим отцом", не очень понятна, ибо о таком союзе в библейских книгах ничего нет.
      
       Но сейчас нас интересует не фразеология дипломатических посланий давних времен. Главное в том, что получив богатые дары от царя Иудеи Асы, Бенхадад послал свои войска против Израиля и захватил на севере страны города Ийон, Дан и Авель-Бейт-Мааха, и все поселения вокруг Кинрота на территории колена Нафтали. По Дашевскому: "Ийон - это, по-видимому, там, где сегодня находится Марджаюн, к северу от Метулы; Было много пунктов, которые назывались Авель, от слова Ювель, что означало, что там есть какой-то источник вод. Кинрот - это возле Кинерета; по мнению комментаторов, был такой город, который назывался Гиноссар, и город Кинар с окрестностями назван здесь Кинрот". В общем, армия Бенхадада внезапно ворвалась на земли "колена Нафтали в районе современного Цфата" (Д. Малкин).
       Понятно, когда донесли Бааше о походе Бен-Хадада, он оставил Раму и срочно вернулся в свою столицу Тирцу. А царь Аса объявил "мобилизацию" рабочей силы в Иудее и, воспользовавшись ситуацией, распорядился вывезти из Рамы весь строительный материал, запасенный Баашей, и использовал его для укрепления своих пограничных городов (крепостей) - Мицпы и Гивы (город находился в восьми километрах северо-восточней Иерусалима).
       Кстати, Бааша царствовал 24 года и умер естественной смертью. Думаю, за такой большой период много событий в Израиле и в жизни царя Бааша произошло. Однако в библейских книгах мы вычитать ничего не можем, а других источников не сохранилось. В Библии мы читаем только как бы небольшие отрывки истории того времени, причем, по мнению ряда авторов, они были записаны уже после возвращения евреев из Вавилона, т..е. через несколько веков после реальных событий, исход которых к тому времени уже был известен. И главным принципом в описании и обсуждении древних событий был не исторический, а религиозный. Исторические записи в те времена были, поэтому автор (авторы) библейских книг писали не столько об истории, сколько пытаясь на ее примерах обличать идолопоклонство, проповедовать монотеизм и активно обличать противников яхвизма в обоих царствах. И потому о Бааше только и читаем: (15:34) И делал злое в очах Г-спода, и следовал пути Йеровоама и греху его, которым тот ввел во грех Исраэйля. (16:1) И было сказано слово Г-сподне через пророка о Баше о том, что погибнет весь род Баши за то, что пошел путем Иеровоама и ввел в грех исраэйльтян.
      
       Конечно, можно вспомнить, что в те же времена, когда в царстве Израиль установили в местных храмах золотых тельцов и поклонялись им, в царстве Иудее идолопоклонство тоже было чуть ли не обычным явлением. Вот что написано в книге Мелахим (М15:22-23): "И делали Йеудеи злое в очах Г-спода, и гневили Его грехами своими, какими они грешили, более отцов своих. И построили они себе жертвенники, и (поставили) столбы и ашэйрим (истуканов Ашэйры) на каждом высоком холме и под каждым лиственным деревом". В другом месте той же книги про современника Бааши царя Иудеи Авию так написано: "(М15:1-3) ...Авия стал царем над Йудеей. ...И следовал он всем грехам отца своего, которые тот совершал до него; и не было сердце его полностью с Г-сподом, Б-гом его, как сердце Давида...". Почему в одном случае пророк предрекает гибель всего рода царя, а в другом такого проклятия не следует? Если бы Баашу так наказали как цареубийцу, было бы понятнее. Но в обоих случаях формулировка одна и та же - за то, что следовал грехам своего отца. Ну ладно, оставлю эту совсем не мою тему мудрецам и знатокам.
      
       В общем, Бааша пробыл на царском троне 24 года и умер естественной смертью. Повезло, не убили, охрана верная была, думаю. А может делами своими царскими не вызывал возмущения народного. Похоронили его в столице Тирце (Фирце), к северу от Шхема.
       Годы царствования Бааша: в КЕЭ указаны 906 - 883 до н.э., по другим данным -
       909-886 (Дж. Комэй и Hebrew-studies). Как известно, библейская хронология не очень точная, хотя ряд событий ученым и удалось привязать к известным историческим событиям или астрономическим данным.
      
       И далее написано в книге Мелахим: "и стал царем вместо него Эйла, сын, и был на троне два года. И составил против него заговор раб его Зимри, ведавший половиною (всех) колесниц. Когда он (Эйла) напился допьяна в Тирце, тогда вошел Зимри и умертвил его, и стал царем вместо него. Как только сел он на престол, перебил он весь дом Баши, не оставив ни родственников его, ни друзей его". Опять убийства, опять борьба за власть...
      
       За что же "раб его Зимри" убил царя Эйлу? Да уже понятно: "За все грехи Баши и за грехи Эйлы, сына его, которыми они сами грешили и которыми вводили в грех Исраэйля, гневя Г-спода, Б-га Исразйлева, своими суетными (идолами). (14) А остальные дела Эйлы и все, что он сделал, описано в книге летописи царей Исраэйлевых". Книга летописей до нас не дошла, что происходило на самом деле можно только гадать.
      
       Но "раб Зимри" успел всего семь дней посидеть на вожделенном троне царском. И... "(М15:16-18) Когда услышал народ, ...что Зимри составил заговор и убил царя, (то) в тот же день в стане все исраэйльтяне сделали царем над Исраэйлем Омри, военачальника. И поднялся Омри и с ним все исраэйльтяне (вернее, армия, поддержавшая Омри) и осадили столицу Тирцу. ...когда увидел Зимри, что город взят, вошел он во внутреннюю комнату царского дома" и зажег (Омри) над ним огнем дом царский, и тот умер". А в Израиле разделился народ надвое: половина народа стояла за Тивни, чтобы его сделать царем, а половина - за Омри. И одержал верх народ, который стоял за Омри, ...и стал царем Омри ...и царствовал двенадцать лет.
      
       Про Эйла и, тем более Зимни, писать нечего, материала почти нет. Правда, порядковые номера они успели захватить, скажем так - цари под номерами 4 и 5 были. Следующий очерк будет о шестом царе Израиля - Омри.
      
       Примечание 1: Мицпа (с ивр. "место наблюдения", "место стражи). Библейский город в уделе колена Вениамина. Здесь Самуил судил народ и созывал всех израильтян, здесь был избран первый царь страны Саул. Опасаясь агрессии со стороны Северного царства, царь Аса сделал Мицпу пограничной крепостью. Большинство исследователей считают холм Тель-ан-Насба (на иврите Тель-Мицпа; в 12 км к северу от Иерусалима) остатками Мицпы Биньяминовой. При раскопках городища обнаружена керамика израильского периода. Сохранилась на всем протяжении построенная Асой стена длиной 660 м с 9 или 10 башнями (высота стены с внешней стороны была 12-14 м, с внутренней -- 8-10 м, ширина -- 4 м, с башнями -- 6-9 м); а также городские ворота (ширина 4,2 м, высота 2,2 м). Бо?льшая часть территории (2 га из 3,2 га) была очень густо заселена. Численность населения Мицпы израильского периода оценивается в тысячу жителей. После того, как иудеи были в 586 г. до н.э. угнаны в плен в Вавилон, город опустел, но после их возвращения был снова заселен.
      
       Примечание 2. Арамеи, группа кочевых западносемитских племен, говоривших
       по-арамейски. Жили в Передней Азии в последней четверти 2-го тысячелетия до н. э. Библия даёт основание считать патриархов (праотцов евреев) близкими родственниками арамеев. По Библии Исаак взял в жены Ревекку, дочь арамеянина, сестру Лавана арамеянина (Быт. 25:20). Иакова Библия даже упоминает как странствующего арамеянина (Втор. 26:5). Область в районе Харана, из которой патриархи пришли в Ханаан, называется в Библии Арам-Нахараим. Однако еврейские патриархи не были "протоарамеями". Первое внебиблейское упоминание об арамеях отмечено в анналах ассирийского царя Тиглатпаласара I (1116-1076 гг. до н. э.). Сын его Ашшурбэлкала (1073-1056 гг. до н. э.) упомянул "страну Арам". В конце 2-го и начале 1-го тысячелетий до н. э., возникли независимые арамейские государства. Главным из них в 9-8 вв. до н. э. был Арам-Даммесек с центром в городе Дамаске. Давид завоевал Арам-Даммесек и присоединил к своим владениям. К концу царствования Соломона Арам-Даммесек освободился от израильской зависимости. После раскола единого Израильского царства Арам-Даммесек усилился и постоянно угрожал существованию Израиля. Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н. э.) превратил независимые арамейские царства в вассальные государства или провинции Ассирии. За исключением своего языка и письменности арамеи не оказали заметного влияния на другие народы. Широкое распространение их языка облегчалось несложностью их письма и было ускорено массовыми изгнаниями арамеев, их службой в ассирийской и вавилонской администрации и их обширной торговой деятельностью. Их главным божеством был Хадад, древний западносемитский бог бури (КЕЭ, том 1).
       Давид Генис
      
      
       Источники:
       Вернер Келлер. Библия как история. М., КРОН-Пресс, 1998.
       Википедия. Баaша.
       Дашевский З. Лекция 38 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_38.htm).
       Джоан Комэй. Кто есть кто в Ветхом Завете. М. 1998.
       Косидовский Зенон. Библейские сказания. М., 1975
       КЕЭ, том 1, кол. 186-188. Арамеи (//www.eleven.co.il/article/10265).
       Мелахим I (3Цар.) (//toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim1).
       Малкин Д. Жизнеописание малых королей. Кн. 4.
       (//berkovich-zametki.com/2011/Starina/Nomer3/Malkin1/php)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн. 8. Гл. 11:4
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 02/12/2015. 17k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка