Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Дебора, героиня еврейского эпоса, и сегодня - значима!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 18/06/2011. 24k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дебора, героиня еврейского народа периода Судей (12-й век до нашей эры) и сегодня пример борьбы за судьбу своего народа


  •    Дебора, героиня еврейского эпоса, и сегодня - значима!
      
       Давид Генис
      
       -- Вы готовы заключить с Сирией мирное соглашение, которое предусматривало бы сдачу Израилем Голанских высот?
    -- Это нужно будет обсуждать на переговорах между Израилем и
    Сирией (Ципи Ливни. Интервью, //www.vz.ru/politics/2010/5/14/401962.html)
      
       Даниэль Пайпс, 24 мая 2011г (http://ru.danielpipes.org/article/9860 ): "Я считаю, что Стивен Колл из журнала "Нью Йоркер" прав: "Время надеяться на переговоры с Асадом прошло."
       На территории Голан найдены остатки 29 синагог двухтысячелетней давности, 32-х древних еврейских поселений, раскопаны города Гамла и Кацрин, разрушенные римлянами в начале новой эры.
       Айман аз-Зауахири, второй человек в "Аль-Каиде", опубликовал новое видео-обращение. Он заявил, что "Аль-Каида" и после гибели Усамы бин Ладена полна решимости продолжать борьбу, пока не будут освобождены все оккупированные мусульманские земли (SITE Intelligence Group). (Примечание: Израиль полностью входит в это понятие).
       4 июня 2011 г. прошло очередное выступление левых партий Израиля под лозунгом "Палестинское государство в границах 1967 года". Столько уже писано и сказано о надуманности этих даже и не "границ", а лишь временной линии прекращения войны в 1948 г., что повторяться не буду. Израильтянам решать, в каком аду им жить, если примера с отступлением из южного Ливана, Газы и Синая и всего, что за этим последовало, им мало.
      
       Уйти к "границам" 1967 года, значит, в частности, сдать Голанские высоты. Ципи Ливни, глава ведущей левой партии, рвущейся к власти, очень четко обусловила свою точку зрения. Вместо того, чтобы задавить врага, она призывает с ним "договариваться". Израиль победил в навязанных ему войнах 1948, 1967, 1973 годов. Победитель, однако, по мнению левых, должен договариваться, фактически, выпрашивать для себя признание и "мир", у побежденных. Назовите хоть один подобный пример из всей истории человечества!
      
       А мне сейчас хочется вспомнить о женщине-герое, которая подняла древний еврейский народ на борьбу за свою независимость и добилась успеха не просьбами о мире, а решимостью и действиями. Ее имя хорошо известно и из еврейской, и из христианской Библии. Это - Дебора (в русской транскрипции - Девора). В Книге "Шофетим", или Книге Судей, основном источнике наших знаний об истории Деборы, ей посвящены 4-я и 5-я главы.
      
       Время Судей было сложным в истории израильского народа. Колена, без единого руководства, начали обособляться друг от друга, больше жили своими интересами, видимо, нарушали или плохо исполняли заповеди Моисея. И в Книге Судей (4:1) горько звучит: "И стали сыны Исраэйля делать злое пред очами Господа". Из среды израильтян периодически выдвигались отдельные вожди (Судьи), которые возглавляли борьбу с врагами. Но, затем разобщенность опять брала свое и вновь попадали отдельные колена под власть и притеснения царей из окружающих территорий.
      
       Видимо, этой разрозненностью и воспользовался Явин (Иавин), "царь Кенаанский, который царствовал в Хацоре". Правил он примерно в 1200-1125 гг до н.э. И "двадцать лет он жестоко угнетал сынов Исраэйлевых" (Суд. 4:3).
       В это время жила в тех краях, в Изреэльской долине, пророчица Дебора. Выступала она в роли судьи: "А Девора, пророчица, судила Исраэйль в то время. Она сидела под пальмою (позже ее назвали пальмой Деворы), между Рамою и Бейт-Эйлом, на горе Эфраимовой; и поднимались к ней на суд сыны Исраэйлевы" (4:4-5). Народ ценил ее мудрость и благочестивость. К ней обращались, как к высшему судье, ей верили. По перечню в Книге Судей она была четвертой Судьей в хронологии этого 175-летнего периода истории израильтян (1200 - 1025 г. до н.э.).
       Почему её назвали пророчицей? Пророки обладали способностью слушать предначертания и указания Б-жьи, и они же передавали их людям. Позднейшая иудаистическая традиция причисляла Девору к пророчицам Израиля (наравне с Саррой, Мариам и другими) (Аверинцев). К ней шли, чтобы через нее услышать совет Б-га или ее совет. Так и жила она в земных заботах о людях, "мать в Израиле", как говорится в Песне Деборы.
      
       Так и Деборе однажды Б-г передал повеление: "Вот что повелел Господь, Бог Исраэйля: пойди и собери на горе Тавор, и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Звулуна. А я приведу к тебе, к потоку Кишон, Сисру, военачальника Явина, и колесницы его, и полчища его, и предам его в руки твои"
       (4:6-7). Табор -- гора на территории племени Иссахар. Туда народ приходил, чтобы молиться и совершать жертвоприношения.
      
       В данном случае потребовалось повеление Б-га и, прежде всего, его гарантия помощи в предстоящей битве с войском Явина. Дело было в том, что царь Хацора имел вооружение, которого не было у израильтян и против которого им нечем было противостоять. Это были 900 "железных колесниц". Видимо, и командующий тем "железным" войском Сисра (Сисера) был известным по тем временам воином, иначе его имя не упоминалось бы в Книге Судей.
      
       И чтобы поднять народ на войну против сильного угнетателя, который 20 лет держал израильтян в страхе и подчинении, требовался сильный козырь. Им и стало "повеление" Б-га в устах Деборы. Женщина, которая занималась разбирательством тяжб и других "мирских" дел, судя по всему, пользовалась большим авторитетом у ряда соседних колен и отличалась железным и решительным характером. Она не призывала просить милость и "мир" у врага. Она не советовала своему народу, что "надо договариваться" с теми, кто готов ее народ уничтожить. Она подняла народ на борьбу. Она сказала - хватит терпеть, на нашей земле мы должны быть сами себе хозяевами.
      
       Приняв такое решение, Дебора "призвала Барака (Варака), сына Авиноама (он из колена Нафтали) из Кэдэша (Кадеша), и сказала ему...". Далее последовали слова из божьего откровения ей, которые я привел выше. Барак славился отвагой и военным опытом, приобретенным в боях с ханаанеями. "И созвал Барак Звулунян и Нафталимлян (представители двух колен) в Кэдэш, и поднял за собою десять тысяч человек" (4:10). На призыв Деборы откликнулись также ополченцы из колен Эфраима (Ефрема), Биньямина (Вениамина), Иссахара и Менаше (Манассии).
      
       Но этому предшествовало еще одно очень важное событие. Поначалу Барак как будто испугался полученного задания собрать войско. То ли он не надеялся на успех, то ли не верил предписанию, полученному им через Дебору. Можно думать и по другому: учитывая его опыт, Дебора решила сделать его вождем. Но Барак не верил в возможность победы только за счет своего опыта. Он считал, что вождь должен пробудить прежде всего мужество народа и его веру в победу, в помощь
       Б-га. И он посчитал, что этого может добиться только Дебора. Именно она могла придать борьбе религиозный, объединяющий характер. Вот почему, видимо, он и заявил Деборе, что без нее не возьмет на себя командование. "И сказал ей Барак: если ты пойдешь со мною, то я пойду, а если не пойдешь со мною, я не пойду" (4:8).
      
       Можно по-разному расценивать его слова, но мужество и настойчивость в данном случае проявила опять же Дебора. "И сказала она: готова я пойти с тобой, только ведь не твоей будет слава на этом пути, которым ты идешь, ибо в руки женщины предаст Господь Сисру. И встала Девора и пошла с Бараком в Кэдэш" (4:9).
      
       "Сисера (Сисра), как установлено современными исследованиями, имя иллирийского происхождения. Это позволяет думать, что его носитель филистимлянин, служивший хаананею Иабину (Явину). Упоминание железных колесниц Сисеры -- довод в пользу этого предположения. У филистимлян была монополия на использование железа в военных целях" (Акиншин).
      
       Войско израильтян расположилось на горе Тавор. А долину реки Кишон заняло войско Сисры со всеми его железными колесницами и с громадным ополчением. Стали два войска друг против друга. Кто начнет первый? Одним со своими колесницами в гору не подняться, другим спускаться под удар тех колесниц тоже, видимо, душу не грело...
      
       И вновь Женщина сказала веское слово. "И сказала Дебора Бараку: встань, ибо это тот день, когда Господь предаст Сисру в руки твои; ведь Господь вышел пред тобою" (4:14). И сошел Барак с войском с горы Тавор. И началась битва. Так в чем же состояла помощь Б-га, на которую так настойчиво ссылалась Дебора и которая, действительно, привела к полному разгрому врага? Это было время после разлива реки Кишон и после дождей. Долина оказалась влажной. Думаю, именно эту ситуацию учла или предугадала Дебора и выбрала то место и то время, которое помогло успешно решить битву с превосходящими силами врага.
      
       Сражение произошло в Таанахе, у вод Мегиддо (5:19). Во влажной почве долины колесницы врага попросту начали увязать. Да еще копыта многочисленных коней устроили тут месиво грязевое. "И навел Господь смятение на Сисру, и на все колесницы, и на всё ополчение; (и убегая, падали) от острия меча пред Бараком; и сошел Сисра с колесницы, и убежал пеший... и пало все войско Сисры от острия меча, не осталось никого" (4:15-16).
      
       Вот как описывает битву Иосиф Флавий ("Иудейские древности"): "Итак, войска сошлись и, когда они вступили в рукопашную, внезапно поднялась сильная буря с проливным дождем и градом, причем ветер гнал дождь хананеянам в лицо и мешал им видеть, так что они не могли пустить в ход свои луки и пращи. В то же время и тяжеловооруженные воины их от холода не могли действовать мечами. Тем временем буря, поражавшая евреев с тыла, приносила им меньше вреда, и так как евреи, убедившись в помощи свыше, несколько приободрялись, то им удалось наконец врезаться в самый центр врагов и перебить множество их. Одни из них были убиты израильтянами, другие в общем смятении попадали со своих лошадей, многие, наконец, были раздавлены и искалечены собственными своими боевыми колесницами" (И. Флавий).
      
       "И подчинил Господь в тот день Явина, царя Кенаанского, сынам Исраэйля". "Варак же пошел с войском к городу Асору, встретился здесь с Иавином и убил его. После этого он совершенно разгромил город и был правителем израильтян в продолжение сорока лет" (Флавий). Со временем, под давлением израильтян, Ханаан стал полностью принадлежать израильтянам. Так было покончено с врагом, который не давал жить народу. Не хочу и не могу о чем-то намекать современным израильтянам. Нет у них Женщины, подобной Деборе. Значит, некому и Барака вдохновить на "решительный бой"...
      
       Но данный раздел в Книге Судей знаменит еще и Песней Деборы: "И воспела Девора... в тот день так: ...Слушайте,... Господу петь я буду; ..." (5:1-3). Вот как она описывает ситуацию, когда жил народ под гнётом разбитого царя: "во дни Яэйли опустели дороги, а ходившие по дорогам стали ходить окольными путями. Не стало открытых городов в Исраэйле, не стало их, пока не встала я, Девора, пока не встала я, мать в Исраэйле" (5:6-7). Да, так и было. Тяжело приходилось евреям на севере Ханаана. Войска царя Явина (Иавина) построили на возвышенностях укрепления и контролировали долины и дороги. Они отрезали израильских поселенцев от дорог, обрекали их на голод. Шесть северных колен платили дань царю Хацора.
       Убеждая Барака выйти на войну с царем Хацора, Дебора отлично понимает, какой смертельной опасности она подвергает народ в случае поражения. И в песне своей она об этом откровенно говорит: "Звулун - народ, смертельно рисковавший жизнью своей, (также) и Нафтали - на возвышенностях в поле (на горе Тавор)".
       (5:18).
      
       Ведь в битве участвовали воины только нескольких колен, причем основная тяжесть легла на колена Звулуна и Нафтали. С горечью Девора "поет" об этом: "Гилад за Ярдэйном остался, а Дан почему на кораблях держался? Ашер живет на берегу морей... В среде отделившегося Реувэна... отчего сидел ты среди загонов, чтобы слушать блеянье стад?..." (5:16-17).
      
       Читаю песнь Деборы, ну, точно, современный Израиль. Одни - за, другие - против. Одни готовы воевать с врагами, другие - со своим народом. Хороша фраза в песне:
       "Отчего сидел ты среди загонов, чтобы слушать блеянье стад?"... На днях прошел в Нью-Йорке грандиозный 5-часовой (!) парад в защиту Израиля. И там же стояли отщепенцы в меховых шапках (ультраортодоксы), кричавшие, что Израиль не имеет права на существование. Рядом с ними стояли палестинцы. "Близнецы-братья"...
      
       К сожалению, в Книге Судей о дальнейшей судьбе Деборы нет сведений. Известно только, что её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд.5:31). К этому могу добавить фразу Иосифа Флавия из его книги "Иудейские древности" (Кн 5, Гл.6): "После смерти Варака и Деворы, умерших почти одновременно...". Значит, долго еще жила Дебора, но чем занималась, можно только догадываться. Но главное Дело своей жизни, отстоять независимость еврейских колен, она выполнила.
       В Краткой Еврейской Энциклопедии я прочитал, что, по мнению исследователей, Песнь Деборы является одним из наиболее ранних образцов еврейской героической поэзии. Наличие в Песне Деборы множества женских образов говорит в пользу того, что ее автором была женщина. "Песнь Деборы датируется VIII веком до н. э. (некоторыми учёными -- около 1200 года до н.э.) и считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии" (Википедия).
      
       Другой автор пишет: "Девора увековечила недавнюю войну в редкой и почти ни с чем не сравнимой по красоте и величию поэме. Песнь Деворы уступает только песне, которую Моше и Исраэль пели при виде чуда, совершенного Б-гом на берегах Чермного моря" (www.chassidus.ru/library/history/our_people/). "Песнь Деворы" - древнейший памятник еврейской литературы (ок. 1200 до н. э.)"
       (Аверинцев).
      
       Да, ее Песня - это гимн Победе, Вере, Мужеству. Всё это происходило в 12-м веке до нашей эры! Подумать только, более трех тысяч лет пролетело. Об авторстве песни ученые спорят, кто и когда реально ее составил. Разве в этом дело - более или менее трех тысяч лет кануло в Лету с тех пор? Имя женщины, "Матери в Исраэйле" Деборы (Деворы), своей Волей и Мужеством поднявшей народ к решительной победе, до сих пор живет в памяти и ежегодно поминается и в синагогах, и в церквях. Ибо ее имя в Священных Книгах и иудаизма, и христианства.
      
       История Деборы вдохновляла художников и поэтов. Многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью "Песни Деворы", посвящали её героине свои произведения. Пример: известная оратория Генделя "Дебора".
      
       В честь нее в физике введено "число Деборы". Это критерий подобия, указывает степень текучести материала в эксперименте. Критерий предложил М. Рейнер, он же и придумал название, связанное с цитатой из песни Деворы: "...горы таяли от лица Господа..." (Суд 5:5): .
      
       "Песнь Деворы позволяет увидеть самые существенные черты древнееврейской ментальности. Девора воспела победу Израиля в необычайно возвышенном и эмоциональном гимне. Она приписала Богу всю славу за избавление и велела народу славить Господа за Его чудные дела. Она призвала царей и князей окрестных народов запомнить, какие деяния Бог совершил для Израиля, и остерегаться причинять ему зло (намёк арабам, которые уже не раз уползали как побитые собаки от Израиля, и всё лезут и лезут, да и прочим... Д.Г.).
      
       Она заставила сломленных духом израильтян увидеть их беспомощное состояние и красочно поведала историю их избавления. Воспевая победу над врагами, Девора сложила не просто памятную песнь, но псалом, где события осмыслены с точки зрения водительства народа Господом. Одно из ключевых мест гимна -- "Избрали новых богов, оттого война у ворот" (Судьи 5:8), отражает понимание смысла происшедших событий. Эта мысль не была новой, хотя и постоянно забывалась (А не о леваках ли израилевых сегодняшних тут речь, избравших себе "других богов и идолов"? Д.Г.).
      
       Но другое важное место -- "Попирай, душа моя, силу!" -- содержит мысль, ещё вряд ли в то время утвердившуюся в народном сознании. В этих словах заключено прозрение Деворы: не оружием одержана победа, не физической силой, но силой веры, позволяющей опереться на заступничество свыше" (Жидиляева).
      
       К последней фразе цитаты добавлю: сегодня, конечно же, надо понимать не буквально о расчете на "заступничество свыше". Основное - "заступничество изнутри", идейное и духовное единение страны перед угрозой бесчеловечного врага, в главной книге которого записано: "убей еврея". В ней, этой жестокой книге, нет разделения евреев на правых и левых, религиозных и неверующих, "хороших" (типа ездивших на поклон к главному иранскому антисемиту или усевшихся ныне на корабли флотилии под идиотским лозунгом "Свободу Газе") и "плохих" (непримиримых борцов с арабским экстремизмом). Для всех, подчеркиваю, для всех предначертано - "смерть еврею", смерть, где бы он ни прятался от "праведного меча мусульманина"...
      
       Главное, на мой взгляд: образ Деборы не только библейский. Он и сегодня актуален в Израиле и зовет на "гору Тавор"... Всех зовет, ибо еще с библейских времен известно: в единении - сила!
      
       Давид Генис
       "Горизонт", Колорадо, N 23 (612), 17 июня 2011 г.
      
       Прилагается 3 фото
       Источники:
       Аверинцев С.С. (//www.edic.ru/myph/art_myph/art_5065.html)
       Акиншин (//sacrament.akinshi.org/bibl/Debora.shtml)
       Вениамин, епископ (//lib.eparhia-saratov.ru/)
       Википедия. Девора. Интернет
       Википедия. Число Деборы. С интернета.
       Гарбар Д. (//berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer11/Garbar1.php)
       Девора (//www.chassidus.ru/library/history/our_people/055.htm)
       Девора (//godwomen.org/index.php?option)
       Дубнов С.М. Краткая история евреев. М., 1996.
       Жидиляева (//www.foru.ru/slovo.25853.1.html)
       КЕЭ, 2, 294-295. Дебора (//www.eleven.co.il/article/1385)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности, Кн 5, глава 5. "Вехи", 2002.
       Шофетим (Книга Судей), Пророки, Иерушалаим, 1978.
      
      
       0x01 graphic
       Дебора (//godwomen.org/index.php?option)
      
      
      
       Пророчица Девора. Гюстав Доре. (Википедия).
      
      
      
       Предполагаемая гробница Деборы (Википедия)
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 18/06/2011. 24k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка