Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Эзра.История Евреев

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 13/04/2013.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 20k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


       ЭЗРА. Его роль в истории еврейского народа
      
       Давид Генис
      
       "В наши дни, когда евреи в США процветают, процветает и еврейское невежество. Самые основные положения иудаизма, самые важные события еврейской истории и современности либо смутно знакомы, либо неизвестны самым современным евреям. Они знают, что Колумб открыл Америку в 1492 году, но не помнят, какое событие потрясло весь еврейский мир в тот же год". И. Телушкин (Нью-Йорк).
      
       В библиотеке (Глиндейл) я взял недавно поступившую туда очень интересную книгу Йосефа Телушкина "Еврейский мир" (Иерусалим, Москва, 2005). Сам автор так пишет о своей книге: "Хотя она претендует на энциклопедичность по охвату материала, её можно читать подряд, как повествование, а не справочник, ...и как учебник, который читают раздел за разделом, чтобы заново взглянуть на иудаизм и еврейскую историю".
      
       Листая книгу, я натолкнулся на фразу, что в Коране "Мухаммад даже обвинил евреев в том, что они не настоящие монотеисты, ибо они якобы поклоняются Эзре как "сыну Аллаха". Это особенно шокирует современных евреев, ведь большинство из них даже не знают толком, кем был Эзра".
      
       А, в самом деле, кто был и кем был для евреев (иудеев) Эзра (Ездра)?
      
       Начал я с Корана. У меня есть четыре, признанные мусульманами, перевода. Решил проверить, действительно ли Мухаммад говорил так, как написано выше. Да, в Суре 9 (айят 30) он обвиняет иудеев, якобы считающих Узайира (Ездру, Эзру) сыном Аллаха (сыном Божьим): "И иудеи говорят: "Узайир - сын Аллаха"... Да поразит (за это) их Аллах!". Переводчица, профессор-исламист, Порохова так комментирует то, за что Аллах должен поразить иудеев: "За обожествление смертных, придание им Божественной сущности".
      
       Но откуда Мухаммад это взял, не умея читать вообще, и не читав Библию (Танах), в частности? В ней ни слова нет о том, что иудеи считают Эзру сыном Бога! Ни в одном из еврейских исторических и религиозных источников нет даже намека на это. Евреи даже о грядущем Мессии говорят, всего лишь как о Посланнике Бога, как о вожде, который воссоздаст Еврейский Мир и соберет всех евреев в Святой Земле! У евреев нет понятия "Сын Божий". Это у христиан Иисус Христос - сын Божий.
      
       Но вернусь к теме данной статьи. Эзра (на иврите - "помощь"), или Ездра, в христианской традиции, жил в 5-м веке до н.э (точные даты жизни неизвестны). Мусульмане произносят его имя как "Узайир" (они вообще все еврейские имена и названия переиначили на арабский лад, доказывая, что так и было всегда...).
      
       Вообще, что-то мы помним из тех времен. В 598 г. и повторно в 587 г. до н.э. вавилонский властитель Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил и разрушил Храм, вывез многих иудеев в Вавилонию. Закончилась эпоха Первого Храма. Потом был Кир, персидский царь, разгромивший в 539 г. царей вавилонских. Он стал "хозяином" всего Ближнего Востока.
      
       Все события, последовавшие за воцарением Кира, изложены в библейской Книге Эзры и Нехемии. Она входит в состав и Танаха (Писания), и в Библию христиан (Ветхий Завет). Об этих событиях можно прочитать у Иосифа Флавия ("Иудейские древности").
      
       В первый год правления Кира, через 70 лет после вавилонского пленения, как и предсказал пророк Иеремия, царь разрешил евреям вернуться в Иудею (538 г. до
       н. э.) и восстановить Храм. Более сорока тысяч изгнанников возвратились из Месопотамии (Вавилона) в Иерусалим и окрестные города. По распоряжению Кира им была отдана драгоценная утварь, захваченная в Храме вавилонянами.
      
       В конце второго года после возвращения из изгнания торжественно провели закладку здания на оставшемся фундаменте от первого Храма. Но только на шестой год царствования Дария, (516 г. до н. э.), Храм был построен и освящен.
      
       Но духовные ценности еврейского народа были преданы забвению. На смену первым переселенцам из Вавилона пришло новое поколение. Многие пренебрегали своими обязанностями и не следили за исполнением заповедей Торы и соблюдением законов о святости Храма. Они не препятствовали смешанным бракам. Рожденные от этих браков дети не исполняли заповедей, указанных Торой, и оказывали влияние на детей, растущих в еврейских семьях. Таким образом в Израиле появилось новое поколение, живущее без Торы и ее заповедей, и произошло смешение пришедших евреев с местным населением.
      
       В Иерусалим вернулась только часть евреев из Вавилонии, поэтому число населения в городе было сравнительно невелико, что ставило под вопрос проблему обороноспособности города. Многие язычники из окрестных мелких племен обращались в иудейскую веру. И такие прозелиты уравнивались в правах с коренными иудеями. Но это количественное усиление иудейской общины ухудшало ее качественный состав. Новообращенные служили связующим звеном между иудеями и окружающими племенами, они поддерживали родственные связи и вступали в браки со своими прежними соплеменниками, оставшихся в язычестве. Им подражали и коренные иудеи, которые также стали родниться с язычниками и брать себе жен из их среды.
      
       Смятение Б-гобоязненных людей было велико, они задавали себе вопрос: неужели народ Израиля растворится среди других народов и исчезнет?
      
       В Вавилоне в те времена жил праведный человек, почитаемый народом, первосвященник Эзра (Ездра). Он происходил из семьи, которая вела свой род от Садока, первосвященника во времена царя Давида. В свою очередь, Садок был родом из семьи священников, считавших своим предком Аарона, сподвижника Моисея.
      
       Его называли "Книжник" (софер, Писец). "Книжник" - это "тот, кто записывает". Во времена вавилонского пленения книжники стали особо важными. Народ был рассеян, юридические, теологические и исторические традиции иудеев нужно было собрать, записать и подготовить множество копий, иначе обособленные группы все это забыли бы. Эзра был один из тех, кто переписывал и изучал книги, в том числе содержавшие еврейские законы и традиции. Поэтому он, как и другие книжники, был чем-то типа современного юриста.
      
       Умер Дарий, и сын его Ксеркс (Артаксеркс) вступил на престол (464-424 гг.). Он доброжелательно относился к иудеям, в т.ч. к Эзре, которого Флавий назвал личным другом Артаксеркса (Ахашвероша).
      
       Эзра понимал трагичность положения в Эрец Исраэль. Он решил переселиться на родину. Царь Ахашверош позволил ему отправиться в Иерусалим и взять с собой всех, кто пожелает его сопровождать, а также собрать среди вавилонских евреев пожертвования на Иерусалимский Храм. Он повелел своим подданным оказывать Эзре помощь, в том числе в назначении судей и судопроизводстве по законам Торы. Это уже был 5-й век до н.э.
      
       Персидский владыка, конечно, был обеспокоен не столько Торой, сколько порядком, по которому Иудее надлежало осуществлять правление. Он понимал, что Тора содержит не только ритуальные законы, но и гражданский кодекс. Ему нужна была законопослушная провинция. "Документ на арамейском языке, устанавливающий закон Торы в стране, сохранился в книге Ездры, и даже сегодня это захватывающее чтение. Его юридическая терминология устанавливает институцию, которой суждено было сохраниться более двух тысяч лет" (Рэймонд Шейндлин)
      
       В 458 г. Эзра прибыл в Иерусалим. Вместе с ним прибыли и полторы тысячи иудеев, переселенцев из Вавилона. Объезжая страну, Эзра понял, что большинство ее жителей ведет языческий образ жизни.
      
       Эзра принялся за дело. Он упорно учил народ и возвращал его на пути Торы. Эзра говорил с евреями об окружающем их беззаконии. Он решился на трудный шаг, потребовав запрета смешанных браков. По его призыву, население Иерусалима и окружающих селений начало собираться на площади перед Храмом. Эзра читал и объяснял собравшимся законы Торы. Главной его задачей стало распространение Торы среди всего народа. В частности, им были расширены постановления Моше Рабейну относительно чтения Святой Книги. С тех пор Тору читают не только в шабат, но и в понедельник и четверг.
      
       Возникает вопрос: что читал Эзра перед народом Иерусалима? "В современной библеистике отвечают на этот вопрос по-разному, однако большинство исследователей предполагает, что Эзра выступал перед народом с уже
       составленным Пятикнижием в том или почти в том объеме, в каком оно существует и ныне. В пользу этого предположения можно привести ряд аргументов. Один из них - длительность ("семь полудней") чтения текста и объяснений Эзры. Речь идет о большом тексте ("книга-свиток учения Моше", "книга-свиток учения Элохима", "слова-деяния учения") и др., указывают на письменную оформленность читаемого текста.
      
       Решающий шаг, т.е. объединение всех знаний в единое Пятикнижие, мог быть сделан в середине V в. до н.э. Эзрой. Он - реформатор иудаизма. По реформам Эзры был уточнён ритуал, проведена, по-видимому, 1-я кодификация Пятикнижия. По своей религиозно-профессиональной подготовке как священник и писец Эзра вполне мог осуществить столь трудоемкую работу, видимо, в сотрудничестве с группой левитов, активное участие которых в публичном чтении в Иерусалиме особо отмечается: "...и левиты наставляли народ в учении (или "объясняли")".
      
       Благодаря деятельности Эзры знание еврейских законов все больше распространяется в народе, более чистыми и справедливыми становятся отношения в семье и обществе. Еврейские мудрецы высоко оценивают роль Эзры в эпоху, которую иногда называют эпохой Эзры. О нем также было сказано мудрецами, что если бы Тора не была вручена нам Моше, то это способен и достоин был бы сделать Эзра. Еврейская традиция считает, что Эзра спас еврейский народ от гибели. Талмуд заявляет: "Эзра был бы достоин получить Тору для Израиля, если бы его не опередил Моше" (Сангедрин).
       Поколение Эзры чувствовало себя продолжателем дела поколений исхода из Египта и завоевания Эрец Исраэль. "И поселились они в кущах, как не делали сыны Исраэля со времен Ешуа сына Нуна до того дня", - сказано в Книге Эзры. Праздник был проведен в соответствии со всеми указаниями Торы. В ней подчеркивается, что Суккот - это время радости. И действительно, в тексте отмечено, что "веселье было большое". И в последующие годы на протяжении всего периода Второго Храма Суккот празднуется с особой торжественностью и радостью.
       "Возрожденная еврейская община, хоть и находившаяся в зависимости от персидских властей, достигла такого уровня внутреннего согласия, нравственной зрелости и политической самостоятельности, что смогла добровольно взять на себя обязательство выполнять высокие и строгие нормы Торы. Цели, стоявшие перед Эзрой, были выполнены".
      
       Краткая Еврейская Энциклопедия (т.10) так сообщает о Книге Эзры и Нехемии: В целом книга представляет собой историческое повествование, включает послания, царские указы, молитвы. Она составлена на иврите, однако со значительным использованием арамейского языка. По мнению большинства ученых, в основе книги Эзры и Нехемии лежат "биографии" Эзры и Нехемии, составленные либо ими самими, либо их анонимными биографами. Авторы или редакторы обеих книг использовали архивные документы, главным образом списки, хранившиеся, по всей видимости, в Храме. Большинство исследователей датирует книгу приблизительно 400 г. до н. э.
      
       Книга Эзры и Нехемии - уникальный источник информации о еврейской общине в Иудее в период персидского господства. Нет никаких сомнений в историчности описываемых в ней событий, что подтверждается археологическими данными и внебиблейскими документами. Весьма точно передан характер взаимоотношений между еврейским руководством, персидским монархом и чиновниками местной власти. Стремясь укрепить свою власть на местах, Кир и его преемники покровительствовали местным святилищам и предоставляли местному руководству широкие полномочия и привилегии. Мнение, согласно которому Эзра занимал видное положение в Вавилонии, а пост "книжника" (софер) отражал это положение, принято большинством исследователей в качестве достоверного.
      
       В Мишне и Талмуде Эзра - один из величайших деятелей еврейской истории, фактически основоположник раввинистического иудаизма. Эзра возглавил Великий собор, который сыграл ключевую роль в сохранении Устного Закона, полученного Моисеем на горе Синай, возродил Тору, которая в то время была забыта, что было еще большим достижением, чем даже восстановление Храма. Он переписал Тору "ассирийским письмом" (то есть еврейским квадратным шрифтом)".
      
       "Именно Ездра внушил евреям Иерусалима, что Тора - не экскурс в еврейскую историю, а кодекс общественных и религиозных установлений, который должен стать основой жизни возвратившихся в Иерусалим евреев, если они хотят пережить предстоящие им суровые испытания. Ездра был выдающимся человеком, но не следует забывать, что за ним стояли богатство и поддержка персидского двора, защита персидского оружия". (Говард Фаст).
      
       Иосиф Флави пишет, что Эзра умер в Иерусалиме в чрезвычайно преклонном возрасте и удостоился пышного погребения. Согласно же традиции, гробница Эзры находилась в деревне Узер близ г. Басра (ныне Ирак).
      
       И "мостик" в современность. Читал, что, кажется, еще в конце XIX века евреи Германии создали общество "Эзра" (Помощь) по содействию переселенцам из Германии в Палестину. Недавно в газете встретил словосочетание: "Общество Эзра. Гайдамак"...
      
       Сообщение с интернета (www.moia.gov.il/Moia_ru/AboutIsrael/ezra):
       "В 1950 - 1951 годах самолетами американской авиакомпании в Израиль прибыли  около 125 000 евреев Ирака, почти всё еврейское население страны. Операция получила название "Эзра и Нехемия" в честь двоих руководителей исхода из древнего Вавилона.
      
       Ко времени образования Израиля в Ираке проживало около 135 000 евреев. Многие из  иракских евреев были людьми состоятельными и занимали видное положение.
    Антиеврейские выступления начались в конце 1947 года после принятия ООН 29 ноября решения о разделе Палестины. Когда началась Война за независимость, Ирак принял участие в военных действиях против Израиля, и был единственной арабской страной, не подписавшей договора о прекращении войны.
      
       В 1948 году, после провозглашения независимости Израиля, в Ираке были арестованы тысячи евреев, а сионистское движение поставлено вне закона. Заявлявшие  о своем желании выехать из Ирака в Израиль, рисковали жизнью. На евреев  были наложены дополнительные ограничения: им запрещались менять место жительства, обращаться в больницы, их дети не могли посещать школы.
       (Как это "похоже" на отношение Израиля к арабам, которые не только живут припеваючи в Израиле, но убивают и приветствуют убийства евреев-израильтян. Или та же Газа - по евреям стреляют, евреев убивают, а другие евреи бесплатно везут и дают хамасовцам топливо, продукты, электричество, воду... Д.Г.).
      
       Некоторые  решили добираться пешком. Это был трудный и опасный путь, которым с декабря 1949 года до февраля 1950 воспользовалось приблизительно три тысячи человек. В 1950 году правительство Ирака дало разрешение евреям покинуть страну, лишив их имущества. Причиной изменения позиции иракского правительства было желание прибрать к рукам имущество зажиточных евреев и при этом исправить свой имидж в мире.
      
       Как только было получено разрешение иракского правительства, Израиль начал операцию по вызволению евреев из этой страны. Путь в Израиль не был коротким: надо было записаться, дождаться получения заграничного паспорта и заплатить властям за каждого члена семьи. Затем назначалась дата отлета, и евреи из отдаленных мест добирались до Багдада, где дожидались, пока представители Еврейского агентства и Джойнта соберут группу. Самолеты американской авиакомпании перевозили репатриантов на Кипр, и уже оттуда их отправляли в Израиль".
      
       Вот такие дела с историей и географией... Заслужил "книжник" Эзра достойное место в истории и памяти еврейского народа. Напомню, жил он две с половиной тысячи лет тому назад. Но он в числе тех, благодаря которым жив наш народ сегодня и мы вместе с ним...
      
       Давид Генис 6 июня 2008 г.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 13/04/2013.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 20k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка