Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Гилель (Хиллел) в истории евреев

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 08/10/2014.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 21k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.10*13  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мудрец умер две тысячи лет назад, но его дела и слова и сегодня важны для всех людей, независимо от веры.


  •    Мудрец Гилель (Хиллел) в истории евреев
      
       2 тысячи лет тому назад...
      
       "Если не я за себя - то кто за меня? А если я только за себя - то кто я? И если не сейчас - то когда?". Эти мудрые слова нередко цитируют и сегодня, не всегда даже и помня об их авторе. Имя его - Гилель, правильнее с иврита - Хиллел (Краткая Еврейская Энциклопедия, 1999). В русскоязычной литературе чаще всего пишут или Гилель, или Хилель. По смыслу - "Славящий (Бога)".
      
       Традиция утверждает, что Хиллел (Гилель) жил, подобно пророку Моисею, 120 лет. Разные авторы указывают неоднозначные цифры. Не приводит точных дат и КЕЭ. Что делать, если ни архивы, ни автобиография, или хотя бы его трудовая книжка, не сохранились.
      
       Более понятным ориентиром может служить то, что Гилель жил в годы правления царя Ирода, в 1-м веке до н. э. и умер он где-то в 8 -10-м году начала 1-го века новой эры. Еще один ориентир: когда он умер, Иисусу Христу было десять лет. Наконец, и это главный повод, почему я посчитал возможным вспомнить об этом известном в истории евреев человеке: с момента смерти великого мудреца и законоучителя прошло две тысячи лет. И если о нем до сих пор помнят и цитируют, значит, память его достойна нашего внимания и уважения.
       "Студент" на крыше
       Гилель (Хиллел, далее я буду придерживаться перевода КЕЭ) родился в Вавилонии. Происходил он, как считается, из рода царя Давида (семья вела свое происхождение, согласно семейному преданию, по женской линии от царя Давида). Но знатность происхождения не сделала его богатым. Он был беден и зарабатывал на жизнь, будучи дровосеком. Он хотел учиться.
      
       И отправился юный Хиллел с пустым кошельком в Иерусалим, чтобы изучать Священное Писание у известных в то время знатоков Шемаи и Автальона.
       Все свое время Хиллел посвящал учению. Описывают такой случай. В одну из суббот в академии изучали очередную главу Торы. В эту ночь в Иерусалиме выпал снег. Когда собравшиеся обнаружили, что засиделись до утра, они удивились, что из окна, которое находилось на потолке, не видно света. Окно заслонял какой-то предмет. Поднялись на крышу. У окна они обнаружили полузамерзшего юношу, покрытого слоем снега.
       - Это тот самый юноша, который всегда так внимательно слушает на занятиях, - узнал его кто-то. - Он из Вавилона.
       Юношу принесли в дом. Разогрели масло и принялись растирать его. Наконец он открыл глаза и с удивлением взглянул на своих спасителей.
       - Мы нашли тебя на крыше без сознания, под слоем снега, - объяснили они. - Как ты там оказался?
       Юноша этот, чтобы заработать на жизнь, нанимался к людям колоть дрова.
       Половину заработка он отдавал привратнику за вход в академию. Накануне Хиллелу не удалось ничего заработать и привратник не пустил его в академию.
       - Я очень хотел слушать ваши толкования. И тогда я взобрался на крышу и слушал вас через окно. Я был очень утомлен и голоден и поэтому сон сморил меня. И я не почувствовал, что снег засыпает меня. С того дня привратнику дали указание пускать Хиллеля в академию, не взимая с него плату за вход.
      
       В свои "студенческие" годы он уже отличался выдающимися способностями и страстным желанием учиться. Вскоре он знал наизусть все записаные и устные законы Торы. Он также не забыл ничего из того, что услышал от своих учителей. После их смерти он вернулся в Вавилон.
      
       Переезд в Иерусалим
      
       Прошло много лет. Хиллел с семьей перебрался в Иерусалим. Был праздник Песах. Евреи Иудеи и других стран шли в Иерусалим, в святой Храм, чтобы вместе молиться в праздник. А там, среди "лучших умов", заминка вышла. Знатоки Торы в те дни ломали голову над вопросом, касающимся правил празднования Песаха. Они не могли найти решение. Из великих законоучителей никого уже не осталось в живых, теперешние же толкователи и учителя Торы не помнили этого закона. И мнения их расходились. Близился праздник, а ответа на вопрос не было.
       И тут вспомнили:
       - Сейчас находится в Иерусалиме Хиллел из Вавилона. Он когда-то учился у наших великих учителей. Может быть, он сможет нам помочь.
       Послали за Хиллелом. И он разрешил мучивший всех вопрос, сославшись на слышанное им мнение своих учителей Шемаи и Авталиона. "Тогда знатоки, возглавлявшие академию, встали перед ним и сказали: - Ты знаешь куда больше нас, ты достоин быть нашим учителем". И они попросили его остаться и воглавить Иерусалимскую академию.
      
       Хиллел - "наси" Синедриона
      
       "Когда после долгих лет отсутствия Гилель прибыл в Иудею, его имя было известно лишь немногим. Но скоро добрая молва облетела всю страну, и он был окружен заслуженным почетом. Мудрость Гилеля была признана всеми. Уважение к нему было столь глубоким, что члены семьи Бне-Батара должны были уступить свои обязанности главы ("наси") в Верховном суде (Синедрионе) ученому, который прославился в народе под именем Гилель".
      
       Сорок лет он считался наси Синедриона, хотя официально этот пост римлянами был упразднен. Эта цифра, правда, не всеми принимается. В КЕЭ указано, что сроки приблизительны и, более вероятно, что он возглавлял Синедрион около 20 лет. Хорошо, пусть будет двадцать лет. Разве этого мало? Во всяком случае, Хиллел возглавлял Верховный Суд до своей смерти.
      
       Характер Хиллеля
       Даже встав во главе мудрецов Израиля, Гилель оставался доступным и скромным. Талмуд говорит: "Каждый человек должен быть смиренным, подобно Гилелю".
       "О его выдержке и скромности Талмуд рассказывает такую историю. Один нечестивец заключил пари на крупную сумму - он ручался, что сумеет вывести Гилеля из себя. Этот человек явился к дому мудреца перед самым наступлением шабата, когда Гилель мылся, и стал кричать: "Где здесь Гилель?" (хотя всем было известно, где живёт глава поколения). Закутавшись в полотенце, Гилель вышел к нему. Тогда гость задал ему вздорный вопрос и, получив ответ, ушёл, но через несколько минут вернулся с новым, столь же пустым вопросом. Так повторялось несколько раз, и на каждый вопрос Гилель отвечал ему с удивительной доброжелательностью и серьёзностью, повторяя: "Ты задал очень важный вопрос! Не стесняйся, задавай все вопросы, которые у тебя накопились".
      
       Наконец, нечестивец не сдержался и обрушился на Гилеля с упрёками в том, что из-за него он потерял большую сумму денег, проиграв пари. Гилель не обиделся и сказал: "Стоит потерять сотни золотых монет, чтобы в конце концов научиться владеть собой. Сдерживай себя, - сказал Гилель, завершая разговор" (Кац А.).
       В другой редакции его слова звучат так: "Если эта история научит тебя не заключать дурацкие споры - значит деньги не пропали зря" (//www.chassidus.ru/).
      
       "Гилель обладал качествами, необходимыми для руководства духовной жизнью целого поколения: спокойствием и уравновешенностью, чистым восприятием мира и огромной притягательной силой, привлекавшей к нему сердца людей. В лаконичных изречениях он выражал основные принципы Торы и наставлял народ на праведный путь. И люди видели в нем опору, столь необходимую им в трудную минуту. Изречения Гилеля являлись драгоценными наставлениями для многих поколений евреев" (р. Моше Ойербах, 2006).
      
       Хиллел - великий законоучитель:
      
       По словам Говарда Фаста, "кроткого философа по имени Гилель" многие евреи считают отцом своей мудрости, первым среди мудрых и снисходительных раввинов, чье учение и чей образ мыслей легли в основу иудаизма раввинов.
      
       Хиллелу принадлежат такие слова: "Будь в числе учеников Аарона: любящим мир и стремящимся к миру, любящим людей и приближающим их к Торе". Это были не только слова, это было мировоззрение мудрого человека. Талмуд отдает ему должное: "Когда Тора стала забываться в народе, пришёл из Вавилона Гилель и вознёс её изучение на прежнюю высоту". Чтобы учить, мало знать, надо еще уметь учить, доходчиво и ясно доносить до слушателей достаточно непростые религиозные истины и их житейские толкования. И Хиллел учил: "Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся" (цит. по Кацу А.).
      
       Около сорока лет Хиллел возглавлял ешиву ("академию"), став великим законоучителем своего времени. Ему удалось преодолеть многовековой раскол еврейского народа на сторонников и противников Устной Торы. Принципы толкования, которые он предложил, легли в основу будущего талмудического анализа текста Писания. "Гилель, по-видимому, также был первым, кто начал систематизировать и записывать Устное Учение, которое в позднейшее время расширилось и было записано под именем "Мишны" (р. Моше Ойербах, 2006).
       Да, в заслугу Хиллелю ставят то, что он связал устные предания с библейскими законами. И то, что он устанавливал затребованные жизнью и новые законы, выводя их из мыслей и сути Торы.
      
       И экономист и не только ...
      
       Но Хиллел был еще "авторитетным в вопросах гражданского права и экономической жизни" (КЕЭ, 1999). С давних времен существовал закон т.н. "субботнего года". Согласно Торе, земля должна была каждый седьмой год отдыхать, поэтому ее не засевали. В связи с этим возникали проблемы с уплатой долгов. Неограниченное применение библейского закона подрывало экономическую жизнь, которая в эти новые времена уже во многом основывалась на кредитно-долговых отношениях. Хиллел ввел т.н. "прозбол", закон, ограничивший отмену долгов в связи с наступлением "субботнего" года.
      
       В Краткой Еврейской Энциклопедии я также вычитал, что Хиллел ввел и такой закон ("таккану"). В городах, обнесенных стеной (т.е. защищенных от врагов),
       существовал с библейских времен особый порядок продажи домов. Владелец мог продать свой дом, но в течение года имел право выкупить его обратно. Но если новый владелец не хотел расставаться с этим домом? Он попросту исчезал из города на год. А через год право выкупа уже кончалось. Хиллел придумал новый закон: бывший владелец в таком случае мог внести свою выкупную плату на хранение в храмовую кассу и это сохраняло за ним право возврата дома. Это нововведение было очень важным для тех, кто в случае острой нужды мог временно продать свой дом, но и сохранить шанс вернуть его.
      
       Пишут, что он изучил логику и математику Аристотеля, что он знал ряд языков.
       "Хилель не был аскетом или сухарем, как принято порой считать философов. Житейское правило Хилеля гласило: Не являйся нагим среди одетых и одетым среди нагих; не являйся стоящим среди сидящих и сидящим среди стоящих; не являйся смеющимся среди плачущих и плачущим среди смеющихся" (И. Аксельрод).
      
       Слова, сказанные две тысячи лет назад
      
       Но особенно прославился Хиллел как творец нравственного учения, в основе которого лежали истины библейского иудаизма. Он считал религию средством для нравственного совершенствования личности. Я встретил такую его оценку: "Обязанности человека к ближнему он ставил выше, чем обязанности человека к Богу". Каково? Далеко не каждый мог себе позволить подобное. Он говорил:
       "Кто старается прославить свое имя, тот теряет свое имя; кто не приобретает новых познаний, теряет и прежние"(по Дубнову С.М.).
      
       В КЕЭ эта мысль переведена, думаю, более точно: "Влекущийся за именем - имя свое погубит, кто не прибавляет (учение) - тот теряет (его), кто не учится, достоин смерти...". Здесь интересная деталь - Хиллел, как мы бы сказали, по характеру своему и мухи не обидит, а тут вдруг ударил в барабан: "кто не учится - достоин смерти". Учтите, неучи...
      
       Авторитет Хиллеля был настолько велик, что никто не мог ему противостоять. Он считал, что служить Богу человек может только добрыми делами. В учении Хиллеля не было места ни бессмысленным ритуалам, ни формализму. Он говорил, что за свои поступки человек несет ответственность перед Богом. В то же время Хиллел внушал людям чувство собственного достоинства, проповедовал образ жизни, противоположный самоуничижению. Самое знаменитое высказывание Хиллеля прямо говорит об этом: "Если не я за себя - то кто за меня? А если я только за себя - то кто я? И если не сейчас - то когда?". Хиллел учил, что Бог обращается к евреям с такими словами: "В место, где Я радуюсь, ноги Мои приносят Меня. Если ты придешь в Мой дом, Я приду в твой. Если ты не придешь ко Мне, Я не приду к тебе".
      
       Вот такая деталь: по преданию, один из придворных предложил в момент смерти жестокого и непопулярного царя Ирода умертвить Хиллеля - и тем заставить плакать весь мир в день смерти... Ирода.
      
       Последователи Хиллеля
      
       Хиллел стал наси (главой) Синедриона (Верховного Суда Иудеи) и настолько авторитетным духовным вождем народа, что в течение более четырехсот лет этот пост занимали его потомки. "Гилель вырастил целое поколение великих мудрецов, принявших Устную Традицию от него. Ученики также унаследовали высочайшие нравственные критерии своего наставника. В трактате Эрувин сказано, что "ученикам Гилеля была свойственна деликатность, они не реагировали на обиды и излагали мнение оппонентов прежде своего мнения" (Кац А.).
      
       Часто ученики Хиллеля и законоучителя Шаммая вступали друг с другом в споры. Такой пример. На свадьбах принято было петь перед невестой, восхваляя ее красоту и скромность. Ученики спросили Шаммая: если невеста некрасива, разве следует называть ее прекрасной? Шаммай учил: нужно говорить так, как есть. Хиллел учил другому. Он говорил: "Разве невеста может не быть прекрасной в день свадьбы? Счастье делает ее прекрасной. Поэтому в день свадьбы нужно восхвалять и радовать невесту".
      
       У Хиллеля было значительно больше учеников, чем у Шаммая. Почему? Хиллел сердечно принимал всех, молодых и старых, богатых и бедных, праведных и даже грешных. Многие ученики Хиллеля приходили к нему после тяжелого рабочего дня и, несмотря на усталость, они слушали каждое слово учителя, иногда засиживаясь далеко за полночь. Даже после конца занятий они старались подольше задержаться у него. Они говорили: "Мы многому учимся у него, будучи рядом с ним, чтобы поступать, как он сам". Думаю, Хиллел никогда не забывал свои годы обучения, когда у него иногда даже нечем было заплатить за вход в ешиву.
      
       И как было ученикам не заслушаться, когда Учитель толковал им, например, такую свою мысль: "Никогда не суди человека, прежде чем поставишь себя на его место. Всегда старайся представить себе, как бы ты поступил и что бы ты чувствовал, будучи на месте другого". (//www.chassidus.ru/library/heroes/hillel.htm).
      
       Эту же мысль гораздо позже произнес Иисус Христос в своей Нагорной проповеди: "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Еванг. от Матфея, 7:1-2).
      
       "Иди и учись".
      
       Я уже упоминал, что в те времена были два высокоавторитетных законоучителя: Хиллел и Шаммай. Вот что пишет известный историк С.М. Дубнов (1912): "После смерти Гилеля и Шамая ученики их разделились на две религиозные школы. Они расходились в решении многих правовых и религиозных вопросов и в толковании библейских законов. Эти споры ослабляли единство фарисейской партии, но зато они дали толчок умственной деятельности, которая всё более усиливалась среди евреев и привела впоследствии к созданию Талмуда"
      
       И. Эпштейн ("Иудаизм",1979) пишет о том, что по всеобщему признанию, Хиллел был легендарным святым: терпеливый, мягкий и скромный. Он оказал огромное влияние на этические воззрения своего времени и последующих поколений. В подходе к толкованию Закона Хиллел проявлял больше снисходительности. Он более свободно оперировал принципами интерпретации библейского текста, которые он наблюдал в практике своих предшественников, и с успехом использовал их для применения закона к требованиям времени.
      
       Не вдаваясь в длинное толкование, он однажды так ответил человеку, который попросил объяснить смысл Торы, пока он стоит на одной ноге. Любой другой или удивился бы, или рассердился на такой провокационный вопрос. Но не Хиллел.
       Его краткий ответ живет афоризмом уже две тысячи лет: "То, что ненавистно тебе, не делай другому, - в этом вся Тора. Остальное - комментарии. Иди и учись".
      
       И в памяти всех последующих поколений живет с тех пор истина "не делай ближнему, чего не пожелаешь себе". И в Нагорной проповеди эта же мысль, впервые высказанная Хиллелом, повторилась: "Итак во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Еванг. от Матфея, 7:12).
      
       Организация "Гилель" в России и везде
      
       На интернете вычитал интересное сообщение. Приведу очень краткую выписку из него. Интересно то, что имя Хиллеля (Гилеля) приобрело новую жизнь. Итак: "Современная "Гилель", крупнейшая еврейская студенческая организация в мире, способствует возрождению еврейской жизни на территории бывшего Советского Союза. "Гилель" существует в 27 городах семи стран СНГ, во всем мире работает свыше 500 центров "Гилеля" на территории США, Канады, Израиля, Латинской Америки, Австралии, а с недавнего времени и Европы. Наша цель - вовлечение молодежи в жизнь еврейских общин, ознакомление еврейских студентов с историей, культурой, традициями еврейского народа, а также реализация программ, направленных на содействие духовному развитию молодежи в сфере образования и культуры.
      
       "Гилель" в странах СНГ был основан в 1994 году при содействии Фонда семьи Шустерман (США), Американского Еврейского Объединенного комитета "Джойнт" и Международного "Гилеля" при сотрудничестве местных еврейских общин. Основная цель "Гилеля" - воспитание нового поколения образованных и просвещенных евреев, гордящихся своим наследием, возрождение еврейских общин бывшего Советского Союза. "Гилель" предлагает знания и традиции, еврейских дух и единение, чувство принадлежности к еврейскому народу. Привлекая студентов, ранее ничего не знавших о еврействе, воспитывая лидеров еврейских общин, "Гилель" борется за будущее еврейской жизни в СНГ".
       (//www.hillel.ru/history)
      
       Давид Генис 25 апреля 2009 г.
      
       Использованная литература:
      
       1. Аксельрод И. Золотое правило иудаизма. Еврейский мир, 547, ноябрь 2002.
       2. Говард Фаст "Евреи". 2002, с. 74 -77. (Howard Fast, The Jews, 1968).
       3. Дубнов С.М. Краткая история евреев. М.,1996, Часть II, глава IV, c. 213-216.
       4. Кац А. ( //toldot.ru/rus/articles/art/2611 ) Гилель.
       5. Краткая Еврейская Энциклопедия, Иерусалим, 1999, т.9, 809-811.
       6. Ойербах Моше р. История еврейского народа. 24: Духовная жизнь в годы
       правления Хашмонеев и в период властвования Ирода.
       7. Эпштейн И. Иудаизм. Иерусалим, 1979. Пер с англ., с. 102-104.
       8. Хаскелевич Дов-Бер. (//www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/549014)
       9. //history-days.ru/tag/Zakonouchitel_Gilelj
       10. //www.leschinsky.com/J/reka/7.htm Гилель и причины гнева
       11. //www.chassidus.ru/library/heroes/hillel.htm
       12. //www.hillel.ru/history Гилель.Российский
  • Комментарии: 6, последний от 08/10/2014.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 21k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.10*13  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка