Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Ханука. 2006

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 27/06/2008.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 15k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:


       Поздравляем с праздником Ханука!
      
       Вечером 15 декабря 2006 года (по еврейскому календарю - вечером в месяц Кислев 24, 5767-го года со дня сотворения мира) наступил праздник Ханука.
       Восемь дней длился этот праздник Победы и Чуда, и закончился к вечеру 23-го
       декабря (месяц Тевет 2). Еврейский народ отмечает Хануку уже более двух тысяч
       лет! Наши поздравления и главное пожелание всем - радостных и удачных дней,
       мира и спокойствия, и пусть Праздник Ханука будет для всех нас Праздником Победы и Чуда во всех делах нашей жизни!
      
       Что празднуем? Во втором веке до новой эры Иудея еще со времен Александра Македонского находилась под греческим владычеством. Греки, завоевав Восток,
       принесли с собой эллинизм, греческий образ жизни и греческую культуру. Это сказалось на поведении части молодежи и зажиточных людей, стремившихся
       воспринять эллинизм, приспособиться к новым властям. Конечно, это вызывало
       недовольство широких слоев населения. Но дело было даже и не в этом.
      
       Греческий царь Антиох, решивший, что бунтарский дух иудеев можно сломить,
       только заставив их отказаться от своей веры, ввел запрещающие антирелигиозные законы для евреев. Было запрещено изучение Торы, празднование субботы и т.д.
       В святом для евреев Иерусалимском Храме он велел установить статую Зевса, что
       осквернило Святая Святых, запретил отправление храмовой службы. Издеваясь,
       греки начали заставлять стариков публично есть свинину. (Я жил в Казахстане, где было много корейцев, для них собачатина была торжественным блюдом. Теперь
       представьте, что значит для религиозного еврея свинина, если бы вас заставили есть мясо собаки). Религиозные гонения и жестокие притеснения стали правилом.
      
       В ответ, в 167 г до н.э., живший в одном из городков вблизи Иерусалима священник Маттитьяху (Матитьягу) Хасмоней (Хашмоней) поднял восстание, которое вскоре возглавил один из его пяти сыновей Иехуда (Йегуда) Маккавей. Правильно - Макаби, это аббревиатура из четырех букв иврита, по первым буквам
       стиха : "Нет силы, подобной тебе, Г-сподь", начертанной на флаге Хашмонеев. Борьба была трудной, нехватку оружия заменяла сила духа. В 164 г до н.э. после ряда побед Иехуда освободил Иерусалим и Храм. И в 25-й день месяца Кислев, после трехлетнего перерыва со дня запрета, наложенного царем Антиохом, в Храме была зажжена Менора (Храмовый семисвечник) и проведено торжественное богослужение. Это событие и отмечают в течение вот уже более двух тысяч лет как праздник под названием Ханука.
      
       Ханука - праздник Победы. Победа в войне всегда радостна. Особенно против
       угнетателей, посягнувших на самую суть еврейского образа жизни и религии. И
       все-таки, почему именно и только эту победу празднуют евреи из года в год, не
       позволяя уйти этому событию из памяти народной? Потому, что эта Победа
       не была просто военным успехом, она стала знаковым событием в истории евреев, пример которой весом был во все последующие века, да и сегодня может служить
       мерилом отношения и поведения властей воссозданного государства на Святой
       Земле.
      
       Восстание Маккавеев было борьбой не только за свободу, но и за народ Израиля, чтобы он мог жить, соблюдая заповеди Б-га как основу своей духовной жизни,
       своего образа жизни. Ибо еврейский народ, как и любой другой народ, имеет
       полное право на независимое существование в соответствии со своими законами и культурой. В Хануку празднуют спасение от ассимиляции и духовного
       уничтожения народа, празднуют победу в борьбе за то, что сыграло далеко не последнюю роль в последующей многовековой сохранности еврейского народа.
      
       Ханука - праздник Чуда. Если бы праздновался только факт военной победы, было бы достаточно и одного Дня Победы.Почему же мы празднуем восемь дней?
       После освобождения Иерусалима и Храма надо было восстановить богослужение,
       надо было зажечь Менору, ибо она свидетельствовала перед всем миром, что Б-г
       пребывает среди народа Израиля. Но все поиски ритуально чистого масла для Меноры ничего не дали - того, что нашли, могло хватить только на один день. А на изготовление нового масла требовалось восемь дней. И все же рискнули залить масло и зажечь Менору, рассчитывая, что, возможно, удастся найти спрятанный
       запас.
      
       И вот тут случилось Чудо! Менора горела все восемь дней, пока не изготовили
       свежее ритуальное масло. Хотите - верьте, не хотите - не верьте. Но Менора
       горела на суточной порции все восемь дней! Мудрецы говорят, что это было как бы
       знаком Всевышнего за спасение и религиозной, и духовной свободы. Знак не только за уже одержанную победу, духовную и военную, но и знак на будущее - еврейский народ должен сохраниться и пройти через века как народ, ибо все последующие и настоящие времена для нас - как Синайская пустыня для народа,
       который вел Моисей. Если пройдем "Синай" антиассимиляции, значит, сохранимся.
      
       Чудо Меноры - и знак того,что божественное чудо сохранения народа само по себе не происходит, за него надо бороться и надо побеждать. И мы знаем, что на сегодня
       угроза ассимиляции нашего народа, особенно в диаспоре, актуальна как никогда.
       А тут еще и арабы наседают на многострадальную землю израильскую. Выстоять!
       Другой проблемы нет. Вот только сегодня, к великому несчастью, Маттитьяху и Иехуды Маккавея нет...
      
       А ведь история поучительна! Победы Маккавея сами по себе уже были Чудом. Плохо вооруженный народ (народное ополчение) победил сильнейшую по тем временам профессиональную армию, греки во много раз превосходили иудеев по мощи, численности, вооружению и опыту войны. Победа над ними могла быть
       только победой силы Духа народа! Марк Штейнберг написал: "Впервые, пожалуй,
       в истории человечества целый народ был готов к борьбе до самопожертвования во
       имя религиозной идеи, и этот пример подвижничества закрепился на тысячелетия в генах потомков".
      
       Как все это далеко от сегодняшнего дня. Израиль, имея мощную современную армию, не смог уничтожить никем не признанную бандитскую свору насраллы.
       Видите ли, корректность, человеколюбие и оглядки на "общественное мнение" (которому наплевать на Израиль со всеми его проблемами, им бы дружбу с
       арабами не потерять...) не позолили...
      
       Что означает слово "Ханука"? Когда иудеи освободили Храм, они увидели там
       полное запустение, да и сам Храм был осквернен греками. Пришлось его очистить,
       обновить, вернуть ему святость. Слово "Ханука" - очищение, обновление. Ибо в этом слове главный смысл праздника - очищение Храма от осквернения. Но есть и скрытый смысл в этом термине - очищение людей и нашей жизни от какого-либо осквернения или нечистоты, недопустимой для человека, в т.ч. и для еврея.
      
       Ханукальные свечи - символ праздника. Хочется верить, что в каждой еврейской семье в первый вечер праздника зажгут первую ханукальную свечу.
       И можно посидеть рядом, и понаблюдать за пламенем свечи. Каждый вечер, и так все восемь вечеров... "Мы всматриваемся в пламя свечей. И тогда через свет этих
       свечей наша душа будет подниматься выше, видеть больше, мы будем уходить от
       поверхностного взгляда на вещи и события" (Элиягу Эссис).
      
       Да, еврейская традиция рекомендует любоваться светом ханукальной свечи.
       Кстати, психотерапевты тоже рекомендуют подолгу смотреть на огонь, будь это
       камин, костер или свеча. Это приносит человеку спокойствие, умиротворение,
       добрые мысли. Вспомним, какая романтическая обстановка всегда складывалась
       возле костров где-то в поле или лесу. Не случайно, наверно, камины служили не только для обогрева, но и местом для спокойных бесед и размышлений.
      
       Когда зажигать ханукальные свечи? Заповедь зажигать свечи и история праздника Ханука описаны в Талмуде. Нам сейчас проще - есть календарь и часы. Но в древнейшие времена руководствовались именно Талмудом: свечи зажигали "от момента , когда стемнеет, до времени, когда последние торговцы покидают рыночную площадь". На сегодня действует более простое правило, если все же не
       смотреть на часы - желательно зажечь свечи в течение часа после захода солнца.
       Знаменитый ученый и мудрец средневековья Рамбам написал: "время зажигания
       полчаса или позже". В этот праздник обычно свечи зажигает глава семейства, а он
       может вернуться достаточно поздно, занимаясь делами неотложными. Разрешается и детям зажигать свои свечи на отдельной Ханукии. Современные комментаторы разрешают зажигать их до полуночи. Думаю, лучше не забывать об обычае предков и все же зажигать ханукальные свечи после захода солнца с наступлением темноты. Конечно, для этого дома надо иметь и менору. Правда, если быть точным, то Менора - это семисвечник, который был установлен в Храме. Мы же пользуемся восьмисвечником, "Ханукией", ибо мудрецы запретили копировать храмовую
       Менору, лампады которой были потушены римлянами две тысячи лет назад. Выставлять Ханукию рекомендуется у окна, чтобы пламенем зажженых свечей всем напоминать о Чуде света,Чуде Хануки.
      
       Порядок зажигания свечей. Прежде всего, свечи зажигают в присутствии всей семьи, этот момент - семейное торжество. В меноре (ханукальном подсвечнике - "ханукии") свечи устанавливают справа налево, а зажигают, наоборот, слева направо. Сначала зажигают так называемую рабочую свечу (шамаш), для нее в меноре есть дополнительное, девятое, гнездо, расположенное несколько выше, чем ровный ряд гнезд для ханукальных свечей. В первый вечер в менору вставляют одну ханукальную свечу и зажигают ее от уже зажженной рабочей свечи. На второй вечер уже ставят две свечи и ежевечерне добавляют по одной новой свече. В последний праздничный вечер (22 декабря) в меноре будут зажжены все восемь свечей. Свечи должны каждый раз догорать до конца, их не тушат. Друг от друга ханукальные свечи не зажигают. После того, как Ханукия зажжена, нельзя переносить ее с места на место. Нельзя горящие свечи использовать и для освещения комнаты, ибо они - дань Празднику, они символизируют Свет Торы. Принято, пока горят свечи, не делать никакой работы, правда, это благое время не такое уж и долгое, свечи горят где-то в среднем полчаса.
      
       Праздновать Хануку надо весело. Празднуется радость Победы и Чуда, праздник
       спасения еврейского народа и потому Ханука - радостный, веселый и светлый праздник, который учит искусству радоваться жизни. Я был недавно в магазине
       "Bed Bath & Beyond" и, к своему великому удивлению, увидел там обширную
       выставку-продажу к Хануке. Чего только там нет! Меноры самых разных конструкций, наборы свечей, игрушек, сладостей. Тут же множество разнообразных ханукальных волчков ("дрейдл"), традиционных детских игрушек.
       Уверен, и в других магазинах можно найти все к празднику.
      
       Ханука - единственный день в году, когда детям разрешают играть на деньги (для чего и нужен волчок), и потому им обязательно дают монеты, т.н. "хануке гелт". Почему такое исключение? Считается, что детям предстоит нести Свет Торы дальше, в будущее, и их как бы символически снабжают средствами на дальнюю дорогу. На четырех сторонах волчка начертаны четыре ивритские буквы из фразы
       "Великое чудо случилось там" (в Израиле вместо слова "там" пишут "здесь").
      
       Ну, а о праздничном застолье и говорить не приходится. Фантазия хозяек может быть неисчерпаемой. Правда, считается традицией, чтобы на столе были изделия, приготовленные (жареные) на масле: латкес, оладьи, пончики, ханукальные булочки типа пончиков (на иврите - суфгания), и т.п. Это как бы еще одно напоминание о ханукальном масле в Храмовой Меноре. Знатоки говорят,
       что в Хануку принято есть блюда из сыра. Думаю, есть много и других традиций,
       принятых в разных общинах, но главное - чтобы всё было вкусным и праздничным!
      
       Итак, сегодня вечером - начинается Ханука. Празднуйте, радуйтесь, и пусть для
       всех будут только хорошие новости! Здоровья и благополучия всем!
      
       Давид Генис 15 декабря 2006 г.
      
       Комментарии:
       К статье "Ханука" (lib.ru, Заграница)
      
       Литинский Вадим Арпадович (vadimlit1@msn.com) 2006/12/24 02:46 [ответить]
          Спасибо, Давид Акбар (Великий), платиновое перо русского Колорадо, просветил (зажег ханукальную свечу в наших заплесневелых мозгах)! История - всегда хорошо! Давай ещё чего-нибудь исторического! Вперёд!
       0x01 graphic
       1. Иегуда Ер. 2006/12/23 22:04 [ответить]
          Лучше поздно, чем никому!
                Почти из жизни.
          Приехал в Израиль оле хадаш из "дедовских внуков". Пожилой человек, с ним жена-гойка, дети, естественно, гои по Галахе... А тут еще и в МВД придираются к его происхождению, гонят в равинатский суд за идентификацией.
          Равин ему задает кучу вопросов, чтобы тыскать в нем хоть какую-то искру еврейства. Спросил про праздники. Да, говорит, знаю Пасху и Судный день. Мама всегда праздничный обед готовила. На Пасху куличи пекла, садились за стол. Яйца на столе крашеные, ветчинка. Дед говорил, что четыре рюмки водки надо выпить обязательно. А на Судный день мама хороший свиной борщ готовила...
          -Да, сказал ребе, - есть у вас еврейские корни, вижу. Праздновали вы, конечно, не совсем правильно, но главное - помнили про наши главные праздники. И это важно!
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 27/06/2008.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 15k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка

    нпф будущее отзывы Томск