Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Кому это надо - евреев переделать в хазар, а хазар - в евреев

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 140, последний от 08/10/2014.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 38k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 3.96*122  Ваша оценка:


       Кому это надо - евреев переделать в хазар, а хазар - в евреев?
      
       "Как ныне сбирается вещий Олег
       Отмстить неразумным хазарам..."
       А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
      
       "Хазары - вовсе и не иудеи, иначе их не назвали бы
       неразумными" (реплика с интернета).
      
       Антисемитская литература в России грязным потоком захлестнула все прилавки,
       переливаясь и в дальние страны, не исключая и Израиль, и США. "Протоколы сионских.." и "Шулхан Арух..." уже в разряде детского лепета. "Тайны еврейских расистов", "Сионизм как источник фашизма", сотни, сотни названий, и все об одном и том же... Вот и про хазар вспомнили, раскопали давно уже ушедшие из оборота как несостоятельные старые книги, перевели, переиздали, дали им новую жизнь. Ох, уж эти евреи, то бишь хазары, крепко "насолили" они бедным российским "патриотам"...
      
       Так причем все-таки хазары, и причем тут евреи? И кому это надо - евреев переделать в хазар, а хазар - в евреев?
      
       Достоверные сведения о хазарах появляются не раньше VI в. н.э. Пришли хазары
       откуда-то с востока, то ли сами были тюрками, то ли пришли вместе с тюркскими кочевыми племенами. Расселились на территории современного Дагестана, но после распада Западно-Тюркского каганата создали собственное государство. Примерно с 650 по 965 годы Хазария становится мощным каганатом (царством) на территории степей Восточной Европы, Поволжья и Придонья, объединив под своей властью (влиянием) значительное число окружающих племен и народов.
      
       Просуществовал этот народ около пятисот лет и исчез, оставив не очень много следов. Некоторые сведения о нем имеются в описаниях арабских
       путешественников и византийских историков, в письменных источниках окружающих народов. Язык хазар неизвестен. Дошедшие до нас личные имена и названия схожи с тюркскими диалектами, с чувашским или монгольским языками."Большинство обнаруженных на территории Хазарии надписей принадлежит к разновидности тюркского рунического письма" (КЕЭ, 1999). Наука не располагает точными данными об этом народе, многое идет на уровне предположений, скороспелых выводов, догадок. На интернетсайте www.chassidus.ru указано, что "название "хазары" охватывало многие племена различного происхождения, остатки кочевых и полукочевых народов, прошедших через южнорусские степи, среди которых тюркские элементы преобладали". По мнению проф. С. Плетневой, Хазария - это "федеративный союз племен,
       возглавляемый хазарами". Знаток проблемы Л.Гумилев под термином "хазары"
       понимал группу племен и народов. "Уже в 7 в. термин "хазары" употреблялся как географически- политическое понятие, а затем стал обозначением всех подданных хазарского царя, входивших в хазарский племенной союз. В разные периоды ее
       существования в нее под общим названием хазары входили азовские и волжские булгары, кавказские и донские аланы, заволжские гузы, мадьяры-венгры, славяне и русы, и многие другие (КЕЭ).
      
       В 1960-1963 гг. Астраханская археологическая экспедиция Эрмитажа обнаружила
       хазарские могильники с богатым инвентарем, памятники искусства, следы
       поселений и крепостей (Л. Гумилев). Хазарская крепость на Дону Саркел была исследована археологами во главе с М.Артамоновым. Городища хазарского времени продолжают исследовать, но, по словам С. Плетневой, "затронута лишь незначительная часть хазарского наследия".О том же пишет и проф.В.Петрухин (2004): "После раскопок мы стали довольно много знать о хазарах, было исследовано огромное количество погребений и накоплен огромный материал, но, к сожалению, он только-только начинает систематизироваться, совсем недавно начали создаваться археологические датировки".
      
       Примерно в конце VIII века в Хазарии произошло неординарное событие, язычники хазарский царь и знать приняли иудаизм. Это, вероятно, было результатом длительного процесса. "Исключительно важным фактором для этого оказалось то, что на контролируемой ими территории, в т.ч. на родине хазар - в Дагестане, проживало большое число еврейских общин" ("Свободная Энциклопедия", интернет). Это совпало с распространением караимства в странах Багдадского халифата. "Ближе к реальности было бы предположение, что они приняли более упрощенный караимский обряд" (Дубнов). Но почему хазары приняли именно иудаизм? Существуют дошедшие до наших дней легенды, но "на самом деле, главную роль в этом выборе сыграла политика. На восток и юг от Хазарии, в Хорезме и Персии, господствовал ислам, на юго-западе царила христианская Византия. Принять их религии означало попасть под влияние врагов или соперников (с теми и другими хазары воевали).А иудаизм был нейтрален и менее других политизирован" (Г. Разумов, "Форвертс", 2005). Для большинства исследователей очевидно, что происхождение государственности в Хазарском каганате и модель политического устройства, сформировавшуюся в нем, следует связывать с периодом пребывания хазар под властью тюрок. Иудаизм был необходим этой власти для обретения международного статуса и никогда не был религией большинства населения Хазарского государства ( Артамонов,1962; Заходер,1962; Новосельцев,1990; Плетнева,1999; А. Тортика,2005).
      
       Вся знать исповедывала иудейство, а в средних и низших классах были
       распространены ислам, христианство и язычество (традиционное верование монгольских и тюркских кочевников). Равноправие религий не нарушалось. Страна достигла высокого экономического уровня, развивалась торговля, через Хазарию проходили важные международные торговые пути, приносившие ей значительные финансовые средства. Все это способствовало тому, что к концу IX века число евреев в Хазарии сильно возросло вследствие притока эмигрантов из Византии и Персии, бежавших от преследований. "Стали стекаться к хазарам многие иудеи из разных мусульманских стран и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство" (аль Масуди, арабский историк и географ IХ века). Арабский путешественник аль-Масуди, побывавший в Хазарии в 854 году, писал: "Население столицы хазар состоит из иудеев, мусульман, христиан и язычников", арабский географ Истахри в "Книге стран": "...евреи составляют меньшинство, магометане и христиане - большинство". В Хазарии жили хазары-прозелиты (принявшие иудаизм), много евреев-переселенцев из Крыма, Византии и, видимо, других мест, но их общая численность все же была гораздо меньше населения других вероисповеданий. Под управлением царей иудейского исповедания Хазария усовершенствовала свой государственный строй. Официальный титул царя - хаган, или каган, от слова хан, т.е. князь, впоследствии и Чингизхан примет этот титул, и Гумилев назвал Киевскую Русь Киевским каганатом. Да и сами киевские князья в знак своей независимости от хазар называли себя русскими каганами до XII века, когда Хазарии уже давно не было.
      
       В советские времена принято было считать, что Хазария - это "паразитическое
       государство", препятствовавшее прогрессивному развитию Русского государства. "Гумилев создал слабо аргументированную теорию "хазарского ига", якобы
       существовашего на Руси в 9-10 веках ("Древняя Русь и Великая степь", М., 1989), этот труд, как и разработанные в нем концепции носили отчетливо выраженный антисемитский характер" (КЕЭ). Акад. Б.Рыбаков в своих работах также стремился изобразить Хазарию маленьким полукочевническим паразитическим государством, существовавшим за счет взимания пошлин с купцов. Обобщающая монография М. Артамонова "История хазар", Л., 1962, долгое время не издавалась в связи с мощной кампанией против "преувеличения роли хазар в русской стории". Причина была в том, что "Артамонов привел многочисленные аргументы против такого подхода к хазарской истории"(КЕЭ).
      
       Славянские племена в лесостепной зоне Восточной Европы в 8-9 в. платили дань хазарам за защиту от набегов кочевников ("по белой веверице с дыма",т.е. по шкурке горностая с дома в год). В.Ключевский писал: "Хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им больше экономической выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные и речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам". По мнению М. Артамонова и некоторых других ученых, славяне, которые пришли в
       Приднепровье (конец 7 - начало 8 века), смогли заниматься там земледелием только под покровительством хазар, защищавших их от нападений кочевников. "В ходе раскопок выяснилось, что в VII-IX веках славянские поселения широко распространяются в той лесостепной зоне, где после окончательного разгрома Хазарии славяне смогли вновь появиться только уже с казачьими станицами. Т.е. под эгидой хазар славяне, естественно, давая дань, могли спокойно жить и заниматься земледелием. Эпоха хазарского каганата являлась одновременно и расцветом славянской колонизации лесостепи Восточной Европы, когда славяне доходят до Дона и их поселения существуют в относительной безопасности: кочевники не угрожали им до тех пор, пока сильна была власть кагана (проф.В. Петрухин, 2004).
      
       Тем возмутительнее открытие в 2005 году в г.Белгороде (Россия) 13-метрового памятника, посвященного 1040-летию разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом. Князь на коне топчет упавшего хазарского воина, на щите которого крупно изображена звезда Давида. Ясно, кого русский князь победил, и кто россиян всегда обижал и терроризировал, а потому является исконным врагом. Но хазарскими воинами были представители разных племен, а не евреи, звезда Давида не была символом Хазарии, да и вообще символом ее евреи начали считать с 18-19 века. И, главное, славяне получали существенную помощь от хазар, а не угнетение. Не случайно, проф. Михаил Чернов от имени Евро-Азиатского Еврейского конгресса и Федерации еврейских общин России обратился с протестом к властям и с требованием уничтожения этого памятника как символа шовинизма и антисемитизма.
      
       Почему к хазарам в советской историографии и политике относились резко
       отрицательно (хотя в дореволюционной науке отношение было обратным)? Первое государство на территории России было создано хазарами, а не русскими. Хазары приняли иудаизм и вместе с евреями стояли во главе страны, обеспечили ее процветание, экономическую и военную мощь. Получается, на территории России первое государство, да еще мощное (именно хазары остановили продвижение арабов через Кавказ в Европу, не допустив исламизацию славян) и процветающее, было еврейским? За что же "патриотам" любить хазар?
      
       С подачи официального "главного" историка страны академика Рыбакова в 1982 году праздновали 1500-летие Киева, дабы доказать свою "первичность".("Рыбаков
       приписал основание Киева к 5 в., хотя в Киеве нет славянского культурного слоя древнее 9 в". Шаскольский, 1974, Клейн Л., 2004). Киев возник в начале 8 в.на подвластной хазарам территории на берегу Днепра как пограничная хазарская
       крепость, населяли эти территории тюркские и иранские племена да еврейские купцы, а крепость охраняли наемные восточноиранские войска. Город-крепость захватили в 910 году русы (варяги). Киев заселили славяне, принявшие христианство в самом конце Х века, когда Хазария, достигнув расцвета, фактически, уже стояла на пороге своего развала. Кто же мог стерпеть, что Киев, "Мать городов Русских", заложили то ли хазары, то ли евреи? И легендарный князь Кий, якобы заложивший Киев в V-VI веке (что утверждается в "Повести временных лет", написанной спустя несколько веков) был хорезмийцем (именно хорезмские мусульмане составляли царскую гвардию) и хазарским вазиром, военачальником ( проф. М.Артамонов; О. Прицак, американо-украинский востоковед, профессор Гарвардского университета; аль Масуди, арабский историк 10 века; Н.М. Карамзин; Г.М.Барац). Для советской и постсоветской антисемитской России это абсолютно неприемлемый факт, значит, остается, одно - переписать историю. Что и делалось и делается до сих пор. А виноваты, как всегда, евреи...
      
       Доктор исторических наук, проф.,сотрудник Института славяноведения РАН,
       хазаровед В. Петрухин (2004): "Язычники...ни в коем случае не могли принадлежать к богоизбранному народу. Каган и его приближенные сановники приняли иудаизм, все же прочие, а именно болгары, аланы, тюрко- и финноязычные народы, славяне, которые на тот момент оказались в сфере влияния каганата, никакого отношения к этому выбору веры не имели. Многочисленные домыслы публицистов и последователей Гумилева о том, что выбор кагана отдалил немногочисленную верхушку от народа, не соответствуют действительности. Идея о том, что иудаизм погубил каганат, равнозначна тому, что Константинополь погубило православие, и не выдерживает никакой критики. Подтверждение этого мы видим и по данным археологии: иудаизм не привел к распаду каганата, не привел к закату культуры, потому что Х век - это век расцвета хазарских городов. Эти города являются своеобразным чудом в ранней средневековой истории, где бок о бок жили разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, язычники, христиане".
      
       "В степях Восточной Европы неоднократно сменяли друг друга различные кочевые народы. Они создавали ханства и империи, которые переживали взлет и упадок, гибли под ударами соседей или очередных волн кочевых переселений. Их ханы не исповедывали иудаизм, на территории большинства из них не было иудейских общин и, тем не менее, они погибали, часто не оставляя никакого наследия. Действуют общие закономерности кочевой истории, и никто не ищет врагов, сбивших с истинного пути развития Великую Булгарию, Тюркский каганат и империю Чингисхана. В случае же с хазарами - все наоборот, ослабление и гибель царства часто связывают именно с иудизацией правящей верхушки государства. Для некоторых исследователей существование независимого "иудейского царства" затмевало все остальные особенности хазарской истории. Но нельзя и преуменьшать роль иудаизма в хазарской истории. Безусловно, принятие мировой религии не могло не усилить политического авторитета хазарских правителей. Появление еврейской письменности и образованности в столице, активное участие в транзитной торговле со странами Европы и Азии постепенно вовлекали народы Восточной Европы в систему экономических интересов и культур более развитых регионов тогдашнего "цивилизованного мира" (А. Тортика, 2005).
      
       Огромная часть населения Хазарии представляла собой кочевников-скотоводов
       или поселенцев-земледельцев, исповедывавших язычество. Это важно
       подчеркнуть, ибо многие авторы вообще считают всех хазар евреями и делают из этого далеко идущие выводы ("Хазария погибла потому, что иудаизм превратил хазар - народ воинов в народ торгашей", это мнение Гумилева и советских "ученых", хотя вся история достаточно воинственного и свободолюбивого еврейского народа говорит совсем о другом) или забывают биологическую аксиому - та часть хазар, которая приняла иудаизм, не стала от этого этническими евреями. "Правители хазар в начале VIII века приняли иудаизм. Став иудеями по религии, они, тем не менее, оставались в стороне от основных еврейских установлений"
       ( американский историк Р.Шейндлин). Простой пример - среди современных корейцев можно встретить многих, принявших христианство, но по этой причине они не перестали быть этническими корейцами. Хазары, принявшие иудаизм, не соблюдали все положенные иудейские обычаи и заповеди, поэтому для собственно евреев они были скорее друзьями, чем братьями по вере, и уж , во всяком случае, не единокровным народом.
      
       "Задача науки не только в том, чтобы константировать известные факты, но еще и в том, чтобы путем анализа и синтеза устанавливать факты неизвестные и в
       источниках не упомянутые" (Л. Гумилев). Не отрицая роль анализа и синтеза в науке, сомневаюсь, что на их основе можно вывести факты, т.е. доказательные, конкретные или вещественные материалы, без которых достоверно судить о давно исчезнувшем народе достаточно сложно. Иначе - у каждого автора свои "анализ и синтез", свои "факты", которые при строгой оценке остаются все же гипотезами, требующими фактического доказательства. Видимо, этим объясняются некоторые представления Гумилева, особенно антисемитского характера, с которыми согласиться объективные ученые сегодня не имеют оснований.
      
       Лев Гумилев считал древнюю Хазарию оплотом иудаизма, злейшим врагом христианства и Киевской Руси, угрозой славянству со стороны евреев, почему, якобы, и возник впоследствии в Московском государстве "исторически обос-
       нованный" антисемитизм. Но вот что интересно: в состав Хазарии входило более двадцати народов и каждый пользовался региональной самостоятельностью.
       Именно здесь действовала, в частности, христианская метрополия, объединявшая семь епархий, и первая христианская церковь в пределах нынешней России была построена в столице Хазарии Итиле.
      
       Кипервас пишет: "Естественно, как всякие увлекающиеся авторы, Гумилев и
       Кёстлер (сторонник гипотезы о происхождении евреев-ашкеназов от хазар, о чем речь еще впереди), возможно, кое-что преувеличивали в своих умозаключениях. Иногда их мысли как бы опережали факты.Поэтому некоторые их выводы это "размышления, игра ума". Ну, что же, этим грешат многие целеустремленные ученые" ("Форвертс" 2005). О чем же речь - о науке или научной фантастике, где как раз место размышлениям и игре ума? Менделеев на основе размышлений предсказал существование неизвестных науке элементов, но он их не открыл, а именно предсказал.
      
       Спорными выглядят попытки прозвести от слова "каган", беря за его основу
       ивритское слово - kоhеn (коген, коэн, - священнослужитель, потомок Аарона), такие фамилии, как Коган, Каганович, пытаясь этим доказать, что и хазарский "каган", и хазары, и евреи - это все одно и то же, короче - все хазары это евреи, или, наоборот, все нынешние евреи - потомки хазар, о чем, мол, тут спорить? Но каган у этнических хазар (язычников) был главой языческого культа, он имел непоколебимый авторитет у массы кочевых хазар, исповедывавших язычество, был своеобразным божеством. Это уже позже царя назовут каганом, подчеркивая его божественное происхождение. Отсюда и - каганат, или царство.
      
       При чем же тут иврит и еврейские фамилии? Строить выводы на совпадениях
       опасно, так можно докатиться до вывода, что весна начинается потому, что прилетают грачи, или ветер возникает потому, что деревья качаются...
      
       И. Ольшаницкий (2004) пишет: "слово "хан", что отмечает и Л. Гумилев,- от слова "каган"."Слово каганат - от еврейского слова коган". Почему же "хан" от кагана", а "каганат" - от "когана"? Но суть путаницы в том, что автор производит титул "каган" или фамилии Коган, Каганович от одного и того же ивритского слова "kohen".Получается, когда образовывался в шестом веке Западно-Тюркский каганат, там уже жили и пользовались влиянием еврейские священники - коэны? И вообще, все ханы, включая азиатских, среднеазиатских и мусульманских - от еврейских коэнов или когенов? Звучит задиристо, но не доказательно.
      
       "Три тысячи лет назад в степях Монголии и Северного Китая, на Алтае и в Прибайкалье жили тюркские племена. Одно из них (китайцы называли их гуннами) во времена правления кагана Модэ набрало особенную силу. Гуннам удалось разбить китайскую армию. ...Случались и внутренние раздоры. ...После этого китайцам не составило большого труда разбить их в первом веке. ...Гунны стали продвигаться на запад, вливая в себя по дороге другие кочевые племена. В 375 году гунны и их союзники переправились через Волгу и проникли на территорию Восточной Европы. Часть племен так и осталась здесь" (В. Бацалев, 2000). В этом
       отрывке обращаю внимание читателя на термин "каган" и времена событий,
       происходивших задолго до возникновения Хазарского каганата.
      
       Если доказывать, что все хазары - это евреи, тогда понятен и лозунг на фашиствующих митингах в России - "Хазары, убирайтесь из России!". Добавлю цитату из КЕЭ: "Социально-политическая терминология хазар, династия каганов Ашина и сам титул хазарских правителей "каган" ведут свои истоки из Тюркского каганата". Еще раз повторю - фамилии Коэн, Коган, Кон, Каган, Кан и другие, а уже от них Каганов, Кагановский, Каганович произошли от ивритского слова "коэн" или "коген", но никак от тюркского (хазарского) слова "каган". И вообще, фамилии у ашкеназов появились лишь в XVIII столетии, когда чиновники начали составлять реестры народонаселения. Грачи прилетают, когда наступает весна, а никак не наоборот...
      
       Многие исследователи, занимавшиеся историей Хазарского каганата, ссылаются на известную "хазарскую переписку" знаменитого визиря кордовских халифов Хасдая ибн-Шапрута (915-970), способствовавшего расцвету еврейской культуры в
       арабской Испании, с царем-иудеем (повторяю, этническим хазаром, принявшего иудаизм) Хазарского каганата Иосифом. Последний писал, что он происходит из рода Тогармы, сына Иафета и внук Ноя ( в древнееврейской литературе Тогармой, или Тогаром, именовали все тюркские народы). У Тогармы было 10 сыновей, одного из них звали Хазаром, от которого, мол, и пошли хазары.
      
       В своем ответе Иосиф, однако, пишет о том, что хазары не потомки древних израильтян, как полагал Хасдай, а тюркский народ, принявший иудаизм.
       Подчеркну, что в ученом мире "Переписка" считается важным источником сведений о Хазарии того времени и утверждение Иосифа никто из серьезных исследователей не опровергает.
      
       Но со временем возникла и усиливалась Киевская Русь, которую поддерживала Византия. В 966 году киевский князь Святослав предпринял поход против хазар, он разрушил их крепость Саркел на Дону. "Распространенное в современной исто-
       риографии утверждение о разгроме Хазарии войсками Святослава не подтвержда-
       ется фактами. Единственное летописное свидетельство говорит о нападении Свя-
       тослава на Саркел, после чего он отправился воевать в Дунайскую Болгарию, где и погиб. В последующем, не связанные с Киевом войска русов и гузов напали и ра-
       зорили города Итиль и Самандар" (КЕЭ, 1999, т.9). В 988 году Киевская Русь приняла крещение. В 1016 году соединенные силы греков и русских разрушили последние владения хазар в Крыму. "Хазары рассеялись по южной Руси и постепенно растворились среди других народов. Оставшиеся в Крыму хазары иудейского вероисповедания постепенно смешались с евреями и с караимами, которые переселялись туда из Константинополя" (Дубнов). Хазары восточной части страны приняли ислам и перешли под покровительство Хорезма.
      
       С возникновением Хазарии возникли условия для проникновения евреев с Востока в среду славянских племен. Возможно, что еще раньше туда попадали торговцы из Византии и ее крымских колоний. Но поток еврейских переселенцев через Кавказ видимо, усилился после упрочения полуиудейской Хазарии на берегах Каспия и Волги. Еще до образования Киевской Руси евреи ездили туда по торговым делам, продолжались они и потом. "В памяти древних русских летописцев слились эти два понятия: "евреи" и "хазары", из Хазарии приходили и евреи понациональности, выходцы из Вавилонии и других стран Багдадского халифата" (Дубнов). Эта "смесь" в голове до сих пор осталась у некоторых ученых и неученых, для которых этнические хазары, хазары-прозелиты и евреи- жители Хазарии, все на одно лицо, все они - "хазары", все они - "евреи".
      
       После разгрома Хазарии (966-969 гг.) часть евреев, живших там, и, видимо,
       часть хазар, исповедовавших иудаизм, переселились в Киев. Приезжали туда евреи и с юга, т.к между Киевом и Крымом установились тесные взаимоотношения.
       Однако, неизвестно даже приблизительно, какое число евреев бежало в Киев.
      
       Штейнберг ( "Евреи в войнах тысячелетий", изд.3, 1998) пишет: "Нападения в столице Хазарии Итиле не ждали, войска находились в других частях страны. Мусульмане и многие хазары бежали, бой приняли еврейские отряды и мирное население. Силы были неравные, большинство воинов погибло, а спастись от бойни и прорваться на Терек удалось примерно пятой части еврейского населения Итиля. Но через несколько дней был осажден и взят штурмом второй по значению город - Семендер. Оборонявшиеся были полностью перебиты в неравном сраже-
       нии. Последний оплот - Тмутаракань, где правил князь Давид, пал под напором армии славян и кочевников". Так закончилась более чем 200-летняя история правления евреев и хазар-прозелитов с иудейским вероисповеданием в этом государстве. Возникает вопрос - могли ли оставшиеся хазары-прозелиты дать начало многомиллионному европейскому еврейству-ашкеназам, что пытаются доказать некоторые горячие поборники пересмотра истории? Нет, конечно, на то
       есть серьезные исторические и демографические исследования, а не только
       эмоционально или политически востребованные домыслы.
      
       Да, крещение Руси, принятие ею христианства и опека Византии над ней
       предрешили в будущем отношение Руси к евреям. Вот кто насаждал антисемитизм в новоиспеченной Руси - христианские проповедники и священники, а не еврейское "иго", как считал Гумилев. Так, воцарившийся в 1113 году Владимир Мономах изгнал евреев из Киева. Кто-то из них ушел в Крым, кто-то бежал в Польшу и Литву. Были ли среди них хазары иудейского вероисповедания? Думаю, да. Но сколько их могло быть? Наверно, это были члены смешанных браков и их потомки, по "идейным" же соображениям могли быть вообще считанные единицы, т.к. этнические хазары не исповедывали талмудический иудаизм, и, как известно, основная масса этнических хазар, даже исповедывавших иудаизм, приняли ислам, или крестились, или предпочли уйти в Крым, где слились с более близкими им караимами.. Этнические же евреи вполне могли уйти в страны восточной Европы и там слиться с местными общинами.
      
       Алфред Лилиентал ("Washington Report on Middle East Affairs") написал такие "откровения": "Сегодняшние евреи не могут указать на связь со Святой Землей, и поэтому они не настоящие семиты. 90% евреев мира произошли от перешедших в еврейскую веру, в основном, от хазар". Дремучесть исторических и демографичес-
       ских познаний этого выпускника двух университетов США, бывшего сотрудника госдепартаманта и лучшего друга всех угнетаемых арабов даже не удивляет. Ибо нет больших антисемитов, чем те евреи, которым очень не хочется, чтобы их счи-
       тали евреями и потому из кожи вон лезут, дабы доказать свою "политкорректно-
       сть".
      
       Но, к сожалению, эта точка зрения поддерживается не только им (я уж не говорю об арабах, российских ура-патриотах, для которых подобные "теории" как бальзам на их черные души). Евреи - не народ, евреи просто с неба свалились и нет им места на этой земле, вот, по случаю,хазары подвернулись, хотя никто толком ничего об этом тюркском народе до сих пор не знает и никаких тюркских черт ни во внешности, ни в менталитете, ни в истории европейских евреев ни в микроскоп, ни в телескоп разглядеть невозможно.
      
       Кто-то ссылается на то, что среди евреев много рыжеволосых и голубоглазых(??), значит, все они - от хазар. А кто хазар в лицо видел из всех этих "знатоков" генетики евреев? Среди русских полно черноволосых и черноглазых, значит, все они - татары и от татар? Вспомним А.С. Пушкина - " в каждом третьем русском татарин сидит", так нет, уж очень в России обеспокоены корнями евреев, не до себя тут...
      
       "История Хазарского каганата настолько сложна и противоречива, что любые
       попытки установить прямую связь между несколькими этническими группами, полностью или частично принявшими иудаизм и современными европейскими евреями, по меньшей мере, спорны. Выдавать эту теорию, поддержанную единичными представителями научного мира и популяризированную писателем А. Кестлером в книге "Тринадцатое колено" (1976), в качестве доказанного исторического факта, несерьезно. Крайняя скудность надежных документальных источников, относящихся к хазарскому периоду, усугубляется резкой противоречивостью свидетельств об одних и тех же событиях, изложенных иудейскими, мусульманскими и христианскими авторами. Эту закономерность остроумно подметил и использовал сербский писатель Павич, автор художественно- исторического романа-лексикона "Хазарский словарь". Практически все общие термины, включая само слово "хаары", иудейские, мусульманские и христианские источники трактуют по-разному" (Александр Риман, "Новости недели").
      
       Но речь все же может идти не столько о массе обращенных этнических хазар, сколько о этнических евреях. Они в большом числе переселились в Хазарию из
       Персии и Византии, позднее попали в Киев и, возможно, в другие города киевского
       княжества. После изгнания и оттуда какая-то часть их ушла дальше на запад.
      
       Вот их, по моему мнению, многие и называют хазарами, не отличая от этнических евреев. Отсюда, на мой взгляд, большая доля путаницы и неправомерных теорий о происхождении евреев-ашкеназов, т.е всего европейского еврейства, от тюрков хазар ( разговор о происхождении ашкеназов - это отдельная тема).
      
       Отсюда и непонимание (или нежелание понять) сути Хазарского государства, ставшего заметной страницей в появлении первой государственности на территории России, ставшего истоком и примером для позже возникшего Киевского княжества. И произошло это именно благодаря тому, что там "голову и руки" приложили евреи, нравится это или нет современным тупоголовым российским "патриотам"... Но главное - современные европейские евреи
       (ашкеназы) и древние хазары, часть которых приняла примитивный иудаизм,
       это разные народы с разной историей. Переделывать евреев в хазар или, наоборот,
       хазар в евреев - это современная политическая спекуляция.
      
       Первая публикация в газете "Горизонт" (США),  24, июнь 2006.
      
       Использованная литература:
       Артамонов М. И. История хазар. С-Петербург, 2002
       Асиновский С., Иоффе Э. Евреи по страницам историиБ 1997.
       Бацалев В. Загадки древних времен. М., "Вече", 2000, с. 277 - 278.
       Википедия - Свободная Энциклопедия. Хазарский каганат. (интернет)
       Виноградов Г., интернет ( Sem40.ru 06-05-2003).
       Винокур Р., Хазары. Ж. Вестник (США), 22, 2001.
       Герт Ю., Слово о Морисе Семашко. "Форвертс", январь 2001.
       Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989
       Гумилев Л.Н. Где она, страна Хазария? (в кн. Ритмы Евразии, М., 1993)
       Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Кыпчакская степь( Ритмы Евразии, 1993)
       Дубнов С.М. История евреев в Европе, т1, М., 2003
       Еврейская история. Очерки времен и событий. 2004, www.chassidus.ru
       Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Интернет.
       Зильберт М., Феномен ашкеназийских евреев. Интернет.
       Кашлинский Р., Древняя таинствеенная Хазария. Ж. Вестник, 15, 2000.
       Кёстлер Артур, Тринадцатое колено. С-Петербург, 2001, пер. с англ.
       Кипервас И., Хазары. Евреи. Ашкенази. "Форвертс" (США), июль 2005
       Краткая Еврейская Энциклопедия, 1Иерусалим, 999, т. 9, 522-541
       Ольшаницкий И., Загадки русского Заполярья, 2004, интернет
       Петрухин В., Хазары. Реальность и мифы. 2004, "Еврейские новости".
       Плетнева С.А. Хазары. М., Наука, 1976
       Поляков Л., История антисемитизма (Эпоха веры). М., 1997
       Разумов Г., Братья хазары, где вы? "Форвертс",  495, 2005
       Риман А., "Новости недели", 18.07.2000 (интернет).
       Тортика А. Хазароведение в современной иудаике. XII межд. конф.,2005
       Шейндлин Раймонд, Откуда пошли ашкеназы. "Еврейский мир", 418, 2000
       Штейнберг М., Евреи в Хазарском каганате, "Еврейский мир", июль 1998.
      
      
       ****************************************
       К о м м е н т а р и и:
      
       Попов (popov.alex@yahoo.co.uk) 2007/01/30 15:30 [ответить]
          А я прочёл с удовольствием. Интересная статья!!!
      

       //www.salut.md/forums
       Добавлено: Май 25, 2007 18:37:23
    Заголовок сообщения: РЕКОМЕНДУЮ,БОЛЬШИНСТВО ИЗ НАС НЕ В КУРСЯХ
      
       0x01 graphic
      
       Нашел прелестную статейку о критике поисхождения евреев от хозар неразумных.А заодно освежил свои познания по истории киевской руси.Ой,не зря у моей жены в киеве родственнички есть,ой не зря!

    Генис Давид Ефимович. Кому это надо-евреев переделать в хазар,а хазар-в евреев?

    Понравилась фраза о известном русском академике,искуственно отодвинувшем год основания киева славянами.В статье упоминается киевский князь святослав и открытие ему памятника в россии,попирающем хазарина со звездой давида на щите.Святослав,а ваше имя настоящее или псевдоним?
    _________________
    "Проснулся утром-и подумай, что ты сделал для Украины!" Борис Ельцин,экспромт.
      
       Автор Shrek Откуда: Chsinau,Botanica,Green Hills
      
  • Комментарии: 140, последний от 08/10/2014.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 38k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 3.96*122  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка