Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Хеврон город библейский.3-4

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 14/11/2021.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 04/06/2010. 52k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Город библейский, Город Патриархов еврейского народа, Первая столица царя Давида, город многотысячелетней истории евреев, святой город Земли еврейской, Святой Земли, Эрец Исраэль.


  •    Хеврон город библейский
      
       Давид Генис
      
       Часть 3. Хеврон библейский. Погром 1929 года.
      
       Хеврон становится "английским".
      
       В конце 1917 г. в войне с Турцией войска Великобритании заняли Хеврон. Еврейская община Хеврона начала восстанавливаться. Были открыты мужская и женская школы и детский сад. И всё же численность евреев была значительно ниже предвоенной. Так, в 1922 г. здесь проживало всего 430 евреев. Сказалась и мобилизация молодежи в турецкую армию, и резкое ухудшение условий жзни во время войны. Ситуация улучшилась в 1925 г., когда рабби М. Эпштейн из Литвы основал иешиву "Слободка".
      
       Муфтий, будущий друг Гитлера
       В 1925 году британские власти назначили на должность Главного Муфтия Иерусалима (мусульсанского религиозного главы) Эмина Аль-Хусейни (он впоследствии, прославился своими пронацистскими взглядами и тесной дружбой с Гитлером). 
       Надо скзать, что к этому времени взаимоотношения между евреями и арабами в Хевроне более или менее были спокойными. У многих из них существовали нормальные соседские, торговые и даже дружеские связи.
       Новый муфтий, Аль-Хусейни, ярый ненавистник евреев, начал разжигать к ним ненависть среди арабов и призывать мусульман к активным действиям. Это стало возможным еще и потому, что британские власти потворствовали таким настроениям. Они делали вид, что не замечают антиеврейских призывов своего ставленника.
       Несмотря на то, что британский мандат на Палестину, принятый Советом Лиги Наций 24 июня 1922 г., обязывал Англию принять все меры по созданию "очага для еврейского народа в Палестине", ее власти неприязненно относились к евреям и всё делали наоборот. Чего стоило, например, самовольное решение Англии о разделе Палестины и образовании на большей её части нового государства для арабов-"палестинцев" - Иордании, хотя в официальном, юридически обязательном решении Совета Лиги Наций о создании арабского государства на территории Палестины даже и речи не было. Но для Англии в этом регионе на первом месте всегда были только собственные интересы.
      
       Напомню, о чем речь шла в мандате: "...мандаторий будет нести ответственность за выполнение декларации (Бальфура), изданной 2 ноября 1917 г. правительством Его Величества короля Великобритании и признанной вышеназванными державами, в пользу создания в Палестине национального очага для еврейского народа... Поскольку получили признание историческая связь еврейского народа с Палестиной и основания для восстановления еврейского национального очага в этой стране... Мандаторий должен нести ответственность за создание в стране таких политических, административных и экономических условий, которые бы обеспечили образование еврейского национального очага, как указано в преамбуле, за развитие институтов самоуправления...".
       В августе 1929 года Аль-Хусейни обвинил евреев в том, что они, якобы, хотят отнять у арабов "мусульманские святыни". Он призывал арабов к активным действиям.
       Как всё начиналось
       И они начали нападать на еврейские населенные пункты, правда, во многих местах их атаки отражались еврейскими силами самообороны. Узнав о готовящемся нападении на евреев Хеврона, руководство Хаганы предложило направить в город вооруженный отряд. Когда в 1929 году начались погромы в различных местах страны, евреи Хеврона отказались верить, что они могут захватить и город Праотца Авраама, где евреи и арабы жили довольно мирно. Поэтому, когда боевой отряд "Хаганы", в связи с обострением обстановки, прибыл в Хеврон, чтобы в случае погромов защитить его жителей, то представитель совета общины попросил их уехать, чтобы не вызывать излишнего брожения среди населения. Руководство ультраортодоксальной еврейской общины Хеврона, настроенное резко антисионистски, отказалось принять помощь новых поселенцев. Буквально на следующий день после отъезда отряда начался один из самых страшных погромов на территории Палестины.
       И вспомнил я аналогию из средних веков. Первый крестовый поход начался в 1096 г. во Франции. И, конечно же, с еврейских погромов. Желая предупредить евреев Германии, туда отправили послание о беде и угрожающей им опасности. Но оттуда ответили, что будут молиться за французских собратьев, но за себя не беспокоятся, им ничто не угрожает, живут со своими соседями в мире и согласии. И, как известно, самые трагичные погромы произошли именно в Рейнской области, где были сосредоточены наиболее крупные еврейские общины.
       Пятничная молитва - провокация против евреев
      
       (//maof.rjews.net/noam_arnon/hevron.html) МАОФ. Ноам Арнон, 1996 г.
       Погромы в Хевроне начались в пятницу, 23-го августа 1929 года, после пятничной молитвы мусульман. В мечетях их там изрядно "накачали" и разгоряченные погромщики двинулись к еврейским домам.
       Они били палками и камнями каждого встреченного ими еврея. На крики избиваемых британские полицейские реагировали преступно равнодушно. Они и не думали защищать еврейское население города. А глава английской полиции даже грубо обругал тех, кто прибежал к нему за помощью. Все что он сделал, приказал им закрыться в своих домах, и сидеть там молча, дабы не гневить бандитов. А тем только этого и надо было - пошли по домам, врывались, мучили и убивали беззащитных людей.
       Хевронскую субботу залили кровью
       В пятницу арабы еще опасались вмешательства английской полиции. Но, увидев, что той до евреев и дела нет, разбушевались на следующий день.
       Вот как описывает эту страшную субботу в жизни хевронской общины Ноам Арнон (1996. МАОФ). "На следующий день, в Шабат, 18-го Ава (1929 г.), произошла страшная резня. Тысячи арабов собрались, вооруженные ножами, топорами, вилами, всем, что попало под руку, и, под крики "Режь евреев", началось систематическое нападение на дома евреев. Погромщики не сжалились ни над кем, и убивали любого еврея, до которого могли добраться. Они ворвались в дом престарелого раввина Хахама, Йосэфа Каштиля, убили его с жестокостью и сожгли его дом. р. Ханох Хасон, раввин сефардской общины, был убит вместе со всей своей семьей. Бен Цион Гершон - аптекарь в лечебнице "Бейт Хадасса", где оказывалась помощь всем больным, и евреям, и арабам, был зверски замучен вместе со своими дочерьми. Руки его жены были отрублены, и она умерла в мучениях. Сотни погромщиков набросились на дом Элиэзера Дана Слонима, который был директором Англо-Палестинского Банка, и членом городского совета. В этот дом убежали многие евреи, надеясь найти в нем укрытие, но их надежды оказались напрасными. Погромщики проникли в дом, набросились на находившихся в нем евреев, издевались над ними, отрезали руки, выкалывали глаза, каждого замучивали до смерти. Вся семья Элиэзера Дана Слонима: его жена, сын, зять - главный раввин Зихрон Яакова, р. Орланский, его жена - все они были зарезаны. Резня продолжалась от дома к дому, всюду слышались крики, рыдания, просьбы о помощи, обращенные к знакомым арабам, но те, как правило, отвечали криками: "Режьте евреев!" и выхватывали ножи. Все, включая и тех, кто прежде навещал евреев, бывая у них в домах, безжалостно мучили и насиловали, унижали стариков, женщин, младенцев и детей".
       Они не просто убивали, они жестоко издевались над своими беззащитными жертвами, прежде чем убить, насиловали женщин и девочек. Многие евреи взывали о милости к своим "добрым", еще вчера, соседям и приятелям, но озверевшие арабы продолжали кровавую резню с криками: "Режь евреев!". Некоторые евреи пытались сопротивляться, но силы были явно неравными.
       Через несколько часов после начала кровавого погрома, в течение которого британская полиция только безучастно наблюдала над тем, как у них на глазах режут беззащитных людей, послышалось несколько выстрелов в воздух... Оказалось, что британским полицейским, равнодушно глядевших на то, что рядом с ними убивали евреев, вдруг решили, что толпа погромщиков продвигается в их сторону и они испугались за свою участь. Они дали несколько выстрелов в воздух. Этого оказалось достаточно, чтобы погромщики испугались и прекратили погром.
       Слёзы, слёзы, слёзы...
       Уцелевшим евреям британское командование приказало собраться в здании полиции. Туда же были свезены все раненые и изнасилованные. Однако, оказать им медицинскую помощь оказалось практически невозможно, потому что лечебница "Бейт-Хадасса" и аптека, где всегда оказывали медицинскую помощь и евреям, и арабам, были безжалостно разгромлены и разграблены.
       Британские власти разрешили похоронить погибших "по-быстрому". Т.е. даже сказать молитву "кадиш" над телами погибших не все успели. Вырыли могилу для захоронения отрубленных рук и ног и для пропитанных кровью вещей из еврейских домов. Три дня сидели уцелевшие от погрома евреи во дворе полиции под палящим солнцем, без медицинской помощи и почти без пищи. Через три дня британские власти решили уничтожить еврейское поселение в Хевроне. Евреи были погружены на грузовики, которые увезли их в Иерусалим. Все их имущество и их дома стали добычей арабских бандитов.
       "Так, с нападением убийц и при попустительстве британских правителей, которые лишь докончили изгнание евреев, была уничтожена древнейшая еврейская община в Земле Израиля. Было убито 67 человек, ранено 60, еврейский квартал был разрушен, синагоги разграблены, свитки Торы сожжены" (КЕЭ).
       "Во время погрома 1929 г. арабы в ужасе рассказывали, что из пещеры лонесся голос: "Почему вы зарезали детей моих? Зачем осквернили имя праотца Авраама?" Арабские женщины слышали много ночей голос, похожий на женский: "Зачем пролили невинную кровь?" Этот же голос они слышали, когда хоронили убитых ими евреев" (//piratyy.h14.ru/a/hevron/hevron.html).
       Для еврейского населения Хеврона погром 1929 года стал тяжелейшим ударом, от которого оно не могло оправиться вплоть до восстановления еврейской общины Хеврона в 1981 году.
       "Вопрос чести для еврейской нации"
      
       Хеврон повторил многовековую историю еврейской земли. Погром, убийства, изгнание. Нет, и всё равно оставшиеся в живых начали пытаться вернуться и восстановить общину в Хевроне. Ведь это город святой для евреев, это город Патриархов. Это желание приобрело широкую поддержку. Один из лидеров сионизма Менахем Усышкин писал тогда:
       "Если евреи не вернутся, чтобы поселиться в Хевроне, то этот город превратится во второй Шхем, и арабы будут радоваться своей победе, увидев, что с помощью грабежа, насилия и убийств они могут изгнать евреев и превратить Хеврон в чисто арабский город. Это будет фатальной ошибкой с нашей стороны, которая отзовется и отольется нам. Завтра и послезавтра другие арабы будут брать пример с жителей Хеврона, и так мы явимся свидетелями того, что могут быть уничтожены полностью еврейские поселения, что евреев можно изгнать из их домов, если на них нападать... Невозможно себе представить, что еврейский народ будет молчать и даст свое согласие на то, чтобы мы оставили Хеврон."
       Подчеркну, это не было упрямство. Евреи должны были вернуться в Свой город, древнейший еврейский город, который, по несчастью, с 7-го века н.э. захватывался арабами, а потом сменявшими их захватчиками. Вот как , например, после погрома ответил один из английских командиров на вопрос, следует ли евреям вернуться в Хеврон: "Разумеется, мне было бы гораздо удобнее и лучше, если бы евреи не возвращались в свои дома, потому что здесь тогда царили бы тишина и спокойствие. Но если бы я был евреем, я бы не бросал эти места, а возвратился бы сюда с удвоенными силами, потому что это - вопрос чести для еврейской нации" (МАОФ. Ноам Арнон, 1996 г.).
       Весной 1931 г. группа семей, числом около 200 человек, вернулась в Хеврон. Жили они в Хевроне около 4-х лет, окруженные врагами. Но в апреле 1936 г., на Песах, возникла угроза погромов, и британские власти в одну из ночей погрузили всех евреев на грузовики и вывезли из города. Так, с "помощью" британцев, вновь арабские бандиты добились выселения евреев из города (//ikhy.boom.ru/in-14.htm).
      
       Часть 4. Хеврон Библейский. Наши времена
      
      
       Мой краткий и заключительный обзор многотысячелетней и трагической истории евреев в библейском еврейском городе Хевроне я начну с момента создания Государства Израиль.
      
       Иорданская оккупация
      
       Государство Израиль, только родившись в 1948 г., с первых же дней попало в пламя войны. Арабские страны обрушились на страну со всех сторон. В их числе была и Иордания, захватившая Иудею и Самарию, в т.ч. и Хеврон. Иордания в 20-е годы была создана волевым решением Англии за счет территории Палестины как государство арабов (которых гораздо позже, по закулисам СССР, назовут палестинцами). Это было сделано ею в противовес решению Лиги Наций в 1922 г. о создании "в Палестине Национального очага еврейского народа". Напомню, в решении Совета Лиги Наций ни слова не было о создании в Палестине государства для арабов. Иорданцы, которых почему-то никто в мире не назвал и не называет оккупантами, хотя они силой захватили земли, которые никогда им не принадлежали, оказались жестокими завоевателями.
      
       Прежде всего, они разрушили и уничтожили всё то, что осталось от еврейской обшины города. Мы помним, как "палестинцы" после ухода израильтян из Газы, вместо того, чтобы использовать оставшиеся постройки, оранжереи и предприятия, всё крушили и жгли, жгли и крушили. Та же тупая жестокость руководила и арабами из Иордании.
      
       Разрушили древний еврейский квартал, а на этом месте, в пику евреям, "создали" оптовый скотный рынок и городскую бойню. Добавили общественный прибазарный туалет. И выросла тут же городская свалка. Развалили древнюю синагогу "Авраам Авину" и на ее территории устроли загон для овец. Дома, где жили евреи, превратили в склады и загоны для скота. Еврейское кладбище с древними захоронениями и могилами евреев, убитых арабами во время погрома в 1929 г., полностью уничтожили. Надгробные камни растащили для своих построек. Тут же стали разводить огороды и даже строить дома. За время их оккупации в Хевроне не мог жить ни один еврей. Самое неудивительное, в "цивилизованном" мире не нашлось никого, кто бы поднял голос против подобного оккупационного варварства Иордании, которое, кстати, творилось не только в Хевроне. Да, арабы несли с собой "высокую культуру" самой миролюбивой религии - Ислама... А мир молчал...
      
       Освобождение земли еврейской и символа ее Хеврона
       В 1967 г. арабские "соседи" вновь решили "задавить" Израиль. Министр иностранных дел Израиля Аба Эвен срочно вылетел в страны Европы и Америки. Никто не откликнулся. Израиль был брошен всеми на произвол судьбы. Семь пехотных и бронетанковых дивизий Египта заняли позиции на Синае. Придвинули к границам войска Сирия и Ирак. Король Иордании Хусейн на утро 5 июня назначил атаку своих войск на Израиль, обстреляв еврейскую часть Иерусалима. Опережая их, в 7 утра 5 июня израильская авиация и армия атаковала агрессоров. Знаменитая Шестидневная война длилась 132 часа и 30 минут, закончившись полным разгромом арабских армий. Иордания, в частности, потеряла 700 убитыми и 6 тысяч ранеными и была выброшена с территории Иудеи и Самарии.
      
       8 июня 1967 г. израильская армия освободила Хеврон без боя. Арабское население города кинулось в массовое бегство. Они, как трусливые собаки, бежали. Оставшиеся сдались без единого выстрела. Они ждали расплаты за ужасный погром 1929 года. Арабы ведь герои только против беззащитных людей.
       ано утром, Главный раввин Армии Обороны Израиля генерал рав Шломо Горен приехал на джипе, вдвоем с шофером, "захватывать" Хеврон. Иорданская армия уже бежала, а арабы города, наслышанные о победах израильтян и опасаясь мести за погром 1929 г., вывесили на домах белые флаги. Рав Горен ворвался в Пещеру Махпела, внес свиток Торы и помолился там ( впервые за сотни лет). Затем он объявил, что Хеврон и Пещера Праотцев отныне принадлежит народу Израиля. Однако прибывший вскоре министр обороны Моше Даян возмутился этим и заверил арабов, что Пещера Махпела останется мусульманской мечетью" (//ikhy.boom.ru/in-14.htm).
      
       Моше Даян был великий генерал, но "не тот" еврей. Это тоже он заявил, когда израильтяне освободили Храмовую гору и испуганные "хозяева" ее вышли с поклонами им навстречу, что Храмовая гора для Израиля не представляет ценности и пусть мусульмане и дальше там распоряжаются. Они и распоряжаются до сих пор. Вот таких "евреев" и доныне в Израиле в избытке...
      
       Евреи поселяются в Хевроне.
       "В Хевроне началась еврейская история... И будет непоправимой и ужасной ошибкой не основать, как можно быстрее, в этом городе - городе брате и предшественнике Иерусалима, - значительное и растущее еврейское поселение." Давид Бен Гурион.
       Стремление восстановить уничтоженную арабами еврейскую общину в Хевроне стало важным этапом в истории города. Это надо было сделать, прежде всего, потому, что нельзя было смириться с трагедией страшного погрома 1929 г., когда арабы убили или изгнали всех евреев, разграбили и разрушили их дома. Если промолчать, значит, признать победу террора, признать факт, что евреев, живших в Хевроне не одну тысячу лет, можно изгнать и победить. И, главное, это арабами будет расценено как некий стимул безнаказанности, и не только в отношении Хеврона...
      
       Уже с 1968 года началось возращение евреев в Хеврон. В мае 1968 г. группа молодежи поселилась в гостинице в Хевроне, но вскоре израильская военная администрация, в целях безопасности, переселила их в здание военной комендатуры. Там к ним к ним присоединились двадцать учащихся иешивы. Поселенцы требовали предоставления им права вселиться в дома, которые принадлежали евреям, но муниципалитет Хеврона не разрешил.
       В возрождении еврейского Хеврона важную роль сыграл репатриант из СССР, профессор физики Бенцион Тавгер. Благодаря его усилиям были восстановлены синагога Авраама и старое еврейское кладбище. О нем стоит сказать чуть подробнее. Б.Тавгер, известный физик, приехав в Израиль, решил посвятить себя освобождению Хеврона. Он начал с "черной" работы, с вывоза мусора из овечьего загона, пытаясь расчистить место, где была раньше синагога "Авраам Авину". Его задерживала полиция, ему мешали. И всё же он добился, что в 1976 г. власти разрешили ему отрыть фундамент разрушенной синагоги. Но тут же запретили проводить тут какие-либо религиозные отправления. Этот район даже объявили "закрытой военной зоной".
       И всё же, именно на территории старинного еврейского квартала была заново отстроена синагога "Авраам Авину". Вокруг синагоги возникли новые жилые дома, "Дом молодежного движения Бейтар", гостиница и центр армейского отделения "Нахаль". В этом же квартале расположился муниципальный совет еврейской общины Хеврона. Оптовый рынок, созданный еще захватчиками-арабами, в 1993 г. был закрыт.
       В 1979 г., в связи с 50-летием погрома в Хевроне, в разрушенное здание бывшей еврейской больницы "Хадасса" проникли 15 женщин с 45 детьми. Власти не решились выселить их. Но они закрыли доступ внутрь всем, даже для их мужей. Женщины с детьми жили в полностью закрытом помещении около года в тяжелейших условиях: без водопровода и электричества, в полуразрушенном здании, отрезанные от своих семей. У них была одна цель,- еврейское заселение Хеврона. А вот какая цель такого подлого поведения властей по отношению к своим же гражданам и к своей истории, трудно объяснить на человеческом языке.
       В начале лета 1980 г. группа учащихся ешивы в канун субботы отправились к зданию "Бейт-Хадасса", чтобы помолиться там. С крыши соседнего арабского здания в этот момент раздалась автоматная очередь. Шестеро евреев погибли. Только после этой трагедии правительство разрешило евреям строить, восстанавливать часть еврейских зданий и селиться в городе Праотцов. Такова была цена разрешения и пропалестинской "политкорректности" властей...
      
    Здание бывшей больницы восстановили, сохранив его архитектурный стиль. Это было важно. Стало как было... На верхних этажах расположили жилые квартиры. В подвальном этаже находятся исторический архив Хеврона, центр изучения города и организации экскурсий, Музей жертв погрома 1929 г. Соседние с "Бейт-Хадасса" восстановленные дома были названы в честь евреев, живших в них и зверски убитых в 1929г.: "Бейт Хасон", "Бейт Кастель", "Бейт Шнеерсон" (центр хасидов Хабада).
      
       Постепенно евреи поселились и в некоторых других местах Хеврона. В итоге в городе возникло четыре еврейских квартала. Есть много религиозных евреев, которые хотели бы поселиться в Хевроне, но тут уже опять и опять выскакивают на первый план политические мотивы запретов. "Политкорректность", как бы не обидеть и не раздражать арабов, да "мировое общественное мнение"...
       В 1996 г., израильское правительство и правители автономии договорились, что часть Хеврона, населенная арабами, перешла в состав Палестинской автономии, а меньшая часть (Пещера Махпела, еврейские кварталы и часть арабских кварталов), осталась под израильским контролем. И как когда-то англичане не допускали евреев-иммигрантов в Палестину из "высоких побуждений", так ныне евреев в Хеврон уже израильские власти продолжают не пускать опять же из "высоких побуждений".
       Прочитал я и еще об одном месте изгнания евреев в Хевроне. Есть там территория 
       холма Румейда, она была куплена еврейской общиной около 180 лет тому назад. В 1984 г. несколько семей заселили там временные здания. Заселение других участков еврейских земель, несмотря на то, что они пустуют, и на то, что юридически заверено еврейское владение ими, задерживалось всё по тем же "политическим" причинам...
       Не могу не привести описание еврейского кладбища: "На западе холма расположено древнее еврейское кладбище. На протяжении веков здесь хоронили умерших жителей еврейского квартала Хеврона, в том числе известных раввинов и кабалистов; посещение их могил стало традицией. После освобождения Хеврона в 1967 г. захоронение на этом древнем еврейском кладбище запрещалось властями до 1975 г. Ситуация изменилась после того, как евреи из Кирьят-Арбы, несмотря на отсутствие разрешения правительства, смогли похоронить на этом кладбище умершего мальчика - Авраама-Едидью Нахшона. Его мать, Сара Нахшон, пронесла его на своих руках через армейские заставы в последний путь на древнее еврейское кладбище, и солдаты не посмели остановить ее. На одном из участков захоронены жертвы погромов 1929-го г. Это кладбище было уничтожено арабами во время иорданского правления и сегодня с большим трудом восстановленно. В 1976 г. здесь были захоронены остатки разорванных и оскверненных арабами во время погромов Свитков Торы. На месте захоронения поставлен памятник в виде Свитка Торы. В 1994 г. на кладбище были похоронены евреи из Кирьят-Арбы - жертвы арабских террористических актов. Кладбище неоднократно осквернялось арабами".
       И еще одна цитата: "На юго-востоке холма находятся впечатляющей величины древние стены, времен Праотцов. Эти стены были обнаружены во время археологических раскопок в 1960-е годы. Другие археологические раскопки, произведенные в последние годы, обнаружили ряд интересных находок времен ханаанских царств и Первого и Второго Храмов. На восточном склоне холма находится "Источник Авраама" ("Эйн Джедида"), который был основным источником водоснабжения древнего города. На вершине холма находится "Дир эль Арбаин" - древняя крепость крестоносцев. Согласно еврейской традиции, здесь похоронен отец царя Давида - Ишай и его прабабка Рут, праматерь еврейской царской династии".
       И вырос новый Хеврон, точнее - город Кирьят-Арба.
       Надо сказать, что жизнь евреев в Хевроне далеко не безопасна. Там повсюду армейские патрули и блок-посты. Арабы чувствуют себя привольно, но евреям сунуться в арабские районы - табу. Плохо кончится. Так и хочется назвать политику израильских властей бесхребетной, но пусть с этим разбираются сами израильтяне. Если они терпят, мне не вмешиваться...
      
       Было принято решение: евреев история всё равно тянет в Хеврон, так построим для них новый город, рядом, но всё же без арабов. Новый город назвали так, как записано в Торе: Кирьят-Арба. Построили. С 1971 года он начал заселяться. Так возник первый большой еврейский город за условной "зеленой чертой" (До сих пор ее многие считают границей между Израилем и автономией, хотя это была всего лишь полоса прекращения боевых действий во время войны Израиля с арабскими странами). Ныне в городе живет более 10 тысяч жителей. В интернете можно прочитать много интересного об этом городе, так что отсылаю туда.
      
       Угроза не исчезла
      
       В "ословские времена" святой еврейский город Хеврон стал центром борьбы за Землю Израиля. На примере и судьбе Хеврона как бы проверялась стойкость всего еврейского народа его верности городу Праотцов и правам на древнюю еврейскую столицу и на свое право селиться в ней.
       В сентябре 1993 года террористическая ООП и ее "хозяин" Арафат получили автономию на территории Иудеи, Самарии и Газы. Там были сформированы полицейские отделения из террористов, членов ООП, приехавших из разных стран. Израильская армия должна была покинуть центры городов. Власти Израиля не прислушались к голосам тех, кто предупреждал, результатом всего этого будут террористические акты.
       В районе Хеврона сразу после этих соглашений было много терактов, часть которых с убийствами евреев. Нападения продолжались. Бандиты использовали всё: ножи, оружие, взрывы. За неделю до праздника Пурим в 1994 г. был опубликован и расклеен по всему району Хеврона призыв террористической организации ХАМАС совершить большой террористический акт против еврейской общины. Вместо того, чтобы не допустить резни, еврейские власти дали указание медучреждениям в Кирьят-Арбе и окрестных поселениях приготовиться к принятию большого количества раненых. Идиотизм? Нет слов...
       Вечером, накануне праздника Пурим, сотни арабов кричали: "Алла Акбар - Зарежем евреев". Это были знакомые лозунги, приведшие в 1929 году к погрому. Ситуация была накалена до крайней степени. Врач из Кирьят-Арбы Барух Гольдштейн, чтобы сорвать призывы к погрому, вошел в мечеть в пещере Махпела, открыл огонь и убил 29 арабов. Только после этого власти проснулись, пещеру Махпела закрыли, на территории Хеврона объявили комендантский час. В Песах 1994 г. был устроен многолюдный митинг в поддержку еврейских жителей Хеврона, в котором приняли участие десятки тысяч евреев. Лидеры партий национального лагеря выступили с заявлениями, что они призовут своих сторонников сопротивляться любым попыткам изгнания евреев из Хеврона. Раввины вынесли постановление, запрещающее повиноваться военным приказам о выселении еврев из их домов и с их земли. В стране распространялись наклейки с надписями: "Хеврон в прошлом, сегодня и навсегда!". Широкий общественный протест против нового, уже еврейскими властями, изгнания евреев из Хеврона, заставил власти оставить свои намерения. Однако угроза еврейской общине и судьбе города Хеврона не исчезла.
       Борьба за спасение Хеврона
       Убийство премьер-министра Ицхака Рабина 4 ноября 1995 года левые круги тут же использовали для разжигания ненависти к правым и религиозным. Классика? Евреи против евреев. Хотя, какие же евреи все эти левые? Вывод войск из центров арабских городов - Дженина, Шхема, Калькилии, Туль Карема, Бейт-Лехема, Рамаллы произошел в атмосфере замалчивания и спешки. ООП входила в эти города победителем, были сняты и сожжены израильские флаги. Назревала угроза ухода израильских войск и из Хеврона.
       А палестинским бандитам только этого и надо было. Последовала серия терактов весной 1996 г.. В итоге: шок в стране. Интересно, а о чем думала эта страна? Она ждала мир от бандитов, почувствоваших свою силу и вкус крови евреев? Она спасовала перед ними, и получила то, что получила. Всё же начали понимать, что уступки бандитам и уход с территорий это не путь к миру, это путь в могилу. И возросла активность против ухода войск из Хеврона. Лозунгом стали слова: "Не дать ХАМАС'у выиграть".
       Многолюдный митинг в Песах стал поворотным моментом. Десятки тысяч посетителей устремились в Хеврон, заполнили собой все залы пещеры Махпела, площадь, гуляли по районам еврейского Хеврона. Согласно рапорту израильского командования, в тот день Пещеру Махпела посетило 25 тысяч человек, не считая тех тысяч людей, кому не удалось попасть в Хеврон из-за пробок в пути. Совет поселений принял решение привести в Хеврон тысячи посетителей в День Независимости на торжественное шествие в этот день. За очень короткое время шествие было организовано. Приняли участие многие общественные деятели и члены Кнессета.
       В Иерусалиме был организован митинг под лозунгом: "Уход из Хеврона - угроза безопасности". В это же время в Кнессете было проведено специальное заседание по поводу Хеврона. У меня нет возможности в короткой газетной статье рассказать подробно о всей этой уникальной борьбе, показавшей, если народ встанет стеной и не дрогнет перед леваками, чиновниками и бандитами, он победит.
       "Выборы в Кнессет 11 созыва (29 мая) прошли под знаком принятия судьбоносного решения для Земли Израиля и для существования всего еврейского народа. В Израиле было создано Национальное еврейское правительство. Город отстояли. Но борьба за Хеврон все еще продолжается и будет продолжаться. Чувство, что в Хевроне проходит линия борьбы за всю Землю Израиля, приводит к выражению широкой поддержки Хеврону среди всего израильского общества, несмотря на враждебное отношение телерадиовещания. Возникает ощущение, что именно в Хевроне может остановиться этот опасный политический процесс, и что именно в Хевроне будет спасена Земля Израиля и весь еврейский народ".
       Мусульмане считают Хеврон своим
       Из сообщения |РИА Новости (23.02.2010): "Исмаил Хания, глава палестинского кабинета исламистов, призвал народ автономии ответить на решение Израиля включить две святыни, расположенные на территории анклава, в список национального наследия еврейского народа. Напомним, к вышеупомянутым святыням премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху решил причислить гробницу Рахели в Вифлееме и пещеру патриархов в Хевроне. Этот шаг вызвал волну протеста среди арабов. В свете последних событий Хания призвал палестинских жителей на Западном берегу начать новое восстание против "оккупантов". "Пусть люди восстают против израильской оккупации и нарушают задумки в ответ на это решение", - заявил Хания журналистам, добавив, что данный план аннексии нацелен на искоренение палестинской самобытности, изменение статуса исламских памятников и кражи палестинской истории".
       Еще одно сообщение (Zman.com 22.02.2010): "Арабы развязали в Хевроне интифаду: "Пещера праотцев принадлежит нам, а не сионистам!"
      
       "Решение правительства внести "Меарат ха-Махпела" (Пещеру праотцев) в древнем еврейском городе Хеврон в список важных для Израиля исторических достопримечательностей, нуждающихся в финансировании для реставрации и поддержания их состояния на должном уровне, вызвало среди хевронских арабов волну "праведного" гнева. Как сообщает агентство "Горячие новости", сегодня утром в знак протеста против принятого правительством решения в арабских школах Хеврона объявлена забастовка - занятия отменены. Вместо того, чтобы сидеть в классах и учиться, школьники высыпали на улицы города. Подстрекаемые радикально настроенными учителями-исламистами, они забрасывают израильских пограничников камнями и бутылками с "коктейлем Молотова", а также жгут покрышки. Ивритские СМИ тем временем муссируют состоявшийся накануне поход правых активистов в древнюю синагогу в Иерихоне, называя ее "провокацией". О беспорядках в Хевроне сообщило только агентство "Горячие новости". В связи с этим депутат Кнессета Михаэль Бен-Ари (Национальное единство) сказал сегодня утром в интервью государственной радиостанции "Голос Израиля": "Если "ословские соглашения" остаются в силе, это означает, что евреи обладают законным правом посещать святыни, расположенные на территории Эрец-Исраэль. Если же правительство лишает евреев такого права, значит, "ословские соглашения" следует денонсировать".
      
       Зачем нам нужен Хеврон
      
       На интересный вопрос, который я вынес в подзаголовок, отвечает статья П. Полонского (//www.machanaim.org/tor&life/pol_art/13/htm). Постараюсь коротко ее изложить.
       "Одним из мифов, распространенных в нашем обществе, является представление о том, что все ценности "святых мест" нужны религиозным людям для того, чтобы там молиться - и, соответственно, что человеку нерелигиозному эти "святые места" совершенно ни к чему. Это представление совершенно неверно по двум причинам: во-первых, оно дает искаженное представление об иудаизме, а во-вторых, оно затушевывает истинную ценность святых мест Эрец-Исраэль".
       Иудаизм, будучи универсальной религией, предполагающей Божественное присутствие всюду, совершенно не регламентирует жестко место молитвы. Молитва доходит до Бога "совершенно независимо от того, произносится ли она дома, в местной синагоге, на Храмовой Горе или в хевронской Маарат ха-Махпела. Уровень молитвы определяется "душевной вовлеченностью" молящегося, а совсем не местом молитвы. (Конечно, место молитвы может оказывать на это чувство "вовлеченности" чрезвычайно большое, а иногда даже определяющее влияние). Главная же причина важности "святых мест" - это, в первую очередь, их историческая, а не чисто религиозная ценность. Забвение же чувства истории делает совершенно безнадежной перспективу нашего выживания в этой стране.
       Все святые места иудаизма неразрывно связаны с еврейской историей. Во многих случаях именно исторические события, происшедшие в данном месте, составляют основу его "святости", а вовсе не наоборот. Святость в иудаизме вообще в большой степени порождается историей. А история, заложенная в этой земле, - это вообще один из главных стержней, поддерживающих существование Государства Израиль.
       Какое нам вообще сегодня дело до праотцов или до Хеврона? В конце концов, зачем нам вообще нужна именно эта страна, с ее постоянным конфликтом с арабами; не лучше ли всем нам бросить эти древние могилы (к которым левые призывают нас "повернуться спиной") и уехать в Америку. В обмен на окончательное и бесповоротное решение ближневосточного конфликта США, я уверен, не откажется выдать всем четырем миллионам израильских евреев свои грин-карты); а арабские страны с удовольствием дадут нам денежную компенсацию. На этом мы одновременно покончим и с проблемами безопасности, и с "религиозным засильем", и с инфляцией, и с высокими налогами; ведь если евреи - это люди умственного труда, зачем же им вообще нужна вся эта "примитивная" борьба за землю?
       Государство необходимо вовсе не для безопасности, а для возрождения еврейской национальной жизни. Те, для которых цель сионизма - "убежище", должны были бы уже давно осознать, что Эрец-Исраэль - не самое спокойное место в мире, и тихой безмятежной жизни им лучше бы поискать в Канаде или Австралии. Им не нужен не только Хеврон, но и Иерусалим и Тель-Авив. Тем же, для кого цель сионизма - возрождение еврейского народа, Хеврон необходим, ибо энергию, необходимую для возрождения народа, мы получаем именно от своих исторических корней, связанных и с Маарат ха-Махпела и с Хасмонейским туннелем, и со всеми другими "святыми местами" Земли Израиля. Только ощущая свои корни в этой земле, мы можем за нее бороться. И поэтому тот, кто не хочет, чтобы нас вообще изгнали из этой страны - должен бороться за Хеврон.
       Религиозные евреи являются сегодня главными активистами борьбы за Хеврон вовсе не только из-за его святости или по причине "необходимости молиться на могилах праотцов". (Хотя, конечно, молитва в Махпеле - это совершенно особое ощущение, - но особое оно именно потому, что ты чувствуешь свою личную связь с древностью, с ТаНаХом, с корнями тысячелетней истории народа - а тогда и Бог раскрывается тебе совершенно иначе). В конце концов, если бы только в молитве было дело, то мы могли бы ездить в Хеврон и по "арафатовской визе", как это предлагают нам делать левые деятели, у которых давно атрофировалось чувство исторической связи и которые поэтому не в состоянии понять тех живых евреев, у которых это чувство по-прежнему сильно. И настоящая причина религиозной активности в вопросе Хеврона состоит в том, что религиозные круги, сегодня становятся ведущей силой сионизма. И потому борьба за "святые места" - это просто спор об исторических корнях и, соответственно, - вообще о нашем праве на эту землю".
       И из всего получается как будто бы простой, но так трудно воспринимаемый достаточно многими вывод - Израиль для еврейского народа не просто территория, здесь корни и история древнего народа, здесь - прошлое, настоящее и будущее народа Торы. Для арабов же здесь просто недавно захваченная ими земля. Которую они самостийно назвали своей и святой для себя...
      
       Основные источники:
       Арнон Ноам,1996. (//maof.rjews.net/noam_arnon/hevron.html)
       КЕЭ, т.9, 747-752.
       Полонский П. (//www.machanaim.org/tor&life/pol_art/13/htm)
       Шмулевич А., (//Ij.rossia.org/users/avrom/20116.html?mode=reply).
       Хеврон//ikhy.boom.ru/in-14.htm.
       Хеврон. (//piratyy.h14.ru/a/hevron/hevron.html).
      
       Давид Генис
      
      
  • Комментарии: 1, последний от 14/11/2021.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 04/06/2010. 52k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка