Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Хеврон город библейский

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 9, последний от 31/01/2016.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 33k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хеврон.Библейский город.Место, где жили и захоронены патриархи и праматери еврейского народа. Город-столица царя Давида.Город, где всегда жили и живут евреи. Хеврон, один из четырех городов, священных в иудаизме, наряду с Иерусалимом, тверией и Цфатом.


  •   
      
       Хеврон город библейский
      
       Давид Генис
      
       Часть 1. Библейский период
      
       Хеврон, Хеврон... Один из древнейших городов мира. Библейский город. Место, где жили и захоронены патриархи еврейского народа Авраам, Ицхак, Яаков, и их жены, праматери еврейского народа... Город-столица царя Давида... Город, где со времен завоевания и до настоящего времени непрерывно жили и живут евреи, хозяева этой земли, создатели и хозяева этой страны, завещанной им Богом, судьбой и историей... Хеврон, город в Иудейских горах, в 36 км к югу от Иерусалима, один из четырех городов, священных в иудаизме наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом .
      
       Но сегодня мир перевернулся, сошел с ума. Захватчики-арабы, недавние пришельцы на этой земле, все здесь переименовали на свой лад и объявили, что это их Земля, что это их святыни, что евреям здесь не место. И антисемиты и враги Израиля, с Востока и с Запада, одурманенные нахальством, деньгами, нефтью арабов и своими личными интересами, кинулись тоже в атаку на Израиль, на евреев, решив, что за такое античеловеческое поведение арабы их будут любить и, возможно даже, по головке погладят...
      
       На сайте православной церкви нашел такой абзац из записей еще недавних времен: "Глубочайшая древность означенной местности и удивительное богатство почвы, несмотря на продолжающееся с давних времен запущение и разрушение, поистине изумительны. Тысяча восемьсот лет минуло с тех пор, как Израильтяне уже изгнаны из земли этой, но и теперь в опустошенной этой стране местность Хеврона изобилует и виноградом, и гранатами, и фигами. и если не самый тогдашний дуб Авраама, то потомок оного продолжает свой род на том самом месте, где было Богоявление Аврааму!". Это к тому, как хозяйствовали арабы на этой, чужой для них, земле...
      
       Хеврон до прихода евреев
      
       Во времена ханаанеев, т.е. в древнейшие времена заселения евреями этой земли, город называли Кирьят-Арба (Бытие, 23:2 "И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в стране Кнаан"). Иосиф Флавий указывает, что Хеврон -- самый древний город Эрец-Исраэль ("...древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300").
      
       Согласно археологическим данным, Хеврон возник и существовал в течение бронзового и железного веков на холме, расположенном к юго-западу от Меарат
       а-Махпела (Гробница Патриархов) и носящем ныне название Телль-Хеврон, или Телль-Румейда (Адмот-Ишай), рядом с источником воды. Этот источник действует и в настоящее время, ныне он носит имя Эйн-Джудейда или же Мааян-Сара.
       Хеврон - единственный город, точная дата основания которого приводится в Торе (Пятикнижие). В книге "Числа" (13:22) указано: "Хеврон был построен за семь лет раньше Цоана Египетского". По современной датировке, Цоан - столица Египта периода гиксосов, был основан в 1720-м году до новой эры. Правда, считают, что город мог возникнуть даже раньше, а в древней записи, по-видимому, речь могла идти об укреплении Хеврона или о повышении его административного статуса. Это мнение связывают с тем, что, как показали раскопки, начало поселения на месте современного Хеврона, относится к раннему бронзовому периоду. По современной израильской археологической классификации это около 3 тысяч лет до н.э.
       Хеврон во времена Авраама
       У Аврама и его племянника Лота было много скота, и они разделились. "И двинул Аврам шатры, и пришел, и поселился в Элоней-Мамрэ, что при Хевроне, и построил там жертвенник Богу" (Брейшит, 3:18). Слово "Элоней" в разных переводах трактуется неодинаково: равнина, поле, дубрава.
       "В надписи египетского фараона Шишонка (945-924 г. до н.э.) на стенах храма в г. Карнаке, перечисляются завоеванные им города, упоминается место под названием "Поле Авраама", по-видимому, это и есть Хеврон". (//Ij.rossia.org/users/avrom/20116.html?mode=reply).
      
       "Равнина Мамре" - это неправильный перевод. В исправленном стандартном переводе он дается как "дубрава Мамре". В любом случае речь, очевидно, идет о священной роще, расположенной согласно преданию приблизительно в двух милях севернее Хеврона. Множество древних дубов в его окрестностях указывают, что здесь когда-то была "дубрава Мамрэ", но вряд ли возраст какого-либо из этих дубов достигает сейчас четырех тысяч лет" (Азимов А., 2005).
      
       "Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18:2). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира, это так называемый мамрийский дуб" (КЕЭ, 9, 747-759).
      
       Переводчик Торы, которую я цитирую, решил просто оставить это ивритское слово в русской транскрипции (Элоней).
       Хеврон явился конечной точкой путешествия Авраама, начатого после его ухода из родного города Ур Касдим (халдейского) в Месопотамии, и первым постоянным местом пребывания в Эрец Исраэль. Авраам прожил в Хевроне 25 лет. Согласно Танаху, именно здесь Господь заключил с Авраамом союз, которым именно на Ицхака и его потомство распространяются все обещания, сделанные Б-гом Аврааму (Брейшит 17:19, 21) и о том, что Эрец Исраэль передается в вечное владение потомству Авраама (Брейшит 15:18).
       Согласно археологическим данным, Хеврон являлся культовым центром для окружающего населения. В городе раскопано святилище с многочисленными останками жертвенных животных. Согласно Танаху, местные жители (хетты) обращаются к Аврааму со словами: "Вождь Всесильного ты среди нас" (Брейшит 23:6).
       В Торе написано: "Кирьят-Арба она же Хеврон", т.е. это два названия одного древнего поселения.  Традиция считает, что однажды Авраам оказался в пещере (Махпела), расположенной рядом с Хевроном, и увидел пророческим видением, что в ней похоронены первый человек Адам и его жена Хава ( Ева ). Авраам ощутил и понял, что в этом месте наш физический мир соединяется с духовным миром (корень слова Хеврон на иврите означает соединение). В этой пещере Авраам и похоронил Сару. В этой же пещере Махпела похоронены четыре пары наших предков. Кирьят-Арба на иврите - Городок четырех, Махпела - от корня, означающего удвоение). О пещере Махпела (Гробнице патриархов еврейского народа) я писал в одном из предыдущих номеров газеты "Горизонт". 
       В Хевроне произошли все основные события в жизни Авраама. Здесь он окончательно "оформил" договор с Всевышним, скрепив его обрядом обрезания, здесь его посетили три ангела, возвестившие столетнему старцу о рождении сына, здесь же впоследствии родился Исаак. Утверждается, что все эти события произошли в дубраве Мамре, где ныне расположен русский православный монастырь. Всё же интересна судьба древнейших святынь еврейского народа: оказались они во владении то христиан, то мусульман, считающих их своей собственностью...
      
       На этом месте, в роще Мамре, Авраам воздвиг алтарь. Когда в 20 в. здесь проводили раскопки, был обнаружен фундамент жертвенника, а возвышающиеся над ним стены из огромных квадратных плит оказались частями гигантского здания, разрушенного, вероятно, в 1 в. На его развалинах при императоре Адриане во 2 в. тоже было построено здание. Рядом находился один из крупнейших в Сирии и Палестине рынков, куда после восстания Бар-Кохбы император Адриан велел пригнать тысячи пленных евреев и продать их в рабство. В византийский период на месте здания, сооруженного Адрианом, была построена церковь.
       При раскопках были обнаружены остатки корней, которые могли принадлежать только большому старому дереву. Верующие считают, что это был дуб Авраама.Паломники в средние века запасались веточками этого дуба, веря, что они помогают благополучно закончить путь. Давно погибшие остатки дуба, на котором в далекие уже времена обломали все возможные веточки и щепочки, до сих пор сохраняются за оградой. Был здесь библейский дуб, хочешь - верь, хочешь - проверь...
      
       Хеврон во времена патриархов
      
    Ицхак некоторое время жил в Хевроне (Брейшит 35:27 "И пришел Яаков к Ицхаку, отцу своему, в Мамрэ, в Кирьят-Арбу, она же Хеврон, где жили Авраам и Ицхак").
       Согласно археологическим данным, в поздний бронзовый период (1550-1200 гг. до н.э.) Хеврон значительно опустел, также сократилось и кочевое население в окрестностях города. В книге Брейшит (26:1) сказано: "И был голод в той стране. И пошел Ицхак к Авимелеху, царю Плиштим, в Грар". Яаков жил в Хевроне около 30 лет (Брейшит 37:1 "И поселился Яаков в стране, где жил отец его"), и отсюда же начались странствия Йосефа (Брейшит 37:28). В период патриархов в Хевроне жили эмореи (аммореи) и хетты (Брейшит 14:13; 23:3).
      
       Хеврон во времена завоевания
      
       Разведчики, посланные Моше в Кнаан (Эрец Исраэль), в первую очередь пришли в Хеврон: (Тора, Бемидбар, 13:22 "И пошли на юг страны, и дошли до Хеврона..."). Уже в те времена город был хорошо известен. Ко времени завоевания земли Кнаан евреями под руководством Йегошуа бин Нуна Хеврон был населен эмореями и являлся центром независимого царства. Царь Хеврона Хохам упоминается среди ханаанейских царей, которые под руководством царя Иерусалима Адни-Цедека воевали с жителями города Гивона и евреями.
      
       После завоевания страны Хеврон был передан в качестве надела Калеву бен Йефунэ. Калев был в числе разведчиков, и если все они навели на народ панику своими россказнями о неприступности местных городов и племен, то Калев, наоборот, заявил: "Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это!"
       (Бемидбар 13: 30). После завоевания город был передан во владение колену левитов и был назначен одним из трех городов-убежищ в западной части Эрец Исраэль, а род Калева (из колена Йегуды) контролировал его предместья и окрестности. В целом же Хеврон и его обширные окрестности достались колену Иеhуды. С тех пор горный район от Йерусалима до Негева, называется Иеhуда (Иудея).
      
       Хеврон во времена Давида
      
       В Хевроне есть старые пруды. Один из них, пруд Султана (брихат ха-Султан), находится в черте города. Некоторые источники отождествляют их с библейскими прудами, возле которых царь Давид повесил убийц сына царя Саула. Когда они пришли к Давиду, они надеялись на награду, потому что все знали, что Саул "искал души Давида, преследовал его и хотел убить". Но Давид возмутился: "...когда негодные люди убили человека невинного в его доме на постели его, неужели я не взыщу крови его от руки вашей и не истреблю вас с земли? И приказал Давид слугам, и убили их, и повесили их над прудом в Хевроне".
      
    Здесь он был помазан на царство над всем Израилем. Давид после смерти Саула переселился в Хеврон, провозгласил его столицей своего царства и пребывал там семь с половиной лет до переноса столицы в Иерусалим. Еще со времен изгнания Давид делился трофейной добычей своего отряда со старейшинами Хеврона.
       В Хевроне сын Давида Авессалом провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца. При царе Ровоаме Хеврон, как один из важнейших городов на юге Иудеи, был сильно укреплен.
       Со времен царя Давида и до первых веков новой эры Хеврон был одним из центральных еврейских городов Земли Израиля.    
      
        Хеврон после Давида
      
       После раскола Объединенного царства Хеврон оставался важным центром Иудеи вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.). После вавилонского пленения евреев, Хеврон был заселен преимущественно идумеями. Но позже вошел в хасмонейское царство при Александре Янае, затем стал частью Иудеи Ирода и римской провинции Палестина.
       В эпоху возвращения из пленения вавилонского Хеврон опять стал важным центром Иудеи. Впоследствии город был захвачен эдомитянами, которые построили там башни и укрепления. В 162 г. до н. э. Иехуда Маккавей напал на Хеврон и разрушил укрепления города. Однако включение Хеврона в состав Иудеи произошло лишь после захвата Эдома Гирканом I в конце 2 в. до н. э. Хеврон снова стал еврейским городом (КЕЭ, 9, 747-759).
      
       От Иудейской войны до завоеваний арабами
      
       Во время Иудейской войны  сначала Хеврон был освобожден отрядами Бар-Гиоры, а затем захвачен и сожжен римскими войсками под командованием Цереалиуса. Евреи, однако, продолжали жить в Хевроне, они не пострадали во время разгрома восстания Бар-Кохбы в 135 г.
      
       В римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом. В византийский период начался его подъем, поскольку город был важным пунктом на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию.
      
       Часть 2. Хеврон под властью мусульман
      
       Арабское нашествие
      
       Византийская империя, принявшая христианство, возненавидела евреев, ибо понимала, что украла чужую религию, и начала их преследовать и изгонять. И побежали изгоняемые со своих древних мест евреи в дальние страны. В 638-м году в эти места пришли арабские завоеватели. Палестина стала "арабской". И в этот период, до конца 11-го века, пока "хозяевами" были арабы, евреи получили некоторое послабление.
      
       В частности, в Хевроне остались жить евреи, которых привлекало святое место: Могилы праотцов. Переезжали сюда евреи и с других мест. Халиф Омар ибн
       ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела.
       Имеются записи историков, документы и материалы, которые говорят о достаточно активной жизни еврейской общины этого древнего города. Активизировалась торговля с бедуинами в зоне пустыни Негев, с другими соседними народами. Так, араб, географ и путешественник, Мукаддаси (10-й век) отмечает в своих записях активную торговлю, которую вели еврейские купцы.
      
       Правда, арабы тут же всё переименовали на свой лад. Так, Хеврон назвали Халил ал-Рахман (по-арабски "друг Бога" --так в исламе именуют Авраама). Да и все остальные места переназвали. Не просто переназвали - объявили своими ценностями. Авраама назвали первым мусульманином Ибрахимом. Ну, и так далее.
       Местным жителям, евреям, благосклонно разрешили молиться где-то поблизости от могилы их праотцов. И за то спасибо, всё же "уважили...".
      
       Хеврон под властью крестоносцев
      
       В 1100 г. Хеврон был завоеван крестоносцами. Под флагом миротворца Иисуса Христа всех евреев и мусульман частью убили, частью изгнали из города, мечеть и синагогу переделали под церковь и монастырь, а город стали называть Кастеллум (на латинском "крепость"). Посещавшие Хеврон в этот период Яаков бен Натаниэль (середина 12 в.), Маймонид (в 1166 г.) и Птахия из Регенсбурга (1176) не отмечают еврейского присутствия в Хевроне; Биньямин из Туделы (2-я половина 12 в.) упоминает о проживании в Хевроне одного еврея. И после этого кто-то будет утверждать, что евреи здесь не жили - да, не жили, потому что их или убивали, или изгоняли (КЕЭ, 9, 747-759).
      
       Салах ад-Дин изгоняет крестоносцев
      
       В 1187 г. крестоносцы были изгнаны из Хеврона мусульманским правителем Салах ад-Дином. Хотя при нем евреям и разрешено было селиться в Хевроне, посетивший Эрец-Исраэль рабби Шмуэль бар Шимшон (1209) не упоминает о евреях в Хевроне. Но, "свято место пусто не бывает", и как только прекратились гонения, сюда вновь потянулись евреи.
      
       Власть мамлюков
       Мамлюки, завоевавшие Эрец-Исраэль в 1260 г., превратили Хеврон во временную столицу своей провинции. В это время в Хевроне стала возрождаться еврейская община. Правда, и они были не очень терпимыми. Так, указом было запрещено евреям входить в пещеру Махпела. Им разрешалось подниматься до седьмой ступени восточного входа в здание. Этот запрет действовал много веков. Должна была свершиться Шестидневная война, чтобы был отменен этот самовластный указ захватчиков. Однако, на протяжении всего этого многовекового запрета, евреи продолжали прибывать в Хеврон, чтобы молиться, стоя на седьмой ступени входа в пещеру Махпела.
       По многочисленным свидетельствам путешественников, еврейская община в Хевроне в мамлюкский период была мала, бедна и гонима. Старая история...
      
       Власть переходит к туркам
      
       Перелом в положении евреев Хеврона произошел в период османского владычества (1517-1917). В 16 в. в Хевроне поселились еврейские изгнанники из Испании. В 1540 г. рабби Малкиэль Ашкенази фактически создал заново еврейскую общину в Хевроне. Прежде всего, он купил обширный участок земли. Здесь и начал строиться квартал города, в котором селились евреи Хеврона, в том числе и вновь прибывшие. Дома еврейского квартала были построены в виде замкнутого круга с тремя радиально расположенными арками, а в центре его находилась сефардская синагога "Аврахам Авину" ("Авраам Авину"). Она считалась одной из красивейших и важнейших в Израиле. Евреи многих стран жертвовали для нее Свитки Торы, украшения для Свитков, светильники, занавеси.
      
       Впечатления географа Адриани Риланди
      
       Адриани Риланди, географ, картограф, путешественник, в 1695 году посетил Палестину. Свои впечатления он описал в книге "Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata" (http://community.livejournal.com/gaza2009/2009/02/04/).
       В поездке он осмотрел почти 2500 поселений, упомянутых в Библии. В конце он сделал перепись населения по поселениям. Вот некоторые его выводы и факты:

    - Страна в основном пуста, заброшена, малонаселённая, основное население в
    нескольких городах. Большинство - евреи, почти все остальные - христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.
    - Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни. Большинство поселений имеют еврейские оригиналы, а в некоторых случаях греческие или римские/латинские. Кроме города Рамла
    нет ни одного арабского поселения, у которого оригинальное арабское название.
    - Названи
    я еврейские, греческие или латинские, которые были изменены на арабские, в которых нет никакого смысла в арабском языке. В 1696-м году Хеврон назывался Хевроном.
       - Риланди упоминает мусульман только как бедуинов-кочевников, которые приходили к городам как сезонные работники в сельском хозяйстве или на стройках.

    Еврейский квартал в Хевроне
      
       В еврейском квартале Хеврона жили евреи на протяжении более 400 лет, до погрома 1929 года. Среди них были многочисленные раввины и мудрецы Торы, написавшие известные книги по иудаизму. Квартал жил активной общественной жизнью: в нем действовали синагоги, йешивы, школы, общественные учреждения, в том числе благотворительные, а также торговые лавки, ремесленные мастерские и т.д.
       В конце 16 в. - начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты. Это оказало большое влияние на духовную жизнь местной общины. Каббала и аскетизм преобладали в жизни еврейской общины Хеврона триста лет, до поселения там в 19 в. хасидов Хабада.
      
       В 17-18 веках население еврейского квартала постоянно росло, теснота все более увеличивалась, однако евреи не могли строить дома за пределами стен квартала, т.к. это было опасно. Поэтому строительство шло, в основном, вверх. На существующие дома надстраивались дополнительные этажи. В итоге между домами, высотой до пяти-шести этажей, оставались узкие улочки. В нижних этажах было темно и душно, люди жили бедно, однако на улицах поддерживались чистота и порядок, все переулки мылись каждую неделю! Несмотря на стесненность в средствах, гость-еврей, приезжавший в Хеврон, получал пансион в течение нескольких дней за счет общины.
       XIX век. Оживает древний Хеврон.
      
       В начале 19 века в Хевроне начали селиться хасиды Хабада. Жили здесь видные раввины и знатоки Торы. Среди старейших еврейских семейств, выходцев из Испании, члены которых были выдающимися лидерами и законоучителями своего времени, выделялись семьи Кастель, Биджао, Хасон, Франко, Мени, Абулафия, Гозлан и др.
      
       В середине 19 в. Элияху бен Сулейман Мани основал в Хевроне несколько общественных учреждений, в том числе две иешивы. Он добился, что многие жители Хеврона получили возможность работать, что улучшило экономическое положение еврейской общины.
      
       В конце 19 века в Хевроне проживало около 2500 евреев, что составляло почти четверть населения города, однако затем турецкие власти ужесточили свое отношение к евреям. Они не разрешали им, в отличие от арабов, покупать землю, денежные поборы постоянно росли. Во время Первой мировой войны евреи Хеврона, как и в других местах Земли Израиля, терпели жестокие гонения от турок, голод, болезни и другие лишения.
      
       Еще в середине 19-го века теснота в квартале достигла максимума, евреи постепенно начали строить дома вне стен древнего квартала, они строились на свободной площади за пределами старого Хеврона. В 1879 году богач из Турции Авраам Романо построил роскошный и просторный дом - "Бейт Романо", где поселилась его семья, которая постоянно давала приют паломникам и старейшинам общины из Турции. В этом здании была основана синагога, называвшаяся "Стамбульской". В 1912 году "Бейт Романо" и прилегающие к нему дворы купил Любавический ребе Шалом-Бер Шнеерсон. Он основал здесь йешиву "Торат Эмет", ставшую самой большой йешивой Хабада в Израиле. С началом войны в 1914 году турецкие власти экспроприировали "Бейт Романо"  и устроили в нем полицейский участок, а пришедшие им на смену в 1917 г. англичане разместили здесь городское управление и полицию.
       Больница "Хадасса" для всех...
      
       В 1893 году, на пожертвования богатых евреев из Северной Африки, рядом с "Бейт Шнеерсон" было построено одноэтажное здание, названное "Хесед Авраам". Оно служило в качестве общинного дома благотворительности: в нем принимали паломников и гостей города, лечили больных и помогали нуждающимся. В 1909 году, на пожертвования евреев Индии и Багдада, был надстроен второй этаж к этому зданию. В 1917 году американская еврейская организация "Хадасса"  направила сюда медицинский персонал для расширения  лечебницы, и вскоре все здание стали называть "Бэйт Хадасса". В этой больнице бесплатно оказывалась медицинская помощь как евреям, так и арабам, и христианам.
      
       В связи с общим упадком Османской империи с 19 в. значение Хеврона как крупного регионального центра неуклонно снижалось, путешественники описывали его как "дикое арабское гнездо". Из-за возросших экономических трудностей к 1910 г. начался резкий упадок Хеврона и массовая миграция его жителей в Иерусалим. Еврейское население Хеврона снизилось до семисот человек. В 1914 г., с началом 1-й мировой войны, молодые жители Хеврона были призваны в армию. Была перекрыта финансовая помощь. Евреи, подданные России и других враждебных Османской империи государств, были насильственно выселены. К тому же, на Хеврон обрушились голод и чума. И вновь еврейская община почти перестала существовать.
      
       Я постарался не вдаваться в лирику и эмоции. Из достаточно сухого обзора "на бегу" мне хотелось подчеркнуть две вещи: евреи в Хевроне всегда жили, он был для них всегда святым городом и местом - ведь тут похоронены праотцы и праматери еврейского народа. Тут похоронены Авраам, Исаак и Яаков. Что еще надо доказывать? И, второе, на протяжении веков, с римлян и византийцев до турков и англичан - в Хевроне евреев убивали, изгоняли, третировали, притесняли, а то и просто запрещали здесь селиться и жить. И сколько же элементарного незнания истории и попросту хамства надо иметь, чтобы утверждать, что здесь родина арабов, здесь их "святые" места, что евреи здесь только "поселенцы", что святой город евреев Хеврон еще с библейских времен вдруг должен отойти к арабам, которые здесь были захватчиками и недавними пришлым и реально ими остаются...
      
       Продолжение следует
       Давид Генис
      
      
  • Комментарии: 9, последний от 31/01/2016.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 33k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка