Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Хошеа(Осия) - 19-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 04/05/2016. 38k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 4 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К истории разрушения древнего царства Израиль


  •    Хошеа (Осия) - последний (19-й) царь Израиля.
      
      
       "...и умертвил его, и стал царем вместо него"
      
       Коротко и ясно записано в библейской книге "Мелахим II": "(MII 15:30) И Ошэйа, сын Эйлы, составил заговор против Пэкаха, и поразил его, и умертвил его, и стал царем вместо него". Забегая вперед, приведу мнения нескольких авторов о том, каким образом Хошеа (Осия) "пробился в цари". По Дубнову - "при помощи ассирийцев Осия сделался царем". Неясно, было ли это при молчаливом согласии ассириян, но ясно то, что Осия был марионеткой в руках ассирийцев и выплачивал им дань (Комэй). Лопухин считает, что убийство Факея (Пекаха) и возведение на престол Осии было, вероятно, делом проассирийской придворной израильской партии. Некоторые авторы вообще однозначно указывают, что Хошеа (Осия) вступил на престол Самарии при содействии Ассирии.
      
       В примечании к книге И. Флавия "Иудейские древности" сказано: "В летописи Тиглатпаласара III на этот счет сохранилось интересное свидетельство: Факея, царя их, я умертвил; Аузи (Осию) я поставил над ними. 10 талантов золота... талантов серебра я получил в дар. Очевидно, здесь имел место заговор проассирийской партии в придворных кругах. Осия был в свите ассирийского царя во время похода против Дамаска".
      
      
      
       Портрет из сборника биографий
    Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
       (Википедия)
      
       Напомню, в предыдущей статье я писал, что по ассирийским источникам Тиглатпаласар III совершил три военных похода "в Сирию, Финикию и Палестину", подавив там мятежных правителей. Досталось и Израилю, где больше всего пострадали северные и восточные районы страны -- Галилея и Гилад. За оказанное сопротивление часть населения территории колена Нафтали была уведена в Ассирию. Так началась новая тактика ассирийских царей -- массовые депортации непокорных народов. В книге Менахим (15:29) записано: Во дни Пекаха, царя израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ийон, и Авел-Бейт-Мааху, и Йаноах, и Кедеш, и Хацор, и Гилад, и Галилею, всю землю колена Нафтали, и переселил их [жителей] в Ассирию.
      
       Понятно, что элита Израиля, видя неравенство сил и бессмысленность сопротивления, во главе с Хошеа и организовали заговор против царя Пекаха и, убив его, обратились к Тиглатпаласару III с просьбой о мире, согласившись на все его условия. Ассирийские надписи, сделанные по приказу Тиглатпаласара III, подтверждают эту библейскую информацию: "Израиль (дословно: "дом Омри". -- И. Л.)... всех его жителей [и] их имущество я направил в Ассирию. Они свергли своего царя Пекаха... и я поставил Ошею в качестве царя над ними. Я получил от них десять талантов золота, тысячу талантов серебра в качестве дани и увез их в Ассирию"(цит. по И. Липовскому).
      
       И (царствовал) новый царь в Шомероне девять лет, как сказано в библейской книге Мелахим II. Более конкретно эти даты выглядят так: 732-724 до н.э. (Википедия; КЕЭ; Комэй Дж.); 732-722 (Эрлихман); 750-741 (Гацуцын) и т. д. Дашевский пишет о том, что "годы здесь, как и во многих местах, не сходятся, и по мнению комментаторов считаются годы после того, как он взбунтовался против Ашшура (Ассирии). То есть, до этого он как бы был подчиненным царю Ашшура, а в течение девяти лет, после того, как он взбунтовался, он правил уже самостоятельно". Приведенное допущение Дашевского не вяжется, например, с библейской хроникой царей Израиля (КЕЭ) и другими источниками, где указаны годы царствования предыдущего царя Пекаха: 735-732.
      
       0x01 graphic
       Липовский И. П. 2010 (//lib.rus.ec/b/400042/read)
      
      
       "И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, но не так, как цари Исраэйльские, которые были до него". Значит, в чем-то был получше... Эту фразу Дашевский так объясняет. Хошеа - единственный из царей Израиля, о котором не говорится, в чем было то плохое, что он делал. В то же время отличие очень существенное. А именно, до того, как он воцарился, были убраны золотые тельцы, которые поставил еще первый царь Иеровоам (хотя их забрали потому, что были из золота). Хошеа тоже сделал важный шаг - он убрал также и стражей, которые не пускали жителей Северного царства ходить в Йерусалим. Поэтому вроде бы нельзя говорить про него, что он продолжал порочную практику Иеровоама, наоборот, он ее как бы пресек. К тому же, мидраш говорит, что он объявил, что тот, кто хочет, может идти в Йерусалим, а кто не хочет, может и не ходить. В чем же тогда состояло его зло? Оно в том, что он не сказал, чтобы все ходили в Йерусалим, а сказал: хотите - ходите, а не хотите - не ходите. Именно за половинчатость его решения (разрешения) его и осуждают. Он убрал стражников, и сказал, что народ может теперь ходить в Йерусалим, если захочет. Получается, что он не отступил вовсе от идолопоклонства, а просто как бы ослабил, и в этом ослаблении, с точки зрения мудрецов, было не только хорошее.
      
       0x01 graphic
       На развалинах Самарии ныне "палестинцы" пасут баранов...
       Блог gerodot ( //venididi.ru/node/15056)
      
      
       Сын царя царь Салманасар V
       Страх наводил на соседние страны неукротимый Тиглатпаласар III. Многие земли он присоединил, создав великую империю древнего мира Ассирию. Растущей империи нужна была рабочая сила, население. И властелин Ассирии ввел новинку: он стал переселять завоеванные народы на территорию Ассирии. Массовыми переселениями народов он также исключал возможность смут и восстаний на завоеванных территориях. Итоги военной и административной реформ Тиглатпаласара так оценивает французский историк Жан-Жак Гласснер: "Отпадает необходимость в бесперспективных набегах или повторявшихся из года в год дорогостоящих операциях по наведению порядка, направленных на выбивание дани, которой обложены побежденные народы. Захват завоеванных городов становится правилом" (Гласснер Ж.-Ж. Месопотамия. Москва, 2012) (Цит. по Соколову, 2014).
       Но и цари смертны. И на смену ему в 727 году до н.э. пришел сын, новый царь, вошедший в историю как Салманасар V (на аккадском - Шульману-ашаред, букв. "[Бог] Шульману (Салман) -- предводитель"). На иврите его имя звучит как Шалманэсэр, царь Ашшурский (Мелахим). В вавилонских летописях - Улулай.
      
       Согласно записи в т. н. "списке эпонимов", он занимал престол до 722 года. Из ассирийских документов о Салманасаре известно, что три последние года своего царствования он посвятил походам на запад. После смерти Тиглатпаласара вспыхнуло восстание под руководством царя Тира и Сидона Элулая, который прекратил подчиняться Ассирии. Об этом пишет и Иосиф Флавий в книге "Иудейские древности" (9:14, 2) со слов финикийского историка Менандра. Приведу его текст: "Между тем царь ассирийский пошел войною также на всю Сирию и Финикию, так что имя его встречается в тирийских летописях. Нападение свое на город Тир он совершил в то время, как там правил царь Елулей. Об этом имеется также свидетельство Менандра, который был летописцем и перевел тирийские хроники на греческий язык. Он [между прочим] пишет следующее: "И Елулей, который носил у своих подданных имя Пиаса, царствовал тридцать шесть лет. Когда от него отпали киттейцы, то он напал на них с моря и подчинил их вновь своей власти. К ним ассирийский царь отправил затем посольство и после этого объявил всей Финикии войну, но потом заключил мир со всеми и вернулся назад в свою страну. Но при этом от Тира отпали Сидон, Арка, древний Тир и множество других городов, передавшихся царю ассирийскому. Поэтому, так как сами тирийцы не желали подчиниться ему, царь ассирийский вновь пошел на них войною, получив от финикийцев в виде подкрепления шестьдесят кораблей и восемьсот гребцов. Против них тирийцы двинулись на двенадцати кораблях, рассеяли флот противников и захватили до пятисот военнопленных. Этим подвигом все тирийцы стяжали себе громкую славу. Однако царь ассирийский при своем возвращении выставил у реки и у водопроводов стражу, на обязанности которой лежало мешать тирийцам пользоваться водою. Такому стеснению жители Тира подвергались в продолжение пяти лет и должны были пользоваться водою из специально в течение этого времени вырытых колодцев. Вот это именно и записано в тирийских летописях относительно ассирийского царя Салманасара".
      
       Записи Флавия можно дополнить. Салманасар предпринял поход против финикийского города Тира в момент восстания кипрской колонии Тира Китии. Но Тир быстро справился с непокорной колонией и Салманасар, получив от Тира дань, заключил с ним мир. Он в это время занялся походом на другие территории. Тир воспользовался моментом и в 725 г. вновь восстал против Ассирии. Всё это нам интересно в данном случае в связи с бунтом Хошеа, который решил сбросить иго Ассирии и не платить дань.
      
       Бунт Хошеа и реакция Салманасара
      
       "(МII 17:3) И выступил против него Шалманэсэр, царь Ашшурский, и стал Ошэйа рабом его, и давал ему дань", т.е. хотя и царствовал, но был подчинен царю Ашура (Ассирии) и платил дань. Этим и откупился от полного разгрома страны. Но это "счастье" оказалось призрачным, недолгим. У Ассирии возникли свои "потрясения" и проблемы, и царь Израиля Хошеа, решив воспользоваться моментом, перестал платить дань, что по тем временам считалось откровенным бунтом. Момент этот связывают со смертью царя Тиглатпаласара и вступлением на престол Салманасара, другие относят его к активизации антиассирийской коалиции во главе с Тиром и при тайной поддержке Египта. Есть еще одна версия причин "бунта" царя Хошеа.
      
       Но суть в самом факте, который повлек за собой серьезные последствия: Хошеа, видимо, отказался признавать свою обязанность платить Ассирии дань и быть ее вассалом.
      
       Некоторые ученые предполагают, что отказ Осии платить дань Салманасару стоит в связи с образовавшейся в то время коалицией западноазиатских государств, в том числе Финикии с Тиром во главе и при поддержке Египта против владычества Ассирии. Отказ Хошеа платить дань Ассирии вполне вероятно был обусловлен именно надеждой на поддержку коалиции с Тиром и, прежде всего, Египта. Хошеа даже направил своих послов и дары в Египет в надежде на его помощь.
      
       Конечно, выбор перед Хошеа был сложный и тяжелый. Или оставаться под властью Ассирии вассальным царьком "государства" с территорией столицы и ее окрестностей, или при поддержке египтян вернуть независимость и территорию страны? Ведь условия мира, навязанные еще Тиглатпаласаром, были крайне тяжелыми. От царства было отрезано более 80 процентов территории, где были созданы четыре ассирийских провинции: Дор, Мегиддо, Карнаим и Гилад. Во власти Хошеа оставались только области колена Эфраим и частично Менаше.
      
       Поэтому послы в Египет были не следствием какой-то интриги, а жестом отчаяния. Или - или... Собственной армии у Израиля уже не было, единственной надеждой стал Египет. Да и тому ничего не стоило обещать поддержку. Спровоцировав Израиль на вылазку (бесперспективную) против титана, Египет (в лице основателя недолгой XXIV династии, владевший всего лишь частью Дельты Нила со столицей в Саисе и вынужденный обороняться от наступавших с юга нубийцев) тем самым хоть на время отвлек от себя угрозу со стороны грозного восточного властителя.
      
       Ситуация в регионе к тому времени была достаточно сложной. Ассирии, несмотря на ее могущество, не давали покоя соседи со всех сторон. Вавилон рвался к самостоятельности, более мелкие царства региона то восставали, то откровенно пытались выйти из под "опеки" империи, на захваченных территориях "кипели" страсти. Всё это отвлекало силы и внимание ассирийских царей и военачальников. Видимо, это тоже давало Хошеа толчок к надежде, что внутренние волнения в Ассирии и поддержка Египта помогут ему избавиться от кабальной зависимости.
      
       Можно думать, что с учетом ситуации Хошеа надеялся "переждать" и пока не ввязываться в конфликт с Ассирией. Навряд ли он считал удачным момент для немедленного конфликта с Ассирией с невыплатой дани, понимая, что сил тягаться с Салманасаром у него нет. Возможно, поэтому он и попытался встретиться с властителем
       с надеждой "договориться" или даже оправдаться. Как мы знаем, Салманасар не стал много с ним разговаривать и попросту арестовал и, видимо, отправил "отсиживать" непокорного царя в свою столицу, чем обезглавил Израиль.
      
       Тут Хошеа явно просчитался. Просчитался он явно и с надеждой на помощь Египта.
       Эта страна и сама переживала очень нелегкие для нее времена. Страна была расколота,
       её терзали с юга нубийцы. Фактически Египет занимал в основном дельту Нила и сил противостоять Сирии в тот момент у него не было. Именно этот момент Хошеа и его советники не учли, они верили в авторитет былой славы и силы Египта...
      
       Липовский считает, что "Своими обещаниями о поддержке египтяне умышленно толкнули Израиль на выступление против Ассирии, чтобы задержать ее армию в Палестине и тем самым выиграть время для укрепления собственных позиций".
       Как считает И. Липовский, Израиль не только не получил помощь от соседей или Египта, но в действительности произошло обратное: противники Ассирии получили реальную выгоду от ее войны с Израилем. Армии Элама и Вавилона нанесли поражение ассирийцам в 722/721 г. до н. э. благодаря тому, что часть ассирийских войск не успела вернуться из Самарии, а царь Салманасар V был убит (или умер) во время осады израильской столицы.
      
       О том, какому конкретно фараону Хошеа отправил свои дары, тоже не всё четко. Лопухин пишет: "По наиболее общему предположению, это имя Сабакона, египетского Шабака, первого фараона XXV египетской династии (по Манефону, царствовавшего 12 лет: 728--717 гг. )". У Соколова: "в еврейском тексте - Со (??? ). Ни один египетский фараон не носил такого имени. Вот какой комментарий дает этому казусу авторитетная La Bible de JИrusalem: "Можно предположить, что речь идет или о Sewe, египетском главнокомандующем согласно анналам Саргона ??, или о Sais - столице Дельты Нила, естественного пункта назначения отправленных Осией послов". В примечаниях к "Иудейским древностям" Флавия указано: "Сой, Сох, по Библии (4 Цар. 17:4), Сигор, т. е. Шабака (греч. Сабакон) - кушитский царь, завоевал Египет и явился основателем XXV (кушитской) династии; правил в Египте в 726-718 гг. до н. э.".
      
       Но царь ассирийский не промолчал, видимо, вызвал Хошеа для объяснений "и заточил его в дом темничный". Да к тому же донесли ему, что Хошеа не просто взбунтовался, но занялся прямой изменой - послал гонцов к царю Египта с просьбой взять его под защиту. На что же рассчитывал царь, бросая вызов непобедимой тогда Ассирийской империи? И как объяснить, что после своего "бунта" он всё же не спрятался в крепости-столице, а отправился к ассирийскому царю в надежде на успешные переговоры. Как мы уже знаем, Салманасар попросту его арестовал и куда потом делся царь, нигде больше не сообщается.
       В Википедии есть ссылка на то, что Хошеа умер в плену, в Вавилоне.
      
       В ответ Салманасар V вторгся в те области, которые еще оставались за Израилем и осадил Самарию. Правда, по тексту Мелахим Хошеа вроде бы царствовал до самого падения Израильского царства и его столицы: "(18:10) И взяли его (Шомерон) через три года. В ...девятый год (царствования) Ошэйи, царя Исраэйльского, был взят Шомерон". И всё же вопрос - тут не сказано о том, что царь Хошея находился в этот момент в Самарии, просто указано, что Самария пала на 9-й год его царствования, а это не одно и то же. По данным многих авторов реально Хошеа царствовал до 724 года, Самария же держалась до падения в 722 году уже без царя. Видимо, он еще оставался жив в ассирийском пленении и потому не мог быть избран на его место (при живом царе) новый преемник на престол Израиля.
       В общем, о реальной судьбе Хошеа данных нет.
      
       Беда Хошеа оказалась в том, что он неверно оценил текущую ситуацию и расстановку сил в регионе. Он решил опереться на Египет, который уже был заметно ослаблен и не мог противостоять мощной Ассирийской империи. О каком фараоне идет речь, специалистам не очень понятно, но сейчас это и не важно. Исследователи считают, что Тиглат-Пилэсер III к тому времени умер, а Шалманэсер пришел, и ему навстречу вышел царь Хошеа, видно пытаясь примириться с ним. В этот момент Шалманэсер и захватил израильского царя, арестовав его как изменника и неплательщика дани.
      
       Падение Самарии и гибель царства Израиль
      
       Царь ашшурский "(17:5-6) пошел (войною) по всей стране, и поднялся к Шомерону, и осаждал его три года. В девятый год (от начала царствования) Ошэйи царь Ашшурский взял Шомерон; и изгнал он исраэйльтян в Ашшур, и поселил их в Халахе, и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мадайских". (17:23) ...И ушел Исраэйль в изгнание из земли своей в Ашшур. Телеграфным языком изложена начало величайшей трагедии древнего израильского народа - изгнание с родной земли. С арестом царя страна не сдалась. И двинулся царь Ашура (17:5) по всей стране, и подошел к Шомрону, и осаждал его три года. Шомрон был очень хорошо укреплен, и жители, очевидно, были полны решимости не сдаваться. Город был взят, по мнению ряда исследователей, уже после смерти Шалманассара, при его преемнике Саргоне II в 722 г. Ряд историков считает, что он был убит в результате заговора, во главе которого мог стоять Саргон. Правда, Липовский, например, утверждает, что "Ничуть не меньше оснований полагать, что Салманасар был убит во время успешной вылазки израильтян". Гадать можно по-разному.
      
       И заключительный акт драмы -захват столицы Шомерона в 722 году в книге Мелахим описан так: "(18:9-11) В седьмой год (царствования) Ошэйи, сына Эйлы, царя Исраэйльского, поднялся против Шомерона Шалманэсэр, царь Ашшурский, и осадил его; И взяли его через три года. В девятый год (царствования) Ошэйи был взят Шомерон. И увел царь Ашшурский Исраэйльтян в Ашшур, и поселил их в Халахе и в Хаворе, (что при) реке Гозан, и в городах Мадайских".
      
       Так кто же "взял" Самарию: Салманасар V или Саргон II?
      
       В книге Мелахим II (4Цар.) указано, что Салманасар осаждал город Самарию три года. Еще добавлено - взял царь Ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию. Но в летописях Саргона II говорится, что это он взял Самарию: "Я осадил и покорил Самарию и увел в плен 27 290 ее жителей". Так кто же взял Самарию? В самой Библии
       (Книга Мелахим, 18:9,10) четко написано: "пошел Салманасар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее. И взял ее через три года ...". Предоставим слово Уэйну Джексону:
       "Грамматическая форма глагола в данном случае указывает на то, что ее следует переводить как "взяли", то есть, множественное число. Вполне возможно, что Саргон включен в это упоминание! Было предложено несколько решений данной проблемы. Некоторые ...считают вероятным, что Салманасар осуществил большую часть завоевания, но он умер в 722 г. до н.э., в это время престол занял Саргон, и город пал в первый год его царствования. Другие полагают, что Самария действительно пала перед Салманасаром, но Саргон, который был военачальником во время осады, позднее преувеличил свою роль в этом завоевании, чтобы приукрасить летописи. Как представляется, в защиту этой точки зрения есть убедительные свидетельства. Халло писал: "Салманасар V умер в декабре того же года (722 г.), то есть, после падения Самарии, и те исследователи, которые, утверждали, что 4 Книга Царств 17:6 и 18:10 именно это и предполагает, получили подтверждение своей точке зрения. Хотя Саргон, возможно, участвовал в осаде Самарии, будучи вторым по значимости военачальником, значительно позднее во время своего царствования он незаконно присвоил триумф своего предшественника, чтобы заполнить пропуск в военной деятельности, который существовал в первый год его царствования в ранних летописях". Подобным образом, профессор Уильям Ши отмечает, что Саргон "мог только прибавить к своему престижу, претендуя на такое завоевание. Подозрительно, что упоминания о завоевании Самарии не встречаются в рукописях времен начала царствования Саргона; они происходят в основном из надписей, приписываемых пятнадцатому или шестнадцатому году его правления". Более того, как отмечает Ши:"Есть Вавилонская летопись, которую можно рассматривать как относительно беспристрастный источник информации об Ассирии и Самарии. Она также считается одним из самых объективных источников по истории Месопотамии в течение периодов, которые она охватывает. Так как Вавилонская летопись приписывает покорение Самарии Салманасару, а не Саргону, то значимость этого свидетельства подкрепляет утверждение о том, что первый из двух царей был истинным покорителем Самарии в 722 г. до н.э. Однако, можно отметить в пользу Саргона, что он занял место Салманассара в декабре того же года и действительно сыграл важную роль в руководстве нападением на Самарию, хотя Салманассар V по-прежнему самый вероятный соискатель на лавры царя, который правил в Ассирии в то время, когда Самария пала перед его войском".
      
       Ассирийское изгнание
      
       Напомню, первое переселение населения Израильского царства было произведено еще Тиглатпаласаром III, когда он выступил против восставшего царя Арам-Даммесека Рецина и израильского царя Пекаха (735-733 гг. до н. э.). Он захватил тогда Гилад и Галилею, а на одной из надписей Тиглатпаласара III сказано, что 13 520 изгнанников из восьми городов Галилеи он увел на земли Ассирии.
      
       Победитель, новый ассирийский властелин, Саргон II выселил из столицы Самарии 27290 жителей. "...царь Ашшура захватил Шомрон и изгнал Израиль в Ашшур; и поселил их в Халахе, и в Хавор-нехар Гозан и в городах Мидии. Все эти места находятся на севере. Халах это - Ашур и он находится недалеко от Ниневии, что значительно севернее Вавилона и ближе к границе Турции" (Дашевский). изгнал из Самарии десятки тысяч ее жителей, оставив на месте лишь мелких крестьян. "Эти крестьяне представляли собой весьма значительную часть населения, и мероприятия Саргона повлекли за собой важные последствия для дальнейшей судьбы Израиля" (Тадмор и Надель).
      
       Согласно Библии и ассирийским документам, израильские изгнанники были в основном pасселены в двух районах, обезлюдевших во время длительных войн и восстаний, -- к востоку и северо-востоку от Ассирии (область Халах) и вдоль реки Хавор (к западу от Ассирии, где находились прежде арамейские царства, преобразованные после покорения в провинции и значительная часть населения которых была переселена на новые места).
      
       0x01 graphic

    Саргон II (справа). (Блог gerodot. //venididi.ru/node/15056)
      
      
       То, что осада Самарии главными силами ассирийской армии под командованием Салманасара и Саргона длилась почти три года, говорит о героизме жителей столицы и о высоком качестве обороноспособности столицы-крепости. При этом надо учесть, что ассирийцы были высоклассными мастерами штурма крепостей и имели в этом большой опыт. Напомню, место для строительства Самарии и ее обустройство именно как крепости - это заслуга царя Ахава. Липовский пишет: "То, что Самария оказала не просто упорное, а по-настоящему героическое сопротивление, подтверждает сам факт увода ее жителей в Ассирию. Обычно ассирийцы прибегали к этой мере наказания только в случае самого яростного и ожесточенного сопротивления, когда сами они несли тяжелые потери. В период царствования Тиглатпаласара III, Салманасара V и Саргона II ассирийская армия захватила множество городов, но только немногие из них были наказаны депортацией жителей. Кроме Самарии эта крайняя мера наказания коснулась таких сирийских городов, как Кално, Кархемиш, Хамат, Арпад и Дамаск, которые ассирийцы тоже осаждали в течение длительного времени и где понесли чувствительные потери. ...у нас ничуть не меньше оснований полагать, что Салманасар был убит во время успешной вылазки израильтян, что и явилось одной из причин массовой депортации жителей Самарии".
      
       По Арсению (Соколову) "Все плоды победы достались уже новому "царю вселенной" - Саргону ?? (722-705). В своих анналах Саргон II хвастает: "27 290 жителей [Самарии] я выселил, 50 взятых колесниц включил в мое войско... Я перестроил Самарию и сделал ее большей, чем она была. Завоеванный мной народ земли я оставил на месте. Я поставил одного из моих евнухов управлять ими и обложил их данью и налогами как ассирийцев". О разрушении ассирийцами Самарии свидетельствует VI археологический слой города; VII слой Самарии - это уже ассирийский город. В 722 (или 721) Самария и ее окрестности стали очередной ассирийской провинцией с административным центром Шомроном (Самария)". История древнего царства Израиль на этом закончилась.
      
       Спустя год после взятия Самарин была обнаружена среди оставшихся там жителей новая попытка к восстанию; это опять повлекло за собой насильственные выселения израильтян в далекие страны. Многие израильтяне успели, однако, спастись бегством в соседнее, Иудейское, государство. Таким образом, Самария и другие израильские города лишились большей части своих жителей. Северное государство, Израиль, перестал существовать.
      
       Заселение Самарии переселенцами
      
       "(17:24) И привел царь Ашшурский (людей) из Бавэла, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сефарвайима, и поселил (их) в городах (близ) Шомерона вместо сынов Исраэйлевых. И они овладели Шомероном, и поселились в городах его". Земля возделанная не осталась пустой, переселил царь-ассириец сюда жителей из других мест своей империи. Так он решал проблему предупреждения восстаний и прочих осложнений от порабощенных народов.
      
       Видимо, перемещенные на земли Израиля чувствовали себя не очень комфортно, ведь их тоже насильно согнали с родных мест. И автор книги Мелахим пишет: "(17:26) И доложили царю Ашшурскому, сказав: народы, которых ты изгнал и поселил в городах Шомеронских, не знают закона Б-га той страны, и за это Он насылает на них львов, которые убивают их". Распорядился царь послать туда одного из изгнанных священников
       дабы он переселенцев "научил закону Б-га той земли". "(17:28) И пришел один из священников, которых выселили из Шомерона, и поселился в Бэйт-Эйле, и учил их тому, как бояться Г-спода". Правда, учили они новую "науку" для себя формально, ибо почитали они всё же своих божеств и исполняли свои привычные культовые обряды, хотя и местного Бога остерегались обижать. И потому "(17:41) народы эти чтили Г-спода, но служили идолам своим".
      
       0x01 graphic
       Липовский И.П. Библейский Израиль. (//lib.rus.ec/b/400042/read)
      
       В опустевшие израильские города ассирийский царь перевел на жительство ассирийцев, вавилонян и хутеев из других областей своего государства. Прибывшие поселенцы были язычниками. Насильно поселённые пришлые этнические группы со временем ассимилировались, переняв верования, обряды и язык коренного израильского населения. Однако и пришельцы со своей стороны своими традициями наложили отпечаток на религию местного населения. Они смешались с остатком израильтян и образовали впоследствии особую полуязыческую, полуеврейскую народность, культурно-этническую группу самаритян (то есть жителей провинции Самария). "Родственные своим иудейским соседям по крови и по культуре, они имели свои политические интересы и потому духовно и политически не вполне идентифицировались с евреями, чье место они заняли" (Рот Сесиль).
       Миф о полном изгнании 10 колен и их исчезновении.
      
       "Хотя существует множество легенд о десяти коленах исчезнувших, достоверная историческая информация о судьбе изгнанников отсутствует" (КЕЭ). Из исторических надписей, оставленных ассирийцами, следует, что было изгнано из израильского царства около тридцати тысяч человек. Понятно, что это не полное изгнание десяти колен. И евреи с восточного берега Иордана тоже были изгнаны не все. Поэтому можно думать, что заметная часть населения, даже с учетом повторных выселений, осталась на своей земле. Да, царство было разрушено и, как самостоятельное, Северное царство Израиль больше
       не было восстановлено.
      
       Сведения о судьбах изгнанников Израиля в Месопотамии скудны. Часть их ассимилировалась с арамейским и ассирийским населением. Однако, многие из них сохранили свой национальный облик и слились впоследствии с изгнанниками из Иудеи
       после разгрома и этой страны. В Ассирии изгнанники получили земельные наделы и в большинстве своем занимались земледелием или ремеслами. Некоторым лицам, принадлежавшим в Израиле к высшим, правящим кругам, были предоставлены официальные должности.
      
       Так, один из контрактов, сохранившихся в ассирийских документах времени Синахериба (VIII век до н.э.), подписан двумя высокопоставленными лицами, имена которых явно свидетельствуют об их израильском происхождении - Пеках и Недавьягу. В письме, содержавшем отчет о положении в Гозане и посланном в VII веке до н. э. одному из царей Ассирии, приводятся имена двух чиновников, занимавших высокие посты в казначействе: Палтиягу и Нериягу. Эти имена не оставляют никакого сомнения в том, что речь идет о двух израильских изгнанниках или их потомках. В другом официальном документе из Гозана, того же века, упоминаются Гошеа, Ишмаэль и Дина. В недавно опубликованном документе времен Саргона из Кальку упоминается ассирийский военачальник, носивший типичное еврейское имя Хилкиягу.
      
       Из документов, обнаруженных при раскопках в столицах Ассирии Нимроде и Ниневии, видно, что часть изгнанников (видимо, обладатели нужных профессий) была поселена в метрополии. В юридических документах этого периода упоминаются выходцы из Самарии и Иудеи с характерными еврейскими теофорными именами (т.е. включающие имя бога или божественный эпитет), например, с окончанием на ху: Элияху, Маасеяху, Ахияху, Недавьяху, Азрияху, Нерияху, Хилкияху, Герияху.
      
       Также из ассирийских документов следует, что некоторые изгнанники были приняты в ассирийскую армию. В одном из документов Саргона упоминается о присоединении к колесничному войску 50 (по другому чтению -- 200) колесниц, взятых при захвате Самарии. На одном из барельефов царского дворца в Ниневии изображены царские стражники, одна из групп которых облачена в одежды, напоминающие одежды защитников Лахиша на барельефе в том же дворце; на этом основании некоторые исследователи допускают, что это еврейские воины. В документах встречаются высокопоставленные чиновники с еврейскими именами: царский колесничий (около 709 г. до н. э.), царский телохранитель, главный ревизор царских счетов. Один из ассирийских документов 8 в. до н. э. из Гозана, где жили изгнанники, подписан двумя высокопоставленными чиновниками с типично израильскими именами -- Пеках и Недавьяху, а в сообщении 7 в. до н. э. об экономическом положении в Гозане названы два высокопоставленных чиновника казначейства, носящие имена -- Палтияху и Нерияху.
      
      
       Все это позволяет заключить, что сразу же после переселения некоторые изгнанники влились в военный и административный аппарат империи. Однако эти документы не дают основания сделать вывод о положении основной массы изгнанников. Подавляющая часть переселенцев постепенно ассимилировалась в ассирийско-арамейской среде, хотя некоторая часть изгнанников продолжала сохранять свой культурно-национальный облик, поддерживала связи с родиной, а позднее слилась с вавилонскими изгнанниками, вместе с которыми они затем вернулись на родину, как о том свидетельствуют генеалогические списки в книге Эзры и Нехемии (например, Эзра 2:2; Нех. 7:7) (Танах, Писания).
      
       И всё же, массовые переселения израильтян, начатые еще Тиглатпаласаром из северных частей Израильского царства, совершались Саргоном (еще и Салманасаром) несколько раз, так что страна хоть и не опустела, но значительную часть населения потеряла.
       Но тема о "десяти потерянных коленах" здесь затронута мимоходом, ей посвящены сотни статей и книг, ныне интенсивно этими поисками занимаются историки, генетики и специалисты многих отраслей науки. Данная же статья посвящена последнему, 19-му царю древнего Израиля и трагической гибели Северного царства Израиль под натиском Ассирии.
       Давид Генис
      
      
       Источники
      
       Арсений (Соколов). Последние цари Израиля, 2014 (//www.bogoslov.ru/text/4241753.html)
       Википедия. Осия.
       Даймонт М., Евреи, Бог и история (//www.stihi.ru/diary/qwesty/2010-01-14).
       Дашевский З. Лекц. 95. Мелахим (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_95.html)
       Джексон У. Изучение Библии в cвете археологии (//azbuka.ru/izuchenie-biblii-v-svete)
       Дубнов С.М. Краткая история евреев. Ч. II:11
       (//www.e- reading.org.ua/bookreader.php/20754/Dubnov__Kratkaya_istoriya_evreev.html)
       КЕЭ, т.6, кол. 533-542. Пленение ассир. (//www.eleven.co.il/?mode=article&id=13240)
       Комэй Джоан. Кто есть кто в Ветхом Завете. М. 1998
       Липовский И.П. Библейский Израиль. 2010 (//lib.rus.ec/b/400042/read)
       Лопухин А.П. Толковая библия, Кн. 4:17 (//azbuka.ru/otechnik/Lopuhin/)
       Мелахим II (4Цар.) :15-18 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Пророк Йешайя (Исайя) (//www.toldot.ru/torah/topah.php?id=neviim/yeshaya)
       Рот Сесиль. История евреев, Кн.1:3. Иерусалим, 1967 (//jhist.org/code/rots003.html)
       Тадмор Х., Надель Р. "Библейский период", в кн. "Очерки по истории еврейского
       народа", под ред. С. Эттингера (//jhistory.nfurman.com/code/ettinger1_15.htm).
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн 9:13-14. 2002, Библиотека "Вехи"
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 04/05/2016. 38k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка