Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Иехоахаз (Иоахаз) - 11-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/02/2016. 21k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    из серии "Цари древнего царства Израиль"


  •    Иехоахаз (Иоахаз) - 11-й царь древнего Израиля
      
       "Не знать, что случилось до твоего рождения -- значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?" Марк Туллий Цицерон.
      
       В библейских книгах для ориентации во временах часто одно событие увязывают с другим. Вот и в книге Мелахим II (4Цар) сказано, что когда в Иерусалиме царствовал уже 23 года Иоаш, в Шомероне стал царем Иоахаз (Иехоахаз), сын Иеху, и царствовал семнадцать лет. Так мы уже и про Иоаша ничего не помним. Cпециалисты высчитали, что это были 814-798 годы до н.э. Теперь понятнее, когда царь жил. Правда, некоторые авторы считают этот срок не совсем точным. Примем на веру все утверждения, ученым - виднее.
      
       Откроем основной источник - библейскую книгу "Пророки. Мелахим II". И без перехода тут выдвинуто обвинение в адрес царя Иехоахаза: "(13:2) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, и следовал грехам Йаровама, которыми тот ввел в грех Исраэйль; он не отступал от них". Значит, тоже поддерживал финикийские или еще какие-то языческие обряды, не убрал тельцов из храмов, чем гневил пророков..
      
       Естественно, это не могло пройти бесследно. "(13:3) И воспылал гнев Г-спода на исраэйльтян, и Он предавал их в руки Хазаэйла, царя Арамейского, и в руки Бэн-Адада, сына Хазаэйла, во все дни". Дашевский считает, что фразу "во все дни", вряд ли стоит понимать буквально, возможно, что на протяжении царствования Иоахаза "была очень неприятная обстановка" в отношениях между Израилем и Арамом. Речь идет о царях Азаиле и его сыне Бенхададе III. Иоахаз занял престол в то время, когда царство находилось в упадке. Арамейский царь (Дамаск) захватил земли Израиля восточнее Иордана. Но и этого было мало. Из-за слабости Израиля с арамейского севера нередки были просто грабительские нападения. Их отбивали, но какой ценой. Потери несла и армия Израиля, и царская казна, и жители. Нападавшие угоняли скот, грабили запасы зерна, разрушали или сжигали поселки. Комментаторы (Paul S. M., Cross F. M., 1991), считают, что в Книге пророка Амоса (1.3) слова о жестокости арамеев, вероятно, отражают события тех лет: "Так говорит Господь: ...за преступления Дамаска не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами".
      
       Постепенный захват земель Израиля Арамом сильно ослабил Северное царство. Окружающие народы -- идумяне, аммонитяне, филистимляне и тирские финикийцы -- воспользовались бедственным положением страны и захватывали участки земли и города. Это отражено в книгах пророка Амоса (1:6-15) и пророка Исайи. В последней говорится: (9:9-12) "...чтобы знал весь народ, Ефрем (ведущее колено в Израиле. - Д.Г.) и жители Самарии... воздвигнет Господь против него врагов Рецина и неприятелей его вооружит: сириян с востока, а филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его...".
      
       Видимо, военные поражения были значительными, ибо сказано: "(13:7) И осталось у Йеоахаза лишь пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, так как погубил их царь Арамейский и сделал их прахом на попрание". Значит, при Иоахазе израильтяне попали в еще большую зависимость от арамейских царей, чем при его отце.
       А так как надежды на чью-либо помощь у Иоахаза не было, обратился он, как и следовало ожидать, к богу: "(13:4) И молился Йеоахаз пред Господом, и услышал его Г-сподь, потому что видел угнетение Исраэйльтян, как угнетал их царь Арамейский". "Наверху" услышали мольбу царя, было сделано снисхождение, и как награда за обращение к небесам - не стали арамейцы добивать Израиль. Сказать проще - у них появились свои проблемы и им стало уже не до Израиля. И потому автор библейской книги пишет: "(13:5) И дал Г-сподь Исраэйльтянам избавителя, и вышли они из-под руки арамейцев; и жили сыны исраэйлевы в шатрах своих, как вчера и третьего дня".
      
       Избавление Израиля от гнета арамеев началось в 805 г. до н.э. благодаря походу царя Ассирии Ададнирари III. Его войска угрожали, а затем и захватили Дамаск. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин ("избавитель") указывает на Ададнирари III. Вероятно, автору Мелахим не хотелось упоминать ассирийского царя по имени как "избавителя" Израиля. По мнению других комментаторов этот отрывок схож с ходатайством перед Богом Моисея ("И возопили мы к Богу ...и услышал Бог голос наш, и увидел бедствие наше ...и угнетение наше. И вывел нас Бог из Египта..." Тора, Дварим, или Второзаконие, 26.7-8) и потому, мол, в этом "избавителе" чувствуется влиятельная фигура того времени - пророка Элиши (Елисея), который, видимо, и вымолил перед Богом спасение для Израиля. Надав Нээман считает, что "в этом фрагменте библейские стихи с
       3-го по 6-й были, видимо, искажены редактором, более того, использование эпитета "избавитель" невозможно в приложении к чужому монарху. Это имя предназначалось для Элиши или Йоаша / Иоаса, сына Йехоахаза / Иоахаза, монарха, которому Элиша предсказал победу над Арамом"
      
       Конечно, что или кого понимать под словом "избавитель" это уже вопрос специфический. Одни видят в этом руку Бога, другие - геополитические интересы и аппетиты Ассирии.
       Знатоки могут спорить, мы - вежливо отстранимся. Так что же произошло в царстве Дамаска? А именно - изменилась ситуация вокруг самого царства арамейцев. Им и раньше угрожала Ассирия, которая давно уже зарилась на земли восточного Заиорданья и не только.
      
       Израильское войско, несмотря на свою малочисленность, всё же в очередной раз готовилось встретить нашествие арамейцев. Но те почему-то не появлялись. Наступило спокойствие, что и породило слова из Мелахим "...и жили сыны исраэйлевы в шатрах своих, как вчера и третьего дня". Так что же случилось в восточных краях? Лазутчики и купцы торговых караванов, шедших дорогами Израиля в Финикию и Египет, вместе с ворохом всяких слухов стали приносить и новости, прояснявших ситуацию.
      
       Тут надо немного отступить и посмотреть, что происходило к востоку от Арама. Царь Ассирии Адад-нирари III (годы царствования 811 - 783 гг до н.э.) провел несколько походов на восток против Мидии и Манны, где столкнулся с войсками урартского царя Минуа, считавшего эту зону "своей". Об этих походах известно лишь из их краткого перечня в ассирийских записях и из торжественной надписи, найденной в городе Нимруд. Нимрудская надпись, по всей видимости, была составлена в 802 г. до н. э., так как последним событием, упоминаемым там, был поход на Дамаск. Из чего видно, что аппетиты Ассирии распространялись и на запад, причем и эти походы были удачными.
       В 805 г. Адад-нирари начал войну с Дамаском и его союзниками. Причиной этой войны послужило следующее: когда власть в Хамате захватил ассирийский ставленник Закир, против него под руководством Бен-Адада III дамасского выступили члены северо-сирийского и южно-сирийского союзов, всего 10 царей, имена которых остались неизвестны из-за разрушения текста надписи. Закир, чтобы удержаться на престоле, призвал на помощь ассирийского царя и тот поспешил ему на помощь.
       В 802 г. до н. э. Адад-нирари окончательно завершил покорение Сирии, взяв её почти неприступную столицу Дамаск, что не удалось в своё время Салманасару III. Овладение Дамаском, славившимся своей шерстью и металлическими изделиями, имело огромное значение для ассирийской экономики. Среди добычи, захваченной там Адад-нирари, указано громадное количество железа -- 5000 талантов (151 т). Адад-нирари так сообщает
       о своих походах на запад от Евфрата: "Я покорил Хатти, всю землю Финикии, Тир, Сидон, Бит-Хумри (то есть Израиль), Эдом, вплоть до моря заката (то есть Средиземного моря) и наложил на них дань и подати". Добровольное подчинение Эдома и Страны филистимлян приблизило Ассирию почти вплотную к границам Египта. Но все же завоевание Дамаска было временным успехом, основательно закрепиться в Сирии и Палестине Адад-нирари
       так и не смог.
      
       Небольшое отступление: мать Адад-нирари III по имени Шаммурамат в ряде источников
       называют Семирамидой. Вот что пишет по этому поводу историк М. Цуканова (2015): "В древнегреческой литературе образ Шаммурамат смешан с образом легендарной царицы Семирамиды, создавшей прекрасные "висячие сады". Однако, их реальное создание было связано с именем другой царицы, супруги вавилонского царя Навуходоносора Амитис, для которой на специальных платформах, сложенных в виде ступенчатой пирамиды, были выращены необыкновенные сады со сложной системой полива. Они считались одним из
       "семи чудес света".
      
       В книге Мелахим не смогли не обратить внимание на то, что Иоахаз со своим населением
       так и не захотели (или не смогли) вернуться на стезю благоверности Богу, которого как единственного Бога Авраама и Яакова, признавали пророки. И потому мы вновь читаем претензию к царю Иоахазу "(13:6) Но не отступали они от грехов дома Йаровама, которыми тот ввел в грех Исраэйль: следовали они им; и ашэйра (кумирное дерево) стояла в Шомероне". Насчет культового дерева "ашэйра" приведу разъяснение З. Дашевского:
       "Есть несколько разных значений, что такое ашейра. Есть мнение, что это - богиня, что в русском варианте переводится, как Астарта. То есть, это богиня, которой поклонялись арамейцы и некоторые другие окружающие народы. Обычно в честь ее сажали дерево, которому тоже поклонялись. Поэтому большинство комментаторов считают, что это - дерево, которому поклоняются. Существование в Шомроне этого дерева, которому поклонялись, - это в чистом виде идолопоклонство. И это уже никак не было связано с политическими надобностями".
      
       Последние годы правления Иехоахаза были исполнены покоя. Израиль медленно выходил из апатии и... опять возвращался к грехам предков. Джоан Комэй: "В конце его царствования израильтяне уже не испытывали столь сильного давления со стороны Арама, потому что тому приходилось сопротивляться угрозе со стороны Ассирии". Краткое повествование о царе Иехоахазе в книге Мелахим II заканчивается неожиданно, хотя и стандартно: "(13:8-9) А прочие деяния Йехоахаза, и все, что он совершил, и подвиги его описаны в книге летописи царей Исраэйльских. И почил Йехоахаз с отцами своими, и похоронили его в Шомероне. И стал царем вместо него Йоаш, сын его".
      
       И напоследок - важное
      
       Вот и всё. Мы перелистали еще одну страницу древней истории древнего народа. Очередная страница, очередной царь, о котором до нас дошли только крупицы тогдашней жизни. Но эта "страница" - страница истории, которую никому не дано перечеркнуть или вычеркнуть. С тех пор прошло почти три тысячи лет. Три тысячи! В эти "тысячи" вошли времена, когда Ассирия разгромила Северное царство Израиль (Самарию) и изгнала большую часть 10-ти колен израильтян "в никуда"; когда Вавилон разгромил Южное царство Иудею и изгнал большинство народа ("Вавилонское пленение"); когда Рим разгромил и сжег Иерусалим и Храм, уничтожив или разогнав евреев вообще по всему миру. И на почти опустевшие земли, с которых насильно были выселены евреи (иудеи) - коренные жители "Палестины" (как Ханаан назвали греки и римляне), уже в 7 веке н.э. вторглись полчища завоевателей-арабов. С тех пор арабы (а за ними и вообще мусульмане, большинство из которых не имевшие никакого отношения ни к арабам, ни к земле иудейской, Иудее и Самарии), начали считать себя коренными жителями и хозяевами этой, чужой для них, захваченной силой земли.
      
       Не буду голословным. Я просто приведу айаты (стихи) сур (глав) Корана пяти авторитетных и признанных в мусульманском мире переводчиков (И. В. Пороховой, М., 2002; И. Ю. Крачковского, 1998, Ростов на Дону; Магомед-Нури Османова; Г. С. Саблукова, 1907, Казань; Б. Я. Шидфар, М., Умма, 2003). Перевод И. В. Пороховой, считается мусульманскими исламоведами наиболее адэкватным переводом (был одобрен Исламской Академией, Каир). В предисловии к нему сказано: "Смысловая передача текста тщательно контролировалась известными учеными-исламоведами не только Сирии (Порохова приняла ислам и живет в Сирии), но и других арабских стран, среди которых непререкаемый авторитет в мусульманском богословии д-р Зухайли. При толковании смыслов в переводе
       В. Пороховой используются исконно арабские тафсиры таких толкователей Корана как
       ат-Табари, аль-Куртуби, ибн Касир, Саид Кутб и др.". Этому переводу - верим!
      
       В Суре 7:137 читаем: "И мы в наследство дали люду, Что слабым и негодным слыл, Восток и Запад сей земли, Которую благословили им (на проживанье). И над сынами Исраиля Владыки твоего Исполнилось благое слово За их терпение и стойкость...". Порохова комментирует: "речь идет об иудейском царстве Соломона (араб., Сулейман) на земле обетованной, слава о котором распространилась далеко за его пределы".
      
       Сура 17:104 - "И вслед за этим Мы сынам Исраиля сказали: "Живите на земле (как должно вам)...". В указанной Суре говорится об исходе евреев из Египта и эпизоде гибели египтян, преследовавших евреев. (В других переводах: "живите в стране", "живите (спокойно) в этой стране", "живите в этой земле"). Ключевая фраза этой суры во всех переводах однозначна: Аллах (Б-г) предписывает еврейскому народу, сынам Исраиля (Израиля) жить на предназначенной им земле. Это не пожелание, это прямое указание Б-га (Аллаха)!
      
       Вот что говорит Сура 10:93 "Сынов Исраиля Мы наделили Прекрасным местом проживанья И даровали им все блага". Автор перевода Порохова комментирует этот стих: "... Речь, несомненно, идет о земле Ханаанской, куда Муса (Моисей) вывел свой народ. "...и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Ханаанеев"... (Исх. 3:8)".
      
       Почему я сейчас обратился к Сурам Корана? Подтолкнуло меня небольшое новостное газетное сообщение ("Горизонт", 11.27.2015): "Ассоциация антропологов США поддержала академический бойкот Израиля. Члены этой ассоциации проголосовали за бойкот израильских коллег. Участники голосования разрешили студентам заниматься исследованием "палестино-израильских отношений и выступать перед членами антиизраильского движения BDS, ратующего за полный бойкот Израиля, его жителей и товаров". Почему они так? Тут не столько любовь к "палестинцам", сколько финансы. Известно, что все эти "телодвижения" с "палестино-израильскими отношениями" щедро финансируются именно из мусульманских источников. Кафедры антропологов многих университетов США не очень популярны и гранты на их содержание и на оплату учебы для студентов, согласных "изучать палестино-израильские отношения" на кафедрах антропологии явно им не помешают... Обидно и стыдно, когда науку путают с политикой, идеологией и финансовыми подачками. Тем более, когда это происходит не в какой-нибудь "палестинской автономии", а в такой многонациональной и великой стране, как Соединенные Штаты Америки, символом которой является Статуя Свободы...
      
       Давид Генис
      
       Источники:
       Википедия
       Дашевский Зеев. Лекц. 90 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_90.html)
       Комэй Джоан. Кто есть кто в Ветхом Завете. М., 1998, С.222-223.
       Малкин Д. Жизнеописание малых королей. Кн 4, Новелла 9. Альманах "Еврейская
       старина", 3, 2011. (//berkovich-zametki.com/2011/Starina/Nomer3/Malkin1/php)
       Мелахим II (4Цар) 13:1-9 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Порохова И.В. Коран. Перевод с араб., М., 2002
       Православная энциклопедия. Т. 25, с.223-224
       Цуканова М., 2015. Опыт занимательной хронологии. Saarbrucken, Deutschland.
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн. 9, Гл. 8:5
       Шульц С. Ветхий Завет говорит. Гл.12 (//reformed.org/ua/2/537/16/Schultz).
      

       Царь Израиля Иоахаз

    Портрет из сборника биографий
    Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/02/2016. 21k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка