Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Иехоаш (Иоас) - 12-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/05/2016. 20k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из истории древнего царства Израиль (Самарии).


  •    Иехоаш (Иоас) - 12-й царь древнего Израиля
      
       Написание имени царя с иврита у разных авторов звучит по-разному. И даже у одного и того же переводчика можно отметить "пляску" букв. Так, в отрывке перевода библейской книги Мелахим II (4 Цар.), который я использую в данной статье, имя царя в написании Йоаш встречается 11 раз и в написании Йеоаш - 7 раз. Небольшое разночтение? Но при поиске материалов в интернете это имеет значение, да и для текста интересно - как же всё-таки более точно писать, особенно не знающим иврит? Вот разберитесь: Иехоаш (КЕЭ, Википедия); Иоас (в русскоязычной традиции); Йехоаш или Йоаш (Мелахим II), Иоаш, или Иоас (Джоан Комэй). Значение имени с иврита: "Данный Господом".
      
       Жил он давно, годы царствования (по Краткой Еврейской энциклопедии): 800-784 до н.э.
       Чуть ли не три тысячи лет тому назад! Древний Израиль - это Земля Ханаанская, конкретнее - сегодняшняя Самария и часть Заиорданья (ныне по воле Великобритании входит в состав Иордании). На этой древней израильской (еврейской) земле сегодня обосновались арабы, считая именно евреев здесь чужими... И рассказ мой не только о царе, сколько о царстве, о народе, о древней земле, где жили и трудились евреи, сыны Израиля.
      
       Читайте "летописи царей Исраэйльских"...
      
       "(МелахимII 13:9-10) ...И стал царем Израиля Йоаш (Йеоаш), сын Иехоахаза. ...(и был царем) в Шомероне шестнадцать лет". Автор книги Мелахим одним абзацем сразу дает оценку и эпилог жизни царя: "(М13:11-13) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, не отступал от всех грехов Йаровама, которыми тот ввел в грех Исраэйль, он следовал им. А прочие деяния Йоаша и все, что он совершил, и подвиги его, как он воевал с Амацией, царем Иудеи, описаны в книге летописи царей Исраэйльских. И почил Йоаш с отцами своими. И погребен был Йоаш в Шомероне с царями Исраэйльскими". Кратко написано. Что же делать, если те летописи царей израильских до нас не дошли? 16 лет царь престолом и страной руководил, но сведения теперь по крупицам искать приходится.
      
       "Возьми лук и стрелы..."
      
       Правда, чуть спустя некоторые подробности всё же приводятся. Тяжело и, видимо, безнадежно заболел пророк Элиша (Елисей). И пришел к нему царь Иехоаш, "и плакал над ним, и говорил: отец мой, отец мой! Колесница Исраэйля и всадники его"! По Дашевскому, это беспрецедентный случай, когда царь приходит навестить пророка, и при этом он рыдает и оплакивает его. Другого подобного примера нет. Иосиф Флавий, расстроганный таким поведением царя, даже написал в "Иудейских древностях": "Это был человек порядочный и по характеру отнюдь не похожий на отца своего". "Сэдер Олам" - авторитетный сборник, который является основой традиционной хронологии, сообщает, что эпизод, когда царь Иехоаш пришел навестить Элишу, произошел на десятом году царствования Иехоаша.
      
       (13:15) И сказал ему Элиша: возьми лук и стрелы, и положи руку свою на лук, (чтобы натянуть его). Для чего Елисей просит царя взять лук и стрелы? Конечно, посещение царем больного пророка в общем-то далеко необычный поступок, ведь он пришел проститься к пророку, который умирал и об этом они оба знали. И можно думать, что пророк хотел отблагодарить царя. Чем? Хорошим предсказанием. Это был его как бы "прощальный подарок, как полагается большому человеку" (Дашевский).
      
      
       Царь Иоаc (Иехоаш). Рис. из сборника биографий
    Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
       (Википедия)
      
      
       После этого Элиша сказал царю: "И возложи руку на лук", и царь выполнил совет. Затем Элиша положил свои руки на руки царя. Этот жест пророка может говорить только о том, что он благословил царя и в его лице народ. И сказал Элиша: "Открой окно на восток... и стреляй". И выстрелил царь. После чего сказал Элиша: "Стрела спасения у Всевышнего; и стрела спасения от Арама; побьешь ты Арам в Афеке до истребления". Тут надо вспомнить, что седьмой царь Израиля Ахав разгромил в давние времена войско Арама в Афеке. Значит, слова пророка и как бодрящее напоминание о бывшей победе над арамейцами и как пророческие слова о будущих победах израильтян над Арамом. Правда, он затем несколько уточнил свой прогноз и предсказал Иехоашу только три победы ("...только три раза побьешь Арам"). И на том умер Элиша, и похоронили его.
      
       В книге Мелахим II (4Цар) в одной строке после сообщения о смерти пророка Элиши сразу же коротко сообщают нам: "...и отряды моавитян приходили в страну при наступлении года (весной)". Этим, видимо, подчеркивается "профилактическое" влияние авторитетного пророка даже на врагов: вот не стало пророка-ясновидца и осмелели враги. Но, кроме того, об отрядах моавитян вспоминают еще и с целью сообщить о последнем "чуде" пророка: "(13:21) И было, хоронили одного человека, и увидали (погребавшие) такой отряд (моавитян), и бросили они того человека в гробницу Элиши; и при движении (при падении) своем коснулся тот человек костей Элиши и ожил, и встал на ноги свои".
       Известны случаи и в наше время, когда в состоянии нераспознанного летаргического сна или комы тела якобы умерших "неожиданно оживали". Можно допустить, что в данном эпизоде случилось нечто подобное, когда труп "того человека" с испуга "бросили в гробницу", и от удара он "ожил, и встал на ноги свои"... Данный эпизод вставлен дабы еще раз подчеркнуть святость пророка, который даже после своей смерти велик.
      
       И почти без передыха сказано о том, что умер Хазаэйл, царь арамейский, и стал царем вместо него Бен-Адад III (Венадад III) (13:24-25). Царствование Венадада оказалось для Арама нерадостным. Израильское царство вернуло себе территорию, которую отвоевал у него отец Венадада Азаил. Об этом читаем в книге Мелахим: (М 13:24-25) И умер Хазаэйл, царь Арамейский, и стал царем вместо него Бен-Адад, сын его. А Йеоаш, сын Йеоахаза, взял назад из рук Бэн-Адада ...те города, которые тот взял войною из рук Йеоахаза. Три раза разбил его Йеоаш и возвратил города Исраэйлевы. Всё, как предсказал пророк Элиша (Елисей)... Да, особенно известен Иехоаш победами над арамеями. Сначала он изгнал арамейского царя Бен-Адада из своих пределов. Позже, когда Бен-Адад III вновь вторгся на Изреельскую равнину, Иехоаш при Афеке разбил его наголову.
      
       Напомню, наиболее мощным арамейским государством в 9-8 вв. до н. э. был Арам-Даммесек с центром в городе Дамаске. Она занимало территорию от области Хамат на севере до Израильского царства на юге, между Сирийской пустыней на востоке и Финикией на западе. Так что воевать Израилю с ним было достаточно сложно.
      
       Сосед, царь Иудеи, громит страну Эдом.
      
       Уже Иехоаш царствовал в своем Шомероне (Самарии) второй год, когда в соседней Иудее
       на престол взошел 25-летний Амация. Энергичным оказался царь, освоился, укрепился на царственном месте и пошел войной на непокорный Эдом и "побил он десять тысяч эдомеян в Гэй-Амэлах и захватил в войне Сэлу, и назвал ее Йоктеэйль (МII 14:7)". Уж очень кратко описан этот эпизод. Несколько подробнее об этом событии можно прочитать в комментарии З. Дашевского. Он пишет, что Амация побил эдомеян в месте, "которое называется Гей-hа-мэлах, это происходит где-то в районе Эйлата, где возможно, были солончаки, где-нибудь недалеко от Петры. Имеется в виду, что он воевал с армией Эдома, и захватил какую-то скалу в ходе этой войны. Сказано "hа-сэла", и, может быть, что это какая-то определенная скала, или это могла быть крепость, которая стояла на утесе. И он дал ей имя Йоктеэйль". Причем и Дашевский подчеркивает "Этот эпизод описан очень кратко; смысл всех этих событий и названий нам не очень ясен, но надо сказать, что Эдом отделился от Иудеи еще при Иехораме, а теперь царь Амация "усмирил" Эдом и вернул себе власть над ним, что было немалым успехом". По его же словам, мудрецы в "Седер Олам" сообщают, что это происходило на двенадцатом году царствования Амации.
      
       Сказала колючка кедру: "Отдай дочь свою сыну моему в жены".
      
       Казалось бы, затем следует неожиданный переход от событий в Эдоме к странному обращению к царю Израиля. Что случилось? (14:8) Послал тогда Амация послов к Йеоашу, царю Исраэйля, сказать: выходи, встретимся лицом (к лицу). Приглашение без вежливых слов, всё же к царю, коллеге, соседу обращается. Так только объявляют о войне. В изложении Иосифа Флавия всё дано в однозначной форме: "Амасия в своем высокомерии написал израильскому царю письмо с требованием подчиниться ему со всем народом, подобно тому как его колена были подчинены его предкам, Давиду и Соломону. При этом он упомянул, что, если тот не захочет подчиниться добровольно, дело будет решено войною. Да, именно так воспринял это "приглашение" и царь Израиля. И ответил достаточно жестко. (14:9) И послал Йехоаш, царь Исраэйльский, Амации сказать: колючка ... послала сказать кедру: "Отдай дочь свою сыну моему в жены". Но прошел полевой зверь, и растоптал эту колючку".
      
       Налицо притча, которую древние знали и понимали, что она обозначает, во всяком случае тут не до обмена любезностями. Но дальше "Мелахим", приводя слова ответа царя Израиля, нам как бы объясняет ситуацию: (10) Действительно, ты побил эдомеян, и возгордилось сердце твое. Почитай же себя и сиди у себя дома. Зачем тебе дразнить беду, чтоб пал ты и Йеудея с тобою? Мы понимем, попытался Иехоаш образумить задиристого южного соседа, ведь война не просто поход и в войне можно и поражение потерпеть. Да, Амация разгромил Эдом. Сделал то, что не смог сделать его отец. Значит, возгордился? Решил, что сил хватит и с северянами разделаться? Но ведь и Иехоаш - боец, трижды одерживал победы над войском Арама, который как государство был намного мощнее, чем Эдом. Есть и такое мнение: причина войны неясна, Библия о ней ничего не сообщает. Но косвенно её можно увязать с известной притчей, приведенной в тексте. Иехоаш мог отказать Амации в руке своей дочери, тот оскорбился и двинул свои войска против Израиля.
      
       В Книге Судей (Пророки, Шофтим 9:8-12) приводится притча о колючке (терновнике). Суть ее в том, что однажды деревья решили выбрать себе царя. Этот пост предложили маслине, смоковнице, виноградной лозе. Но все они отказались, ссылаясь на то, что уже заняты делом и им важнее доставлять добро людям. И согласилась стать царем только никчемная "колючка" (терновник). Аналогия прозрачная с ответом Иехоаша...
      
       Между прочим, перекличка с днем сегодняшним: какова в еврейской традиции (Галахе) оценка войны евреев против евреев? Галаха - нормативная часть иудаизма, которая "регламентирует религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев" (КЕЭ), считает войну евреев против евреев большим несчастьем. С точки зрения Галахи (традиции) назревавшая по инициативе царя Иудеи война с Израилем проигрышная позиция для царя Иудеи. Собственно, об этом чуть ниже, хотя так и произошло. Дурная инициатива наказуема. А что сегодня в Израиле да и не только там? Евреи против евреев, десятки политических партий, деятелей, ученых, журналистов и прочих, и прочих, которые не могут найти общий язык и общую позицию в противостоянии антисемитам и бандитам всех мастей. Это разве не против Галахи? Не скажу ничего нового и мудрого - всё это против Галахи, а значит, и проигрышно, и наказуемо... Когда-то поэт приравнял перо к штыку, не забудем и поймем о чем речь в сегодняшнем мире и Израиле.
      
       Бахвальство наказуемо: царю Иудеи - шах и мат.
      
       Автор книги Мелахим констатирует: но не послушал предупреждения Иехоаша царь Иудеи Амация. И выступил Иехоаш, и встретились они в Бэйт-Шэмэше, в Иудее. Опытный Иехоаш не стал ждать нападения, выступил первым и зашел на территорию Иудеи, заняв позиции где-то недалеко от Иерусалима. Это - упреждающий ход и - шах.
       А затем последовал и "мат", конец дурной игре. "(14:12-13) И были разбиты иудеи, и разбежались они каждый в шатры свои. И схватил Йеоаш ...Амацйю в Бэйт-Шэмэше, и пошел в Иерушалаим, и разрушил стену Йерушалаимскую от ворот Эфраимовых до угловых ворот, на четыреста локтей". В данном случае пролом в стене не для штурма
       был сделан, а как знак победителя. Нам даже не описали, как проходило сражение, и как прошла фактическая сдача столицы Иудеи. Суть тут в другом.
      
       Более "лирично" это событие описал Иосиф Флавий, что и хочу привести ниже: "И когда он выступил со своею ратью против Иоаса и уже собирался вступить в бой, войско Амасии внезапно обуяли страх и смятение, так что войско обратилось в бегство раньше вступления в бой. И в то время, как люди его в страхе разбежались, Амасия увидел себя покинутым и попал в плен к врагам. Тут Иоас стал угрожать ему смертью, если он не убедит жителей Иерусалима открыть ворота и впустить его вместе с войском в город. Опасаясь за жизнь свою, Амасия склонил к тому иерусалимцев. Тогда Иоас велел разрушить часть городской стены и через это отверстие въехал на колеснице в Иерусалим, ведя за собою Амасию в качестве пленника. Став таким образом хозяином города, Иоас разграбил сокровищницу храма, собрал все золото и серебро, принадлежащее Амасии и находившееся во дворце, и, освободив после этого Амасию из-под стражи, вернулся к себе в Самарию. Эта беда постигла иерусалимцев на четырнадцатый год царствования Амасии, который после этого подвергся преследованию со стороны своих приближенных, бежал в город Лахиш и все-таки попал в руки заговорщиков, выславших туда убийц. Таким-то образом Амасия закончил жизнь свою вследствие презрительного своего отношения к Господу Богу" (Кн.9.9:3). Суть, конечно, не в этих "деталях", но очень важных для автора библейской книги.
      
       Правда, добавлена еще одна "весомая" строчка, как еще один важный символ победителя: (14:14) И взял он все золото и серебро, и всю утварь, что были в доме Г-споднем и в сокровищницах царского дома, и заложников, и возвратился в Шомерон". В приведенной фразе нет упоминания о плененном царе Иудеи. Иехоаш, который плакал над умирающим пророком, и тут проявил своё благородство. Он не убил пленника, не лишил его престола, он только "проучил" его... В книге Диврей записано: II 25:25) И жил Амация после смерти Йоаша, царя Йсраэйля, пятнадцать лет". Дашевский пишет в своей лекции: "И это поступок, совершенно не похожий на человека дома Ахава, который бы не остановился ни в коем случае, а это - человек, который все-таки продолжатель династии, поставленной по слову пророка, по решению Всевышнего".
      
       Иехоаш упомянут в Письменах Адад-нирари III, ассирийского царя. Там сказано, что царь ассирийский утвердил коронование "Иоаша самаритянина" (Википедия). Иехоаш считается одним из успешных израильских царей. Расшатанное во времена его отца Израильское царство не только восстановило при нём свою прежнюю мощь, но и стало грозным противником многих соседних народов, в том числе арамеев (Циклопедия).
       Давид Генис
      
      
       Источники:
      
       Дашевский З. Лекция 90 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_90.html)
       Дашевский З. Лекция 91 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_91.html)
       Диврей гаЙамим II (2Пар)(//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/)
       Лопухин А.П., Толков. Библия (//azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_12/14)
       Мелахим II (4Цар), 13, 14 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Хэнкок Г. Ковчег Завета. М., 1999 (//www.e-reading.club/chapter.php/95411/102/Henkok-)
       Флавий И. Иуд. древн. Кн.9:8-9 (//www.vehi.net/storiya/israel/flavii/drevnosti/09/html)
       Циклопедия. Иоаш (//cyclowiki.org/wiki/)
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/05/2016. 20k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка