Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Иеху 10-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 18/01/2016. 33k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О 10-м царе древнего царства Израиль после разделения монархии Соломона


  •   
       Иеху, 10-й царь древнего Царства Израиль
      
       А как же звали десятого царя древнего израильского царства? Похоже, никто не знает точно, ибо все пишут (произносят) имя его "на свой лад". На иврите это несколько постоянных согласных букв, а гласные - по наитию? Приведу примеры написания имени царя: Иегу (в русской традиции) или Иеху (Краткая Еврейская энциклопедия). В книге Мелахим - Йейу, у А. Меня - Иегу, у З Дашевского - Йеху, у В. Эрлихмана - Ииуй (Йегу), у Д. Малкина - Еху. Я буду использовать написание по КЕЭ - Иеху. Даты царствования без особого разброса - 842-814 до н.э. (КЕЭ).
      
       Через заговор - в цари
      
       Вернусь немного назад, к еще живому девятому царю Израиля Иораму. О нем писалось
       в книге Мелахим, что с войском он захватил восточнее озера Кинерет город Рамот Галадский. Но в той битве с царем Арама-Дамаска Азаилом (Хазаэлом) получил ранение. Оставив армию на попечение ее командующего Иеху, Иорам выехал в свой зимний дворец в Изреэле на лечение. Туда же прибыл и его союзник царь Иудеи Ахазия, дабы выразить свое сочувствие и оказать возможную помощь. Считают, что в этом была их большая ошибка - оба царя покинули войска в разгар боевых действий. К сыну примчалась из Шомрона и Иезавель со своими слугами и финикийскими жрецами.
       Вместо себя оставил командующего войсками Иеху. Но положение, как при любой осаде, не было легким. Питание и условия обитания в палатках были далеки от привычных, "мирных". Стычки, ранения, и, главное, вместо решительных действий только тяготы ожидания. Командиры и воины роптали. Пока цари были тут, в войсках поневоле поддерживалась дисциплина. Но покинул царь своих воинов и осмелели они, роптать стали чуть ли не вслух.
       Как в театре, картина вторая: пророк Елисей (Элиша), борец за религиозные устои и потому ненавидивший династию Омри и в ее числе царя Иорама, потакавших языческим идолам, прибыл в военный лагерь. Действующий царь был живой. Но пророк четко подбил Иеху (Ииуя) совершить государственный переворот. Он сообщил ему, объявив через своего ученика, что Г-сподь видит именно его царем Израиля: "так сказал Г-сподь: "Помазал Я тебя, чтобы быть (тебе) царем над Исраэйлем". Если велит сам Б-г, устоять, понятно, сложно. Но Иеху не сразу поспешил объявить себя царем. Понимал, что поддержка армии в таком случае - весомый козырь. Думаю, помнил он историю Зимри, который, царя убив и с армией не посчитавшись, себя в цари произвел. Успел на троне семь дней посидеть и сгинул, армией сброшенный со "святого места". Так вот, Иеху собрал военный совет и там скромно объявил, что вот через пророка ему сообщили "сверху", что его в цари прочат. Подчиненные его быстро поняли, что от них требуется, и тут же объявили его царем Израиля, расстелив перед ним одежды свои в знак покорности и в шофар затрубив. Вскочил объявленный царем Иеху на свою колесницу и с отрядом помчался в царский дворец в Изреэле. Как мы помним, его встречать выехали оба царя, но оба и были им убиты. Итак, престол стал вакантным, и осталось только на него воссесть. Что Иеху и сделал, перешагнув через два царских трупа.
      
       И последовали "разборки" царские...
      
       Разделавшись с царем-"язычником", Иеху направился в царский дворец. Он должен был выполнить пророчество о неминуемой гибели матери Иорама, ненавистной пророкам Иезавели (с иврита - Изэвэль), главной "насадительнице" языческих обрядов и верования в финикийского Баала в стране. Уже будучи извещенной о событиях и зная свою возможную судьбу, эта царская дочь навела необходимую женскую красоту и, стоя у окна дворца, надменно встретила убийцу. II9:30-37) "И когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: с миром ли, Зимри, убийца господина своего? И поднял он лицо свое к окну, и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему двое-трое придворных. И сказал он: сбросьте ее. И сбросили они ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее. И пришел он, и поел, и попил, и сказал: не забудьте об этой проклятой и похороните ее, так как она царская дочь. И пошли хоронить ее, но не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились они, и рассказали ему. И сказал он: таково было слово Г-спода, которое изрек Он через раба Своего Элишу".
      
       Но впереди была еще столица - Шомерон. Вопрос - как она, вернее, придворные и прочие "князья" встретят узурпатора? К тому же, там жили "семьдесят сыновей Ахава", т.е. братьев убитого царя. И сделал Иеху ход конем: "на пробу" сначала отправил гонца с письмом "к властителям Изреэля, старейшинам и воспитателям (сынов) Ахава". И текст
       составил хитрый, "уважительный": (10:2-3) "...А теперь, когда придет к вам это письмо, - а с вами и сыновья господина вашего, у вас же и колесницы, и кони, и укрепленные города, и оружие, то выберите лучшего и достойнейшего из сыновей господина вашего, и посадите на престол отца его, и воюйте за дом господина своего". Но до слуха тех деятелей в столице уже дошли вести о расправе над двумя царями и матерью царя. Там поняли, не будет он церемониться ни с кем, если не признают его, единственного. И ответ пришел правильный: (10:5) "И ведавший дворцом, и глава города, и старейшины, и воспитатели послали сказать Иеху: мы рабы твои, и что ты скажешь нам, (то и) сделаем. Мы никого не поставим царем; что угодно тебе, (то и) делай".
      
       И в столицу вновь помчался царский гонец, уже со вторым, грозным письмом-приказом: "...возьмите головы сыновей господина вашего и приходите ко мне завтра в это время в Изреэль. И ...взяли они сыновей царя и зарезали (их) - семьдесят человек; и положили головы их в корзины, и послали к нему в Изреэль". Да, не церемонились в древние времена
       с человеками... Доложили царю - принесли головы сыновей царских. Приказал рабам своим: положите их двумя грудами у входа в ворота до утра. А утром объявил народу, мол, да царя он убил, исполняя волю Г-спода. И тут же добавил, показывая на головы -
       "а их всех кто убил"? Что ему на этот вопрос "народ" ответил, в библейской книге ничего не сказано. Помолчим и мы, теряясь в догадках... Интересную реплику я встретил у Джоан Комэй, она пишет: "Слово "головы", по-еврейски "рошим", может иметь два значения, и в определенном контексте может означать "руководители", но запаниковавшие власти в столице восприняли его требование буквально. Они убили сыновей Ахава...". Не очень я согласен с этой "политкорректной" репликой. Ведь сказано было четко в предсказаниях пророков - за насаждение язычества в стране погибнет вся династия Омри. Объяснять можно по-разному. Факт остается фактом. Борьба за престол, за власть, нигде и никогда не была в рамках "человечности". Как, впрочем, и сегодня она жестока и беспощадна. Живой пример в страшных событиях Парижа 14 ноября 2015 года, в бесконечных терактах в Израиле, в зверствах бандитов-исламистов самозванного ИГИЛ... Это ведь тоже примеры борьбы за власть в наши "цивилизованные" времена. Что ж тогда делали три тысячи лет назад?
      
       Но дальше опять о том же: (10:11) "И перебил Йеху всех оставшихся из дома Ахава в Изреэле, и всех вельмож его, и близких его, и жрецов его, так что не осталось от него остатка (ни одного уцелевшего)". После этой экзекуции двинулся царь в столицу.
       И когда он был в пути, у Бэйт-Эйкэда пастушеского, встретил братьев Ахазии, царя иудейского, которые сказали, что идут (узнать) о здоровье сыновей царя и сыновей царицы. Еще не знали они о трагедии этой семьи, которая перестала существовать по велению Иеху. Ответ был коротким: (10:14) "И сказал он: возьмите их живыми. И взяли их живыми, и зарезали их у ямы в Бэйт-Эйкэде - сорок два человека. И не оставил он ни одного из них".
      
       О царской резиденции в Изреэле
      
       Изреэль - древний еврейский город, руины которого находятся на востоке плодородной Изреельской долины, в 7 км к югу от нынешней Афулы. Принадлежал колену Иссахара. При царе Омри город стал зимней резиденцией царей Израиля. В 1990 году Археологический институт университета (Тель-Авив, Давид Усышкин) и Британская археологическая школа в Иерусалиме (Джон Вудхед) начали раскопки там, где находился Изреель. Их вели с 1990 по 1996 год. Когда откопали укрепленные сооружения и керамические изделия, стало ясно, что руины относятся к т. н. железному веку, а следовательно, ко времени существования Изрееля. В процессе раскопок по протяженности стен установили, что город имел размеры 300 на 150 м, то есть больше чем в 3 раза превышал территорию известных израильских городов того периода. Его окружал ров без воды, расстояние от дна рва до верха укрепительных сооружений составляло 11 м.
       Вторая неожиданность заключалась в том, что в центре города не обнаружили больших сооружений. За ограждением было большое количество красновато-бурого грунта, привезенного во время строительства города и насыпанного выше уровня земли -- своего рода высокая платформа. В отчете археологов сказано: "Мы предполагаем, что Изреель был центральной военной базой израильской армии во времена царя Омри и его потомков... там находились и обучались царские всадники и воины на боевых колесницах". Возможно, это была площадка для проведения военных смотров.
      
       Предметом особого интереса для археологов были развалины городских ворот не менее чем с четырьмя боковыми комнатами. Археологические находки говорят о том, что этот город, хотя он был идеально расположен и в стратегическом, и в географическом отношении, просуществовал недолго, в течение нескольких десятилетий. Во время правления Иеху (Ииуя), вероятно, из-за желания отделить себя от всего, что связано с Ахавом, новое правительство покинуло этот город. С падением династии Омри Изреэль пришел в упадок и был разрушен во время ассирийского вторжения в 772 г. до н. э.
       Место, где находился город Изреель, уже многие века заброшено. Ныне, погребенный под пластами земли, он превратился в обычный курган.
       Район Изреельской долины был в древности густо населенным и опустел только после арабского нашествия. Арабов ненадолго сменили крестоносцы, потом в долине кочевали немногочисленные бедуины. Земли пришли в упадок, и долина покрылась болотами. Малярия сделала проживание в долине почти невозможным. Только в начале XX столетия в этих местах началось возрождение сельского хозяйства. Еврейский национальный фонд при посредничестве И. Ханкина выкупил земли у семьи Сурсук, которая владела большей частью Изреельской долины. В 20-х годах XX века Еврейскому национальному фонду принадлежало в долине уже 7 тыс гектаров. В результате проводимых работ по осущению почвы болота отступали, строились новые поселки. В настоящее время значительная часть сельскохозяйственных угодий в долине принадлежит еврейским кибуцам и мошавам (68 еврейских поселков), а также нескольким деревням арабов. Местным центром и крупнейшим населенным пунктом является город Афула, основанный в 1925 году на месте крепости крестоносцев Ла Феб, переименованной арабами в Аль Фул.
      
       Заключительный "аккорд" расправ в столице
      
       Но и эта кровавая акция еще не была последней. Ибо в книге Пророков Мелахим еще добавлено: (10:17) "И прибыл он (Йеху) в Шомерон, и перебил всех, оставшихся у Ахава в Шомероне". Почему в библейской книге с такой откровенностью описаны все эти кровавые злодеяния человека, объявившего себя царем? Потому, что этими описаниями хотели показать всем колеблющимся - не впадайте в язычество, не поклоняйтесь идолам, поклоняйтесь только Богу единому, иначе... Не забудем, это было проявление времен борьбы за монотеизм против язычества. Вспомним жестокости христианства средневековья против "инакомыслящих". Тот же призыв из Корана -"убей неверного". В антисемитской литературе очень любят ссылаться на "терроризм" Танаха (еврейской Библии) забывая о собственных грехах, кстати еще более бесчеловечных и жестоких...
      
       Рехавиты
      
       Надо добавить, что восстание Иеху поддержали и слои населения, недовольные своим бедственным положением или религиозной политикой царской семьи. По дороге в столицу к Иеху примкнул Ионадав, предводитель рехавитов, малоимущей социальной общины, не разделявшей чуждые религиозные влияния. Они были противниками культа Баала и финикийского влияния. Ионадав помог царю в истреблении потомков Ахава и устранении культа Баала. Поддержка рехавитов в какой-то степени укрепила позицию Иеху в его борьбе за трон.
      
       Рехавиты - это была небольшая религиозная секта (община) в древнем Израиле. Впервые они упоминаются в книге пророка Иеремии (35,1:10). Свое возможное происхождение они вели от Ионадава (Иехонадава), сына Рехава, современника царя Иеху. Они называли Ионадава "отец наш", но это могло быть только образное выражение и секта могла существовать еще ранее. В описании Иеремии сказано, что рехавиты придерживались заповедей, установленных для них Ионадавом: не пить вино, не возделывать поля и виноградники. Они оставались пастухами и жили в шатрах до вторжения Навуходоносора, когда они укрылись в Иерусалиме (в городе они тоже жили в шатрах?). Ионадав поддержал Иеху в его борьбе против дома Ахава. Мы знаем из библейского рассказа, что Ионадав, которого Иеху посадил в свою колесницу, когда он мчался в Самарию, дал ему свое благословение на истребление царской семьи. Иеху, в свою очередь, заверил Ионадава в своем религиозном рвении. Можно думать, что конфликт Ионадава с династией Ахава был даже более принципиальным, чем у пророков. Например, Элиша не принимал участие в истреблении служителей Баала. Видимо, аскеты рехавиты, настолько были агрессивно настроены против религиозной политики семейства Ахава, что поддержали массовые убийства своих "противников". В более поздние времена рехавиты не принимали активного участия в общественно-политической жизни Израиля. Считается, что во время Второго Храма они еще могли быть, но навряд ли представляли собой значимую религиозную секту.
      
       Оправдывая доверие пророка...
      
       Застолбив свое место на престоле, избавившись от всех возможных претендентов, Иеху взялся за исполнение поручения покончить с язычеством в стране. Ведь суть поддержки пророка и вся история с переворотом заключалась именно в этом. Военный человек, Иеху решил всё дело решить одним серьезным и неожиданным штурмом. Но сначала провел обходной маневр. А именно: объявил себя поклонником Баала еще большим, чем были предыдущие цари. (10:18) "И собрал Йеху всех людей, и сказал им: Ахав служил Баалу мало; Йеху будет служить ему много". И приказал собрать всех пророков Баала, всех поклоняющихся ему и всех жрецов его, чтобы ни один не был в отсутствии, "потому что у меня будет великое жертвоприношение Баалу". Понимая, что будут и сомневающиеся, и кто-то из осторожности или занятости не поспешит на общий сбор, предупредил: "А всякий, кто не явится, не останется в живых". Уверен, в жестокости нового царя все были достаточно понаслышаны и его любезное приглашение на всенародное чествование Баала никто не посмел проигнорировать. "И пришли все поклоняющиеся Баалу, не было ни одного, кто не пришел бы; и пришли они в дом Баала, и наполнился дом Баала от края до края". На всякий случай приказал проверить, не попали ли на собрание те, кто не поклонялся Баалу. Провели все полагающиеся ритуалы. А затем (10:25) "И было, когда закончено было совершение всесожжения, сказал Йеху скороходам и начальникам: войдите, перебейте их, пусть ни один не уйдет. И перебили их острием меча...". Вот так, одним махом, расправился царь с идолопоклонниками в своем царстве. А дальше разнесли
       храм Баала, и все постройки сожгли, "и разбили они памятник Баалу, и разрушили дом Баала, и сделали из него отхожее место". (10:28) "И истребил Йеху Баала с (земли) Исраэйльской". Так была проведена насильственная религиозная реформа, за которую радели пророки Илия и Елисей.
      
       Книга пророка сообщает нам, что от грехов Иеровоама, которыми тот ввел в грех Исраэйль, от золотых тельцов, установленных в Бэйт-Эйле и Дане, Иеху не отступил. Возможно, как и первый царь Израиля, посчитал, что отказаться от поклонения тельцам, значит, открыть дорогу жителям Израиля для поклонения богу в Иерусалим. Скорбит автор Мелахим: (10:31) "Но Йеху не придерживался того, чтобы следовать Торе Г-спода, от всего сердца своего". Ну и естественно последовали "наказания" божьи: "В те дни начал Г-сподь отсекать (части) от Исраэйля; и Хазаэйл побил их (исраэйльтян) во всем пределе Йсраэйлевом: (33) На восток от Йордана всю землю Гилад, (колена) Гада, Реувэйна, Менашше, от Ароэйра, который при потоке Арнон, и Гилад (столицу), и Башан".
      
       Момент, выбранный для переворота, оказался неудачным с политической точки зрения. Ситуация вокруг была неспокойной. В Дамаске царствовал воинственный Хазаэль, который начал наседать на Израиль. По одной из версий, Иеху, естественно, начал искать союзников, чтобы выстоять против Арама. В надежде найти сильного заступника, обратился к Ассирии. Дружба требует денег и он послал царю Салманасару богатую дань. На несколько лет это помогло. Спустя вскоре Салманасар отвлекается на другие проблемы. И Израиль без союзников стоит лицом к лицу с Дамаском, достигшим к тому времени необычайной мощи. Вот и начал Хазаэйл "отсекать части от Израиля".
      
       Оказалось, что с Баалом и его сторонниками было легче справиться, чем, забравшись на трон, страну сохранить. Читая концовку, нелегко отделаться от мысли, что авторы иронизируют, когда видишь слова "про подвиги": (10:34) "Прочие деяния Йеху и все, что он совершил, и все подвиги его описаны в книге летописи царей Исраэйлских. И почил Йеху с отцами своими, и похоронили его в Шомероне. И стал царем вместо него Йехоахаз, сын его". Царствовал однако долго - 28 лет! Столько лет зарплату царскую получал, но кроме Баала так никого и не победил? Не иронизирую, просто удивляюсь... Явно автор Мелахим не ставил своей целью писать производственную характеристику царю.
      
       Да, автор Мелахим прав. Были "подвиги" - начался быстрый упадок мощи страны. С Финикией и Иудеей поссорился, стали врагами. Азаил (Хазаэйл), царь соседнего Арама-Дамаска, не стал церемониться, вторгся на территорию Израиля, захватил всю заиорданскую израильскую территорию. Под властью Иеху осталась, кажется, только нагорная территория колена Эфраима. А тут еще ассирийский Салманасар III прошел походом через всю территорию Израиля, достигнув побережья. В общем, так плохо Израилю еще никогда не было. И Джоан Комэй пишет: "Возможно, Иеху был бывалым воином, который действовал дерзко и беспощадно при захвате власти, но он оказался совершенно недееспособным политиком и никудышным государственным деятелем".
      
       Так что пророки не на того поставили... Да, можно сказать, что историю библейского Израиля вершили пророки. Они всегда находились в гуще событий, постоянно вмешивались в политику. Их действия и их слова порой оказывали на современников большее влияние, чем дела царей и военачальников. Говоря о пророках, мы как бы представляем себе их как неких вечных провидцев, хотя в их речах и действиях было больше оценки современных событий, чем предсказаний будущего. Но мы сейчас не о пророках, а об Иехе...
       Не всё так просто в жизни...
       Противники идолопоклонства в Израиле ненависть к Баалу перенесли на весь дом Ахава, постоянно напоминая, что над ним тяготеет проклятие пророка Илии. В Иудее царей могли осуждать, но при том оставались верными династии "ради Давида". Цари Самарии такой поддержки были лишены. Народ принимал их, но не видел в них божьих ставленников и потому в их наследственные права верил мало. Пророк Илия, выступив против Ахава, обличал его словом; но от этого идолопоклонство не исчезало. Некоторые ревнители Ягве решили, что следует принимать более активные действия. Возродилась старинная идея священной "войны", и появились сторонники насильственных мер, дабы вернуть израильтян на верный путь, т.е. избавиться от поклонения Баалу и другим идолам.
       Так возникла идея заговора, душой которого был Элиша (Елисей), ученик Илии. Елисей, по изображению в Библии, был человеком огромной силы воли, с властным и резким характером. Он пользовался общим вниманием, никогда не был гонимым одиночкой; его окружала большая группа учеников, "Сынов Пророческих". Даже у чужеземцев Елисей пользовался авторитетом, его почитали и как чудотворца и как предсказателя. Пророк не только мог обращаться к царю, ходатайствуя по каким-то важным вопросам, но и вмешивался в политические дела, хоть и не напрямую, даже участвовал в походах вместе с войсками.
       Он решил, что именно династия царя Ахава является основной силой поддержки язычества в стране. Это свое видение Елисей внушал Сынам Пророческим (община, жившая в поселке вблизи Иерихона), на них он, видимо, рассчитывал как на зачинателей решительного протеста. Надо полагать, что Елисей рассчитывал и на поддержку израильтян, соблюдавших старые обычаи, противников насаждения язычества в стране. Среди них были известны "рехавиты", отличавшиеся аскетизмом и преданностью старому образу жизни пастухов-скотоводов. Были недовольные и среди военных, которых возмущали долгие и бесплодные войны. Так созревала почва для решительного противодействия царствующим язычникам. В итоге политический переворот перерос в попытку военного и насильственного способа освободить народ от язычества и его апологетов.
       В книге Мелахим достаточно ясно описано, как пророк Елисей выбрал для выполнения заговора именно Иеху. Почему именно его? Он командовал армией, в его руках была сила, которая могла осуществить идеи Елисея. Других, обладавших реальной силой, в стране не было. Это был выбор Елисея. "Тем не менее удачным его назвать невозможно. Хотя Иегу и проявил находчивость и решимость, но коварства и жестокости у него было куда больше, чем мудрости и справедливости" (А. Мень)..
       Заговор реализовался, династия Ахава была уничтожена. Все "староверы" и, прежде всего, Елисей, понятно, были довольны. Нечестивая династия не только была свергнута, но и уничтожена подчистую. Но не всё так просто в жизни. Вскоре оказалось, что царь Иеху не такой уж и "боговерный" как им мечталось. Со временем пришло осознание, что кровавым путем идеалы не насаждают. Массовые убийства не придали уважения ни новому царю, ни его действиям. Считают, что и сам Елисей разочаровался в своем избраннике. В библейских книгах больше ничего не пишется о связях Иеху с пророком.
       Не забудем - Иеху сидел на троне 28 лет. И за это время ничего больше совместного о царе и пророке.
       Д. Малкин в книге о королях (царях) древнего Израиля пишет: "Еху, кажется, приложил немалые усилия, чтобы остаться в истории, но не преуспел. У злобы нету предела, и следующий злодей превосходит предыдущего, тем более, что использует для массовых казней всё более "передовую" технику. Мне кажется, что унылая ненависть, которая им владела, уподобила Еху стихийному бедствию, ещё одному Бичу Божью. Наверное, поэтому образ злодея-Еху не вдохновил людей искусства: Еху не рисовали, не писали о нём оперных либретто, даже не проклинали всерьёз, и это тем более странно, если вспомнить, что его жертва, королева Изевель, стала популярным персонажем картин и мифов. Хроники "Рассказы тех дней" едва упоминают Еху, да и то, поскольку речь идёт об убитых им королях Иудеи. Судьба насмеялась над Еху. На "Чёрном обелиске" царя Шалманасара III выбит рисунок человека в длинном колпаке, раболепно лежащего у подножия трона. Это - единственный известный до сих пор портрет древнееврейского правителя, чью достоверность принимают учёные-ассириологи. Но какова подпись! "Еху, сын Омри, приносит дань...". Его, сделавшего целью жизни уничтожение ненавистной династии, ославили перед потомками, назвав сыном именно Омри! (Д. Малкин).
       А Израиль впереди ожидали не лучшие времена, а разочарования и поражения. Колесо истории продолжало крутиться и с конвейера времен послышались пока еще отдаленные раскаты грома. На севере начали собираться тучи. Оттуда шли ассирийцы.
       Ассур - меч, занесенный над Израилем
       Ассирия как государство возникло около двух тысяч лет до н.э. в Северной Месопотамии. Постепенно страна усиливалась, население росло, добываемый в горах металл ассирийцы превращали в оружие. И воины Ассура начали выступать за пределы своей земли. Они совершали набеги и, уходя, оставляли разграбленные города и выжженные поля. Они почувствовали свою силу и превратились в угрозу для всего Востока. Ассирийские цари шаг за шагом, поход за походом, создавали огромную военную империю. Основатель ее Ашшурнацирапал II (883-859 до н.э.) прославился своими походами, проходя по чужим землям, разрушая крепости и сея ужас и смерть. Ашшурнацирапал перестроил столицу Кальху, и ее дворцы были украшены рельефами, прославляющими его империю. Возвеличение царя в Ассирии, пышные титулы, сухие перечни покоренных областей и истребленных городов занимают больше половины ассирийской эпиграфики.
       Сын его, Салманасар III (858-824 гг.), провел несколько военных кампаний против арамейских государств и их союзников, в ходе которых предпринял несколько попыток захватить Дамаск. Самое известное сражение Салманасара III - битва при Каркаре в 853 г. Ассирийской армии противостояла тогда коалиция армий Хамата, Арвада, Библа, Дамаска, Израиля и других союзников. Дамаск выставил 1200 колесниц, 1200 всадников и 10 тыс. пехоты, Хамат -- 700 колесниц, 700 всадников и 10 тыс. пехоты, Израиль -- 2100 всадников и 10 тыс. пехоты, южные бедуины поставили тысячу верблюдов с воинами, немалые силы выделили и другие участники коалиции. Даже Египет послал в помощь коалиции тысячу воинов. Собрав не менее 63 тыс. пехоты, 2 тыс. всадников, 4 тыс. колесниц, союзники выступили на север, навстречу ассирийцам.
       Ассирийские источники упоминают о двенадцати царях, которых разбил в этом сражении Салманасар III. Произошло ли так на самом деле, ученые сомневаются. У стен города Каркара (в бассейне среднего течения р. Оронт) произошла решающая битва. Салманасар в своих летописях говорит, что он разрушил Каркар и наголову разбил союзников и что те понесли потери в 140 тыс. воинов. Но, очевидно, на самом деле победа, которую приписывает себе Салманасар, была весьма сомнительной. О своих потерях ассирийский царь промолчал, но они, видимо, тоже были немалыми. Ассирийские войска не только не двинулись далее, на Дамаск, но даже вынуждены были вернуться обратно в Ассирию.
      
       В 841 г. Салманасар III предпринимает поход на юго-запад, ворвавшись в Израиль. Он осадил столицу Израиля Шомрон (Самарию). Израильский царь Иеху (Ииуй) признал вассальную зависимость от Ассирии и выплатил Салманасару дань. Это изображено на "черном обелиске Салманасара", на котором Иеху изображен перед ассирийским царем в земном поклоне. Среди данников, несущих дары царю, виден человек с короткой курчавой бородой, в остроконечном головном уборе; он в поклоне перед Салманасаром. Есть и подпись, что это Иеху, который приносит ассирийцу дань из золотых слитков, серебра и дорогих пород дерева. В тексте, относящемуся к этому изображению, говорится: "Дань Иауа из Бейт-Хумри: я получил от него серебро, золото, золотую вазу, золотые кубки, золотую чашу, золотые кувшины, скипетры для царя и бальзамовое дерево" (Текст в переводе с иврита Р. Юдовина в кн.: Олам а Танах). Примечание: Иауа - это Иеху;
       Бейт-Хумри - это "дом Омри", или Израиль).
      
       Итог: "Переворот Иегу увенчался полным успехом в религиозно-культурном отношении. Однако политические и экономические результаты этого переворота оказались пагубными для Израиля. ... Период его царствования - время глубокого упадка в истории Израиля" (Тадмор Х., Надель Р.). Стать царем - еще как-то смог, обстоятельства помогли. А вот быть царем, действенным главой страны - не получилось.
      
       Откопали дом пророка Елисея?
       На Тель-Рехов поблизости от Бейт-Шеана в Северном Израиле археологи, по их мнению, очевидно обнаружили дом библейского пророка Елисея. Израильский археолог Ами Мазар сообщил американскому каналу CBN о том, что они нашли дом с двумя входами, с крупными глиняными сосудами, больше обыкновенного, и керамическим черепком с надписью, сделанной красными чернилами. Исследователи реконструировали неполную надпись, как "Елисей". Местонахождение дома и необычные объекты, такие как два алтаря для сожжения ладана и глиняные фигуры, "точно соответствуют написанному в Библии", сообщил Мазар. Даже датировка согласуется с библейскими данными. Елисей помазал на царствие Иеху, сына Намессии. Штеффен Пфан, эксперт в библейской археологии, сообщил, что рядом с предполагаемым домом Елисея были найдены две надписи с именем Намессии. Археологи не могут с уверенностью сказать, принадлежал ли этот дом пророку Елисею, или там проживал другой состоятельный человек с таким же именем, совершавший ритуалы. Ввиду того, что имя Елисей (пер. Божья помощь) в Библии встречается довольно редко, археологи склонны соотнести найденный дом с резиденцией известного пророка (Ульрих В. Сам, 2013). К сожалению, я не нашел более поздних работ с оценкой этой находки.
      
       Давид Генис
      
      
       Источники:
       Библейская археология в Израиле (//sites.google.com/a/biblearcheology/net/
       Википедия.
       Даймонт Макс. Евреи, Бог и история. Пер. с англ., М. 1994.
       Дашевский З. Лекц 86: Мелахим II (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_86.htm)
       Дашевский З. Лекц 87: Мелахим II (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_87.htm)
       Ежевики. Йеху (//ejwiki.org/wiki)
       Краткая Еврейская Энциклопедия (//www.eleven.co.il/article/).
       Комэй Джоан. Кто есть кто в Ветхом Завете. Перев. с англ., М., 1998,
       Малкин Д. (//berkovich-zametki.com/2011/Starina/Nomer3/Malkin1/php)
       Мелахим II:9-10 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Мень А. История религии. Т.5, гл.1
       Православная энциклопедия (//www.pravenc.ru/text/293959.html)
    Соколов А. Последние цари Израиля. 2014 (//www.bogoslov.ru/text/4241753.html)
       Тадмор Х., Надель Р. Библейский период (//jhistory.nfurman.com/code/ettinger1_13.htm)
       Ульрих В. Сам (//israelreport.ru/science/7192)
       Универсальная энциклопедия. Cалманасар III (//unienc.ru/w/ru/780149-salmanasar-iii.html)
       Что обнаружено в Изрееле (//wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u/2000165)
       Юдовин Р. Библия. Документы (//www.awakeningbibleschool.com/wp-
       content/uploads/2012/08/)
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 18/01/2016. 33k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка