Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Иеровоам Ii - 13-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/03/2016. 34k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 2 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение серии о царях древнего Израиля


  •    Иеровоам II - 13-й царь древнего Израиля
      
       Мир вокруг нас как в машине времени, которое невозвратно катится вперед, а нам всё хочется оглянуться назад, разглядеть, что там в дымке ушедших веков до нас было. Интересно ведь, и не только историкам. Ниточка жизни от них, далёких предков, к нам тянется и дай бог к нашим далеким потомкам продлится. Вот ведь не забываем про Адама
       и Еву, хотя и науку с эволюцией, и археологию с геологией со счетов не сбрасываем. Не можем мы без бабушек и дедушек, даже если они три тысячи лет тому жили...
      
       В общем, откроем библейскую книгу Мелахим II (в христианстве - Книга 4.Царств) и продолжим ретро-знакомство с миром ушедшим. На очереди рассказ о Иеровоаме II,
       13-м царе древней страны Израиль. Царство это, напомню, образовалось после распада монархии Давида-Соломона на Иудею и Израиль (Самарию). Имя царя для русскоязычного читателя как блуждание в лабиринте... В русской традиции - Иеровоам, но в книге Мелахим и у Дашевского, Липовского - Иаровам (Йаровам), в Краткой Еврейской энциклопедии - Иоровам или Яровам, у Липовского - Йаровам. Дубнов пишет - Иеровеам...
      
       Годы царствования тоже в разночтениях, все считают, у всех всё правильно, но все они в одном списке - "чехарда". Очень детально высчитывает годы правления царей Израиля в своей книге "Библией повереная история" В. Гацуцын: 824 - 783 гг до н.э. Но эти цифры стоят особняком по сравнению с данными других авторов. КЕЭ, Википедия, Финкельштейн, Липовский указывают 788 (789) - 747 (748) годы. В Православной энциклопедии даны такие цифры: 793 - 753 годы до н.э. Но цель данной статьи не в анализе хронологии.
      
       В то время, как в соседней Иудее уже 15-й год царствовал Амация, в столице Израиля Шомероне (Самарии, по ее имени часто и саму страну так же называли) умер царь Иехоаш
       (Иоас) и его сын, Иеровоам II, занял царский престол. "(И царствовал) сорок один год (М14:23)".
      
       Автор книги Мелахим, для которого проблема почитания и исполнения воли Г-спода на первом плане, сразу же объявляет свое "фи" новому царю: "(М14:24) И делал он то, что было злом в очах Господних: не отступал он от всех грехов Йаровама (первый царь Израиля, установивший фигуры тельцов в местных храмах и допускавший финикийские языческие обряды. - Д. Г.), которыми тот ввел в грех Исраэйль". Фактически стандартное обвинение, которое предъявляется пророками всем царям Израиля. Шла многолетняя борьба за единобожие и пророки не могли простить северянам отход от поклонения Единому Богу и дому его - иерусалимскому Храму, а также раскол единого Царства Давида, как Божьего Дара потомкам Авраама, Исаака и Яакова (Израиля).
      
       Правда, автор Мелахим не мог не сказать и о заслуге Иеровоама II по возвращению земель, в свое время захваченных царями Арама-Дамаска. Но сказано об этом очень кратко, одной строчкой: (14:25) Он восстановил пределы Исраэйля от входа в Хамат до Ям Аарава...". Здесь Хамат - одно из северных арамейских царств, а Ям Аарав - Мертвое море. К этим событиям мы еще вернемся, читая другие источники, но здесь следует добавить, что эти победы и заслуги приписаны скорее не самому царю, а помощи, оказанной стране "по слову Г-спода", переданного через пророка Йону: (14:26-27) Так как Г-сподь видел бедствие Исраэйля, весьма горькое, ...и не было помощника у Исраэйля, То не говорил Г-сподь о том, чтоб стереть имя Исраэйля из поднебесной, и спас Он их рукою Йаровама, сына Йоаша".
      
       Конечно странно, что царю-идолопоклоннику Бог оказывает помощь, даруя ему победы в войнах. Царь Иеровоам неправедный, а победы одерживал. Чем он отличался от других царей Израиля? Пока не будем говорить об объективных причинах его побед, почитаем, что пишет З. Дашевский. Иеровоам не принял во внимание донос на пророка Амоса, который якобы готовил заговор против царя. В главе 7 Книги Амоса видно, что пророчества Амоса про царя и про Израиль были не из приятных: "Г-сподь сказал: ...Я ...не буду больше прощать ему. И опустеют (жертвенные) возвышения Йисхака, и святилища Йисраэйлевы будут разрушены. И восстану Я с мечом на дом Йаровама. ...От меча умрет Йаровам, а Йисраэйль изгнан будет с земли своей (8-11)". Комментаторы считают, что Иеровоам не принял этого доноса, и ничего не сделал Амосу. Почему? Царь, видимо, рассудил, что если пророк пророчествует, то это нельзя считать злонамеренным поступком: он слышит слова свыше, и поэтому он - пророчествует, озвучивая те слова. Мы же видим, что Пророк фактически обвиняет царя и его окружение, предрекая тяжелые времена и последствия, а царь не делает ему за это ничего плохого. И за это, при всех недостатках и грехах этого царя, Всевышний якобы награждает Иеровоама, посылая ему победы.
      
       И всё же следующей фразой автор-пророк Иеремия (которого считают возможным автором книги Мелахим) пишет: "(14:28) А прочие деяния Йаровама и все, что он совершил, и подвиги его, и то, как он воевал и как возвратил Исраэйлю Даммэсэк и Хамат, принадлежавшие Иеуде, описано в книге летописи царей Исраэйльских".
      
       По поводу концовки этого стиха Дашевский замечает: "Что означает фраза, что он вернул Дамаск и Хамат Йеhуде в Израиле? По этому поводу есть такое множество объяснений, что это наводит на мысль, что объяснения толком никто не знает. Одно из наиболее правдоподобных объяснений такое, что там издревле жили люди из колена Йеhуды, и это был как бы иудейский автономный округ в израильском царстве". И по поводу захвата Дамаска тоже не все авторы согласны, ссылаясь на разность прочтения текста. От летописей царей исраэйльских ныне и следов не осталось, так что завершим последней и грустной фразой из текста Библии: "И почил Иаровам с отцами своими, с царями Исраэйльскими; и стал царем вместо него Захария, сын его".
      
       Он восстановил пределы Израиля...
      
       В тяжелейшие для Израиля годы (805-801 до н. э.) ассирийский царь Ададнерари III
       (810-783) наносит дамасскому царю Бен-Хададу III поражение, захватил Дамаск и обложил его большой данью. Это событие оказалось спасительным для Израиля, т. к. агрессивное давление Арама (Дамаска) на Израиль прекратилось. После многих лет угроз, бедствий и войн со стороны Арама Израильское царство наконец вступило в полосу мирного развития и процветания при Иеровоаме II. Он победил на севере арамейцев, ослабленных нападениями Ассирии. В Заиорданье он не только отвоевал все земли израильских племен, но и подчинил себе Аммон и Моав, выйдя к восточному берегу Мертвого моря. В ряде источников (Краткая Еврейская и Православная энциклопедии) предполагается, что Иеровоам был соправителем еще при жизни отца, поручившего ему командование армией в войне с арамеями (МII 14:28). Все отобранные у них пограничные земли вновь присоединил к своему царству, территория которого к середине VIII в. до н. э. совместно с территорией Иудеи почти достигала размеров Израильского царства при Давиде и Соломоне. И Ассирии стало не до Израиля, ей было с кем разбираться: она оказалась надолго втянутой в войны со своими северо-восточными соседями, восстаниями покоренных народов и дворцовыми заговорами. Отношения с Иудеей, судя по всему, имели мирный характер. На эту тему есть упоминание о совместной переписи населения, проведенной на территории восточнее Иордана: "(ДI 5:17) Все они перечислены (по отцовским домам их) во дни Йотама, царя Йеуды, и в дни Йаровама, царя Йисраэйла".
       Не удержусь от искушения привести достаточно лирическую характеристику царя из книги Давида Малкина "Жизнеописание малых королей": "В свои годы Яровам II несомненно был самым искусным полководцем на всей Плодородной Радуге. Длинный и худой, каким изображают его ассирийские настенные рельефы, Яровам с мучительным выражением лица выслушивал доклады придворных и министров, был неспособен запомнить и провести без подсказки хоть одну храмовую церемонию, томился за столом и зевал у жертвенника, но совершенно преображался при рёве боевого шофара. С началом сражения щитоносец в его колеснице изредка напоминал: "Яровам! Ты уже в середине их войска!", а если король и тогда не слышал, щитоносец старался перехватить вожжи и придержать лошадей, пока подтянется хотя бы королевская гвардия. Яровам же продолжал колоть врагов пикой, а тех, кто приближался и уже хватался за край повозки, он, бросив пику внутрь колесницы, встречал бронзовой дубинкой. Так израильский король проносился над равниной, где шла битва. Командующий силами врага не выдерживал напора и в ужасе от зрелища неотвратимо рвущегося прямо к нему Яровама бросался наутёк, увлекая в паническое бегство свою армию".
       Военные успехи и организационные способности царя сделали Израиль мощной силой в регионе и обеспечили экономическое процветание. Надо учесть, что всё это выглядит так на фоне природных потрясений, когда страну мучили такие бедствия, как землетрясение, засухи, нашествие саранчи, вызывавшие голод и экономические трудности. Об этом пишет Амос: "(1:1) Слова Амоса... (о том), что было ему в видении об Йисраэйле ...за два года до землетрясения". И еще: "(4:6-9) ...(голод) во всех городах ваших и нехватка хлеба во всех селениях ваших; Я отказал вам в дожде, когда было лишь три месяца до жатвы, ...и участок неорошенный - засох. ...И не смогли (напиться) досыта. Поражал Я вас засыханием и ржавчиной колосьев; ваши многочисленные сады, и виноградники ваши, и смоковницы ваши, и оливковые деревья ваши пожирала (саранча)...".
      
       Данные археологии
      
       На следы того, что израильтяне вновь присоединили ряд городов, захваченных ранее Арамом, указывают археологические находки: "В Дане победная стела Азаила была,
       по-видимому, разбита, а ее обломки использованы в более поздних сооружениях (где они будут найдены археологами примерно через двадцать восемь веков), когда израильские строители основали там новый город. В Вифсаиде стела, содержащая имя божества арамейского стиля, была также намеренно перевернута и положена вверх дном. И примерно в то же время Хацор был взят, разрушен и заново перестроен; не может быть полным совпадением и то, что надписи на иврите впервые появляются в Хацоре именно в этой фазе строительства" (Финкельштейн и Зильберман).
      
       Похоже, что Иеровоам II провел большие строительные работы как в Мегиддо (включая большую систему водоснабжения и крупные конюшни), при перестройке Хацора как крепости на возвращенной территории и города Гезер, важной опорной крепости Израиля на границе с Иудей и землей филистимлян. В Гезере, в частности, были построены примерно в это время новая мощная городская стена и ворота.
      
       Вернер Келлер в своей интересной книге "Библия как история" пишет о том, что царь Иеровоам не очень полагался на мирное затишье. И рост агрессивности Ассирии, и слова пророка не могли пройти мимо его внимания. Не случайно он начал укреплять столицу. Английский археолог Дж. У. Кроуфт установил, что Иеровоам понимал ситуацию и испытывал недобрые предчувствия. Поэтому он окружил Самарию двойной стеной и добавочно укрепил и бывшие стены. В северной части, где Самария, по-видимому, была наиболее уязвима, Кроуфт откопал громадный бастион, размеры которого поражали: стена из сплошного камня достигала в толщину тридцати футов.
      
       В 1910 году Г. А. Рейснер при раскопках царского дворца в Самарии обнаружил переписку на глиняных черепках времён Иеровоама II. Они содержат датировку с 9 по 17 год царствования царя (Википедия).
      
       Иеровоам II оказался первым царем Израиля, чью официальную печать в начале двадцатого века в Мегиддо, нашел археолог Г. Шумахер. На ней изображен рыкающий лев и есть надпись на иврите: "принадлежащий Шеме, рабу [т.е, высокопоставленному чиновнику] Яровама II (Иеровоама II). По мнению специалистов, рисунок льва на печати характерен именно для 8 века до н.э. (не путать с Иеровоамом I, первым царем Израиля, который жил на двести лет ранее).
      
      
      
       Портрет из сборника биографий
    Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) (Википедия)
      
      
      
       Мир и опьянение миром...
      
       Разгадка расцвета страны - в короткой фразе: "Он восстановил пределы Израиля...". Израиль вернул свои земли. Дань, поступавшая с новых территорий, стала источником "необъяснимого" экономического расцвета Израиля. Но, думаю, нельзя все успехи приписывать только внешним обстоятельствам. Приведу несколько оценок царя: "Иеровоам - самый выдающийся правитель из династии Иеху" (КЕЭ). "Никогда состояние царства
       10 колен не было, по-видимому, так блестяще, как во дни царствования Иеровоама" (Библейская энциклопедия). И. Липовский: "Есть все основания считать, что Йаровам II был выдающимся царем, который превратил Израиль в главную региональную державу Палестины, Сирии и Финикии". "Северное царство при Иеровоаме II оказалось на вершине своего могущества" (//Hebrew-studies.philosophy.spbu.ru/). Список ограничу, оценки сами
       за себя говорят.
      
       Иеровоам выделял завоеванные земли своим приближенным, это вело к увеличению класса зажиточных землевладельцев в царстве. Завоевания сопровождались заметным подъемом благосостояния народа и строительных работ. Новые здания были возведены в Самарии. Столица украсилась дворцами богатых людей. Археологические раскопки открыли большое число богатых жилых зданий не только в столице, но и в других крупных городах (Мегиддо, Хазор). Богачи и знатные люди строили себе дома из тесаных камней, широко применялись украшения из слоновой кости. На территории древнего Израиля и вокруг кургана развалин древней Самарии были обнаружены свидетельства того, что в этот период Израиль утопал в пышности и богатстве. В царском дворце в Самарии нашли множество изящных глиняных табличек с надписями, сделанными чернилами и краской. Это - шестьдесят три заказа на вино и масло, которые доставляли ко двору Иеровоама II земледельцы и их хозяева.
      
       От того же периода сохранилось множество резных изделий из слоновой кости; некоторые из них - особо ценные - инкрустированы золотом и полудрагоценными камнями и украшены орнаментами из толченого цветного стекла. На них изображены сцены из египетской мифологии, фигуры божеств (Исиды, Гора и др) и херувимов. Эти находки говорят об активной торговле с Египтом и, возможно, южными странами, откуда поступали изделия из слоновой кости. Торговля с городами Финикии также обогащала страну.
       Израиль получил контроль над торговыми путями, ведущих из Сирии в Египет, были восстановлены торговые связи с другими странами. Интересные наборы находок дают некоторое представление о богатстве и состоянии правящего класса Израиля. Более двухсот тонких табличек из слоновой кости с египетскими мотивами, вырезанных в финикийском стиле и стилистически датируемых 8 веком до н.э., украшали дворцы царской семьи. В период процветания северного царства под властью Иеровоама II виден "полный набор критериев государственности: письменность, бюрократическое управление, специализированное экономическое производство и профессиональная армия".
      
       Но рост благосостояния повлёк и "побочный" эффект. Исчезло состояние постоянной опасности и жители начали предаваться мирным занятиям. С. Дубнов пишет, что они одевались в роскошные ткани, ели дорогие кушанья, пили дорогие вина, пользовались благовонными маслами. С роскошью росла и жажда наживы. Многие наживали свои богатства неправдой и насилием, угнетением простых тружеников. Богачи отдавали деньги в рост бедным, а когда должники не могли к сроку уплачивать долг, то отбирали у них имущество или обращали их самих в рабство. В неурожайные годы богачи продавали бедным из своих амбаров хлеб по высоким ценам; торговцы обманывали покупателей, употребляя неверные меры и неверные весы. Судьи и начальники стояли на стороне богатых и знатных, а не бедных, они брали подкуп у обидчиков и не обращали внимания на жалобы обиженных. Священники также гнались за богатством, подавая дурной пример народу. Нравы портились, а с ними - и религиозные понятия.
      
       0x01 graphic
       Израиль: монета в 5 лир (фунтов). Год на монете: 738 (1978). Изображение льва
       с печати, обнаруженной в 1904 г. при раскопках возле г. Мегиддо. На печати надпись: "Шема, слуга (раб) Яровама" (израильский царь Иеровоам II) (coinsmira.narod.ru).
      
      
       Бум в сельском хозяйстве. Оливки и масло - на экспорт.
      
       Земли в зоне Самарии были благоприятными для возделывания виноградников и оливковых рощ. Археологи при раскопках в горных районах к югу от Самарии обнаружили много свидетельств заметного роста производства оливкового масла. Здесь, в слоях, соответствующих восьмому (железному) веку, в местах садоводства были обнаружены поселения, жители которых, по-видимому, интенсивно занимались этой отраслью хозяйства. Об этом свидетельствовали находки десятков оливковых прессов и других сооружений для обработки. Археологи предполагают, что некоторые из этих поселков, возможно, были построены специально для этой цели. Видимо, были и рынки сбыта, в той же Ассирии или Египте было мало районов, пригодных для выращивания оливок. Я уже упоминал о находке нескольких десятков керамических черепков времен Иеровоама, исписанных чернилами на иврите и сообщающих о поставках масла и вина из отдаленных деревень в столицу Самарию.
      
       Глубинки, наряду с развитием хозяйства, становятся и более населенными. Численность жителей страны начинает заметно расти. К концу 8 века возвышенности Самарии и северные долины стали густонаселенной областью. Предполагают, что население в эти времена, включая и заиорданские территории Израиля достигало 350 тысяч жителей. В Иудее предположительно жило тогда не более ста тысяч жителей. Население государств за Иорданом, Аммона и Моава, вместе взятых, было также примерно в три раза меньше.
       Понятно, что численность населения также придает военную и экономическую мощь стране.
      
       Загадка конюшен Мегиддо
      
       При раскопках древнего израильского города Мегиддо были обнаружены развалины двух больших зданий с т.н. колонной структурой, разбивкой помещений на множество секций с колоннами. Археологи Чикагского университета в 1920-х годах посчитали эти помещения конюшнями царя Соломона. Позже археолог Ядин посчитал их построенными царем Ахавом. За это, по его мнению, говорил факт участия в битве при Каркаре против ассирийцев огромного числа израильских колесниц Ахава. Считалось, что лошадей держали в длинных узких боковых секциях зданий, где они были привязаны к каменным столбам, между которыми находились кормушки. Центральный проход мог служить зоной обслуживания для персонала. Археологи также предполагали, что большой двор перед южным рядом конюшен служил местом обучения и выгула лошадей.
      
       Однако, ни в одном из зданий не нашли следов пребывания здесь лошадей или колесниц.
       К тому же, в сходных боковых проходах, обнаруженных на других участках, были найдены керамические сосуды, которые скорее говорили о возможной роли подобных зданий в качестве хранилищ. Некоторые специалисты предполагали, что кормушки, найденные в подобных зданиях в Мегиддо, служили, например, для ослов, на которых привозили товары в эти склады (хранилища). Выдвигались предположения, что подобные здания в Мегиддо и
       в других местах занимали армейские группы или там размещались древние базары. Но пока все эти точки зрения остаются на уровне догадок.
      
       Правда, как отмечают Финкельштейн и Зильберман, трудно рассчитывать найти в зданиях какие-либо существенные предметы, связанные с лошадьми, так как после захвата города ассирийцами здания были тщательно очищены и, по крайней мере, частично использованы снова. Позже они были заброшены и разрушены. По мнению авторов "в соответствии с повторным датированием слоев из Мегиддо и переоценкой археологической истории северного царства мы сейчас можем с уверенностью сказать, что здания в Мегиддо, похожие на конюшни, принадлежат временам Иеровоама II. Ахав же, содержавший большое колесничное войско, построил большие дворцы в Мегиддо, которые предшествуют слою "конюшен" (хотя некоторые ученые предполагают, что в этом городе, который был лишь частично раскопан, также были конюшни)".
      
       Как видим, споры ученых не привели к однозначному пониманию назначения помещений времен Иеровоама II с точки зрения оценки вообще роли армии Израиля в те времена. Ассирийские источники говорят о том, что Израиль был известен своим войском боевых колесниц еще долгое время после того, как царь Ахав столкнулся с Салманасаром III в битве при Каркаре в 853 году до н.э. Ассириолог Стефани Дейли нашла в ассирийских записях доказательства того, что некоторые из зависимых государств этой империи занимались разведением и экспортом лошадей для боевых колесниц и военной кавалерии. Израиль времен Иеровоама процветал благодаря производству определенных товаров. Вполне возможно, что при Иеровоаме II в Израиле разводили лошадей для своих военных нужд и для поставок в ассирийскую империю. Что-то сходное было обнаружено на территории древнего царства Урарту. Из явного упоминания в ассирийских источниках известно, что там разводили лошадей для экспорта. В местах железного века в Урарту были обнаружены остатки зданий, по своей планировке очень похожих на "конюшни" Мегиддо.
      
       Забегая вперед, можно заглянуть в период уже после завоевания Ассирией царства Израиль. Специальный израильский колесничный отряд был включен в состав ассирийской армии. Исследование Стефании Дейли ассирийских табличек ("конные списки) показало, что только израильской бригаде колесниц разрешили сохранить свою национальную идентичность. Об этом пишет ассирийский царь Саргон II: "Я сформировал соединение из двухсот своих колесниц для моих царских войск". Значит, израильские колесничие были известны своим мастерством, почему только они и получили специальный статус. Всё это к достоверной вероятности, что при Иеровоаме II не только разводили лошадей, но и умели готовить боевые отряды колесниц. Значит, должны были быть и конюшни...
      
       Пастух-пророк Амос
      
       Всё вроде бы хорошо. Но это не значило, что наступило всеобщее благоденствие. Быстрый экономический расцвет и обогащение придворных кругов вызвали заметную социальную поляризацию. В это время выступили новые пророки, порицавшие поведение правителей и влиятельных людей. На этом фоне складывается идеология Амоса, "впервые в истории поставившего само существование государства в зависимость от наличия в нем морального правопорядка: государство, которое не зиждется на моральной основе, обречено на наказание и неизбежную гибель".
      
       Амос в юности был пастухом в иудейской местности Текоя, но потом переселился в Бетель, куда часто приезжал царь Иеровоам. Привыкший к скромной жизни деревни, Амос возмущался распущенностью жителей большого города. Обладая пылким красноречием, он начал бичевать пороки окружающих, обрушиваясь на роскошь и эгоизм богатых, которые не заботились о бедных. Он открыто протестовал против засилья землевладельцев и за их неприглядное отношение к реалиям в стране.
      
       Но Амос взывал не только к гражданским чувствам. Он еще обвинял правителей в самоуспокоенности и ложном ощущении безопасности на фоне бывших побед: "Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую" (Ам. 6:1). Но все его призывы к "элите" были тщетны. Богатство пьянит. Богатство как наркотик, убивает чувство меры и опасности. В своих речах к народу он резко порицал алчность и мотовство богачей, жестокость сильных и властных людей, распущенность нравов; он говорил, что страну постигнут великие бедствия, если народ не исправится. Священникам бетэльского храма не нравились речи нового пророка. Один из них, Амация, предложил Амосу покинуть священный город израильтян - Бетэль, удалиться в Иудею и там пророчествовать. "(7:14-15) И ответил Амос Амации, и сказал: не пророк я и не сын пророка, а скотовод я... И взял меня Г-сподь от стад овец, и сказал мне: иди, пророчествуй народу Моему, Йисраэйлю"! И затем Амос в самых резких выражениях повторил свои грозные предсказания о судьбе царства и народа.
      
       0x01 graphic
       Пророк Амос. Джеймс Тиссо (1896 - 1902)
      
      
       Амос - первый израильский пророк, речи которого сохранились в библейской записи. В его пророчествах звучит призыв к переустройству общественной жизни на началах права и справедливости, свободы и равенства. "(5:11) За то, что вы попираете бедняка и отнимаете у него хлеб поборами (хотя и) построили вы дома из тесаного камня, но жить в них не будете, (хотя и) насадили прекрасные виноградники, но пить вина их не будете". "(6:3-6) Горе тем, что... лежат на ложах из слоновой кости и развалились на постелях своих, и тем, которые едят жирных баранов, ...тем, что бренчат на арфах, думая, что (владеют) инструментом, как Давид: тем, которые пьют вино чашами, и натираются лучшими маслами". Осмеивая внешнее благочестие израильтян, пророк доказывает, что
       Бог ценит нс религиозные обряды, а добро и справедливость к людям: "Зачем приносите
       вы Мне жертву? - говорит Бог. - Не хочу Я ваших всесожжении и даров! ...Пусть лучше правосудие потечет как вода (повсюду), пусть справедливость разольется могучим потоком!...". Пророк отдает явное предпочтение Иудее перед грешным Израильским царством. В ней и в законной династии Давида он видит то ядро нации, которое сохранится после всех политических переворотов. "Я рассею сыновей израилевых среди народов, говорит Бог, - но всего рода Якова не истреблю. Я восстановлю расшатанный шатер Давидов".
      
      
       Мегиддо. Круглый жертвенник, а также фундаменты храмов и построек
       эпохи бронзы. (//www.tsaritsyn-tours.com/?page_id=170).
      
       Амос - борец с ветряными мельницами?
       И, конечно, на фоне всех военных и экономических успехов "вдруг" звучат слова пророка о надвигающейся катастрофе для страны и народа. Его слова трудно было принять всерьез. Врагам (Египет, Ассирия, Арам) явно было не до Израиля. Экономика росла. И всё же звучат грозные слова Амоса, предрекавшего гибель Израилю, как итог гнева Божьего. Почему и за что? Вернемся к книге пророка Амоса. По его мнению и видению, этому послужили сочетание разнородных и несовместимых религиозных верований в стране, рост социального неравенства, взяточничество и нечестность на всех уровнях судебной и государственной власти.
      
       Вспомним первого царя Израиля после отделения от Иудеи. Он ввел культ золотых тельцов, самозванство назначенных им священников (финикийских поклонников) и отказ левитам в богослужении, склонение к ханаанским культам Баала и организация местных храмов-святилищ в противовес Иерусалимскому Храму. Образ Яхве, Бога Израиля, который вывел народ из египетского рабства, "сражался за Израиля" и его Обетованную землю, в народном сознании был сопоставлен с ханаанским Ваалом, символом которого служила фигура быка. Народ и раньше в какой-то степени принимал ханаанские языческие обычаи, связывая их с потребностями сельского хозяйства. Но Бог Яхве и народ в главном были вместе.
      
       Но произошла катастрофа, десять северных колен (Израиль) в итоге откололись, образовав собственное Северное царство Израиль. Благодаря стараниям царя тут всё переменилось, Яхве заменили Ваалом. Народ обязали поклоняться золотым тельцам (фигуркам быков). Народу было заявлено: "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской" И богослужения все больше стали похожими на обряды язычников. Появились многие местные места для языческого поклонения и молитв. Понятно, что всё это вызывало гневные отповеди пророков на всем протяжении жизни царства Израиль. И особенно четко эти осуждения звучали в словах пророка Амоса.
      
       Второе, с чем Амос не мог примириться, это - социальная несправедливость. Израиль, как и другие страны Ближнего Востока, не был рабовладельческим государством. Но это не мешало обедневшему крестьянину или ремесленнику попасть в многолетнюю долговую зависимость. И чем тогда его положение отличалось от положения классического раба? Он переставал быть независимым, он становился кем? Пророк Амос выступает как обличитель "рабовладельцев" (богатеев) и защитник "рабов". Выше уже говорилось о пороках общества, не будем повторяться. И Амос предупреждает, взывает, пророчествует и во всех его речах звучит осуждение греха ожесточения к ближнему, нежелания властей, знати, жречества и богатеев проявлять милосердие к простому народу, к беднякам.
      
       К понятию о несправедливости Амос относил, конечно, и корыстолюбие властей, жрецов и судей. Разбор жалоб и решения чаще всего выносились в пользу богатеев. Об этом тоже уже была речь выше. Амос видел дальше всех. Амосу никто не верил...
      
       Теперь мы знаем, что предсказание о надвигающейся катастрофе исполнилось спустя поколение. Ассирийская армия Салманасара взяла Самарию и разрушила Израильское царство, выселив основную часть населения ("10 колен израилевых") на восток ассирийских земель. Спустя тысячу лет на эту территорию пришли захватчики-арабы и заявили, что эта Земля (древняя Самария-Израиль) всегда была их землей. А еще через почти полторы тысячи лет они назвали ее Фалыстаном, своей землей, хотя ни к Самарии,
       ни к филистимлянам арабы никогда никакого отношения не имели...
      
       И закончу краткий очерк о 13-м царе древнего Израильского (Северного) царства словами из библейской книги Мелахим II: "(М14:28-29) А прочие деяния Йаровама и все, что он совершил, и подвиги его, и то, как он воевал и как возвратил Исраэйлю Даммэсэк и Хамат, принадлежавшие Иеуде, описано в книге летописи царей Исраэйльских. И почил Иаровам с отцами своими, с царями Исраэйльскими; и стал царем вместо него Захария, сын его".
      
       Давид Генис
      
       Источники:
      
       Библейская энциклопедия. Иеровоам. 2005 (//slovari.yandex.ru/)
       Википедия
       Дашевский З. Лекция 92 по книге Мелахим II
       Диврэй айАмим I, 5:17 (//www.toraonline.ru/ksuvim/dhy1.htm).
       Дубнов С.М. Краткая история евреев. Ч.II, гл.11.
       Гацуцын В.И. Библией поверяная история
       (//www.xsp.ru/author/outpub.php?id=369&str=0006)
       Келлер Вернер. Библия как история. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 281-284.
       КЕЭ, 3, 776-777 (//www.eleven.co.il/?mode=article&id=11814&query=)
       Книга Пророка Амоса (//toldot.ru/limud/library/neviim/trejasar/amos/).
       Комэй Джоан "Кто есть кто в Ветхом Завете", М., 1998. С.196.
       Липовский И. Библейский Израиль (//mreadz.com/new/index.php?id=13419&pages=123)
       Малкин Д. Жизнеописание малых королей. Кн 4. Новелла 10. Альманах "Еврейская
       старина", 3, 2011 ( //berkovich-zametki.com/2011/Starina/Nomer3/Malkin1/php).
       Мелахим II:14 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Православная энциклопедия. Т.21, 312-313. 2014 (//www.pravenc.ru/text/293678.html)
    Финкельштейн И., Зильберман Н. Раскопанная Библия. Гл 8. (//science.net/a-340?pg=11)
       Флавий Иосиф. Библейские древности, Кн.9:10. Вехи.
       Эпоха двух царств (Гл.7) (//Hebrew-studies.philosophy.spbu.ru/Studia/History/ch7.pdf)
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 27/03/2016. 34k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка