Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Иеровоам 1й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 10/10/2015. 45k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    После распада единого царства Давида-Соломона в Северном царстве (Израиль) воцарился Иеровоам I.


  •    Иеровоам - 1-й царь древнего Исраэйля
      
       Часть 1. Дан - библейский город
      
       Много на Земле древних городов. Но особый интерес всегда вызывают древнейшие, которым далеко уже за тысячи. И если они к тому же, с древней историей связанные, на слуху... И едут туда туристы, интересно же прикоснуться к древности. К сожалению, от многого уже сохранились лишь обломки, а многое уже успели "реконструировать", т.е. подправить, подремонтировать. И всё же "дух древности" тянет, всем хочется побыть, посмотреть, руками пощупать. Древность ведь не просто древние развалины, это явные следы чьей-то давнишней жизни. Тут были до нас, тут что-то делали и что-то совершали, оставив "зарубки" на страницах истории, и прошло с тех пор много веков. Интересно.
      
       И много следов прошлого на Земле Библейской, Святой Земле, которые будоражат и будоражат не одно поколение туристов, паломников, ученых, знатоков и любителей.
       Было когда-то царство Давида и Соломона, потомки их между собой переругались и разделились. Так возникли два мини-государства: Южное царство Иудея и Северное царство Исраэйль (Израиль). О царях Иудеи я уже писал в нашем "Горизонте", теперь засел за интернет и хочется пройтись по истории Северного царства через судьбы царей этой страны. Главное - нет четких следов. На библейской земле то ли гранита не было, то ли руки не доходили, но не выбивали они свои реляции на камне, как это делали, например, в Египте, Ассирии, а все остальное сгорело во времена бесчисленных еврейских погромов и войн, сгнило, или всё еще в глубине земной лежит.
      
       Об Иеровоаме (с учетом разночтений - Иароваме, Яроваме), первом царе отделившегося Северного царства, речь еще впереди, сейчас хочу привести только эпизод из его жизни, связанный с библейским городом Дан, что на севере современного Израиля, в Галилее, близ истоков Иордана.
      
       Что сегодня здесь примечательного? Прежде всего - заповедник и река Дан -- одна из немногих в Израиле, в которую не вёлся сброс канализации, поэтому вода в ней чистая. Река небольшая, длиной всего до восьми километров, но считается главным притоком Иордана. Воду она получает из тающих снегов горы Хермон. В бассейне этой реки и находится в основном заповедник, по описаниям, чудесный зеленый уголок Земли.
      
       Первые следы поселения здесь насчитывают несколько тысяч лет. Дан впервые упоминается в Библии, в книге Берейшит (Бытие), когда Авраам преследует северных царей, похитивших его племянника Лота. В то время город назывался "Лаиш"" и правил им свой царек Хорон Ав (это известно по древнеегипетским записям). Находился город в удобном для многих месте, и потому не раз завоевывался и разрушался. В 12 в. до н. э. люди колена Дана захватили и разрушили город, затем построили на его месте новый и назвали его Дан.
      
       Приведу кратко запись в Книге Судей (ТАНАХ) об истории завоевания: (18:1-12) В те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться. И послали сыны Дановы пять человек, чтобы осмотреть землю. И пошли эти пять человек, и пришли в Лаиш, и увидели народ, который в нем; И пришли они (обратно) к братьям своим и сказали они: встанем и поднимемся на них, ибо видели мы землю эту, она очень хороша. И отправились шестьсот мужей из семейства Данова, препоясанных воинским оружием. И пошли они, и стали станом в Кирйат Йеариме, в Йеудее. (18:13) А оттуда перешли они на горы Эфраимовы и пришли в Лаиш к народу, и перебили их острием меча, а город сожгли. (18:29) И нарекли имя городу Дан, по имени отца своего Дана, родившегося у Исраэйля. Но Лаиш было имя города этого первоначально. (18:30-31) И поставили сыны Дановы у себя истукан; и Йонатан, сын Гэйршома, сына Менашше, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня изгнания из этой земли. И поставили у себя истукан;
       Кстати, ТАНАХ осудил эти действия, ибо завоевание мирного города без достаточных оснований на то - это большой грех, к которому привели другие неправедные поступки, описанные по тексту. Эпизод завоевания подан так, что вызывает только негативные чувства. В ТАНАХе ничего случайно не писалось. Видимо, целью было показать жестким способом истоки поведения даннитов и затем Иеровоама, которые привели их к языческому отторжению от Иерусалима. Автору (редактору) Книги Судей было важно показать нелигитимность религиозного центра в Дане и заодно второго израильского храма в Бейт-Эле в горах Эфраима. Мы должны понять без без особых намеков, что место с такой историей не может считаться национальным религиозным центром, не могло конкурировать с Храмом Иерусалима.
       Итак, данниты построили в городе святилище, где было установлено изваяние, захваченное ими у некоего Михи "с горы Эфраима" (Суд. 17:1), и где совершалась служба до угона жителей Дана в Ассирию Тиглатпаласаром III в 733 г. до н. э. (Суд. 18:30).
       Дан как культовый центр на севере Эрец-Исраэль противостоял Шило, а затем Иерусалиму, где находился Ковчег Завета и где служили потомки Аарона, тогда как жрецами святилища в Дане были, возможно, потомки Моисея. Так, Талмуд толкует имя Менаше (которым в Суд. 18:30 назван дед родоначальника жрецов Дана) как видоизменение имени Моше, то есть Моисея.
       После раскола царства Соломона первый царь Израиля Иеровоам I (10 в. до н. э.), решив покончить с культовой зависимостью от Иерусалима, установил в Дане золотых тельцов в противоположность имевшимся в Иерусалимском храме херувимам. В итоге, Дан превратился в культовый центр Северного царства, где золотые тельцы служили символом присутствия Бога. Город Дан при царе Иеровоаме стал культовым и стратегическим центром северного израильского царства. Развод состоялся...
       "(12:28) И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал им (людям своим): довольно ходили вы в Йерушалаим; вот божества твои, Исраэйль, которые вывели тебя из земли Египетской. (29) И поставил одного в Бэйт-Эйле, а другого поместил в Дане". И было это "неугодное в очах Господних".
       Археологические раскопки
       История есть история, ее, если по-честному, не перепишешь (хотя в жизни чуть ли не всё наоборот). Так древний Дан - это легенда, миф библейский или он был? Раскопки начались в 1966 году и продолжались до 2000-го. Раскопали недалеко от современного Дана холм Тель Дан (Холм Дан). И исчез миф. Были найдены остатки ханаанского города Лаиш и израильского города Дан. На месте раскопок создан археологический заповедник-музей. На вершине холма -- реконструкция ворот города. Они находятся в западной части заповедника, были построены 3700 лет назад (средний бронзовый век), обнаружены археологами в 1978 году, и полностью открыты для туристов в 1980-м.
       Повторюсь: в ТАНАХе Дан упоминается впервые в связи с погоней Авраама за похитителями его племянника Лота: Аврам, услышав,что Лота захватили в плен, вооружил рабов своих, и преследовал похитителей до Дана" (Быт. 14:14), а возможно, что он входил в город именно через эти ворота, чтобы спасти своего племянника. Ханаанские Врата прекрасно сохранились. Важная достопримечательность ворот в том, что они состоят из трёх арок. Все три арки стоят целиком, возвышаясь на 7 метров. Датируются 1775-1725 гг. до н. э. До того, как ворота были полностью обнаружены, было принято думать, что они являются римской постройкой. Теперь известно, что римляне лишь усовершенствовали существовавшую арку. Арка этих ворот - древнейшая из всех найденных на сегодняшний день на земле, и единственная образованная 3-мя дугами. Арочные ворота в Тель Дан в два раза старше римских.

    Ханаанские Врата Дана достигали в высоту семи метров и несли крышу. Они были построены из глиняных кирпичей, высушенных на солнце и покрытых известью. Эти ворота были частью стены, окружавшей город Лаиш (части которой можно увидеть и сегодня).
       Чтобы дойти до ворот с запада, надо было подняться по каменным ступенькам, двадцать из которых сохранились и поныне. Когда ворота были обнаружены, они были почти полностью покрыты землёй. Во время раскопок обнажились поддерживающие стены, которые, скорее всего, служили для упрочнения структуры ворот. Считают, что городские ворота с течением времени были засыпаны землёй и стали частью наружной стены.
       Руководил раскопками лауреат Премии Израиля профессор Авраам Биран, который и дал описание древнего города. Продолжаются исследования сложной истории т.н. "высокого места" (бама) и горизонтов 9-8 вв. до н. э. Интерес представляют также остатки городских ворот и ведущая к ним мощеная улица периода Иеровоама.
       С этой эпохи сохранились еще и "Израильские Врата", которые находятся в южной части Тель Дана. Это одна из крупнейших древнеизраильских систем ворот в стране. Её мощные стены видны при въезде в заповедник. Система ворот состоит из наружных и внутренних ворот, между которыми находится мощённая площадка и широкая дорога, ведущая на вершину кургана. Внутренние ворота состоят из двух башен и четырёх комнат для стражников. Порог вымощен крупными базальтовыми глыбами. Справа от входа находится четырёхметровая гранитная скамья, на которой, как предполагается, восседали старейшины города, которые благодаря защите наружных ворот могли вести городские дела без лишних помех. На юге от скамьи можно увидеть базальтовую структуру неясного назначения, к которой ведёт ступенька. Здесь видны углубления, в которых, видимо, стояли опорные колонны, на которые мог опираться навес. Предполагается, что здесь был установлен царский трон или же восседал главный судья города. Неподалеку находится каменная структура, которая, возможно, была алтарём для жертвоприношений.
       Роль судьи здесь, видимо, весьма ценили. Даже в названии это сохранилось и в современном арабском имени холма - Тель Аль-Кади, "холм судьи": "Дан" на иврите тоже, что и "Кади" - судья. Однако наиболее убедительным свидетельством правильной идентификации местонахождения древнего городища стала, обнаруженная здесь во время археологических раскопок 1976 года, двуязычная греко-арамейская надпись. На каменной плитке, найденной под полом римского периода, т.е. ранее I-го в до н.э. вырезано обращение (обет) человека по имени Зоил к "Богу, который находится в Дане". Для этого Зоила "Бог из Дана" - это Золотой Телец, негативный языческий образ, который на протяжении последующих столетий будет связан с племенем Дан. О Золотом тельце пишет и Иосиф Флавий, который описывает окрестности Селевкии, как "чрезвычайно живописную местность, водные источники которой питают так называемый малый Иордан, и вместе с ним, ниже храма Золотого быка, впадают в большой" (И. Флавий, Иудейская война, 4:1:1).
       После разрушения города жители начали строить новую систему укреплений. Царь Иеровоам продолжил строение этих укреплений, но система ворот и большая наружная стена были завершены после его смерти. Интересными археологическими объектами являются также крепостной вал и четырехугольное культовое возвышение, образованное стенами из тесаного крупного камня и заполненное камнями. Это возвышение было построено во времена Иоровама.
       Но не данниты были в отношении золотого тельца первооткрывателями. Вспомним, когда Моисей ушел на гору Сион, Аарон собрал все золотые украшения и отлил из них Золотого Тельца, которому народ мог бы поклоняться. Когда Моисей вернулся "и увидел тельца и пляски, он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою" (Исх. 32:19).
      
       И вот колено Дан, в противовес Иерусалимскому Храму, по решению Иеровоама, вернулось к поклонению Золотому Тельцу. Этим Иеровоам хотел отвадить свое население
       от поклонения Иерусалискому Храму. И, читая Пророков, видим, что по их мнению, этот грех и привел к гибели Израильское (Северное) царство. Пророки считали, что цепочка неправедностей в поведении колена Дана привела в конце концов к их полному отторжению от святого Храма и переходу к поклонению Золотому тельцу и созданию культового языческого "храма". Считают, что и раскопки здесь начались в поисках этого культового центра.
      
       О городе Дан, бывшей "столице" Северного царства времен Иеровоама, а сегодня отличного места отдыха, туристские источники Израиля пишут много, осталось только чемодан собрать и - туда. Но переключимся всё же на историю царя Иеровоама, разрушителя единого царства Давида и Соломона. О чем речь дальше.
      
      
      
       Часть 2
      
       Смерть великого Строителя
      
       Тяжкое известие молнией разнесли гонцы по царству, от северных окраин до южных, от Иордана до берегов моря: умер Царь. Его любили и боялись, его уважали и шепотом ругали,
       восторгались воздвигнутым им Храмом, Домом Бога, и проклинали за непосильные тяготы и принуждение к бесконечным строительным работам. Умер царь.Умер Великий Соломон.
       И всё разом прорвалось наружу. Северные племена, более всех страдавшие от налогов и тягот царских, вдруг почувствовали: ослабла узда. И поняли - или сейчас, или никогда. На престол взошел сын Соломона, Рехавам, и появилась надежда на понимание, на согласие обоюдное к пользе общей. Ведь никто не думал рушить великое царство Давида-Соломона.
       Хотели только облегчения повинностей, дабы и на личное хозяйство силы, время и деньги
       оставались. И было недовольных много, десять колен северян, сынов Исраэйля.
      
       И ничего не оставалось новому "молодому" (а было ему уже 40 лет) царю как поехать к северным коленам, по требованию которых там хотели увидеть царя, услышать, да понять, как жить будут дальше. "II 10:1) И пошел Рехавам в Шехэм, потому что в Шехэм пришли все йисраэйльтяне, чтобы сделать его царем". Сразу же вопрос - почему "пошел в Шхем"?
       Рехавам - законный наследник и законный царь после Соломона, есть столица страны Иерусалим. Недовольны? Присылайте делегацию, обсудим. Как понять фразу о том, что израильтяне собрались в Шхеме, чтобы "сделать его царем"? Не народного же президента они собирались выбирать, а царя, да еще законного наследника, продолжателя династии, который по факту уже стал царем? К тому же и законных претендентов кроме него никого не было. В список вопросов включим и такой - почему в Шхеме? З. Дашевский пишет, что в Талмуде на эту тему говорится от имени рабби Йоси, который считает, что Шхем выбран потому, что это место, предназначенное для наказания. В Шхеме была изнасилована Дина, в Шхеме братья продали Йосефа и в Шхеме произошло и разделение царства Давида. Ладно, примем к сведению это мнение.
      
       Мы понимаем по конкретности текста, что поездка в Шхем не была инициативой Рехавама. Он "пошел" туда потому, что там собрались все колена Израиля (вернее, представители всех северных колен). И, видимо, "приглашение" было настолько ультимативным, что оно даже не обсуждается. Четко сказано - "пошел". Израиль продиктовал Рехаваму поведение. Ну, а почему именно Шхем? Шхем находился в уделе колена Эфраима, а оно давнишний претендент на главенствующую роль. Спор между царством Йосифа и царством Йехуды начался еще тогда, когда братья мальчика Йосифа удивленно выслушали его сны, и сказали: "ты что же, собрался царствовать над нами, будешь нами командовать? У нас есть царь - Йехуда!". На протяжении истории Эфраим то и дело пытается взять власть в свои руки. Иеровоам тоже из этого колена. Странно, что слова пророка Ахии о том, что Б-г отдаст Иеровоаму власть царскую, сказанные наедине Иеровоаму, стали известны Соломону. Кто "прокололся", пророк или Иеровоам? И знал ли народ об этом? Наверно, ибо, как только решили отделиться, тут же призвали и выбрали Иеровоама царем Северного царства. Вспомним, что Соломон хотел казнить его. Значит, пророчество Ахии стало известно многим...
      
       (ДII 10:2-4) И пришел весь Йисраэйль и говорили с Рехавамом, сказав: отец твой возложил на нас тяжкое иго, а теперь облегчи трудную работу отца твоего и тяжкое иго, которое он возложил на нас, - и мы будем служить тебе. Старейшины северян передали прибывшему из Иерусалима Рехаваму свои требования. Это, думаю, не была "бумага" с просьбами. Учтем, что собравшиеся не обращались к нему с уважительными словами, которыми положено было обращаться к царю. И даже о царе Соломоне говорили кратко: "твой отец". И требования были конкретными и жесткими: отменить привилегии Йехуды - родного племени Рехавама, предоставить автономию храмам северян (Пнуэлю, Бет-Элю и Дану), ибо они были святынями еще до Иерусалима, не ущемлять права самого многочисленного колена Эфраима, а именно при назначении на государственные должности. Кроме того, требовали снижения налогов, сокращение сроков общественных работ на строительстве крепостей и заготовке кедров в горах Ливана.
      
       Известно, что мудрость отцов не передается по наследству. Великовозрастный сын Шеломо по совету своих таких же "мудрых" друзей наотрез отказался пойти навстречу северянам да еще и пригрозил "а я ныне добавлю вам еще". И "тихий" бунт в ответ на это "добавлю еще" встряхнул всю будущую историю страны, да так, что до сих пор отголоски идут....
      
       Справка: в древнем иврите, при отсутствии гласных и при попытках их вставить, получаются разные звучания. Имя Иеровоам у разных авторов пишется по-разному: в Википедии - Иеровоам ("да умножится народ"), в Краткой Еврейской энциклопедии - Иоровам (точнее, Яровам), в книге Диврей II - Йаровам. Чтобы не путаться, примем для единообразия русскоязычное звучание - Иеровоам. Правил в Израиле в 928-907
       до н. э.
      
       Иеровоам во времена Соломона
      
       Но вернусь немного назад. Да, Соломон строил много. Все колена, особенно северные, в ущерб себе, несли тяжкие налоговые и трудовые тяготы. Над рабочими из колена Ефремова и Менашше в роли смотрителя служил некто Иеровоам. Был он человек толковый и наблюдательный, сам Соломон поставил его смотрителем работ. И видел, как страдают его соплеменники, слышал их ропот и разговоры о доле тяжкой, видел и что творилось при дворе и что творили жены царские, собранные из разных стран и народов: "(МI 11:1) И кроме дочери Паро (одна из дочерей фараона Египта была женой Соломона) любил царь Шеломо многих чужестранных женщин: моавитянок, аммонитянок, эдомеянок, цейдонянок, хэйтиянок". И еще: I 11:4) И было, в пору старости Шеломо жены его склонили сердце его к иным божествам, и не было сердце его полностью (предано) Г-споду, Б-гу своему, как сердце Давида, отца его". И зрело, как пишут, в Иеровоаме недовольство. Но не в нем дело было, всё было гораздо серьезнее. Вот какое обвинение предъявляет автор библейской книги Мелахим II (3 Цар): "II 11:6) И делал Шеломо злое в очах Господа, и не (следовал) полностью за Господом, как Давид, отец его".А это уже звучит как обвинение, против Б-га, мол, уважаемый Соломон, разгневал Г-спода! В Библии недвусмысленно заявлено: "(11:9-11) И разгневался Г-сподь на Шеломо за то, что отклонилось сердце его от Г-спода. И повелел ему о том, чтобы не следовал он иным божествам; но он не исполнил того, что повелел Г-сподь. И сказал Г-сподь Шеломо: за то, что ты так поступал и не соблюдал завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну царство от тебя и отдам его рабу твоему". И, понятно, голос подали пророки, на страже Веры стоявшие. В их миссию входило людям передавать смысл предопределения божьего.
      
       А что более конкретно? В Краткой Еврейской энциклопедии читаем, что история возвышения Иеровоама и его выступления против Соломона, а затем Рехавама "отрывочна и неясна". Библия повествует, что Иеровоам "поднял руку на царя". В библейской книге нет расшифровки этой фразы. Почитаем, о чем она "повествует" (МI 11:26-27): Яровам (Иоровоам)... раб Шеломо, "и он поднял руку на царя. И вот как случилось, что поднял он руку на царя...". Сообщение иносказательное, и в чем вина смотрителя работ, осталось неясным. Дальше сказано о "возвышении" Иеровоама, сына Невата, эфраимлянина, и даже дано имя его матери (значит, семья его была не из простых в стране). Правда, в других источниках (например, у З. Косидовского) говорится более конкретно о заговоре, вооруженном выступлении Иеровоама и разгроме мятежников.
      
       И, без всякого перехода, дальше речь о пророке Ахие (11: 29-39): ...вышел однажды Иеровоам из Йерушалаима, и встретил его на дороге пророк Ахийа Шилониянин, одетый в новую одежду. Были они одни. И тут Ахийа скинул свою новую одежду (плащ?), которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков. И сказал, обращаясь к Иеровоаму: Возьми себе десять лоскутков, ибо так сказал Г-сподь, Б-г Исраэйлев: Я исторгаю царство из руки Шеломо и дам тебе десять колен; И ты будешь царствовать, и будешь ты царем над Исраэйлем. И если ты послушаешь всего, что Я заповедаю тебе, и будешь ходить путями Моими, и делать то, что праведно в очах Моих, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом верный, как устроил Я Давиду, и отдам тебе Исраэйля". Вот такое "обещание" от имени бога передал пророк смотрителю царских работ.
      
       И вновь, без всякого перехода: "(11:40) И хотел Шеломо умертвить Яровама, но Яровам встал и убежал в Египет к Шишаку, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Шеломо". В Септуагинте это выступление Иеровоама подано как попытка вооруженного восстания. Что случилось на самом деле, можно только догадываться, но какие-то действия Иеровоама потерпели неудачу, и он бежал в Египет, под защиту фараона Шешонка (на иврите - Шишак). Видимо, организовал заговор, иначе за что бы царь его "хотел умертвить"?
      
       Вернусь еще раз к пророку Ахие ха-Шилони (Шилонянина). Был он из святилища в Шило
       (Силоме), в колене Ефремовом. Считают, что именно его поддержка (от имени Б-га)
       сыграла решающую роль в попытке Иеровоама противостоять Соломону и затем в воцарении Иеровоама, ибо пророк видел в нем орудие Божьей кары за грехи Соломона.
      
       (12:2) И было, услышал (о смерти Соломона) Иеровоам, когда он был еще в Египте, куда убежал от царя Шеломо, и жил Иеровоам в Египте. Почему дважды повторяется, что
       он жил в Египте на момент кончины Соломона? Если он рвался к власти (за что, видимо, и хотел Соломон его казнить), то надо было сразу на сверхзвуковой самолет и в Иудею, дабы за престол побороться. Но он оставался в Египте - "и жил Иеровоам в Египте". Считается, что это говорит о его высокой нравственности, ведь он вернулся только, когда народ позвал его. А может быть и расчет: не я назвался, а вы пригласили, значит, подчиняйтесь. И построение текста тоже значимо: Иеровоам сначала услышал о кончине царя, а уже позже, получив приглашение народа, поехал на земли израильтян. Сколько времени пробежало между двумя этими событиями, в книге Пророка не акцентируется. И пришел Иеровоам и весь Йисраэйль и говорили с Рехавамом, сыном Соломона. Чем кончился тот разговор, мы уже знаем.
      
       И отделились 10 колен израилевых...
      
       Уж очень круто начал наследник Соломона, решив угрозами (и явно в расчете на еще влиятельную тень отца за своей спиной) переломить претензии народа. Не вышло.
       II 11:16) И (увидели) все йисраэйльтяне, что царь не внял им. И отвечал народ царю, и сказал: "Какова наша доля у Давида? Нет нам удела у сына Йишайи! По шатрам своим, Йисраэйль! Теперь смотри на дом свой, Давид!" И разошелся весь Йисраэйль по шатрам своим. Ничего не понял царь. Или не захотел понять. И опять решил наскоком и грубой силой всё в свою пользу переломить. Не придумал ничего лучше, как тут же послать Адорама, ведавшего сбором податей и против кого уж очень ожесточился народ, продолжить свои обязанности. Но "сыны Йисраэйлевы забросали его камнями, и он умер, а царь Рехавам поспешил взойти на колесницу и убежать в Йерушалаим. И отложился Йисраэйль от дома Давидова".
       Резонный вопрос: для чего Рехавам послал своего сборщика налогов - не для смягчения же своей грубости и бескомпромисности, значит, чтобы всё же всем показать - на уступки не пойду? Это была не просто очередная глупость молодого царя. Если исходить из тех последствий, о которых мы знаем, это был полный провал первого же серьезного столкновения с народом десяти колен. Судьбоносный провал, который изменил судьбу народа и страны на все последующие века.
       А вернувшегося из Египта Иеровоама народ избрал своим царем. Свершилось. На территории Кнаана (Ханаана) возникло два Царства - Иудея и Исраэйль. Каждый пошел "своим путем", у каждого сложилась своя трагическая судьба. Кстати, все время пишут об отделившихся 10 коленах. Это не совсем точно. З. Дашевский пишет: "Подавляющая часть колена Шимона тоже должна быть с Йехудой, потому что территория Шимона утоплена в территории Йехуды. Да и левиты, как мы увидим, все перекочевали сюда. Поэтому 10 колен называется просто, как круглое число".
       Сейчас, спустя тысячелетия, мы можем и пообсуждать. Например, Соломона. Он, мудрый правитель, должен был бы склонить своего сына к тому, чтобы тот поучился мудрости правителя, но похоже, по поведению Рехавама не видно результатов такой работы, если она даже и велась. Возможно, Соломон был настолько уверен и тверд в правлении народом, что не мог предвидеть бунта народа, и поэтому он не учил сына гибкости поведения в подобной ситуации. Хотя, если подумать, он же видел, что его доверенный "раб" Иеровоам оказался замешанным в заговоре и даже хотел его за это казнить, но всё же не поверил, что этот эпизод мог говорить о внутреннем напряжении в народе, во всяком случае, в северных коленах. На тему того, что раз Б-г (по словам пророка) решил наказать одного и передать мандат царской власти другому, написаны интересные статьи и рассуждения, но мы всё же будем придерживаться реалий событий, не вдаваясь в обсуждения религиоведения.
       И еще. В словах обиды израильтян после столкновения с царем Иудеи Рехавамом есть интересная фраза, которая вызывает комментарии знатоков - "Теперь смотри на дом свой, Давид! И разошлись израильтяне по шатрам своим"(М12:16). Как всегда, есть, по мнению Дашевского, два основных понимания этого оборота. Одно толкует так: "Теперь иди, занимайся своим домом", то есть, теперь царствуй только над своим коленом, Йехудой; и арамейский перевод этого стиха так и говорит: "Царствуй над людьми твоего дома". Другое понимание, которое приводит мудрец средневековья Раши, что в этом обороте под "Домом" понимается Храм, и Раши объясняет, что колена северные как бы говорят: "Этот Храм теперь тебе одному только и будет" в смысле "Оставайся со своим Храмом (он нам не нужен), а мы пойдем по своим шатрам (по своим коленам)".
      
       Мне представляется интересным сопоставление начала царствования Соломона и его сына наследника Рехавама, которое можно прочитать у З. Дашевского. Соломон начал с того, что попросил у Господа мудрости. "Он попросил мудрости для того, чтобы мудро управлять этим народом, то есть, он просил мудрости не для того, чтобы показать всем, какой он умный, а для того, чтобы быть настоящим царем и как следует служить своему народу. Рехавам же начинает с цепочки глупостей, и обещает, говоря с народом, что он еще более сильное ярмо на них наденет. Шломо надевал ярмо на народ, потому что, если хочешь служить людям, то нужно их держать в ежовых рукавицах, иначе они разболтаются. Если царь хочет служить народу и строить много важных вещей, то ему приходится брать налоги. Но Шломо никогда не надевал ярмо на народ для того, чтобы властвовать над ним. Он властвовал благодаря тому, что он служил народу. Рехавам же хотел именно властвовать и делал глупости, что в результате и привело к такому быстрому финалу".
       Итог: раскол государства Давида на два царства - Израиль и Иудею, оказался одной из величайших трагедий еврейского народа (З. Косидовский).
       Часть 3
      
       Не маши кулаками после драки...
      
       Резкость царя Иудеи Рехавама в Шхеме обернулась бунтом северян и пришлось ему спасаться "на своей колеснице". И опять тут со своими "советами" друзья помогли, посоветовали отомстить, разгромить, проучить северные колена. Объявил царь срочную мобилизацию, собрал в своих владениях колен Иехуды и Беньямина "сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать с Исраэйлем, дабы вернуть царство Рехаваму, сыну Шеломо". Чтобы оттенить грозность момента автор, видимо, даже число воинов заметно поприбавил в своем описании, но это так, "мелочи".
      
       Но нашелся в этот трагический момент, когда "брат на брата" хотел встать, мудрый советник в лице пророка Шемая. От имени Б-га обратился он к Рехаваму с призывом:
       "...не поднимайтесь на войну с братьями вашими, сынами Исраэйля, возвратитетсь каждый
       в дом свой...". Слова пророка оказались отрезвляющими. Помогло и здравое рассуждение:
       по численности населения и соответственно воинов 10 колен израильтян имели что противопоставить войскам Рехавама. Остыл царь, "И послушались они слова Г-сподня, и воздержались от похода против Йеровоама (2 Цар)". Правда, в более поздней книге (3Цар) просто сказано, что "и пошли назад", а не "воздержались". Возможно, здесь просто тонкости перевода на русский язык, но главное в том, что война в этот горячий момент не возникла, хотя вражда осталась и в будущем два царства между собой не раз воевали
       "(ДII 12:15) ...и (были) войны между Рехавамом и Йеровоамом все те дни". И еще:
       "(ДII 13:1) ...И была война между Авийей и Йаровамом" (Авия - сын Рехавама, царь Иудеи).
       Попытки Иеровоама отчуждения от Храма Иерусалимского
      
       В книге Мелахим I (3Цар) сразу же после описания прихода к власти Иеровоама идет рассказ о его мерах по отчуждению народа Исраэйля от тяги к Иерусалиму, к Храму. Столицей своей он сделал Шхем и много построил там и поселился в нем. Шхем сыграл большую роль в политической судьбе Иеровоама, здесь провозглашенного царем. Шхем занимал важное положение еще со времен Праотцов: здесь Авраам построил первый жертвенник; Яаков после свидания с братом Исавом остановился у Шхема и раскинул свой шатер, купил часть поля и построил здесь Господу жертвенник. Понятно, что было лестно объявить своей столицей место пребывания патриархов. Укрепил он также ряд других городов, в том числе Пенуэл (Пниэль). Так назвал патриарх Яаков это место, на котором боролся он с ангелом "ибо, Ангела видел я лицом к лицу и остался в живых" (Бытие, 32:33). Именно здесь после этого состязания (32:29) Яакову было сказано: "Не Яаков должно быть впредь имя твое, а Исраэль: ибо ты состязался с ангелом и с людьми, и одолел". Видимо, Пенуэл находился на восточном берегу Иордана и к северу от потока Явок (Иавок). Позже там возник город Пенуэл, укрепленный Иеровоамом.
      
       В книге "Мелахим" читаем: "(МI 12:26-27) И сказал Иеровоам в сердце своем: теперь возвратится царство к дому Давидову. Если народ поднимется в Йерушалаим для жертвоприношения в доме Г-споднем, то обратится сердце народа к Рехаваму, царю Йеудейскому, и убьют они меня, и возвратятся к Рехаваму, царю Йеудейскому".
       Написано конспективно, но суть его беспокойства ясна. Благодаря глупости Рехавама став царем, Иеровоам понимал, что народ со временем успокоится и вновь потянется к Храму, святыне евреев. Традиция есть традиция.
      
       Иеровоам "сказал в сердце своем" (если не вслух сказал, значит подумал) о том, что народ может вновь повернуться к "дому Давида". Почему паника? Его провозгласили царем, но
       вот такие беспокойные мысли. Чем они могли быть вызваны? Дашевский ссылается на комментарий раввина Нахмана, который сказал: "Заносчивость, которая была в Иеровоаме, сжила его со свету". Рав Нахман продолжает свои рассуждения, и пытается понять, что же подумал Иеровоам? Согласно мидрашу (Талмуд), Иеровоам был человеком ученым, он хорошо знал традиции. Он знал, в частности, что во дворе Храма разрешено сидеть только царям из дома Давида и больше никому, поэтому (по мнению рабби Нахмана), Иеровоам мог подумать: "Как только увидят, что Рехавам сидит, а я стою, то они сразу прийдут к выводу, что это - царь, а это - слуга, и будет нехорошо. Если же я сяду, то я буду бунтарем против царства, и меня убьют, и пойдут за ним".
      
       Думай, не думай, но основная проблема для него оставалась в том, что Иерусалим все равно оставался центром духовной жизни народа. Иерусалим, Храм, это Центр, с которым народ был связан: три раза в год каждый еврей должен являться в Храм. А как только они явятся в Храм, они сразу увидят, кто - царь, а кто - нет.
      
       Религиозная реформа в Северном Царстве
      
       "(МI 12:28-29) И ...царь сделал двух золотых тельцов и сказал людям своим: довольно ходили вы в Йерушалаим; вот божества твои, Исраэйль. И поставил одного в Бэйт-Эйле (Вефиль), а другого поместил в Дане". Понятно, что золотых тельцов не на улице поставили. Он построил святилища в этих древних культовых центрах северных колен. Построили здания-святилища как бы в противовес Иерусалимскому храму, возле них соорудили солидные жертвенники. Город Бэйт-Эйл выбрал еще и потому, что расположен был на дороге, ведущей в Иерусалим и служил, надо полагать, для перехвата направившихся по старой памяти туда. Город Дан располагался на севере страны и был удобен для местных жителей, чтобы им не ходить в далекий Храм, тоже поблажка из
       сферы "бытовых соблазнов".
      
       В Краткой Еврейской энциклопедии есть и другая точка зрения: современные исследователи считают, что Иеровоам не ввел нового культа и тем более идолопоклонства; он восстановил более древние традиции, сохранившиеся у северных колен. В частности, вместо принятой в Иерусалиме традиции символизировать подножие Бога в Его святилище херувимами, Иеровоам принял издревле существовавшую традицию такого подножия -- золотых тельцов, которых иерусалимские оппоненты представили самодовлеющим объектом культа в святилищах Северного царства. Вдаваться в этот спор не буду, оставим это библеистам-знатокам.
      
       Для святилищ нужны священники (жрецы), смотрители. Левитов, преданных Иерусалиму,
       то ли отправили туда, то ли просто не пригласили, оставив их не удел и вынудив тем самым эвакуироваться в Иудею. А в царстве Иеровоама назначили жрецов из представителей всех колен, но только не левитов. И золотые тельца, и жрецы-нелевиты, и "святилища" вместо Храма - всё было с языческим душком, не от Бога Моисея...
       И еще пример из "религиозной" реформы Иеровоама. "(МI 12:32-33) И назначил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, что в Йеудее, и приносил жертвы на жертвеннике, - так делал он в Бэйт-Эйле, - чтобы приносить жертвы тельцам, которых сделал. И поднялся он на жертвенник, который сделал в Бэйт-Эйле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он самовольно назначил, и установил праздник для сынов Исраэйлевых, и взошел на жертвенник, чтобы совершить воскурение". Иеровоам сам совершал жертвоприношения. Он также перенес праздник Кущей (Суккот) на месяц вперед с единственной целью - оторвать народ от традиционного праздника, отмечавшегося в Иерусалиме.
       Ко всему добавлю, что пророк Ахия, некогда сообщившего Иеровоаму, что быть ему царем, увидев во что вылилось поведение этого человека, проклял его, и род его, и судьбу его.
      
       Внешние потрясения
      
       Иеровоам, дабы угодить вождям и старейшинам северных племен, отменил трудовые повинности и существенно снизил налоги. Он не мог содержать пышный двор или значительную наемную армию, вынужден был мириться с внутренней автономией израильских племен. В библейских книгах нет указаний на роскошь его двора или на число его жен и детей. Бедный был, видимо...
      
       Во внешней политике у него были минимум три серьезные проблемы: "вечный" конфликт
       с Иудеей, военная угроза со стороны арамейского Дамасского царства и вторжение египетского фараона Шешонка. Проблемы оказались неразрешимыми. Конфликт с Иудеей затянулся минимум на полвека, для разгрома арамейцев не было сил. О нападении египетской армии фараона Шешонка Библия сообщает немногие подробности, касающиеся Иудеи и Иерусалима, и ничего не говорит относительно похода египтян на Израиль. Весьма скудная информация об этом есть только в египетских источниках. Шешонк I оставил барельеф в храме бога Амона в Карнаке, где перечислил все города, захваченные им в Ханаане. Если этот список верен, значит, от египетского вторжения пострадала не только Иудея, но и Израиль. Во время раскопок 1925-1934 гг. в районе Мегиддо был обнаружен фрагмент стелы Шешонка, подтверждающий факт захвата этого израильского города египтянами. Краткая Еврейская энциклопедия сообщает: на пятом году царствования Иеровоама фараон Шешонк вторгся в Северное царство и произвел там значительные опустошения.
      
       К концу правления Иеровоама усилилось военное давление на Израиль со стороны Арам-Даммесека (арамеи) с северо-востока и филистимлян с юго-запада. Есть основания полагать, что еще при жизни Иеровоама подвластные Северному царству государства в восточном Заиорданье, воспользовавшись его ослаблением, восстановили свою независимость (КЕЭ).
      
       Согласно записи Книги Диврэй Айамим II (2Цар) (13:1) в восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился в Иудее Авия, сын неудачника Ровоама, внук Соломона. Решил он, что будет более удачливым, чем его отец и потому начал войну с Исраэйлем (Правда, у Иосифа Флавия читаем другую версию, он пишет о том, что это Иеровоам начал войну. "Иеровоам собрал значительное войско и во главе его пошел походом на Авию, сына Ровоамова. Иеровоам относился пренебрежительно к Авии ввиду юного возраста последнего (И. Флавий, 8:11).
      
       Когда войска выстроились друг против друга, Авия обратился с призывом к войскам Иеровоама. Конечно, обвинил северян в самоуправстве: "Разве вы не знаете, что Г-сподь Б-г дал Давиду царство навеки, ему и сыновьям...? Но восстал Йеровоам, и собрались вокруг него люди пустые, мерзопакостные..; Рехавам же был неразумен, как мальчик, и мягкосердечен, и не устоял против них". Обвинил он северян в отходе от Б-га и за все их деяния по непризнанию Иерусалима и Храма как единого духовного центра всех еврейских колен. И призвал он: "Сыны Йисраэйлевы! не воюйте с Господом, Б-гом отцов ваших; ибо не будет вам удачи".
      
       Но пока Авия пытался уговорить северян подчиниться по-доброму, Иеровоам отрядил засаду им с тыла. И когда заметили окружение, то возопили они к Г-споду, а священники затрубили в трубы. И Б-г откликнулся на их призыв и "поразил Йеровоама и всех йисраэйльтян". И побежали сыны Йисраэйля от йеудеев, и побили их Авийя и народ его, нанеся им сильное поражение. "И преследовал Авийя Йеровоама, и взял у него города: Бэйт-Эйль и прилегающие селения, и Йешану и прилегающие селения, и Эфрайин и прилегающие селения. "(ДII 13:20) И уж не набрался более сил Йеровоам. И поразил его
       Г-сподь, и он умер". Так завершилась трагичная судьба первого царя Северного Царства (Исраэйля).
      
       Давид Генис
       (газета "Горизонт", США, N 36 - 38, сент - октябрь 2015
      
      
       Источники:
       Википедия. Иеровоам I.
       Дашевский З. Лекция 27 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_27.htm)
       Дашевский З. Лекция 28 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_28.htm)
       Диврэй Айамим II. (//www.toraonline.ru/ksuvim/dhy2.htm)
       Джоан Комэй. Кто есть кто в Ветхом Завете. М., 1998.
       КЕЭ, т. 10, кол. 774-776 (//www.eleven.co.il/?mode=article&id=11813)
       Косидовский З. "Библейские сказания", Изд. 3, М., 1975
       Малкин Д. Альманах "Еврейская старина", N 3 (70), 2011 г.
       Пророки. Мелахим I (//toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim1)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн.8, глава 8.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x01 graphic
       Царства Южное (Иудея, Judan) и Северное (Израиль), 927 по 526 гг. до н. э.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 10/10/2015. 45k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка