Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Иоаким 18-й царь Иудеи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/11/2014. 21k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Экскурс в историю древней Иудеи, Земли и Страны иудеев (евреев)


  •    Иоаким - 18-й царь Иудеи
      
      
       В предыдущем очерке о 17-м царе Иудеи Иоaхазе я писал о трагической судьбе этого царя. Возможно, известие о поражении египтян дало повод Иоахазу порвать отношения с фараоном Египта. Это время было нелегким для Иудеи: закат жестокой Ассирийской империи и возвышение Нововавилонского царства. А тут еще и Египет со своей поддержкой гибнущей Ассирии и стремлением установить вместо нее свое влияние в Передней Азии. И между ними всеми, как между молотом и наковальней, оказалась Иудея. Когда египетская армия после неудачи в битве с Вавилоном отправилась обратно, фараон Нехо II остановился в городе Рибле и вызвал туда иудейского царя, которого он подозревал в провавилонских позициях. В ходе, возможно, острых переговоров и не избавившись от своих подозрений, он арестовал Иохаза и отправил его в Египет, где тот в плену и умер. Мало того, фараон по своей воле "назначил" новым царем Иудеи Элиакима, старшего брата (но от другой матери) отстраненного царя. Да и тут проявил свою власть - переименовал царя, дав ему новое имя - Иоаким (Иехояким), подчеркнув этим, что царь, хоть он и царь, но вассал давшего ему новое имя. Фараону Иоаким поклялся быть верным вассалом Египта. Описанные события произошли в 609 году до н.э.
      
       В библейской книге "Мелахим" сказано очень кратко: "(М23:34) И Паро Нехо сделал царем Элйакима, сына Йошийау; и изменил имя его на Йеойаким". О том же и в книге Диврей: "(Д36:4-5) И воцарил царь Египта Элйакима, брата его, над Йеудею и Йерушалаимом; и изменил имя его на Иеойаким. ...Двадцать пять лет было Йеойакиму, когда он воцарился, и царствовал он в Йерушалаиме одиннадцать лет". Это годы 609-598 до н.э. И платил Иоаким большую дань фараону: "(М23:36) И давал Йеойаким Паро серебро и золото, но он сделал оценку земли, чтобы отдавать деньги по приказу Паро; он взыскивал серебро и золото с народа страны, с каждого по оценке его (имущества), для того, чтобы отдавать Паро Нехо".
      
       Обе библейские книги новому царю дают однозначно отрицательную оценку.
       "(М23:37) И делал он то, что было злом в очах Господних, (поступая) во всем так, как поступали отцы его". Иосиф Флавий добавляет: "Иоаким был человеком несправедливым и злонамеренным, не отличавшимся ни религиозностью, ни гуманностью". Википедия также категорична: "Царь отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков за публичные обличения его политики и за предвещание гибели Иерусалима".
       Иудея под властью Вавилона
       Из одиннадцати лет, когда царствовал Иоаким (Йехояким), он четыре года был под властью фараона. Но затем наступил год "затишья", ни Египет, ни Вавилон власть свою не показывали и Иудею напрямую не трогали. З. Дашевский пишет так: "А потом был год межвременья, о котором ничего не сказано в тексте Мелахим. Однако, из "Седер олам", из каких-то слов пророков и из объяснений мудрецов Талмуда мы знаем, что царь Вавилона, который сломил Египет через 4 года после воцарения Йехоякима, пришел и завоевал этот регион только на следующий год после победы над Египтом". С 609 по 605 год до н.э. Иудея находилась под властью египтян, Иоаким фактически был египетской марионеткой. Но уже в 605 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор II разбил египетскую армию при Каркемише на реке Евфрат. В итоге Иудея попала в сферу влияния Вавилона.
       Битва при Каркемише
      
       Она произошла между армиями Древнего Египта и Вавилонского царства в 605 году до н.э. и закончилась победой вавилонян, хотя обе стороны понесли большие потери. Причина битвы была в следующем. С конца VII века до н.э. Ассирия, бывшая до того гегемоном во всем регионе Ближнего Востока, начала испытывать всё большее давление со стороны набиравшего силу Нововавилонского царства. В 614 году до н. э. вавилоняне взяли ассирийскую столицу Ассур, в 612 году до н.э. -- Ниневию. Ассирийцы отступили и закрепились в Харране. Но их и там атаковали вавилонские войска, и ассирийцы во главе с царём Ашшурубаллитом II ушли за Евфрат. Им на помощь пришел Египет, который не хотел допустить роста могущества Вавилона и пытался тем самым усилить свое влияние в зоне Передней Азии, благо Ассирия ослабела и это влияние потеряла. Египтяне и ассирийцы неудачно попытались совместно отвоевать Харран. В 608-607 годы египтяне еще оставались в городе Каркемише. Дабы снять эту угрозу, Навуходоносор в 605 году до н. э. и совершил поход против Каркемиша. Он переправился через Евфрат южнее этого города. Узнав об этом, союзники выступили навстречу для сражения. Вавилонским войскам удалось прорваться в пригороды Каркемиша, о чем свидетельствуют раскопки 1912 года. Египтяне потерпели поражение, после чего оставили регион Передней Азии.
      
       Город Каркемиш возник не позднее 3000 г. до н.э. и был долгое время столицей одного из хеттских царств. В VIII в. до н.э. город с окружающей территорией входил в состав Ассирийской империи. О нем есть упоминания не только в Танахе (Библии), но и в египетских и ассирийских текстах. Археологические раскопки здесь начались в XIX - начале XX в. Британским музеем.
      
       Первый поход Навуходоносора в Египет
       И вот тут возвращаются к прошедшим событиям обе библейские книги. Так,
       автор Мелахим пишет тезисно: "(М24:1) Во дни его (Йеойакима) Невухаднэцар, царь Бавэльский, поднялся (против него); и был Йеойаким рабом его три года, но (потом) возвратился (из Бавэла) и восстал против него". Некоторые детали добавляет автор книги Диврей: "(Д36:6-7) Против него поднялся Невухаднэцар, царь Бавэля, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Бавэль. И часть сосудов дома Г-сподня перенес Невухаднэцар в Бавэль, и поместил их в дворце своем в Бавэле". Можно сделать однозначный вывод, что в конце концов Навуходоносор потребовал от Иоакима дань или, в противном случае, угрожал ему войной. Иоаким испугался угрозы и стал платить дань. Он также "отдал вавилонянам часть дорогих сосудов из Иерусалимского храма и как заложников знатных иудейских юношей" (Иосиф Флавий). Что послужило причиной всего этого?
      
       Повторю фразу из Диврей: "...и был Йеойаким рабом его (Навуходоносора) три года, но (потом) возвратился (из Бавэла) и восстал против него". Почему он восстал? Отец Навуходоносора, царь Вавилонский, умер накануне решающей битвы при Каркемише. После его смерти стал царем Невуходоносор, победивший в той битве. Вавилон при нем стал "мировой державой". Следующим его актом стало поражение, нанесенное армии Египта. Египет хотя и не был разгромлен, но престиж свой потерял. Поход в Египет Навуходоносора не принес и ему явной победы. И потому он вернулся обратно в свои земли дабы подготовить новую армию к решающему сражению. Посчитав Вавилон заметно ослабевшим, Иехоаким, явно настроенный проегипетски, в 599 г. до н.э. "восстал против него", отказавшись платить дань. Вполне вероятно, что на это его спровоцировал Египет. В ответ, Навуходоносор, сам не ввязываясь, "мобилизовал" подчиненные народы, отряды которых стали беспокоить набегами Иудею. И потому читаем в Мелахим: "(М24:2) И посылал на него Г-сподь полчища Касдим, и полчища Арамейцев, и полчища Моавитян, и полчища сынов Аммоновых, - посылал их на Йеуду, чтобы погубить его...".
      
       Навуходоносор осаждает Иерусалим. Гибель Иоакима
       Иоаким не смог или не захотел прислушаться ни к словам пророка, ни к панике части своего окружения. О происходившем в городе в момент приближения вавилонской армии, видимо в 604 году, после захвата Навуходоносором Ашкелона, рассказывается в книге пророка Иеремии.
       По мнению проф. А. Маламата, дата захвата Ашкелона имеет большое значение для выяснения исторической основы одного из пророчеств Иеремии, где сказано (36:9): "В пятый год Иоакима, в девятом месяце объявили пост перед лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских". Объявление поста могло быть связано с чувством надвигающейся опасности. Эта дата пришлась на момент наступления вавилонян на Ашкелон. Конечно, эти события усиливали драматизм ситуации в Иерусалиме. Пророк Иеремия считал, что в сдаче города вавилонянам есть единственная возможность спасения. Он предупреждал: "непременно придет царь Вавилонский и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот" (36:29). Знаем, что царь сжег послание Иеремии. "Отсюда можно заключить, что в описываемый момент Иоаким все еще надеялся сохранить независимость страны и не хотел сдаваться Вавилону. Но дни самостоятельности Иудеи были сочтены (//jhistory.nfurman.com/lessons8/08-14.html). Лишь на седьмом году своего правления, в 598 г. до н.э., Навуходоносор лично отправился в Иерусалим, находившийся к тому времени в осаде. Сведения об осаде города даны в вавилонской хронике тех времен: "На седьмом году, в месяц кислев, собрал царь аккадский свое войско и отправился в страну Хет и остановился возле города Иудея, и во второй день месяца адар захватил город. Царя забрал, а царя по своему нраву поставил. Взял с города большую дань и отправил ее в Вавилон".
      
      
       Добавлю эпизод из похода Навуходоносора: Райт Эрнест ("Библейская археология") пишет о том, что царь Аскалона сдаваться вавилонскому правителю отказался: "Об этом мы узнаем из арамейского письма, найденного в египетском местечке Саккара в 1942 г. и опубликованного в 1948 г. Письмо начинается с приветствия, за которым, согласно реконструкции Л. Гинзберга, следует такой текст: "Сие [написано мною моему господину с тем, чтобы известить тебя о том, что воинство] царя Вавилонского дошло до самого Афека и приступило к [...] взятого ими. [...] Ибо Владыке Царств Фараону ведомо, что [твой] слуга [не сможет устоять в одиночку пред царем Вавилона. Пусть же он соблаговолит] послать мне подкрепление, [ибо слуга твой всегда хранил верность своему господину] и помнит твое благорасположение, земли же эти [принадлежат моему господину. Если же ими завладеет царь Вавилона, он поставит] над ними своего наместника и [...]". Иными словами, армия Навуходоносора дошла до Афека. Адон, отправивший это письмо, судя по всему, являлся властителем, вероятно, одного из городов филистимлян. Скорее всего, он правил Аскалоном. То, что Аскалон был взят Навуходоносором, подтверждается в "Книге Иеремии" (47:5-7), а также тем, что в вавилонских табличках среди прочих пленников, живущих в Вавилоне, упомянуты два наследных принца Аскалона, а также аскалонские мастера и мореплаватели".
       Возвращаясь к истории Иоакима, остановлюсь на важной "детали". В жизнеописаниях царей Иудеи указывается не только, что царь умер ("почил с отцами своими"), но и место их захоронения. А вот про Иеоакима только кратко: "И почил Йеойаким с отцами своими". Так что, его вообще не хоронили? Так не могло быть. Значит, авторы-пророки уж очень на него обижены были, что как бы "выбросили" упоминание о его кончине и похоронах. В Диврей-hа-йамим говорится, что Невуходоносор заковал Иоакима в "оковы". И там же добавлено: "чтоб отвести его в Бавэль" (Вавилон). Так отвезли его в Вавилон или нет?
       В лекции З. Дашевского есть попытка объяснения этого. В Книге Йирмеяху ("Книга Иеремии") много сказано о царе, который вел себя по отношению к Иеремии очень нехорошо. Иеремия пророчествовал о том, каково будет наказание за все грехи царю и народу. Шульц С. ("Ветхий Завет говорит") описывает попытки пророка Иеремии убедить сограждан в опасности для Иудеи сопротивления Вавилону. В частности, однажды он повел священников и старейшин в долину "Сыновей Еннома", где были устроены "адские жертвенники". Разбив кувшин перед этим собранием, Иеремия предупредил, что Иерусалим так же будет разбит на куски Господом. Разрушение будет таким великим, что даже эта проклятая долина будет использована для погребения. Священник Пасхор схватил Иеремию и посадил его в колоду (то есть заковал в деревянные колодки) (Иер. 19:1--20:18).
       По приказу царя пророку грозили суд и казнь за "лжепророчество". Другой пророк, говоривший примерно то же, был убит. Иеремию искали, но его спрятали. За него были придворные, министры, а против были царь и коhены. Такой неожиданный расклад, который объясняется тем, что придворные были воспитаны прежим царем Йошияху, и это были праведные люди. В Иерусалиме шла борьба между "умеренными", сторонниками вавилонского подчинения, и крайними, проегипетскими деятелями. К умеренным относились представители гражданской администрации, занимавшие ответственные наследственные должности. В крайнюю группу входили царедворцы, опиравшиеся на военные круги. Когда царю передали пророчество через ученика Йирмеяhу Баруха (а Иеремия был в это время спрятан), то царь, когда ему пророчество было зачитано, это послание разорвал и сжег (Эта сцена описана в Книге пророка Иеремии, 36:9-10, 14-26).
       Потом Йирмейаhу (Иеремия) добавил еще к этому пророчеству "Плач Йеремии" ("Мегилат Эйха"). То есть, он прорчествовал заранее, но царь не желал принимать этого всерьез, потому что трудно поверить в такую большую беду. И Йирмеяhу пророчествовал царю, что кончит он плохо, и что он не будет похоронен по-царски, а будет похоронен, как осел, и его труп будет палить зной днем и терзать холод ночью. Похоже на то, что этот царь, когда он был закован в кандалы, тут же умер, и где-то близко от Йерусалима он был сброшен просто так в поле. То есть, его заковали в кандалы, чтобы увести в Вавилон, но он тут же сразу и умер; такой бесславный конец. И воцарился его сын Йеhояхин.
       Иосиф Флавий описывает эти события несколько иначе: "Иоаким, когда на него пошел войною царь вавилонский, принял его к себе [в город] из боязни, что оправдаются предсказания пророка; в надежде, что не подвергнется никаким бедствиям, он и не думал запирать пред вавилонским властелином городские ворота, равно как не решался воевать с ним. Вавилонянин же, войдя в город, не подумал соблюсти [прежние] договоры, но велел перебить самых сильных и красивых из иерусалимцев вместе с их царем Иоакимом, причем приказал труп последнего выкинуть без погребения за [городские] стены. Царем же над всею страною и над городом поставил сына его Иоахима. Всех почетных лиц в городе, числом до трех тысяч, он увел в качестве военнопленных в Вавилон; в числе их находился и пророк Иезекииль, который тогда был еще отроком. Такой конец постиг царя Иоакима, после того как он прожил тридцать шесть лет, из которых в течение одиннадцати царствовал".
      
       Еще одно мнение (Шульц Э.): "О том, каким образом умер Иоаким, не говорится ни в книгах Царств, ни в книгах Паралипоменон. Сожжение свитка Иеремии навлекло Божий суд на Иоакима: "За это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной" (Иер. 36:30), из чего можно понять, что он не удостоился царского погребения. В другой раз Иеремия предсказал об Иоакиме: "Ослиным погребением будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима" (Иер. 22:19). Поскольку ни в одном историческом повествовании не говорится об обстоятельствах смерти Иоакима и не отмечается даже упоминания о его погребении, вполне логичным представляется вывод, что он был убит в бою".
       Некоторые исследователи считают, что Иоаким умер во время осады города. "Судьба Иоакима по-разному описана в Четвёртой Книге Царств, сообщающей, что иудейский царь умер еще до прихода вавилонян, и во Второй Книге Паралипоменон, утверждающей, что передовые отряды вавилонской армии ворвались в Иерусалим при жизни царя" (Википедия).
       Вот и вся недолгая летопись древних авторов о царе, который всё же на престоле удержался 11 лет. Сказано только, что "(М24:5-6. А остальные деяния Йеойакима и все, что он совершил, описано в книге летописи царей Йеудейских. И почил Йеойаким с отцами своими. И стал царем вместо него Йеойахин, сын его". Почти то же самое добавляет и Диврей: "(Д36:8) А остальные деяния Йеойакима, и мерзости его, какие он делал, и которые были при нем обнаружены, описаны в книге царей Йудеи".
      
       Давид Генис
      
       Источники:
      
       Википедия. Иоаким.
       Дашевский З. Лекция 109 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml109.htm)
       Диврей гаЙамимII:36 (//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/)
       Мелахим II. Гл.23-24.
       Райт Э. Библейская археология. Гл7 (//lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rait/arhaeology1)
       Тадмор Х., Надель Р., Ч.1, Гл.7. (//jhistory.nfurman.com/code/etinger1_18.htm)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн 10.Гл.5-6
       Шульц Самуэль, "Ветхий Завет говорит" (//www.reformed.org.ua/2/537/16/Schultz).
       (//jhistory.nfurman.com/lessons8/08-14.html)
      
      
      
      
      
      
      
      
       Иоаким, царь Иудеи. Портрет из сборника биографий.
    Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год). Википедия.
      
      
       [PDF] Царь Иоаким сжигает свиток с пророчеством
       (Википедия).
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/11/2014. 21k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка