Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Йоханан бен Заккай

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 12/02/2015. 29k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Да не забудется его имя в истории еврейского народа


  •    "С его смертью угас блеск мудрости"
       (Йоханан бен Заккай в истории Израиля)
      
       "Люби мир, добивайся его, люби людей и приближай их к Торе"
       Йоханан бен Заккай
      
       Почти три тысячелетия за спиной еврейского народа. Бурной истории. Кажется, не было ни одного столетия (или даже десятилетия), когда евреям не приходилось бороться за свою независимость. Одна из трагических страниц этой судьбы всем известна - Иудейская война, война маленькой Иудеи с громадной Римской империей. Война в начале первого тысячелетия новой эпохи. Об одном из героев того времени хочу рассказать. Это - раббан Йонатан бен Заккай. Он не просто герой статьи. Он из числа тех, кто создавал эпоху в истории своего народа. В страшное время разрушения Иерусалимского Храма в первом веке н.э., когда разъяренные сопротивлением иудеев римляне жестоко наводили "порядок" в стране, когда десятки тысяч евреев по­гибли или были проданы в рабство, именно Йоханан сыграл великую роль в сохранении иудаизма как основы самобытного существования народа. Мудрец и ученый раввин Иоханан бен Заккай - человек, который вдохнул новую жизнь в иудаизм, угасавший в окруженном Иерусалиме.
       Он смог поднять дух народа, указать на ясный свет в конце туннеля...
       О нём самом
       Иоханан бен Заккай был учеником-преемником законоучителей Иудеи Хиллела и Шаммая. Он 18 лет жил в городе Арав (Нижняя Галилея), где поселился, как считают, после окончания ученичества. Вернувшись в Иерусалим, он проводил много времени за толкованием Писания, разбором и выборкой оттуда галахических постановлений "сидя целыми днями в тени Храма". Метод "выборки", или извлечения, галахических решений из библейского текста у Иоханана бен Заккая не был какой-то механической работой. Он анализировал смысл выбранного им отрывка с целью выявить мотивировку того, что писалось в нем. На основе этого он старался обосновать решение, "которое могло быть преобразовано в общую идею, выходящую за рамки конкретного контекста (Тосеф., БК. 7:3-9)". "Придавая большое значение объяснению различных деталей мицвот, Иоханан бен Заккай считал, вместе с тем, что суть предписания не в деталях и не в обрядности вообще, а в том, что это повеление Бога, которое следует тщательно исполнять, даже если оно непонятно" (Танх., Хуккат 8).
       Он стал общепризнанным авторитетом, занял особое положение в близком окружении Шимона бен Гамлиэля I и был, возможно, главой суда Синедриона. Иоханан бен Заккай смог поднять авторитет учения фарисеев и увеличения числа служителей Храма из их среды. Это ограничило привилегии "сыновей первосвященников", другими словами, родовитых священнических семейств, верховодивших в общественной и политической власти. Они же и толковали вопросы культа и управления Храмом в духе учения саддукеев, элиты страны, что вызывало у многих недовольство подобной несправедливостью и отходом от канонов иудаизма.
      
       Раббан Иоханан бен Заккай - танна второго поколения, ставший во главе синедриона после разрушения Иерусалимского храма римлянами и гибели предыдущего главы синедриона рабби Шимона бен раббан Гамлиэля.
      
       Иоханан бен Заккай был истинным наследником и учеником Гиллеля. "Столь же величав, мудр и спокоен, по­добен учителю в кротости и миролюбии, опытен в жи­тейских делах, необыкновенно искушен в Учении" (Вассерман). Свою страсть к учению он передал ученикам, она стала яркой чертой по­следующих таннаев -- учителей Мишны.
      
       Аггадические сказания представляют Иоханана бен Заккая скромным и неутомимым тружеником. "Если ты выучил много Торы -- не хвались, ибо для этого ты и создан", -- говорил бен Заккай. Следуя учению Хиллела, он призывал: "Люби мир, добивайся его, люби людей и приближай их к Торе" (Авот 1:12). О себе Иоханан бен Заккай сказал: "От мудрости моих учителей я усвоил не более той капли из океана, какую уносит муха, окунувшись в него" (Соф. 16:8).
      
       Талмуд так рассказывает о нем. "Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения. Никто раньше ею не являлся в ешиву и он не уходил из ешивы, пока там оставался хоть один человек. Никто не заставал его иначе, как за­нятого учением. Никому не позволял он открывать две­ри его ученикам, а делал это только сам... Никогда не говорил: "Пора кончать занятия", за исключением ка­нуна Песаха или Йом Кипура. При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника. Ничто не оставлено было им без тщательного изуче­ния в Писании, Мишне, Алахе, Агаде, тончайших дета­лях Закона с его комментариями...". Он тщательно изучил " методы логики и аналогии, космографию и астрономию, правила гематрии, ангелологию и демонологию, народные притчи и таинства небес... от великого до малого...
      
       По мнению ряда авторов, Иоханан бен Заккай умер в 80 г. н. э., на десятом году после падения Иерусалима. В Талмуде же говорится, что Иоханан бен Заккай жил 120 лет. Из них он "сорок лет занимался коммерцией, сорок лет учился и сорок лет учил других". Уточню: в еврейском летоисчислении за основу взяты лунные месяцы, потому и годы жизни кажутся длиннее, чем по григорианскому летоисчислению. Вообще-то точные даты его рождения и смерти неизвестны.
       Почему Йоханан обратился к Веспасиану?
       Восстание в Иудее в 66 г. н.э. не было случайным. Многие жители Иудеи еще со времен восстания Маккавеев не желали жить под иноземным владычеством. Для них больной вопрос заключался в национальной гордости и полной независимости. Они помнили и о том, что пророки предсказывали освобождение еврейского народа от иноземного гнёта. Римское владычество тоже уже продолжалось много лет и вызывало озлобление народа. Но восстание назрело только в 66 году н.э.. Почему? Последней каплей явились действия римского прокуратора (наместника)
       Гессия Флора (64-66 гг. н.э.). Уж очень он начал свирепствовать в неуважении к религии евреев. Это вызвало беспорядки в Иерусалиме, были приостановлены жертвоприношения за императора, что оказалось равным объявлению войны.
    Наместник Сирии Цестий Галл попытался подавить восстание, но его войска были разгромлены восставшими. Сикарии, агрессивные ребята, считавшие своей обязанностью убивать сторонников римлян. Была партия сторонников Шимона бар Гиоры, считавших своего лидера чуть ли не мессией, и потому тоже не церемонились с теми, кто их не поддерживал. Зелоты ("ревнители") пытались бороться с римлянами еще с начала их господства. Римский император Нерон назначил полководца Веспасиана командовать войсками (около шестидесяти тысяч человек) против Иудеи. К концу 67 г. н.э. Веспасиан овладел Галилеей. Часть восставших и беженцы укрылись в Иерусалиме.
       Иоханан бен Заккай, считая невозможной дальнейшую войну с Римом, был против ее бессмысленного продол­жения. В самый разгар осады Иерусалима, когда
       ожес­точение зелотов дошло до крайностей, он не переставал призывать к доброволь­ной сдаче города. Если учесть жестокость зелотов по отношению к тем, кто был против их призывов стоять насмерть, то поймем, что этот великий человек обладал немалым мужеством.
      
       Да, Иоханан знал, что в отчаянном бес­страшии зелотов и их решимости драться до конца есть жуткая правда. Он помнил все злодеяния римлян по отношению к жителям Иудеи. Императоры дважды превращали Иудею в римскую провинцию и каждый раз увеличивали размеры податей. Пилат для потехи расставил идолов по улицам Иерусалима, ограбил хра­мовую казну и учинил в городе кровавую резню. Калигула решил поставить свое изоб­ражение внутри Храма. Куман погубил в Иерусалиме 10 тысяч человек, не считая тысяч, убитых по его приказу в провинции. Феликс и Фест наполнили страну убийствами и казнями. Гнусный Флор нагло выставлял свои преступления напоказ, открыто глумился над народом, предавал казням знатнейших евреев, громил рынки и мастерские, избивал тысячи людей безо всякого повода. Йоханан полностью разделял боль народа: ни один праздник не про­ходил без массового кровопролития, евреи не были хозяевами Храма и города. Санхедрин (Высший Суд) был лишен права судить и карать. Все учреждения, святыни и народное благосостояние зависели от прихоти императоров, кап­ризов и произвола прокураторов, римских чиновников, даже просто римских солдат.
      
       Вожди зелотов проповедовали, что евреи должны по­виноваться только Единому
       Б-гу и Его Торе, что, ли­бо Царство Б-жие установится в Иудее, либо Иерусалим превратится в гру­ду камней и враг будет царствовать над пустыней. Да, Иоханан бен Заккай хорошо знал все это. Но он был великий мудрец, и он понимал истины, недоступные воинст­венной душе зелота. Разве Царство Б-жие можно установить мечом, а познание Б-га распространить силой оружия? Разве может ложь сделаться глашатаем исти­ны? Может ли демон зла указать людям дорогу к анге­лу добра? Нет, по его убеждению, Израиль должен сла­вить Имя Творца! Это для него было главным.
       Иоханан бен Заккай предвидел грозившую катастрофу - рассеяние, на которое их обрекут римляне. Но самое страшное было в том, что если вожди народа не обеспечат условий, способных сохранить еврейскую мудрость, судьба иудаизма будет предрешена. Он стремился основать еврейскую духовную академию с целью распространения мудрости иудаизма среди обездоленных евреев, которым предстояло жить в греко-римском мире. Вот почему раббан Йоханан, предвидя взятие Иерусалима римлянами, решил провести с Веспасианом личные переговоры. Он понимал, что обязан уйти из обреченного Иерушалаима, даже рискуя жизнью, для спасения Торы, спасения будущего для своего народа.
       Йоханан обращается к Веспасиану
       Осажденный город представлял собой страшную картину. Люди тысячами умирали от голода и эпидемий. Выход из города был запрещен под страхом смертной казни. Зелоты держали город такой же мертвой хваткой изнутри, что и римляне снаружи.
       Решив выбраться из города, надо было сначала решить, как это сделать. Мудрый старец нашел мудрое решение. Ученики разнесли по Иерусалиму слух, что Йоханан тяжело болен, а вскоре и о том, что он умер. Стражи у ворот города рано утром пропустили несколько человек траурной процессии, дабы похоронить знатного духовного человека на загородном кладбище по всем правилам. Йоханана вынесли в заколоченном гробу. Хитрость удалась. Оказавшись за пределами Иерусалима раббан Иоханан попал в римский лагерь, его привели к Веспасиану. И он приветствовал Веспасиана, как будущего императора. "Я пришел объявить пророчество и изложить просьбу". В доказательство он привел слова пророка Исайи - "Леванон от могучего падет". Среди мудрецов Леваноном зовется Храм. Не может такого быть, чтобы Храм попал в руки не самого великого из врагов. Тот, кто сумел окружить Иерушалаим, окружить Храм - ведь еще такого не было - , он и станет самым великим. Что подумал Веспасиан, полководец, наводивший страх даже на свои легионы, увидев старого исхудавшего еврея? Чего хотел патриарх, выбравшийся из умирающего города в заколоченном гробу? Веспасиан ждал, и рабби заговорил:
       Если пророчество сбудется - пусть император Веспасиан позволит ему, Иоханану бен Заккаю и его ученикам основать в одном из небольших городков Иудеи школу. Там они будут изучать еврейские законы и предания. Почему р. Йоханан не просил Веспасиана пощадить Иерусалим и Храм, а попросил только небольшой городок? В Талмуде высказано мнение, что, возможно, раби Йонатан бен-Закай понимал, что Иерусалим и Храм обречены, и просьбой на эту тему можно было только отсрочить разрушение, но предотвратить уже было нельзя, Он, возможно, видел, что падение неминуемо, и хотел заранее начать собирать силы, чтобы потом народ смог подняться. Иоханан понимал, что после победы римляне не позволят евреям заниматься своим учением, поэтому он стремился добиться разрешения Веспасиана на открытие хотя бы одной школы, способной спасти знания и религию иудеев.
       Веспасиан, надо полагать, был изумлен пророчеством и скромностью просьбы. Как солдат и человек дела, он расценил ее достаточно странной. Но обещал, если пророчество исполнится, он эту просьбу выполнит. Между прочим, оба рисковали, пойдя на такой "сговор". По римским законам такие пророчества считались антигосударственными, т.к. признавалась сама возможность передачи власти другому лицу при живом императоре. Попахивало это антигосударственным заговором или подстрекательством. Да и Веспасиан, бывший в то время только командующим одной из армий, хоть и самой знаменитой и крупной, уже был виновен за то, что слушал Йоханана, пришельца из вражеского лагеря, и не опроверг пожелание ему стать императором, хотя престол в это время был занят другим. Правда, надо учесть и ситуацию - в Риме шла борьба за престол и всем им было не до Веспасиана с Йохананом.
       Пророчество рабби не было ясновидением. Оно было проявлением ясного разума и умения оценки ситуации. Император Нерон покончил жизнь самоубийством. У римлян не существовало закона о престолонаследии, и было логичным допустить, что трон империи перейдет к наиболее сильному из претендентов. Таким, по мнению Иоханана, был Веспасиан. Действительно, после смерти Нерона было три претендента на престол. Императором Сенат избрал Сервия Гальбу. Не прошло. Гальбу убили. Остались Марк Отон и Авл Вителлий. Оттона вскоре тоже убили. После его гибели римский Сенат признал императором Вителлия. 1 июня 69 года в армия в Александрии провозгласила Веспасиана императором. Его поддержали легионы, находящиеся в Сирии и Иудее, а вскоре он был признан войсками, стоявшими в Паннонии и Мёзии. Командующий теми войсками Антоний Прим повёл легионы в Италию. У Кремоны он разбил войска Вителлия, а после захвата Рима Вителлий был убит. Веспасиан, не теряя времени, оставил осаду Иерусалима своему сыну Титу, и летом 70 года н.э. прибыл в Рим. Итак, расчет Йоханана оказался верным. Еще в 69 году римский Сенат предложил трон Веспасиану, который какое-то время колебался, ожидая полной поддержки армии. Сбылось предсказание, и Веспасиан выполнил свое обещание: в городе Явне было разрешено открыть Академию (иешиву). Именно ей было суждено сыграть важную роль в деле спасения иудаизма.
       Городок Явне в судьбе еврейского народа
       После того, как сбылось предсказание Йоханана, и Веспасиан был провозглашен императором, он дал возможность провидцу высказать свою просьбу и обещал выполнить ее. И тогда бен Заккай попросил у императора позволения... по­селиться с учениками в маленьком городе Явне и по­щадить род патриарха Гамлиэля. Веспасиан был пора­жен. Он с такой благожелательностью отнесся к этому странному на его взгляд старцу, что тот мог бы попросить за исполненное далеко не простое и успешное проророчество, несомненно тоже придавшее Веспасиану какую-то уверенность в возможности занять престол (о чем в тиши ночной явно мечтал, видя что творилось в Риме), например, для себя и своей родни римское гражданство, земельные уго­дья, рабов, какие-то льготы...
      
       Итак, раббан Йоханан основал центр изучения Торы "Керем Явне (виноградник Явне)" в городе Явне. Позже сюда перебралось большинство знатоков Торы того времени. Когда в Явне пришла весть о падении Иерусалима и разрушении Храма, поднялся великий плач. Казалось, все погибло вместе с гибелью Храма и нет надежды на будущее. Храмовые жертвоприношения стали невозможными, как же сможет Израиль служить своему Создателю? Ведь еврейский народ может исчезнуть подобно другим наро­дам Востока, чьи святилища и столицы были разрушены. Рвал не себе одежду в скорби и трауре и Йоханан бен Заккай. Но он нашел в себе силы выстоять, не пасть духом, и, не те­ряя времени, принялся за работу, прославившую его в веках.
      
       Прежде всего он призвал своих учеников. Не все явились, были и те, кто считал его дезертиром. Явнийская школа объединила нацию в тяжелую мину­ту, вдохнула в нее новую жизнь и новые надежды. Школа слу­жила духовным центром еврейского народа, призывала к служению высшим нравственным идеалам. Йоханан бен Заккай провозгласил: хо­тя жертвоприношения стали невозможными, оста­ются два других основания, на которых стоит мир: Учение и Добрые дела. Он повторял ученикам слова пророка: "Ибо милости хочу Я, а не жертвы, и Б-говедения более всесожжений". Эти слова стали его девизом. "Место жертвоприношений за­няло служение сердца -- этим еврейство было спасено от гибели".
      
       Иногда Йоханана бен Заккая называли провидцем, предвидевшего изгнание и
       рас­сеяние евреев и разработавшим принци­пы национальной жизни с учетом долгого скитания сре­ди других народов. Можно и так считать. Но всё же, в действительности всё было более на человеческом уровне. Как и его современники, Иоханан бен Заккай не мог смириться с гибелью Храма и верил в его скорое восстановление. Без Храма длительное существование Б-жьего народа без Б-жьего Дома казалось ему невозможным. Но мудрый Йоханан понимал суть еврейского учения и сумел выра­зить её, которая, хотя и связана с Иерусалимским Храмом, но все же не исчерпывается этой связью.
      
       "Веспасиану не могло прийти в голову, что в своей ма­ленькой школе великий мастер начнет ковать такое могучее духовное оружие, которое окажется прочнее и долговечнее римского железа, которое даст возмож­ность побежденному Израилю восторжествовать над рим­ским копьем, исламской саблей, щитом крестоносцев, Явнийская школа Иоханана бен Заккая станет основой непобедимого духовного государства, которое будет передаваться из уст в уста, от отца к сыну, от общины к общине" (Вассерман).
       Воззрения и дела Йоханана бен Заккая
       Можно предполагать, как относился Иоханан бен Заккай к междоусобной борьбе партий в бурные годы, предшествовавшие падению Иерусалима и разрушению Второго храма. Он не мог быть на стороне зелотов, так как его идеалом был мир между государствами и народами, между семьями и отдельными людьми. Видимо, он надеялся на мирное разрешение конфликта с Римом и, может быть, пытался содействовать этому. Только потеряв надежду спасти Иерусалим, Иоханан бен Заккай тайком вступил в переговоры с римлянами, чтобы обеспечить духовное существование еврейского народа после утраты им своей политической самостоятельности.
      
       Иоханан бен Заккай, хотя и предвидевший падение Иерусалима и разрушение Храма, был потрясен не меньше тех, кто не ожидал этой трагедии, и видел в ней кару за отступничество от заветов Бога. Он учил, что искупление можно обрести и без жертвоприношений, а лишь одними милосердными деяниями и проявлениями любви к ближнему. Этим Иоханан бен Заккай превратил в постулат практической веры мысль многих пророков о предпочтительности в иудаизме нравственного начала перед культовым. Место храмовой службы должно было занять изучение Закона и распространение знания его в народе, ради чего, по мнению Иоханана бен Заккая, и создан человек.
      
       Разрушение Храма было огромной национальной трагедией. До этого вся жизнь народа была связана с ним. И вдруг Храм разрушен, Иерусалим разрушен. Куда идти, чтобы принять участие в праздничных ритуалах, воздать жертвы Б-гу, внести пожертвования в пользу Храма и священников. Люди оказались выбиты из привычной колеи жизни. В смятении оказались и сами священники, как и где им нести службу? Культовая, религиозная и культурная жизнь оказались под угрозой полного разрушения. Как соблюдать Тору и заповеди, когда всё это зависит от состояния Храма, котрый ныне перестал существовать?
       Религиозная жизнь, как бы к ней не относились, влияла и на экономические стороны жизни. Храм концентрировал экономическую, хозяйственную и сельскую деятельность, и без него всё как бы пошло вразнос. Быть выбитым из привычной колеи жизни - страшное дело. Не все могут выдержать. И всем нужны слова утешения и слова действия. И сказали священники людям: "Невозможно не скорбеть, что вынесен над нами приговор, но слишком сильно скорбеть тоже нельзя". И скзали мудрецы: "Белит человек стену дома, но оставляет не побеленный участок - в память об Иерусалиме. Готовит человек праздничную трапезу, но не все необходимые блюда готовит - в память об Иерусалиме. Не одевает женщина все свои украшения - какие-то оставляет, в память об Иерусалиме. Как сказано: "Если забуду тебя Иерусалим - пусть отсохнет моя рука, пусть прилипнет к небу мои язык, если не буду помнить о тебе, если не поставлю Иерусалим во главу веселия моего".
       "Огромная заслуга Раби Йоханана бен Заккая в том, что он начал этот процесс осмысления трагедии. Он издал несколько новых галахических постановлений. В них он меняет некоторые принятые ранее законы, чтобы приспособить их к новому образу жизни - жизни без Храма. Постановления Раби Йоханана Бен-Заккая направлены на то, чтобы привести закон в соответствии к тем новым условиям, в которых оказался народ, - и с другой стороны, закрепить в законе память о разрушенном Храме. Так, чтобы не ослабло стремление к его восстановлению. Перемена закона вещь очень непростая. Для того, чтобы прийти и изменить веками сложившиеся обычаи, нужно обладать немалой смелостью. Даже в ситуации, когда старый обычай уже не адекватен времени, мало у кого хватит мужества и мудрости произвести необходимые изменения, и сделать это так, чтобы не разрушить старое здание закона, а построить над ним еще один этаж" (Маханаим).
       Не всё шло гладко в новой школе и вокруг нее. Старания Иоханана бен Заккая преобразовать иешиву в Явне в религиозный и национальный центр еврейского народа натолкнулись на сопротивление ряда законоучителей, выступавших против хотя бы частичной передачи новому учреждению прав и статуса Великого Синедриона. И всё же при Йоханане Ямнийская школа стала авторитетным религиозным центром и даже иногда ее называли "Синедрионом". С её деятельностью связывают завершение канона ТАНАХ (Ветхого Завета). Школа покинула Ямнию во 2-м веке. Иоханан бен Заккай -- единственный из законоучителей, которому из уважения к его авторитету был присвоен титул раббан (присваивался лишь президентам /наси/ Синедриона из рода Хиллела).
      
       И еще о Йоханане бен Заккае: его именем названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Ашдоде, Бней-Браке, Эльаде, Бейт-Шемеше, Тверии, Беер-Шеве;
       А также одна из сефардских синагог в Старом городе (по преданию, именно на этом месте и находилась школа РИБАЗа и именно отсюда и вынесли мнимого мертвеца) и религиозный мошав Бен Заккай неподалеку от Явне.
      
       Йоханан бен Заккай и Иосиф Флавий
       Две исторические личности в судьбе Иудеи начала первого тысячелетия. Что у них общего и в чем различие? Оба, Иосиф бен Матитьягу (Иосиф Флавий) и Йоханан бен Заккай, принадлежал к партии мира. Йоханан, как и Иосиф, был убежден, что политика зелотов, наиболее воинственной части населения Иудеи, может привести лишь к трагедии. Сопротивление они считали безнадежным. И оба направились к Веспасиану, главнокомандующему римскими войсками, осадивших Иерусалим. На этом сходство закончилось.
       В отличие от Иосифа, Йоханан был назван спасителем иудаизма, а не предателем.
       Судьба и воззрения их как бы отразили суть двух направлений, или концепций, в иудаизме. Иосиф Флавий сохранил для истории имена военных: Бар Гиоры, Иоханана Гисхальского и других. Главное в его описании - война. Между тем, "главным героем Иоханана бен Заккая является мудрость". Героями еврейского народа становятся не полководцы и воины, а мудрецы, знатоки иудаизма. Бросим взгляд назад - даже царю Давиду, полководцу, разгромившему врагов Израиля, Б-г ставит в упрек его военные дела и не доверяет строительство Храма. "Талмуд не сохранил для потомков имена воинов, он весь - о ценности мира". Еврейская традиция миролюбия не была изначальной. Народ Эрец Исраэль много и тяжело воевал. И не раз терпел тяжелые поражения. И главной ценностью становится сохранение религии, культуры, обычаев своих предков. Именно в этом аспекте и велик Йоханан бен Заккай. Евреи, лишенные политической независимости и рассеянные по всему миру, в значительной степени благодаря целеустремленности и дальновидной деятельности Иоханана бен Заккая, смогли сохраниться как народ и продолжать в условиях галута развивать свое духовное и культурное наследие.
       Давид Генис
      
       Источники:
      
       Вассерман Цви (//toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_2999.html)
       Википедия
       Ежевики (//www.ejwiki.org/wiki/)
       История еврейского народа.nfurman
       КЕЭ, том 3, кол. 797-799 (//www.eleven.co.il/article/11837)
       Маханаим. Йоханан (//machanaim.org/kurs/tanai/04-ribaz.htm)
       Мень А. //krotov.info/spravki/essays_bible/varia/yamna.html
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 12/02/2015. 29k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка