Аннотация: Невыдуманная история о невыдуманном царе древней Иудеи...
Иорам (Иегорам) - 5-й царь Иудеи
Приход Иорама (Иегорама) к власти
Итак, рассказ о пятом царе древней Иудеи. Будем листать первоисточники. Это две Книги из состава Танах (Библия, Ветхий Завет), созданных две с половиной тысячи лет тому назад. Одна из них: Мелахим II (Книга 4-я Царств). Вторая Книга-хроника это Диврей ха-амим (2 Паралипоменон). Из сохранившихся древних книг на эту тему я буду пользоваться классическим трудом римского историка и писателя начала первого тысячелетия Иосифа Флавия "Иудейские древности". Других письменных материалов нет, они сгорели в многочисленных пожарах древних библиотек. Кто-то пустил утку, что рукописи не горят. Слова красивые..., но из другой оперы...
Составители указанных Книг пользовались архивными записями царских домов Иудеи и Израиля, о чем они все время напоминают. Эти архивы до нашего времени не дошли. В историях пророков тоже описывались многие исторические события. Очень важными документами эпохи служат египетские, ассирийские, вавилонские и другие эпиграфические памятники, в том числе и древнееврейские, дополняющие и подтверждающие ряд библейских сведений.
Все последующие источники, часть которых и я использовал, пересказывают друг друга или упомянутые Книги Танаха. Кстати, чем займусь и я. Зачем тогда пишу? Далеко не все найдут время копаться в интернете и библиотеке. Мой обзор для них. И, думаю, большинство, как и я, не очень знали о череде царей древней Иудеи. Мне стало интересно. Думаю, такой же интерес проявится и у кого-то из читателей, для которых древняя история народа Книги часть истории Человечества. Мой обзор и для них.
На иврите имя его звучит как Йеhорам, Иеорам, Иегорам (Бог высок"), обычно в русскоязычной литературе пишется Иорам или Йора?м. Надо знать, что в то же время в соседней стране, в таком же древнем царстве Израиле, царем был человек также по имени Иорам. Дабы не путаться, напоминаю, я буду писать о царе Иудеи.
Читаем: "И почил Йеошафат с отцами своими, и был погребен с отцами своими в городе Давида. И воцарился Йеорам, сын его, вместо него (ДII.21:1)". И дабы не подумали чего, тут же уточняется: И у него братья, сыновья Йеошафата: Азарйа, и Йехиэйль, и Захарияу, и Азарьйау, и Михаэйль, и Шефатйау. Все они сыновья Йеошафата, царя Йисраэйля. И дал им отец их множество подарков из серебра и золота, и драгоценностей, вместе с укрепленными городами в Йеудее; царство же отдал Йеораму, потому что он первенец (ДII21:2-3)".
Взошел он на престол далеко не юным, как пишут некоторые авторы. Обе Хроники однозначно сообщают: "Тридцати двух лет был он, когда он стал царем; и восемь лет он был царем в Йурушалаиме". Годы его правления в разных источниках разнятся, что связано с непреодоленными пока трудностями датировки библейских событий и разночтением хроники лет у разных авторов. "И если мы еще до сих пор ведем споры, доказывая справедливость своих версий хронологии библейских событий, то это вовсе не является предлогом для сомнений в достоверности текстов Великой Книги". (Гацуцын В.И. "Библия, поверяная историей").
Спорить не буду, каждый автор убежден, что его хронология самая увязанная с реальностью. Детальный разбор ситуации дает В.Гацуцын, отсылаю к нему, хотя его данные совсем уж выпадают из общего ряда. Для меня главное, что никто не отрицает существование царя Иорама в истории Иудеи и что, с учетом некоторого разброса, все даты привязаны к одному веку. И на том спасибо историкам...
Склонность к язычеству
Прежде всего, склонность Иорама к язычеству связывают с влиянием его жены Аталии (в русской версии - Гофолии). Кто она? В книге Мелахим II написано: (МII8:18) "...дочь Ахава была его женой; делал он то, что дурно в очах Г-сподних".
В Хронике Диврей сказано: "(ДII18:1) "И было у Иеошафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом". Далее еще одна запись уточняет, о каком породнении шла речь: "(ДII21:6) И шел он (Йеорам, сын Иеошафата) путем царей Йисраэйля, ибо дочь Ахава была его женой, и делал зло в очах Г-сподних".
Аталия, как и ее мать, Иезавель, были финикиянками и упертыми язычницами, фанатичными поклонницами Баала, идола. По ее настоянию, в Иерусалим привезли
многих культовых жрецов с их идолами и ее сторонников друзей. Царь же, то ли был так влюблен в свою царицу, то ли просто оказался слабохарактерным, но полностью пошел на поводу своей "половины". Языческие поклонения начали сильно оттеснять служения Богу и храмовые ритуалы. В Иерусалиме появились языческие храмы Баала и Аштарот. По мнению специалистов, "Иудейское царство переживало взлеты и падения, достигнув нижней точки, когда сын Иосафата Иорам породнился с греховной семьей израильского царя Ахава" (И.Финкельштейн).
Под ее напором "он устроил высоты в горах Йеудейских, и развращал жителей Йерушалаима, и оттолкнул Йеудею" (ДII.21:11). Слово "устроил" можно понять так, будто их до Иорама не было в Иудее. Это далеко не так. В предыдущих моих очерках тоже все время упоминаются высоты, которые ни одному царю не удалось
ликвидировать или, точнее, запретить на них языческие служения и обряды. И мы вновь и вновь читаем грустные слова о том, что "высоты не были отменены".
Что понимается под термином "высоты"? На протяжении всей Торы и в книгах пророков постоянно звучат призывы к монотеизму и довольно часты нерадостные "прогнозы" пророков для царей и народа за идолопоклонство. Значит, это не было случайным явлением и оно то подавлялось частично, то вновь вспыхивало в зависимости от воли и поведения царей. Идолопоклонство было обычаем как многих иудеев, так и окружающих народов. Влияние соседей всегда было сильным. Даже ныне, лечимся не всегда по назначению врача, а по совету соседки...
Высоты можно понимать как свободные площадки или реальные холмы, с которых легче было докричаться до бога или богов. Их можно было обустроить возле могил, на каких-то местах в тени деревьев, не очень далеко от дома. Священники местного разлива всегда находились в таких ситуациях. Жители вполне вероятно поклонялись и Богу Яхве, и привычным "боженькам". Как их запретить и как ликвидировать? Только убеждением, что Б-г один и он всё видит. И накажет за отступничество. Так не все же люди одинаково боязливы... Одни цари грозили и, видимо, наказывали, другие не хотели или не могли противостоять всем этим безбожным "высотам"... К таким относился и Иорам, жену слушал, в ее обрядах языческих участвовал, с высотами не воевал... Вполне вероятно, что "на высотах" поклонялись и Б-гу Яхве вместо того, чтобы тащиться в далекий Иерусалим и одаривать там местных священников...
Надо бы Господу было уничтожить такого царя, да нет, не спешил. Грозил, да наказывал. Хроники это объясняют тем, что "не хотел Г-сподь погубить Йеудею, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал ему дать светильник (царство), ему и детям его на все дни". В общем, на всё были объяснения...
Жестокость Иорама
Престол - дело опасное. Пробуждает денно и нощно страх потерять его, особенно когда рядом есть претенденты. Было у Иорама шесть братьев, детей Иеошафата. Надо понимать, от разных жен царских. Кто знает, что на уме у них могло быть. "...и умертвил всех братьев своих мечом, а также (некоторых) из князей Йисраэйльских.(ДII21:4)". Нет человека - нет проблемы. Старая истина...
Вот как эту ситуацию оценил Иосиф Флавий: "Иерусалимский царь Иорам, немедленно по восшествии своем на престол, приступил к избиению своих братьев и приближенных отца своего. Последние занимали должности начальников. Этим Иорам явно положил начало всем дальнейшим своим гнусностям, в которых он ничем не уступал израильским царям, впервые нарушившим древние еврейские установления и преступившим законы истинного богопочитания. Всем этим гнусностям, полной распущенности во всех отношениях и особенно поклонению иноземным божествам обучила его жена его Гофолия, дочь Ахава".
Военный поход против Едома
Эдом, страна библейских времен, граничила на севере с южной частью Мёртвого моря, Моавом и Иудеей, на юге -- с Эйлатским заливом, на востоке - с пустыней южного Заиорданья, на западе с Синайским полуостровом. Название "Эдом" связано с пришедшими туда еще во втором тысячелетии до н.э. западносемитскими племенами. По Библии, Исав (Эдом) был старшим сыном Исаака и братом Иакова, поэтому потомки Исава, эдомитяне, считались ближайшими родственниками израильтян. Правда, дружбой и миром между собой не отличались. В ходе войн Давида Эдом был включен в Израильское царство. Позже он сумел отколоться и стать самостоятельным и оставался независимым до царствования Иехошафата. В правление Иехорама (Иорама) Эдом вновь восстал, объявил о своей независимости от Иудеи "и поставили они над собою царя".
Иорам решил подавить мятеж и организовал военный поход против Едома. В Хрониках об этом походе написано очень кратко, в несколько строк. И сам царь не вызывал у составителей уважения и желания о нем писать, да и поход закончился
без успеха: "И отложился Эдом от Йеуды до сего дня". Обе Книги (Мелахим и Диврей) почти одними и теми же словами скупо отметили это событие: (МII.8:20-22) "И прошел Йорам в Цаир, и с ним все колесницы; и было, встал он ночью и поразил эдомеян, окружавших его, и начальников над колесницами"
Похоже, что колесницами не напугал Иорам эдомитян. Окружили они пришельцев,
но Иорам смог ночью выйти из окружения и спастись, "и народ убежал в шатры свои". И тут же короткая фраза: "В то время восстал (город) Ливна против его власти, потому что он оставил Г-спода, Б-га отцов своих. (ДII.21:10)". В общем, потеря за потерей у незадачливого царя. И почему - в той же строчке ясно сказано:
"потому, что он оставил Г-спода, Б-га отцов своих"... Позиция авторов Хроники тут обозначена очень ясно.
Иосиф Флавий пишет примерно о том же: "идумеяне отложились от Иорама, убив своего прежнего царя, который был вассалом отца Иорама, и выбрали себе правителя по своему личному усмотрению. Тогда Иорам, во главе отряда своей конницы и колесниц, ночью вторгся в пределы Идумеи и перебил всех пограничных жителей. Двинуться, однако, глубже внутрь страны он не решился. Впрочем, все это нападение не принесло ему ни малейшей пользы, потому что результатом этого было общее отпадение от Иорама его подданных, в числе которых отложились от него, между прочим, также жители целой области Лавены. В то время царь зашел в своем ослеплении так далеко, что принудил народ взойти на вершины гор и там поклоняться чужеземным богам".
Потеря Эдома для Иудеи была очень болезненной. Был потерян контроль над важными торговыми путями и выгодными маршрутами в зону Красного моря. Это означало удар по экономике страны, ибо в те времена торговля была важным источником доходов и экономической мощи.
Набеги на Иудею
"Пришла беда - отворяй ворота"! Правда, древние иудеи выражались, думаю, как-то иначе. Но суть от этого не меняется. Иудея явно слабела. Соседи это видели. И не преминули воспользоватьс моментом. Филистимляне, кочевники с южных пустынь Аравийского полуострова, еще какие-то союзники, ринулись на страну. Ничего не сказано в Хрониках о том, где был в это время Иорам, были ли боевые столкновения. Ибо эти орды достигли Иерусалима, разграбили страну и царские дворцы. Ни слова нет о царе и его войске.
"ДII.21:16-17). И возбудил Г-сподь против Йеорама дух пелиштимлян и аравитян, сопредельных кушитянам; И они пошли на Йеудею, и прорвались в нее, и захватили все имущество, находившееся в доме царя, также сыновей его и жен его; и не осталось у него сына, кроме Йеоахаза (Охозии), младшего из сыновей его". Всех сыновей убили, только младшего мать успела спрятать. И тут тоже, по мнению составителей Хроники, видна наказующая рука божья...
Письмо Илии
В Книге "Диврей ха-амим" не просто осуждается проязыческая деятельность царя. Она приводит письмо пророка Илии, где за богоотступничество и его жестокости он предупреждает царя о будущей гибели и его самого, и его дома, и о страданиях народа, который пошел за ним.
"(ДII.21:12-15). И пришло к нему письмо от Эйлийау пророка, гласившее: Так сказал Г-сподь, Б-г Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Йеошафата, отца твоего, и путями Асы, царя Йеудейского, А пошел путем царей Йисраэйля, и развращал Йеудею и жителей Йерушалаима, как развращал (их) дом Ахава; еще и братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил; За это Г-сподь поразит великим мором (гибелью) народ твой, и сыновей твоих, и жен твоих, и все имущество твое".
"В то время как Иорам действовал таким образом и совершенно забывал об установленных законах, ему однажды было доставлено от еще находившегося тогда в живых пророка Илии письмо, в котором пророк писал, что Господь Бог жестоко накажет царя за то, что он забыл о примере своих собственных предков, пошел в своих беззакониях по стопам царей израильских и, подобно Ахаву, принудившему к тому же насильно израильтян, побудил представителей колена Иудова и граждан иерусалимских отказаться от почитания своего собственного истинного Бога и поклоняться идолам. В этом же письме находилась угроза будущего возмездия за гибель братьев Иорама и за то, что последний перебил других хороших и справедливых людей. Наказание, которое за все это постигнет царя, по словам пророческого послания, будет заключаться в том, что весь его народ с женами и детьми погибнет" (Иосиф Флавий).
Смерть Иорама
Пророк предсказал царю мучительную болезнь и смерть за все грехи его перед
Б-гом и людьми. "(Д21:15) ...Тебя же - многими хворями, болезнью внутренностей твоих, так, что будут выпадать твои внутренности от болезни изо дня в день".
(ДII.21:19-20) "И через некоторое время, по прошествии двух лет, выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожигания, подобно сожиганию отцов его. И отошел он безрадостно, и похоронили его в городе Давида, но не в царских гробницах".
(ДII.22:1) "И воцарили жители Йерушалаима Ахазйау, сына его меньшого, вместо него, так как всех старших убил отряд, пришедший с аравитянами к стану; и воцарился Ахазйау, сын Йеорама, царя Йеудеи". И стал царем вместо него Ахазйау (Ахазия), сын его.
(МII.8:23) Остальные же дела Йорама и все, что он сделал, описано в книге летописи царей Йеудейских.
В итоге, правление Иорама привело Иудею в экономический и политический упадок. Безрадостные итоги и "заслуги": умер от болезни кишечника, никто не сожалел о его смерти, не был погребен в царской гробнице.
"После этого поражения сам царь схватил предсказанную пророком болезнь, очень долго болел ею, так как Предвечный в гневе своем наслал страдания на его желудок, и наконец умер жалкою смертью, после того как у него выпали все внутренности. Впрочем, и после своей смерти Иорам подвергся оскорблению со стороны народа, который, видя в такого рода кончине явный гнев Предвечного, не счел возможным удостоить Иорама царских похорон, не поместил его в склепе его предков и не воздал ему вообще никаких почестей, похоронив его как частное лицо. Прожил Иорам всего сорок лет, из которых царствовал в продолжение восьми" (Иосиф Флавий).