Генис Давид Ефимович: другие произведения.

4-й царь Иудеи Иосафат

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 23/01/2013. 43k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 5 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одна из страниц истории Древней Иудеи, страны и земли евреев,ныне переименованной в абракадабру "Западный берег"...


  •    Иосафат - четвертый царь Иудеи
      
       Не успел рассказать о трех царях древней Иудеи, возникшей после раскола царства Давида-Соломона на два государства (Иудея и Израиль), как получил вопрос от читателя. Мол, тут такое творится... А я тут с такой стариной. Зачем? Кому это интересно?
      
       Кому не интересно - разрешаю не читать. Есть свобода слова и свобода чтения... А если серьезно, я об этом еще в первом очерке написал. Кратко повторю. В 2005 году попал в Париж. Посетил Нотр Дам. Поразили скульптуры 28-ми иудейских царей на фронтоне этого знаменитого Собора. Попробовал посчитать, кого знаю или хотя бы помню... А на ум полезли... Иван Калита да Иван Грозный...
      
       Но ведь у моего народа, еврейского народа, есть и своя древняя, древнейшая, история. Как же может быть она не интересна для меня? И только ли для меня? Ведь скульптуры иудейских царей - на фронтоне не в Иерусалиме, а в Париже, на Соборе Нотр Дам! И Ветхий Завет, в котором о царях и написано, например, в Святое Писание христиан входит!
      
       В 60-х годах, в областном городе южного Казахстана, где я жил и работал, услышал очень необычную для тех времен реплику. В разговоре глава города, первый секретарь горкома партии, казах, спросил что-то из истории еврейского народа. Ответа не получил. И заметил: каждый культурный человек обязан знать историю своего народа. Эти слова помню всю жизнь.
      
       Итак, сегодня рассказ о четвертом царе Древней Иудеи. В русской библейской литературе его имя пишут - Иосафат. В Еврейской Энциклопедии (КЕЭ) оно пишется как Иехошафат. Смысл имени с иврита: "Господь (рас)судил". Он - сын царя Асы, о котором я писал в предыдущем очерке. Получил он престол в свои 35 и просидел на нем 25 лет, с 870 до 846 года до н.э. (КЕЭ).
      
       Административное устройство
      
       За основу рассказа беру первоисточники - библейские Книги Диврей айамим II
       (2 Паралипоменон) и Мелахим I и II (3 и 4 Царств). Они пишут о том, что Иосафат провел реформу, разделив Иудею на округи. "И определил наместников в земле Иуды и в города колена Эфраима, которые завоевал Аса, отец его" (Д17:2). Удобно это было для сбора налогов и управления страной. Введенное административное деление в основном сохранялось во все время существования Иудеи (КЕЭ).
      
       (Д17:12-13) "И Йехошафат все более и более возвышался, и построил он в Иеудее крепости и города для припасов. И много работ было у него в городах Иеудеи".
       Израильский археолог Й.Ахарони отмечает строительную активность в Мицпе и Вирсавии (Бер-Шева), появление новых крепостей в Араде и Ецион-Гевере во времена Иосафата и/или его отца Асы.
      
       Принял царь меры и по укреплению военной силы и обороны страны. "И поставил он войска во все укрепленные города Йеуды". Иосафат реорганизовал и усилил войско, оснастил его "танками" тех времен - колесницами. Во всех укрепленных городах и крепостях Иудеи, в т.ч. в Иудейской пустыне и Негеве, он разместил усиленные гарнизоны.
      
       Приведу хоть и сложноватый для чтения абзац из Книги Диврей айамим, но интересный "статистически". Перечислением числа воинов автор Книги хочет подчеркнуть мощь древнего царства. Итак, (Д17:14-19) "А в Йерушалаиме - люди военные, храбрые солдаты. И вот список их по поколениям их. Начальники тысяч: Адна, и у него храбрых воинов триста тысяч; И рядом с ним Йеоханан, и у него двести восемьдесят тысяч; И рядом с ним Амасйа, сын Зихри, у него двести тысяч храбрых воинов. У Бинйамина: храбрый воин Элйада, и у него вооруженных луком и щитом двести тысяч; И рядом с ним Йеозавад, и у него сто восемьдесят тысяч отборных воинов. Эти служили царю, кроме тех, что расставил царь в городах, укрепленных по всей Йеудее".
      
       Меры по укреплению веры
      
       Для библейской хроники главным было отношение царя и его народа к Богу. Ведь, несмотря на то, что "Следовал он во всем пути Асы, отца своего, не отступая от него и поступая праведно в очах Г-спода", на самом деле элементы язычества еще занимали видное место, коли об этом вынуждены писать борцы за Веру: "Но возвышения не были упразднены: народ еще совершал жертвоприношения и воскурения на возвышениях" (М22:44). Видимо, не желая сразу обострять обстановку, он пытается убедить своих подданных в "противности" язычества и его обрядов. И поначалу направил свои усилия не на борьбу с жертвенниками. Он видел религиозные отступления и беззакония, творившиеся в Израильском царстве.
       И хотел, прежде всего, уберечь от их губительного воздействия народ Иудеи. И потому сразу написано: "и укрепился он против йисраэйльтян" (Д17:1). Мы тут же читаем похвалу в его адрес за то, что "шел первоначальными путями Давида", за то, что "по заповеди Его (Бога отца своего) поступал". Благодаря его верности, Бог был с ним и "утвердил... царство в руке его" (Д17:3--5).
      
       Дабы отметить значительность царя Иосафата, тут же сообщается об отношении к нему соседей. По тем временам это было тоже важно. Его уважали и побаивались.
       Народ нес ему налоги ("и давали все Йеудеи дары Иехошафату и было у него много богатства и славы"). И интересный абзац про соседей: "И был страх Господен на всех царствах земель, которые вокруг Йеудеи, и не воевали они с Йехошафатом. А от пелиштимлян приносили дары и серебро в дань; также аравитяне (бедуины) доставляли ему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот".
      
       На третьем году царствования, думаю, получив полноту власти после смерти отца, он предпринял более активные меры по усилению почитания Бога. Он послал своим "сановникам" приказ "чтобы обучали Торе в городах" Иудеи. И левитов послал, и священников. В Диврей айамим перечисляются все их имена. Так сказать, документально все подтверждается. "И они обучали в Йеудее, и с ними книга Торы Господней, и обходили все города Йеудеи, и учили народ" (Д17:9).
       В Краткой Еврейской Энциклопедии по этому поводу (о книге Торы Господней)
       сказано, что, по мнению некоторых ученых, мы имеем дело со Второзаконием "на весьма ранней стадии его формирования".
      
       Не только учил. Но в это время "искоренил он и высоты и Ашэйры в Йеудее". "И снова стал он обходить народ свой от Беэйр-Шэвы до горы Эфрайима, и обращал их к Г-споду, Б-гу отцов их" (Д19:4). И Книга Мелахим о том же: (М22:43) "И следовал он во всем пути Асы, отца своего, не отступая от него и поступая праведно в очах Г-спода". Правда, не только хвалят, но и отмечают "отдельные недостатки". Так, "но возвышения не были упразднены: народ еще совершал жертвоприношения и воскурения на возвышениях". Можно пофантазировать, что, например, в итоге массовой кампании все жертвенники и очаги поклонения были устранены. Но народ - это люди. А люди не склонны так быстро отказываться от своих привычек. И потихоньку кое-где начали опять делать то, что привыкли. Царю и его сановникам уже было не до этого, пошли войны и уже не до "высот" было. Зато он уничтожил в стране остатки блудников, которые еще оставались со времен Асы (М22:47). Это сделать и проконтролировать было легче. Были за царем и другие крупные прогрешения, но о них дальше.
      
       Судебно-правовая реформа
      
       Прежде чем рассказать о войнах, в которые ввязывался Иосафат, остановлюсь еще на одном нововведении царя. Это, говоря современным языком, судебно-правовая реформа. Назначил он ("поставил") во всех городах страны судей. Интересна и основная задача, поставленная им перед ними. Процитирую Диврей айамим:
       (19:6-11) "И сказал судьям: смотрите, что вы делаете, ведь не для человека вы судите, а для Господа, который с вами в судопроизводстве. А ныне да будет у вас страх Господень. Осмотрительно действуйте, ибо нет у Бога нашего ни неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства... В любом споре, что предстанет перед вами от ваших братьев, живущих в городах своих, - о кровопролитии ли, о Торе, заповеди, уставах и законах, - предостерегайте их, чтоб они не провинились пред Господом, и не было бы гнева на вас и на братьев ваших. Так действуйте, и вы не согрешите".
       Вполне современно звучит, хоть и говорится о том, что предписывалось судьям еще почти три тысячи лет тому назад... Время остановилось, что ли?
      
       Учредил Иосафат (Иехошафат) в Иерусалиме и Верховный суд. "Также и в Йерушалаиме приставил из левитов, и священников, и глав поколений к суду Господню и к тяжбам". Причем, разделил он им функции разбирательства. "И вот, Амария, первосвященник, над вами во всяком деле Господнем. А Зевадия, князь дома Йеудина, - во всяком деле царском; и надзиратели левиты пред вами. Будьте тверды и действуйте...". Понятно, что дела, которые не могли решить местные суды городов, должны были передаваться в Верховный суд. Темы религиозного характера требовали рассмотрения Первосвященником и священниками. Дела светские и государственные ("царские") поручались для решения "князю дома Иуды". Общий надзор над судопроизводством осуществляли левиты.
      
       Религиозно-правовая реформа Иосафата рассматривается как попытка учреждения в Иудее единой правовой системы с целью централизации правящей власти (КЕЭ). Интересно, что краткие правовые положения, которые приведены в Диврей айамим, в чем то перекликаются с предписаниями Книги Дварим из Торы (Второзаконие в Ветхом Завете). Некоторые исследователи полагают, что под упомянутой "Книгой Торы Господней" может подразумеваться именно это библейское произведение или же один из его первоначальных вариантов. Но это уже интерес для профессионалов и выходит за рамки моей статьи.
      
       Союз с Израилем
      
       Решение Иосафата, которое не могли ему простить пророки Иудеи - союз с царем Израиля. Фактически, один народ, два родственных государства. Почему бы не жить в мире? Беда была в том, что цари и народ северного царства Израиль склонились к язычеству и не признавали авторитет Иерусалима. К тому же, именно северные племена отошли и раскололи наследие Давида-Соломона. Шла жесткая борьба за Единобожие, за "единоцарствие", и этим определялось всё.
      
       Не случайно подчеркивается, что в первые годы власти Иосафата и время было мирным, и страна процветала, и соседи уважали и побаивались, дань платили. Но стоило ему заключить союз с царем Израиля, и настал период безнадежных войн, в которые втягивал Иудею союзник-"безбожник". В этом пророки видели божье наказание. Но не всё было так просто.
      
       Да, заключение союза было заметным пересмотром царем Иудеи внешней политики. Иосафат не пожелал поддерживать вражду с соседним Израилем. Как и предшествовавшие цари, он не одобрял раскол страны, но понял, что ситуация такова и с ней придется мириться. Союз явился следствием реальной оценки государственных интересов. С одной стороны, видимо, усиливалась военная угроза со стороны соседних стран Заиорданья и юга. С другой стороны, союз с Израилем означал и устранение своеобразной блокады и явной угрозы с его стороны.
      
       Израиль к этому времени (при царе Ахаве) уже стал серьезным не только военным, но и политико-экономическим фактором в регионе. И, наконец, Иудея вошла, в итоге, сочленом союза Израиля и Тира (Финикия), что привело к росту торговли и улучшению экономической ситуации в целом. В укреплении союза, видимо, сыграла свою роль и возникшая родственная связь между двумя царями. В Диврей айамим записано очень кратко: "и породнился он с Ахавом". Не сказать нельзя, но и сказать противно. Чувствуется глубокое недовольство авторов хроники этим родством. Но, царь так решил. В Книге Мелахим II (8:18) уточняется: "...дочь Ахава была его женой" (женой Иорама, сына Иехошафата).
      
       И сразу после этой брачной новости сообщается об установлении союза между двумя царями: (Д18:2) "И пошел он (Иосафат) спустя несколько лет к Ахаву в Шомерон. И заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним...". Если судить по тексту, то, возможно, царь израильский проявил инициативу и предложил союз. Значит, и свою выгоду тоже имел, о чем узнаем дальше. Не просто так пир великий устроил...
      
       Иду с тобой на войну
      
       Прошло три года с тех пор, как арамейский царь Бен-Адад II осадил столицу Исраэйля Шомрон (Самарию), но был разгромлен войсками израильтян. При этом, Бен-Адад попал в плен к Ахаву, но был отпущен "с миром". По договору, города, захваченные арамеями, должны были быть возвращены Исраэйлю. В числе этих городов был и Рамот Гилад, которого царь Арама, видимо, не хотел возвращать Ахаву. Это и послужило поводом к новой войне.
      
       Немного о царстве Арам. К северо-востоку от Исраэйля находилась страна арамеев, Арам, со столицей в Дамаске. Уточню - название никакого отношения ни к современной Сирии, ни к арабам вообще, не имеет. Процитирую американского ученого А. Азимова: "Дамаск (Dammesek на древнееврейском) существовал еще во времена Авраама. Название произошло, очевидно, от арамейского выражения "di masqua" (обладающий запасами воды). Город находился в зеленой, обильно орошаемой области". Арамеи относились к группе западно-семитских племен, говоривших по-арамейски, очень близкого к ивриту. Но почти родственные племенные связи не стали основой мирных отношений. А там, где нет мира, чаще всего бывают войны..
      
       Но Ахав, видимо, не мог рассчитывать только на свои силы. Думаю, это послужило главной причиной приглашения царя Иудеи в гости, как потенциального союзника.
       Да об этом и прямо написано: (Д18:3) "...и подстрекал его (Иосафата) идти на Рамот Гилад". Мы не знаем, почему Иосафат тут же ответил согласием, видимо, в чем-то был обязан Ахаву, или ради приобретения на северной границе прочного союзника. Но тут же на пиру не просто поддержал нового друга-царя, но заверил в полной своей поддержке.
      
       Вот как написано об этом: (М22:3) "И сказал царь Исраэйльский рабам своим: знаете ли вы, что Рамот Гиладский наш? А мы молчим и не берем его из рук царя
       Арамейского. (4) И сказал он Йехошафату: пойдешь ли ты со мною на войну в Рамот Гиладский? И сказал Йехошафат царю Исраэйльскому: как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони". И почти то же самое написано в Книге Диврей: (18:3-4) "...И сказал тот ему: Как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; (иду) с тобой на войну".
      
       Чтобы было понятно, о каком городе шла речь, заглянем в Книгу Иехошуа бин Нуна (Книга Иисуса Навина). В Торе, в Пятой Книге, Моисей завещал создать в Ханаане шесть городов, где совершившие неумышленное убийство могли найти убежище и защиту от кровной мести. После заселения Ханаана, это повеление Моисея было выполнено его преемником. И записано в Книге Иехошуа так: (20:7-9): "И определили они Кедеш, на горе Нафтали, и Шхем на горах Эфраимовых, и Кирьят-Арбу, она же Хеврон, на горах Йеуды. А за Ярдэйном (Иордан), против Йерихо (Иерихон), к востоку, определили: Бецер - в пустыне, на равнине, от колена Реувэйна, и Рамот от колена Гада, и Голан в Башане от колена Менашше".
      
       В одной из прошлых войн царь Арама захватил ряд городов Израиля, в том числе и один из городов-убежищ Рамот в восточном Заиорданье. Это, конечно, болезненно воспринималось народом. В союзе с воинами Иудеи Ахав надеялся вернуть Рамот, принадлежавший израильтянам со времен заселения Ханаана.
      
       А что скажут пророки?
      
       Конечно, заявить на пиру (в подпитии?) о согласии "куда ты, туда и я" одно дело, а потом осознать поутру, на что согласие дал, уже совсем другое. Если серьезно, видимо, обстоятельства были таковы, что не смог он отказать предложению Ахава и дал согласие. Дабы убедиться в своем решении или, может быть, получить довод на отказ об участии в войне, решил посоветоваться с Богом. И потому обратился к Ахаву с просьбой "спроси, пожалуйста, сегодня слово Господа". В просьбе сразу чувствуется глубокая озабоченность не оттягивать ее выполнение: "спроси сегодня...". В этой просьбе комментаторы видят его "благочестие, потому что посчитал необходимым спросить прежде Бога". Хотя тут же оговариваются, что вред этому благочестию нанесли его поступки: союз и родство с отступником-царем Израиля. Благочестие, конечно, хорошо, но, думаю, сыграл тут свою роль и инстинкт самосохранения...
      
       Ахав, будучи заинтересованным в участии Иудеи, выполнил просьбу Иосафата. Он собрал ни много, ни мало, четыреста пророков сразу. Конвейерное производство, не иначе. Учитывая, что в Израиле язычество не было устранено, пророки, видимо, больше гадали на кофейной гуще, чем могли услышать слова божьи... "Институт пророков в культе тельцов не соответствовал идее пророческого служения: уже огромная цифра явившихся пророков ставит их в полную параллель с пророками Ваала и Астарты, - для них пророчество, очевидно, стало своего рода ремеслом, выгодной профессией, они, вероятно, питались от царского стола: за это говорит их явное угодничество царю" (Лопухин).
      
       В Хронике ничего не говорится, каким образом эти четыре сотни "вопрошали и слушали слова божьи". Но написано, что собрал Ахав пророков "и сказал им: Идти ли нам войной на Рамот Гилад, или воздержаться? И сказали они: Иди, Б-г предаст (его) в руки царя" (Д18:5). Четыре сотни пророков все враз ответили одно и тоже. Действительно, явно "питались от царского стола"...
      
       Такое единогласие вызвало недоверие Иосафата. И спросил он: "Нет ли здесь еще пророка Г-сподня? Спросим у него" (Д18:6). Пришлось Ахаву признать, что еще один пророк есть, но не любит он его, потому что "не предсказывает обо мне хорошее, но постоянно плохое; это Михей". Как мы понимаем, не любил он того, кто не подхалимличал, а говорил неприятную правду. Молодец Иосафат, на своем настоял. Кстати, интересная деталь. Автор все время упоминает имя Иосафата, но о втором пишет только "царь Исраэйля", без упоминания имени. Чувствуется его неприязнь к этому царственному деятелю...
      
       Пока искали Михея, "все пророки вещали, говоря: иди на Рамот Гилад и преуспеешь, и Г-сподь отдаст (его) в руки царя" (Д18:11). Наконец, прибыл пророк Михей, и прогноз его прозвучал диссонансом с подхалимами: (Д18:16) "Видел я всех йсраэйльтян рассеянными по горам, как овцы, у которых нет пастыря. И сказал Г-сподь: Нет у них хозяина, пусть возвратятся с миром каждый в свой дом".
      
       Я не буду цитировать всю речь Михея. Выделю только фразу из нее, очень важную. "И выступил дух, и стал перед Господом, и сказал: Я выйду и стану духом лжи в устах всех его пророков". И не побоялся он заявить царю, что "вселил Г-сподь дух лжи в уста твоих пророков". Предсказал он и гибель царя в случае войны и то, что войско его, оставшись без главы, просто разбежится по горам, да по домам. В ответ царь приказал посадить его "в темницу и скудно кормите его хлебом, и скудно (поите) его водою, пока я не возвращусь благополучно".
      
       Поход на Рамот Гилад
      
       "И поднялись царь Йсраэйля и Йехошафат, царь Йеуды, на Рамот Гилад" (Д18:28). Итак, несмотря на предупреждение пророка Михея, оба царя во главе своих войск отправились воевать с царем Арама. Ахав решил следовать своему плану. Иосафат, дав ему обещание, тоже уже не мог изменить решение.
      
       "Иосафат, кажется, хотел повиноваться истинному пророческому слову. Кажется, он хотел исполнить всё, что бы Бог ему ни сказал. Однако, уже сколько столетий теологи ломают голову над тем, что произошло после этого: когда пришло ясное Слово от Господа, он его проигнорировал! Михей, кажется, уловил нежелание Иосафата повиноваться Слову. Он окончил свое предупреждение словами: "слушайте это, все люди!". Мне кажется, Михей смотрел прямо на Иосафата, говоря: "Господин, будь внимателен к моему слову! Это всё демоническое обольщение. Оно может кончиться только погибелью! Разве ты не видишь, что твоя дружба с Ахавом полностью неправильна? Он - идолопоклонник! Не слушай все эти лживые голоса."
      
       Однако, невероятно, но факт, Иосафат принял участие в войне, полностью игнорируя Божье предупреждение! Вы можете сопровождать своего друга на войну, но, когда запахнет угрозой, он сразу же выдаст вас врагу. Это как раз и случилось с Иосафатом. Злобный царь Ахав всё рассчитал, чтобы Иосафат был убит: он предложил ему одеться в царские одежды, в то время, как сам был одет в одежду воина. Таким образом, думал Ахав, они будут стараться захватить или убить Иосафата вместо него" (Wilkerson David).
      
       Союзные армии вышли в поход и сразились с арамеями у города Рамота Гилада, к востоку от Иордана. "И сказал царь Йсраэйля Йеошафату: переоденусь я и вступлю в сражение, а ты надень свои одежды. И переоделся царь Йсраэйля, и они вступили в сражение" (Д18:29). Вероятно, Ахав все же был напуган предсказанием пророка, и потому отказался от традиционной царской одежды, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Возможно, понимал, что станет важной целью для царя Арама, против которого вышел на войну.
      
       В свою очередь, царь Арама понимал, что его главный враг и инициатор битвы это Ахав, царь Исраэйля. И он дал команду "начальникам своих колесниц": "Не сражайтесь ни с малым, ни с большим, а только с одним царем Йсраэйля". Но как узнать в пылу битвы, где царь? И когда увидели они человека в царских одеждах, сразу же приняли его за искомую цель. "И окружили его, чтобы сразиться. И закричал Йехошафат, и Г-сподь помог ему, и отвел их Б-г от него". Понимаем, когда воины арамейцы увидели, что перед ними совсем не тот, кого надо было убить или взять в плен, "то повернули от него".
      
       Библия не признает случайностей. Всё, что совершается, происходит по воле Бога. Сообщил же пророк Михей предсказание о гибели царя Исраэйля в бою. Значит, так оно и произошло. Случайная стрела пробила доспехи Ахава. Но не захотел раненый Ахав покинуть поле боя, дабы не навести панику на свое войско, и остался на боевой колеснице. "А кровь из раны текла внутрь колесницы". От потери крови умер он "на закате солнца". Прекратилась и битва. Взять Рамот израильтяне не сумели, отступили в беспорядке. Погибшего царя Исраэйля Ахава похоронили в столице страны Шомроне. (МI22:38) "И омыли колесницу в водоеме, и псы лизали кровь его (Ахава)". И в этой фразе тоже звучит осуждение за неуважение к наследию Моисея, за языческие попущения Ахава на территории северных колен.
      
       И вернулся Иосафат в Иерусалим
      
       После этой неудачной битвы Иосафат возвратился в Иеруса­лим. Приближаясь к городу, он был встречен пророком Ииуем, который обратился к нему с упреком: "Зачем помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? Вот за это падет на тебя гнев от лица Господня" (Д19:2). В общем, всё то же самое - не могут простить царю, в общем-то, преданным Богу, поступки, выходящие из этого ряда.
      
       "И жил Иехошафат в Иерусалиме. И снова стал он обходить народ свой от Беэйр-Шэвы до горы Эфрайима, и обращал их к Господу, Богу отцов их" (Д19:4-5). В общем, занялся наведением порядка в своей стране Иудее. Участие в неудачной войне, где он чудом остался живым, его поведение вопреки предсказанию пророка, видимо, произвели должное впечатление. Потому и стал уделять больше внимания мерам по укреплению веры в своей стране.
      
       Война с Моавом и Аммоном
      
       Сразу уточню, что за племена люди Моава и Аммона. В Книге Брейшит (Бытие)
       говорится о том, что после катастрофы (гибель Сдома и Аморы) спасшиеся дочери Лота решили, что больше людей не осталось. И дабы продлить род людской, они решили напоить вином отца и зачать детей от него. От этой греховной связи и произошло то, что произошло: (19:37-38) "И родила старшая сына и нарекла ему имя Моав; он родоначальник моавитян доныне. А младшая тоже родила сына и нарекла ему имя Бен-Ами; он родоначальник сынов Амона доныне".
      
       Аммон, племя, основавшее государство в Заиорданье во втором тыс. до н. э.
       Аммонитяне использовали ханаанский алфавит и говорили на одном из северо-западных семитских языков. Между аммонитянами и израильтянами возникла вражда из-за территориальных споров. Во времена Иехошафата Аммон пытался расширить за счет Израиля свои границы в Гиладе.
      
       Моав, царство на восточном побережье Мертвого моря. Моавитяне появились в Заиорданье в конце 14 в. до н.э. Буквы совпадают с финикийско-еврейским алфавитом, язык весьма близок библейскому ивриту. Моавитяне родственны израильтянам. Отношение библейских источников к Моаву двояко, однако во всех случаях признается факт кровной близости. Царь Давид -- внук моавитянки Руфи. В Библии отражены сложные отношения между этими двумя царствами.
      
       К Иосафату, царю Иудеи, Библия относится, в общем-то, благосклонно хотя бы за то, что он потомок Давида, и за его усилия по укреплению веры в стране. Но, в то же время, и его проступки в оценках пророков, не остаются безнаказанными. Так, за союз и участие в войне вместе с Ахавом, пророк предвестил его, что "за это падет на тебя гнев от лица Господня". Проявилось это в последующих провалах действий царя и в войнах.
      
       "И пошли сыны Моава и Амона, а с ними (некоторые) аммонитяне (амалэйкитяне) войною на Йехошафата" (Д20:1). Дошла весть о нападении до царя: "Идет на тебя рать великая из-за Мертвого моря, и вот они в Хаццон-Тамаре, он же Эйн-Гэдди". Запаниковал Иосафат, понял, что своими силами не справиться с врагами. Объявил он пост по всей стране и обратились иудеи за помощью к Богу. В Книге Диврей айамим приведен текст слёзного обращения Иосафата к Богу (Д20:6-13). Я только приведу одну фразу из него, в которой говорится, кто напал на Иудею: "И ныне сыны Аммона и Моава, и (обитатели) горы Сэйир, через которых Ты не позволил Исраэйлю пройти, когда они шли из земли Египетской".
      
       На радость царю и народу на одного из левитов "снизошел дух Г-сподень" и сказал он: Внемлите, все Йеудеи, и жители Йерушалаима, и царь Йехошафат! Так говорит Г-сподь с вами: Вы не бойтесь и не страшитесь сего великого множества рати, ибо не ваша это война, а Б-жья. Завтра спуститесь на них; вот, они поднимутся на возвышенность Циц, и вы обнаружите их в конце долины, пред пустынею Йеруэйль. Не вам сражаться здесь - встаньте, стойте и смотрите на помощь
       Г-сподню вам! Не бойтесь и не страшитесь. Завтра выступите им навстречу, и
       Г-сподь будет с вами" (Д20:15-17) .
      
       "И встали они рано утром, и выступили в пустыню Тэкоа". В общем, дело кончилось тем, что в рядах противника начались "распри... и они были поражены", начав избивать друг друга. (Д20:24-27) "А Йеудеи пришли на взгорье то в пустыне, и взглянули на ту рать и вот - трупы лежат на земле, и нет уцелевшего. И пришел Йехошафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве имущество, и вещи драгоценные; и набрали себе столько, что не унести. И три дня они забирали добычу, ибо велика была она".
      
       "На четвертый день Иосафат собрал свой народ в долине Бераха (Долине Благословения) для благодарственного богослужения, признавая, что именно Бог даровал им победу. После разделения Палестины в наше время, доктор Ламби построил госпиталь "Бераха" в той же долине" (Шульц С). И вернулись войска и царь в Йерушалаим "с арфами, киннорами, и трубами к дому Г-сподню". Радость понятная, не воевав, как бы победу одержали и добычей к тому же большой разбогатели.
      
       Понятно, что "И нашел страх Божий на все царства земные, когда они услышали, что воевал Господь с врагами Исраэйля". Поэтому Иосафату "дал Бог покой со всех сторон". Великое потрясение окончилось великой радостью...
      
       Поход с царями на Моав
      
       Эпизод войны с Моавом описан в Книге Мелахим II, глава 3. Итак, Меша, царь Моавитский, платил дань царю Ахаву. (МII.3:5-7). И когда Ахав умер, Моав восстал и отказался платить дань. Выступил царь Йеорам из Шомерона. И послал сказать Йехошафату, царю Иудеи: "царь Моавитский восстал против меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? И сказал он: пойду; как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони". И ответил иудейский царь теми же словами, что когда-то Ахаву. Вновь, с точки зрения пророков, совершив непотребное перед Богом, поддержав царя "нечестивого". С точки зрения пророков, этим он заранее обрек на неудачу свое участие в будущем походе с царем Исраэйля.
      
       И написано (МII.3:8-10) о том, что к ним присоединился еще и царь Эдома (он был в какой-то зависимости от Иудеи, возможно, был наместником). Войска трех царей, дабы обмануть царя Моава, пошли кружным путем, на юг, вокруг Мертвого моря "дорогою пустыни Эдомской". Семь дней шли они по пустыне, "и не было воды для войска и для скота, который с ними". Инициатор похода запаниковал: "И сказал: увы, созвал Г-сподь трех царей, чтобы предать их в руку Моава" (т.е. решил, что ждет их уставшее войско поражение).
      
       И вновь, как когда-то, предложил Иосафат выход: найти сведущего пророка, который бы мог им помочь в этой тяжелой ситуации. "(11) И сказал Йехошафат: нет ли здесь пророка Г-сподня, чтобы нам вопросить Г-спода через него?". Да, оказалось, есть такой пророк по имени Элиша, к нему и обратилась царственная троица. Правда, вышла поначалу неурядица. "(МII.3:13). И сказал Элиша царю Исраэйльскому: что (общего) у меня с тобою? Ступай к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей". Тут явный намек на лже-пророков в окружении Иеорама. Но упросил его все же царь Исраэйля, сославшись на присутствие еще двух царей, дать свое пророчество.
      
       (МII.3:14-19) "И сказал Элиша: если бы я не почитал Йехошафата, царя Иудеи, то я и не посмотрел бы на тебя, и не взглянул бы на тебя". И попросил привести ему музыканта. Под музыку сошел на него "дух пророческий". И сказал он им: "Делайте (в русле) этого (высохшего) потока ямы за ямами. Не увидите ветра и не увидите дождя, а (русло) потока этого наполнится водою, и будете пить вы, и стада ваши, и скот ваш". И к этому добавил еще, что "Г-сподь, Он и Моава предаст в руки ваши. И вы поразите все укрепленные города и все лучшие города, и все хорошие деревья вырубите, и все источники водные засыплете, и все хорошие участки испортите камнями".
      
       (20-25) И, действительно, утром "пришли воды по пути из Эдома; и наполнилась земля водою". Моавитяне услышали, что к ним приближается войско трех царей, и их ополчение вышло к границе страны встречать врага. И поднялись Исраэйльтяне, и стали бить моавитян, и те побежали от них; "И города разрушали, и на всякий хороший участок бросали каждый по камню, и закидывали его, и все источники вод засыпали, и все хорошие деревья срубили, пока не остался только Кир-Харэсэт с каменной (стеною) его. И окружили его пращники, и разрушили его". Но битва всё же не принесла победы. (27) "И был гнев большой на исраэйльтян, и они отступили от него, и возвратились в страну".
       В 1868 г. в южном Заиорданье (современная Иордания) была обнаружена стела Меши (Моавитский камень) - базальтовая плита с текстом царя Моава Меши. Ныне находится в Лувре. Сохранилось на ней 35 строк, надпись (на моавитском языке) не позднее 850 г. до н.э. Она была воздвигнута царём Меша в память о его победах и восстании против Израиля после смерти Ахава. "Надпись - важнейший исторический документ раннебиблейской эпохи из обнаруженных в Эрец-Исраэль. Ее содержание подтверждает историчность событий, упоминаемых в Библии" (КЕЭ). Меши удалось отстоять независимость Моава от Израиля. Дословный перевод первых строк (цит. по Википедии): "Я -- Меша, царь Моава. Отец мой царствовал над Моавом тридцать лет, и я воцарился после отца моего. Омри правил Израилем, притеснял Моав дни многие. Cменил его сын его, сказал также и он: "Буду притеснять Моав". Во дни мои сказал т[ак] - (В презрении) взглянул я на него и на дом его. И Израиль гибелью погиб (во)век".
       Из рассказа Библии не ясно, почему там сразу же говорится об отступлении союзников и снятии осады. На эту тему много комментариев, но хочу отметить только одно - участие Иосафата не принесло успеха ни его союзнику, ни ему. И в то же время война оставила очень важный, уникальный документ по истории древнего Израиля. Я имею в виду стелу Меша.
      
       И разбились корабли...
      
       И опять Иосафата занесло "не в ту степь". Идея было хорошей - построить корабли в Элатском (Акабском) заливе, и с их помощью активизировать торговлю со странами Востока. Но для этого он решил вступить в союз с царем Ахазией, сыном погибшего Ахава. Тот был таким же "нечестивцем", как и его отец. Опять "нечестивый союз"! (Д20:35) "А затем Йехошафат, царь Йеудеи, связался с Ахазией, царем Йсраэйля, который действовал беззаконно". И всё ради того, чтобы построить корабли для отправки в Таршиш. И построили они корабли в Эцион-Гэвэре. В Книге Мелахим I добавлено: "(М22:49) Йехошафат сделал корабли, чтобы идти в Офир за золотом". Офир - это юго-западная часть Аравии, откуда доставлял его и Соломон.
      
       И хоть идея была хорошей, но путь для ее решения выбран был "богопротивным". Пророк Элиэзэр предсказал Иосафату: "Так как ты объединился с Ахазией, то разрушит Г-сподь дело твое". И, правда, поднялась на море буря, "И разбились корабли, и не смогли идти в Таршиш".
       Смерть царя
       Книга Мелахим сообщает, что "(М22:46). Прочие дела Йехошафата и подвиги его, описаны в книге летописи царей Йеудейских. В Книге Диврей айамим сказано, что
       "(Д20:34) А прочие дела Йехошафата описаны в записях, которые внесены в книгу царей Йсраэйля". Ссылка, конечно, за тысячелетия потеряла свой смысл. Нет этих древних записей. Остались только библейские книги и сотни комментариев. Обе Книги сообщают, что "И почил Йехошафат с отцами своими, и был погребен с отцами своими в городе Давида".
      
       Муравьев А.Н., 1930): "...около гроба Иосафата более теснятся могилы иудеев, чтобы они могли восстать по соседству благочестивого царя своего. На дне долины, близ иссохшего русла, стоят еще четыре великие гробницы, едва ли не единственный остаток памятников иудейских времени Маккавеев. Первая и всех красивейшая слывет гробницей Авессалома. Позади сего памятника виден в скале малый фронтон с изваянным венком и гроздьями в треугольнике: это могила Иосафата, давшего имя долине, но вход ее засыпан землей".
       (Цит. по Король М., //www.judaea.ru/hist_news/articles/ierusalem_dolina_kidrona/).
      
       Оценка жизни и деятельности царя
      
       Википедия: "Старался идти по стопам Давида, бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При нём Иудейское царство достигло высшей степени процветания. Пользовался поддержкой народа, и давали все Иеудеи дары Йехошафату, и было у него много богатства и славы. Единственной ошибкой его можно считать попытки вступать в союз с израильскими царями. В общем, царствование его было счастливое, и он мирно скончался, оставив по себе благословенную память в народе".
      
       КЕЭ: "Библейское повествование рисует Иехошафата как сильного и решительного правителя, внесшего существенные изменения как во внешнюю политику, так и во внутреннее устройство государства. Правление Иехошафата ознаменовалось образованием союза между Иудейским и Израильского царствами, что представляло собой резкий отход от внешней политики его предшественников, не желавших мириться с разделом царства Давида и Соломона".
      
       Давид Генис
      
      
      
      
      
      
       4-й царь Иудеи Иосафат (Promptuarii Iconum Insigniorum,1553 год),
       Википедия.
      
       0x01 graphic
       Склеп царя Иосафата за гробницей Авессалома (сына Давида). Тут покоился Иосафат до того, как его останки перенесли в город Давида.
      
      
       Смерть царя Ахава. Гравюра Доре
       (//dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/155802)
       0x01 graphic
       Внутри гробницы царя Иосафата.
       0x01 graphic
       Архитрав над гробницей Йеошафата:
       Король М. (//www.judaea.ru/hist_news/articles/ierusalem_dolina_kidrona/)
      
       0x01 graphic
       Гробницы, высеченные из монолитов, в долине Йеошафата, как увидел их монах Серапион в 1830-1831 гг. ("Путешествие во святой Град Иерусалим).
       (Король М., //www.judaea.ru/hist_news/articles/ierusalem_dolina_kidrona/).
      
       Фотография стелы Меши (ок. 1891). (Википедия).
      
      
       0x01 graphic
       Русло потока Кидрона между Храмовой и Масличной горами, называемая
       Царской, или Долиной Иосафата.
       (Король М., //www.judaea.ru/hist_news/articles/ierusalem_dolina_kidrona/).
      
      
       Источники:
       Википедия (//ru.wikipedia.org/wiki/)
       Гробница Иосафата (//eurostyx.com/Israel/node/14), 09/29/2011
       Диврэй айамимII (//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/)
       Джоан Комэй, Кто есть кто в Ветхом Завете. М., 1998.
       КЕЭ, т.2, кол. 763-764 (//www.eleven.co.il/article/11716)
       КЕЭ, т.5, кол. 324-325. Меши стела
       Король М. (//www.judaea.ru/hist_news/articles/ierusalem_dolina_kidrona/)
       Кэмпбелл Р.(//www.kievchurch.org.ua/library/ArticlesTruth/2004/316.aspx). 2009.
       Пророки. МелахимI.22:2-51
       Пророки. МелахимII.3:4-27 и 8:18
       //Hebrew-studies.narod.ru/glossary/judaica/Iosaphat.html
       //otkrovenie1.narod.ru/kv/pro/pk15.htr
       Wilkerson David (//www.david-wilkerson.org/sermon/052.htm)
       Толкование Библии (//otveti.org/tolkovanie-biblii/3-tsarstv/22/)
       Толковая Библия Лопухина (//www.slavdict.narod.ru/lop/txt1ri22.html)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн 8 и 9.
       Шульц С. Ветхий Завет говорит (//www.reformed.org.ua/2/537/13/Schultz)
      
       ----------------------------------
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 23/01/2013. 43k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка