Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Подвиг Иошияху (Иосии), царя Иудеи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 21/11/2008.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 26k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подвиг царя Иудеи Иошияху (Иосии), в середине 1-го тысячелетия до н.э. вновь объединившего еврейский народ, вернувшего к жизни основной Закон Тору, что способствовало выживанию народа при всех последующих потрясениях


  •    Подвиг жизни Иошияху (Иосии), царя Иудеи
      
       Вспоминаю, насколько старательно мы когда-то в школе изучали историю древнюю и средневековую. Зубрили имена и титулы царей всех эпох и стран, кто с кем воевал, кто кого в жены брал, и прочие "бесценные" сведения, которые ничего не давали ни уму, ни сердцу. Вот только историю древнейшую, библейских времен, знать нам было неположено. А из той, древнейшей, библейской, истории вышли иудаизм, христианство и ислам. Из той, древнейшей, библейской, истории выросли все и всё, в том числе всё, что мы называем древней, средневековой и новой историей.
      
       Библейские времена - первые шаги той цивилизации, в которой мы сегодня живем.
       Мы интересуемся работами археологов и палеонтологов по изучению древнейшей истории жизни на земле. Вполне закономерно и интересно знать и древнейшую историю человечества библейских времен. Предлагаю небольшой обзор доступных мне источников по одному из эпизодов тех далёких времен, на этот раз - о подвиге жизни Иошияху (Иосии), царя Иудеи.
      
       Царь начался с трагедии.
      
       После смерти царя Соломона прошло триста лет. Единое когда-то царство, созданное царями Давидом и Соломоном, распалось на два, Северное и Южное (Израиль и Иудею). Уже и Северное царство рухнуло под ударами великой Ассирии.
      
       Южная, горная, часть, по имени основного населявшего ее колена Иуды, получила название Иудея. Не разрушила Ассирия этот осколок наследства Давида, но власти своей подчинила, и дань большую собирала. Не всем это нравилось. Соперник Ассирии, Египет, поддерживал антиассирийские настроения. И однажды вспыхнул мятеж проегипетских заговорщиков. Убили они молодого царя Амона.
      
       Но поспешили заговорщики, не рассчитали ни своих сил, ни Ассирии. Население еще хорошо помнило, как Ассирия поступила с северным соседом. Не поддержало оно мятежников. А на престол "господин" посадил Иосию (Иошияху), восьмилетнего сына убитого царя. Он стал 16-м царем Иудеи (640-609 гг. до н. э.).
      
       Восемь лет безмолвия...
      
       Что мог напуганный убийством отца восьмилетний мальчик, даже если его назвали царем? Просирийцы делали то, что они считали нужным. Регулярно выплачивалась дань. Все чаще люди искали своего успокоения у идолов, предсказателей, магов, колдунов. Люди перенимали у ассирийцев их веру в предсказания звезд. Поклонения местным ханаанским языческим божествам и идолам начали заменять Бога Авраама, Ицхака и Яакова.
      
       Росли налоги, взятки, исчезла судебная справедливость. И всё больше люди забывали веру отцов, возобладало язычество, страна и народ катились в пропасть безверия и утери национальной идентичности. Угроза духовного исчезновения народа стала реальностью.
      
       Видимо, и к Храму перестали относиться с благоговением. Со времен Соломона Храм не видел капитального ремонта. Прошедшие века хорошо "поработали". Здание, конечно же, заметно обветшало. Дерево, особенно, перекрытий рассохлось. Кедровые доски внутренних стен уже не радовали глаз своим облезшим золотым покрытием. Даже камни во многих местах грозили вскорости рассыпаться. Пол, выстланный кипарисовым деревом, весь был в трещинах. Когда-то храмовый зал поражал своим великолепием и резными изображениями цветов, пальм и др. Не случайно, Храм блистал, и его называли Золотым. Все было покрыто золотом. Так было когда-то.
      
       Иосия решил провести капитальный ремонт Храма. Был объявлен сбор денег по стране. Начались ремонтные работы. Это ли не подвиг? После Соломона лишь у шестнадцатого царя Иудеи нашлись воля и силы на это святое дело.
      
       Находка тысячелетий
      
       Весной 622 года до н.э. (на 18-й год царствования Иошияху), в момент капитального ремонта, был найден странный свиток. Отнесли его первосвященнику Халкии. И первые же слова найденного свитка вызвали у него, думаю, шок. Ибо первыми словами были такие: "Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана... И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, говорил Моше сынам Израиля обо всем, что повелел ему Бог о них (1:1,3)".
      
       Понял Халкия - это завещание Моисея, это те заповеди Бога, на которых зиждется вся Вера иудейского народа, заповеди, которым должен следовать народ, дабы выжить и сохраниться в этом мире. До этого Заповеди эти были известны только из устных преданий и не все хотели верить, что они истинные. В этом тоже была одна из причин духовного разброда в стране. Но ценность и важность найденного свитка трудно было переоценить. Это был утерянный текст завещания Моисея.
      
       Доложили о находке царю. Царский писец Шафан читает такст. Слушает Иосия.
       Вот они, десять заповедей, выбитых когда-то огнем Господа на каменных скрижалях. Вот они, слова, идущие к разуму и сердцу. Вот она, основа Веры отцов.
       "А теперь, Израиль, слушай установления и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы жили вы... Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди бога... (Дварим 4:1,2)".
      
       Как своевременно звучат слова великого Моше, передающего волю Всевышнего:
       "Да не будет у тебя богов других, кроме меня. Не делай себе изваяния какого-либо образа... Не поклоняйся им и не служи им... (5:7-9)".
      
       И звучат в ушах слушающих слова призыва и мольбы, которые станут для всех последующих поколений евреев формулой Веры: "Слушай, Израиль, Бог - Всесильный наш, Бог один! Люби Бога, Всесильного твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим. И будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И повторяй их сынам своим, и произноси их, сидя в доме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая (6:4-7)".
      
       И призывает свиток не допускать идолопоклонства, и проводить "всесожжения" только в одном месте, "которое изберет бог". И понимает царь, место это - Храм Иерусалимский, место, которое "избрал Бог". Так всё становится на свои места.
       Так был получен и стал руководством к действию старинный свиток, который мы сегодня знаем как Книгу Дварим Торы (Книга "Второзаконие" Пятикнижия Моисея). Это была находка тысячелетий, которая стала основополагающей частью и еврейской Торы, и христианской Библии в составе Ветхого Завета.
      
       Пророчества Цфании (Софонии).
      
       Вполне вероятно, что юный царь слышал проповеди пророка Цфании (Софонии).
       "Уже двенадцати лет он (Иосия) выказал свое благочестие и справедливость, а именно он взывал к благоразумию народа, увещевая отступников, объясняя им сущность идолов, которые не могут быть настоящими божествами, и приглашая их к почитанию истинного Бога отцов своих" (Иосиф Флавий).
      
       Как можно было без трепета слушать слова, которые бросал в толпы старец, говоривший от имени Б-га? "Всё истреблю с лица земли, - говорит Господь...
       И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима; истреблю с места этого остатки Ваала (божество язычников. Д.Г.)... И тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о нем (1:2,6)".
      
       Надо учесть, что в те далекие времена навряд ли были люди, не верившие ни в какие силы небесные. Единый Б-г Яхве, Молох или Ваал, какие-то идолы и т.п., но кого-то из них люди боялись, кому-то из них верили и у кого-то из них искали защиту, особенно в критические моменты жизни. Даже сегодня, пусть чаще всего автоматически, но на каждом шагу слышим: "Дай Бог", "Слава Богу", "О, Боже" и т.д.
      
       Но дело было более двух с половиной тысяч лет назад. И, думаю, не трудно понять, как народ воспринимал проповеди и воззвания пророка: "Близок великий день Господа, близок - и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый. День гнева - день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы (1:14, 15)".
      
       А слова Цфании били и били, звучали грозным предупреждением: "И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет (1:17)".
      
       Молчал народ, собиравшийся на Храмовой площади. Молчал царь. Что могли они возразить на обвинения и пророчества, звучавшие от имени Бога из уст ученика знаменитого пророка Исайи в адрес Иерусалима и иудеев? "Горе городу нечистому и оскверненному... Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается (3:1,2)". Разве можно было отрицать засилье власть имущих, лже-пророков и лже-духовников? "Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его - люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон (3:3-4)".
      
       А. Топаллер ("Загадки библейской истории", 2006) так пишет: "Может, с этой проповеди и начался тот путь, который окончательно выбрал для себя Иосия - теперь только он будет определять судьбу страны"! Так ли это было или нет, но
       вполне резонно, что именно проповеди горячего борца за восстановление веры отцов, как основы спасения страны и народа, оказали решающее влияние на царя.
      
       Добавлю: Книга пророка Цфании (Софонии) входит в состав ТАНАХ и Ветхого Завета. Древнейшая ее копия (примерно 2-1-й век до н.э.) найдена в Кумранских свитках.
      
       Завещание Моисея вернулось к народу
      
       Специалисты считают, что найденный свиток - единственная книга Ветхого Завета, для которой известна точная дата её появления. Правда, тут тоже много мнений. Но сейчас речь только о царе Иосии, поэтому не буду вникать в суть этих дискуссий.
      
       "Пятая книга Торы "Дварим" изложена в форме предсмертного завещания Моисея; в ней предсказывалась судьба израильского народа и государства. Моисей увещевает израильтян соблюдать заповеди истинной веры и нравственности и не подражать язычникам. Основная мысль книги "Второзаконие" - в том, что существует Единый Бог, который избрал еврейский народ и заповедал ему великие истины веры, добра и человеколюбия. Этот Бог заботится о судьбе своего народа и требует от него только верности данным заповедям Простота нравов, чистота веры, правда и справедливость, в особенности, заботливость о слабых и беззащитных членах общества - таковы основы законодательства Моисея. Это - целая система нравственности и общежития, которая по своему возвышенному характеру не имеет себе равной среди всех вероучений мира. И вместе с тем здесь нет мечтательных стремлений к невозможному: все правила и законы жизненны и осуществимы. "Закон, который я даю тебе, - говорит Моисей народу, - не недостижим для тебя и не далек от тебя. Он не на небе и не за морем, а очень близко к тебе: в твоих устах и в твоем сердце, и от тебя зависит исполнять его".
       Рядом с увещаниями есть и угрозы, обращенные к тем поколениям, которые будут отступать от заповедей Бога. Такие отступления, по завещанию Моисея, должны повлечь за собой кару Божью в виде народных бедствий" (С.М.Дубнов, 1912).
      
       Когда писец прочел вслух во дворце текст найденного свитка, царь был поражен её содержанием. Он понял, как сильно отступил еврейский народ от данных ему Богом через Моисея священных законов, и боялся, что предсказанные ужасные бедствия скоро постигнут иудейскую землю.
      
       За ответом царь решил обратиться к пророкам. Но пророк Софония к этому времени уже умер, а пророк Иеремия жил далеко. Наконец, отыскали пророчицу Хулду, жившую в Иерусалиме, чтобы спросить её: должен ли народ ожидать наказания Бога за грехи последних поколений. Пророчица отвечала, что бог давно решил наказать иудейский народ за его отступления от закона; но так как теперь царь Иошияху смирился душою пред Богом, то в его царствование не произойдет бедствие, приготовленное для Иудеи, если царь выполнит предписания святого свитка. Кстати, в старом Иерусалиме есть ворота Хулды, рядом с которыми, по легенде, находится её могила.
      
       Успокоенный этим предсказанием, Иошияху созвал народ и старейшин со всей Иудеи на Храмовом дворе в Иерусалиме. " И прочел он им вслух все слова книги завета, найденной в доме Г-споднем. И встал царь на возвышение, и заключил союз пред Господом, - чтобы следовать Г-споду и соблюдать заповеди Его, и свидетельства Его, и уставы Его всем сердцем и всею душою, чтобы выполнять слова этого завета, написанные в этой книге. И вступил в союз весь народ" (Пророки, Мелахим II, 23:2,3). И прозвучало это как повторение Завета с Всевышним, как обновление и возобновление, поддержанного уже всем народом на Храмовой горе.
      
       Основа основ - Иерусалимский Храм
      
       После этого царь энергично принялся за уничтожение идолопоклонства. Были разрушены по всей стране жертвенники, изображения и памятники богов, все идолы выброшены из храма и сожжены. Жрецы и жрицы идолов были изгнаны.
      
       Еще дед Иошияху установил в Храме скульптуру чуждой иудеям Астарты. И начал Иосия очищение Дома Бога. Статую сожгли при громадном стечении народа, в долине Кедрона, а золу развеяли по ветру. Территорию Храма очистили от камней языческих жертвенников и прочих "грязных" построек и пристроек.
      
       В итоге по всей стране были уничтожены все следы язычества и идолопоклонства. "Впервые в истории Израиля Тора приобрела государственный статус, что сыграло решающую роль в духовном и социальном формировании еврейского народа при возвращении из пленения вавилонского (КЕЭ, т.3)". Реформа Иосии сосредоточила богослужение исключительно в Иерусалимском Храме, укрепила статус Иерусалима как центрального места отправления культа в стране и единственного религиозного центра. Основная идея реформ заключалась в том, что лишь Иерусалим, избранный Б-гом город, является священным городом, а Храм служит единственным местом Б-гослужения.
      
       Иосия организовал небывалое празднование Песах в Иерусалиме. Праздник из семейного с домашними жертвоприношениями он превратил в национальный всенародный праздник, который отмечался исключительно в Иерусалиме, в Храме. "Заключение завета с Б-гом и празднование Песах в Иерусалиме явились выражением подъема национального самосознания жителей Иудеи". С тех пор этот праздник глубоко укоренился в национальной традиции. Спасибо царю Иошияху...     
      
       Царь Иосия воссоздает царство Давида и Соломона.
      
       Он стал другим. Он понял, что пророк Цфания говорил о том же, что завещал Моисей. Он понял, что надо и чего нельзя делать. Иошияху, наконец, стал реальным царем, взяв, после долгого безмолвия, бразды правления в свои руки. Перед ним лежал путь укрепления и единения народа Иудейского царства, миссия, как он считал, возложенная на него Господом...
      
       Какие бы времена ни взять, они всегда оказываются сложными. Таковы зигзаги человеческой истории. Слабели одни империи, им на смену приходили другие. И всегда в мельнице этих потрясений "крутились" страны поменьше и послабее. Мне кажется, что во всех ситуациях Израилю (Иудее, в данном случае) доставалось больше всех.
      
       Те времена, в середине седьмого века до новой эры, для небольшого приморско-горного царства, во главе которого стоял молодой царь Иошияху (Иосия), тоже были сложными. С двух сторон - два гиганта, Ассирия и Египет. Каждый из них хочет владеть Ханааном, через который проходят основные торговые пути в Европу и Азию.
      
       Но уже прошел период расцвета Ассирии. Царский город Ниневия, с числом жителей в триста тысяч, еще повелевает миром. Зачем Ассирии надо было громить царство Урарту? В итоге открылся доступ для жестоких набегов скифов по проходу между Черным и Каспийским морями. На юге набирал силу Вавилон. И в 635 г. до н.э. грозный ассирийский царь Ашшурбанапал отрекся от престола. Его империя начинает распадаться. Крепнет Египет. Вскоре возникнет мощное Нововавилонское царство (Это его царь, Навуходоносор II, разрушит Иерусалим и Храм. И начнется великое вавилонское пленение иудеев. Но до этого еще несколько десятилетий).
      
       Эту ситуацию оценил и Иосия. Ослабевшей Ассирии можно больше не бояться. Дань перестали выплачивать. Ассирийцев изгоняют. Их сторонников Иосия смещает со всех постов. В течение четырех лет страна начинает приобретать политическую независимость. Когда цари Вавилона и Мидии объявили войну слабеющей Ассирии, Иосия начал поход на территорию северного, разрушенного некогда ею, Израиля. Ассирийские гарнизоны бегут почти без боя. Жители страны,
       израильтяне, с радостью встречают братьев-освободителей. Иосия восстановил всю территорию некогда единого царства Израиль. После Давида и Соломона он вновь создал объединенное царство еврейского народа. В таких случаях говорят: Всевышний вновь со своим народом!
      
       Но молодой царь помнит и призывы пророка. Он возглавляет и борьбу за религиозную, духовную, независимость. Он возглавил поход за разрушением всех языческих мест поклонения. Горят везде деревянные идолы ассирийских и финикийских божеств. Разрушают статуи Ваала. Изгоняют всех лже-пророков и лже-священников. То же происходит и в Израиле. Уничтожают все атрибуты идолопоклонства, изгоняют жрецов-служителей жестокого Молоха
       (напомню, этот "бог" требовал жертвоприношений в виде маленьких детей).
      
       И заслуга, подвиг Иосии в том, что он понял, оценил и утвердил как закон для царства и народа завещание Моисея, посвятил всю свою последующую жизнь делу духовного возрождения и объединения еврейского народа. Но главным, конечно, было восстановление Веры отцов, Веры, фактически объединившей когда-то людей и определившей еврейский народ как единый народ. Это была духовная революция в стране, которую организовал и осуществил молодой царь Иосия. Было ему в те времена не более 25-ти лет...
      
       И не только духовная революция. В Иерусалиме был создан Верховный Суд. Наведен порядок в судопроизводстве. Оживилась хозяйственная жизнь, торговля,
       земледелие, ремесленные отрасли. Росли города, строились дороги. Страна ожила и расцвела. Были построены новые, главным образом торговые и ремесленные кварталы Иерусалима и возведена новая стена, защищавшая город с запада. "Роль Иошияху в возрождении страны и народа вряд ли можно переоценить" (КЕЭ,т.3).
      
       Гибель Иосии
      
       Но я уже упоминал, что для Израиля (Иудеи) всегда возникали "сложные" времена. Так случилось и в 609-й году до н.э.
      
       В 609 г. до н.э. в Египте на трон вступил фараон Нехо. Некогда грозная Ассирия находилась к тому времени в упадке. Её бывшие провинции Вавилон и Мидия, стали независимыми царствами, и начали громить ассирийскую державу. В 612 г. они захватили и разрушили Ниневию, столицу Ассирии. Остатки ассирийских войск ещё пытались оказать сопротивление. И новый фараон Египта решил спасти остатки Ассирийской державы, чтобы сохранить преграду между собой и набирающими силы Вавилоном и Мидией, а заодно восстановить власть Египта в Ханаане.
      
       Фараон двинулся с огромной армией на север, в сторону Ассирии. Получив известие об этом, Иошияху собирает войско и направляется навстречу египтянам. "Нехо отправил к нему посланного с заявлением, что он идёт походом не на него, но желает лишь пробраться к Евфрату; к этому он присовокупил совет не раздражать его и не мешать ему идти походом на тех, воевать с которыми он порешил" (Иосиф Флавий). В Книге Пророков: "И послал к нему Нехо послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя".
      
       Современные ученые не могут однозначно объяснить решение Иосии выступить против египтян. Ведь силы были далеко не равны. И "на равнине возле города Мегиддо" сравнительно малочисленные отряды Иосии преградили дорогу фараону.
       Это был ханаанский, а затем израильский город-крепость на западе Изреельской долины (в 35 км к юго-востоку от Хайфы). Он стоял на холме и закрывал проход Ирон, через который пролегал торговый путь.
      
       Сказал Иосия фараону: "Не пропущу!". Он планировал доказать военное превосходство Иудеи в сражении? Он надеялся, что таким образом надолго произведёт устрашающее впечатление на любого потенциального агрессора? План Иосии, безусловно, был дерзким. Иосия считал свою армию по численности и силе достойным противником для Нехо. А.Топаллер добавляет: "Возможно, переоценка своей значимости в глазах Творца, который, конечно же, не допустит гибели такого праведника? Десятилетия удачи, расцвета, когда всё удавалось праведному царю, десятилетия благосклонности Всевышнего, поддержка и помощь небес. Может, сместились оценки и забыл царь еще об одной заповеди, данной в найденном свитке: "Не испытывайте Господа, Бога вашего...".
      
       Были ли бои? По дошедшим сведениям, почти нет. В начале первого столкновения стрела египетского воина нашла отчаянного царя. И вместо победного рапорта в Иерусалим понеслась скорбная колесница с телом погибшего Иосии. А Нехо обрушился на Мегиддо. "Археологическим свидетельством осады Мегиддо, закончившейся гибелью Иосии, является разрушение города, руины которого составляют второй слой данной площадки. После битвы между Нехо и Иосией Мегиддо уже никогда не играл сколько-нибудь значимой роли. В течение нескольких столетий он оставался небольшой, и, вероятно, лишённой укреплений, деревушкой" (Райт).
      
       "Оплакал Иосию и пророк Иеремия в песне плачевной; говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песен" ("Пророки").
      
       Метеором пронесся царь Иосия (Иошияху) в тумане древней истории еврейского народа. Он возник как бы сразу, вместе с найденным древним наиважнейшим свитком Торы, и так же быстро ушел из жизни. Но он оставил глубокий след в истории и судьбе своего народа, не случайно его заслуги нередко сравнивают с заслугами и делами Моисея. И дело не столько в объединении им царства, позже погибшего под ударами вавилонского царя Навуходоносора, сколько в духовном национальном возрождении и единении народа. "Роль Иошияху в возрождении страны и народа вряд ли можно переоценить" (КЕЭ,3). Вот как оценивается Иосия в Книге "Пророки. Мелахим II"(23:25): "И не было до него царя, подобного ему, и после него не было подобного ему". Этот труд Иошияху (Иосии) не пропал. Заложенное, вернее, возрожденное им позже скажется во время вавилонского пленения и последующего возвращения народа в Иерусалим. Это - понятие единого народа!
      
       Сегодня понятие единого народа и мудрого руководителя народа и государства как никогда вновь актуально, и далеко не только для Израиля. Читая историю, все время невольно думаешь о дне сегодняшнем и завтрашнем. Изменились времена, прошли столетия и тысячелетия, но почему-то именно перед Израилем все те же проблемы выживания...
      
       Давид Генис
      
      
       Использованные источники:
      
       Топаллер А., "Загадки библейской истории", Израиль, 2006.
       Книга пророка Софонии (Ветхий Завет, синодальный перевод).
       КЕЭ, т. 3, кол. 800-801
       Шейндлин Р. Летописи еврейского народа. М., 1997. с. 34-36
       Дубнов С.М. Краткая история евреев. М., 1996 (по тексту 1912 г), глава XII.
       Александр Мень.Исагогика. //www.bible-center.ru/book/isagogika/002/000/0056
       Азимов А. Путеводитель по Библии. Ветхий Завет. М., 2005. c. 361 - 363.
       Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга десятая. Гл.4-5
       Опарин А. - Тайна судьбы. Археологическое исследование книги пророка Иеремии
       (www.litru.ru/index.htm Большая Электронная Библиотека).
       Пророки. Мелахим II, //www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2
       Тора (Пятикнижие Моисеево), "Шамир", Иерусалим, 1992
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 21/11/2008.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 26k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка