Israel.Poezdka.2007
На крыльях самолета и мечты в Израиль...
Давид Генис
О г л а в л е н и е
Глава 1. Страна цветов
Итак, летим в Израиль...
Страна цветов
Свет Акивы (Ор-Акива).
Наш Йом-Кипур в Израиле
Парк Ротшильда
Глава 2. Иерусалим и Храмовая гора
"На следующий год в Иерусалиме!"
В Старом городе
Масличная гора, Библейская гора
Марк Твен о Храмовой горе
Глава 3. Без слёз здесь нельзя...
Плачут евреи у Стены Плача...
Нет мира под оливами
Без слёз здесь нельзя
Без слёз здесь нельзя
Яд Вашем - не только Память, но и Предупреждение
Кесария - город царя Ирода
Глава 4. Тель-Авив и Яффа
Один день в Тель-Авиве
Рабби Шимон бар-Йохай (Рашби)
Туристскими тропами в Яффе
В Герцлии дорогие яхты и... дорогая жизнь
Глава 5. И самолеты, и киббуцы...
Библейская Беэр-Шева - столица Негева
По дороге в Беер-Шеву
Первые "впечатления" в Беер-Шеве
"Первым делом, первым делом, самолеты"...
Праздник дарования Торы (Симхат-Тора) в Кирьят-Ате
В киббуцах
Глава 6. Красоты природные и рукотворные
Ржавая пушка на Голанах...
Заповедник Баниас. Здесь начинается Иордан
И история, и мифология
Хайфа. Бахайские сады
Страна "без самоназвания"?
Глава 7. По историческим местам Израиля
Впереди - Акко
Едем в Назарет в Галилее
Иордан - река историческая и библейская
"Раскинулось море широко"... Это - о Кинерете, море Галилейском
Жаль, Тверию проехали мимо...
Глава 8. Пустыня Иудейская
К морю Мертвому "дорогой длинною"
Иудейская пустыня. Первые впечатления
Так всегда ли пустыня была только пустыней?
Бизнес везде бизнес
Глава 9. Море Солёное, море Мертвое
Знакомство с Мертвым морем
Мертвое море - не утонуть бы...
Cодомское яблоко
Поселок курортный, а жить здесь - нельзя...
Хватит впечатлений. Пора домой.
Дорога к морю (Возвращаясь к напечатанному)
Проезжая мимо Маале-Адумим
В окне автобуса мелькают поселения
Типичное религиозное поселение за "зеленой чертой".
А дальше - дорога на Мертвое море.
*********************
Глава 1. Страна цветов
Итак, летим в Израиль...
Осенью 2007 года, по словам сотрудника израильской фирмы, небывалый бум туристов в Израиле. Удивляться, на мой взгляд, нечему - страна библейская, страна с колоссальной историей. Здесь, как нигде, что ни шаг - то историческая реликвия, то легенда в камне. Это здесь, на бывших песках и болотах выросли такие красоты, которые можно увидеть только в Израиле.
Я уже не говорю о местах, священных для евреев и христиан. Здесь родина иудаизма и еврейского народа, здесь возникло христианство, порожденное опять же иудеями. Здесь есть, что посмотреть, чему поклониться, одной жизни на всё не хватит. Израиль есть Израиль. Эрец Исраэль, Земля Обетованная, Cвятая Земля...
Бум туристов - не просто любопытство. Это что-то гораздо больше и сложнее. Это зов предков и память истории, осмысленное, или не совсем, желание прикоснуться к истории человечества. Ведь она вот, рядом, протяни руку, пощупай камни, поброди среди развалин древних синагог, храмов, крепостей, посети многочисленные музеи.
Здесь жили с очень давних, еще с добиблейских времен, наши предки. Предки евреев. И только потому, что они жили, и оставили потомство, и я, и мои дети, и мои внуки есть в сегодняшней жизни. И только потому, что мои очень далекие предки оставили нам в наследство десять моисеевых заповедей, существует сегодня иудейско-христианская цивилизация со всеми ее правами человека и прочими атрибутами истинной демократии и человечности.
Все лето трепали нервы миру: вот-вот грядет война, вот-вот то ли Израиль нападет на Сирию, то ли Сирия - на Израиль. В общем, сплошная "если завтра война"... И сидели туристы на чемоданах. К осени "прогнозисты" поуспокоились, и ринулись туристы в Израиль. И при участии замечательных наших детей мы с женой на крыльях самолета и мечты летим в Израиль!
...С помощью наших детей мы благополучно не заблудились в громадном здании денверского международного аэропорта. Без тяжких последствий (в смысле, без гипертонического криза, инсульта или долговременной потери аппетита) сдали багаж. Самолет фирмы "Air Canada" вылетел из Денвера во-время. Внизу залитые солнцем снежные сугробы облаков, сверху - чистое голубое небо как купол от Атлантики до Тихого. Это и есть, наверное, царство небесное: здесь светло, ярко, чисто, и нет места мыслям плохим. Конечно, если не считать питекантропов с ножами для резки бумаги, взрывчаткой в ботинках или в бутылках, а то и с завихрениями в мутном веществе их черепушек.
...Торонто, Франкфурт, Тель-Авив ("Этапы большого пути")... Обслуживание
прекрасное, кормили как в санатории, стюарды и стюардессы как на подбор, даже если они и не все были юными-преюными. А если уж очень хотелось посмотреть на прекрасное женское лицо, можно было оглянуться на свою милую соседку жену. По принципу - зачем далеко ходить...
Страна цветов
В громадном современном аэропорту Бен-Гурион Тель-Авива нас встречают
сестра (Господи, сколько же десятков лет мы не виделись?) и жена племянника. Радость встречи, новое "узнавание". Затем - машина, первое "черезоконное" знакомство с улицами и пригородами столицы, загородное шоссе, первые впечатления страны, опять же из окна машины. На всё про всё ушло где-то больше часа.
Первый привал - в городке Орот (район города Ор-Акива, что значит "Свет Акивы"). Всего несколько десятков лет назад в этих местах, по соседству со Средиземным морем, были только высушенные солнцем песчаные дюны да болота. Ныне город почти на три десятка тысяч жителей (для Израиля далеко не мало), все улицы в асфальте, тротуары выложены мозаикой цветных кирпичей, повсюду - кусты, деревья и цветы. Белые дома и чистые улицы. Наливаются соком плоды на гранатовых деревьях. Хорошее шоссе, на юг - Тель-Авив, на север - Хайфа.
Город Ор-Акива основан в 1951 г. на месте ишува "Хоф-А-Кармиэль". Еще два десятка лет назад он был одним из самых маленьких городов страны. Но уже в 2006 г. здесь проживало более 22 тыс. человек, из них 8 тысяч горских евреев, выходцев из Кавказа (Дагестана), которые в основном прибыли сюда в конце 70-х годов. Приехали сюда репатрианты и из других мест бывшего Союза.
Ор-Акива красивый зеленый и благоустроенный город. Уже на въезде нас встретили высокие эвкалипты, знаменитые "борцы" с болотами и малярийными комарами, и торговый центр, который почему-то называют "Каньоном". Здесь как бы город разделяется на новый район Орот и старый Ор-Акива.
Между прочим, я узнал, что проектировщики и строители Орота удостоились Премии Израиля. Позже местный гид нас повозил по городу, показал, где застраиваются новые жилые районы. По его словам, Ор-Акива один из красивейших городов Израиля. Мы спорить не стали, город нам тоже понравился.
В городе действуют большая библиотека (The Caesarea Edmond Benjamin de Rothschild Foundation Public Library Or-Akiva), развлекательный центр для детей и взрослых с театрально-концертным залом на 700 человек (The Alex Meijer Cultural and Social Centre Or-Akiva), красивые современные здания которых я, конечно же, сфотографировал.
Не минула жителей и этого города горькая чаша арабского бандитизма. При въезде в город установлен мемориал в память погибших в доме торжеств "Ормон Давид" соседнего города Хадера. Там, во время празднования Бат-мицвы, погибла девочка, жительницы Ор-Акивы. Тогда террорист в разгар веселья ворвался в зал и открыл стрельбу...
...Читал, некоторые сердитые туристы, увидев где-то мусор, тут же выносят свое заключение, мол, в Израиле всё плохо - и улицы узкие, и парковаться трудно, и вообще - грязь кругом. Можно подумать, что Нью-Йорк "блещет чистотой", или российские города "чистенькие-пречистенькие". А насчет узких улиц и тротуаров, забитых машинами, можно отправить сердитых туристов в Европу. А в Москве? Пусть сравнят.
Интересно, а где взять в маленьком Израиле и в тесных его городах территории для повсеместно широких улиц и проспектов, для масштабных парковок? Не надо было бы тратить миллионы на современную оборону, и хватило бы денег у Израиля на хорошие зарплаты для учителей, и на лучшее обустройство городов и поселков, и еще на многое, жизненно необходимое... Бурчать легче всего.
Цветы нас, во время поездок по стране, везде и все время "преследовали". Дома, садики и скверики, улицы и общественные постройки - всюду цветы, цветы, цветы. Они цветут здесь круглый год, сменяя друг друга. Еще в пророчествах Торы и пророков говорилось о будущем изгнании евреев со своей земли, бесплодности её на много веков и о её расцвете только после возвращения евреев на свою исконную землю... Так было, и так произошло.
Это неповторимое впечатление - страна в цветах. Они не растут дичком, это не полевые цветы, к которым мы привыкли на российских лугах и полях. Здесь
каждый кустик или дерево, травинка или цветок - высажен, заботливо ухожен и поливается персонально. Мы много слышали о капельном орошении в Израиле, но это "капельное" надо увидеть самому, чтобы оценить сколько труда, средств и изобретательности требует это самое "капельное".
Повсюду - резиновые шланги, с отверстиями возле каждой посадки, будь то дерево или кустик травы, не просто "капающие", а подсоединенные к системе с автоматической регуляцией. Все на компьютерах, все по уму. Сколько же тысяч километров этих трубок надо было уложить в стране, чтобы она вся расцвела?
Я вспоминаю Казахстан. У нас с поливной водой на совхозных землях тоже была проблема, особенно в первые годы независимости страны, когда коммерческие расчеты затронули и цену воды. В один из районов пригласили израильтян, они устроили там капельное орошение. Осенью в местной газете появились отклики, не могли нарадоваться существенной экономии поливной воды и урожайности полей, где израильтяне показали свое искусство.
Деталь, но существенная - мы много ездили по стране, и гиды говорили - вот,
посмотрите, деревня арабская (хорошие дома, арабы в Израиле живут намного лучше, чем в соседних арабских странах). Смотрим, но ни одного кустика зелени, а вместо деревьев торчат минареты. А там виден поселок еврейский, и дома утопают в зелени, и вокруг плантации банановых и финиковых пальм, овощей, оранжереи и теплицы, и еще, и еще зеленые поля и посадки. Как тут усомниться в том, кто же здесь истинные хозяева и радетели земли? О роли и месте продукции сельского хозяйства Израиля написано много. Всё правильно. Там, где трудятся c умом, там и результаты.
"Свет Акивы" (Ор-Акива).
Кстати, почему город назван "Свет Акивы"? В начале новой эры Иудея была под властью Римской империи. В ответ на жестокие притеснения иудеи подняли восстание, известное в истории как Иудейская война, описанная Иосифом Флавием. Иудеи потерпели поражение, Иерусалимский Храм был сожжен и разрушен.
В те давние римские времена рабби Акива бен-Иосиф был известным знатоком Торы и величайшим законоучителем иудаизма, пользовался колоссальным авторитетом в народе. Он собрал много устных законов и преданий, придал им определенный порядок, это была первая Мишна будущего Талмуда, и его громадная заслуга в том, что он в годы гонений сохранил и передал ученикам Устную Тору.
Но рабби Акива был не только теоретиком иудаизма, он ненавидел римлян, мечтал об их изгнании из Иудеи и восстановлении Храма. Не просто мечтал, но разъезжал по городам и поселкам и призывал народ к восстанию против римлян. И когда в 132 году н.э. вспыхнуло восстание под руководством Бар-Кохбы ("Свет Звезды", так его прозвал Акива, посчитав его долгожданным мессией и военным вождем), Акива стал идеологом восстания, благодаря чему оно стало всенародным.
Мощный Рим в 135 году жестоко подавил и это восстание, потопив его в крови. Рабби Акиву и его девять ближайших учеников римляне казнили, живьем содрав с них кожу железными крюками на потеху римской солдатни.
Гид привез нас в старую Кесарию (бывшую в те далекие времена столицей римской провинции Иудея, названной ими Палестиной, дабы стереть саму память об иудеях и Иудее). Здесь, по одной из версий, и был казнен Акива (в этих примерно местах сейчас небольшой придорожный ресторан в расчете на туристов).
Говорят, казнили его рано утром, с первыми лучами солнца, и, увидев свет, успел Акива только произнести начало молитвы "Шма, Исраэль" ("Слушай, Израиль..."). Отсюда и название городка "Свет Акивы". Но то, что сделал Акива для сохранения иудаизма, действительно, "Свет Акивы" для еврейского народа.
Наш Йом-Кипур в Израиле
В Ороте ("районе" Ор-Акивы) я побывал в очень красивой синагоге. Здесь же вечером в Йом-Кипур слушал "Закрывающую молитву", которую читают на заходе солнца. Традиция считает, что после этой молитвы закрываются Небесные врата милосердия. А именно через них в Высшие инстанции небесные и поднимаются наши йом-кипурские молитвы и просьбы. Высший Суд завершен. Раз мы на этот момент живы, значит, мы записаны в Книгу Жизни на следующий, наступивший, год. Обещаем, больше не будем грешить, будем хорошими. Звучат трубные звуки шофара. Старый год, по еврейскому летоисчислению, ушел в прошлое.
Синагога была полной. Все мужчины в белых одеждах. А я, в своих американских джинсах, посчитал за честь только постоять в толпе, заполнившей не только двор синагоги, но и всю прилегающую улицу. Пришли семьями. Полно детей. Среди окружающих, похоже, много и наших, бывших советских. Но это только впечатление. "Одесского" говора не слышно. Речь вокруг только на иврите. В Ор-Акиве большая община горских евреев. Так что был глухим среди своих...
В этот день ни одной машины на улицах - их заполнила ребятня всех возрастов. Они катались кто на чём, бегали, играли, гуляли. Улицы были в полном их владении. Непривычная для меня картина... Это - Израиль, еврейский город, еврейская страна! Ощущение непередаваемое - жизнь прожил, а впервые попал в страну и город, где живет народ, к которому принадлежу и я. Подобное ощущение я испытал в 1956 г, когда в Ташкенте попал на концерт известной еврейской певицы Сиди Таль. Зал был полон. Зал заполнили евреи. Всегда я был евреем среди других, а тут вдруг оказался евреем среди евреев, среди своих...
Думаю, здесь дело не только в моих ощущениях. Все народы имеют свою землю, свою страну. Это считается нормальным и ни у кого никаких особых ощущений не вызывает. Только евреи когда-то силой были лишены своей земли и силой же не допускались на нее. Но ныне времена изменились. Евреи вернулись на свою Землю. И только весь сброд левацкий, антисемитский, фашистско-исламский считают это ненормальным.
И уже почти шестьдесят лет страна Израиль и народ Израиля ведут кровавую борьбу за свое право существовать и жить на Своей земле. А арабы-пришельцы и захватчики этой земли, которые за ней никогда и не ухаживали, расплодив только пески, болота и тучи малярийных комаров, имеют полное право удалиться на те земли, откуда они когда-то пришли сюда как завоеватели. Когда-то испанцы их долго терпели, а потом собрались с духом и изгнали. Нет ныне Маккавеев...
Парк Ротшильда
Недалеко от Ор-Акивы, вблизи Средиземного моря, раскинулся красивый парк Ротшильда. Мы бродили часа полтора по его тенистым аллеям, любовались ухоженными цветниками и посадками с обязательными резиновыми поливочными шлангами. Увидели здесь грациозные финиковые пальмы. Ярко-желтые гроздья плодов, подвешенные где-то под небесами, казались плодом кисти художника Винсента Ван-Гога, любителя именно желтого цвета (Он считал желтый цвет аналогичным желтому свету Солнца, которое олицетворяло для него весь мир).
Почему парк носит имя Ротшильда, который жил во Франции, утверждая, что никогда не приедет в Израиль? Барон Биньямин Эдмонд де Ротшильд и затем его семейство пожертвовали очень большие деньги, обеспечив создание в стране более сорока поселений еврейских иммигрантов. На деньги этого семейства был создан и поддерживается парк (фонд "Керен ха-Надив"). Здесь же мемориал барона и его жены, умерших в 1935 году и похороненных здесь согласно их завещанию. Мемориал "живет" - в открытом аквариуме резвятся золотые рыбки. Не удержался и сфотографировал красивую лилию, цветущую здесь же. Вокруг много поселков, названных в честь барона (например, городок Беньямина) и членов его семьи.
Обратил внимание на уникальную деталь - этот парк единственный в Израиле (так сообщает путеводитель), где установлены таблички, выполненные просто и оригинально, но смысл которых даже без слов понятен - это просьба "по газонам не ходить". Что-то я не видел, чтобы в Израиле по посадкам (газонам) кто-то ходил. Но ведь Ротшильды создавали поселения в основном для восточно-европейских и российских иммигрантов...
*********************************
Глава 2. Иерусалим и Храмовая гора
"На следующий год в Иерусалиме!"
В этом подзаголовке я привел слова из молитвы евреев. Две тысячи лет евреи в своих молитвах призывали встретиться "На следующий год в Иерусалиме". И, конечно, первая цель нашей поездки - Иерусалим. С гидом хорошо: вас везут, все время что-то рассказывают, если куда-то ведут, то под присмотром, дабы не потеряться и не заблудиться в толпах туристов.
С другой стороны, никакой демократии и свободы личности. Хотел бы остановиться, повнимательнее посмотреть, подумать, что-то записать, или что-то посмотреть интересное именно тебе. Нет, беги за всеми. Но решиться на самостоятельную прогулку уже возраст не тот, страх преобладает. Да и написано все чаще всего на иврите, хорошо, если и на английском есть. Так что, бурчим про себя, но от гида не отстаем.
По дороге из Тель-Авива в Иерусалим видели остовы железных грузовиков. Это во времена арабского бандитизма пытались израильтяне осилить "дорогу жизни", прорвать блокаду в 1947-1948 гг и доставить осажденным в городе евреям пищу и оружие. Здесь был уникальный фронт шириной в... дорогу. Вокруг Иудейские горы, и других дорог к Иерусалиму не было. В очень давние времена эта дорога
была долгой дорогой паломников, полной опасностей и тревог. Здесь их ожидали местные арабы, грабившие и обиравшие путников. Показал нам гид по дороге Музей танковых войск, памятник "Пять стрел", посвященный прорыву блокады Иерусалима.
Проехали Хабад. Поселок религиозных евреев, хасидов. Издалека виден дом из красного кирпича, это копия нью-йоркского дома 7-го Любавического Ребе Шнеерсона. Если Ребе в Израиль не приезжал, так его поклонники себе на память хоть копию дома оставили.
Фотографирую из окна автобуса Иудейские горы. И вот Он возникает, белые дома на холмах. Город, который видел всё, и пережил всё. Он помнит царя Давида, и сына его, Соломона, не в силах забыть украшавшие его иудейские святые Первый и Второй Храмы. Он помнит греков и римлян, силой оружия пытавшихся уничтожить его. Он помнит орды мусульман, в седьмом веке новой эры захвативших его, и присвоивших себе все - и святой для иудеев Иерусалим, и его патриархов и царей, и даже гробницы праотцов, и Тору его, переименовав и переделав всё на свой лад. И даже сегодня он живет и ждет, не отдадут ли его опять в чужие загребущие руки?
Молчит Иерусалим, не может он забыть героев-израильтян, воевавших тут и отвоевавших Иерусалим для евреев. Не забудет он никогда имена погибших здесь израильтян. Не простит потери Храмовой горы, на которой Соломон, царь иудейский, три тысячи лет тому назад воздвиг Храм...
Вы давно читали "Иудейскую войну" Иосифа Флавия? Напомню, чего стоила оборона Храмовой горы израильтянам: "Вся Храмовая гора казалась пылающей от основания до вершины, но потоки крови были шире потоков огня. Из-за трупов не видно было земли, и солдаты прыгали по грудам мертвых тел, преследуя бегущих".
Так пишет Иосиф Флавий, римский историк, очевидец и участник той войны. Так о каких правах арабов на Храмовую гору, которую они захватили в 7-м веке н.э. силой оружия, водрузив на ней собственные постройки и объявив их "священными", можно говорить вообще?
Проезжаем мимо арабской деревни, на месте которой когда-то располагался 10-й римский легион, разрушивший Иерусалим и Храм... Кто подсчитает, сколько евреев здесь погибло, если известно, что Иерусалим завоевывался 36 раз, и всякий раз тут были евреи, которых уничтожали... И этот город, и эту Храмовую гору, насквозь пропитанных кровью еврейского народа, отдать арабам?
В "Старом городе"
А мы вместе с гидом бродим по тесным улочкам старого города, по Еврейскому
и Армянскому кварталам. Армяне поселились здесь с 17-го века. Пробираемся
по рядам бесчисленных лавочек то ли мусульманского квартала, то ли еще какого, запутаться легко. Продавцы, похоже, арабы. Но на прилавках всё в полном наборе - христианские крестики и иконы, еврейские ханукии и звезды Давида, изделия мусульманские. И всё в неимоверном количестве, и сопровождается все зазывными криками и предложениями.
Странное впечатление оставляют эти арабские парни, торгующие еврейскими и христианскими изделиями. Понятно, главное для них - продать. Впечатление, что они полиглоты. Во всяком случае, по-русски и по-английски, быстро угадывая наше "нутро", свой товар эмоционально и достаточно громко расхвалить могли. А туристов-мусульман я что-то здесь не видел. Какой-то странный мусульманский квартал.
На интернете нашел впечатления израильтянки (Ф. Шифман "Прогулки по ночному Иерусалиму"): "Меня поразило обилие лавочек, торгующих произведениями искусства иудаики в этом Мусульманском квартале. Позже я узнала, что до войны за Независимость (1948) это был Еврейский квартал, который после войны арабы себе присвоили вместе со всеми бизнесами, которые в нем существовали".
Мусульманский квартал. Этот квартал - "подарок" англичан евреям. Это британцы в своих политических целях создали этот квартал в начале ХХ века, когда они изгнали отсюда турок. Это англичане назвали этот квартал
мусульманским. Здесь, перед началом первой мировой войны, жило 70% евреев. Когда начались стычки между евреями и арабами, англичане, долго не думая, вывезли почти всех евреев, живших здесь, "в целях охраны их безопасности". Это арабы разрушили все многочисленные синагоги, иешивы и другие еврейские здания, стирая следы пребывания здесь евреев, превращая святой Иерусалим в "мусульманский квартал".
Не буду спорить: да, арабы здесь живут давно. Они впервые заселили Иерусалим в 7-м веке новой эры, когда волна их завоеваний прокатилась почти по всему тогдашнему "цивилизованному" миру. Ну и что? Тогда же они захватили и Испанию, где арабы жили потом несколько веков, но испанцы их изгнали, и никто не говорил о "двух государствах для двух народов". Арабов, пришельцев на земли испанского народа, попросту изгнали, несмотря на то, что какое-то число поколений арабов уже как бы и прижилось на этой земле. Нет сегодня и речи о том, что этим бывшим захватчикам землю Испании надо вернуть...
А мы продолжаем свой героический поход по тесным переходам и улочкам старого города вдоль бесчисленных лавочек и развалов всевозможных потенциальных сувениров. При нас бегают тут десятки арабских мальчишек, предлагают нити "от сглаза". И слова такие как-то выучить ухитрились. Всего по шекелю за десятисантиметровую красную ниточку. А в руках у них такое количество этих ниточек, что, кажется, на все человечество могло бы хватить. ...Всего шекель, покупайте, покупайте... И ведь покупают...
В основном, продавцы - молодые парни, арабы. Им бы работать. Их тут, кажется, многие сотни. И у всех, в принципе, почти одно и то же. Туристы большей частью мимо проходят, почти не останавливаясь. Гиды предупреждают - в мусульманском квартале могут и обворовать, и облапошить, и просто голову задурить. Верим, идем мимо, на всякий случай, придерживая сумки и карманы.
Вообще, такое впечатление, что чуть ли не весь Старый город - это огромный восточный базар. Или, скорее всего, наш гид так построил маршрут, что мы обежали Старый город, не отрываясь от бесчисленных лавочек этого экзотического базара. Знатоки, вернее, опытные туристы, советуют - если не думаете купить что-то, на что "лег" ваш глаз, будьте бдительны.
Понятно, где бы ни бывал, на память покупаешь открытки, буклеты, а то и книги.
Неважно, что, приехав домой, потом эти покупки практически может ни разу и не откроешь, не считая первого вечера встречи с друзьями и родными. Но купить надо обязательно, как же без этого ... А у здешних "старогородских" продавцов всей этой печатной продукции навалом. Трудно пройти мимо, все красочно и даже на русском языке.
Остановились возле одного араба-продавца достаточно солидного возраста. Жена увидела у него на выставе книгу "Путешествие в Святую Землю". Нет, я - ничего. Книга хорошо издана и оформлена, очень сочные фотографии. Взяли эту книгу в руки. Всё - мы попались на крючок. Этот араб, уже не молодой, проявил недюжинные способности в ее рекламе. Если честно, книга мне не понравилась - все-таки там в основном речь и все фото о церквях и монастырях. Мне это малоинтересно. Но мы же взяли книгу в руки... Думаю, даже можно было и не брать ее в руки. Достаточно было, что мы на секунду замедлили шаг, возле него притормозив.
Он тут же разразился яркой речью на смеси всех языков, объясняя, что на всем рынке мы не найдем более интересной, нужной именно нам, а , главное, такой дешевой книги. Весь вид его говорил о том, что мы самые замечательные люди на земле и ради этого он готов отдать нам книгу, пожертвовав своей прибылью. Она стоит сто пятьдесят шекелей, он сам ее по этой цене купил для перепродажи. Но для нас, и только для нас, готов отдать ее по бросовой цене, всего - за сто шекелей. И чувствуешь, если уйдем, не купив, на всю жизнь обидишь продавца, увидевшего в тебе самого уважаемого покупателя всех времен и народов. Нет, все же ложим книгу обратно на стойку...
Но вы не знаете восточный базар? И книга уже опять оказалась в наших руках. Боимся, что гид с группой уйдут дальше, и в этом столпотворении мы навечно
останемся, самостоятельно не выбравшись. От продавца и его горячих уговоров
тоже нет сил оторваться. Тем более, он, продавец, уже совсем влюбился в нас, и потому отдает книгу всего, ну, всего за семьдесят пять. Нет, я твердо решил, книга мне неинтересна, будем искать дальше. И вы думаете, мы ушли? Вся прелесть восточного базара именно в процессе "поторговаться", уговорить. Если без этого, то будет вроде того, что вы пришли в дорогой ресторан, и заказали только стакан газированной воды...
А тот араб, почувствовавший нашу слабинку и возможность сбыть-таки свой товар, ну, просто чуть ли не со слезами на глазах от своей доброты и щедрости,
просто подарил нам эту книгу. Правда, попросил и нас подарить ему что-нибудь на память, например, всего каких-то сорок шекелей. Мы в уме прикинули - сорок шекелей, это, по-нашему, всего десять долларов. Кто же устоит против такого?
Эта книга теперь лежит у нас дома на полке. Не помните, когда мы в последний раз заглядывали в нее? Всё-таки...
...Калейдоскоп впечатлений продолжается: Христианский квартал, возникший в
4-м веке, когда византийцы захватили город и изгнали евреев. Места, связанные с иудеем по имени Иегошуа (по-гречески, Иисус Христос). "Известно, что в возрасте 12 лет Иисус Христос вместе с матерью побывал в Иерусалиме и посетил Иерусалимский храм" (Бабанин В.П. "Евангелие от Иуды", М. 2006). Еще свидетельства: "И когда вошел он в Иерусалим... И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме... И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их" (Новый Завет, Евангелие от Матфея, 21:10-14). Арабы утверждают - не было на Храмовой горе иудейского Храма. В таком случае, и Иисуса Христа не было...
В октябре 2007 года газета "The International Herald Tribune" сообщила, что израильские археологи при раскопках на Храмовой горе (они ведутся в связи с необходимостью улучшения инфраструктуры города и замене устаревших электрических кабелей) обнаружили исторический слой времен Первого Храма.
Были обнаружены фрагменты керамического стола и костей животных, осколки чаш, дно и ручка кувшина и другие фрагменты посуды. "Археолог Джон Селигман подчеркнул важность произведенного открытия, которое позволит ученым реконструировать размеры и границы Храмовой горы во время Первого Храма.
Данный слой - закрытый исторический слой, который оставался нетронутым с 8-го века до н.э.".
Понимаю, что арабов никакой археологией не возьмешь. Им не нужны никакие доказательства. Но в то же время очень боятся раскопок, потому и не пускают ученых Израиля на территорию Храмовой горы, где некогда стоял Иудейский Храм Соломона.
Мы подошли к Гробнице царя Давида. Надпись над входом на трех языках: на английском (King David's Tomb), иврите и на арабском (эти-то при чём? Царь библейский Давид не был арабом, и к исламу никакого отношения не имел и не имеет). Постояли возле саркофага Давида. Да, не утихают споры, действительно ли там Давид похоронен. Да и реальность самого Давида леваками "комсомольцами-добровольцами" тоже отрицается. Получается, как по французской поговорке:
"Не верь глазам своим, а верь словам моим"...
Тут же находится синагога, и кресло для обрезания младенцев. Не знаю, здесь проводят ли эту процедуру, но считается это место самым священным для этой цели (так уверил нас гид).
Подходим к Воротам Сиона. Четко видны на них обильные следы боев с иорданскими войсками во время освобождения города. Копия уникальной древней (датирована 6-м веком) мозаичной карты старого Иерусалима, обнаруженной в Иордании в 1884 году (подлинник хранится в Иордании). На ней четко видна центральная улица Кардо (времена крестоносцев) с колоннадой по обеим сторонам. Участок откопанной ныне этой улицы с остатками колонн спешу запечатлеть на фотопленке. Проходим по участку реставрированной улицы Кардо. Вокруг раскопки древнего города и древнего базара, над которыми - дома Еврейского квартала и живущие в них люди.
Ненадолго задержались мы у отсвечивающего золотом Семисвечника в два роста человека, упрятанного под стеклянный колпак. Это - копия Храмовой Меноры, подарок Вадима Рабиновича (кажется, он с Украины). Подлинный Cемисвечник, отлитый из золота, римляне, разгромив Иерусалим и разграбив Храм, вывезли в Рим как боевой трофей. Об этом они сообщили всем последующим поколениям, запечатлев это событие на триумфальной арке Тита в Риме, сохранившейся до наших дней. Троглодитам, утверждающим, что на Храмовой горе Храма не было, эта арка как муха в ухе. Мы, обычные смертные, на Хануку в своих домах зажигаем "ханукии", или восьмисвечники (вернее, девятисвечники), неверно называя их менорами. Но Менора, или Семисвечник (подчеркиваю цифру "Семь") могла стоять только в Храме...
В Еврейском квартале мы "пронеслись" мимо "Хурва синагога". Она была самой крупной и красивой синагогой города (где-то читал, что даже в мире). Её отстроили в 1700 году на развалинах синагоги 13-го века. Еще в те времена арабы взорвали её. Отсюда и название "Хурва", руины. В 1864 г Ротшильд дал деньги на ее востановление. В 1948 г. арабы сделали то, что они хорошо умеют - опять взорвали синагогу. Попробовали бы евреи взорвать крупную мечеть хотя бы в том же Иерусалиме. Нельзя, как же, неэтично... Ислам ведь самая мирная религия на земле...А то, что их мечети стоят как надгробье на иудейском Иерусалимском Храме, это этично? Ныне Хурва синагога опять восстанавливается, стоит в лесах. Надолго?...
В душе мечтал попасть в Храм Книги (Музей Израиля в Иерусалиме), о котором еще дома прочитал в замечательной книге израильского писателя А. Резникова ("Клады Иерусалима", Иерусалим, 2001). Там написано, что в "святая святых" Храма Книги, в особом большом зале, в центре на возвышении можно увидеть рукопись книги пророка Йешайягу (Исайи). Реальная древность. Вот что пишет
Джоан Комэй: "Свитки с книгой Исайи, обнаруженные в Кумранской пещере близ Мертвого моря в 1947 г., почти полностью идентичны самому древнему из сохранившихся еврейских текстов библии -Масоретскому тексту, хотя и являются на десять веком древнее".