![0x01 graphic](/img/g/genis_d_e/izbran_evr_naroda/izbran_evr_naroda-5.jpg)
Ступенчатая постройка в городе Давида. Иерусалим.
("Православная Энциклопедия", т. 21).
Часть 3. Тора (Танах) об избранности еврейского народа
Понятие об избранности еврейского народа (Народа Моисея, Народа Книги) "официально" впервые прозвучало в Книге Книг - Торе, данной Б-гом еврейскому народу через его вождя Моисея у горы Синай. Произошло это примерно за тысячу триста лет до нашей эры (еще одна важная цифра: и за две тысячи лет до рождения Мухаммеда, Корана и появления арабов на Святой Земле). Но само понятие "избранности" возникло намного ранее, лет за 500 до Синая (по Joan Comay, 1993, эпоха патриархов Авраама, Исаака, Яакова приходится на 1800-1600-е годы до н.э.), и связано оно с Заветом, данным Б-гом прародителю и патриарху еврейского народа Авраму(Аврааму) и затем патриарху Яакову. Об этом третья часть моей статьи. Цитировать буду Тору (Пятикнижие Моисеево) по изданию "Шамир", Иерусалим, ред. проф. Г. Брановер,1992 г.,
Что означает слово "Завет"
"Завет -- в богословско-религиозном словоупотреблении, обозначает торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством)" (Википедия). "Ветхий Завет, или Танах -- священное писание иудеев и христиан. Завет в Библии -- одно из центральных понятий еврейской Библии (Ветхого завета)" (Википедия). Термин "Завет" является калькой c
др.-греч. ??????? на старославянский. Древнегреческое слово ??????? означает "завещание", "соглашение", "договор" или "завет". Этим словом создатели Септуагинты (древнегреческий перевод с иврита Торы) передавали древнееврейское ???? (брит, "договор, соглашение") (Википедия).
Завет с Аврамом
Напомню: Аврам, родом из Ура Халдейского (шумерский город в долине Евфрата),
перекочевал со всеми родственниками в Харран в северном Араме (нынешняя территория Сирии). Уточню: в те времена здесь ни "сирийских", ни каких-либо других арабов и в помине не было. Пастушеские племена, которые только во времена Мухаммеда приняли самоназвание "араби", кочевали на юге Аравийского полуострова и знать не знали о приписанном им "грамотеями" спустя много веков родства с протоеврейскими племенами, живших гораздо севернее.
Не буду сейчас пересказывать события, описанные в Торе. Речь о Первом Завете
Б-га с Аврамом. Это, уверен, и есть первый сигнал о будущей избранности народа Аврама. Не Аврам напросился, а Бог от себя сказал, заверил. Бог избрал Аврама и его будущий народ. Все претензии к Нему...
Это был первый и кардинальный шаг к избранности еврейского народа. Всё дальнейшее, что многократно повторяется или утверждается в Торе, уже "проработка деталей" и ход к основной истине самого понятия. Ведь речь идет об "избранности" целого народа, тут одной фразой не отделаться. Опять напоминаю, это были времена жесткого язычества и далеко не просто было внушить народу, отцам и их потомкам, веру о Едином Боге. И мы знаем, что, практически, вся Тора на всем протяжении текста и веков заполнена выполнением этой важнейшей миссии - добиться именно Единобожия, прежде всего, еврейского народа, а через него, и для всех других народов. Можно верить в Бога, можно - не верить. Это дело сугубо личное. Но факт, никем не отрицаемый - именно Тора, именно древний еврейский народ сделали первый шаг к понятию и признанию Единого Бога. И Новый Завет христиан, и Коран мусульман принимают Тору как первое свидетельство Единого Бога, как Первый Завет людей с Богом.
Почитаем Тору (У христиан - "Ветхий Завет").
Откроем Тору, откуда пошло понятие "избранности". Книга Брейшит (Бытие), глава 12:1-3 "И сказал Бог Авраму: "Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением.
А Я благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и благословляться будут тобой все племена Земли". И еще оттуда же: (12:7) "И явился Бог Авраму, и сказал: "Потомству твоему отдам Я эту страну".
Аврам в последующем недолго побывал в Египте, и вновь вернулся к Иордану, где со своими людьми и стадами (13:12) "поселился в стране Кнаан" (которую ныне переименовали в "Палестину"). И тут вновь звучит Заверение Бога, оно как Договор, как Завет с Аврамом. Ибо оно не последовало в ответ на какую-либо просьбу или даже намек со стороны Аврама. Прочитайте вслух и не спеша: Бог говорит от своего имени и только по своей инициативе (13:14-17) "Подними глаза свои и посмотри с места, на котором находишься, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю страну, которую ты видишь, - тебе отдам ее и потомству твоему навеки. ...Встань, пройди по этой стране, в длину ее и ширину, ибо тебе отдам её".
За что такие благодеяния Авраму? Известно, что его отец был язычником. Но Аврам впервые задумался и поверил в Единого Бога, он стал как бы первым провозвестником Его среди окружающих народов. Этим и заслужил Завет Бога.
И, далее, читаем уже четко высказанный Завет (15:18): "В тот день заключил Бог с Аврамом союз (др.-евр. брит - союз, соглашение, Завет. Д.Г.), сказав: "Потомству твоему отдал я эту страну, от реки Египетской до реки великой, реки Прат".
В следующей главе (17:4-5) читаем: "Я - вот Мой союз с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь впредь именоваться Аврамом, но Авраам будет имя твое...". Кстати, еще уточнение: мусульмане не считают Аврама (Авраама) евреем. Он попал в категорию "верного мусульманина"(!). А вот что в Торе сказано (Берейшит, 14:13): "И пришел беглец, и сообщил это Авраму-еврею...". Для верности процитирую и Ветхий Завет (Бытие, 14:13) "И пришел один из уцелевших, и известил Аврама Еврея...". Я уже не говорю о разнице почти в три тысячи лет между временем Аврама и рождением Мухаммеда! Так что, так что...
Как известно, в числе первых патриархов еврейского народа после Авраама был его сын Исаак (Ицхак) и затем сын Исаака - Яаков. И с Яаковом Бог тоже заключил Завет. Вот что пишет Тора, Книга Брейшит (Бытие), 35:10-12 "И сказал ему Всесильный: "...впредь же не будешь ты зваться Яаков, но Исраэль будет имя твое". И сказал ему Всесильный: "...Плодись и размножайся! И страну, которую Я дал Аврааму и Ицхаку, тебе Я отдам ее, и потомству твоему после тебя отдам эту страну".
О временах египетского плена
Во Второй Книге "Пятикнижия Моисеева" (как именуют Тору христиане) Шмот
(Исход) вновь мы читаем заверения Бога, но теперь уже с Моисеем. Еврейский народ в эти времена пребывал в рабстве в Египте. И Бог именно на Моисея возлагает задачу вывести народ свой из Египта. Кто читал Тору или Библию, знает, что это задание было полной неожиданностью для Моисея и прозвучало оно по инициативе "сверху". Конечно, сейчас мне возразят - евреи написали Тору и, понятно, здесь речь и идет о том, что Бог обратил внимание именно на еврейский народ. Да, евреи первыми написали Тору, они первыми поверили в Единого Бога, и потому Бог и избрал их целью первой своей заботы. Кто не согласен, бейтесь головой об стенку...
Я открываю страницы книги "Шмот" (Исход): (3:1) "А Моше пас скот тестя своего...". И, вдруг, увидел он в той пустыне куст, который горел, но не сгорал. Как не подойти и не посмотреть на чудо? И вот тут-то Моисей и услышал (3:7-8) "И сказал Бог: "Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его из-за его притеснителей, ибо познал Я боль его. И сошел Я спасти его из-под власти Египта и привести его из той страны в страну прекрасную и просторную...".
А вот и главное (3:10): "А теперь посылаю Я тебя к фараону, и выведешь ты народ Мой, сынов Израиля, из Египта". Ключевая фраза: "народ Мой"! Ни добавить, ни убавить: Бог избрал сынов Израиля, Его была воля, потому они и стали называться Богоизбранными. Простые, понятные слова. Но именно они почему-то больше всего бесят всех антисемитов...
Исход и Завет с Богом у горы Синай
И всё же, Главное событие, Главный Завет, Завет между Богом и Еврейским Народом произошел после исхода евреев из Египта, у горы Синай при вожде Моисее. Именно в этот момент еврейский народ принял Тору, данную ему Богом,
и стал Богоизбранным Народом. Я сейчас не вдаюсь в религиозные толкования этого важнейшего события в жизни человечества, да, человечества, ибо Тора затем послужила основой христианского Нового Завета и Ислама. И как бы деятели христианства и ислама не принижали значение Торы (Танаха), считая свои нововведения более совершенными, ничего принципиально нового по сравнению с Единобожием Торы никто больше не придумал.
С горы Синай, где лагерем стали выходцы из Египта, Бог обратился к Моисею, приведу отдельные выдержки: Исход (19:3-6) "... и воззвал к нему Бог с горы, говоря: "Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля... Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов... и будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля".
Я выделил жирным шрифтом слово "избранным", ибо здесь впервые прозвучало "официально" определение сынов Израиля, народа Моисея, еврейского народа, как "избранного" народа и как "святого" народа. Прозвучало это из уст Бога в обращении его к Моисею. Кстати, обратите внимание, какую цель поставил перед народом Бог: "Если вы будете слушаться Меня и соблюдать Союз Мой"! Ни о каком "превосходстве" над другими народами, ни о какой "власти" над другими народами, ни о каком "расизме", ни о каких-либо льготах для "избранного народа"! Поверим в Бога, "будем слушаться", и за все про всё: "будете вы Мне народом святым"! Великое "счастье": вот уже три тысячи лет терпит "избранный" "святой народ" несчастья, беды, погромы, преследования, холокосты большие и малые. А.С.Грибоедов когда-то умные слова в своей комедии "Горе от ума" написал: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"... Извините, пишу эти слова не с позиции "благоверного", а с позиции "бурчащего"...
Вернусь, всё же, к теме. То, что я процитировал выше, посмотрел и процитую, как пишется в христианском Священном Писании - Христианской Библии (Синодальный перевод): Исход (19:3-6) "...Так скажи дому Ияковлеву и возвести сынам Израилевым: ...если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым". Суть та же, что и в Торе.
Краткая Еврейская Энциклопедия даёт такое определение: "И?збранный народ - обозначение еврейского народа, отражающее его особые, исключительные отношения с Богом. Хотя Бог определяется в Библии как Бог всего мира и всех народов, Библия проникнута идеей богоизбранности еврейского народа. Эта идея впервые находит отражение в словах, сказанных Моисею Богом накануне Его явления на Синае".
Вот такова очень кратко история и обстоятельства появления понятия "избранный народ" и "святой народ" по отношению к еврейскому народу. На эту тему исписано столько бумаги, что гора из нее превысит библейскую гору Синай. Теперь еще и интернет со своими необозримыми возможностями писать там всё, что на ум придет. Спорить с этой лавиной невозможно. Остается только излагать своё мнение или понимание. Кому интересно тоже, прочитают. Кому неинтересно, пусть не читают. Но от всего этого Избранный Народ, Святой Народ, не перестанет быть избранным и святым. На веки-вечные это припечатано к Народу Моисея, к Народу Книги.
Кстати, именно так о евреях пишет и Коран! "Коран не только не ущемляет израильтян, но и сообщает об их благоприятном положении среди остальных народов. "...Всех их Мы превознесли над мирами... Мы избрали их и повели их прямым путем" (Коран 6:87). "Господь избрал пророков из израильского народа, потому он и избран. Всевышний не раз напоминает об этом преимуществе: (Коран 2:47, 2:122, 45:16). (Abdulsalam M., 2011, //www.islamreligion.com/ru/articles/310).
Часть 4. Так что вам нужно от евреев?
Весь фокус проблемы избранности еврейского народа в том, что это проблема не евреев, а всевозможных антисемитов, националистов и прочих, озабоченных именно идеей собственного превосходства. Сюда же можно отнести и просто неосведомленных людей, пользующихся слухами или "печатными материалами" тех же антисемитов, поборников собственной "религии" или националистов.
"Действительно, избранность евреев нервирует всех, кто об этом слышит. Почему? Во-первых, понятие "избранный", автоматически понимается как "лучше и повыше". Во-вторых, в принципе, каждый человек там, в глубине сердца, считает избранным и себя, и свой народ, но только об этом не принято говорить вслух. А эти Евреи нагло и открыто об этом заявляют. В результате - зависть и ненависть. Почему? Возможно, проще дать на это ответ в форме диалога. Однажды встретил Джон Абрашу в тёмном углу. - Ах, гад, я слышал, что ты себя считаешь избранным, возвышаешься? Но Абраша не растерялся: - А хочешь тоже быть избранным? Джон на секунду задумался и с опасением согласился. Тогда Абраша его спрашивает: -А ты знаешь, что означает наша избранность? -Нет! - Послушай. Для начала надо завязать с девочками -ни-ни, есть только кошерное, потом - учить с утра до ночи Тору, молиться подолгу три раза в день, строго соблюдать законы Субботы, поститься в Посты... - Не-е-е, не хочу никакой избранности!!! - Ну, тогда...". (Avalon, 2010. //botinok.co.il/node/69954).
"Когда Тора говорит, что Всевышний избрал народ Израиля, она не подразумевает, что в результате евреи обретут особые привилегии и станут господствовать над другими народами. Напротив, на представителей народа Израиля ложится тяжкое бремя особой ответственности и дополнительных обязанностей, не возложенных ни на один другой народ. Попробуем оглянуться на историю в том виде, в котором она отражена в Торе. Древние были индифферентны к духовности и святости. Авраам был первым, кто приложил огромные усилия для распространения веры в Единого Б-га и счел своей обязанностью привлекать других людей к служению Творцу. Тем не менее, успех его "разъяснительной работы" оказался кратким: лишь один из его сыновей, Ицхак, сохранил его заветы и продолжал следовать им. И Всевышний не был удовлетворен этим. Он пожелал, чтобы представление о Нем получило все человечество, а "орудием" для достижения этой цели должен был стать род Авраама. Однако не семья, а целый народ должен был научить человечество тому, что существует Некто более возвышенный, нежели человек в состоянии представить, и только Ему надлежит служить. Этому народу суждено было стать наглядным и доказательным примером того, что Г-сподь заинтересован в служении человека и исполнении им Его воли. Вот для чего избран народ Израиля.
Народ, являющийся символом отношений между человеком и Б-гом, воплощенным доказательством Б-жественного вмешательства в судьбы человечества: это еврейский народ. Мы можем протестовать против этого, отрицать свою миссию, но мы не в состоянии раствориться в человечестве и исчезнуть, как бы сами мы этого ни желали. Враги еврейского народа многократно пытались уничтожить нас, чтобы с лица земли исчез символ Б-жественного Провидения. Множество раз ненавистники наши старались стереть в своих странах последний след иудаизма. Они понимали: до тех пор, пока в окрестностях остается хотя бы один еврей, исполняющий заповеди, их собственные идеи и принципы не обретут полной власти. Тоталитаризм и евреи несовместимы. И далеко не случайно то обстоятельство, что страны, которые являются угрозой для нормальной жизни и самого существования человечества, всегда были откровенно враждебны по отношению к евреям (Познер З., //www.lechaim.ru/ARCHIV/182/pozner.htm).
Избранность - это не преимущество евреев
Избранность (Богом) еврейского народа обусловлена не какими-то особыми достоинствами или заслугами народа. Избранный народ не наделяется какими-либо привилегиями; наоборот, на него возлагаются особые обязательства и ответственность. Эта идея точно сформулирована в книге пророка Амоса (Ам. 3:1-2): "Слушайте слово это, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, - на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: "Только вас признал Я из всех племен земли...". Законоучители Талмуда полагали, что Израиль избран Богом за готовность добровольно принять Тору.
Избранность - это не расизм!
"Творец избрал евреев быть примером для других народов, они должны раскрыть миру реальность Единого Творца, абсолютную мораль Б-га, пути служения Ему. Но исправление мира начинается с... исправления самого себя, поэтому обязал их Б-г соблюдать 613 заповедей, включающих 365 запретов и 248 повелений. Избранность евреев состоит в колоссальной требовательности к самим себе и ответственности за себя. Это не выше или ниже, не лучше и не хуже, это другая роль в мире.
Еврейская избранность - она не дает оснований говорить о расизме. Вот почему:
1. Смысл расизма в биологическом превосходстве одной расы или этнической группы над другой. Это превосходство предоставляет им особые права и преимущества, обосновывает их право господствовать над другими народами. Не будем далеко ходить за примерами: послушаем и почитаем, что говорят и пишут исламисты в сегодняшнем мире, и в своих странах, и в Европе, и в США. Почему все об этом молчат и зациклились на положениях Торы, написаннной четыре тысячи лет назад?
А какие же особенные права и преимущества есть у евреев? Над кем они господствуют? "Права" есть, но на постоянные и хорошо организованные кровопускания. "Преимущество" есть, но быть вечно гонимым народом! И даже в современной истории Израиль - это единственная страна, где после более
60-летней истории не ясно, где проходят её границы, она воюет каждые несколько лет и легитимность её существования до сих пор открыто подвергается сомнению.
Расистская доктрина утверждает, что национальная идентичность определяется чистотой крови. Поэтому расизм создаёт закрытую этническую группу людей, куда для посторонних вход запрещён.А еврейский народ - открыт для всех желающих принять повеления Творца и присоединиться к служению Б-гу, став таким же евреем. То есть, любой человек из любого народа, пройдя гиюр, может стать таким же избранным.
Расисты, как правило, гордо и с радостью несут свое ощущение избранности. А вот евреи не очень рвутся быть избранными и даже стесняются этого... Расисты сами решили, что они являются высшей расой, а, евреи себя не выбирали, это был выбор Б-га. Избранность - это не расизм, а ответственность и требовательность к себе" (Avalon, 2010, //botinok.co.il/node/69954).
"Предпочтение, отданное Богом Израильтянам, было не из-за их расовой превосходности, а по причине великих жертв Авраама и его молитв Богу".
(Abdulsalam M., 2011, //www.islamreligion.com/ru/articles/310).
Избранность - привилегия или долг?
Нередко задают вопрос: "Не является ли понятие избранности еврейского народа, утверждаемое иудейской религией, своего рода высокомерным принижением роли и значения других народов?". Нет, Тора говорит совсем другое. В главе Ваэтханан (Дварим)(7:6-8) читаем: "Тебя избрал Б-г, Всесильный твой, чтобы ты был Ему народом, избранным из всех народов... Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас... Но из любви Б-га к вам и ради соблюдения им клятвы, которую Он дал отцам вашим".
А в следующей главе (Дварим, Экев) (9:4-5) вновь подчеркивается: "Не говори в сердце твоем... "за праведность мою привел меня Б-г овладеть этой страной...". И еще раз: "Не за праведность твою и прямодушие твое приходишь ты овладеть страной, но ...чтобы исполнить слово, которым поклялся Б-г отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову".
Евреи никогда не стремились распространить свою религию среди народов мира. Не удержусь, и сошлюсь на христианство и ислам. Приверженцы этих двух религий силой, мечом и кровью распространяли свою религию. Вспомним костры инквизиции, вспомним завоевательные походы мусульман. Да и сегодня с их стороны немало свершается в этом плане. Достаточно упомянуть, как мусульмане согодня требуют признать шариат, как верховенство над законами стран, в которых они живут. И после этого хватает совести кричать о том, что евреи стремятся к господству своей религии и своего народа?
Думаю, возникает вопрос : "а разве само осознание своей избранности не есть признание превосходства?". Вот что говорили наши патриархи. Авраам о себе: "Я прах и пепел" (Брейшис, 18:27). Яаков: "Не достоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты оказывал рабу Твоему" (Брейшис, 32:11). Моше и Аарон спрашивают самих себя: "А мы что?" (Шмойс, 16:8). Как видим, зная или понимая о своей избранности, патриархи в то же время остаются скромными. О каком чувстве "превосходства" тут можно говорить?
"Надо подчеркнуть, в иудаизме скромность, смирение занимают центральное место. Талмуд говорит, что "спесивый, надменный человек подобен идолопоклоннику". Тот, кто ощущает свою собственную значимость, тем более превосходство, тот отрывается от Б-жественной реальности, т. е. как бы признает существование других богов. А это противоречит иудаизму в корне".
(Хаскелевич Дов-Бер, //www.lechaim.ru/ARHIV/136/tora.htm)
Что именно Бог обещал Аврааму? Многочисленное потомство, землю Ханаанскую в вечное владение, и, кроме того, быть Богом еврейскому народу. Похоже ли это на обещание всемирного господства? Земля Ханаанская - маленький участок земли, который сегодня к тому же поделен между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Тоже мне "мировое господство"...
Самое интересное, что ни Тора, ни евреи, ни прошлые, ни сегодняшние, никому не навязываются со своим понятием избранности. Возвращаюсь к тому, с чего начал статью. Да какое кому дело, что пишут и говорят евреи о самих себе? Не нравится? Не читайте. Хотите себя считать "избранными", считайте, кто вам мешает? Православие России из себя выходит, чтобы доказать, что они "избранные". Даже называют себя то ли вторым, то ли третьим Иерусалимом. Да на здоровье, хоть десятым. Всем этим "взволнованным" посоветовал бы пить валериану. Хорошее средство...
Приведу интересные факты из статьи Парицкого А. 2011 г. (//berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer 6/Paricky.php):
1. Бог передал Тору еврейскому народу. Христианство родилось в начале новой эры, ислам возник в 7-м веке новой эры. Причем, они возникли из иудаизма, из Торы, после Торы, что признают и христианство, и ислам.
2. Избранный Богом еврейский народ существует более 3300 лет вопреки всем преследованиям и страданиям, в то время как исчезли все древнейшие и древние народы прошлого.
3. Еврейский народ сохранил свой древнейший язык иврит несмотря на то, что ему пришлось существовать среди многих народов земли в различных географических и исторических условиях в то время, как на земле исчезли тысячи древних языков.
|