Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Менаше (Манассия) 14-й царь Иудеи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 08/10/2014. 36k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 2 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Без лирики и выдумки о 14-м царе древней Иудеи


  •    Менаше (Манассия) - 14-й царь Иудеи
      
      
       После смерти царя Хизкии (Езекии) трон царствующей персоны занял его сын Менаше (Менашшэ), в русской традиции - Манассия. Что значит закон наследия: мальчику всего было в этот момент 12 лет, но стал царем. Мы знаем много подобных примеров, когда малолетки возносятся столь высоко только благодаря тому, что папаша был царем. Так что не будем удивляться. Удивиться можно другой детали: Менаше царствовал в Иерусалиме 55 лет! По всем временам очень хороший срок. "55 лет - это рекордный срок; он царствовал дольше всех царей Иудеи и Израиля, никто так долго не царствовал" (Дашевский).
      
       В какие годы царствовал Менаше? Википедия приводит такие цифры: 695-642 до н.э., Краткая Еврейская Энциклопедия: 698-642,
       Эрлихман: 687-642, Джоан Комэй: 687-642, на сайте "Библейская археология в Израиле": 687-642 до н.э. О разнобое дат я уже писал ранее и не буду возвращаться к этой запутанной и до сих пор непроясненной окончательно ситуации. Я стараюсь придерживаться дат по Краткой Еврейской Энциклопедии.
       Не знаю, кто дал имя этому царю и вообще ли это его имя, а не прозвище или придумка поздних авторов в наказание за его поведение, о котором еще речь впереди. Зеев Дашевский пишет, что мудрецы в Талмуде объясняют смысл этого имени так: имя "Менаше" уже встречалось в Торе. Так Йосиф назвал своего старшего сына, как объяснил он, потому что "Бог дал мне забыть дом моего отца и все неприятности, которые там были". В переводе слово "ме-нашэ" может означать - "тот, кто дает забыть". По отношению к царю Менаше мудрецы считают: "Тот, который забыл Всевышнего" или "Тот, который сделал так, чтобы другие забыли Всевышнего". Понятно, что отец не мог дать такое имя своему сыну при рождении. В общем, Менаше так Менаше, 14-й царь древней Иудеи.
       Культовые антиреформы Менаше
      
       Важно другое: в библейских книгах сразу же даётся резко отрицательная характеристика этому царю. "(Мелахим 21:2) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, подобно мерзостям тех народов, которых прогнал Г-сподь от сынов Исраэйлевых". "(Диврей 33:2) И поступал он дурно в очах Г-сподних, следуя мерзостям тех народов, которых прогнал Г-сподь от сынов Йисраэйля".
       Итак, в чем был виновен Менаше? Напомню, отец его Хизкия (Езекия) сделал многое с целью укрепления веры народа, восстановил службу в Храме Иерусалима. Его сынок, Менаше, всё ниспроверг и вернул народ обратно фактически к язычеству. Он разрешил строить "бамот" - помосты или "возвышения", на которых приносились жертвы, хотя это Торой было разрешено делать только в Иерусалимском Храме. "(Д33:3) И снова построил он (жертвенные) возвышения, которые разрушил Хизкия, отец его, и поставил жертвенники Баалам, и восстановил Ашэйры, и поклонялся он всему воинству небесному (звездам и планетам), и служил ему".
       Всё шло по нарастающей. Он "восстановил Ашэйру" ("сделал Ашэйру") Это слово может означать дерево, которому или у которого поклонялись на определенном "возвышении". Дашевский пишет, что "а с другой стороны, это статуя Астарты - богини как бы в пару к Баалу, и это один из главных идолов этого региона. Поскольку сказано "сделал", а не посадил, то, по-видимому, имеется в виду, что он воздвиг именно изваяние Ашейры". Конечно, с точки зрения авторов указанных Книг это действие Менаше можно сравнить только с "самым злодейским из царей Израильского царства - с Ахавом", проще - богоотступником.
       Ладно бы разрешил строить языческие вещи где-то. Этого мало. Он еще
       "(М21:4-5) И построил он жертвенники в доме Г-споднем, о котором
       Г-сподь сказал: "В Йерушалаиме поставлю Я имя Мое". И построил он жертвенники всему воинству небесному в обоих дворах дома Г-сподня";
       И в Книге "Диврей" тоже самое обвинение. Значит, замахнулся царь своей волей царской даже на цитадель иудаизма - Храм Иерусалимский. Такое уж совсем "ни в какие ворота". Построив жертвенники в Храме (Доме
       Г-споднем), Менаше втягивает идолопоклонство в Храм, где может быть только Один Жертвенник, ибо Б-г один!
       Занялся Менаше и совсем уж языческим: "(М21:6) И провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывающих мертвецов и чревовещателей; много сделал злого в очах Г-спода, чтобы прогневить (Его)". В Книге Диврей то же самое, но с уточнением: "И провел сыновей своих через огонь, в долине Бэн-Инном".
       Тут сделаю отступление и упомяну о долине Бэн-Инном (Бен-Хинном), чтобы было понятно, почему она в укор царю. Ныне Гай (Долина)
       Бен-hином отделяет старый Иерусалим от нового города с юга и юго-запада. Еще ее в буквальном русском переводе именуют Долиной сынов Еннома (Gai Ben-Hinnom). У Джоана Комэй написано так про Еннома: "Дата неизвестна. Человек или семья, именем которой была названа долина на юго-западной окраине Иерусалима". Это глубокое и относительно узкое, с крутыми склонами, место. Глубина Долины более ста метров. Она была местом проведения языческих обрядов, связанных с огнём, в том числе, проведение детей через огонь. И. Шифман в книге "Ветхий завет и его мир" указывает: "Среди обычаев региона особое место занимало принесение в жертву богу сыновей (сожжение живьём) жертвователя, практиковавшееся обычно в критической ситуации. Здесь существовали сложенные из камней возвышения, на которых горели жертвенные костры. Иудеи в долине Хинном приносили в жертву только животных, поскольку человеческие жертвоприношения в иудаизме были запрешены. И на смену сожжению жертв начали применять также языческий обряд проведения детей между кострами. Но он оставался всё же отголоском язычества и потому категорически не мог быть принят иудейской религией.
       Книга Диврей добавляет: "(Д33:6) ...и гадал, и ворожил, и колдовал, и завел вызывающих мертвецов и чревовещателей; много сделал зла в очах Г-спода, чтобы прогневать Его".
       Почему народ соучаствовал в язычестве?
       Конечно, возникает вопрос - как мог народ, который в царствование Хизкии достиг большой религиозной образованности, знания и почитания Торы, вдруг довольно быстро воспринял языческие поползновения Менаше?
       Человек, особенно в трудные моменты своей жизни, склонен искать защиту у каких-то посторонних сил. Помню из рассказа ветерана Великой Отечественной войны, что в моменты атаки или тяжелых боев многие начинали громко кричать, при этом или матерясь, или взывая к Б-гу, хотя до того никоим образом не были замечены в какой-либо религиозности. В в те давние времена особенно глубокой была потребность поклоняться какому-то "Защитнику". И понятно, человеку как-то понятнее видеть перед собой объект поклонения, чем просто взывать к кому-то невидимому. Не случайно в христианских церквях люди молятся на иконы, хотя понятно, что иконы нарисованы человеком. Но поклоняющиеся уверены, что рукой художника водила рука Божья. А поклоняться чему-то зримому гораздо естественней, чем поклоняться всесильному но невидимому Богу, несмотря даже на уверенность в том, что Он существует. Так же был создан и Храм в Иерусалиме, как видимое место поклонения невидимому Б-гу. Храм не для Б-га, он - для людей. Я уже не раз писал в статьях о царях иудейских, что Храм был святым и почитаемым местом, но отправляться туда для обращения к Б-гу часто было трудно. Тут и хозяйственные заботы, и расстояния. Потому и возникали "Возвышения" вблизи сельских населенных мест, дабы и там можно было помолиться и даже принести какие-либо жертвы в честь Б-га. Но кончались эти "отступления" нередко тем, что как бы само понятие о Всевышнем начинало тускнеть. Помолился - и ладно, скорее за дела будничные. И на этом фоне "разрешительная" и даже активная политика Менаше всему этому только способствовала.
       Почему Менаше делал не то, что отец его?
      
       Да, странная, на первый взгляд, ситуация - почему у благочестивого, приверженного Б-гу царя Хизкии сын и преемник пошел по другому пути, уничтожив фактически религиозные реформы своего отца? Исследователи библейских хроник ссылались на "злую" волю Менаше, который поэтому и поддался на развращающее влияние придворной знати. Она еще со времен царей Ахаза и Хизкии (Езекии) выступала против авторитета пророков. Почувствовав "слабинку" Менаше, они и смогли его убедить принять более интересные им порядки языческого толка и тем усилить свое влияние на царя.
      
       Ряд современных библеистов объясняют "нововведенния" Менаше политическим положением Иудеи. Как известно, Иудея в это время была в вассальной зависимости от мощной Ассирии. Возможно, это и свело на нет убеждение царя и народа в том, что им помогает их Б-г. Они могли решить, что Б-жья сила ослабла и им больше не покровительствует, как это было ранее. Ведь у всех был на памяти разгром Северного царства, покровителем которого был тот же Б-г Яхве, на помощь и защиту которого надеялись и иудеи Южного царства. Не защитил, не спас. Пророки объясняли это просто - не верили, язычествовали, искали других богов. За то народ и был наказан. Но люди объяснения не слушали, пророкам больше слепо не верили. С другой стороны, победа Ассирии над Израилем могла обусловить культурное и религиозное влияние Ассирии и на Иудею. В древнем мире народы могли считаться с чужими богами и даже надеяться на их помощь, если они их признавали или начинали почитать. Этим как бы пытаются снять часть ответственности с Менаше. Но такой взгляд не согласуется с текстами дошедших до нас библейских книг. Возможно, правда где-то посередине...
      
       Еще одно объяснение, почему Менаше отказался от реформ отца и склонился к язычеству. Матерью его была финикийская царевна Хефциба (Иосиф Флавий называет ее "Ахива, иерусалимская гражданка"). "В ней услаждение мое", - так с любовью ее называл Хизкия, женившись на ней на старости лет. Считают, что именно она и повлияла на сына, склонив его к язычеству. Но трагизм его долгого царствования еще и в том, что он был крайне жестоким по отношению к тем, кто ему пытался перечить или противостоять, ему приписывают море пролитой им крови в своей стране. Казалось бы, не может быть ему прощения. Но покаялся он перед Б-гом и, судя по книгам библейским, получил всепрощение. Думаю, в этом постулат священников, считающих покаянную молитву как бы спасением даже от грехов очень тяжких. Но это уже область не истории, поэтому оставлю эту тему знатокам.
       Предупреждения пророков
      
       Понятно, что всё это не могло пройти для Менаше и народа просто так. Разгневался Г-сподь и через пророков передал царю и народу свою волю о наказании за неверие и язычество. Перечень грядущих наказаний описан в Книге Мелахим (М21:10-16). Тут пророчество и о разрушении Храма, и о разрушении самого Иерусалима, причем достаточно образно: "...и сотру Йерушалаим так, как вытирают тарелку, - вытрут и опрокинут ее вверх дном". И еще было сказано: "отвергну Я остаток удела Моего, и предам их в руки врагов их; и будут они (отданы) на разграбление и на попрание всем врагам их".
      
       Слова пророков не оказали должного эффекта. Обличения эти не только не производили желаемого действия на царя и народ, но и вызвали со стороны царя преследования пророков. Он проводил весьма жесткую внутреннюю политику, уничтожая всех своих противников. Тех, кто пытался сохранить верность Всевышнему, убивали как личных врагов царя. В царствие Менаше, похоже, впервые в библейской истории евреев описано мученичество и гибель за религию. В ответ на обличения пророков Менаше отвечал жестокими гонениями. И обвинения в пролитии крови записаны в Книгах: "(М21:16) И еще пролил Менашшэ очень много невинной крови, так что наполнился (ею) Йерушалаим от края до края...".
       И кара последовала
       Понятно, что за такое богохульство должна была последовать кара божья. И она последовала: "(Д33:10-12) И говорил Г-сподь к Менашшэ и к народу его, но они не внимали. И привел Г-сподь на них военачальников царя Ашшура; и заключили они Менашшэ в кандалы и оковали его оковами, и отвели его в Бавэль (Вавилон)". Сказано очень кратко, но события упомянуты весьма серьезные. Между прочим, этого эпизода нет в Книге "Мелахим". Считают, что пророк Иеремия (Йирмеяhу) пишет эту книгу в момент перед изгнанием и разрушением Йерусалима или сразу после этого, в то время, как Эзра составляет книгу Диврей, когда евреи уже вернулись, и когда Второй Храм уже был построен.
       Почему ассирийцы повели Менаше в Вавилон? Видимо, после того, как погиб Санхерив и воцарился один из его сыновей, Асархаддон, то в этот период ассирийская империя достигла зенита, захватив весь регион, даже Египет. Но огромная империя начинает бурлить. Дашевский пишет: "Возможно, не без оснований, Менаше тоже был как-то замешан в этих попытках бунта. Понятно, что поэтому его поймали и привели в Вавилон. Возможно, что резиденция ассирийского царя в тот момент была в Вавилоне, и поэтому Менаше привели туда". Джоан Комэй считает, что повод был другой: "Более прозаическое объяснение дается в ассирийских летописях, где Менаше (Манассия) перечисляется среди других подвластных царей, вызванных в Ниневию, по-видимому, для того, чтобы потребовать от них еще большей дани". Возможно именно так и произошло, ибо о военных действиях и захвата Менашше в плен ничего не сообщается.
      
       Есть предположение, что ассирийцы заподозрили его в измене, что и послужило поводом для его доставки в Вавилон в кандалах. Об этом пишет Краткая Еврейская Энциклопедия: "Возможно, что основой рассказа является проявление нелояльности к Ассирии со стороны Менашше: тот факт, что ассирийский царь находился в Вавилоне, позволяет предположить, что он подавлял вавилонское восстание (652-648 годы до н.э.), дававшее надежду Менашше на освобождение от ассирийского владычества. И действительно, укрепление Иерусалима и назначение царских военачальников во все укрепленные города Иудеи могут говорить об усилиях Менашше добиться независимости от Ассирии" (КЕЭ). Рассуждений много, но можно опираться в основном на фразу в Книге "Диврей" о том, что Менаше в "оковах" был доставлен в Вавилон, к царю ассирийскому. Значит, в чем-то грешен стал перед владыкой...
      
       Царь Ассирии Асархаддон в 672 г. до н.э. назначил Ашшурбанипала наследным принцем Ассирии. Шамашумукин, сын Асархаддона от другой жены, был назначен наследным принцем Вавилонии. Заняв престол, Ашшурбанипал подавил восстание египетского фараона Тахарки. Позже ассирийцы овладели Мемфисом и разрушили Фивы (столицу Верхнего Египта). В течение многих лет отношения Ашшурбанипала с братом были мирными, который расценил это мирное отношение как слабость и решил этим воспользоваться. Он создал коалицию из покоренных Ассирией стран, в нее вошли Финикия, Иудея, Элам, Египет, Лидия, арабские и халдейские племена. Согласно Вавилонской хронике, в течение трех лет "продолжалась война и непрерывно вспыхивали схватки". В 648 году Шамашумукин, потерпев поражение, покончил с собой. Вот тогда-то и последовали карательные меры к "царькам". После подавления вавилонского мятежа настал "час икс", момент трагичный для Менаше. "И привел Г-сподь на них военачальников царя Ашшура...", другими словами, прислал царь ассирийский своих представителей, дабы арестовать буяна. Мог ли Менаше, царь, отказаться от "приглашения"? Видимо, мог, царь всё же и в своей столице сидел. Мог, как это бывало в древние времена, и казнить посыльных или домой ни с чем отправить. Но Ашшурбанипал, глава великой Ассирии, "маячил" на горизонте и, в случае неповиновения, во главе своего войска вполне мог нагрянуть в Иудею. Что бы тогда осталось от Иудеи? Рассчитывать на помощь Б-га, как это было с другими царями Иудеи, Менаше, понятно, не мог. Своих сил было уж очень маловато. И Менаше проявил чудо самопожертвования и даже мужества. Он решил покориться и сдаться на милость победителя. Он, возможно, решил, что жертвуя собой, может спасти Иудею от разгрома. И он сдался "без боя": "...и заключили они Менашшэ в кандалы и оковали его оковами, и отвели его в Вавилон".
       "Перевоспитался" в плену царь...
      
       Не сладко пришлось царю в плену. "(Д33:12) И в беде своей, он стал умолять Г-спода, Б-га своего, и глубоко покорился Б-гу отцов своих".
       И ответил на его молитву Всевышний, и вернул его в Йерусалим, к царствованию. И узнал Менаше, что Всевышний - это Бог. "(Д33:14-16) А потом построил стену внешнюю города Давидова западнее Тихона, по ложбине и до входа в Рыбные ворота, и повернул ее к Офэлю, и высоко поднял ее. И поставил военачальников по всем городам укрепленным в Йеудее. И удалил Б-гов чужеземных, и идола из дома Г-сподня, и все жертвенники, которые он соорудил на горе дома Г-сподня и в Йерушалаиме, и выбросил наружу за город. И отстроил жертвенник
       Г-сподень, и принес на нем жертвы мирные и благодарственные, и сказал йеудеям, чтоб служили Г-споду". Как прижало, так про Б-га вспомнил.
       Его раскаяние было принято. "Но раскаяние его было "потребительское": он пробовал молить всяких идолов, и это не помогло, и тогда он попросил Всевышнего и - помогло" (Дашевский). Понятно, почему автор подчеркивает этот контраст.
       Имя Менашше упоминается вместе с 22 другими царями региона в одной из надписей, высеченных по приказу ассирийского царя Асархаддона (681-669 годы до н.э.), сообщающей, что Асархаддон обязал их доставить камень и лес для строительства дворца в Ниневии. Большинство этих царей, в том числе Менашше, упомянуты также в надписи Ашшурбанипала (669-627 годы до н.э.), где говорится, что в начале его царствования армии этих царей сопровождали ассирийские войска в походе на Египет" (КЕЭ). Вероятно, этот царь и велел привести
       в Вавилон Менаше. По мнению Лопухина, пленение Манассии относится к 647 г. до н.э., и произошло на 51-м году царствования Манассии за 4 года до его смерти.
       В КЕЭ также указано, что длительное время в науке господствовало мнение, что действия Менаше были обусловлены нажимом Ассирии. Однако нет подтверждений этому предположению. Языческие культы, так активно внедряемые Менаше в Иудее, ученые относят к арамейским, а не ассирийским. Можно предполагать поэтому, что Менаше стремился к восприятию арамейской культуры, господствовавшей в западной части ассирийской империи.
      
       Насколько события пленения достоверны?

    События, связанные с "перевоспитанием" Менаше в Вавилоне и о которых имеется указание только в Книге Диврей и отсутствует в Книге Мелахим толкуются неоднозначно. Так, Лопухин пишет, что "...в новое время в западноевропейской библейской науке многократно подвергалось сомнению и отрицанию, как лишенное будто бы не только исторической засвидетельствованности, но и внутренней вероятности. Говорят, что уже отсутствие известия о пленении и возвращении Манассии в "Мелахим II", а также у пророка Иеремии делают это известие очень подозрительным: если бы при написании Мелахим было известно что-либо подобное, то автор, конечно, внес бы это событие в свое повествование. Пророк Иеремия не только ничего не знает о вразумлении и обращении Манассии, но косвенно отрицает саму возможность этого факта, когда сообщает, что главным образом идолослужение Манассии вызвало пленение иудеев в Вавилоне и гибель Иудейского царства (Иер XV:4). К внутренним несообразностям рассматриваемого свидетельства относят частью упоминание в нем о Вавилоне как месте пленения Манассии. Весь рассказ в Диврей считают простой аллегорией судьбы Израиля, за грехи отведенного в плен и потом возвращенного на родину. Лично же с Манассией, мол, не было ничего подобного, и не могло быть: исправный данник ассирийских царей, он мирно свыше полстолетия царствовал в Иерусалиме на троне царей иудейских. Позднейший автор Книги Диврей не мог примириться с мыслью, что преступнейший из иудейских царей дольше всех царей царствовал и умер ненаказанным".
      
       Далее Лопухин высказывает свои замечания по этому поводу: "Все эти возражения имеют лишь кажущуюся основательность. В самом деле, неупоминание в Мелахим о факте пленения и возвращения Манассии отнюдь не может говорить против исторической достоверности этого факта: в весьма многочисленных случаях книги Диврей восполняют повествования книг Царств новыми фактическими данными документов летописных. Пророк Иеремия в своем суровом приговоре о Манассии (Иер XV:4) мог иметь в виду первую часть его царствования, пагубные следствия которой простирались на время, последующие за смертью Манассии. Что касается предполагаемых внутренних несообразностей рассказа, то они являются лишь плодом недоразумения библейских критиков, недоразумения, совершенно устраняемого новыми данными ассириологии: по свидетельству последней, пленение иудейского царя Манассии царем ассирийским, и именно в Вавилоне, является историческим фактом, стоящим выше сомнений (Ewald . Geschichte des Volkes Israel, 3A. Bd. S. 729)".

    Лопухин пишет, что труднее понять, судя по исторически известным отношениям ассирийских царей к побежденным и плененным царям, факт возвращения Манассии из плена (продолжительность пленения нельзя представлять значительной; полагают ее не более года). По записям в Диврей считается, что его возвращению из плена послужила его покаяние и обращение к Б-гу о помощи. Можно предположить, что ассирийцы, увидев покорного и сломленного Менаше, решили, что такой царь Иудеи их больше устроит на троне в Иудее, чем в вавилонской темнице. Но этому могли способствовать и какие-то другие причины. Отпустили Менаше, но пригрозили... Об этом могут говорить и факты его мер по укреплению Иерусалима и других городов Иудеи, которые он предпринял, вернувшись домой: "(Д33:14) А потом построил стену внешнюю города Давидова западнее Тихона, по ложбине и до входа в Рыбные ворота, и повернул ее к Офэлю, и высоко поднял ее. И поставил военачальников по всем городам укрепленным в Йеудее". Значит, не с миром в душе он был отпущен из Вавилона.
      
       Да, Менаше раскаялся и отказался от своих заблуждений. Правда, это сообщение вызывало сомнение ряда ученых. Но на основе новых данных эти эпизоды признаются исторически обоснованными. Помогли в этом специалисты-ассириологи. По этим данным, Менаше был "послушым" плательщиком дани при Асархаддоне (681-669), но при новом царе Ашшурбанипале присоединился к коалиции соседних мелких царств и поддержал правителя, который восстал против брата (борьба за престол). Вот, видимо, в числе наказанных оказался и Менаше, и привезли его в Вавилон, что называется, "на ковер".
      
    Менаше меняет свое поведение
      
    Вместе с внешним укреплением своей столицы и царства Менаше, после возвращении из Вавилона, занялся Храмом: "(Д33:15-16) И удалил Б-гов чужеземных, и идола из дома Г-сподня, и все жертвенники, которые он соорудил на горе дома Г-сподня и в Йерушалаиме, и выбросил наружу за город. И отстроил жертвенник Г-сподень, и принес на нем жертвы мирные и благодарственные, и сказал йеудеям, чтоб служили Г-споду,
       Б-гу Йисраэйля". Конечно, было сложно повернуть вспять всё то, что за многие десятилетия Менаше насадил в Иудее. Да и жить Менаше уже оставалось не так долго, чтобы успеть всё исправить.
      
       О молитве и днях последних
      
       Немного о молитве Менаше во время плена в Вавилоне: подлинный текст ее не сохранился. Приводимая в ряде переводов и источников текст молитвы на самом деле позднейшего происхождения. Текст ее применяется как пример или образец покаянной молитвы. В качестве исторического документа служить не может.
      
    Мелахим сообшает: "(М21:17-18) А остальные дела Менашшэ описаны в книге летописи царей Йеудейских. И почил Менашшэ... и погребен был в саду при доме его, в саду Уззы". Где был этот сад, трудно судить, но одно ясно - не был он погребен, как пишут о других царях, - "в гробницах отцов своих".Автор "Диврей" немного более детален: "(Д33:18-19) Прочие же дела Менашшэ, и молитва его к Б-гу своему, и слова прозорливцев, говоривших с ним от имени Г-спода, Б-га Йисраэйля, - они есть в записях царей Йисраэйля. И молитва его, и то, что (Б-г) внял ему, и все грехи его, и измены его, и места, на которых он построил высоты и поставил Ашэйры и истуканы до того, как покорился, описаны в записях Хозайа. (20) И почил Менашшэ с отцами своими, и похоронили его в доме его".
      
       Еще раз оценивая время Менаше
      
       При Менаше фактически был восстановлен религиозный плюрализм, т.е. верования в богов (идолов) согласно желанию людей. Книги Мелахим и Диврей считают Менаше не просто вероотступником, но и наиболее греховным царем Иудеи. На него даже возлагается вина за будущее разрушение Иерусалима и Храма, т.к. он, не считаясь с предупреждениями пророков, усиленно гнул свою линию и даже применял репрессии и убийства в отношении несогласных с его политикой.
      
       Сложно судить о мотивах его политики, но, видимо, им руководило не просто желание изничтожить веру предков в Единого Б-га. Известно, что политика отца, царя Хизкии, отдавшего все силы укреплению единой веры в стране, в то же время привела к экономическому разгрому ассирийцами.
       Перед Менаше и его сторонниками стояла тяжелая задача - поднять, возродить страну. Основу экономики ее составляло сельское хозяйство, сельское население. Для этого надо было сделать акцент не на храмовой службе, а на укреплении сельских общин. В те времена этого можно было достигнуть, в том числеи и религиозными послаблениями - разрешить религиозныен отправления недалеко от поселения, где легко могла собраться вся община. Это означало и потворствование местным культам, Возродились "возвышения", поклонения Ваалу, Астарте (Ашере) и т.п.
       С другой стороны, царь, житель сельскохозяйственной страны, понимал, что ассирийцам нужна не просто подчиненность, но и экономическая прибыль от вассала. Пусть жители страны молятся кому угодно, лишь бы своим трудом содействовали росту экономической весомости страны, особенно в глазах ассирийских царей. Кроме того, вассальная Иудея была еще как бы и буфером между Ассирией и Египтом, т.е. играла и важную для Ассирии политическую роль.
      
       Учитывая долгое сравнительно мирное царствование Менаше, можно думать, что он устраивал воинственных ассирийцев. В записи царя Асархаддона есть упоминание Менаше в числе двадцати двух царей, которым были заказаны строительные материалы для царской стройки в столице Ассирии Ниневии. Вступивший за ним на престол Ашшурбанипал также упоминает Менаше в списке царей, которые посылали ему дары, и помогали в войне с Египтом. В Книге Диврей II описан момент ареста Менаше, но это связывают с бунтом вавилонского царя против Ассирии и. видимо, присединения Менаше к участникам бунта. Видимо, решил под такой момент избавиться от ассирийского пресса. Не получилось. На повинную привезли его к победителю, царю Ассирии. Вымолил прощение, вернулся в Иудею. Но в целом его время было мирным временем для страны и временем ее расцвета. Крушение северного царства родило мечту объединить все израильское население под властью Иерусалима. Но нависала грозная Ассирия. Значит, надо было или забыть мечту и сотрудничать с Ассирией, или ждать момента, чтобы сбросить её иго. Менаше (Манассия) выбрал покорность и сотрудничество с Ассирией в ущерб религиозным установкам свяшенников и пророков. "В седьмом веке до н.э. в Иудее отмечен рост поселений в пустынных зонах на востоке и юге страны до западных берегов Мертвого моря. Заселенная площадь и численность населения возросли c восьмого по седьмой век в десять раз. Не связана ли эта застройка с политикой Манасии? Можно предположить, что расселение в пустынные области было вдохновлено, если не прямо организовано, политическим и экономическим курсом Манассии" (Финкельштейн).
      
       Пророки и мудрецы из движения поклоняющихся исключительно Яхве должны были быть недовольны таким поворотом событий. В библейских книгах есть указания, что в Иудее, видимо, возникали гражданские волнения. Не случайно там пишется, что "пролил Манассия весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края" (М21:16). Возможно, были и заговоры, и попытки устранения Менаше от власти или его убийства. Не случайно ему, единственному из царей Иудеи, не было обещано место в будущем мире. По тем временам серьезная потеря. Закончить статью хочу оценкой, которую дал царю Иосиф Флавий, римский историк и писатель 1-го тысячелетия новой эры в книге "Иудейские древности": "...он провел остаток своей жизни в состоянии столь полного раскаяния, что с того времени, как он начал почитать Предвечного, он стяжал себе славу счастливейшего и достойнейшего человека". Но свой след в реальной истории Иудеи он оставил, хотя этот след не вызывает однозначной оценки...
      
       Давид Генис
      
      
       Долина Бен-Еннома, 2007 (Википедия)
      
      
      
       Портрет из сборника биографий
    Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
       (цит. по Википедии)

    0x01 graphic

       Печать Менашше. VII в. до н.э.
    (с сайта http://slovari.yandex.ru/ )
      
       [PDF] Ассирийский царь Асархаддон.jpg
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Ашшурбанипал, последний из великих царей Ассирии
       (668 -- ок. 627 до н.э.)
      
       Источники:
      
       Википедия.
       Дашевский Зеев. Лекция 103 по книге Мелахим II. (//test.ejwiki.info/wiki)
       Джоан Комэй. Кто есть кто в Ветхом Завете. 1998
       Диврей ха-Ямим II (2 Пар.) (//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/)
       КЕЭ, т.5, Менашше (//www.eleven.co.il/?mode=article&id=12709&query=)
       Лопухин. (//www.lopbible.narod.ru/2ch/txt2ch33.html)
       Лопухин. (//azbuka.ru./otechnik/?Lopuhin.tolkovaja_biblija_12=21)
       Малкин Д. (//berkovich-zametki.com/2011/Starina/Nomer3/Malkin1/php)
       Мелахим II (4 Цар.) (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Федорова О. Геенна Огненная (//www.israel-gid.org/1690/)
       Финкельштейн И., Зилберман Н. "Раскопанная Библия", Гл.10.
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн.10, Гл.3:1-2
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 08/10/2014. 36k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка