Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Надав -2-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 02/12/2015. 13k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О втором царе древнего царства Израиль после распада единого царства Соломона


  •    Надав (Нават) - 2-й царь древнего Израиля
      
       "...и почил Иеровоам (1-й царь Израильского, Северного, царства) с отцами своими. И стал вместо него царем Надав, сын его" (Книга Пророка, Mелахим I 14:20). Надав (в русской традиции - Нават), сын Иеровоама I, правил 2 года. Даты тех времен у разных авторов не совсем совпадают. В Краткой Еврейской энциклопедии годы царствования указаны как 907-906 до н. э. У Эрлихмана и Дж. Комэя: 910-909. Есть и другие подсчеты. Возьмем за ориентир данные энциклопедии.
      
       В книге Мелахим (3 Цар.) еще добавлено: "и воцарился во 2-й год правления Асы, царя иудейского". Это для лучшей ориентации в событиях, которые шли параллельно в двух новых царствах - Иудее и Исраэйле (О царе Асе см. мою статью в интернете: //world.lib.ru/editors/g/genis_d_e/asa_iudeya.shtml).
      
       Вернусь к Надаву. До наших дней из источников об этом царе мало что дошло. Все цитируют и комментируют сведения из книги Мелахим I (3Цар.). Иосиф Флавий, историк первого века новой эры, тоже не добавил нам в своих "Иудейских древностях" ничего нового, пересказав ту же библейскую книгу. Есть возражения - если нет других источников, можно ли верить только Библии? Я уже не раз писал, за все те столетия, в течение которых жгли и уничтожали древние источники вместе с иудеями, корректно ли ссылаться на их отсутствие? В этой же книге сказано: "(15:31) А остальные дела Надава и все, что он сделал, описано в книге летописи царей Исраэйльских". Значит, были и дела, и записи? Сама Библия сохранилась только потому, что поколения писцов переписывали и переписывали её. Всё остальное - утеряно.
      
       Известно, что монотеизм не устанавливался в одночасье. Вспомним, сколько веков шла борьба с христианами и в христианстве, пока римский император Константин в IV веке не принял христианство в качестве государственной религии и не установилось определенное равновесие затем между его разными конфессиями. В исламе до сих пор идет борьба, причем жестокая, кровопролитная, за исламский монотеизм, но и там действуют разные конфессии. Что же говорить о том, что происходило тысячелетия тому назад. Поэтому не удивляет то же явление и в становлении иудаизма и в борьбе пророков за единоверие среди еврейского народа. И в библейских книгах эта борьба отражена очень четко. За все отступления от правильной веры, как они ее понимали, пророки сурово судили и царей, и простой народ, и все свои проклятия записывали, дабы не забылись. И сегодня немало тех антисемитов, которые, нападая на евреев как народ и стремясь любым враньем очернить его, ссылаются на пророков Библии. Мол, почитайте, как сами евреи-пророки проклинали еврейский народ. При этом или "забывают", или по недоумию, или чаще с определенной целью не учитывают, что пророки боролись только за единоверие, за монотеизм и проклинали "народ" именно и только за то, что древние верования язычества крепко сидели в сознании и поведении "простого" народа - землепашцев, скотоводов, строителей.
      
       Вот и про Надава четко записано, что "плохой" он был. Отколовшееся от Иерусалима и Храма, как символов иудаизма, Северное царство Исраэйль, цари которого стали "отлучать" от них свой народ и тяготеть больше к языческим обрядам, конечно же вызывали неприязнь "стражей веры Моисеевой", пророков. Отсюда и резкие однозначные оценки и пророчества божьей кары за неверие. Про нового царя Исраэйля сразу же читаем: "(15:26) И делал он злое в очах Г-спода; и следовал пути отца своего и греху его, которым тот ввел во грех Исраэйля". Видимо, речь о двух центрах для поклонения в городах Дан и Бейт Эль вместо Храма, о золотых тельцах, там установленных для идолопоклонения, и о его мерах по недопущению жителей Северного царства в Иерусалим для поклонения. Мы можем только гадать, автор ничего нам не объясняет. В те времена всё было известно, и автор не тратит на подробности время. Правил царь два года, ничего о его делах не сказано.
       Надава, царя, который "следовал пути отца своего и греху его", т.е. за его язычество и отход от единоверия, которое символизировал только Иерусалимский Храм, конечно же, должна была настигнуть кара.
      
       И она его настигла. Еще при Иеровоаме Исраэйль потерпел поражение от войск Иудеи. Этим воспользовались филистимляне, давние враги Израиля, стали ослабленное Израильское царство теснить. Они, например, захватили город Гиптон, откуда совершали набеги на земли израильтян. Поэтому на втором году своего царствования Надав возглавил военный поход с целью отбить этот город. Он организовал осаду города и, как водилось у царей, сам и возглавлял эту военную операцию.
      
       Но, грешен был, как я уже писал выше. И мы знаем из библейской книги, что пророк Ахия из Шило (Ахия Шилониянин) сначала предрекший Иеровоаму судьбу царя над десятью коленами, затем проклял его и предрек гибель всему его роду за отход к язычеству. На этот случай в войске Надава оказался некто Баша (Бааша) из колена Иссахара. То ли заговор устроил, то ли сам расправился с царем, но Надав был убит. И цареубийца Баша "стал царем вместо него". А дорвавшись до престола, первым делом устранил всех возможных претендентов и врагов из рода Иеровоама-Надава. И сделал это, убив всех, от мала до велика. Мы бы сейчас сказали, дорвался бандит до власти, а к чему это приводит, мы уже и сами наблюдали и наблюдаем в истории прошлой и современной других стран и народов.
      
       В этой истории, как и в некоторых других библейских историях, можно заметить следующее. В Торе сказано, что не будут наказаны сыновья за отцов. Правда, с оговоркой - они не будут наказаны только в случае, если сыновья не повторяют грехи отцов. Если же повторяют, то они понесут наказание и за себя и за предыдущее поколение. И мы читаем, что Надав продолжал грех отца, царя Иеровоама, за что и расплатился своей жизнью. Не буду оспаривать библейскую точку зрения, но известно, что борьба за власть всегда и везде велась, и не только в еврейских царствах, и не все действовали, как мы бы сейчас сказали, легитимно...
      
       Примечание 1: Выше я упомянул филистимский город, который осаждали войска Надава. Всем известно притязание нынешних арабов из ПА на то, что они именно и есть потомки древних филистимлян. Это абсурдное заявление, как говорится, "ни в какие ворота"... На эту тему есть много научных и исторических материалов, но здесь просто коротко перескажу для примера материал из статьи А. Афанасьева (Россия, интернет): Термин филистимляне -- типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. А библейское пелиштим -- переделка слова пеласги (странники, переселенцы). От видоизмененного пелиштим и получила свое нынешнее название Палестина (Земля Филистимская). Древняя Греция прежде, чем именоваться Элладой, обозначалась словом Пеласгия (Геродот). Пеласги -- забытый народ. Этрускам (по мнению некоторых этнографов, ближайшей родне пеласгов) повезло больше. Именно в связи с этрусками иногда упоминаются и пеласги. Пеласги -- это Греция до греков, Магреб -- до финикийцев, Италия до этрусков... По сохранившимся следам языка пеласгов лингвисты сделали заключение об индоевропейском происхождении этого народа. Известно также, что были его представители "златовласы", образ жизни пеласги вели оседлый, обитали в городах. Большинство городов, которые ныне считаются греческими, были основаны пеласгами (Афины, Аргос, Коринф, Иолк и т.д.). Участников массового переселения народов египтяне называли народами моря. Впрочем, по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племен можно вычленить собственно пеласгов. В ряде памятников они прямо называются пеласгами (пуласати)... Позже, вытесненные из Египта, они поселились на восточном побережье Средиземного моря, основав там города".
      
       (К середине 1-го тысячелетия до н.э. филистимляне окончательно слились с жителями Ханаана. А арабы пришли как завоеватели на территорию "Палестины" только в 7 веке уже новой эры, т.е. примерно более чем через тысячу лет. - Д.Г.).
       Примечание 2: Иссахар -- девятый сын Яакова и пятый сын жены его Леи, родился в Месопотамии. После переселения Яакова в Древний Египет от Иссахара произошло одноименное колено еврейского народа. Было третьим по численности среди всех колен. При разделе завоеванного Ханаана колену Иссахара была отведена в удел северная его часть, в которую входила и плодородная Изреельская долина. Позже эта территория входила в состав Галилеи. Руководители колена Иссахара содействовали воцарению Давида. В последующей истории это колено не играло заметной роли. Территория его от реки Кишон до Иордана была завоевана Ассирией в 732 г. до н. э. и присоединена к ассирийской провинции Мегиддо.
       Примечание 3: Бейт Эль (букв. "дом Бога"; в синодальном переводе Библии Вефи?ль), один из главных городов Древнего Израиля. Находился между территориями колен Биньямина и Эфраима. Согласно Торе (Быт. 28:10-19) это название месту ночлега (по дороге из Беэр-Шевы в Харан) дал праотец Яаков, которому там приснился голос Бога в эпизоде с лестницей в небо и ангелами на ней. Для точности приведу выдержку из Торы: "И снилось ему: вот, лестница стоит на земле, а верх ее достигает неба, и ангелы Всесильного восходят и спускаются по ней. И вот, Бог стоит над ним и говорит (подчеркну, здесь только о том, что Иаков слышит голос Бога, но не видит его, так что никакой фантазии тут нет). Во времена израильских царей (X - VIII вв. до н. э) в Бейт Эле находился израильский храм, призванный составить конкуренцию Иерусалимскому Храму. В Бейт Эле было поставлено для поклонения изваяние золотого тельца, что критиковалось пророками. Был заселен евреями в древности и в эпоху античности. После арабского завоевания еврейское население было постепенно вытеснено арабским.
       Давид Генис
       Источники:
       Афанасьев А. Филистимляне - забытый народ (с интернета)
       Википедия.
       Дашевский З. Лекция 39 (15:25-28) по книге Мелахим I.
       Джоан Комэй. Кто есть кто в Ветхом Завете. М. 1998.
       Косидовский Зенон. Библейские сказания. М., 1975
       Мелахим I (3Цар.) (//toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim1).
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн. 8. Гл. 11:4
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 02/12/2015. 13k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка