Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Охозия (Ахазия) 8-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 19/01/2016. 22k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 2 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История царей доисторического Израиля древняя, но, но как история еврейского народа на Земле Ханаана (Эрец-Исраэйль) свежа и нужна и сегодня.


  •    Охозия (ивр. Ахазия) - 8-й царь древнего Израиля
      
       Итак, наш рассказ об Охозии, восьмом царе Северного (Израильского) царства. Напомню,
       царство Давида-Соломона после смерти Соломона распалось на два: Южное (Иудея) и Северное (Израиль). Оба они были разрушены Ассирией и Вавилоном. О царях Иудеи я уже писал. Ныне - краткие истории о царях древнего Израиля. Опять возник вопрос ко мне - зачем пишу о царях Израиля, о такой древности. А зачем пишут об императорах средневековья, а зачем в университетах действуют кафедры древнего мира, древнего Востока и т.п.? Вчерашняя история мира - основа истории сегодняшнего и завтрашнего дня. У каждого народа есть и своя история. Не каждого читателя интересует, например, древняя история вообще и, в частности, еврейского народа, заселившего и освоившего древний Ханаан (нынешние "Палестину" и Заиорданье) более четырех тысяч лет тому назад. И дело не в имени царя имярек, а в том, что через них мы видим как шло развитие истории народа, государства, религии. Не нравится - не читай, есть более занимательное чтиво - фантастика, детективы... Кому интересна история - читают. Из любопытства заглянул на мою страницу в Международной интернет-библиотеке Машкова, куда я выложил мои статьи о 15-ти царях Иудеи и Израиля. В 2015 году на эти статьи вышло 11174 читателя. Значит, есть для кого писать...
      
       О седьмом царе Израиля Ахаве мою давнюю статью можно найти в интернете. Напомню о последних событиях его жизни. Араму (Дамаску) от него хорошо досталось, что и обеспечило три года взаимной мирной жизни. Но царь Дамаска Бенадад, однажды проиграв битву и попав в плен, обещал Ахаву вернуть захваченные ранее города. Обещание, однако, не выполнил.
         
       Между тем, отношения между Иудеей и Исраэйлем в эти времена заметно улучшились. Отдал Ахав дочь свою замуж за сына царя Иудеи. И обратился Ахав к родственнику, царю Иудеи Иосафату, за помощью, предложив союз против Арама. В ответ на обращение иудейский царь ответил: "Как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони" (МI 22:4-5).
         
       Союзные армии вышли в поход и сразились с арамеями у города Рамота Гиладского (Рамота-Гилада), к востоку от Иордана. Битва была тяжелой, много воинов полегло с обеих сторон. В один из моментов стрела арамейского воина попала в Ахава. Упал на дно своей колесницы, заливая ее кровью, смертельно раненный царь. И прошел клич "Пусть каждый возвратится в свою страну и в свой город". Говоря проще, проиграли израильтяне эту битву.
         
       Так драматично закончилось царствование Ахава, царя-строителя и царя-воина, поднявшего силу Исраэйля и отразившего первое нападение мощной Ассирии, великий грешник по описаниям в Танахе (Пророки) и человек, оставивший свое имя в истории. Правил он в 874-852 годы до н.э. (КЕЭ). После гибели отца, царя Ахава, престол занял его сын Охозия (с иврита - Ахазия). Охозия царствовал всего два года, возможно и меньше, ибо в Библии даже неполный год жизни засчитывался за год. Жил в резиденции царей, в Самарии.
      
       Попытка освоить море не удалась
      
       Хотелось Охозии что-то полезное для своей страны сделать. В библейских Писаниях
       (ДII 20:35-37) коротко сказано, вернее, без комментариев просто зафиксировано: "Йеошафат, царь Йеудеи, связался с Ахазйей, царем Йисраэйля, и объединился с ним, чтобы построить корабли для отправки в Таршиш; и построили они корабли в Эцйон-Гэвэре. И предсказал Элиэзэр о Йеошафате, говоря: Так как ты объединился с Ахазйау, то разрушит Г-сподь дело твое. И разбились корабли, и не смогли идти в Таршиш".
      
       А вот потерять часть территории страны - получилось. "И восстал Моав против Исраэйля по смерти Ахава". Иосиф Флавий коротко так нам сообщает: "На второй уже год правления от него (Охозии. - Д.Г.) отложился моавитский царь и прекратил выплату ему дани, которую он раньше выплачивал отцу его Ахаву". Значит, или не воином был, или не политиком тот самый Охозия...
      
       Для большинства из нас исторический Ближний и Средний Восток кажется весьма малопонятным конгломератом мини-стран и городов-государств. Они воевали между собой, кто-то кому-то платил дань, одни пасли стада овец, другие растили финики и зерно, шли торговые караваны верблюдов, в общем жизнь кипела со всеми ее радостями и горестями. Вот и сейчас я упомянул страну Моав. Что это и где это? Ведь была же страна, и были там люди. Прошли века и дошла до нас короткая строчка в Библии: "И восстал Моав против Исраэйля"...
      
       Да, был такой народ моавитяне и страна Моав на восточном побережье Мертвого моря. Это кочевое семитоязычное племя появилось в Заиорданье в конце 14 в. до н. э. Эту землю пересекали пути караванов и велась международная торговля. Главными занятиями населения были земледелие, разведение овец и коз, торговля. Моав был густо заселен, его города обнесены крепостными стенами. Дошедшие до нас надписи еще 9 века до н. э. говорят о высокоразвитой письменности. Начертание совпадает с финикийско-еврейским алфавитом, а язык очень близок библейскому ивриту. Несомненно, что моавитяне родственны израильтянам. Отношение библейских источников к Моаву двояко, однако во всех случаях признается факт кровной близости. Известно, что царь Давид -- внук моавитянки Руфи. Первое столкновение обоих народов произошло в период Судей: завоевание царем Моава территории колена Биньямин и последующее освобождение. Царь Давид завоевал Моав и обратил его в вассальное царство, платящее дань. После раскола Объединенного царства (928 г. до н. э.) Моав вернул независимость. В 882 г. до
       н. э. израильский царь Омри покорил Моав. После смерти Ахава при его сыне Охозии Моав освободился от власти Израиля. Археологические раскопки показали полное разрушение Моава в конце 6 в. до н. э., видимо, вторгшимися с востока кочевниками.
      
       И грешен был царь за язычество свое
      
       "Ахазйау (в русской традиции Охозия. - Д. Г.), сын Ахава, стал царем над Исраэйлем в Шомероне в семнадцатый год (царствования) Йеошафата, царя Йеудейского; и был он царем над Исраэйлем два года. И делал он злое в очах Г-спода, и следовал пути отца своего и пути матери своей, и пути Иеровоама, который ввел в грех Исраэйль. Он служил Баалу (языческий бог поклонения. - Д. Г.) и поклонялся ему, и гневил Г-спода, всем тем же, что делал отец его" (Мелахим I, 22:51-54).
      
       "Это был человек порочный и во всех отношениях похожий на своих родителей, равно как на Иеровоама, который первый преступил законы и начал вводить народ в заблуждение относительно Всевышнего". Так прокурорски высказался о царе древний историк и писатель Иосиф Флавий за отступничество того от заветов Моисея, за поклонение языческим идолам. Суровые были времена...
      
       История болезни царя и о пророке Илии
      
       Сначала к первоисточнику - библейским книгам. Вообще-то первоисточники до нас не дошли, но они послужили авторам книг "Писания" и "Пророки", на которые мы теперь все и ссылаемся, верим или не верим тому, что там написано.
      
       Откроем книгу Мелахим (М II 1:2-18): "Ахайая провалился через решетку (окна) верхней комнаты царского дворца, и занемог". То ли голова закружилась, то ли чересчур из окна высунулся и на защитную решетку навалился сильнее допустимого. Миг - и очутился внизу, и побился крепко. Судя по всему, не кости сломал, а печенки-селезенки себе поотбивал или черепно-мозговую травму получил. И сегодня подобные ушибы лечить тяжело, а в те времена только обращение к богам и могло внушить надежду на выздоровление.
      
       Вот и царь "послал посланцев, и сказал им: идите, вопросите (Вельзевула) Баал-Зевува, божество Экронское, выздоровею ли я от этого недуга"? В словаре Брокгауза и Ефрона записано так: "Охозия послал послов в филистимский город Аккарон вопросить Веельзевула, идола аккаронского, о своем выздоровлении". Но вмешался ангел и от имени бога велел пророку Илии выйти навстречу посланцам царя Шомеронского, и сказать им: "разве нет Б-га в Исраэйле, что вы идете вопрошать Баал-Зевува, чужое божество Экронское"?
      
       Поспешил пророк, встретил посланцев и передал им услышанные слова божьи: "За то, что усомнился в своем боге, не сойдешь ты с постели, на которую взошел, а непременно умрешь". И еще передал пророк повеление божье, чтобы возвратились слуги царские назад, ибо путешествие их бесцельно. И возвратились посланцы к Охозии, который удивился их такому скорому возвращению. Но когда услышал, кто их вернул, сразу всё понял. "(МII 1:9) И послал к нему начальника с его пятидесятком" вооруженных человек с наказом доставить пророка к царю.
      
       Посланный военачальник увидел пророка "на вершине горы". Пророк есть пророк, понял, что за ним придут с недобрым поручением и забрался, видимо, на неприступную гору или утес, где солдатам его не достать. Там и выслушал приказ - спуститься и явиться к царю по поручению последнего. Заодно и пригрозили, что силы у солдат хватит доставить пророка и против его воли. В ответ Илия сказал, что докажет им, что он истинный пророк, а не самозванец. И обратился на глазах солдат к Богу с молитвой, и в это время молния ударила с неба и всех солдат с их командиром уничтожила.
      
       Не поверил царь, случайным совпадением объяснил всё произошедшее и послал еще полсотни солдат со строгим приказом - стащить с горы, доставить к царю. Но пророк вновь с молитвой к небу обратился, и молния ударила, и все солдаты погибли на месте.
      
       И в книге Мелахим, и у Иосифа Флавия эпизод повторяется - в третий раз царь команду послал. "Но пришел третий начальник пятидесяти, и пал на колени свои пред Илией, и умолял его, и сказал ему: человек Б-жий! Прошу, да будет дорога душа моя и душа рабов твоих - этих пятидесяти - в глазах твоих". Флавий понимает: третий посланец был человек рассудительный и мягкий. Он не стал кричать на пророка, а ласково заговорил с ним, указывая, что явился к нему против личного желания и только повинуясь приказанию царя и что солдаты явились сюда не по доброй воле, а по приказу царя. Поэтому ои просил Илию сжалиться над его воинами, спуститься и пойти вместе с ним к царю. На такую просьбу о помиловании невиновных солдат "(1:15) И сказал ангел Илии: спустись с ним, не бойся его"!
      
       И предстал пророк Илия перед царем и вновь повторил уже сказанное: (1:16) "За то, что ты посылал посланцев спросить Баал-Зевува, божество Экронское - будто нет Б-га в Исраэйле, чтобы вопрошать о слове Его - не сойдешь ты с постели, на которую взошел, а непременно умрешь". И умер царь Охозия, как предсказывал пророк. И стал царем вместо него Иорам, брат его, так как сына у того не было. И читаем стандартное заключение: "(МII 1:18) Остальные деяния Ахазйау, которые он совершил, описаны в книге летописи царей Исраэйльских". Не дошли до нас эти "книги летописи царей Исраэйльских"... Поколения переписчиков сохранили для нас только библейские книги, а следы реальной истории приходится теперь в земле израильской искать по камешкам...
      
       Экрон (Аккарон) - почему туда?
      
       Почему именно в Экрон (Аккарон) послал гонцов Охозия? И вообще, что за город такой, что в Библии навечно отпечатался?
      
       Экрон (Аккарон) - древний город близ северной границы Иудеи. Его нередко называют филистимским городом, что не совсем верно: "Возник он еще до прихода в этот район филистимлян в начале железного века (XII в. до н.э.), развивался в ранней стадии освоения побережья, частично запустел в эпоху единого царства и вновь расцвел под властью Ассирии. Окончательно был разрушен Навуходоносором II во время похода против Филистии в 604/3 г. до Р. Х." (Православная энциклопедия). Со временем город был заселен филистимлянами ("народами моря") и стал частью Филистии. Он позже других городов попал ненадолго под власть израильтян, но все же оставался филистимским и при царях Давиде, Охозии и позже. О нем упомянуто в эпизоде с захватом Ковчега (Шмуэль I, или 1Цар. 7:14) "И возвращены были Исраэйлю города, которые взяли Пелиштимляне у Исраэйля, от Экрона до Гата...". Этот город упомянут и в эпизоде поражения Голиафа (Шмуэль I, или 1Цар. 17:52) "И поднялись мужи Исраэйля и Йеудеи, и вскричали, и преследовали пелиштимлян... до ворот Экрона". Вот и царь Охозия вспомнил об этом городе, вернее, о языческом божестве Экронском, как последней его надежде на выздоровление.
      
       Об этом городе пишет Иосиф Флавий, этот город был передан Маккавею "в наследственное владение". Он еще много раз упоминается и в связи с нашествиями
       ассирийских и вавилонских царей. Евсевий Кесарийский в IV в. н.э. упоминал Аккарон как большое еврейское селение, расположенное между Ашдотом и Гатом (Euseb. Onomast. XI. 9-10). В общем, об этом городе много написано и известно не только из Библии, но и из т.н. внебиблейских источников.
      
       Й. Наве на основе топографического обследования местности в 1957 г. и анализа архитектурных остатков и керамики в 1964 г. пришел к выводу, что холм Тель-Микне -
       это Екрон, что было подтверждено эпиграфической находкой, содержащей имя города.
       Тель-Микне расположен близ средиземноморского побережья (35 км к юго-западу от Иерусалима). Исследования (1981-1996) совместной экспедиции Иерусалимского ун-та и Американской школы археологии идентифицировали там 14 археологических слоев.
       На периферии древнего города было возведено одно из первых святилищ филистимлян. Главный вход вел в зал со скамьями и круглым очагом наподобие очагов святилищ из Эгейского бассейна. В здании найдены бронзовые культовые предметы, железные ножи, напоминающие эгейские и кипрские образцы. Здесь обнаружены ручки сосудов со штампами "царя Хеврона", вероятно, свидетельство краткого периода времени, когда Екрон был подчинен иудейскому царю, возможно Езекии.
      
       В 1996 г. на полу комплекса была обнаружена царская надпись в 5 строк (VIII в. до н.э.), высеченная на прямоугольной известняковой плите. В надписи говорится, что правитель города Икаус, сын Пади, построил это святилище и посвятил его "своей госпоже". Упоминание Екрона служит надежным подтверждением его локализации. По мнению исследователей, текст надписи предполагает связь с "народами моря", поскольку имя Икаус - единственное несемитское имя среди фигурирующих в ассирийских анналах имен филистимских царей VIII-VII вв. и понимается как "ахеец", или грек. Связь культуры Екрона с древнееврейскими традициями доказывает наличие 4-рогих алтарей для ритуальных возжиганий. В конце правления Ассирии (630 г. до н.э.) при нашествии Навуходоносора Екрон был полностью разрушен. Вскоре телль был покинут и не обживался до прихода римлян и появления поселка византийской эпохи.
      
       Напоминание об Экроне интересно еще по двум моментам. Притязания арабов-"палестинцев" на то, что они якобы "продолжение" филистимлян, в Православной энциклопедии и других нееврейских источниках однозначно отрицаются доказательствами эгейского, от "народов моря", происхождением филистимлян. И второй момент - упоминание Евсевия Кесарийского в IV в. н.э. о том. что Аккарон (Экрон) был "большим еврейским поселением". Никаких арабов Евсевий там не заметил...
      
       Из-за него весь "сыр-бор" разгорелся...
      
       "...вопросите Баал-Зевува, божество Экронское" (в современной транскрипции - Вельзевула)... с этим напутствием отправил травмированный Озокия гонцов в надежде
       на чудо. Ни к врачам, ни к Богу Израиля, ни к пророкам не обратился. А послал гонцов в страну Филистию, к местному языческому божеству, посчитав его самым компетентным и всемогущим? Трудно сказать, чей совет тут сказался. Но кем был этот самый Баал-Зевув,
       "божество Экронское"? У Брокгауза и Ефрона читаем: "Вельзевул или веельзевул - библейское название сирофиникийского божества Ваалзевув. В Ветхом Завете оно употребляется в значении местного аккаронского божества филистимлян, пользовавшегося известностью в качестве оракула и у соседних народов, между прочим и у евреев, в период их уклонения от истинной религиии". Всё ясно. Божество, но не то. И пророки об этом четко сказали. Лучше бы уж к лекарям местным обратился...
       Давид Генис
      
      
       Источники:
      
       Библейская энциклопедия.
       Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. С.-Пб.: 1890--1907.
       Википедия. Охозия.
       Генис Д. Е. Ахав (//world.lib.ru/g/genis_d_e/ahavtsarisrael.shtml)
       Диврей гаЙамим II (2 Пар.) (//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/)
       КЕЭ, том 5 (кол. 392); 10 (кол. 549).
       Мелахим I, (3 Цар.) 22:51-54
       Мелахим II,1:1-18 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Православная энциклопедия. Беляев Л.А. (//www.pravenc.ru/text/189655.html)
       Пророки. Шмуэль 1 (1 Цар.) 7:14; 17:52.
       Флавий Иосиф. Иудейские древности, Кн.9, гл. 2:1
      
      
      

    Рисунок из сборника биографий
    Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x01 graphic
      
       Найденная в Тель-Микне надпись с посвящением храму подтверждает, что на этом месте находился Экрон, один из пяти главных городов Филистии
       (Tel Miqne / Ekron publications).
      

    0x01 graphic

       Тель (холм) Микне - бывший филистимский город Экрон (Екрон или Аккарон), Израиль (//www.balandin.net/Jews.htm).
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 19/01/2016. 22k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка