Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Омри (Амврий) шестой царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 06/01/2016. 42k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из истории древнего Северного царства (Израиль)


  •    Омри (Амврий) - шестой царь древнего Израиля
      
       И вновь в Северном царстве израильском наступили смутные времена. После смерти царя Бааша престол "по закону" занял сын его Эйла. Я употребил кавычки, этим напоминая, что сам Бааша воссел на престол, убив предыдущего царя. И потому наступил момент, и нашелся проводник "божьей воли" некто Зимри, командующий "половиной колесниц" в войске Бааша, который, улучшив момент, убил не только Эйлу, но и уничтожил затем весь его род. Чуть было не возникшая новая династия Бааши на этом сгинула во тьму веков.
      
       Но и самому Зимри не повезло. Всего семь дней он числился в царях Израиля. Армия взбунтовалась, провозгласила своего военачальника Омри (в русской традиции - Амврий) царем и осадила столицу Тирцу. Зимри, видя безвыходность ситуации и желая избегнуть позора, покончил с собой - якобы сам поджег дворец, в котором спрятался от ворвашихся во дворец воинов, сторонников Омри. Джоан Комэй тоже пишет о том, что Зимри (Замврий), видя, что его притязания на престол провалились, поджег часть дворца и заживо сгорел в нем. Правда, в книге Мелахим фраза об этом звучит несколько по-иному: "(М16:18) И было, когда увидел Зимри, что город взят, вошел он во внутреннюю комнату царского дома; и зажег (Омри) над ним огнем дом царский, и тот умер". Написано не очень четко (для нас), но вина за поджег здания тут как бы на Омри: "...и зажег (Омри) над ним огнем дом царский...". Сложно судить по переводам. Однозначно только, что очередной самозванец погиб.
      
       Но возникает вопрос: как Зимри мог всех из рода Эйлы истребить за семь дней? Если думать, что убил он царя не "вдруг", в приступе гнева, а готовился к этому, то где просчитался, так коротко успев занимать престол? Итогом его кровавого поступка стало выступление против него армии и народа. Мы читаем: "Народ, весь Израиль (вернее, думаю, армия), провозгласили царем Омри, военачальника, над Израилем в тот день в лагере". Напомню, в тот момент армия была занята осадой филистимского города. Значит, ошибся самозванец в том, что не учел роль поддержки армии? Он, видимо, не был популярен в армии, но решил, что сможет, пользуясь отсутствием основных военных сил в столичном городе, убить царя и воцариться самому. Может быть, его и не поддержали именно за убийство наследного царя и его семьи.
      
       В стихе (М16:20) дана обычная ссылка на то, что "остальные дела Зимри и заговор его, который он составил, описаны в книге летописи царей Исраэйлевых". Тут прозвучали две важные детали. Во-первых, слово "заговор". Значит, не случайное убийство во время "пьянки". И после этого уже быстро провел подготовленное заранее убийство всех близких царя, ибо боялся активной реакции с их стороны. Поэтому недели ему вполне хватило на жестокое самоуправство. И, второе, "недельный" царь всё-таки попал в официальную царскую хронику. Некоторые авторы не включают Зимри в список царей, объясняя это именно недельным сроком сидения на троне и тем, что он сам себя царем провозгласил. Думаю, тут важны не наши эмоции, а точность хронологии, тем более, что даже в библейской книге и царской хронике Зимри числится. Поэтому и Омри вошел в историю древнего Израиля как шестой царь после развала единого государства Давида и Соломона. Как бы там ни было, армия ("народ") провозгласила царем Омри, который, по всей вероятности, был достаточно известен в армии и в стране.
      
       Итак, не стало очередного цареубийцы. Но и у Омри сразу не заладилось: далеко не все жители и не вся армия его поддержали, да и тут без крови не обошлось. Вот как это описал автор книги Мелахим: (М16:21-22) Тогда разделился народ израильский надвое: половина народа стояла за Тивни, сына Гината, чтобы его сделать царем, а половина - за Омри. И одержал верх народ, который стоял за Омри, над народом, который был за Тивни; и умер Тивни, и стал царем Омри". Написано прозрачно, пошел народ "стенка на стенку", но всё же побили сторонников очередного самозванца или "выдвиженца" Тивни сторонники Омри ("посильную" помощь, уверен, им оказали и воины армии), да заодно "и умер Тивни". Вопрос решили вполне демократично - "и стал царем Омри". В "Мелахим" ничего не сказано о самой битве за престол. Вполне возможно, что раскол в царстве и борьба за престол были более продолжительными, чем это указано в источнике и утихомирилось всё только после смерти Тивни согласно сообщению Мелахим. "Около четырех лет Омри, укрепившись в столице -- Тирце, вел борьбу с новым соперником -- Тивни. 31-м годом царствования Асы датирован конец двоевластия Омри -- Тивни)" (КЕЭ).
      
       Вот справка: (М16:23): "На тридцать первом году Асы, царя Иудеи, воцарился Омри над Израилем...", а Дом Бааша был перебит на двадцать седьмом году царствования Асы. Промежуток в 4 года. В Мелахим ничего не написано на этот счет, но учитывая, что Омри окончательно воцарился только через четыре года, значит ни Омри, ни Тимни не смогли подчинить себе противника. И оба были у власти, возможно, оба себя называли царями, враждовали или как-то делились властью, но было в стране что-то вроде двоевластия ("оппозиции"?): над "половиной народа" был царем Тимни, а над другой - Омри. И только после смерти Тимни, на тридцать первом году царствования Асы в Иудее, стал Омри царем уже над всем Израильским царством. Когда говорится, что Омри царствовал 12 лет, то сюда включены и годы "разделенной" власти.
      
       Календарные годы царствования Омри по подсчетам разных авторов неодинаковы, примем за основу цифры КЕЭ: 882-871 до н.э. Для объективности приведу и некоторые другие данные: 931-920 (Гацуцын В.И.); 885-874 (Дж. Комэй; Тр.Теол.Сем., Даллас; Эрлихман В.В.); 884-873 (Словарь Academic).
      
       Интересно, что имя отца Омри не упоминается в Библии. В этом проявляется неприятие Омри, как главы отколовшейся от Иерусалима части еврейского народа? Конкретно никто не пишет, почему Омри называется только по имени, без отчества и без указания колена. На это Дашевский замечает, что прямого ответа на этот вопрос найти не удается, но некоторые комментаторы считают, что он, может быть, был из колена Иссахара. На это наводит факт, что Омри был видным военачальником у Бааша, выходца из колена Иссахара. Племенные связи? Но для нас сейчас это не столь важно, хоть и интересно...
      
       И делал Омри злое в очах Г-спода...
      
       Автор Мелахим сообщил нам о том, что Омри построил новый город-столицу Шомрон и сразу же, не переводя дыхания, дал оценку: "(М16:25-26) И делал Омри злое в очах
       Г-спода, и поступал хуже всех, кто был до него. Он во всем следовал пути Иеровоама, и греху его, которым тот ввел в грех Йсраэйль, гневя Г-спода своими суетными (идолами)". Некоторое удивление вызывает следующая фраза, вернее, одно слово в этой фразе, а именно: "А остальные дела Омри, которые он совершил, и мужество его, которое он проявил, описаны в книге летописи царей Исрайэлевых". Если уж вписали в библейскую книгу слово "мужество его", значит, было за что, о чем люди тех времен знали и нельзя было не упомянуть хотя бы. Видимо, за подробностями отсылают читателя к книге летописи царей Исрайэлевых, но в какой библиотеке нам, читателям, ее сегодня можно получить? Да, есть еще одна подробность - "и почил Омри с отцами своими, и погребен был в Шомероне". Значит, повезло, не убили, дали естественной смертью из жизни уйти и похоронили в новой, созданной им столице. Значит, хоронили с почетом. За что? Об этом тоже не указано. На этом сведения в книге Пророков (Мелахим I) кончаются, а в Писаниях (Диврей ха-Ямим II, или 2 Пар.) и этого я не нашел.
      
       Интересен вопрос о реальности фразы о царях Израиля: "...и погребен был в Шомероне". Если царей тут хоронили, значит, должны были бы быть и следы. Мне удалось встретить лаконичную фразу на эту тему только в статье экскурсовода Н. Палант "Шомрон, Самария, Себастия", опубликованой в журнале Географического общества Израиля (//isrageo.wordpress.com/2013/03/16/sebastia/): "В развалинах у городских стен археологи обнаружили пять протоэолийских капителей. По этим капителям определяется наличие царского дворца. Две капители сейчас можно увидеть в музеях Иерусалима.Чтобы дворец был как можно более высоким, древние строители срезали слой скалы перед входом высотой 4 метра, и сейчас этот срез хорошо виден. Во время раскопок, проводившихся в 40-х годах, тут были найдены два квадратных подземных помещения. Есть предположение, что это гробницы Ахава и Омри".
      
       Иосиф Флавий пересказывает книгу Мелахим. Он пишет о том, что Зимни (Замар), оказавшись в дворцовой осаде, "поджег дворец и сгорел вместе с ним". Он также пишет о "распре сторонников и противников Омри" (у Флавия - Амарин) и добавляет деталь, что сторонники Омри "умертвили Фамнея (Тимни) и тогда царем всего народа сделался Амарин". Иосиф Флавий поддерживает отрицательную оценку царей Израиля за их язычество и отход от Иерусалимского Храма: "Амарин ничем не отличался от предшествовавших ему правителей, кроме того, что был еще хуже их. Впрочем, стремления всех их были направлены исключительно к тому, чтобы ежедневными новыми безбожными поступками отвращать народ от Господа Бога, вследствие чего Всевышний и заставлял их губить друг друга и не оставил в живых ни одного из их потомков". Тут не только "проза жизни", сколько борьба за единобожие и "все, кто не с нами"... А сегодня, в почти "цивилизованном" мире, не так?
      
       Приведу совершенно другую оценку царя (Джоан Комэй): "Омри был одним из самых одаренных и преуспевающих израильских царей". Вот что пишет другой исследователь: "С приходом к власти Омри на израильском троне оказался умный, сильный, энергичный правитель" (Mitchell, 1982). Тем не менее в Библии о нем сказано мало и без восторга. Он не пользовался уважением у библейских авторов и за поклонения тельцам, и за то, что поддерживал дружеские отношения с язычниками из Финикии и из-за противостояния пророкам Илии и Елисею. Можно, конечно, сослаться на то, что в данном случае даются оценки совершенно разных сфер бытия: административно-государственной и религиозной. Понятно, что эти важные сферы поведения и решений главы государства весьма важны и четко отражаются на всем облике страны, но всё же мы попытаемся говорить о том, что можно почерпнуть в доступных источниках с учетом того, что многие авторы освещают одни и те же события и личности истории "со своей колокольни".
      
       Библия отзывается об Омри неодобрительно в связи с тем, что он не упразднил золотых тельцов, а тесные отношения с Финикией привели к распространению иноземных культов. Это, а также, возможно, усиление социального гнета, вызвало появление в стране оппозиции Омри и его сыну Ахаву, которую поддерживали пророки Илия и Элияху (Елисей). Прервусь на маленький эпизод: пророк Елисей был мягкого нрава, но однажды его в поле встретила группа мальчишек, которые стали его высмеивать и издеваться. Как
       пишет Дж. Комэй "Его реакция была на удивление резкой, противоречащей его в целом мягкому нраву. Он вышел из себя и проклял детей, после чего из сеседнего леса вышли две медведицы и растерзали их". И вспомнился мне сегодняшний Израиль: все эти камнеметатели, будто бы "дети неразумные" творят, что хотят, и издеваются над "добродушным" Израилем, для которого главным является "мировое мнение", и нет для
       тех "детей" леса с двумя медведицами...
      
       Отвлекся, виноват. Как видим, несмотря на положительные оценки и "хорошие" шаги, читаем в книге Мелахим, что делал Омри злое в очах Г-спода, и поступал хуже всех, кто был до него. Контраст? Плохо? Да, конечно, потому что Омри "во всем следовал пути Иеровоама, который ввел в грех Израиль своими суетными идолами". Но не Омри же поставил тех тельцов, он только продолжал поклоняться им, что было установлено еще до него. Почему же считается, что он "поступал хуже всех, кто был до него"?
      
       Дашевский пишет: у Омри был самый подходящий за всю эту полосу истории двух царств момент для объединения. Иеровоам мог бояться, что дом Давида хочет стереть его с лица земли и объединить все колена; и последующие правители тоже этого опасались. Омри первый, у кого не было оснований этого бояться, поскольку, как известно из мидраша (и позже описано в книге Мелахим), что Аса женил своего сына на дочери Омри. Поэтому Омри нечего было бояться объединения царств зная, что царствовать будет его зять. Ясно, что такой союз был честью для Омри, и необычайно выгоден политически.
      
       И здесь следует учесть, что речь не просто о семейных отношениях, здесь речь о противостоянии и двух царственных домов - Йехуды и Эфраима. Омри был, скорее, из колена Иссахара и не ясно, насколько могли быть важны для него мотивы противостояния домов Эфраима и Йехуды. Дело в том, что навряд ли колена Эфраим и Иссахар были особенно заодно. Эфраим - из детей Рахели, а Иссахар - из потомства Леи. Конечно, можно гадать, почему Омри не стремился к объединению царств. Но он был политиком и стратегом, и считал, возможно, лучшим для десяти колен оставаться отдельным царством. Он, например, не убрал тельцов, которые "стояли" между разделившимися коленами. По мнению пророков, он имел шансы вернуть северные колена в лоно Иерусалима, но не сделал этого, и потому оказался "хуже всех". Осуждать всегда легче, тем более уже после давно произошедших событий.
      
       Царствование Омри продолжалось двенадцать лет. Хотя годы царствования Омри можно считать временем далеко идущих политических достижений, следствием которых было значительное упрочение царства Исраельского, оно всё же не повысило образ жизни народа в духовном отношении. Наоборот, идолопоклонство и порочность царского дома ввергли всю страну "в бездну духовного вырождения" ("Academic"). Всё о том же...
      
       Дела государственные...
      
       Понятно, все потрясения еще до Омри ослабили страну, которая потеряла ряд террриторий. Омри, военный человек, понимал, чем всё это может грозить стране. Трон Израиля был ненадежным приобретением. Череда бесталанных правителей привела Израильское царство на край пропасти. Только сильная pyка Омри, одного из самых ярких и блестящих израильских царей, как о нем пишут, спасла государство от окончательной гибели. По мнению М. Даймонта, Омри был Наполеоном своего времени. Перед ним стояли аналогичные наполеоновские проблемы, и он прибег к тем же мерам для их решения.
      
       В общем, в царствование Омри Израильское царство постепенно укреплялось в политическом и экономическом отношении. Консолидация власти резко улучшила военное и политическое положение Израиля. Царская казна стала пополняться благодаоя усилению торговли с соседними странами. О строительстве новой столицы Самарии речь будет дальше, но были приняты меры и по перестройке крупного города-крепости Мегиддо, ставшего важным оборонным объектом страны и административным центром.
       Был заново отстроен город Хазор, велось и другое строительство.
      
       Имя Омри известно также из памятников других народов Ближнего Востока. Омри своими энергичными действиями оказал такое сильное влияние на тогдашний мир, что еще более ста лет после его смерти в соседних странах называли Израиль "дом Омри". Так, ассирийские документы (в том числе анналы Саргона II) называют Израильское царство мат Хумри, мат бит Хумри ("страна Омри", "страна дома Омри") даже после падения этой династии. Омри под именем Кхумри упоминается в клинообразных надписях между данниками ассирийского царя Салманассара (ЭС Брокгауза и Ефрона).
      
       Прежде всего, он покончил с гражданскими междоусобицами, которые бушевали внутри самого Израиля. Он провел реформу законов и стал поощрять развитие торговли и ремесел. Завершив внутригосударственные преобразования, Омри вознамерился раздвинуть границы своего государства и преуспел в этом сверх всяких ожиданий. Слава об этом царе-завоевателе разошлась по всему древнему миру (Макс Даймонт).
      
       "История разделенного государства во многом напоминает историю Италии при Медичи с ее калейдоскопической вереницей интриг, измен, политических убийств, регентств и узурпации. То было мрачное и жестокое время в еврейской истории. Тем не менее, в его событиях угадываются контуры величественного и осмысленного плана. Три вариации на одну и ту же тему образуют общий лейтмотив этих трех столетий: стремление предотвратить поглощение еврейского монотеизма языческими культами, борьба за сохранение морали и справедливости в качестве высших социальных ценностей, твердое намерение сберечь еврейский народ как этническое целое" (Макс Даймонт, США).
      
       Тель Хацор (Асор).
      
       Отвлекусь, грех не уделить пару абзацев этому библейскому городу, который укрепил и возродил Омри. Ныне на месте города холм - город, засыпанный временем и землей.
       Тель (холм) Хацор (иврит. - Асор) - самый крупный в Израиле, находится в Верхней Галилее западнее Иордана. Его идентифицируют с древним городом Хацор, торговым и политическим центром еще доизраильского периода, центром ханаанской цивилизации бронзового века. Упоминания о нем есть в текстах Эблы (3 тыс. лет до н.э.), египетских папирусах (XIX в. до н.э.), в шумерских текстах Мари (XVIII в. до н.э.). Считают, что в середине II тыс. до н.э. город был крупным центром, а его царь был главою всего северного Ханаана. Позже древнеизраильские племена (колена) заселили город (Нав.11:10-11).
      
       Ряд авторов приходит к выводам, что бравурные записи в Книге Иегошуа (Иисуса Навина) о захвате городов и их сожжении, об уничтожении местного населения в Ханаане в процессе "завоевания" этой территории на самом деле весьма гиперболизированы. Из всех дальнейших текстов библейских книг ясно, что местное население никем не уничтожалось, ибо откуда тогда столько горьких слов пророков в упрек евреям за то, что они перенимают языческие обычаи местного населения? Звучат постоянные призывы не создавать совместные семьи. Мы знаем, что ханаане, местные жители, фактически тоже были семитоязычными, и местные, и "завоеватели" хорошо понимали друг друга и не очень отличались между собой по происхождению, если только не считать, что одни были "чистыми" язычниками, а другие уверовали уже в Единого Бога.
      
       Поэтому мнение, что захват Святой Земли еврейскими коленами был причиной упадка этих центров в начале железного века, противоречит реальной ситуации. Скорее всего, пришельцы-скотоводы занимали территории, свободные от городских поселений, ибо им нужны были пастбища, а не тесная жизнь в крепостных стенах. Они скорее всего селились в уже ранее кем-то разрушенных или брошенных поселках и постепенно перенимали или переходили к полугородскому (городскому) типу жизни, переняв у местного населения навыки земледелия. Так они, наоборот, давали новую жизнь ранее погибшим городам и пустым землям. Эту тенденцию мы видим на примере современного Израиля: евреям в Европе и России не разрешали заниматься сельскохозяйственным трудом, не продавали и не арендовали землю. Но в Израиле ныне евреи всему миру показывают, как надо вести сельское хозяйство на своей Земле. В заброшенную пустынную "Палестину" именно евреи вдохнули новую жизнь, превратив болота и пески в сады, плантации, фермы, поселки и современные города!
      
       Хацор фигурирует во многих документах египетского Нового царства как город, завоёванный Тутмосом III, Аменхотепом II и Сети I (XV - нач. XIII вв. до н. э., соответственно). В папирусе Анастаси (XIII век до н. э.) Хацор упоминается в связи с фараоном Рамсесом II (ок. 1279 -- 1213). В Эль-Амарнских письмах (XIV век до н. э.) говорится о заговоре против царя Хацора Абди-Тирши, расширившего границы царства к востоку от реки Иордан. Между прочим, все указанные и неуказанные войны и походы и явились скорее всего причиной появления сожженых и разгромленных городов на земле Ханаана еще до расселения здесь еврейских колен. Так, исследователи утверждают, что город был сожжён не позже середины XIII века до н. э., а еврейские поселенцы, судя по раскопкам, появились в окрестностях Хацора не раньше XII века. Еще пример: иудеи ходили кругами вокруг стен Иерихона и трубили в трубы, отчего стены рухнули, так - в Библии (мол, евреи виновны в разрушении города). Но археологи и геологи доказали, что рухнули стены не от звука труб, а от землетрясения. Но это уже из области научных изысканий, а не верований.
      
       Хацор - крупнейший библейский город в Израиле, его раскопки охватывают площадь более 80 га. Население Хацора во втором тысячелетии до нашей эры, по оценкам исследователей, составляло около 20 тыс. человек. Размер Хацора и стратегическое расположение на пути, соединявшем Египет и Вавилон делало город тем, чем он был.
       В 1926 году Хацор был обнаружен Дж. Гарстангом, который в 1928 году провёл первые раскопки на городище. В 1955-58 гг. и 1968-69 гг. Хацор исследовала экспедиция Еврейского университета в Иерусалиме. В 1990 году раскопки возобновились. Помимо специалистов Еврейского университета в Иерусалиме в них участвовали археологи Мадридского университета. Раскопки продолжаются и в настоящее время. В 2005 г. Тель Хацор был внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На месте раскопок организован Национальный парк.
      
      
       Тель Хацор (Асор), участок раскопки (//www.tsaritsyn-tours.com/)
      
      
      
      
      
       0x01 graphic
       Тель Хацор. Раскопанные остатки 6-камерных ворот (//www.bibleplaces.com)
      
      
       Итак, напомню, утвердился во власти царь Омри и удерживал ее 12 лет. Времена были трудными и вокруг страны, и внутри нее. Сложнейшим политическим вопросом для Омри были его отношения с Арамом (Дамаском), мощным северным соседом. Агрессивный Арам еще при царе Бааше захватил ряд земель и городов Израиля. Приходилось терпеть, сил для отпора не было. Мудрый Омри начал крепить свои силы "с другой стороны". В чем заключалась эта "другая сторона"?
      
       Мир с Иудеей
      
       Омри понял, что соперничество и военные столкновения между Иудеей и Израилем только вредят обоим странам. Каждый по отдельности был невелик и слаб. Пример единого царства Давида-Соломона ясно это показывал. Единая монархия была сильной экономически и стратегически, она могла постоять за себя перед врагами и попытками ее захватить или грабить. Он помнил и не такое уж давнее поражение Израиля от союза Иудеи и Арама. Поэтому он и заключил с царем Иудеи Асой мир. А в подтверждение дружбы выдал свою дочь замуж за сына царя Иудеи Иосафата. В царствование Омри прекратилась длительная напряженность между Иудейским и Израильским царствами и был заключен союз между ними. Так Омри смог обезопасить южные границы своей страны. На фоне воинственности и враждебности предыдущих царей решиться на такое нужно было действительно иметь мужество.
      
       Мир с Финикией
      
       Известно, что Давид и Соломон не просто дружили с финикийским царем Тира, но имели с ним активные деловые отношения. Финикийцы поставляли кедр - строительный лес для Храма и дворцов царей, вели совместные торговые операции, они же обучили израильтян морскому делу. Кроме того, эти отношения обеспечивали безопасность северо-западных границ царства Давида-Соломона, что было не менее важным, чем торговля для обеих сторон.
      
       За годы бурных пертурбаций в Северном царстве отношения с Финикией заметно сдали позиции. И Омри, понимая важность мира и торговли с соседом, обновил дружеские и политические отношения с финикийским Тиром. В этом ряду и женитьба его сына Ахава на дочери царя сидонского, это был четкий атрибут политического и семейного союза.
       Он весьма благоприятно сказался на экономике страны. И надо сказать, что по мнению специалистов, этот шаг стал одним из наиболее важных политических достижений Омри. Хорошие отношения с Цидоном, страной финикийцев, в государственном плане стали очень весомыми стимулами экономического развития Израиля.
      
       Между прочим, в литературе можно встретить как бы разные названия Финикии. Общее название территории, где находился целый ряд почти самостоятельных городов и определяет страну Финикию. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что со времени Хирама (царь времен Давида и Соломона) история Финикии стала историей Тира. Это при Хираме началась финикийская (фактически, тирская, ибо в Тире правил Хирам и на тот момент это был сильнейшй город Финикии) колонизация Средиземноморья, целью которой было стремление к контролю над морскими торговыми путями. Финикийские колонии были основаны на Родосе и др. островах Эгейского моря, в Сицилии, Сардинии, на Корсике, Мальте, в Северной Африке и в Испании. Хирама называют в Библии царем Тира, а Итобаала (Этба`ала), правившего во времена Омри, называют царем сидонян (от финикийского же города Сидон, ныне Сайда), хотя его престол находился тоже в Тире. Омри заключил союз с Этбаалом и взял его дочь Изевель в жены своему сыну Ахаву. За что пророки ругают Омри, так это именно за этот брак, который способствовал проникновению в Самарию религиозного и культурного влияния Финикии, опиравшихся не на веру в Единого Бога, а на языческие верования финикиян.
      
       Война с Моавом
      
       Укрепив свое влияние и границы на юге и северо-западе, Омри смог оглянуться и на восток, на Заиорданье. А там лежала земля Моава, плодородное плоскогорье к востоку от Мертвого моря. Это небольшое семитоязычное царство-государство, когда-то входившее во владения Соломона, было утеряно во время разделения последнего. В те времена (как, впрочем, и в нынешние) подобные проблемы решались "просто". Военный поход армии Омри вернул потерянную территорию и снова подчинил царство Моав. Разошлись "мирно", царь Моава обязался ежегодно платить дань и люди Омри вернулись к местам своей стоянки. Об этом и надпись на знаменитой стеле Меши, следующего царя Моава, грустно на камне выбившего сообщение: "Омри царь Израиля угнетал Моав много дней потому что Кемош (местный бог. - Д.Г.) гневался на страну свою. ...И унаследовал Омри страну Махдева и сидел в ней дни его и половину дней сына его" (Луговской А. 2004). (см. Медва в КЕЭ).
      
       Сразу же вопрос - что за "страна Махдева"? Известная проблема - ивритские слова переводят на русский по звуку не всегда одинаково. В Краткой Еврейской энциклопедии этот город звучит как Медва (по-арабски, Мадаба). Ныне это руины библейского города и расположенный близ него современный город в Иордании к юго-западу от Аммана (библейского Раббат-Бней-Аммона) в Моаве. Город отвоевали израильтяне у Сихона, царя аморреев, и включили в земли колена Реувена. После распада царства Соломона Медва отошла к Израильскому царству, которую со временем Израиль потерял. Омри вновь овладел Медвой (как и всем Моавом, т.е. "страной Махдева") и поселил там израильтян.
      
       Арам
       Но усиление Израиля не совпадало с интересами Арама. И арамейский ("дамаскский") царь Бенадад напал на Израиль. Омри не смог устоять против сильных арамейцев и принужден был заключить с ними мир на тяжелых условиях. Торговые караваны арамейцев получили право свободно останавливаться в Самарин и других израильских городах. Война с Арамом закончилась победой последнего. Забегая вперед, это можно подтвердить из рассказа о том, что после поражения от Ахава дамаскский царь предложил победителю сделку: вернуть ему города и "площади" в израильской столице Самарии, которые отец Ахава был вынужден уступить отцу царя Арама. Победоносная война Арама против Израиля произошла во второй половине царствования Омри. Кто был ее инициатором -- израильский или дамаскский царь, неизвестно. Обе возможности реальны. Заключив союз с Тиром и Иудеей, Омри мог попытался вернуть те города, которые арамеи отняли у Израиля еще в правление царя Бааши. Но не менее вероятно и то, что Арам, видя создание опасного союза у своих границ, не стал ждать возможного нападения и сам ударил по Израилю. Вполне возможно, что возврат власти Израиля над Моавом причинил ущерб дамаскской торговле, и это стало причиной конфликта (Tadmor, 1981). Это поражение, однако, не слишком ослабило Израиль. Омри оставил своему сыну Ахаву сильную страну, тем более, что Израиль поддерживала союзная Иудея и Финикия.
       Новая столица Шомрон
      
       В соседней Иудее тем временем уже 31-й год царствовал Аса, внимательно наблюдавший за событиями у беспокойных соседей. Надо сказать, не очень одобряли приход нового царя Израиля авторы библейских книг, довольно скупо отразив, чем Омри занимался 12 лет в должности царя. Вот что написано: "В Тирце он царствовал шесть лет. И купил у Шемэра гору Шомерон за два таланта серебрa, и застроил эту гору, и назвал город, который он построил, Шомероном, по имени Шемэра, владельца горы". Кстати, талант серебра - это около 30 кг. Наверно по тем временам это было немало, но рыночную стоимость земли и реальную ее цену в современных масштабах ныне, видимо, могут оценить только историки экономики. Главное - купил, не захватил и не присвоил.
      
       По поводу города, который построил Омри, приведу такую справку переводчика ("Иудейские древности"): "Имя этого города по-еврейски - Шамерон, по ассирийским надписям - Самирина, откуда явилось греко-латинское Самария. Царь Омри (у Флавия - Амарин) купил холм у некоего Шемера, на котором впоследствии возник город. Позже он неоднократно подвергался нашествиям и разрушениям. По мнению комментаторов, Омри купил не саму гору, а на этой горе конкретное место, которое уже было городом. Затем он этот город достроил и укрепил. На каком году своего царствования Омри приобрел этот участок и начал его застраивать - не ясно. Да, возможно на горе уже был какой-то поселок, название которого было унаследовано городом (Tadmor, 1981). Археологические находки при раскопках горы подтверждают, что здесь действительно было небольшое древнее поселение (Weippert, 1988; Herr, 1997).
      
       Перенос столицы из Тирцы в Шомрон был важным шагом, потому что когда Омри осаждал Тирцу, он понял, что оборонять ее очень тяжело. Но и жить царю в столице тоже могло быть тяжело. Царский дворец Омри то ли перестраивал, то ли строил заново (старый ведь сгорел). Но тени прошлого могли напоминать о себе и о судьбе царской. Двух царей всё же тут убили. Стать третьим? Кроме того, а возможно и скорее всего, Омри мог учесть общую ситуацию в стране. Его задачей было объединить все северные племена и выбрать для них единый символ единения. Столицы Израиля до этого были уже сложившимися городами с определенным влиянием местных колен. И хотя новая столица Самария находилась на территории колена Иссахара, всё же эта земля не была уделом данного колена, она была на земле, купленной Омри. И потому могла быть столицей всех десяти колен, столицей, объединяющей их, а не выделяющей одно какое-то колено среди остальных. Тут можно вспомнить и царя Давида, который выбрал Иерусалим, не относившийся конкретно к уделу одного колена, и потому ставший общей столицей, общим духовным центром страны.
      
       Интересная ситуация с отношением к Омри. Он - царь Израиля, страны с уклонением в язычество, а значит, грешной в глазах Г-оспода и потому подлежащей критике во всем и за всё. В то же время Омри заслужил похвалы за покупку горы и построение города. По Дашевскому, Талмуд не только хвалит Омри, но и говорит, что именно за эту заслугу царь удостоился долгого правления и места в Грядущем Мире, несмотря на то, что он вел себя "очень плохо" (понятно, с религиозной точки зрения). Заслуга в данном случае в том, что Всевышний хочет строительства в земле Израиля, и поэтому это дело очень достойное. В заслугу Омри ставят и то, что он эту землю купил по полной стоимости, хотя как царь мог и конфисковать ее, причем купил не для личной нужды. И еще одно "спасибо" царю: он назвал новый город не своим именем, не в честь себя, а по имени прежнего владельца. Этот шаг тоже заслуживает понимания и уважения, ибо царь не о своей славе озаботился, а об интересах страны, создавая в стратегически важном месте мощную крепость и отдав дань уважения прежнему владельцу. Впрочем, всё это уже попытки истолкования мотивов поведения царя, и эти толкования могут быть у разных авторов достаточно разными.
      
       Конечно, надо отметить его усилия по строительству новой столицы, которую мы сегодня знаем как Самарию. Позже всю местность стали называть Самарией. Об этом и в книге "Мелахим" записано. Самария была построена на крупном холме в 13 км на северо-запад от Шихема (ныне Наблус). Место было не просто красивым, но стратегически важным - здесь проходила древняя дорога к Прибрежной равнине, да и другие дороги пересекались.
       Здесь проходили пути торговли с городами Финикии. Сoздавая новую столицу, Омри мог о многом думать. Он хорошо знал о славе Иерусалимa, как центра еврейской политики, религии и культуры, и хотел, чтобы в его царстве была столица, которая бы не уступала столице Иудеи. Конечно, как и многие другие энергичные монархи, он хотел увековечить свое имя строительством роскошных зданий. Соображения безопасности сыграли также не последнюю роль - холм, который купил Омри, имел крутые обрывы с трех сторон, и город можно было сделать почти неприступной крепостью. В ходе раскопок были найдены большие каменные стены, дворцы, дома придворных, хранилища, большие водоемы и житницы, датирующиеся периодом царствования Омри. Всё делалось на серьезном уровне.
       Одними из лучших архитектурных сооружений той эпохи считаются возведёные Омри дворцы, водяные системы и укрепления города Мегиддо. Наиболее впечатляют сохранившиеся до наших дней остатки системы подачи воды. Шахта, пробитая в скале на глубину 36 метров, соединялась с 65-метровым туннелем, который вёл к источнику вне городских стен.
       В книге Мелахим из всех дел Омри отмечено только основание им новой столицы Самарии (Шомрона), которая оставалась политическим и административным центром Северного царства (Исраэль) до последних дней страны, захваченой Вавилоном. Но это уже будет потом...
      
       Древний Мегиддо
      
       В заключение еще об одном важном свершении Омри. Он перестроил и укрепил город-крепость Мегиддо. В десятке километров от города Афула, на краю Изреэльской долины, в национальном парке на горе Мегиддо, находятся отстатки древнего города. В древности здесь пролегал путь, по которому торговые караваны и армии проходили сквозь горную гряду Кармель. Поселение на горе Мегиддо очень древнее - раскопки выявили 26 культурных слоев общей высотой до 60 метров. Под земляным холмом (Тель Мегиддо) покоилось не одно тысячелетие жизни древних людей...
      
       Археологическое исследование здесь было начато в 1903 году немецким ученым Готлибом Шумахером. В 1925-1939 годы раскопки продолжила группа из Чикагского института востоковедения. Самый древний слой относится к IV тысячелетию до н.э. (каменный век). В III тысячелетии (эпоха ранней бронзы), город обнесли крепостной стеной толщиной 8 м. Несколько раз город захватывали египтяне, гиксосы.

    Мегиддо был включен в еврейское царство, скорее всего, при царе Давиде. При Соломоне укрепили городские стены и создали систему водоснабжения (спуск длиной 30 м, шахты глубиной 25 м со ступенями, которые вели к 120-метровому горизонтальному туннелю. В его конце (за городскими стенами) имелся подземный источник.
      
       В 2005 году археологический комплекс (Тель Мегиддо) был объявлен ЮНЕСКО памятником всемирного культурного наследия. С горы Мегиддо открывается вид на огромное ровное поле, которое Наполеон назвал однажды идеальным для сражений местом. Действительно, здесь произошло не менее четырех грандиозных битв: армии египетского фараона Тутмоса III с отрядами царей Ханаана (XV столетие до н.э., древнейшее в истории крупное сражение), войск фараона Нехо II с иудейским правителем Иосией (609 год до н.э.), Наполеона с турками (1799 год) и британского генерала Алленби, тоже с турками (1918 год). Гора Мегиддо на иврите звучит как "хар Мегиддо", в переводе греков - Армагеддон. В Новом Завете сказано, что здесь, на огромном поле, произойдет решающая битва сил Добра и Зла.
      
       Давид Генис
      
       Источники
      
       Всемирная история (//www.world-history.ru/countries_about/1941/html)
       //www.xsp.ru/author/outpub.php?id=369&str=0006
       Гацуцын В.И. Библией поверяная история
       (//www.xsp.ru/author/outpub.php?id=369&str=0006)
       Даймонт Макс "Евреи, Бог и история". Пер. с англ.
       Дашевский З. Лекция 40 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_40.htm
       Дашевский З. Лекция 41 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_41.htm
       Джоан Комэй. Кто есть кто в Ветхом Завете. М., 1998. с. 322-324
       История еврейского народа в древности. Гл.4
       (//jhist.org/lessons_05/uchebnik_drevn_14.htm)
       Дубнов С.М. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
    (
    //jhistory.nfurman.com/code/dubnov09.htm)
       КЕЭ, том 6, кол. 161-163. Омри (/www.eleven/co.il/article/13073).
       КЕЭ, Хронология. Т.9, 967-977 (//www.jwforum.name/apol/)
       Луговской. Стела Меши (//semitology.lugovsa.net/semit_land/Moabite/mesha.htm)
       Малкин Д. Жизнеописание малых королей, книга 4, новелла 3.
       (//berkovich-zametki.com/2011/Starina/nomer3/Malkin1.php)
       Мелахим I (//toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim1)
       Палант Н. (//isrageo.wordpress.com/2013/03/16/sebastia/)
       Тантлевский И. "Еврейская Библия. Поздние пророки"
       (//www.lechaim.ru/ARHIV/255/tantlevskiy.htm)
       Финкельштейн И., Зильберман Н. Раскопанная Библия, 8 (//scisne.net/a-340?pg=11)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности, кн. 8, гл. 12:5-6.
       Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
      
      
       0x01 graphic

    Развалины Мегиддо (//ilgid.ru/history/megiddo.html).
      
      
       0x01 graphic
       Мегиддо, раскопки (//ilgid.ru/history/megiddo.html)
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 06/01/2016. 42k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка