Генис Давид Ефимович: другие произведения.

От памяти не уйти

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 17/12/2012.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/01/2012. 19k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 5 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 1942 г в г. Хмельнике (Украина) от рук фашистов и их наймитов было убито 12 тысяч евреев, в том числе мои дедушка, бабушка и другие родственники. От этой памяти не уйти...


  •   
       От памяти не уйти...
      
       Очередной номер газеты "Горизонт" выходит в свет 27 января - в Международный день Памяти жертв Холокоста. Этот день отмечается в здании ООН в Нью-Йорке. Перед этим, 25 января, тоже в здании ООН, Американский Форум русскоязычного еврейства совместно с постоянной Миссией Украины при ООН провели конференцию, приуроченную к 70-й годовщине трагедии Бабьего Яра и Международному Дню Холокоста. В конференции приняли участие послы многих государств, в т.ч. посол Украины в ООН Ю.Сергеев и посол Израиля в ООН
       Р. Просор.
      
       К этому Дню Памяти Катастрофы хочу напомнить один из трагических эпизодов той страшной поры, ибо от Памяти не уйти...
      
       Холокост для евреев местечка Хмельник
      
       В один из дней, где-то к концу войны, я пришел из школы и увидел плачущую маму. Мы получили письмо из местечка Хмельник Винницкой области (Украина). Кто-то сообщил маме о трагической гибели ее родителей. Их, в числе 12-ти тысяч евреев, фашисты, с участием местных полицаев, расстреляли 9 января 1942 года. В той колонне гнали раздетых евреев, а всех стариков заставили танцевать. Ныне там, в сосновом лесу, в девяти могилах, покоятся останки зверски замученных людей. В Хмельнике создан парк-мемориал, где установлены памятники погибшим.
      
       До войны я бывал с мамой в Хмельнике. Помню большой дом, где жили родители мамы мои дедушка Овшия Наумович Барон и бабушка Хая Барон - Лифшиц. Дом был возле базара, перед глазами - большое число возов из деревень с продуктами (зерно, мука и всё прочее).
      
       Подружился я там с соседским мальчишкой Мулькой, любили мы с ним "путешествовать" между возами. Возраст наш был где-то в пределах десяти лет. Базар был большой, многие десятки возов с самой разной продукцией прибывали из окружающих деревень. Мы не были голодными, но стянуть с воза яблоко или какой-нибудь "овощ" считали проявлением нашего геройства и самостоятельности. Не все же время что-то просить у мам. Однажды мы с ним ушли в лес. Зачем? Не помню. Конечно, заблудились. Уже вечерело, когда нас, перепуганных, голодных и еле державшихся на ногах, подобрали мужики, везшие на базар продукты. Мы устроились на последней подводе, загруженной капустой, и, отдирая от кочанов листья, с аппетитом их поедали. Было вкусно, очень. Запомнилось...
      
       ...Фашисты с местными полицаями Мульку, как и всех евреев Хмельника, расстреляли. За что?...
      
       0x01 graphic
       Дедушка и бабушка (родители моей мамы) Барон Овшия (Евсей) Наумович и
       Барон Хая (Лифшиц). Расстреляны фашистами 9 января 1942 г. в Хмельнике (Винницкая область, Украина) (Фото Давида Гениса)
      
      
       Не могу не вспомнить Детский Мемориал в Музее Яд-Вашем (Иерусалим). Без слёз здесь нельзя... Не забыть потрясения от увиденного. Вход - как в подземелье, как в массовую гробницу. И тихая музыка, и предсмертные вздохи погибающих, и негромкий голос диктора, вот уже много лет подряд на разных языках читающий и читающий скорбный список имен погибших детей. Их много, этих имен. Они звучат, и нет конца списку...
      
       Мы молча не входим, а как бы погружаемся в темный зал, не видно ни стен, ни потолка, кажется, что и пола нет, и конца и края залу нет, и мы двигаемся медленно, осторожно, держась за поручни. И только невидимый зал вокруг, сверху донизу усеянный огоньками свечей, огоньками душ детских, коих нацисты и их пособники уничтожили более полутора миллионов только за то, что они родились евреями... Видны только огоньки, бесчисленные, мерцающие. Их не сосчитать.
      
       Но реально горит, как сказал нам гид, только одна свеча. Все остальное отражение многочисленных зеркал. Так задумал известный архитектор Моше Сафди, творец современного комплекса Музея Холокоста (Яд Вашем). Так воплощена идея Торы: душа человека как отражение всего человечества, как отражение всего мира (В Талмуде: "Свеча Бога - душа человеческая").
       0x01 graphic
       Иерусалим. Мемориал "Яд Вашем". Вход в детский Мемориал,
       как вход в подземелье ада и смерти... Фото Давида Гениса.
      
       Не забыл, как на еврейский осенний праздник (Суккот) у дедушки в доме собирались евреи, они там молились. За то, что дедушка не отрекся от Б-га, советская власть посадила его в тюрьму. Выпустили перед приходом немцев, явно на смерть. Еврейские семьи были многодетные. Думаю, в том же Хмельнике и окружающих местечках жили и другие наши родственники - братья или сестры дедушки и бабушки со своими семьями. Наши дяди, тети, их дети...
      
       От моей мамы никогда не слышал, чтобы кто-то из них остался в живых... И когда негодяи с пеной у рта отрицают Холокост и многомиллионные жертвы еврейского народа, хочется только плюнуть на них и пожелать их потомкам тех же слез и страданий, которые достались моему народу. Выродки всегда были в роду человеческом, есть они и среди евреев. И эти выродки в едином хоре с шакалами отрицателями Холокоста. Их ни адом, ни злой памятью о них не испугать. На то они и выродки...
      
       Вспомнил генерала Дуайта Эйзенхауэра, главнокомандующего союзными войсками во время Второй Мировой войны. Когда они освободили немецкий
       конц.лагерь и увидели там горы трупов, Эйзенхауэр приказал "собрать как можно больше доказательств, фотографий, свидетельств, ибо придет день, когда какой-нибудь сукин сын заявит, что всего этого не было...". Как в воду глядел...
      
       В 1996 году наша семья переехала в США. И с тех пор я почти каждую неделю хожу в синагогу. Стал ли я религиозным? Нет, конечно. Воспитание советское и образование медицинское-биологическое, все-таки, довлеют. Почему же хожу?
       Прежде всего, в память о моих предках, в память их веры, в память моих "Великих Родителей" (по-английски, дедушка и бабушка называются "Grandparents"), убитых по велению власти советской и нацистской... Кто-то верит в Бога искренне. Кто-то не верит совсем, даже бравируя этим. Я где-то посередине. Не мне Бога отрицать. В моей жизни было столько случаев и эпизодов, о которых старики говорят: "Бог помог, Бог спас", что...
      
       О Боге хорошо написал Д. Мережковский. Процитирую отрывок:
      
       "Везде я чувствую, везде
       Тебя, Господь, - в ночной тиши,
       И в отдаленнейшей звезде,
       И в глубине моей души.
       Я Бога жаждал - и не знал;
       Еще не верил, но, любя,
       Пока рассудком отрицал,-
       Я сердцем чувствовал Тебя.
       И Ты открылся мне: Ты - мир.
       Ты - всё. Ты - небо и вода.
       Ты - мысль поэта. Ты - звезда...".
      
       Не могу удержаться, и процитирую еще и слова известного математика, физика и мыслителя Блеза Паскаля (1623-1662 гг): "Непостижимо, что Бог есть, и непостижимо, что его нет, что у тела есть душа, что у нас нет души, что мир был сотворен, что он не был сотворен, и т.д.". С Паскалем могут поспорить и те, и другие. И всё равно, думаю, мысль Паскаля останется где-то посередине.
      
       Для меня же понятие о Б-ге связано, прежде всего, с памятью о моих преданных Ему дедушке и бабушке, убитых, как и шесть миллионов евреев, только за то, что они принадлежали к народу, давшего миру учение о Едином Б-ге, иудаизм, и на основе которого возникли христианство и ислам. Думаю, еще и поэтому не плакал и не причитал "Что будет с нами?" и "Как будем жить дальше?", как многие убивались в дни смерти Сталина в 1953 г. И в Москву на похороны "вождя", как многие наши студенты из Свердловска, не рвался в приливе патриотизма. Видимо, "безродные космополиты" и "дело врачей-убийц" глубоко где-то внутри сознания и подсознания сидели. Правда, и не кричал особо типа "диктатор сдох!"... Ну, умер и умер...
      
       История града Хмельника
      
       В память дедушки и бабушки, в память евреев Хмельника, убитых фашистами, хочу хоть немного написать о городе. История Хмельника довольно долгая. Известно, например, упоминание о нем еще в 1362-м году, когда литовский князь разбил татар и захватил этот городок. Евреи здесь поселились, убегая от разгула банд Богдана Хмельницкого в Западной Украине. Здесь большая река Южный Буг, леса, хороший климат. Здесь выращивали хмель для варки пива, говорят, от этого и произошло название.
      
       Один из жителей города, Самуил Гиль, пишет в статье "Милый сердцу Хмельник" (газета "Еврейский мир", Нью-Йорк, 1997): "Хмельник стал привлекательным для беглецов-евреев, и возникают здесь мельницы, маслобойки, чугунолитейный, винокуренный, маслодельный, кирпичные заводы, ткацкое производство, развивается ремесло (сапожное, портняжное, шапочное)". Между прочим, "конек" всех антисемитов - евреи богатые, у евреев все деньги, евреи - владельцы бизнесов... "Потому их и ненавидим"... Но всё это на евреев с неба надарма сыпалось? Нет, они вкалывали, соображали, проявляли свою деловитость и работали, работали, работали! А вот те бездельники и пьяницы, у которых "богатство" евреев всегда зависть черную вызывало, ничего сами не умели и не хотели создавать, только при всей своей "христианской" душе могли убивать, грабить и ненавидеть.
      
       Еще пример из недавнего советского прошлого. Вспомним коллективизацию.
       "Кулаков", "баев", "попутчиков" разгромили. Сослали в дальние нежилые районы страны или попросту уничтожили. Тот же мотив был - зависть бездельников к людям, которые умели вести хозяйство и потому жили нормально или зажиточно. Ограбить, забрать, присвоить чужое, убить - вот всё, на что были способны все те, кто за счет грабежа думал построить свое благополучие.
      
       И что? О голоде (голодоморе), разрухе тех лет много написано. Еще никто не смог доказать, что после грабежей, убийств, изгнаний евреев, присвоения их имущества, на почве оголтелого антисемитизма какой-то народ или страна смогли построить свое благополучие. О конце гитлера и его "арийцев" хорошо известно.
      
       Хватит. Вернусь к Хмельнику. Помню, что родители рассказывали о том, как еврейская молодежь Хмельника обороняла город в годы гражданской войны и громила многочисленные по тем временам банды. К сожалению, из их рассказов я, тогдашний школьник, ничего не запомнил. И вот в статье С. Гиля я встретил короткое упоминание об этом и, конечно же, хочу его повторить, дабы мои дети и внуки могли прочитать это. Тем более, в ходу очень лживое утверждение, что евреи никогда не сопротивлялись, в войну не воевали и т.п.
      
       Хмельник еще в Гражданскую войну прославился
      
       Цитирую статью С. Гиля (в сокращении): "В годы гражданской войны в Хмельнике активно действовала еврейская самооборона, которой руководил сын хмельникского раввина реб Исройла Шмилык, или Самуил. Он обратился к евреям города и на собранные деньги закупил винтовки и пулеметы, и вскоре 1200 членов еврейской самообороны стали грозной силой для банд Шепеля, Волынца, Маруси Соколовского и других.
      
       После их неоднократных нападений на Хмельник, кончавшихся тяжелыми поражениями бандитов, Тютюнник, деятель штаба Петлюры, решил общим ударом сломить сопротивление самообороны. Вдобавок к бандитам он мобилизовал всех мужчин девятнадцати окрестных сел. Он настолько был уверен в победе, что в ультиматуме на имя командира дружины самообороны указал точный срок своего наступления на местечко и угрожал полным уничтожением всех его жителей, если еврейские бойцы не сложат оружие. Замысел Тютюнника был в том, чтобы нанести главный удар там, где его ждать не будут, - через небольшую дощатую кладку шириной 40 см, а не через центральный мост.
      
       И здесь Шмилык показал себя прекрасным стратегом. Разгадав замысел Тютюнника, он расположил в укрытии недалеко от кладки часть бойцов дружины, и когда бандитские группы начали переходить реку, на врага обрушился шквал огня. Разгром петлюровцев был полный. Дружина не потеряла ни одного бойца, победа была сокрушительной и попыток войти в Хмельник не делала ни одна банда, вплоть до установления советской власти. Этим хмельничане спасли не только себя, но и евреев ближайших местечек, укрывшихся в Хмельнике".
      
       Как убивали евреев в Хмельнике
       (И. Циперфин, журнал "Алеф")
      
       "Вот что писал об этом Миша Гиль: "Когда фашисты ворвались в Хмельник, началась охота на евреев. К нашему удивлению, первыми в нее включились учителя нашей школы. Они оказались ярыми антисемитами и на митингах призывали скорее очистить городок от жидов. В местной газете, которую редактировал бывший секретарь комсомольской организации средней школы села Качановки Колодий, появилось воззвание ко всем жителям района с призывом вылавливать евреев и передавать их полиции.
       Вскоре в старой части местечка было создано гетто, а здание бывшей городской милиции передано украинской полиции. Первой акцией был расстрел 400 евреев. Ужас охватил население еврейского гетто, где со дня на день ожидали новых репрессий со стороны оккупантов. 9 января 1942 г., в 4 часа утра, когда жители гетто спали, началась внезапная облава на женщин, стариков и детей. Немецкие жандармы и украинские полицаи обходили каждый дом, вылавливая несчастных, обреченных на смерть людей.
       Эта страшная картина и сегодня перед моими глазами: полицай Лищук с ножом в руке гонится за матерью с годовалым ребенком на руках. Со всех сторон
       раздаются крики, стоны и плач. К нам в квартиру ворвался полицай Белоус, штыком от винтовки он пронзил лежавшую на кровати парализованную тетю
       Хану, затем ударом приклада выгнал мать на улицу и на моих глазах буквально растерзал мою трехлетнюю сестричку, подняв ее за ножки и головой ударив об
       стенку.
       В тот страшный день нацисты и полицаи погубили свыше 6 тысяч евреев. В трескучий мороз евреев колоннами гнали к заранее вырытым могилам в лесу в трех километрах от города. Перед расстрелом евреев заставили раздеться. Еще живых добивали. Земля на могиле долго шевелилась. Всего за время оккупации немецкие жандармы и украинские полицаи уничтожили свыше 12 тысяч евреев. Оставшиеся в живых узники гетто начали искать пути спасения. Такой случай представился мне, моему отцу и его брату Золману. Золман вязал веревки для нужд местной управы. Он сконструировал для этой тяжелой работы механизм, и представитель управы дал Золману буханку хлеба и разрешил отлучиться из гетто.
      
       Назад Золман не вернулся. В селе Мазуровке он нашел знакомого украинца Илько и с его помощью вывез меня с отцом из гетто в пустой бочке, в которой Илько привозил в гетто воду. Более шести месяцев мы прожили в яме... Когда Красная армия освободила Хмельник, мне исполнилось 16 лет. Я стал добиваться в военкомате призыва в армию, а через несколько месяцев уже воевал против гитлеровцев -- мстил за все содеянное ими зло".
      
       Давид Генис
      
       газета "Горизонт", Колорадо, N 4 (641), 27 января 2012 г.
      
       0x01 graphic
       Памятник евреям, погибшим в г. Хмельнике (Винницкая область, Украина). (www1.yadvashem.org/namesru/august2006.html)
      
       0x01 graphic
       Хмельник. Еще один памятник жертвам фашистов (интернет).
       0x01 graphic
       Хмельник. "Неизвестному праведнику- благодарные узники" (интернет).
      
  • Комментарии: 7, последний от 17/12/2012.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/01/2012. 19k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка