Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Пеках (Факей) - 18-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 25/05/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К истории древнего царства Израиль


  •   
      
       Пеках (Факей) - 18-й царь древнего Израиля
      
       Власть есть власть, манит она и жаждет ее жаждущий. Тяжела была ноша древнего северного царства Израиль, которому не судьба была быть верной святому роду Давида. И выскакивавшие ниоткуда ее цари, и семь (!) попыток утвердить надолго новые династии царские, и жестокое устранение возможных династий царей-временщиков, но зато полный разрыв с Иудеей, с Храмом Иерусалима и учением Моисея - всё это, по предреканиям пророков, могло привести только к катастрофе. И в этой череде царей-неудачников оказался и уже 18-й царь Пеках (Пэках), или Факей в русской традиции:
       "II 15:25) И составил против него (против 17-го царя, Пекахии. - Д.Г.) заговор Пэках, сын Ремалйау, сановник его, и поразил его в Шомероне, в зале царского дома, ...и убил он его, и стал царем вместо него". Проблемы решали просто: пришел и убил, и сам стал царем. "(И царствовал) в Шомероне двадцать лет".
      
       Годы царствования Пекаха (Факея) в разных источниках не совпадают, как это видно и
       в отношении других библейских царей Израиля. Разброс дат велик. В библейской книге "Пророки. Мелахим II (4Цар)" написано: "(И царствовал) в Шомероне двадцать лет". Цифра "двадцать" достаточно конкретна.
      
       У Эрлихмана эта цифра разбита на две части: "740-732 годы, в Гилеаде с 752". Чем объясняется подобная разбивка дат на два периода? По мнению некоторых авторов Факей еще до прихода к власти считал Менахима узурпатором трона. Поэтому он, видимо, крупный военный деятель, создал в Галааде (на восточном берегу Иордана) своё правление, хотя в какой-то мере признавал и власть царя в Шомероне. Но в таком случае как можно плюсовать годы его возможной "автономии" в Гилеаде к годам царской власти в Самарии?
      
       Поэтому, мол, в библейском тексте указано, что Факей правил 20 лет, т.е. начиная отсчет его с 752 г в Галааде (хотя в это же время в Самарии воцарился Менахим). Но вот что читаем: "(15:16) ...Менахим поразил и разгромил Тифсах и всех, кто был в нем и в пределах его, от Тирцы, за то что (город) не открыл (ворот)". Он известен как жестокий царь и десять лет терпел власть Факея в Гиладе? Факей возможно и был местным правителем в Гиладе, но не имел царской власти, это однозначно.
       С 752 по 740 г сроки правления Менахима и Факея совпадают. В одной стране два царя одновременно? Но в книге Мелахим о такой возможности ни слова нет. Учтем, что после смерти Менахима еще два года был на троне его сын Факия, а потом уже свергнувший его Факей. Странная ситуация или странное толкование? Скорее, можно думать о втором.
       У Арсения (Соколова) - 737-732; в Хронологии по Краткой Еврейской Энциклопедии (КЕЭ) и Википедии - 735-732. Опубликованы и другие варианты указанных дат.
      
       В. Гацуцын на основе своих детальных расчетов приводит другие цифры, подтверждая тоже 20-летний срок для Пекаха (770-750);
      
       Вернемся немного назад и вспомним хронологию последних царей Израиля. Они сменялись на фоне царствования в Иудее царя Уззии (Азарии) и он послужил как бы шкалой, на фоне которой Гацуцын сопоставляет сроки царствования израильских царей:
      
       "(15:8). В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария, сын Иеровоама, над Израилем в Самарии, и царствовал шесть месяцев".
       "(15:10,13) И составил против него заговор Шаллум, и поразил его пред народом и убил его... Шаллум, ...воцарился в тридцать девятый год (царствования) Уззии (Азарии), царя Йеудейского, и царствовал в Шомероне на протяжении месяца".
       "(15:14, 17): И пошел Менахим, из Тирцы, и пришел в Самарию, и поразил Шаллума в Самарии, и умертвил его, и воцарился вместо него; В тридцать девятом году Азарии, царя Иудейского, воцарился Менаим, над Израилем; и царствовал десять лет в Самарии"
    "(15:22,23) В пятидесятый год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факия, сын Менахима, над Израилем в Самарии, и царствовал два года".
    "(15:25-27) И составил против него заговор Факей, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома..., и умертвил его, и воцарился вместо него; В пятьдесят второй год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факей над Израилем в Самарии, и царствовал двадцать лет".
       В. Гацуцын пишет: "И самое удивительное... в том, что каждый автор новой хронологии считает свою версию библейских событий самой верной и самой точной, такой, которая находится в полном соответствии с первоначальным смыслом, заложенным библейским автором". Предполагается, что его точка зрения самая верная.
      
       Я не ставил своей целью окончательно разобраться в хронологии (что пока не удалось и ученым-библеистам), остановимся на данных КЕЭ: 735-732 гг до н.э., хотя и эти цифры звучат достаточно условно.
      
       Новый царь, Пеках, по убеждению пророков, ничем не был лучше предыдущих: "(15:28) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних: не отступал от грехов Йаровама, сына Невата, которыми тот ввел в грех Исраэйль".
      
       Однако известно, что над землями северо-восточного Ханаана (которую многие авторы называют Сирией, хотя к современной Сирии она не имеет отношения) нависла тень мощной Ассирии и ее царя Тиглатпаласара III. Надо было что-то делать. И Пеках, видимо, решился на разрыв вассального договора с Ассирией. Он, прежде всего, заключил союз с Рецином II, царем Дамаска (Арам), присоединился к союзу средиземноморских стран, решивших отстоять свою независимость. Не забудем, страну тяготила тяжелая финансовая дань и Пеках, понятно, очень хотел избавиться от этой зависимости. Попытка была, конечно, отчаянной. В коалицию, кроме Израиля, вошли несколько близлежащих стран - Эдом, Арам, филистимские города-государства, Финикия и другие, которые тоже пытались совместно сбросить зависимость от Ассирии.
      
       И вот тут Пеках совершил трагически стратегическую ошибку. Он решил привлечь в свою коалицию Иудею. Да, еще один союзник в коалиции всегда на пользу. Израиль обратился к царю Иудеи Ахазу, но тот уже признавал себя вассалом Ассирии и не хотел вновь обострять с ней отношения. Понимал, что с Ассирией коалиции мелких государств навряд ли удастся справиться. В общем, вступать в коалицию отказался. Не хотел он воевать ни с кем. Но "мудрые" Пеках и его советники, решив, что с Иудеей не стоит церемониться, решили силой заставить ее войти в союз. Считали, что с Иудеей легко справятся. Думали при этом убить двух зайцев сразу: силой получить участника антиассирийской коалиции и к тому же, введя коалиционные войска (совместно с царем Дамаска) на территорию Иудеи, своей "малой кровью" (другими словами, чужими руками) фактически присоединить ее к своим владениям. Мечта о едином и мощном Израиле времен Давида и Соломона грезилась им уже наяву.
      
       О помыслах Израиля и Дамаска пишет в своей книге пророк Исайя: "(7:1) И было во дни Ахаза, ...царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его; но не могли завоевать"."(7:5-6) Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: "Пойдем на Иудею, и возмутим ее, и поставим в ней царем сына Тавеилова". Итак, союзники, не просчитав ситуацию хотя бы на один ход вперед, двинули войска на Иерусалим. Иудея, конечно, была не в состоянии отразить нападение. Но захватить мощную крепость Иерусалим союзники не смогли, а без захвата столицы ни о какой военной победе говорить не приходилось.
      
       Оказавшись в тяжелом положении и не видя возможности разгромить агрессоров своими силами, царь Иудеи Ахаз отправил послов с богатыми дарами, изъятыми им из иерусалимского храма и из собственной казны, к Тиглатпаласару III. Ахаз признает себя его рабом и просит о защите. Вот как это записано в библейской книге Мелахим II: "(16:5-8) Тогда Рецин, царь Арамейский, и Пэках, царь Исраэйльский, поднялись против Йерушалаима, чтобы завоевать его: и осадили они Ахаза, но одолеть не могли. И послал Ахаз послов сказать Тиглат Пилэсэру, царю Ашшурскому: я раб твой и сын твой; приди и защити меня от руки царя Арамейского и от руки царя Исраэйльского, которые восстали на меня. И взял Ахаз то серебро и золото, которое было в доме Г-споднем и в сокровищницах дома царского, и послал в дар царю Ашшурскому".
      
       Битва была серьезной, Иудея очень сильно пострадала, о чем подробно сказано в книге Диврей АйАмимII (2Пар). Приведу короткую выписку: II 28:5-16) И предал его (Ахаза. - Д.Г.) Г-сподь, в руки (воинов) царя Арама, и они поразили его, и взяли у него множество пленных, и отвели в Дармэсэк. Также и в руки царя Йисраэйля был он предан, и тот нанес ему поражение великое. ...И взяли сыны Йисраэйлевы в плен у братьев своих (йеудеев) двести тысяч жен, сыновей и дочерей; также и множество добычи награбили у них, и доставили добычу в Шомерон". Но пророк Одэйд пристыдил израильтян за то, что ограбили братьев своих, иудеев, и победители всё и всех вернули назад. И коротко сказано, что Ахаз обратился к царю Ашшура (Ассирии) за помощью, причем просит о защите не только от израильтян и сирийцев, но и от филистимлян, которые захватили юго-западные территории Иудеи (2Пар 28:18): "И пелиштимляне вторглись в города ...Йеудеи, и захватили Бэйт-Шэмэш, и Айалон, и Гедэйрот, и Сохо, и пригороды его, и Тимну, и пригороды ее, и Гимзо, и пригороды его".
      
       Тиглатпаласар, царь ассирийский, на зов тут же отозвался. Он давно метился на западные территории, а тут удобный повод случился. Иудея была спасена, но союзникам пришлось туго. Под предлогом оказания помощи Иудее ассирийские войска двинулись на запад. Ассирийцы вторгаются в Галаад и Галилею и захватывают израильские территории.
       Автор книги Мелахим, пишет: "(15:29) Во дни Пэкаха, царя Исраэйльского, пришел Тиглат Пилэсэр, царь Ашшурский, и взял Ийон и Авэйл-Бэйт-Мааху, и Йаноах, и Кэдэш, и Хацор, и Гилад, и Агалилу, - всю землю (колена) Нафтали, - и изгнал их, (жителей), в Ашшур".
      
       Арсений (Соколов) те события описывает так: этот поход состоялся, согласно ассирийским документам, в 734-732 годах. В анналах Тиглатпаласара III говорится
       о 13 500 израильтянах, депортированных из страны. Израильский археолог Исраэль Финкельштейн считает, что цифра не преувеличена и ей вполне можно доверять: "Археологические данные Нижней Галилеи, - пишет он, - говорят о сильном уменьшении численности населения". Обнаруженные археологами разрушения в Тель-Киннерете, Эн-Геве и Тель-Хадаре на берегу Галилейского озера, обычно связывают именно с этим походом. То же можно сказать и о других израильских городах, где прошли ассирийцы. Финкельштейн пишет: "Во многих местах можно наблюдать ужасные последствия захвата, начатого Тиглатпаласаром. В Хацоре... последний израильский город был разрушен и обращен в пепел. Имеется археологическое свидетельство, что в период перед заключительной ассирийской атакой городские укрепления были разрушены. Также в Дане и Бет-Шеане имеются свидетельства тотального разрушения". Из крупных городов не пострадал только Мегиддо. Соколов объясняет это тем, что Мегиддо должен был стать центром ассирийской провинции. Тиглатпаласар III захватил территорию вплоть до Газы, царь которой Ханнон бежал в Египет. В 732 году ассирийский царь захватил Дамаск, положив конец Дамасскому царству: "И пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил" (4 Цар 16:9).
      
       Иудею после выплаты дани Тиглатпаласар III не стал громить, но соседние царства он преобразовал в ассирийские провинции под управлением своих ставленников. На части земель Израиля он создал провинции Мегиддо, Дор, Карнаим и Гилад, при этом часть местного населения переселил на восток, а взамен прислал сюда переселенцев из Ассирии.
      
       Израиль остался небольшой территорией, занимая лишь Ефремово нагорье с центром в Самарии (около 20% от прежней территории). Тут Израилю просто повезло. Двухлетний поход Тиглатпаласара на западные земли утомил армию, кроме того, в Вавилоне начались беспорядки. Царю пришлось направить свои войска туда. Там же он короновался под вавилонским именем Пулу. Ему уже было не до Самарии.
      
       Царь на троне, по сведениям книги, просидел 20 лет. Но ничего о том, чем занимался, не сказано. Вот божье наказание его, вернее, страну Израиль, настигло. Об этом сказано. И о трагедии народа сказано: "...и изгнал их (жителей) в Ашшур". Никакой конкретики, сказано как бы абстрактно, как исполнение приговора суда божьего за все языческие отклонения и причиненное "зло в очах Г-сподних".
      
       В это трудное время для Израиля произошел новый дворцовый переворот. Некто Хошеа (Осия) свергнул Пекаха, захватил власть в Самарии и объявил себя царем. Возможно, поводом для переворота и послужили поражение и бедствия, обрушившиеся на Израиль. Новый царь признал себя вассалом Ассирии и тем сохранил "статус кво".
      
       И конец царствования Пекаха стал вроде бы уже и традиционным: "(15:30-31) И Ошэйа, сын Эйлы, составил заговор против Пэкаха, сына Ремалйау, и поразил его, и умертвил его, и стал царем вместо него... А прочие деяния Пэкаха и все, что он сделал, описано в книге летописи царей Исраэйльских". Вот и вся история сидения на престоле Пекаха, царя древнего Израиля, в эпоху, когда весь Ближний Восток кипел и бурлил войнами и потрясениями для целых народов.
       Давид Генис
      
      
      
       Источники:
       Арсений (Соколов). Последние цари Израиля (//www.bogoslov.ru/text/4241753.html)
       Википедия. Библейская хронология.
       Гацуцын В. И. "Библией поверяная история". Хронология царей Иудеи и Израиля
       (//www.xsp.ru/author/outpub.php?id=369&str=0006).
       Дашевский З. Лекция 93 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_93.html)
       Диврэй Айамим II (2Пар). 28:5-20 (//toldot.ru/tora/library/ktuvim/dhy2/).
       Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (//brokhaus-tfron-jewish-
       encyclopedia.ru/beje/01-4/214.htm)
       Книга пророка Исайи. Гл.7
       Комэй Джоан "Кто есть кто в Ветхом Завете". М. 1998.
       Краткая Еврейская Энциклопедия, т. 9, 967-977 (//www.jwforum.name/apol/)
       Лопухин А.П. Толковая библия
       (//azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_bibliya_12/15)
       Мелахим II. 15:23-31; 16:5-9 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachi m2)
       Мочалов Древняя Ассирия. Гл.6. (//mreadz.com/new/index.php?id=331966)
       Разумовская (//www.netslova.ru/razumovskaya/ddmm.html)
       Сэмюэлс Рут. По тропам еврейской истории (//www.rozamira.nl/lib/sam7.html)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн. 9:11
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 25/05/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка