Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Пост 9 Ава - День траура

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 29/07/2012.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 26k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тон и тема статьи грустные, но автор уверен - еще далеко,очень далеко не вечер. Самая темная ночь всегда (!) заканчивается рассветом, даже если кто-то очень хочет, чтобы ночь никогда не кончалась...


  •    Пост 9 Ава - День траура
      
       24 июля (вторник) 2007 года (9 Ава 5767 года по еврейскому летоисчислению) это День траура в истории еврейского народа. Это - день Поста (Тиша бе-Ав, на иврите, ЙЌЄИа№БЈт яЌ№пЈя ). Пост 9 Ава начинается вечером 23 июля с заходом солнца и оканчивается с заходом солнца 24 числа. В этот день соблюдают траур, не едят и не пьют, не принято носить кожаную обувь. Этот день - очередная годовщина разрушения и уничтожения римлянами в 70-м году н.э. Иерусалимского Храма, святыни еврейского народа. Погибло тогда, в период Иудейской войны, не менее трети народа, многие были проданы в рабство или бежали из страны.
      
       "Две тысячи лет оплакивать разрушение Храма? Другой народ за это время или забыл бы его, или построил новое святилище или сам бы исчез с лица земли вместе со своей историей и преданиями, оставив в лучшем случае археологические памятники. Евреи же живы и жива наша историческая память, и Храмовая Гора уже давно формально принадлежит нам. Но осмелимся ли мы восстановить Храм, а, главное, чего нам для этого недостает? Каждый день мы ощущаем свое отличие от других. Это проявляется и в повышенном критическом внимании всего мира к проблемам нашего крошечного государства, и в том, что выходя в ресторан или на дискотеку, мы осознаем, что рискуем жизнью, и в том, что евреи в странах рассеяния все время оказываются у всех на виду. Что это - избранность или Каинова печать, дар или тяжелое бремя? Особенно резко проявляется наше отличие 9 Ава, в этот день скорби по утраченному Храму. В этот день мы сожалеем не о военном поражении, не об утрате независимости. Мы оплакиваем не просто нашу историю, в которой, как и у других народов, есть периоды славы и периоды упадка" (А. Энтова, 2002).
      
       Говорят, все, что ни делает Всевышний - к лучшему. Почему же Девятого Ава день траура о разрушенном Храме? На это известный раввин Элиягу Эссас так отвечает:
      
       Ответ рава Элиягу Эссаса (07.07.02, с интернета):
      
       "На эту особенность не все обращают внимание. Ведь и в самом деле, обычно пользуются расхожей формулировкой - "День поста в память о разрушенном Храме". Конечно же, в этом есть определенная логика: Иерусалимский Храм был разрушен. И с тех пор ежегодно для нас этот день - день траура. Однако, если мы рассмотрим этот вопрос на более глубоком уровне, мы поймем, что дни траура не посвящены разрушенному зданию. И в Талмуде прямо сказано: "Всевышний проявил величайшую милость: вместо уничтожения народа были разрушены камни (Храма)". Поэтому, по сути, мы отмечаем траур не по камням. Тогда в чем же тут дело"?
      
       И далее Элиягу Эссас объясняет: "Речь идет о причинах, которые привели к Катастрофе, и мы оказались в галуте (изгнании). О том, что до сих пор нам не удалось преодолеть. Это - неумение быть вместе, видеть хорошее и радоваться ему, неумение прощать другим то, что кажется нам плохим проявлением. Что в Талмуде называется - синат хинам (беспричинное, необоснованное отторжение другого еврея). И пока мы не преодолеем в себе эти недостатки, процесс разрушения Храма, если можно так выразиться, будет продолжаться.
      
       Что мы можем сделать на практике, в нашей жизни? Ведь очевидно, что правильные лозунги неправильные поступки не отменяют. Всем нам важно сознательно и всерьез работать над собой (вспоминать, думать, переживать), чтобы научиться видеть в другом еврее - брата. Независимо от его идеологии или образа жизни. Можно, а нередко - просто необходимо, помогать другому в поиске Истины, открывая ему ее грани и т.п. Тут, вероятно, возникнет вопрос: можно ли научиться любить другого, независимо от того, насколько успешно он приближается к Истине? К Истине - в нашем понимании. В наших книгах написано - можно. А пока мы еще не достигли в этой работе необходимых высот, в день Тиша бе-Ав мы скорбим о том, что причина "разрушения Храма" в каждом из нас еще не устранена...". "Неумение быть вместе" - что это такое?
      
        Хасмонеи: победы и раздоры
      
       Вернемся на две тысячи лет назад. Во втором веке до н.э. Иудея еще со времен Александра Македонского находилась под греческим владычеством. В 167 г. до
       н.э., в ответ на резко усилившиеся религиозные гонения и жестокие притеснения,
       священник Маттитьяху Хасмоней поднял восстание, которое вскоре возглавил один из его пяти сыновей Иехуда. За свои успехи он получил прозвище Маккавей
       (Молот). По другой версии, "Иехуда всегда был впереди, а на его знамени было начертано "Маккаби", слово состоящее из начальных букв еврейских слов "Ми камоха боэйлим Ашем" ("Кто равен Тебе, о Боже")" (Яаков Изакс "Наш народ",
       Нью-Йорк, 1976). По его имени и вся последующая война за независимость получила название маккавейского восстания (или войны). После гибели Иехуды
       ее продолжили его братья Ионатан и Шимон. В 142-м году Иудея добилась независисмости. Кстати, освобождение Иерусалима и Храма мы с тех пор ежегодно отмечаем как праздник Ханука.
      
       Сын Шимона, Иоханан Гиркан, расширил пределы Иудеи "почти до такого же протяжения, как это было при царях Давиде и Соломоне" (С. Дубнов). Но сейчас речь не о той войне. В Иудее существовали два основных идеологических течения:
       фарисеи и саддукеи. Фарисеи были глубоко религиозными и считали, что законы религии и связанныес ними обычаи и правила должны лежать в основе жизни евреев и страны. Саддукеи были преемниками эллинистов, они смотрели на задачи государства как светские люди, требовали отделения религии от государства. К ним относились по большей части высшие слои общества.
      
       И основная борьба за власть разгорелась между фарисеями и саддукеями (и в сегодняшнем Израиле не та ли борьба идет между множеством партий, взаимно
       отрицающих друг друга в борьбе за теплые места в кнессете и правительстве. Их
       забота не о судьбе Израиля и народа. Опять "фарисеи" и "саддукеи"?!).
      
       На несчастье, в какой-то момент царем Иудеи должен был стать Гиркан II, сторонник фарисеев. Его младший брат Аристобул II, сторонник саддукеев, собрал войско, осадил Иерусалим. Гиркан обратился к южным племенам, враждовавших с
       Иудеей, за помощью и обещал за неё отдать им 12 городов Иудеи (как похоже на
       сегодня - за миражный мир правители Израиля готовы отдать арабам чуть ли не всю землю страны, на которой еврейский народ жил и живет уже четыре тысячи лет. Вычитал недавно интересную фразу - "Земля Израиля в обмен на кресло премьера"...). Так вот, раздоры между родными братьями и их сторонниками в борьбе за власть вынудили их обоих обратиться за помощью к римлянам.
      
       Кончилось всё тем, что римляне довольно спокойно вошли в Иудею и Иерусалим. В 63-м году до н.э. Рим объявил Иудею своей провинцией и с этого времени управлять ею стали римские наместники. Так завершился 80-летний период независимой хасмонейской Иудеи. Кстати, римляне Аристобула и его детей вывезли в Рим и там отравили, а Гиркану разрешили стать всего лишь первосвященником. Так закончилась их междуусобная борьба...
      
       Известный историк С. Дубнов пишет (1904): "Иудея, после почти столетней независимости снова подпала под власть иноземцев благодаря внутренним раздорам между членами царского дома. Первые Хасмонеи своим геройством спасли свободу Иудеи, последние Хасмонеи своими раздорами погубили эту свободу". Вот такое "Неумение быть вместе"...
      
       Иудейская война. И вновь раздоры и гибель...
      
       Но ничему не научились иудеи. В 66 г. новой эры римские войска осадили Иерусалим. А в это время в Иерусалиме, вместо подготовки к тяжелым боям ( не надо забывать - небольшая Иудея пыталась противостоять Римской империи,
       покорившей чуть ли не полмира тех времен), три лидера, Элазар бен-Шимон,
       Йоханан Гисхальский и Шимон бар-Гиора и их сторонники развернули активные
       действия друг против друга в борьбе за лидерство. Это была жестокая, кровопролитная междуусобица. В итоге, пострадала не только организация обороны города, но и сгорели громадные запасы продовольствия, что впоследствии привело к страшному голоду и падению крепости. Лион Фейхтвангер так оценил эту ситуацию ("Иудейская война"): "В стенах города эти безумцы всё еще воюют друг с другом. Они ненавидят друг друга больше, чем римлян".
      
       Мы знаем, чем всё кончилось. Римляне разрушили Иерусалим и сожгли Храм. Они изгнали евреев и запретили им и в будущем посещать Иерусалим, распахали
       Храмовую гору, дабы стереть память о Храме. Они переименовали Иудею, назвав её греческим словом "Палестина" по имени исчезнувшего задолго до того времени племени филистимлян, выходцев из Европы. Столицу Иерусалим переименовали в город Элия Капитолина. Римляне практически изгнали евреев с их исконных земель, на которых еврейский народ жил до этого более полутора тысяч лет. Галут (изгнание) на многие века стал образом жизни целого народа... Как видим, трагедия не только в разрушении Храма.
      
       И всё-таки еще раз вернусь к этим событиям. Они, события Иудейской войны, ярко описаны в одноименных книгах Иосифа Флавия, участника тех событий, и Лиона Фейхтвангера. Римские войска, захватившие Иерусалим, после долгой осады ворвались в Храм. Запылали деревянные постройки и запасы дров. ПлощадьХрама превратилась в море пламени. Озверевшие римляне, по свидетельству очевидца, убивали всех подряд, "вооруженных и безоружных, взрослых и детей". В Храме пряталось много стариков, женщин и детей в надежде на чудо. Но чуда не произошло. Храм горел два дня и две ночи. Он сгорел дотла вместе с находившимися там многими сотнями людей. Иосиф Флавий, бывший в то время в Иерусалиме и Храме, пишет: "Вся Храмовая гора казалась пылающей от основания до вершины, но потоки крови были шире потоков огня. Из-за трупов не видно было земли, и солдаты прыгали по грудам мертвых тел, преследуя бегущих".
      
       "Руководство страной в этот критический момент оказалось в руках непрочной коалиции, расколотой на несколько враждующих группировок на почве идейной непримиримости и личной ненависти" (Нисан Арарат, 1992). "Ни один из еврейских лидеров не хотел пожертвовать собственными амбициями ради общего дела" (Генрих Гретц, 1904). Причина разрушения Второго Храма как следствие взаимной ненависти людей друг к другу (Талмуд). "Сегодня в Израиле много говорят и пишут о единстве. Ведь у евреев еще свежи в памяти события разрушения Иерусалима и Второго Храма, павших из-за отсутствия единства среди еврейского народа. Главной причиной разрозненности иудеев служило отсутствие единства цели и неверие некоторых лидеров в победу" (Борис Шустеф, 2000).
      
       Если во всем вышесказанном название "Иудея" заменить на слово "Израиль", всё совпадет один к одному. История никого и ничему не учит. Особенно евреев...
       Траур по Иерусалиму и Храму (Храмовой Горе) продолжается, и не видно ему конца... И траур, действительно, далеко не только по разрушенным Камням... Это
       траур по всей истории еврейского народа, в которой было столько трагедий,
       сколько не было суждено пережить ни одному другому народу. Нет и не было ни одного народа, изгнанного со своей исконной земли после полуторатысячелетнего проживания на ней, и которому еще в течение двух тысячелетий не позволяли бы
       вернуться на землю предков, на свою историческую родину. Не было и нет ни
       одного народа, кроме еврейского народа, на земле которого бы поселились захватчики (в данном случае арабы) и заявляющие затем, что именно они тут жили испокон веку, а жившему здесь ранее народу нет места на этой земле, хотя даже в их Святой книге - Коране многократно подтверждено, что Ханаан (Святая Земля) завещаны и отданы Б-Гом (Аллахом) народу Моисея! И речь в Коране идёт о всём Ханаане (ныне называемого Палестиной), а не о полосочке земли шириной в 16 километров!
      
      
       Войти в Землю Ханаана...
      
       9 Ава считается днем траура и по Первому Храму Соломона, разрушенного вавилонским царем Навуходоносором в 586 г до н.э.: "Вавилоняне вступили в Храм в седьмой день месяца Ав и три дня предавались там разным бесчинствам, а в девятый день подожгли его" (Талмуд). Традиция, нашедшая отражение в Мишне (составная часть Талмуда), считает, что в этот день произошло еще три бедствия: "Произнесен был Божественный приговор над выходцами из Египта, чтобы они погибли все в пустыне и не ступили в Землю обетованную... взята была римлянами крепость Бетар... и, наконец, вспахан был, как поле, святой град Иерусалим". Что это были за события, память о которых вошла в траур 9 Ава?
      
       "И говорил Бог, обращаясь к Моше: "Пошли людей, чтобы высмотрели они страну Кнаан ( Ханаан, Земля Обетованная, Д.Г.), которую я даю сынам Израиля, по одному от отчего колена пошлите, каждого вождя из них". " И возвратились они с осмотра страны через сорок дней". И сказали разведчики, что страна та хоть и "течет молоком и мёдом", но не по силам им овладеть и заселить эту страну, мол, обманул их Бог, посулив им невозможное. "И зарыдало всё общество, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и Аарона, "Лучше умерли бы мы в стране египетской, или в пустыне этой умерли бы... Зачем Бог ведет нас в страну эту...?"
       (Тора, Бемидбар(Числа), Гл.13-14, Иерусалим, Шамир,1992 ). Только два вождя из числа разведчиков, Йегошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефунэ, не потеряли силы духа и веры в Божественный дар, и именно они позже поведут народ в Землю Ханаана. За неверие, за трусость, за "плач" и осудил Бог еврейский народ на 40-летнее странствие в пустыне, пока не вымрут все те, кто не верил и только плакал. Ночь того плача пришлась на 9 Ава, так утверждает традиция. В этот день Всевышний вынес приговор, согласно которому вышедшее из Египта поколение было обречено скитаться по пустыне 40 лет и умереть, так и не увидев Страны Израиля (Талмуд).
       "Значит пост в память о Храме все же связан с Землей Израиля. Да и само это название - Земля Израиля, как странно оно звучит. Никто не называет сегодня Россию - землей русских, а Францию - землей франков, а у нас до сих пор не смолкают разногласия о том, как называть это крошечный кусочек средиземноморского побережья, жизнь на котором полностью зависит от дождей, падающих с неба. Так где я живу: в Ханаане, Палестине или Земле Израиля? В Иудее или на Западном берегу Иордана? И есть ли у евреев право жить здесь?
       Возникали ли такие вопросы у других народов? Связь с землей у большинства народов ощущается естественной. Сегодня, по удачному стечению обстоятельств, как полагают некоторые, или, по мнению других, по безграничной милости Создателя, мы вновь долго и трудно овладеваем Землей Израиля. Мы не захотели взять ее, когда они сама упала нам в руки в 1967 году. Не захотели войти в нее, заселить и подготовить восстановление Третьего Храма в наших душах и на Храмовой Горе. Главы нашего народа, так же как и те, прежние разведчики - главы колен, не захотели сделать это сразу, когда была возможность выполнить это практически не встречая сопротивления. "Мы маленькие как кузнечики в глазах мирового общественного мнения, - сказали они, а весь арабский народ - как великан, как мы будем с ним воевать". И тогда история повторилась, и в наказание нам приходится вновь и вновь завоевывать Иудею и Самарию, хотя и сегодня не обходится без "чудес" или "случайностей" в нашу пользу" (А. Энтова).
      
       Не тот ли "плач и страх" сегодня среди леваков и "вождей" в Израиле, готовых отдавать и отдавать Землю Израиля, Святую Землю, Землю Обетованную, арабам, большинство которых, собственно, никогда тут и не жили, дабы умилостивить их, хотя те откровенно и неоднократно заявляли - "Сбросим евреев в море"!...
      
       "В 20 веке евреи так же грешили взаимной ненавистью, из-за которой был разрушен Второй Храм. Но эмансипация и ассимиляция, с одной стороны, а Катастрофа с другой, грозили уничтожением евреев как народа, после чего, возможно, остался бы только иудаизм, как религиозное течение. Этого не случилось. Сионистам светским и религиозным, социалистам и ревизионистам удалось объединиться с живущими здесь религиозными евреями для провозглашения государства. Вновь появился стержень национальной жизни. Сегодняшнее государство Израиль - это не убежище ( в Австралии евреям пока безопаснее), и не исполнение заповеди о святой жизни в Святой Земле (нигде так грубо не травят религиозных евреев, как в Израиле). Мы не ценим нашу историю и отдали арабам на разграбление наши древности. Если мы осознаем, для чего жить нам в этой маленькой и жаркой стране, с агрессивными соседями и высокими налогами, с резервистской службой и лжецами-политиками, то у нас появятся силы и возможности "быть свободным народом в своей стране" ("Атиква"). Это и будет та "дорога, что ведет к Храму". Если же личное выживание и благополучие превыше всего, если "права желудка" важнее памяти сотен поколений о разрушенном Храме, если политкорректность важнее могил праотцев, то мы недостойны нашей страны, и нам ее не удержать ни оружием, ни мирными договорами" (А. Энтова)..
       9 Ава как Божье наказание на века?
      
       Еврейская традиция считает еще целый ряд трагических событий, начало которых выпадает на 9 Ава. Так, Девятого Ава 135 г. н. э. пал последний оплот еврейских повстанцев, а вождь восстания Шимон Бар-Кохба был убит. По свидетельству римского историка Диона Кассия, в сражениях той войны с поработителями- римлянами погибло пятьсот восемьдесят тысяч евреев, были разрушены пятьдесят укрепленных городов и девятьсот восемьдесят пять поселений; почти вся Иудея превратилась в выжженную пустыню.
       Девятого ава в 1095 году папа Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого "воины Иисуса" убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин. Девятого ава в 1146 году, во время второго крестового похода, были организованы погромы в еврейских общинах Германии и Франции.
       Девятого ава в 1290 году началось изгнание евреев из Англии. На следующий день после девятого ава в 1306 году был издан указ об изгнании евреев из Франции, причем все свое имущество они должны были оставить. Девятого ава в 1348 году европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы ("Черной смерти"). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств. Девятого ава в 1492 году король Испании Фердинанд II и королева Изабелла I издали указ об изгнании евреев из Испании, в 1555 году - евреи Рима переселены в первое в истории гетто, в 1567 году были переселены в гетто остальные евреи Италии.
       В тот же день, Девятого ава: в 1648 году началась резня десятков тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Хмельницким и его сподвижниками,
    в 1882 году в России начались погромы еврейских общин в пределах черты оседлости, в 1914 году началась Первая мировая война, принесшая неисчислимые бедствия еврейским общинам Восточной Европы, в 1942 году началась депортация евреев из Варшавского гетто и начал действовать лагерь смерти в Треблинке.

    Наверно, достаточно оснований для траура в судьбе одного народа? И еще
       после всех этих трагедий и ужасов еврейский народ считают "избранным" и за это
       все антисемиты осуждают евреев, хотя сами евреи знают только одно - вся их "богоизбранность" только в том, что Бог доверил им Тору и заповедал Землю Ханаанскую, да наложил столько предписаний за это, которые бы ни один народ
       не выдержал. Евреи выдержали, как народ сохраняются уже четыре тысячи лет,
       дав Миру Тору, иудаизм, Заповеди Моисея, Иисуса Христа и христианство, т.н.
       иудео-христианскую цивилизацию современного мира. Вот в этом, да, в этом и
       есть избранность еврейского народа.
      
       Правила и обычаи, касающиеся Поста 9 Ава, наиболее подробно кодифицированы Маймонидом, а затем Иосефом Каро. Общим правилом траура в день Поста 9 Ава является приравнивание его к трауру по ближайшему родственнику. Последняя трапеза до начала поста должна состоять не более чем из одного блюда без мяса и вина. Предписано соблюдение в течение всего поста: полное воздержание от еды и питья; воздержание от купания (можно лишь ополаскивать руки в гигиенических целях); воздержание от пользования парфюмерией; запрещение работать или заниматься делами. В Иерусалиме в день 9 Ава принято идти к Стене плача. Вечером накануне этого поста в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы и т. п. Евреи, строго следующие традиции, начинают соблюдать траур по разрушению Храма уже за три недели, то есть с поста 17 Тамуза.
      
       Главное, конечно, знать и не забывать историю своего народа. Ныне множество книг и статей, отрицающих всё - и историю, и воззрения, и археологию, и катастрофы в жизни еврейского народа. То Моисей неизвестно откуда взявшийся египтянин, то Тору написали совсем не те, то Катастрофы вовсе и не было, да и
       Храма тоже не было, как и выдуманы, мол, сами Давид и Соломон... И пишут эти "вещи" и... евреи тоже. В России о таких говорят: "Иваны, не помнящие родства". А как сказать про евреев-отрицателей, готовых пуститься во все тяжкие ради мусульманских дотаций, ради собственного "имиджа" в глазах мусульман, леваков
       ("защитников" прав всего человечества, особенно арабов-"палестинцев"), прочих антисемитов, которым в принципе глубоко наплевать на этих самых евреев-отрицателей. И бить и убивать их будут точно так же, как и всех остальных евреев, дай им только волю. Что в истории наблюдалось так часто, что не перечислить...
      
       Грустные мысли в этот печальный День, Пост 9 Ава...
      
       Давид Генис июль 2007
      
      
      




    0x08 graphic
    0x01 graphic

    0x01 graphic
      
      
  • Комментарии: 7, последний от 29/07/2012.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 26k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка