Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Пророк Иеремия. История Евреев

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 10/04/2014.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 14k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 6.28*6  Ваша оценка:


      
       Пророк Иеремия ( Ирмийя) в истории Израиля
      
       Давид Генис
      
       ... Картина кисти Рембрандта. На ней изображен уставший старик, знающий правду, в которую никто не хочет верить. Он видит и понимает кошмар всего творящегося вокруг него. Но он не в силах ничего изменить. Его призывы, его пророчества никто не хочет принимать всерьез. Его народ ждут серьезные, возможно, роковые, потрясения.
      
       Что он может еще сделать? Он видит то, что будет: "...вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет". Нет уже сил. И он, этот старик, сидит уставший, измученный, отвергнутый всеми. Луч света в рембрандтовском стиле освещает только лицо глубоко страдающего человека, только его высокий лоб мудрого пророка, и руку, это, кажется, сейчас то, единственное, что его еще поддерживает...
      
       На мой взгляд, это не просто портрет, это - образ трагедии еврейского народа, которая будет сопровождать его веками и тысячелетиями. Перед Вавилонским пленением - не верили. Перед римским разгромом - не верили и дрались между собой. Перед Холокостом не верили, что это возможно... И сейчас в Израиле вновь повторяется неверие в возможную катастрофу в расчете, что, как в Ноевом ковчеге, хищник с ланью мирно будут соседствовать. Но сегодня Ближний Восток совсем не тот библейский ковчег...
      
       Имя ему - Иеремия. Пророк Иеремия. Так его имя пишется в христианской
       русскоязычной Библии. В еврейской Библии (Танах) его имя произносится как Ирмийя (Ирмияху). Джоан Комэй в своей книге "Кто есть кто в Ветхом Завете" (1993) назвал его "гигантом еврейского пророчества". Известный историк С.М. Дубнов (1910): "...великий народный трибун, воплощенная совесть народа".
      
       Иеремии выпало жить в тяжелое для Иудеи время. Он родился около 645 г. до н.э. на территории колена Биньямина, в нескольких километрах от Иеруслима, в селении Анатоте. Это был городок левитов, храмовых священников. Отец, Хелкия, тоже был священником. Понятно, что мальчик получил хорошее религиозное образование в этой богобоязненной семье.
      
       Уже юношей он почувствовал в себе дар пророка. В Книге Иеремии (в Танахе и Ветхом Завете) читаем: "1:(4) И было сказано мне слово Г-сподне: (5) ... Я посвятил тебя, пророком народов Я поставил тебя. ...(9) И простер Г-сподь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Г-сподь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои". В 626 - 622 годах он начал выступать с проповедями.
      
       К тому времени уже наметился упадок могущества Ассирии. В Иудее это почувствовали. Усилилось стремление к возрождению национально-религиозных
       обычаев и образа жизни. Царь Иосия (Иошия) в 621 году начал ремонт здания Храма. К этому времени относят якобы случайную находку старинной священной книги, в которой были записаны законы и поучения. Дубнов считает, что священники просто прятали эту книгу (свиток) во время жестоких репрессий от предшествовавших царей. Когда царю Иошии прочитали текст, он был поражен тем, насколько современные ему обычаи, перемешанные с языческими, отличались от заветов Моисея. И еще его поразило, что выступления пророков были направлены именно на возрождение и исполнение законов Моисея, описанных в этом найденном свитке. Иошия восстановил роль Иерусалимского Храма как главного святилища и роль священников в жизни страны, изгнав язычников.
      
       Дубнов пишет: "Так совершилась в Иудее реставрация национальной религии и законодательства. Это была первая реформа в силу авторитета священной книги. Обнародованная при Иошии, она вошла в состав Торы под именем Второзаконие".
       В это время египетский фараон решил захватить часть слабеющей Ассирии и двинулся к Евфрату. Но царь Иошия отказался пропустить его войска, боясь попасть под владычество Египта. Произошла битва в долине Мегиддо, вблизи кармельских гор. Иудеи потерпели поражение, царь Иошия погиб. Хозяином страны стал фараон.
      
       Удар для народа был тяжелый. Почувствовав почти освобождение от гнета ассирийцев, попасть под гнет египтян, и под власть царя, поставленного египтянами и не поддерживавшего реформы Иошии... Опять начали торжествовать язычество, всяческие культы, разврат, произвол властей, усилились налоги.
       Тон выступлений, проповедей и пророчеств пророков изменились. Они стали обличать и царя, и аристократию, призывали их к раскаянию. Те в ответ начали применять карательные меры. Известный в то время пророк Урия, например, был схвачен, обезглавлен, труп выброшен.
      
       Несмотря на все жестокости, Иеремия не мог молчать. Он стал во главе оппозиции.
       Обращаясь к новому царю, он говорил: "...У тебя же глаза и сердце обращены только к корысти и пролитию невинной крови, к грабежу и произволу". И он предрекает царю (!): "Как погребают осла, так его похоронят, вытащат и бросят далеко от ворот Иерусалима".
      
       Иеремия "не мог щадить и пороки общества, ложь официальной религии, казенный патриотизм продажных государственных деятелей"(Дубнов). Уверен, будь пророк Иеремия сегодня, для него нашлось бы немало чего клеймить в современном Израиле... К сожалению великому, пророк не просто далекая история. Это и сегодняшний день. Вот его слова (пророк говорит всегда от имени Б-га): "Не убаюкивайте себя обманчивыми словами... вы крадете, убиваете и предаетесь распутству, лжете..., идете за чужими богами... Я отвергну вас". Тяжело...
      
       Не любят люди правду выслушивать. Древний грех "человеков". Во время одного из пророчеств Иеремии о том, что Храм будет разрушен в наказание за безверие, толпа потребовала его смерти. На суде пророк заявил: "Ягве велел мне говорить всё то, что вы слышали. Исправьтесь, послушайтесь Бога - и он отменит бедствие, которое предназначил вам. Я же в ваших руках; делайте со мною, что хотите".
      
       В 606 г. до н.э. Ассирия была разгромлена Вавилоном. Взошла звезда царя вавилонского Навуходоносора, эпоха Вавилонской империи. В Иерусалиме вновь возникло желание "горячих голов" потягаться, добиться независимости. Но силы были явно неравны. И Иеремия , предвидя, что борьба с могущественной Вавилонией к добру не приведет, призывает правительство и народ Иудеи примириться. Он считал, что в сложившейся ситуации главное в свободе духовной жизни народа. Он предсказывает, что в случае сопротивления Иерусалим будет разрушен. Это была трезвая оценка ситуации. Но в это никто не хотел верить.
      
       Но когда войска Навуходоносора подошли к Иерусалиму, царь изъявил покорность и обязался платить дань. Через три года, решив, что Вавилону не до него, царь отказался ее платить. Расплата последовала мгновенно. И царь с семьей, и многие "сановники, представители аристократических семейств, священников и оружейных мастеров, принадлежавших к антивавилонской партии, были вывезены в Вавилон" (Дубнов).
      
       Победители "посадили" на престол нового царя. "Царь Цидкия, человек нерешительный, менее всего пригодный для управления государством в момент острого кризиса, постоянно колебался между партией войны и партией мира, между политикой сопротивления и политикой покорности. ...Царь не направлял ход событий, а подчинялся ему" (Дубнов). И в какой-то момент его уговорили выступить против всесильного владыки. Иеремия, желая предупредить народ об опасности этого безумного шага, появился перед Храмом, надев на шею деревянное ярмо и повесив на себя цепи. Это было предупреждение. Но его опять не услышали. Царь и его сторонники пошли на конфронтацию.
      
       Чем кончилось? В июне 586 года войска Навуходоносора ворвались в Иерусалим.
       Началась резня. Сыновей царя Цидкии убили на его глазах, а его самого ослепили, заковали в цепи и отвезли в Вавилон. Храм Соломона и царский дворец разграбили, сожгли и разрушили. Крепостные стены Иерусалима разрушили. Многих жителей увели в плен. Так началось знаменитое Вавилонское пленение иудеев. Так был разрушен Первый Храм, Храм Соломона.
      
       Иеремия ушел в Мицпу, к северу от Иерусалима, к своему другу Годолии, который был назначен правителем страны. Но вскоре Годолия был убит. А его сторонники, решив, что на них может пасть подозрение, бежали в Египет, забрав с собой и Иеремию. И здесь он тоже выступал против поклонения чужим богам. В Египте он и умер в 580-м году до н.э.
      
       Иеремия известен благодаря "Книге Иеремии", самой большой из писаний Пророков. Она вошла и в еврейский Танах, и в христианскую Библию. Эта Книга стала свидетельством драматизма того времени для Иудеи, и исповедью одинокого и ранимого человека. "Ни один другой персонаж Ветхого Завета не рассказывает так трогательно о своем внутреннем конфликте" (Джоан Комэй).
       Вот что он говорит о себе: "16:1-8. И было сказано мне слово Г-сподне: Не бери себе жены, и пусть на месте этом не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей. ... Ибо так сказал Г-сподь: не входи в дом скорби и не ходи причитать, и не оплакивай их. ... И не входи и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить".
      
       Он обращается и взывает к народу. Нет, не слушает его пророчества народ: "5:3
       Г-споди! Ведь к истине (обращены) очи Твои! Ты бьешь их, а они словно не чувствуют; Ты сокрушаешь их, а они не желают внять наставлению; стали лица их тверже скалы, не желают возвратиться". И этот человек терзается и стонет, душа его говорит людям словами от Б-га, но они гонят пророка: "15:10. Горе мне, мать моя, что родила ты меня человеком раздора и спора со всею землею: никому не давал я в рост, и никто не давал в долг мне, а все проклинают меня". И мысль - уйти в природу, стать отшельником...
      
       Но уйти от людей, бросить их, не взывать к их разуму с предупреждением о грядущих бедствиях и призывом соблюдать веру отцов и заветы Моисея, он не в силах. "20:9. И сказал я (себе): не стану больше напоминать о Нем и не буду говорить именем Его; но было (слово Г-сподне) в сердце моем, как огонь пылающий, заключенный в костях моих; и извелся я, сдерживая (его), и не мог (более)".
      
       Пророк Иеремия (Ирмийя) - замечательный пример служения людям. Не занимая никаких должностей, не имея возможности что-либо делать конкретно, далеко не всегда пользующийся вниманием и поддержкой народа, а иногда и преследуемый,
       он всегда оставался криком совести и благоразумия. Он был активным борцом за высокую духовность своего народа. Несмотря на все несчастья, обрушившиеся на еврейский народ, он верил в его будущее и боролся за его будущее силой своего пророческого дара.
      
       Почитаем отрывки из главы 31 Книги Иеремии:
       (22) Так сказал Г-сподь, Б-г Йисраэйлев: еще скажут слово это в стране Йеудейской и в городах ее, когда возвращу Я пленных их: да благословит тебя Г-сподь, обитель правды, гора святая! (23) И (вновь) обоснуются в ней Йеудеи вместе со всеми городами своими - земледельцы и ходящие за стадом. (24) И напою Я душу утомленную, и насыщу всякую душу скорбящую.
       ...(26) Вот, наступают дни, - сказал Г-сподь, - когда засею Я дом Йисраэйля и дом Йеуды семенем человека и семенем скота. (27) И ...буду Я бдительно следить за ними, чтобы строить и насаждать, - сказал Г-сподь. ...(30) Вот, наступают дни, - сказал Г-сподь, - когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз, (31) Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, - сказал Г-сподь;
      
       Тут прерву чтение и сделаю короткую остановку. Вышеприведенные слова
       ("30. Я заключу новый союз" ) в христианской Библии (Синодальное каноническое издание) трактуется как "новый завет" и таким образом, мол, Иеремия предрек
       появление Нового Завета христиан. Но этот термин ввел впервые апостол Павел уже в новой эре, т.е. спустя несколько сот лет, "определяя самого себя и своих сотрудников "служителями Нового Завета" (см. Библию).
      
       Но что, на самом деле, говорит Иеремия дальше? А дальше идут такие слова: "(32) А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: - сказал
       Г-сподь, - вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом. ...(35) Так же, как не исчезнут предо Мною законы эти, - сказал Г-сподь, - так и семя Йисраэйлево никогда не перестанет быть народом предо Мною. (36) Так сказал Г-сподь: как нельзя измерить (высоту) небес вверху и изведать основы земли внизу, так и Я не отвергну все семя Йисраэйлево... сказал Г-сподь".
      
       Как видим, речь идет только о народе Исраэля и о Торе. И как бы ни хотелось христанской церкви всё переиначить и евреев в свое "лоно" записать, могу только ей посочувствовать. Сизифоф труд никогда не был успешным. И пророк Ирмийя потому в еврейском Танахе и истории еврейского народа ценится, что всю жизнь боролся за судьбу и чистоту души и веры евреев, еврейского народа, не мысля ни себя, ни народ свой, в другой вере... И насколько же убеждения, призывы и пророчества Пророка Ирмийи актуальны и сегодня...
       Давид Генис 28 июня 2008
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 10/04/2014.
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 14k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 6.28*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка