Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Пурим.2007

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 60k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:


      
      
       Пурим - праздник еврейского народа
      
       Давид Генис
      
       С о д е р ж а н и е
      
        -- Пурим - праздник спасения еврейского народа
        -- Эстер - жена персидского царя
        -- Аман решил уничтожить иудеев
        -- Злоба Амана повернулась против него же
        -- Спасение еврейского народа
        -- И установили иудеи праздник
        -- Спекуляции антисемитов
        -- И российские антисемиты туда же
        -- Антисемиты на выдумки хитры...
        -- К чему я всю эту грязь цитирую?
        -- Царь Ахашверош - провокатор!
        -- Казнь десяти нацистов в Нюрнберге - казнь десяти сынов Амана?
        -- Кто же такой Аман?
        -- Еще немного о царе Ахашвероше
        -- Значение событий, описанных в Свитке Эстер
        -- Место Пурима в еврейской истории
        -- В чем тайна вечности и святости Свитка Эстер
        -- Книга Эстер и современность (Х. Гаврияху)
        -- Для евреев Пурим - праздник Победы и Спасения
        -- Подарки друг другу и подаяние бедным
      
      
       Ежегодно, вот уже более двух тысяч лет, еврейский народ празднует Пурим, праздник Спасения еврейского народа! Ежегодно, по еврейскому летоисчислению, праздник наступает вечером 13 Адара и продолжается весь день 14 Адара. Перед ним евреи весь день постятся, соблюдают Пост Эстер (если же вклинивается суббота, как, например, в 2007 году, то пост Эстер соблюдают на сутки раньше, ибо поститься в субботу нельзя). И еще деталь - 15 Адара отмечают Шушан Пурим, это дополнительный день праздника, но об этом - дальше.
      
       С современным календарем, понятно, даты не совпадают. Поэтому ежегодно Пурим приходится на разные дни. Так, в 2007 году, Пурим начинается вечером 3 марта (суббота) и длится весь день 4 марта (воскресенье). Перед этим, 1 марта, Пост Эстер ( с восходом солнца и до появления первых звезд вечером), т.к. в 2007 году вклинивается суббота. День 5-го марта - Шушан Пурим.
      
       1. Пурим - праздник Спасения еврейского народа
      
       Этот праздник посвящен событиям, которые произошли вне Эрец-Исраэль. И разрешается еврею вина напиться "допьяна" (конечно, если он не за рулем!). Вот такие особенности у праздника. Пурим - в честь спасения еврейского народа! Праздник не просто в честь победы, а в честь Спасения!
      
       Событие это случилось в могучей по древним временам Персидской империи, её
       власть простиралась "от Индии до Эфиопии над ста двадцатью семью областями".
       Правил царь Артаксеркс (как называли его греки) или Ахашверош (как называли его евреи). И было это где-то за 300-400 лет до новой эры ( в разных источниках приводятся
       несовпадающие даты).
      
       О том, что произошло в те далекие времена, описано в Книге, или Свитке, Эстер (на иврите - Мегилат Эстер). Этот текст включен в ТАНАХ , в книгу "Кетувим", или "Писания" (Напомню, ТАНАХ включает Тору, или Пятикнижие Моисея, книги "Пророки" и "Писания"). Книга Эстер (Эсфирь) включена и в Библию, канонические книги Священного Писания (Ветхий Завет), изданную с благословения Святейшего Правительствующего Синода. Подчеркиваю это специально для российских читателей. Честный человек весь текст Книги Эсфирь прочитает (а это, фактически, всего несколько страниц). Дремучие антисемиты и лжеисторики текст перевирают, цитируют выборочно, и делают на этой основе идиотские выводы, будучи уверенными, что никто текст подлинный читать не будет. Но к этому я еще вернусь.
      
       В день праздника Свиток Эстер будут читать во всех синагогах мира. Об этом событии рассказывает и Иосиф Флавий, римский историк и писатель первого века новой эры, в книге "Иудейские древности", причем он здесь использует не только текст свитка Эстер, но и другие, не дошедшие до нашего времени, источники.
      
       2. Эстер - жена персидского царя.
      
       О чем же рассказывает Свиток Эстер? Властелин, царь персидский Ахашверош (Артаксеркс) однажды устроил в своей столице Шушане (Сузы) грандиозный пир. И, по пьяни, решил похвастать перед гостями красотой своей жены Вашти (Астинь, по Библии). Но она, внучка Невухаднецара ( Навуходоносора), явиться отказалась. Царь в гневе изгнал ее.
      
       Придворные начали подыскивать другую жену, устроили смотрины кандидаток. И особо понравилась царю юная красавица Эстер. "И полюбил царь Эстер более всех жен, и она приобрела благоволение его более всех девиц; и он возложил царский венец на голову ее и сделал ее царицей вместо Вашти" (2:17).
      
       Эстер была сирота, воспитанница своего дяди Мордехая, ученого и мудрого праведника, происходившего из колена Беньямина, уважаемого члена еврейской общины Шушана. Однажды стало известно Мордехаю о том, что готовится заговор против царя. Рассказал он об этом Эстер, она - царю. Казнили тех заговорщиков. "И было это записано в книгу летописи перед Царем" (2:23).
      
       3. Аман решил уничтожить иудеев.
      
       За счастливую женитьбу на Эстер царь был благодарен Аману, одному из своих приближенных. "Возвеличил Царь Ахашверош Амана, агагитянина, и вознес его, и поставил кресло его выше всех князей, которые у него. И все служители царские... кланялись и падали ниц перед Аманом, ибо так приказал Царь... А Мордехай не поклонится и не падет ниц" (3:1).
      
       Разгневался Аман на такое непочтение, а узнав, что тот иудей, "задумал Аман истребить всех иудеев, которые были во всем царстве Ахашвероша, как народ Мордехаев"
      
       Обратился он к Царю Ахашверошу: "...во всех областях царства твоего есть один народ среди других народов, но обособленный от них; и законы их отличны от законов всех народов, и законов Царя они не выполняют, и Царю не стоит оставлять их (жить в стране). Если Царю угодно, то пусть будет предписано уничтожить их и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки служителей царских, чтобы внести в казну царскую" (3:8-9). Так Аман положил начало "политике" - решать финансовые проблемы за счет грабежа и убийства евреев.
      
       Аман разослал от имени царя ко всем народам империи указ (привожу в сокращении): "Великий Царь повелевает: всех этих людей перебить с их женами и детьми без всякой пощады, дабы никто, движимый состраданием, не осмелился ослушаться сего моего указа. Я желаю, чтобы указанное истребление (евреев) совершилось... и чтобы мы, повсюду подвергнув в один день поголовному истреблению врагов наших, могли жить мирно и спокойно" (Иосиф Флавий).
      
       В Свитке Эстер это записано кратко: "И посланы были письма через гонцов во все области царские, чтобы убить, погубить и истребить всех иудеев, от малого до старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, т.е. месяца Адара, а имущество их разграбить. Список с указа велено было отдать как закон в каждую область, объявляемый для всех народов, чтобы они были готовы к тому дню" (Мегилат Эстер 3:13-14; Библия, Ветхий Завет, Книга Эсфирь, 3:13-14).
      
       4. Злоба Амана повернулась против него же.
      
       О тайном письме узнал Мордехай и "наказал ей (Эстер), чтоб она пошла к царю и молила его о помиловании и просила его за народ свой". Но обращение к царю без его приглашения каралось смертью и, естественно, первой реакцией Эстер был испуг и отказ.
      
       И сказал ей Мордехай: "Не думай в душе своей спастись в доме царском из всех иудеев. Ибо если ты промолчишь в такое время, то свобода и избавление придут к иудеям из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для того ли ты и достигла достоинства царского" (4:13-14).
      
       И сказала Эстер в ответ Мордехаю: "Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня, не ешьте и не пейте три дня, ни ночью, ни днем, и я ... буду поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, а если мне погибнуть, то погибну". (4:15-16). В память этого перед праздником Пурим и установлен Пост Эстер.
      
       И предстала Эстер перед царем, и пригласила его и Амана к себе на вечерний пир, где она и расскажет о своей просьбе. На пиру она попросила еще об одной такой же встрече на следующий день. Аман ушел после пира у царицы радостный, поведав друзьям о великом почете быть единственным приглашенным на пир царя и царицы. Но не мог он забыть о пренебрежении Мордехая. И друзья посоветовали приготовить виселицу и просить у царя на завтра разрешения повесить Мордехая.
      
       Но "в ту ночь бежал сон от Царя", видимо, не мог он понять поведение царицы и ее загадочную просьбу. Чтобы скоротать ночь, приказал принести "памятную книгу дневных записей" и читать ее. И тут обнаружилась запись о том, как Мордехай спас жизнь царя. "И сказал царь: "Какая оказана почесть и отличие Мордехаю за это"? Сказали служившие при нем: "Ничего не сделано ему" (5: 1-3).
      
       Утром явился Аман к царю, не терпелось ему получить разрешение на расправу с
       ненавистным иудеем. И сказал ему царь: "Что бы сделать тому человеку, которого царь хочет отличить почестью"? Аман решил, что речь идет о нем, и ответил: "Пусть принесут одеяние царское, в которое одевался царь, и коня, на котором ехал Царь, когда возлагали царский венец на голову его. Пусть облекут того человека, которого хочет Царь отличить почестью и выведут его на коне на городскую площадь, и провозгласят перед ним: так делается человеку, которого Царь хочет отличить почестью".
      
       Но по закону того времени никто, кроме царя, не мог садиться на его коней, их после
       смерти царя убивали. И тайное желание Амана царь разгадал, и ужаснулся, поняв, что тот возомнил себя равным царю и метит на его трон. И заставил царь Амана, чтобы именно тот надел царские одежды на Мордехая, спасителя царя, и усадил его на царского коня и провел по городу.
      
       А на втором пиру Эстер призналась, что она еврейка и просит царя спасти её народ, об уничтожении которого Аман от имени царя уже разослал указ. Тут же один из царских служителей доложил о том, что Аман приготовил виселицу для Мордехая. Царь был ошеломлен. В гневе он приказал повесить Амана на той самой виселице.
      
       5. Спасение еврейского народа.
      
       Царь подписал новый указ, который дал право иудеям защищаться, он подтверждал, что царь на их стороне и взял их под свою защиту. В Свитке Эстер записано так ( Гл.8, стих
       11-13): "О том, что позволяет Царь иудеям, которые во всяком городе, собраться и встать на защиту жизни своей: истребить, убить и погубить всех вооружившихся из народа и из области, которые готовы напасть на них, - с детьми и с женами, и имущество их разграбить, в один день во всех областях Царя Ахашвероша, в тринадцатый день двенадцатого месяца, т.е. месяца Адара. Список с этого указа велено было отдать как закон в каждую область, объявляемый для всех народов, чтобы иудеи гоовы были к этому дню мстить врагам своим".
      
       Иосиф Флавий цитирует, по-видимому, полный текст этого письма ("Иудейские
       древности", 1994, т.1, с.464-465) (привожу в сокращении. Д.Г.): "... И вот ныне Аман, родом амалекитянин, человек чуждый персам по происхождениюь своему, ...тут достиг у всех великого почета..., но не был в состоянии достойно отнестись и не сумел разумно пользоваться великими благами; ...При этом он даже посягнул на моего благодетеля и спасителя, Мардохея (у Флавия и в христианской Библии принято имя Мардохей, в Свитке Эстер в Танахе пишется - Мордехай, что более правильно соответствует переводу. Д.Г.) и на мою подругу в жизни и на престоле, Эсфирь, злобно и обманным образом добиваясь их гибели. ...Я же, поняв, что обреченные этим негодяем на гибель иудеи отнюдь не преступники, но являются наилучшими подданными ... не только освобождаю этих иудеев от всякого определенного им Аманом наказания ... но желаю, чтобы им был оказываем всевозможный почет. Того же, который повел против них интригу, я повелел повесить вместе со всем родом его перед воротами города Суз. Вам же я повелеваю вывесить копию этого указа во всем царстве, оставить иудеев в покое и предоставить им жить по их собственным законам, оказав им поддержку во всех тех случаях, если бы им на тринадцатый день месяца Адара пришлось отражать лиц, которые вздумали бы их в этот день обидеть. Этот день ... станет для них днем спасения вместо гибели ...и пусть все достаточно приготовятся к вышеуказанному дню, чтобы отразить врагов своих".
      
       Читаем Свиток Эстер дальше: И "в день, когда враги иудеев надеялись одолеть их, вышло наоборот, что сами иудеи одолели ненавидевших их... И перебили иудеи всех врагов своих..., а на грабеж не простерли руки своей". "И собрались иудеи, которые в Шушане, также и в четырнадцатый день месяца Адара, и убили триста человек, а на грабеж не простерли руки своей". "И прочие иудеи, которые в областях царских собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть спокойными от врагов своих, и убили из ненавидевших их семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей"
       (9: 1-16).
      
       Обращаю внимание на очень важную деталь - в указе, составленного Аманом, было дано указание не только убить всех евреев, но и "имущество их разграбить". А во время отпора иудеев, защищавших свою жизнь, никто из иудеев "не простер на грабеж руки своей", и это в свитке подчеркивается трижды.
      
       В антисемитской литературе в России очень любят указывать, что якобы евреи тоже всегда убивали. Но они убивали врагов своих, защищая свою жизнь, и никогда не ставили целью грабеж. Совершенно обратное мы наблюдаем во время погромов в последующие века в Европе и России.
      
       6. И установили иудеи праздник.
      
       На следующий день после победы, а именно 14 Адара, иудеи повсеместно праздновали свое спасение. И в память об этом было установлено, что день 14-го Адара станет праздником для иудеев на все времена. И только в столице Шушане бои продолжались два дня, 13 и 14-го Адара, и там отпраздновать победу смогли только пятнадцатого Адара.
      
       Поэтому в календаре и появился Шушан Пурим, этот второй день отмечают чаще в городах, которые в те времена были обнесены крепостными стенами (сегодня, например, к этой категории относятся города Иерусалим, Йерихо и некоторые другие). Но и другое практикуется. Если некоторые люди в первый день по каким-то причинам не смогли присутствовать в синагоге при чтении Свитка Эстер, они могут прийти в Шушан Пурим в синагогу и проведут чтение. А где-то и два дня празднуют.
      
       В Свитке записано: "И дни эти должны быть памятны и празднуемы из рода в род, в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и дни эти Пурима не отменятся у иудеев и память о них не исчезнет у потомков их". Обо всех событиях того времени сказано в свитке: "Все это записано в книге летописей Царей Мидийских и Персидских".
      
       Почему праздник назвали Пурим? Аман, намечая дату уничтожения иудеев, бросал "пур", то есть жребий (пуру, на аккадском языке, относится к группе семитских языков,
       родственнен древнееврейскому). Только жребий тот повернулся против самого Амана, и в назидание этого и использовали слово "пур" в названии праздника, в смысле известной пословицы: "Не рой яму другому, сам в нее попадешь", или по еврейской традиции: "Не желай другому того, чего не желаешь себе самому".
      
       В Свитке записано, что праздник установлен Мордехаем и царицей Эстер. "Подробный
       рассказ о возвышении Мордехая, о том, как возвеличил его царь, - все это записано в книге
       летописей царей мидийских и персидских" (10: 2).
      
       Вот что пишет о Мордехае Краткая Еврейская Энциклопедия: "В клинописных табличках конца царствования Дария I или начала царствования Ксеркса упоминается
       чиновник по имени Мардука (имя Мордехай - производное от вавилонского имени, что нередко встречалось среди евреев этой страны), которого некоторые исследователи
       идентифицируют с библейским именем Мордехай. Существует также предположение,
       что место, занимаемое евреями в документах семьи Мурашу (эпоха правления наследников Ксеркса - Артаксеркса I и Дария II ),- в противоположность отсутствию
       всякого упоминания о них в более ранних документах, - соответствует сообщению
       Библии, что Мордехай "искал и достиг добра народу своему (10:3)".
      
       И далее там же сообщается, что "Мордехай стал визирем у царя. В определенной степени
       в Мордехае можно видеть прообраз придворного еврея позднейших времен. Он верно служит царю, спасает его от заговорщиков, борется с личным врагом, но в то же время не
       забывает о помощи своему народу и выручает его в беде"
      
       7. Спекуляции антисемитов.
      
       Теперь еще об одной стороне этого праздника, введеного мудрецами по просьбе Эстер. Они поначалу не соглашались, опасаясь этим вызвать враждебное отношение к иудеям. Эстер, сославшись на то, что история чудесного спасения уже записана в царских хрониках Персии, настояла на своем. И в Талмуде есть упоминание о мудрецах, сказавших ей - "ты восстановишь против нас язычников". Великий мудрец средневековья Раши объяснил: "...потому что мы радуемся их поражению".
      
       Мудрецы не зря беспокоились. Упоминание в Свитке тысяч убитых жителей Персидской империи всегда было "козырем" в руках антисемитов. Черной памяти
       Геббельс (министр пропаганды у Гитлера) когда-то заявил: "...кто еще, кроме евреев, сделал на массовой гибели безвинных себе праздник Пурим?"
      
       Сразу надо уточнить, о каких "безвинных" здесь говорится? Указом, который составил Аман, предписывалось жителям всей страны "убить, погубить и истребить всех иудеев, от малого до старого, детей и женщин..., а имущество их разграбить".
      
       Иосиф Флавий пишет: "Когда этот указ прибыл во все города страны, все (персы) очень обрадовались предстоящей резне среди евреев. В Сузах уже распределили заранее жертвы". Но антисемиты и лжеисторики никогда (повторяю, никогда!) не цитируют эту часть указа-предписания, составленного Аманом.
      
       И когда вторым указом царя иудеям было дано право на самооборону и защиту, это был указ о том, что "позволяет царь иудеям собраться и встать на защиту жизни своей: истребить, убить и погубить всех вооружившихся, которые готовы напасть на них". И враги напали, но в день 13-го Адара иудеи уже были готовы отразить нападение, и этот день стал днем борьбы евреев за свою жизнь и имущество, днем борьбы с теми "безвинными" врагами, которые были готовы убивать и грабить евреев.
      
       Проф. Х.Гаврияху пишет: "Немецкий реформатор Мартин Лютер, живший пятьсот лет тому назад, в перевод Книги Эстер включил свои антисемитские представления, описывая Эстер как типичную презренную еврейку, пылающую желанием проливать кровь неевреев. Не все... понимают, что указ об уничтожении евреев не был отменен, как того просила Эстер. Царь Ахашверош всего лишь издал новый указ, разрешающий евреям защить себя. В реальности произошла битва между евреями и их врагами. И погибшие были с обеих сторон. Но автор Мегилата был настолько потрясен явным чудом - победой евреев, что он не счел нужным упоминать, насколько горячей была эта битва и каковы были потери евреев. Автор озабочен подсчетом числа погибших врагов, ибо очень хотел подчеркнуть величие чуда".
      
       Ради этого логично и явное преувеличение летописцем числа убитых врагов. Если допустить реальность этих нескольких десятков тысяч погибших, то это было бы достаточно четко отражено в персидских летописях, которые велись тщательно.
      
       8. И российские антисемиты туда же.
      
       Почему я вспомнил Геббельса? В России издана книга Ф. Буровского "Евреи, которых не было". Обыкновенная "наукообразная" черносотенная писанина. И там такая фраза насчет праздника Пурим, выданная как собственная "научная идея", но почти дословно повторяющая слова Мартина Лютера и Геббельса: "Насколько мне известно, еврейский народ - единственный в истории народ, который превратил память об одном из учиненных им погромов в праздник. Я ошибаюсь? Тогда приведите мне примеры такого рода! Хотя бы один или два".
      
       (Та же фразеология фашиста Геббельса, очень четко характеризующая позицию, на которой находится и автор упоминаемой книги. Но в России, где фашизм далеко не на задворках ныне обитает, и идеологию которого во многом исповедуют даже те, кто выдает себя за объективных "ученых" и "историков", это неудивительно).
      
       Автор ради "убедительности" цитирует Свиток Эстер, но только последнюю его часть, где говорится о торжестве евреев. О том же, что был издан указ царя о повсеместном уничтожении иудеев (с подачи Амана), а затем указ царя, разрешивший иудеям защищаться, автор даже не упоминает, и получается, вот какие жестокие евреи, поубивали персов ни за что, ни про что, и радуются этому уже не одно поколение.
      
       Сей "автор" просит привести ему хотя бы два подобных примера. Опять же демагогия элементарная и спекуляция - вся история человечества в войнах, и сколько праздников, утвержденных в честь побед. По логике этого "знатока" не стоит и праздновать День Победы 9 мая, ведь сколько миллионов немцев и их союзников поубивали! Звучит логично - как же можно праздновать? Если только не знать, что немцы первыми напали дабы "убить, погубить и истребить всех, от малого до старого, детей и женщин,...а имущество их разграбить".
      
       Антисемитами всегда земля российская славилась. Вот и В.В. Шульгин, кстати
       тоже еще задолго до Буровского, написал: "Первый в истории типичный погром, то есть массовое истребление жизней, устроили сами евреи. Мало того, они до сих пор ежегодно празднуют это кровавое деяние".
      
       Много написано о погромах евреев в царской России, не смыть с ее памяти эти кровавые, ничем не оправданные, массовые откровенно бандитские вакханалии "во славу царя и отечества". Вот и пишут, и пишут "российские патриоты", за неимением собственных идей и оправданий, переписывая друг у друга одни и те же обвинения. Мол, евреи первые придумали погромы.
      
       Персы ничего об этом не пишут, ибо не было погрома, была война, какие часто случались и в древности. Но вот "патриотов" и "знатоков" типа Геббельса, Шульгина, Буровского и иже с ними, уж очень тема, надуманная ими, волнует. Обидно только, что и среди евреев есть те, кто верят всем этим буровским и даже на полном серьёзе цитируют их...
      
       9. Антисемиты на выдумки хитры...
      
       В коричневой литературе России, кажется, преобладают две тенденции, не дающие покоя "патриотам": изо всех сил стараются доказать, что именно русский народ самый
       великий и древний в мире, некогда владевший чуть ли не всем миром и памятью чего
       являются, например, египетские пирамиды, где захоронены ...русские князья тех древних
       времен. Но все же Библию создал еврейский народ и богоизбранным народом все же считается именно еврейский народ. Это не дает покоя... И потому все силы коричневой литературы брошены против евреев. И хоть их уже почти и не осталось в России, но с завидным упорством всё штампуют и штампуют антисемитские книги и статьи, пытаясь доказать, что евреи - не люди, не народ, что все беды от них и что евреи вообще "евреи, которых не было", т.д. и т.п.
      
       Валерий Каджая (статья "Угроза Пурима отступила") рассказал еще об одной выдумке одного из российских патриотов, диакона, которому по перепитию пришла в голову "идея" и , воскликнув, "а и где я", сел писать книгу. Написал. Ни имя того диакона, ни название его книги не хочу рекламировать, очень коротко перескажу, о чем написал в ответ В. Каджая.
      
       Суть утверждения диакона - Клара Цеткин - еврейка, и когда "партия поставила задачу
       придумать женский праздник, она вспомнила об Эсфири...". И, начисто забыв Б-жьи
       заповеди ("Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и другие), диакон
       "сочинил" (вот именно, что сочинил!) не статейку, а книгу. Основные аргументы диакона:
       "Для Клары Цеткин Пурим ... это то, что с детства входит в сознание иудея... Так безосновательно ли предположение, что... женское революционное движение связывалось
       с именем Эсфири...Возможно, в тот год, когда было принято решение праздновать Международный женский день, праздник Пурим пришелся как раз на 8 марта. Так, мол, и
       закрепилось...". Слова-то какие у него - "предположение", "возможно", ну, точно бред с
       перепития...
      
       Что же отвечает ему В. Каджая? Клара Цеткин - не еврейка, и родители ее никогда не были евреями. Отец ее, Готфрид Эйснер, преподавал в приходской школе закон Б-жий и
       играл в местной кирхе на органе (в чем ему любила помогать маленькая Клара). Фамилию
       свою она получила от мужа, народовольца, сбежавшего из России.
      
       В 1910 году, на Международной социалистической конференции, по предложению
       Клары, приняли резолюцию, в которой было сказано: "...ежегодно проводят Женский день,
       который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права". Причем же тут праздник, если речь идет о политической борьбе. И только в СССР
       после Указа Верховного Совета от 8 мая 1965 года, день 8 Марта стал нерабочим днем,
       стал праздником. Уж связать советское правительство с праздником Пурим даже диакон
       не осмелится...
      
       Официальное название 8 Марта в календаре памятных дат ООН: "День за права женщин
       и международный мир". И тут о празднике - ни слова. В. Каджай возвращает нас в давние
       времена: в 1910 году по предложению Елены Грюнберг (тоже чистокровной немки) была
       принята дата... 19 Марта, в честь победы берлинских рабочих в 1848 г. И в 1911 г этот день отмечали именно 19 Марта ( в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии). Через год
       в этих же странах День женщин отмечали 12 Марта. В 1913 году в России отмечали - 2 Марта. В 1914 году повсеместно отмечали Международный Женский День в воскресенье, 8 Марта. Так он и закрепился за этой датой.
      
       И еще замечание. Дни Пурима в те же годы: в 1911 г. - 14 Марта, в 1912 г. - 3 Марта,
       в 1913 г. - 23, и в 1914 г. - 12 Марта. Сопоставьте с датами предыдущего абзаца! Этот
       пример я привел как очень демонстративный фокус в практике антисемитов. Все их "идеи" возникают в том же бреду, что и у того диакона. Нет слов...
      
       10. К чему я всю эту грязь цитирую?
      
       Надо понимать, что не все так просто вокруг. Сейчас Россия все делает, чтобы эмигрантов-евреев сделать патриотами России, даже пенсии им выплачивает, выезды консулов "на места" организует. Но в то же время откровенный антисемитизм и фашизм не только на бытовом уровне там процветают. Даже поднялись они на планку Госдумы без всякой государственной реакции. Россия продает современное оружие Сирии, Ирану, Хизболле, Хамасу тоже из великой "любви" к евреям и Израилю.
      
       Хочу повторить слова из статьи известной российской правозащитницы Валерии Новодворской: "Я перебираю века и не нахожу, в чем упрекнуть этот древнейший народ по правозащитной линии... Люди Книги, имеющие неслыханный интеллектуальный потенциал и то моральное преимущество, что никогда не были палачами, но всегда жертвами".
      
       11. Царь Ахашверош - провокатор!
      
       И еще важная и существенная деталь. Как-то забывают о том, что Ахашверош подписал указ об уничтожении еврейского народа. Он даже не задумался о том, что подписал указ об уничтожении целого народа! И позже, узнав правду, не отменил свой указ, а издал второй указ, разрешив евреям защищаться. Ахашверош выступил здесь как
       истинный провокатор, он понимал, что на евреев нападут, и что евреи будут защищаться.
       Он понимал, что будет война и будут, следовательно, жертвы с двух сторон. Но он ничего,
       ничего (!) не предпринял. Значит, те семьдесят тысяч погибших персов целиком на совести царя Ахашвероша, это он подставил свой народ на гибель! Лжеисторикам и лжезнатокам из России и прочих стран пора бы согласиться, что вина не на евреях, не евреи убивали, а евреев на протяжении всей истории убивали и продолжают убивать! А вот царь Ахашверош - провокатор, и это факт!
      
       12. Казнь десяти нацистов в Нюрнберге - казнь десяти сынов Амана?
      
       В 1946 году в Нюрнберге были осуждены и повешены десять крупнейших нацистских преступников. Просматривается как бы аналогия с казнью десяти сыновей Амана. Мы читаем в последней главе свитка Эстер:
       "И перебили иудеи всех врагов своих... И в Шушане, городе престольном, убили иудеи... и Паршандату, Дальфона, Аспату, Порату, Адалью, Аридату, Пармашту, Арисая, Аридая, Вайзату - десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, врага иудеев, умертвили они, а на грабеж не простерли руки своей... И сказал царь Эстер, царице: "...И каково желание твое? И будет удовлетворено оно для тебя; и какая просьба твоя? И она будет исполнена". И сказала Эстер: "Если угодно царю, то пусть бы позволено было иудеям в Шушане и завтра делать то же, что и сегодня; и десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве", И сказал царь, чтобы сделано было так, и дан был указ в Шушане, и десятерых сыновей Амана повесили". (Мегилат Эстер, 9:5-14).

    Рав Зеев Мешков (2003) по этому поводу пишет, что просьба Эстер представляется странной. Ведь уже сказано, что десять сыновей Амана были убиты. В свитке имена убитых сыновей Амана записаны в столбик, одно под другим, и это намекает на то, что они уже были повешены, живые или мертвые, и именно в том порядке, в каком они висели на столбе, они и перечислены.

    Единственный правильный ответ, по мнению З. Мешкова, в том, что Эстер обладала пророческим даром и знала, что в будущем вновь возникнет ситуация, когда захотят полностью истребить еврейский народ, как это было во времена Ахашвероша. И Эстер просила не у персидского царя, а у Царя царей - чтобы это преступление не осталось без возмездия. Произнося слово "Царь", праведница Эстер всегда обращалась в Высшую инстанцию и только делала вид, будто бы просит о милости царя из плоти и крови.
      
       И действительно, в 21-й день месяца тишрей 5707 года по еврейскому летоисчислению в Нюрнберге были осуждены и повешены 10 нацистских преступников (1946 - 1947 гг). Как тогда писала газета "Нью-Йорк Уокер", один из приговоренных по имени Штрайхер (основатель и редактор издания "Дер Штюрмер") закричал, когда ему на голову одели черный мешок: Purimfest "Праздник Пурим"!
       Cвиток короткий, в печатном виде это всего нескольких страниц. Основных персонажей в нем всего несколько. Однако неожиданно Свиток вводит еще десять персонажей. Они ничего не совершают, в развитии сюжета не задействованы, однако Свиток Эстер тщательно перечисляет их имена. Так звали десятерых сыновей Амана, которых повесили победившие евреи.
      
       Есть намек на то, что это событие содержится в самом свитке Эстер: согласно существующим уже 2300 лет правилам (то есть с момента написания свитка Эстер) каждый писец, переписывающий свиток Эстер, обязан писать в именах сыновей Амана некоторые из букв маленькими и одну большой. При взгляде на имена, записанные в столбик на пергаменте и так же появляющиеся во всех печатных изданиях, тут же бросаются в глаза буквы "тав", "шин" и "зайн", отличающиеся от остальных букв своим уменьшенным размером, и буква "вав" в последней строчке, написанная так, что она опускается намного ниже строки. Это указание на год, когда произошли события, похожие на Пурим, хотя и при более трагичных обстоятельствах (З. Мешков).
      
       В синагоге на Пурим перед перечислением имен "сыновей Амана" синагога затихает, чтец Свитка набирает в грудь побольше воздуху, и произносит все десять имен одной скороговоркой. По Галахе (закону) чтения свитка - все 10 имен чтец должен прочесть на одном дыхании, подчеркивая этим, что все они были заодно.
      
       13. Кто же такой Аман?
      
       Почему он так люто ненавидел евреев, что решил их всех уничтожить? Аман , из племени амалекитян, потомок Агага (о котором известно из 15-й главы 1-й книги пророка
       Шемуэля (Самуила) (Танах). Амалек - не просто еще один народ, воевавший с иудеями, они напали на евреев еще тогда, когда те вышли из Египта и были ослаблены, не имея ни земли, ни богатств. Это была и осталась беспричинная ненависть.
      
       Когда первый иудейский царь Шаул (Саул) разгромил бандитское племя амалекитян, он не выполнил предписание Всевышнего, переданное ему пророком Шемуэлем, оставив жизнь их царю Агагу. Царь Шаул проявил человеколюбие. Черта, свойственная многим евреям, особенно исповедующих левые взгляды и "истину" о любви к человечеству вообще. Даже, если это "человечество" не имеет лица человеческого, как , например, "палестинцы", фанатики-исламисты...
      
       Результатом человеколюбия Шаула и явился потомок Агага, Аман, хранивший ненависть к иудеям и проявившийся в Персии. С тех пор имена Амалек и Аман стали нарицательными для евреев, символизируя ненависть, затмевающую разум и даже элементарные моральные ценности, заложенные и в христианстве " Не убий!". Повесили Амана и всех его сыновей. Но след свой они оставили. Амалек как бы растворился среди других народов. И стали они беспричинно исповедывать антисемитизм.
      
       Эта ненависть не поддается никакому объяснению, никакому рациональному анализу.
    Пишут на эту тему все, но никто даже близко не приблизился к истине. Амалек готов
       вредить евреям всегда и везде, даже если это ему не несет никакой выгоды. Просто
       ненавидят, и - всё! Мы жили в одном из городов Казахстана, и в нашем многоквартирном
       доме появилась пожилая супружеская пара, дворник и уборщица. Приехали они где- то
       в восьмидесятых годах из западной Украины. На вопрос, зачем они из Украины приехали к нам, в трудный по климату город, они ответили: "та жиды там все места позанимали"! Спрашивается, какие "жиды" их "места" дворника и уборщицы могли там занять? В них просто внутри сидел Амалек (Аман)... Маленький пример большого явления...
      
       Раввин А. Штейнзальц так сказал: в обращении Амана к царю Ахашверошу по поводу
       евреев (иудеев) содержатся три условия, необходимые для вспышки антисемитизма. Первое: наличие самого Амана или того, кто играет его роль в конкретных исторических
       ситуациях. Второе: глубокая ненависть к евреям. Третье: безразличие властей, которые если сами и не иницируют антисемитские акции, но не склонны им препятствовать.
      
       К сожалению, все эти три условия, о которых говорит раввин, в так называемой современной цивилизации и демократии сохранились полностью и не просто сохранились, а верховодят политикой и поведением очень многих стран и народов. Аман как кукла-неваляшка. Его бьют. Вешают.А он все равно тут как тут, если надо евреям напакостить... И Свиток Эстер в этом нам четкое напоминание. Может быть, мудрецы потому и предрекают ему вечность, что знают, Амана и Амалека (антисемитизм) не искоренить логическими методами, и евреям надо постоянно помнить, что только "объединившись в городах своих" евреи смогут "одолеть врагов своих"?!
      
       14. Еще немного о царе Ахашвероше
      
       При чтении Свитка Эстер (Эсфирь) создается впечатление, что главный злодей это Аман. Да, он злодей, он хотел физически уничтожить весь народ еврейский (Не забудем, что Персидская империя охватывала в те времена все земли от Индии до Эфиопии).
      
       Но вот что пишет Лев Кацин: "Однако мудрецы считают, что как бы ни угрожал нам Аман, опасность исходящая от Ахашвероша, была еще большей". Да, этот царь далеко не был другом евреев. Во время грандиозного пира, который он устроил (с описания которого
       начинает свой рассказ и Свиток), царь использовал священные сосуды, вывезенные из
       разрушенного иерусалимского Храма.
      
       Но и это еще не все. Почему был пир? Согласно пророчествам Исайи и Даниэля, через
       семьдесят лет после разрушения Храма Всевышний вернет еврейский народ в Израиль и
       будет восстановлен Храм. Но семьдесят лет прошло, и - ничего. И Ахашверош решил
       громко отпраздновать это. И настоял, чтобы на пир пришли и евреи. Чтобы они доказали
       свою лойяльность, что они уже - персы, а не евреи, чтобы евреи навсегда забыли о своей
       мечте о возврате в Израиль. Знакомое явление? Конечно. Ассимиляция евреев - давнее
       стремление всех диктаторов, сидящих на "тронах" и в церквях. Аман (и амановцы) хотел
       физически уничтожить евреев. Ахашверош (и ахашверошевцы) стремился к духовному
       уничтожению евреев, к ассимиляции еврейского народа. Оба врага хороши...
      
       Вспомним Мордехая. Зачем он намеренно вызывал ярость Амана, оказываясь на его пути и не кланяясь ему? Мордехай видел, что часть евреев приняла приглашение царя,
       участвует в торжествах, т.е. они готовы к ассимиляции. Мордехай понимал, что это к добру не приведет, ибо чем больше евреи стремятся подчеркнуть свою "хорошесть" для
       других народов и не выделяться среди них, тем это оборачивается для них печальнее. Вспомним евреев Германии, они себя уже считали "немцами" и старались быть больше немцами, чем сами немцы. Гитлер с ними быстро разобрался...
      
       Мордехай, намеренно провоцируя Амана, хотел своим примером как бы пробудить евреев, спасти от ассимиляции. И события Пурима ( как и вся последующая история)
       пример того, что стремление к ассимиляции не способствует затуханию ненависти. Евреи
       принимали христианство, евреи перенимали имена и языки окружающих народов, евреи
       старались, старались, старались не отличаться... Так логично сделать другой вывод - не
       прятаться, а "собраться иудеям в городах своих... чтобы никто не мог устоять против них"
       и чтобы "перебили иудеи всех врагов своих"! Понимаю, сколько ни говори слово "халва",
       во рту сладко не станет. Но где взять ту "халву", чтобы всем евреям стало "сладко"?! Тем
       более, что евреи никогда не стремились причинить боль другим, всегда только думали о
       своей безопасности и возможности жить мирно и свободно.
      
       15. Значение событий, описанных в Свитке Эстер
      
       Проф. Х.Гаврияху: " С точки зрения внутреннего ощущения вавилонское изгнание было самой большой травмой для еврейского народа. Никто в Иерусалиме не верил, что Храм может быть разрушен и Иерусалим может попасть в руки врага. "Ни цари земли, ни жители мира не могли представить себе, что противник и враг войдут в ворота Иерусалима" ("Эйха 4:12). Люди наивно полагали, что если они молятся в Храме, - их не сможет одолеть никакое зло. Когда Иерусалим был разрушен и Царство Иудеи изгнано, народ поначалу впал в отчаяние.
      
       С другой стороны, вавилонское изгнание также отмечает величайший водораздел в еврейской истории. Изгнанники из Иерусалима и Иудейского Царства не оставили своей веры в Единого Бога, даже когда жили в Вавилонии, столицы самого настоящего идолопоклонства. В ходе этого изгнания они по-новому стали верить в вечность народа Израиля - народа, который должен вернуться на свою древнюю Родину; народа, чье вечное существование гарантировано естественными и сверхъестественными силами, как Солнца и Луны (Иеремия, 31-33; Исайя 60)
      
       Книга Эстер - это историческая повесть, подробно излагающая, как сверхъестественная сила хранит существование Израиля. Рассказчик и чтецы Мегилы (Свитка Эстер) не сомневались в том, откуда пришли "помощь и спасение евреям". Точно также никому в голову не могло придти сомневаться в том, что если Мордехай представляет еврейский народ - никакой злодей, противник, враг не сможет устоять перед ним. Более того, рассказчик верит, что история Книги Эстер и Пурима послужила религиозным и психологическим фактором в существовании еврейского народа в изгнании, дающим оптимизм и надежду".
       16. Место Пурима в еврейской истории
       Вавилонская империя была основана Навуходоносором в 442 г. до н.э. Он царствовал сорок пять лет. Его внук Валтасар, вступив в третий год своего правления, устроил пир, который вошел в историю как образец дикой оргии. В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже его дед: он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем пиршестве. Валтасар погиб в ту же ночь (как разъясняет Талмуд, он был наказан за свою наглость). Он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом. Дарий процарствовал год, а Кир после него - менее трех лет.
       Кир, персидский царь, разгромивший Вавилонское царство, перевел свою столицу в город Шушан (Сузы) в земле Элам. Туда же переехали Мордехай и Даниэль. К Эламу, резиденции царской власти, были обращены надежды еврейского народа.
       Через пятьдесят два года после разрушения Храма Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении Храма в Иерусалиме. Указ Кира был издан за четыре года до событий, описанных в Свитке Эстер. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены.
       В 368 г. до н.э. Ахашверош взошел на трон Персидской империи, всего через два года после того, как Кир отдал приказ о восстановлении Храма (По другим данным, Ксеркс I , или Артаксеркс II, или Ахашверош, взошел на трон в 486 г. до н.э. и, конечно, меняются и все другие даты. Но я сейчас не буду останавливаться на этом. Д.Г.). Новый царь не был другом евреев. У тех, кто только начинает знакомиться со Свитком Эстер, может создаться впечатление, что он был всего лишь добродушным пьяницей, находившимся под влиянием Амана. Однако это не так. Его жена, царица Вашти, внучка Навуходоносора, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм, и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец делу, начатому Киром. После того, как из Иерусалима пришло письмо, написанное врагами евреев во главе с сыновьями Амана, в котором говорилось, что строительство Храма на самом деле лишь предлог для восстания евреев против метрополии, Ахашверош запретил продолжать работы в Иерусалиме. Он был только рад внять советам своей жены и донесениям своих наблюдателей ( рабби Н.Шерман).
       Но когда Аман пытался убедить Ахашвероша в том, что евреев можно уничтожать безнаказанно, царь, хотя и ненавидел евреев, колебался. "Я боюсь, что их Б-г сделает мне то же, что сделал Он моим предшественникам", возражал он.
       Третий год своего царствования он отпраздновал стовосьмидесятидневным пиром, с описания которого начинается Свиток Эстер. И он тоже, чтобы ознаменовать свое освобождение от страха перед пророчеством Иеремии, сделал то, что ранее бы не дерзнул: осквернил священные сосуды Храма. Но он избежал мгновенного возмездия, так как, согласно воле Б-га, он должен был стать отцом того, кто исполнит слова пророков, то есть Дария II, сына Эстер, при котором был восстановлен Храм.
       Н. Шерман пишет о том., что ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер. Теперь евреи должны были понять, что не только небесный огонь и расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть проявление Его воли. Свиток Эстер - это единственная из двадцати четырех книг Танаха, в которой не упоминается имя Б-га. Талмуд разъясняет нам, что слово "Царь" в Свитке является указанием также и на Б-га, Царя вселенной; тем не менее, то, что Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг Священного Писания. Это совсем не случайно. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Б-г был скрыт от людей за тысячи завес. Именно в это время, в земле Элама (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события составили причудливые цепи причинно-следственных связей, которые, в частности, были изложены в Свитке Эстер. а впоследствии привели к восстановлению Храма.
       17. В чем тайна вечности и святости Свитка Эстер?
      
    РаМбаМ писал: "Все Книги Пророков и Писаний утратят свою силу в эпоху Машиаха кроме Свитка Эстер, который будет так же вечен, как Пятикнижие Моше и законы Устной Торы. "И дни эти, дни Пурима, не отменятся у иудеев, и память о них не исчезнет у их потомков"" (9:28).

    В чем тайна вечности Свитка? По мнению рава Шломо Горена, ответ заключается в четырех вечных принципах иудаизма, которые проявились и раскрылись для евреев в тот критический период, когда произошли события Пурима. Свиток Эстер говорит не только о том, что происходило в тот период в Персии, но и о том, что произойдёт в мире в будущем.
    Ш. Горен перечисляет эти четыре принципа.
      
    Принцип 1: Полное и абсолютное отрицание Галута.. События Пурима учат, что пребывание Ам Исраэль (еврейского народа) в Галуте, изгнании - это национальная и духовная опасность для Израиля в целом и реальная угроза (как в физическом, так и в духовном смысле) для каждого отдельно взятого еврея. Когда заходит речь о евреях, народы мира забывают про элементарные социальные законы, которые гарантируют индивидуальное и национальное существование человека в обществе. Слова Торы: "И не найдёте вы спокойствия среди народов" почти всегда сбывались дословно, выражая горькую и истинную действительность для евреев, рассеянных среди народов мира.

    Принцип 2: Божественное провидение над Израилем. Мегилат Эстер (Свиток Эстер) учит нас, что Провидение действует скрытым образом, прячется среди многочисленных деталей событий, каждая из которых - звено единой цепи. Мы видим, что на первый взгляд малозначительные детали времени, места, формы объединяются в великом круговороте событий и людей и в конце концов оказываются нужными и соединенными в единую картину.

    Принцип 3: Амалек. Ещё один важный аспект, скрытый среди событий Пурима - память о вечной войне и ненависти Амалека к еврейскому народу. Манифестом потомка Амалека, Амана, была ненависть к евреям. Понятие "Амалек" является источником испорченности и зла в мире, и эта сущность всегда проявляется в человеке или группе людей, которые декларируют ненависть к еврейскому народу и хотят его убить. Эта война является символом контраста между светом и тьмой, между добром и злом, хорошим и плохим, и именно по этой причине Тора заповедовала нам помнить, что олицетворяет Амалек, и сохранять нашу ненависть к корню мирового зла.
      
       Принцип 4: Прямота и чистота в войне. Слова Торы "И будет ваш стан святым" являются постоянным напоминанием о том, что цель войны в Израиле - защита личной и национальной безопасности Израиля. Три раза повторяет Свиток Эстер, что евреи "на
       грабеж не простерли руки своей". Это - истинный эталон святости армии-победительницы. Ибо речь шла не о богатстве и личных интересах воинов, а о спасении и чести всей нации, как написано: "И собрались евреи из других провинций царя, чтобы защитить себя, и обрели покой от своих врагов - а на грабеж не простерли руки своей".

    18. Книга Эстер и современность (проф. Х.Гаврияху)
      
       Тема Книги Эстер и антисемитизма имеет также современную перспективу. Немецкий исследователь, профессор Ганс Бедтке из Лейпцига, написал обширную интерпретацию Книги Эстер, сознательно удаляя все антисемитские тона, взлелеянные священниками и христианскими читателями в соответствии с их переводом Мегилы.
      
       Некоторое время назад Всемирная конференция протестантских церквей, собравшая вместе в швейцарской Женеве представителей церквей - последователей учения Мартина Лютера. Они публично постановили, что сегодня протестанты отмежевываются от антисемитизма Мартина Лютера. В этом они последовали примеру католической церкви, которая на своем Втором Экуменическом Совете опубликовала документ, отменяющий обвинение евреев в Богоубийстве (что, кстати, отказалась сделать русская православная церковь Д.Г.).
      
       Причиной этих изменений в христианстве были в какой-то мере ужасы Катастрофы, но главным образом они связаны с созданием Государства Израиль. В течение 1600 лет христиане издевались над евреями, утверждая, что их изгнание было окончательным, навсегда. История показала, что эти насмешки были необоснованными. Удивительное создание суверенного, независимого еврейского государства на земле наших отцов, после такого длительного времени, было ударом по христианской теологии. Главные конфессии начинают изменять теологические концепции, существовавшие столетиями.
      
       С отмежеванием от лютеровского антисемитизма, выразившемся, в частности, в переводе Книги Эстер и замечаниях на неё, Книга Эстер начала восприниматься как религиозный рассказ с гуманистическими тонами, который рассказывает о том, как справедливость побеждает зло.
      
       19. Для евреев Пурим - праздник Победы и Спасения.
      
       Потому и празднуем и радуемся! А для всех Аманов (хоть Сталин или Гитлер, хоть российские "патриоты", европейские "либералы" всех окрасок или исламские бандиты) мы - скрежет зубовный. Виноват еврей перед всем "миром" только тем, что живет на этом свете и погибать не хочет, сопротивляется, да еще смеет свои победы праздновать!
      
       И собираются евреи в синагогах по всему миру в День Праздника Пурим, и читают Свиток Эстер, и благодарят Всевышнего за чудо спасения и победы! А в семейном кругу кушают праздничные блюда: гоменташи, или хументаши, (треугольные пирожки с маком и сладкой начинкой), халы с изюмом, индийскую курицу (индейку), бобы и семечки (в память о вегетарианке Эстер), тушеного барашка, или креплах (мучные клецки с начинкой), в общем, накрывают праздничные столы по обычаям своим и не забывают вино выставить!
      
       Праздник, да еще какой! Пить, так пить, гулять, так гулять! И пусть антисемиты исходят слюной и скрежетом зубовным, это - их проблемы, и пусть они их решают в своих "государственных думах"!
      
       20. Подарки друг другу и подаяния бедным
      
       В законы празднования Пурима Мордехай внес одно существенное добавление: подарки "друг другу и подаяния бедным" (9: 22). Почему это связано именно с праздником Пурим? Какая связь между подарками бедным и спасением еврейского народа от истребления?
      
       Интересная идея по этому поводу содержится в комментарии "Мегилат старим": Когда Аман предлагает Ахашверошу уничтожить евреев Персидской империи, он говорит: "Во всех областях царства твоего есть один народ среди других народов.... и царю не стоит оставлять их (жить в стране)" (3:8). Этим подчеркивается их разобщенность, что дает возможность легко их истребить. А когда евреи получили позволение защищаться, о них сказано: "Собрались иудеи в городах своих, ...и никто не мог устоять против них" (9:2).
      
       Когда евреи живут каждый сам по себе, в этой ситуации "Царю не имеет смысла их держать" (Мидраш утверждает, что везде, где в Мегилат Эстер слово "Царь" употребляется отдельно, без имени "Ахашверош", имеется в виду Всевышний). Но когда евреи объединяются ради общей цели - уничтожить своих врагов, перед ними не может устоять никто, ведь Всевышний теперь воюет на их стороне.
          
       Подарки бедным - один из объективных символов национального единства. В праздник все должны радоваться, и для человека естественно послать подарки своим близким и друзьям или денежный подарок двум беднякам. В этот день все евреи должны ощущать себя членами одной дружной семьи (Бродские Ш. и Г.). В общем, все евреи должны праздновать и веселиться!
      
      
       Давид Генис 22 февраля 2007.
      
       Использованная литература:
      
        -- Библия. Ветхий Завет. Книга Эсфирь. Изд. Русского Библейского общества, 1997.
        -- Бродские Ш. И Г. "Уроки Мегелат Эстер". Хроники Иерусалима. МАОФ.
        -- Гаврияху Х., проф. "Книга Эстер и антисемитизм". www.jafi.org.il/ education/
        -- Гейзель З. "Помни, что сделал тебе Амалек". //midrasha.net/books/trad
        -- Каджая В. "Угроза Пурима отступила". "Еврейский мир", 669, март 2005
        -- Кацин Л. "Пурим - история смешанного брака". "ЕМ",  670, март 2005
        -- Краткая Еврейская Энциклопедия. Иерусалим, 1996, т.5, ст. 460-462
        -- Краткая Еврейская Энциклопедия. 1992, т. 6, ст. 888 - 891
        -- Мегилат Эстер (Свиток Эстер). В кн. "Кетувим" ("Писания"), 1978, 197-212.
        -- Мешков З. "Десять сыновей Амана". Бюлл. "Земля под ногами",  38, 2003
        -- Рыбалка А. "Тайна детей Амана". "ЕМ",  671, апр. 2005
        -- Флавий Иосиф. "Иудейские древности", 1900 (1994), т.1, кн. 11, гл.6, 457-465
        -- Франк М. (составитель). "Дни Пурима", ТОДАА, Иерусалим (книга)
        -- Шломо Г., рав. "Четыре секрета Свитка Эстер". //midrasha.net/lessons.php
        -- Шерман Н., рабби. "Место Пурима в еврейской истории". Machanaim (интернет).
        -- Штейнзальц А. "Пурим", издание "Мекор Хаим". www.judaicaru.org.
        -- Эпштейн Раиса. "Размышления о Мегилат Эстер". www.rjews.net/raisa-epshtein/
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
        
      
      
      
      
      
       0x01 graphic
      
      
      

      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 60k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка