Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Рехавам (Ровоам) - 1й царьиудейского (Южного) царства

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 09/03/2016. 43k. Статистика.
  • Статья: США
  • Иллюстрации: 4 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Рехаваме (Ровоаме)- 1-м царе Иудейского царства после раскола монархии Соломона.Это дополненный и частично переработанный вариант первой статьи, опубликованной в 2012 г.


  •    Рехавам (Ровоам), 1-й царь Иудейского (Южного) царства
       Давид Генис
      
       Часть 1. Библия о Рехаваме
      
       В 2005 году попал в Париж. Посетил Нотр Дам. Всё там было интересно, но больше всего поразили скульптуры 28-ми иудейских царей на фронтоне знаменитого Собора. Пробовал посчитать, кого знаю или хотя бы помню... Имена Саула, Давида и Соломона на слуху. А кто был за ними? Вот и решил "удариться" в историю царей иудейских. Начну с первого, с Рехавама.
      
       0x01 graphic
       Париж. Нотр Дам. 28 иудейских царей на фронтоне храма. Фото Давида Гениса
      
      
       После смерти царя Шломо (Соломона) его царство распалось на две части - Израиль (Северное царство) и Иудею (Южное царство). Почему? Трон Соломона по наследству перешел к его старшему сыну Рехаваму. С иврита это имя переводят как "легче (шире) стало народу", как "умножение народа". Ошибся мудрый Соломон, назвав так сына своего. Ибо в расколе отцовского наследия Рехавам оказался одним из виновников и не умножил он народ, а разделил его на многие века. Сыночку этому, когда престол отцовский занял, уже сорок один год шел. Можно было бы и помудрее быть, да вот, не вышло...
      
       Уже при Соломоне напряженность между южными и северными коленами давала себя знать. И податями северян больше облагали, и повинностями трудовыми обременяли. Скрипели, но повиновались. Царя Шломо (Соломона) и уважали, и терпели, и боялись.
       Но всё когда-нибудь кончается: "И почил Шеломо с отцами своими, и погребен был в городе Давида, отца его, и стал царем Рехавам, сын его, вместо него" (МI 11:43).
      
       Далее я буду брать за основу эту книгу Мелахим I (в переводе "Мосад Арав Кук" с сайта Тора Онлай) из Танаха (Библии). В христианском Ветхом Завете она поименована "Третьей Книгой Царств". И второй оригинальный текст - это книга "Диврэй Айамим II" ("Писания", или Кетувим), в христианской Библии - Вторая Книга Паралипоменон. Рехавам (в русскоязычной традиции - Ровоам) царствовал 17 лет (3Цар.14:21; 2Пар.12:13). По данным Краткой Еврейской Энциклопедии (КЕЭ), Википедии, Д. Малкина и ряда др. царствовал он в 928-911 гг. до н. э..
      
       И пошел Рехавам в Шхем
      
       (12:1) "И пошел Рехавам в Шехэм, потому что в Шехэм пришли все исраэйльтяне, чтобы сделать его царем". Ныне - это город Наблус, "арабский" город на территории т.н. Палестинской автономии. Конечно, сразу вопрос: почему надо было из столицы государства Иерусалима, царю из династии Давида, старшему сыну и законному наследнику Соломона, ехать куда-то в Шхем, чтобы там исраэйльтяне "сделали его царем"?
      
       Нет, не просто всё это случилось. Обстоятельства, и серьезные, заставили Рехавама двинуться в путь. Он "пошел" в Шхем потому, что там собрались представители десяти cеверных колен Израиля, составлявших большинство в стране. Видимо, не просто пригласили "на чай", а выставили серьезные требования. Да и Шхем не был рядовым городом по тем временам. Шхем упоминается в Библии как место собрания всего Израиля: "(Нав. 24:1) И собрал Йеошуа все колена Исраэйля в Шехэм, и призвал старейшин Исраэйля...". Позднее именно Шхем станет первой столицей Израильского царства и местом престола царя Иеровоама. Этот город находился на территории крупного и сильного колена Эфраима, которое претендовало на ведущую роль в племенном союзе. И в данном случае, видимо, именно они настояли, чтобы новоиспеченный царь приехал именно к ним, как бы говоря этим - ты пока не выше нас. Они обращаются к Рехаваму без упоминания его царского сана, не звучит в их обращении и просьба о милости. Они пришли обсуждать серьезную ситуацию. Этот тон обращения самонадеянный Рехавам не учел...
      
       Обращение народа к Рехаваму
      
       На собрании израильтяне обратились к царю, сказав: (12:4) "Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи ныне жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он возложил на нас, - и мы будем служить тебе". Что за "иго"? Например, Соломон обязал их ежемесячно посылать в Ливан по десять тысяч человек на заготовку кедра, увеличил им размеры налогов, сроки воинской повинности и на работах по строительству крепостей. Это был, фактически, принудительный труд, от которого члены его родного колена Иуды были освобождены. Обходили северян и в назначении на ведущие административные и религиозные должности.
      
       Царь ответил, что просит три дня на обдумывание этих требований. Его советники, старейшины, служившие еще Шломо, отвечали ему, сказав: (12:7) "если ты будешь сегодня слугою людям этим, и будешь служить им, и ответишь им добрыми словами, то они станут навсегда твоими рабами". Не пришлись ему по душе советы мудрых. Обратился он к молодым своим друзьям. Он не просто просит их совета, как ответить, а передает и то, как дерзко разговаривает народ, который не только Рехавама, но и Шломо не называет царем, а говорит "твой отец".
      
       Это уже похоже на "тихий" бунт. И в вопросе, который Рехавам задает своим молодым советникам, чувствуется уже в какую сторону он сам склоняется и как нужно ответить. А эти молодые (этим "молодым", как и самому Рехаваму, уже по 40) задиристые и нахальные, посоветовали ему прямо обратное, "разогрели" норов царя. Прибыл он на собрание через три дня и грубо обошелся с представителями северян. Умнее ничего не придумал, как заявить: (14) "И говорил он с ними по совету молодых (людей), и сказал: отец мой возложил на вас тяжкое иго, а я сделаю еще тяжче иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас тернием". По-видимому, под "терниями" подразумевают плётки с колючками? Мы понимаем, что северян не просто заставляли работать, но и секли за провинности. Не было в те времена правозащитников...
       Не внял царь просьбе северян
       Вообще, требования народа, видимо, не были беспочвенными. Царь Шломо строил с большим размахом: Храм, дворец, флот и порт, множество других построек; содержал массу конюшен и лошадей. Его двор был обширен и обилен. Не знаю, насколько реальны баснословные цифры его жен и наложниц, расходы на которых были весьма ощутимы. Поэтому на долю народа приходилась большая нагрузка. И пока это был Шломо, они роптали, но молчали. А когда появился новый царь, которому еще надо было завоевывать расположение и поддержку народа, то ему и были предъявлены требования по уменьшению налоговой и трудовой повинности.
      
       Соломон известен как царь-строитель. Он не стремился воевать. И "окраины", входившие в состав царства при Давиде, в годы правления Шломо начали постепенно от Иерусалима отделяться. Первым восстал Эдом. Затем объявили независимость северные арамейские страны. За ними последовали Моав, Дамаск. Сократилась территория, уменьшились и налоговые поступления. Но "великие" стройки продолжались и требовали денег. Прямой повод поднимать налоги и трудовые повинности.
      
       Серьезные признаки предстоящего разлада и даже распада государства поступали уже Соломону. И хотя слыл мудрейшим из царей, он не сумел (а может и не пожелал) учесть эти сигналы и предостережения. Вот один из этих вызовов: "(МI 11:26) И Яровам, сын Невата, Эфраимлянин из Церэйды... раб Шеломо, и он поднял руку на царя". Фразу "он поднял руку на царя" мы понимаем как попытку прямого или косвенного противостояния царю. Надо понимать, что за Яровамом, который спасался в изгнании в Египте, стояли и его сторонники, прежде всего на территориях десяти колен, и, возможно, достаточно весомые или высокопоставленные. Или надо было бороться с самим Яровамом и его тайными сторонниками, или примать меры по устранению тех причин и поводов, которые могли порождать такое противостояние. Соломон занял, видимо, нейтральную позицию.
      
       И если царю Шломо удавалось ситуацию удерживать в руках, то всё коренным образом изменилось после его смерти. Потому Рехаваму и пришлось ехать в Шхем, понял, что надо удержать ситуацию.
      
    (16) "И увидели все исраэйльтяне, что царь не внял им. И отвечал народ царю, и сказал: что за доля у нас в Давиде? Нет нам удела у сына Ишая! По шатрам своим, Исраэйль! Теперь увидь свой дом, Давид!" И разошлись исраэйльтяне "по шатрам своим". Интересен коммент З. Дашевского на фразу: "Теперь увидь дом твой, Давид". Его можно понимать как, мол, иди, занимайся своим "домом", царствуй только над своим коленом, Йехудой. По объяснению Раши, под "Домом" понимается Храм, и они как бы хотят сказать: "Этот Храм теперь тебе одному только и будет", то есть, "Оставайся со своим Храмом (он нам не нужен), а мы пойдем по своим шатрам (по своим коленам)". Под шатрами в книгах Пророков подразумеваются жилища.
      
       Недовольный народ расходится по своим домам. Он пока не бунтует, он просто ответил ему на его резкое выступление. А Рехавам, долго не думая, тут же послал Адорама (начальника над податью) налоги собирать. Но уже не тут-то было. Возмущенные израильтяне "забросали его камнями, и он умер, а царь Рехавам поспешно взошел на колесницу, чтобы убежать в Йерушалаим". Есть разные мнения, с какой целью послал Рехавам Адорама, с доброй миссией или с жесткой, но этот его шаг оказался "следующей очень большой глупостью, которую совершил Рехавам. Как можно было посылать к народу человека, которого они просто по его должности должны были люто ненавидеть? Это был политически абсолютно неправильный поступок. И после того, как народ убил царского посланника, помириться с царем психологически уже было почти невозможно" (Дашевский).
      
       Так и не поняв, что главное в требованиях Израиля - "иго", то есть принципы, а не только налоги, Рехавам отправляет для переговоров с мятежниками...начальника податей. Мудростью Шломо тут и не пахнет...
      
       0x01 graphic
       Царство Иудея 927 по 526 гг. до н. э.
      
       Всего три дня побыл Рехавам единым Царем
      
       В итоге, реакция северных колен последовала предвидимая. Началось восстание. Возглавил его возвратившийся из египетской эмиграции Яровам бен-Нават из колена Эфраима, которого, как бунтовщика, в свое время изгнал Соломон. Яровам был провозглашён царем союза северных племен Израиля, объявивших себя самостоятельным царством Израиль. Столицей стал сначала Шхем, позже будет Тирца. А Рехаваму остались только земли колена Иуды, части колен Беньямина и Шимона. Куцым стало его царство, которое отныне будут называть Иудеей.
      
       Правда, "побитый" царь решил силой вернуть земли, но он далеко уже был не Давид и не Соломон, хотя и числился их прямым потомком. Пророк Шмай смог всё же отговорить его от этой авантюры, от братоубийственной войны, которую хотел развязать бесталанный Рехавам. "12:21-24. И пришел Рехавам в Йерушалаим, и собрал весь дом Йеудин и колено Бинйаминово: сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать с домом Исраэйлевым, чтобы возвратить царство. И было сказано слово Божье Шемае, человеку Божью: Скажи Рехаваму, сыну Шеломо, царю Йеудейскому, и всему дому Йеудину и Бинйаминову, и прочему народу следующее: Так сказал Г-сподь: не поднимайтесь на войну с братьями вашими, сынами Исраэйлевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушали они слова Г-сподня, и пошли назад по слову Г-сподню".
      
       Шмае удалось образумить "воинственного" царя. Видимо, объяснил ему, что против его воинов из двух-трех колен выступит союз северных колен, которых в несколько раз больше. И психологически смог надавить, заявив, что не от себя говорит, а словами, сказанными ему Богом: Так сказал Господь: "Не поднимайтесь на войну с братьями вашими, сынами израилевыми. Возвращайтесь в дом свой, ибо от Меня это было". Понятно, даже царь, по тем временам, против Бога не мог... Между прочим, и сегодня, в современном Израиле, уверен, пророк Шмая тоже был бы нужен. Очень нужен...
      
      
       И опять идолы и жертвенники...
       У Рехавама были хорошие предпосылки. Он начал, в отличие от Шломо, не мальчиком, а зрелым человеком. И царем он воссел в Иерусалиме, где в силе было Божественное Присутствие. Это уже как бы заранее данный авторитет. Тем не менее и тут он не смог учесть ситуацию. И он не устоял, через три года стал поклоняться идолам, во всяком случае, не препятствовал решительно языческим обрядам и поклонениям.
      
       В главе 14 (Маханаим I) говорится: (22-23) "И делали Йеудеи злое в очах Г-спода, и гневили Его грехами своими, какими они грешили, более отцов своих. И построили они себе жертвенники, и (поставили) столбы и ашэйрим (истуканов Ашэйры) на каждом высоком холме и под каждым лиственным деревом". Строить на возвышенном месте было старым обычаем. На этих жертвенниках, вполне вероятно, могли приносить жертвы не только идолам, но и Всевышнему. Вроде бы не доказано, что Рехавам занялся сам или поощрял занятия других поклонением идолам. Об этом прямо не сказано. И всё же создание жертвенников уже считалось грубым нарушением в условиях действия Храма. После того, как Шломо построил Храм, запрет на построение жертвенников стал вечным.
       Почему - идолы?
       Вообще-то поощрение строительства жертвенников, по логике, было совершенно против его политических интересов. Ведь все левиты покинули Северное царство и примкнули к Рехаваму. Они были уверены, что сын Соломона поддержит их. Они представляли собой большую силу в тех условиях. Поэтому возникает вопрос - царь не понимал, что делал?
      
       Царство Иудея существовало не в абстракции. Соседи есть соседи. Они могут сильно влиять на окружающих. Сразу же вспоминаем о Северном царстве, где служба проводилась как бы где угодно, не надо было отправляться для этого в далекий Храм. А в Иудее действовал строгий закон: хочешь обратиться к Богу, топай в Иерусалим, к Храму. Не служба, а обязаловка какая-то. Не все жили рядом с Иерусалимом или Храмом. Большинству предстояло дальнее и трудное путешествие к Храму, чтобы исполнить долг и провести жертвоприношение.
      
       Неудивительно, что кое-кто в Иудее пытался перенять понятия "свободы" и начал строить жертвенники не очень далеко отходя от своего дома или поселка. Что делать царю, дабы не очень раздражать свой народ? Давить жесткой рукой, или закрывать глаза на все эти "безобразия". Рехавам выбрал второе. За что и стали виновными иудеи в глазах Всевышнего, как записано в книге Мелахим.
      
       Вот что пишет по этому поводу Иосиф Флавий: "По моему мнению, ... когда Ровоам (Рехавам) заметил, что власть его упрочивается, он обратился к несправедливому и безбожному образу действий и стал пренебрегать богопочитанием, так что вскоре заразил своими беззакониями и подвластный ему народ. Ведь параллельно с порчею нравов правителей портятся нравы и у подданных, которые, чтобы извинить распущенность первых, оставляют в стороне собственную свою сдержанность и следуют дурному примеру своих правителей... Это именно и случилось с подданными Ровоама".
       Что-то разумное тоже делал
       Но что-то и понял, да и, видимо, мудрых советников послушал. И начал Рехавам укреплять города и крепости для защиты подступов к стране с востока, запада и юга. Процитирую для точности книгу "Диврэй айамим II" (11:5-11) "он обратил города в Йеудее в крепости; И обстроил Бэйт-Лэхэм, и Эйтам, и Текоа, И Бэйт-Цур, и Сохо, и Адуллам, И Гат, и Марэйшу, и Зиф, И Адорайим, и Лахиш, и Азэйку, И Цору, и Фйалон, и Хэврон".Укрепление 15 городов-крепостей дело серьезное и требующее воли царской и расходов немалых. Там же пишется, что упрочил он эти крепости, и дал им начальников, и запасы продовольствия, обеспечил оружием, и укрепил их весьма основательно. Разумные дела, достойные зрелого царя.
       В Краткой Еврейской Энциклопедии эти данные трактуются несколько иначе: "Согласно II Хр. 11:5-12, Рехавам укрепил города на южной и западной границах своего царства (Бет-Лехем, Ткоа, Адуллам, Лахиш, Азека, Хеврон). Хотя в Библии список городов, которые укрепил Рехавам, предшествует рассказу о вторжении фараона Шешонка I (на иврите Шишак), многие исследователи полагают, что фортификационные работы были проведены после этой кампании с целью противостоять повторному вторжению. Существует также мнение, что список укрепленных городов просто отражает административное деление Иудеи при Рехаваме".
       Историки пишут, что крепости южной линии строились по краю холмистой местности. Они расценивают это как потерю контроля над пустыней Негев и над портом Соломона на Красном море. Не буду вникать в оценку стратегии. Царю было "видней"... На севере крепости не строились, видимо, мечтал Рехавам когда-нибудь вновь присоединить земли своего соседа, Израиля... "(14:30) И была война между Рехавамом и Йаровамом во все те дни". Вообще-то, это не война была между Севером и Югом, а вяло текущие стычки. Скорее всего, Рехавам больше опасался Египта, почему и начал укреплять свои южные границы.
      
       Царь Израиля Яровам (Иеровоам) бен-Нават изгнал проживавших там левитов (священников). Он считал, что посаженные на должности Давидом и Шломо, левиты станут помогать Рехаваму и склонять народ к поклонению Храму в Иерусалиме. (12:26) "(12:26-28. И сказал Яровам..: Если народ этот поднимется в Йерушалаим для жертвоприношения в доме Г-споднем, то обратится сердце народа этого к господину своему, к Рехаваму, царю Йеудейскому, и убьют они меня. И, ...сказал им (людям своим): довольно ходили вы в Йерушалаим".
      
       А ведь левиты занимали не только культовые, но и административные должности по всей стране. И "собрались они со всех пределов своих" в Иудее. Иерусалим наполнился сотнями беженцев - обиженных, потерявших службу и состояния, ибо они "оставили свои поместья и наделы". Нагрузка свалилась на государство и его казну непростая. Брать на содержание беженцев-левитов и израильтян, оставшихся верными Храму и потому тоже перебравшихся в Иудею, было непосильно. Рехавам нашёл выход. Он направил изгнанников служить на границах Иудеи, в строящихся крепостях. Там люди были очень востребованы. Так что это решение оказалось достаточно разумным.
      
       Часть 2. Военные потрясения
      
       Вторжение фараона Египта Шешонка
      
       Пять лет просидел Рехавам на троне в своей ужавшейся Иудее, когда туда вторгся фараон Египта Шешонк (в старом написании - Шишак). Захватил он ряд иудейских городов, подступил к Иерусалиму. "14:25-27. И было, на пятый год царствования Рехавама, Шишак, царь Египетский, поднялся против Йерушалаима. И взял сокровища дома
       Г-сподня, и сокровища дома царского, и взял все; взял и все золотые щиты, которые сделал Шеломо. И сделал царь Рехавам вместо них медные щиты, и отдал их в руки начальникам скороходов, охраняющих вход в дом царя".
      
       Флавий пишет: "Ворвавшись в страну евреев, фараон без боя овладел наиболее укрепленными городами и, утвердившись в них, двинулся против Иерусалима. Сусак (Шушак) без боя овладел городом, потому что Ровоам в страхе открыл ему ворота, и не обратив никакого внимания на (предварительно заключенное с царем) условие пощадить город, принялся за разграбление храма и за расхищение Господней и царской сокровищниц; при этом он овладел несметным количеством золота и серебра и не оставил Ровоаму решительно ничего. Он овладел также золотыми щитами и копьями, которые велел соорудить царь Соломон, а также не пренебрег и золотыми колчанами, которые Давид посвятил Господу Богу. Совершив все это, Сусак возвратился в свою страну". И еще от него фраза: Об этом походе упоминает также и Геродот. Он пишет, что царь Ровоам предоставил Шушаку город (Иерусалим) без боя.
      
       Но есть и другая точка зрения. В библейском сообщении не указано, что фараон захватил город, четко написано: "...царь Египетский, поднялся против Йерушалаима. И взял сокровища дома Г-сподня, и сокровища дома царского...". Речь, скорее, только о захвате ценностей. Приведу мнение Г. Хенкока ("Ковчег Завета, М.,1999): "Подтверждение этого оставил Шишак на рельефе в Карнаке. Во время нескольких посещений Египта я хорошо изучил рельеф и уверен, что в нем нет и намека на... осаду или разграбление Иерусалима. Дальнейшая проверка показала правильность этого впечатления. В одном солидном исследовании ясно указывается, что большинство городов и селений, разграбленных Шишаком, находилось на самом деле в северной части Израиля. "В этом списке отсутствует Иерусалим -- мишень кампании Шишака, если верить Библии. Хотя надпись сильно повреждена, Иерусалим определенно не был включен в список, ибо он составлен в географической последовательности, не оставляющей места для Иерусалима".Что же могло бы объяснить библейское утверждение, будто Шишак "взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского"? Ученые, как я обнаружил, единодушны в том, что фараон окружил Иерусалим, но так и не вошел в него, -- "от него откупились сокровищами храма и дворца Соломона". Сокровища эти скорее состояли из главным образом народных и царских даров Яхве. Подобные предметы -- обычно весьма ценные, изготовленные из серебра и золота -- хранились во внешних помещениях храма -- в специальных сокровищницах, которые постоянно упоминаются вместе с сокровищницами царского дома. "Порой, -- пишет известный библиолог Менахем Харан, -- эти сокровищницы опустошались либо иностранными захватчиками, либо самими царями, когда они нуждались в средствах. Поэтому сокровищницы постоянно то наполнялись, то истощались... Нашествие Шишака, следовательно, не имело никакого отношения к святилищам Храма...". Об этом же пишет и КЕЭ: "...египетская армия овладела крепостями и продвинулась к Иерусалиму. Рехав`ам откупился дворцовыми и храмовыми сокровищами".
      
       Вообще, не совсем понятно. Если в казне было много золота и сокровищ, зачем надо было навешивать тяжелые подати на народ? Понятно, что Рехаваму, который отказался снизить налоги, это вменяется как грех. Почему же это не считается грехом для Соломона, ведь это он ввел тяжелые налоги и повинности? Скорее всего, у Соломона никто не мог решиться потребовать это сделать. А с новым царем можно было и поспорить. С другой стороны, не мог же царь пустить свои золотые запасы в расход на стройки, не учитывая возможные непредвиденные траты! Казна должна полнеть, а не пустеть. Это все государи понимали...
       Почему отдельно говорится о золотых щитах Соломона, которые фараон забрал в числе другой добычи? Видимо, захваченные золотые щиты, как символ, были очень важны. Это были знаменитые щиты знаменитого Шломо, а фараон их захватил. Символ победы? Конечно. А что оставалось Рехаваму делать, дабы прикрыть стыд потери символов? Приказал сделать медные щиты, которые на солнце блестели как золотые. Пусть народ думает, что всё по-старому...
       Египтяне прошли по Иудее без боев?
       Несмотря на многочисленные крепости на юге, египтяне как-то очень быстро осадили Иерусалим. Нет описаний боев или осад. Крепости оказались сами по себе, а поход Шишака сам по себе? Судя по описаниям, огромная египетская армия появляется у столицы Иудеи почти внезапно, обойдя другие населённые пункты и крепости. Конечно, вполне вероятно, целью автора было заострить внимание именно на важнейшем эпизоде осады Иерусалима. Он ведь трактовался как Божье наказание Рехаваму (Иудее) за отступление к языческим поклонениям. А вот и уточнение (в книге "Диврэй айамим"), читаем: II:4. И захватил он укрепленные города в Йеудее, и подошел к Йерушалаиму". Так что не совсем уж и "десант"?
       В происшедшем были обвинения в адрес царя Израиля Яровама (Иеровоама) бен-Навата, ставленника Египта. Он ведь вполне мог желать справиться с Иудеей силами египтян. Значит, мог и пригласить врагов для захвата Иерусалима. Но тут - нестыковка. Он же не напал на ослабевшую Иудею после ухода войск фараона. Ситуация оказалась совсем другой...
       Фараон Шешонк оставил память о себе потомкам в гигантском и знаменитом храмовом комплексе в Карнаке. Археологи обнаружили там каменные орнаменты и подписи к ним. На камне изображены история походов фараона и его трофеи: вереницы покоренных рабов, носилки и повозки с добычей. Тексты-иероглифы описывали победы фараона. И всё это письменное богатство многие века лежало в развалинах. Никто эти древние иероглифы не мог прочитать.
       И только уже почти в наши времена археологам повезло. Во время африканского похода в 1799 году в Египте императора Наполеона, в дельте Нила, недалеко от Александрии возле селения Розетта (название в английском написании, ныне - Рашид), был найден большой фрагмент стелы с надписью на трех языках. Он ныне известен как Розеттский Камень. На нем был высечен один и тот же текст на древнегреческом и на двух вариантах египетского языков (древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим (народным) письмом). Стела хранится в Британском музее. Благодаря одинаковости текста, после долгих усилий, французский ученый Шампальон начал добираться до смысла древних иероглифов, оставленных писцами Шешонка на каменных стенах Карнакского комплекса. В итоге ученые смогли прочитать тексты-иероглифы. Мы узнали историю в изложении египтян. И еще очень важное - это было веским подтверждением достоверности событий, описанных в Библии. Не забудем, Рехавам - сын Соломона и внук Давида. Он - реальное лицо, существование которого подтверждено не только описанием в Библии, но и в независимом источнике - текстах египтян в Карнакском храме. Если был сын и внук, значит, был отец и дед...
       Огромная армия Шешонка покорила все соседние африканские страны. И он двинулся в Кнаан (Ханаан). "II:3. С тысячью и двумястами колесниц и c шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришёл с ним из Египта, - лувиянам, суккитам и кушитам". Войска фараона прошли по средиземноморскому побережью и разгромили Филистию. После этого часть войска двинулась с первой добычей в Египет. По пути, через Беэр-Шеву и оазис Кадеш-Барнеа, они разоряли встречные населенные пункты. Основная же армия двинулась по побережью на север, обойдя иудейские крепости с запада, вторглась в Израиль. На всём маршруте следования Шешонка по Израилю, археологи находят обломки наконечников стрел и копий, куски мечей, следы пожаров. Фараон грабил и двигался дальше. Куда?
       Шешонк: фараон, "побивший" Реховама
       Сколько копий сломано в спорах о достоверности библейский сказаний. В данном случае, свидетелем ее правдивости выступает Шешонк I (или Шешенк), фараон Древнего Египта (правил в 946/43 -- 922 годах до н.э.). Кто он? Соседняя Ливия давно хотела завоевать Египет, силой не получалось. Начали действовать "тихой сапой". В Дельту (низовья Нила) потянулись переселенцы. Содействовали этому и сами фараоны. Им нравились воинственные ливийцы, которых они приглашали на военную службу, в наёмную гвардию. Чтобы обеспечить их преданность власти, фараоны начали им выделять земли, дабы осели они основательно.
      
       В итоге, в зоне дельты долины Нила начали возникать ливийские поселения. Далее, быстро осознав свои возможности, ливийцы начали пробиваться в "высшие круги". Один из них стал жрецом местного бога; правнук последнего (и дед будущего фараона Шешонка I) уже был женат на родственнице фараона. Отец Шешонка I, женатый на царевне-жрице, стал важным сановником, соединившим высшие жреческие (в Фивах) и военные полномочия. Генеалогия рода Шешонка I известна благодаря стеле Пасенхора, сохранившейся до наших времен.
      
       Шешонк I был главнокомандующим египетской армии и визирем при последнем фараоне XXI династии. Неизвестно, стал ли Шешонк фараоном "мирным" путем или в результате переворота. Он тут же женил своего сына на египетской царевне, дочери предыдущего фараона, дав ему этим право стать фараоном. Внук, тем более, получил право на престол. Так Шешонк основал XXII (т.н. ливийскую) династию. Он даже породнился с Соломоном, выдав свою дочь ему в жены и подарив вновь завоёванный египетскими войсками Гезер. Это завоевание подтверждено археологами.
      
      
      
       0x01 graphic

    Надпись о победе фараона Шешонка над Рехавамом.
       Карнак, Египет (//rmvoz.ru/lib/sam/sam6.html).
      
      
       Карнакский храмовый комплекс
      
       Интересен для нас в данном случае этот храм-комплекс тем, что подтверждает в своих каменных письменах реальность Шешонка, его похода в Иудею и Израиль, да и факт существования уже три тысячи лет тому назад в Ханаане (ныне - "Палестина") и еврейского царства, и Храма, и Иерусалима, и других иудейских городов.
      
       В древнем городе Фивы, более чем на 80 гектаров раскинулся Карнакский храм. Находится он вблизи реки Нил, в 2 км от современного города Луксор, построенного на месте древних Фив. Это фактически не храм, он является комплексом монументальных религиозных сооружений. Строительство началось в XVI веке до н.э. и длилось более 1300 лет. Около 30 фараонов оставили здесь после себя память потомкам.
      
       Карнак - самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. Гигантские священные храмы, пышное убранство. Только зал Карнака размером 103 на 52 метра содержал 144 колонны высотой до 20 метров! Громадный пилон у входа достигал 156 метров в длину и 40 метров в высоту! Все периоды египетской истории XVI--XI вв. до н. э. оставили здесь следы; каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.
      
       В эпоху расцвета Нового Царства (1550--1069 до н.э.) Фивы были всемогущей столицей Египта, а Карнак -- ее сердцем. Он был не только местом поклонения богам, он был и царской резиденцией, цент­ром администрации, богатейшей сокровищницей.
      
       Сведения о походе Шешонка изображены на внешней стороне южной стены Карнакского храма (Египет): Бог Амон вручает Шешонку меч и связку из пяти рядов имен покоренных им в Азии местностей. Каждое имя помещено в овал под бюстом пленника семитического типа. Их было более 150, правда, только около половины из них сохранилось целыми. Сопоставить названия местностей с известными из географии Палестины пунктами можно не более 20. Интересно, что Шешонк, дабы список получился длинным, включил в него все, даже мелкие, участки местности. К сожалению, название Иерусалима не сохранилось, но есть имена Иордана, Ливана.
      
       "Из того, что поддаётся прочтению, можно сделать вывод, что он разорил и разграбил города Иудеи Иразу, Бет-Хорон (англ.), Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен (англ.) и Арад. Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама, зайдя несколько за Кисонскую долину. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем (англ.), Бейт-Шеан, Раббат-Аммон, Адама в Иорданской долине. Шешонк даже продвинулся в Заиорданье. Почему Шешонк не пощадил Иеровоама, неизвестно. Может быть, тот не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани. Археологи сегодня нашли следы пожаров и разрушений иудейских городов, относящихся ко времени Ровоама и Шешонка, что всесторонне исторически подтверждало библейское сообщение о походе фараона Шешонка в Иудею. В Мегиддо обнаружена часть монументальной стелы с картушем Шешонка, которая, видимо, была там поставлена в ознаменование его победы. Царь, между прочим, упоминает о своих дарах из палестинской добычи".
       Вернусь к вопросу - какова все же была окончательная цель похода и почему Шешонк сразу же пошел на земли более сильного Израиля? Д. Малкин оспаривает версию о том, что это царь Израиля "навел" фараона на своего соперника - Иудею. Ответ учеными был найден после расшифровки письмен "Розеттского камня". Расшифровка египетских иероглифов Шампальоном дала возможность прочтения древнеегипетских настенных надписей в Карнакском комплексе и, в частности, по мнению Д. Малкина, "позволила понять цель похода Шишонека: не иерусалимский Храм и его сокровища, а медные заводы Израиля на берегу Иордана, где Яровам только что отстроил большой храм в Пнуэле. ...Только покончив с Израилем, Шишонек смог направиться на юг, к Иерусалиму".
       Шешонк значительно расширил Карнакский храм в Фивах, в котором построил пилон. Это и был -- и до сих пор остаётся величайший из существующих храмовых дворов, он имеет в ширину более 96 метров, в глубину -- 82 метра и ограничен высочайшим в Египте пилоном толщиной в 11 метров, высотой в 46 и с верхней поверхностью в 33 м«. Шешонк предполагал отпраздновать там свой тридцатилетний юбилей" (Википедия). Не успел. Умер.
      
       0x01 graphic
       Карнак, храмовый комплекс (//pero-maat.ru/karnakfoto.html)
      
      
       От жен один вред...
      
       Не воевать, так в любви утонуть. Правда, насчет любви я не уверен, но жен Рехавам стал набирать себе из числа иноземок. Значит, ударился, под их влиянием в языческие дебри, стали при нем возрождаться языческие формы поклонения "богам". "14:22-23. И делали Йеудеи злое в очах Г-спода, и гневили Его грехами своими, какими они грешили, более отцов своих. И построили они себе жертвенники, и (поставили) столбы и ашэйрим (истуканов Ашэйры) на каждом высоком холме и под каждым лиственным деревом".
      
       Где он преуспел, так это на женском "фронте". Было у него 18 жен, шестьдесят наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей... Понятно, и царский дворец, вмещавший весь этот "умножившийся" народ, содержать надо было. На престоле просидел он, худо-бедно,
       17 лет (931 - 913 годы до н.э.). "А прочие дела Рехавама и все, что он сделал, описано в книге летописи царей Йеуды. И почил Рехавам, и погребен был с отцами своими в городе Давида. И Авиам, сын его, стал царем вместо него".
       В летописи "Диврей айамим" (ч.II,13:7) так написано о Рехаваме: "И собрались вокруг него люди пустые, мерзопакостные; Рехавам же был неразумен, как мальчик, и мягкосердечен, и не устоял против них" . Раби Йосеф Телушкин (2005) не склонен ничего прощать Рехаваму, который "имел три дурных качества: он был жаден, нахален и глуп. Это убийственное сочетание привело к расколу еврейского царства на две части".
       Иосиф Флавий: "Ему приходилось проводить остаток своего царствования уже не в пышном блеске военной славы и удачи, а в полном спокойствии и скромности. Но он навсегда остался непримиримым врагом Иеровоама, оставаясь человеком заносчивым и непокладистым, потерявшим власть потому только, что не послушался друзей отца своего".
       Вот такова путанная и бесталанная судьба была у Рехавама, сына Соломона и моавитянки Наамы, первого царя Иудейского (Южного) Царства. Или проще - Иудеи...
       Давид Генис
      
      
       Источники:
       Admin, 2015. Иеровоам (//biblemurder.ru/notes/jeroboam-founder-of-israel/)
       Гацуцын И. В. Библией поверяная история. Глава: Дворцовые тайны. 2006
       (//www.xsp.ru/author/outpub.php?id=369&str=0005)
       Википедия (//ru.wikipedia.org/wiki/)
       Дашевский З. Лекция 27 (//www.machanaim.org/tanah/_da_ml/ml_27.htm)
       Дашевский З. Лекция 28 (//www.machanaim.org/tanah/_da_ml/ml_28.htm)
       Дашевский З. Лекция 35 (//www.machanaim.org/tanah/_da_ml/ml_35.htm)
       Джоан Комэй. Кто есть кто в Ветхом Завете. Пер. с англ. 1998. М.
       Диврэй Айамим II, 9-12 ("Кетувим (Писания)", Иерусалим, 1978.
       Йеошуа, Кн. Навина. 24:1 (//toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/yehoshua)
       Краткая Еврейская Энциклопедия, том 7, кол. 187-188. Рехавам.
       Малкин Д. Жизнеописание малых королей, Кн. 4. Альманах "Еврейская старина",
       N 3 (70), 2011 г. (//berkovich-zametki.com/2011/Starina/Nomer3/Mal)
       Мелахим I (3Цар), 11-14 (//toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim1)
       Сэмюэлс Рут. По тропам еврейской истории (//rmvoz.ru/lib/sam/sam6.html).
       Телушкин Й., "Еврейский мир", 1:44. 2005, М.-Иерусалим (//jhist.org/teacher/01_044.htm)
       Флавий Иосиф, "Иудейские древности". Книга 8, Глава 8-11.
       Хенкок Г. Ковчег Завета. М., 1999 (//www.e-reading.club/chapter.php/95411/102/Henkok-
       Kovcheg)_
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 09/03/2016. 43k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка