Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Самсон (Шимшон).История Евреев

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 23k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.12*15  Ваша оценка:


      
       5 сентября 2008.
      
       Библейский герой Самсон (Шимшон)
      
       Давид Генис
      
       Еще в школе мы учили и до сих пор помним былинного героя Илью Муромца. У греков был свой герой - Геракл. Примеров много. Есть и у еврейского народа древний богатырь - Шимшон (в греческом переводе - Самсон). Прочитать о нем, как в первоисточнике, можно в книге "Пророки. Шофетим" ("Книге Судей"), которая входит в состав еврейского Танаха и Ветхого Завета христианской Библии.
      
       Но вот что интересно. Ни один из богатырей древности не удостоился такого внимания художников, композиторов, писателей многих стран, как Самсон (в звучании и написании с иврита правильнее - Шимшон). С этого и начну.
      
       Самсон в искусстве
      
       Эпизоды из жизни Шимшона (Самсона) изображены на мраморных барельефах 4 века в Неапольском соборе. Вспомним Петергоф, пригород Санкт-Петербурга. В красочном царстве фонтанов выделяется замечательная скульптурная группа - Золотой Самсон, разрывающий пасть льва, из которой взмывает вверх, на 20 метров, струя воды (скульптор М. Козловский, 1801 г). Памятник символизирует победу России над Швецией в Полтавской битве, но идея и образ взяты из еврейской Библии.
      
       В литературе можно упомянуть трагедию Ганса Сакса "Самсон" (1556) и
       поэму-драму "Самсон-борец" Джона Мильтона (1608 -1674) - английского поэта, политического деятеля, мыслителя. На её основе композитор Г. Гендель написал ораторию "Самсон". Был создан ряд пьес. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах.
      
       Владимир (Зеев) Жаботинский, политический деятель-сионист, в 1926 г. написал исторический роман "Самсон Назорей". "Свою интерпретацию истории Самсона он воплощает в романе без оглядки на библейский текст. Жаботинский, скорее, описывает актуальную действительность: роман был написан в период, когда Палестина находилась под властью британского мандата, и посвящен осмыслению ситуации в Палестине того времени" (А.Кучеренко, 2006). Да, для израильтян тех тяжелых годов Шимшон был не только легендой из Библии...
      
       В музыке Самсону посвящен ряд ораторий композиторов Италии, Франции, Германии. В 1998 г. я слушал прекрасную телетрансляцию из Нью-Йорка
       (The Metropolitan Opera) оперы Камиля Сен-Санса (1835-1921) "Самсон и Далила",
       одной из вершин творчества композитора. Пели Пласидо Доминго, Ольга Бородина и Сергей Лиферкус. Пели на французском, но так всё было замечательно. Ведь в СССР эта опера никогда не ставилась: опера же из истории еврейского народа. Как можно было? Впервые она была исполнена в Веймаре под управлением Ф. Листа (1877). По словам Н. Римского-Корсакова, это сочинение является "идеалом оперной формы". Но что было для отцов-коммунистов и музыка, и отзыв классиков?
      
       Десятки художников всех времен и народов находили для себя сюжеты из истории Самсона и Далилы. Рембрандт на эту тему написал пять картин (с 1629 по 1641 г): "Предательство Далилы", "Жертвоприношение Маноя", "Самсон угрожает тестю",
       "Самсон загадывает загадки" и "Ослепление Самсона". Рубенс также оставил нам несколько запоминающихся картин (1605 - 1616 гг): "Гибель Самсона", два варианта картины "Пленение Самсона" и полотно "Самсон, разрывающий пасть льва". Список художников можно продолжить. На интернете я нашел галерею картин, написанных современными художниками России. Не берусь судить о них, но сам факт обращения к этому библейскому сюжету интересен.
      
       Возникает в связи с этим вопрос: предание о Самсоне, возможно, просто красивая легенда? Я совсем не первооткрыватель здесь. На эту тему много написано и сказано. Попытаюсь коротко пересказать.
      
       Историчность личности Самсона
      
       "Длинные (подобно солнечным лучам?) волосы Самсона побудили ряд ученых считать его мифическим персонажем, этимологически родственным ханаанейскому богу-солнцу Шемешу, чье святилище Бейт Шемеш, или Иршемеш, располагалось в центре территории, первоначально принадлежавшей племени Дана. Во всяком случае, Самсон приобрел известность как буйный исполин, фольклорный герой, прославившийся неуемной силой и непристойными выходками. Но при всем том он, вероятно, был исторической личностью, одним из лидеров упорного сопротивления, заслужившим доброе имя". ( Майкл Грант, "История Древнего Израиля", 1998, пер. с англ.).
      
       "Несомненно, что Самсон, несмотря на мифические элементы в повествовании, превращающие его в израильского Геракла, является реальной личностью" (Пол Джонсон "Популярная история евреев". 2001, пер. с англ.).
      
       "Книга Судей сообщает, что Самсон "судил" Израиль 20 лет. Самсон отличался от других "судей": он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный "судья", наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон - единственный "судья", который попал в руки врага и погиб в плену. Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду "судей" Израилевых, действовавших под водительством "духа Божьего", нисходившего на них и дававшего им силу "спасти" Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ "судьи", каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами". (Электронная Еврейская Энциклопедия).
      
       Мне однажды задали вопрос, а как я сам думаю? Беда в том, что Самсон не оставил записанную автобиографию. Я родился на какое-то время позднее, чем жил этот народный герой. Конечно, был прообраз, просто так героя не выдумаешь. Тем более, что из его жизни приводится столько бытовых деталей, которые, сидя на завалинке, не придумаешь. Это уже говорит о возможной реальности. И еще. Его гибель описана так дотошно, что веришь, так могло быть, это было. Причем, герой всё же хоть и мог защищать иудеев при своей жизни (все-таки 20 лет был "Судьей", а на эту должность в те времена не назначали, а выбирал народ), но победить пелиштимлян (филистимлян) так и не смог. Какой же это сказочный герой? Живой человек. И, наконец, приводится последовательный список двенадцати Судей, и в их числе Шимшон. Значит, да, был Шимшон (Самсон).
      
       А что же происходило в те времена?
      
       А были - библейские времена. Евреи заняли Ханаан, поделили территорию по коленам. На юго-западе побережья находились города филистимлян (пелиштимлян), выходцев то ли с греческих островов Средиземного моря, то ли с Балканского полуострова.
      
       У еврейских племен (колен) в этот период не было единого вождя. Но в случае военной опасности роль духовного вождя или военного предводителя могли брать на себя Судьи (Шофетим). "Судья" был духовной и военной надеждой народа, хотя и не занимал официальной должности. Выражаясь современным языком, его можно, наверно, назвать "вождем-резервистом" или вождем народного ополчения. Вождя выдвигала ситуация, и им мог стать даже "простой" человек из народа. Был бы смелый.
      
       Соседями филистимлян и оказалось колено Дана, к которому принадлежал и Самсон. Города-государства филистимлян в военном отношении были, видимо, более сильными, чем израильские племена. И они постоянно делали попытки к расширению своей территории за счет местности, где обитали колена Дана и Иуды.
       Понятно, что все это порождало вражду. Эта ситуация и нашла отражение в
       рассказе Библии о Самсоне, который жил в эпоху Судей и сам, согласно Библии, 20 лет был Судьей.
      
       "Некоторые из подвигов Самсона относятся к наименее правдоподобным из описанных в Книге Судей, но в целом фон, на котором разворачивается его история, вполне реалистичен. В описываемую эпоху давление со стороны филистимлян, надвигавшихся со стороны побережья, становилось всё более ощутимым, хотя они и не вели открытой войны с израильтянами, а Самсон не возглавлял армию. Напротив, существовали постоянные контакты, торговый обмен и даже заключались смешанные браки, чему имеются археологические подтверждения. Чудеса Книги Судей всегда возводятся на фундаменте правды".(Пол Джонсон)
      
       "Новый грозный враг стал теснить израильтян: то были филистимляне. Жившее по соседству с ними колено Даново много терпело от набегов этого воинственного племени, не имея сил воевать с ним. Сохранились предания только об одном израильском богатыре, который лично мстил врагам за свой порабощенный народ. То был Самсон (Шимшон) из колена Данова".(Дубнов). "И судил он Исраэйль во дни Пелиштимлян двадцать лет" (Суд.,15:20). Филистимляне боялись Самсона и в течение 20 лет, пока он был Cудьей, войны с ними не было.
       История рождения Самсона
       Рассказ о рождении Самсона - известный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Кратко изложу, что сказано в Книге Судей (Шофетим, глава 13): "И был один человек из Цоры, из семейства Данова, по имени Маноах; а жена его была бесплодна и не рожала. И явился ангел Г-сподень жене, и сказал ей: вот, ты зачнешь и родишь сына. А теперь берегись: не пей вина и не ешь ничего нечистого. Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва да не коснется головы его, потому что назиром Божьим будет это дитя от самого чрева, и он начнет спасение Исраэйля от руки Пелиштимлян. И родила жена сына, и нарекла имя ему Шимшон".
      
       Как видно из Книги "Шофетим", Шимшону во чреве матери было предопределено уже стать назореем (которые не стригли волос). "Этих святых людей выделяла одержимость "духом Яхве", что проявлялось экстатическим бешенством и аскетическим воздержанием. Ибо назореи были глубоко втянуты в неистовую ярость проходивших тогда священных войн Яхве. И именно под руководством таких, как Самсон, бойцов сопротивления ненависть израильтян обратилась против филистимлян" (М. Грант).
      
       Герои тоже любят женщин.
      
       Совершал Шимшон подвиги большие и малые, о которых я еще скажу. Но, судя по описаниям, он питал слабость к филистимлянкам, причем все они его дурили.
       Решил Самсон жениться. "И сошел Шимшон в Тимнату, и увидел женщину из дочерей Пелиштимских. И сообщил отцу своему и матери своей, и сказал: возьмите ее мне в жены. И сказали ему отец его и мать его: разве нет во всем народе моем женщины, что ты идешь брать жену у Пелиштимлян? А отец его и мать его не знали, что это от Г-спода, что он ищет повода к (ссоре) с Пелиштимлянами".
      
       И далее: "И сошел Шимшон... в Тимнату, и подошли к виноградникам, и вот, молодой лев рычит навстречу ему. И сошел на Шимшона дух Г-сподень, и он (Шимшон) растерзал льва, как козленка. И поговорил с той женщиной, и понравилась она Шимшону. И спустя несколько дней возвратился он взять ее; и свернул он посмотреть на труп льва, и вот, рой пчел в трупе льва и мед. И вынул он его себе на ладони, и шел, и ел дорогою" (Глава 14).
      
      
       Свадебный пир. Загадка Самсона дружкам
      
       Устроил жених "пир на весь мир" в городе филистимлян. И загадал Шимшон пирующим загадку: "Если вы мне ее отгадаете за семь дней пира, то я дам вам тридцать накидок и тридцать перемен одежд. Если же не сможете отгадать мне, то вы дадите мне тридцать накидок и тридцать перемен одежд. И сказал он им: из евшего вышла снедь и из сильного вышло сладкое. И не могли они отгадать загадки. В день седьмой сказали они жене Шимшона: уговори мужа твоего, чтобы он разгадал нам эту загадку, иначе сожжем тебя и дом отца твоего огнем. И плакала жена Шимшона пред ним, и сказала: ты меня только ненавидишь, а не любишь; загадку загадал ты сынам народа моего, а мне не разгадал. И вот, в день седьмой, он разгадал ей, ибо она измучила его. И разгадала она загадку сынам народа своего. ...И снизошел на него дух Г-сподень, и сошел он в Ашкелон, и, убив тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены одежд их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего".
      
       Месть Самсона филистимлянам (сожжение полей).
      
       Прошел гнев, и потянуло нашего героя к жене филистимской. "И спустя несколько дней, во время жатвы пшеницы, навестил Шимшон жену свою, (принеся в дар) козленка, и сказал: войду я к жене моей в комнату; но не дал ему отец ее войти. И сказал отец ее: отдал я ее дружке твоему". Конечно, простить такое Шимшон не мог. А потому "И пошел Шимшон, и поймал триста лисиц, и повернул хвост к хвосту, (и связал их), и вставил по факелу между двумя хвостами в середину. И зажег факелы, и пустил (лисиц) на жатву Пелиштимскую, и выжег копны, и несжатый хлеб, и масличные сады". Видимо, не только лисицам досталось, ибо побил он многих. И сбежал, дабы его и самого не побили, и спрятался в ущелье на земле колена Иуды.
      
       В ответ вооруженный отряд филистимлян вторгся в пределы колена Иуды и потребовал выдачи Шимшона. Не хотел Шимшон ставить под удар иудеев, сдался, связали его и передали филистимлянам. И опять "снизошел на него дух Г-сподень, и стали веревки, что на руках его, как лен, перегоревший от огня, и распались узы с рук его. И нашел он ослиную челюсть, и взял ее, и убил ею тысячу человек". Вот так, четко и ясно. Где бы сегодня для Израиля такого Шимшона найти...
      
       Далее в главе 16-й написано: "И пошел Шимшон в Газу, и увидел там блудницу, и вошел к ней. Сказано было жителям Газы: Шимшон пришел сюда. И окружили его, и подстерегали, говоря: до света утреннего убьем мы его (Дело в том, что на ночь городские ворота запирались, и Шимшон никак не мог до утра убежать из города. Д.Г.). А Шимшон в полночь встал и схватил двери городских ворот с обоими косяками, и вырвал их с засовом, и возложил на плечи свои, и поднял их на вершину горы, что против Хеврона". Чем не Геракл?
      
      
      
       И, наконец, Самсон и Далила.
      
       "И было после этого: полюбил он женщину, а имя ее Далила. И поднялись к ней князья Пелиштимские, и сказали ей: уговори его и выведай, чем велика сила его, и чем нам одолеть его; и мы свяжем его, а тебе мы дадим каждый тысячу сто серебряных (шекелей). И сказала Далила Шимшону: прошу, скажи мне, чем велика сила твоя"?
      
       Трижды Шимшон, притворяясь, будто говорит правду, обманывал Далилу и филистимлян. Не могли они совладать с ним. "...И было, когда она докучала ему словами своими по целым дням и понуждала его, стало это душе его смертельно несносным. И сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назир Божий от чрева матери моей. Если бы я был обрит, то покинула бы меня сила моя, и я бы обессилел, и стал бы, как все люди".
      
       Далила тут же сообщила соплеменникам секрет Самсона. "И усыпила она его на коленях своих, и позвала человека, и обрила семь прядей с головы его, и покинула его сила его. И пробудился он от сна своего, и не знал, что Г-сподь отступился от него. И схватили его Пелиштимляне, и выкололи ему глаза, и отвели его в Газу, и оковали его медными цепями, и молол он в доме узников" (Глава 16).
      
       А пока держали Шимшона в неволе, "волосы на голове его начали расти". А тут пришло время филистимлянам устроить большое празднество в честь их божества Дагона. Собрались, пировать начали. "Когда развеселилось сердце их, сказали они: позовите Шимшона, пусть он позабавит нас. И призвали Шимшона из дома узников, и он забавлял их; и поставили его между столбами. И сказал Шимшон отроку, державшему его за руку: пусти меня и дай мне ощупать столбы, на которых покоится дом, и я прислонюсь к ним. А дом полон, всего около трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на потехи Шимшона".
      
       "И воззвал Шимшон к Г-споду, и сказал: Господи Боже, прошу, вспомни меня и укрепи меня, прошу, только на этот раз, о Боже, и я отомщу Пелиштимлянам местью (хоть) за один из двух моих глаз. И схватился Шимшон за два средних столба, на которых покоился дом, и уперся в них: И сказал Шимшон: да умру я с Пелиштимлянами! И уперся сильно, и обрушился дом на князей и на весь народ, который в нем". Сам погиб, и врагов уничтожил массу. "И сошли, братья его и весь дом отца его, и понесли его, и взошли, и похоронили его между Цорою и Эштаолом, в гробнице Маноаха, отца его"
       Самсон - символ мужества и силы
       "Женитьба Самсона, которая сперва кажется его родителям прихотью, оборачивается поводом для нанесения ущерба врагам. Виден характер Самсона: сила и бурный темперамент соседствуют с простодушием, сообразительность с бесхитростностью. Подвиги Самсона, конечно, наносили ущерб врагам Израиля, и сам он выглядит былинным богатырём. Но встаёт вопрос: а каков же духовный смысл его проделок? Может быть, ответ таков: народ до такой степени был задавлен язычниками, что в таких обстоятельствах именно неукротимые поступки Самсона были в состоянии взбодрить людей и показать, что не все склонились перед язычниками..."( www.bible-center.ru/note/ , 2006 г.).
      
       "У каждого народа есть своя Надежда, свой Богатырь-Заступник. Илья Муромец,
       Давид Сосунский, Святогор... У евреев это - Самсон (Шимшон). Он -герой нашего народа, которому приписывались сверхестественная физическая сила и отвага...... В моем представлении, божественный дух, который у других пророков выражался в мудрости и праведности, у Шимшона проявлялся в виде невероятной физической силы. Поэтому, можно считать. Что он - пророк Б-жественной силы, выражаемой через физическую мощь. ...Ему не надо было говорить как другие пророки. Он делал! Его действия были выражением Б-га в нем. Именно это, как понимаю, делает Шимшона уникальным среди библейских пророков. И не случайно он вошел в историю как символ мужества и силы". (Евгений Геллер, "Форум", 2007).
      
       "Самсон дал народу Надежду на защиту, дал пример силы и отваги, а последними днями своей жизни - пример веры и мужества, стойкости и воли" (рав Адин Штейнзальц).
      
       ероический финал превращает "остросюжетное" сказание о Самсоне в глубокомысленную притчу. Как "учебник жизни", как собрание неизменно актуальных рассказов, в которых можно найти ответы на вопросы сегодняшнего дня, читали ветхозаветные тексты голландские кальвинисты 17 столетия. Образ библейского героя-освободителя был особенно близок голландцам: ведь они сражались против своих "филистимлян" - испанцев. 0x01 graphic
    0x01 graphic
    Библейское сказание давало голландцам надежду, что их родина, подобно поверженному Самсону, вскоре обретет новые силы и сокрушит врагов" (www.maranat.de/agr_01_07.html).
      
       Пока Самсон хранил верность обетам, в данном случае, наиболее видимый - не стричь волос, на него в решающие моменты жизни нисходил "дух Господень". Это придавало ему нечеловеческую чудесную силу. Одним словом, Самсон - избранник Всевышнего. В его судьбе было "записано": "спасать Израиля от руки филистимлян" (Судьи,13:5). Не сдержал он обета, "проспал" свои волосы в руках любовницы. И, в итоге лишился волос, и лишился силы. И хоть ценою своей жизни он порешил многих филистимлян, но на этом и завершилась история героя.
      
       Почему же его помнят? Выделю три момента. В Библии записано, что он должен был "спасать Израиля от руки филистимлян". Он и спасал, 20 лет спасал. При нем не было с ними войны. Но в Библии не записано, что он спасет окончательно. После него еще и пророк Самуил, и первый царь Саул потерпят поражения и получат смерть от филистимлян. С ними справится только царь Давид. И третий момент: роль Шимшона все же была еще и в том, что иудеи боялись превосходства филистимлян, и его, на первый взгляд, дикие выходки, должны были служить примером, поднимать воинственный дух, звать к сопротивлению. Доказывать, выражаясь современным языком, что "не так страшен черт, как его малюют".
      
       Так что, в истории еврейского народа Шимшон не просто былинный герой, он как символ, дававший и дающий надежду, звавший и зовущий к борьбе. Он не сын богов, он дитя земных родителей, он вспыльчивый, безудержный в поступках, способный закатить пир на семь дней в общем-то во враждебном городе или устроить драку и сбежать в горы. Но в то же время во имя спасения своего народа и наказания врагов жертвует своей жизнью. И потому народ воспринимал его как своего героя. И люди верили, что они тоже могут постоять за себя и за свой народ. Потому Самсон (Шимшон) до сих пор в памяти еврейского народа остался... Израиль и сегодня ждет своего Шимшона...
      
       Давид Генис 5 сентября 2008 г.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 28/06/2010. 23k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.12*15  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка