Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Царь Седекия (Хизкия) - трагедия страны и народа

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/12/2014. 43k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О последнем царе Иудеи из династии Давида


  •    Царь Седекия (Цидкия) - трагедия страны и народа
      
       Имя царя Иудеи
      
       Начинаю с "прозы" - с разночтения (произношения) имени 20-го царя Иудеи.
       В русской (вернее, христианской) традиции - Седекия. В Краткой Еврейской Энциклопедии (КЕЭ) - Цидкияху (Цидкия - буквально "Господь - моя праведность"), у З. Дашевского - Цидкияhу. В Книгах Мелахим II
       (4Царств) и Диврей II (2 Пар) - Цидкийау. Цидкия (др.-евр.; греч. Sedekias, откуда в синодальном переводе Библии - Седекия) (//dic.academic.ru/dic.nsf/sie/19706).
       Этот разнобой, в частности. очень мешает в работе с интернетом - приходится искать материал по всем вариантам имени. Я использую два написания имени: Цидкия и Седекия.
      
       Ошибка или трагедия выбора?
      
       Седекия (Цидкия) - последний царь Иудеи (597-586 до н.э.). Уведя неугодного ему царя Иехояхина в плен, о чем я писал в предыдущей статье, Навуходоносор возвел на престол Иудеи его дядю Маттанию (Матфанию), младшего сына иудейского царя Иосии (Иошияху). Имя нового царя вавилонский правитель изменил на имя Цидкия (Седекия), как чёткое указание на вассальную его зависимость. Да еще при этом подчеркнул - имя свое старое забудь. И клятву перед Богом и перед ним о верности Вавилону потребовал. Как мы потом узнаем, эта клятва оказалась векселем на жизнь и смерть Седекии. Навуходоносор умел воевать и был хорошим политиком. Это он создал крупнейшую на те времена империю - Нововавилонское царство (напомню, когда-то существовало и Вавилонское царство и знаменитый царь Хаммурапи). Некоторые считают назначение Матфании (Седекии) на престол Иудеи ошибкой Навуходоносора. Да, с точки зрения Иудеи это как будто так, ибо решение стало для нее смертельным приговором. Но дабы народ Иудеи "не шумел" и подчинился Вавилону, надо было посадить на трон царя именно из рода Давида. А другого кандидата и не было. Остался последний. Так что назначение Седекии не ошибка, а трагедия отсутствия выбора. Как утверждали пророки, всё было предрешено свыше за грехи всеобщие... В книге Мелахим (4 Цар.) написано:
       "(М24:17-18) И царь Вавилонский сделал царем вместо него (Йехояхина) дядю его Маттанйа, изменив имя его на Цидкийау. Двадцать один год был Цидкийау, когда он стал царем; и царствовал он в Йерушалаиме одиннадцать лет. А имя матери его Хамутал, (она) дочь Ирмийяу из Ливны". В книге Диврей ха-Ямим (дальше я буду ее обозначать буквой Д) добавлено: "(Д36:10-11) И он воцарил Цидкийау, брата его (Иехоякина), над Йеудеей и Иерушалаимом...". Тут как бы странное слово о царе - "брат". На самом деле он был братом отца Иехояхина, т.е дядей свергнутого царя. В данном случае автор хроники назвал его "братом" условно, имея в виду близкое родство (при условии, что здесь нет ошибки переписчика).
      
       Израильский писатель А. Топаллер пишет о царе: "Седекия был человеком, не предназначенным для венца. Да он никогда и не соби­рался быть царем. Его доброта обернулась на троне преступным попустительством; мягкость, неумение отстоять свою точку зрения - беспринципностью, переходящей в предательство; чест­ность - робостью, нерешительностью; ум - источником рефлексий, самобичевания. Он был хорошим человеком, но плохим царем. Его не уважали, не боялись, не любили, его терпели. Он был даже удобен для многих честолюбивых, но не очень чистоплотных людей, заполнивших царский дворец".
       "Он отринул их от лица своего"
      
       Тема сложная, большая и написано по ней очень много трудов. О чем речь впереди.
       "(М24:19-20) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, подобно всему тому, что делал Йеойаким. Ибо через гнев Г-сподень пришло это (бедствие) на Иерушалаим и на Иудею, до того, что Он отринул их от лица Своего". Коммент Дашевского о том, что стих 20 не очень легко понять. Он предлагает такой перевод этой фразы: "И потому был гнев Всевышнего на Йерусалим и на Йудею вплоть до того, что Он изгнал их от Своего лица". Проще говоря - отказал в поддержке, что по понятиям тех времен грозило катастрофой.
      
       Более детально об этом пишет автор Диврей ха-Ямим: "(Д36:12-16) И поступал он дурно в очах Г-спода, Б-га его. Он не смирился пред Йирмейау (Иеремией), пророком, (вещавшим) из уст Г-сподних. И также против царя Навуходоносора восстал он, которому поклялся (в верности) Б-гом, и заупрямился, и ожесточил сердце свое, чтобы не обратиться к Г-споду, Б-гу Йисраэйля. Также все князья священников и народа действовали вероломно, и осквернили дом Г-спода, который он освятил в Йерушалаиме. И посылал к ним Г-сподь, Б-г отцов их, через посланников своих, предупреждения очень часто, потому что жалел Свой народ и Свою обитель. Но они оскорбляли посланников Б-га, и презирали слова Его, и насмехались над пророками Его, пока не поднялся гнев Г-спода на народ Свой, так что не было (ему) исцеления". Абзац этот звучит как приговор Высшего Суда и на пощаду (прощение) ой как трудно рассчитывать.
      
       Приведу пример. В шестой год царствования Цидкии (Седекии) пророк Иезекииль говорил в своих проповедях о тех мерзостях, которые творились в Иерусалиме и в Храме: "(Иез.8:10-16): "... и вижу, всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных, и всякие идолы, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей стоят перед ними... и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возностся кверху. ...И ввел меня во внутренний двор дома Г-сподня, и вот, ...около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко Храму, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу". Так что - язычники, идолопоклонники, богохульники? "И делал он то, что было злом в очах Г-сподних...".
      
       Ситуация в Иудее
       После первого нашествия Навуходоносора во время предыдущего царя и увода части жителей и ценностей в Вавилон, Цидкия получил вместе со своим царственным титулом страну, разоренную и со сложными внутренними конфликтами. Управление страной возглавили люди, не имевшие опыта, ни административного, ни военного. Новый царь, оставшись без окружения, угнанного в Вавилон, тоже не имел опыта управления страной. Да и качествами лидера для сложной ситуации, в которой оказалась Иудея, судьба его не наделила. К тому же его власть и авторитет страдали и от того, что попавший в плен в Вавилон прежний царь Иудеи (Иехояхин) продолжал сохранять титул царя Иудеи, хоть и в изгнании. В Иудее многие надеялись на его возвращение и восстановление на троне: пророк Иеремия пишет: "(Иер.28:4) А Йехония, сына Йоякима, царя Йеудейского, и всех изгнанников из Йеудеи, которые пришли в Вавилон, возвращу Я на место это, - сказал Г-сподь, - ибо сокрушу Я иго царя Вавилонского". Пророк Иезекииль выступал среди пленников в Вавилоне, чтобы предостеречь и утешить изгнанников. В последние годы царствования Цидкии Иезекииль пытается убедить изгнанных иудеев, что безрассудно верить ложным предсказаниям тех, кто вселял пленникам надежду на скорое возвращение в Иерусалим. Иеремия предвещал возврат лишь через 70 лет после изгнания. Жители Иудеи были расколоты по вопросу о мире и войне с Вавилоном. Одни были за решительную борьбу без учета реальной ситуации, другие стремились к политике мира с вавилонянами, убедившись, что сопротивление бессмысленно.
       Пророк Иеремия, болея за Иудею душой и сердцем, было возрадовался приходу нового царя в надежде, что тот окажется более благоразумным. Пророк, говоривший "от имени Б-га", надеялся, что слова его помогут царю вести реальную политику, не искать союзника в лице Египта против Вавилона. Надо было понимать, что маленькая Иудея представляла интерес для обоих великих держав, и оказаться на грани их интересов между ними грозило Иудее только трагедией. И сильнейшим в тот момент был именно Вавилон. Тем более
    что царь ведь именем Бога поклялся Навуходоносору в верности за то, что тот посадил его на престол. Именно - посадил! И с этим надо было считаться, думая о судьбе своей страны. Но не смог Цидкия устоять перед давлением проегипетской партии. Он не был лидером по природе своей, чтобы, выслушав всех, сказать - "Я так решил и быть посему!".
      
       Заговор обреченных
      
       Когда у Седекии был уже трехлетний стаж царствования, умер фараон Нехо (Нехао). Его сын Псамметих II (594-588 гг. до н.э.), заняв трон Египта, начал тайную подготовку к войне с Вавилонией. Если прежний фараон, не раз сталкивавшийся без успеха в битвах с вавилонянами, вел заметно осторожную политику, то новый фараон сразу же начал проявлять активность. Египетские агенты и проегипетские группировки особенно "ожили" в Иудее и соседних странах. В Иерусалиме, уже в год смерти Нехао, тайно собрались послы царей государств Моава, Эдома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров о совместном выступлении против Вавилона. Послы Иудеи отправились в Египет в поисках у него поддержки. Участники заговора требуют от царя Иудеи открытого разрыва с Навуходоносором. Но Седекия нерешителен, он и Вавилона боится, и Египту не доверяет. Он не верит в благополучный исход этого заговора, он не хочет войны, тем более, что роль главы антивавилонкой коалиции прочат ему, Седекии.
       Момент, конечно, был выбран неплохой. Вроде бы есть шансы на успех. В эти годы начинается затяжная война в Малой Азии. Победитель скифов Мидия столкнулась в борьбе за территории в Малой Азии тоже с сильным царством Лидией. Под шумок вавилонские войска захватили земли на севере Двуре­чья и территории к востоку от Тигра. Египет выступил на стороне Лидии, дабы там противостоять Вавилону. Начали активизироваться выступления против Вавилона в Сирии, в Заиорданье, в при­морской полосе. До Иудеи ли тут? И по всей стране разные пророки, истинные и самозванцы, вновь стали призывать к борьбе против Вавилона. Конечно, идея сбросить вавилонское иго и неплохая, число сторонников растет. Но что конкретно означало "сбросить иго" с учетом своих сил и возможностей (не забудем, Иудея была разорена и обессилена еще прошлым "явлением" армии Навуходоносора) в сравнении с могучим Вавилоном? Эйфория не приемлет арифметики.
      
       "Активность нового фараона Псамметиха II становится все заметнее. В 591 г. до н.э. корабли египтян с воинами и жрецами прибывает в Библ, порт, платящий дань Вавилону. Это была очевидная провокация. Провозглашая цель акции отправление религиозных обрядов в городе, который еще 3000 лет тому назад был под пятой великих фараонов, Псамметих не очень-то скрывал, что главное - показать всем наро­дам Передней Азии, кто самый могущественный владыка на Востоке, кто скоро придет хозяином на смену Вавилону в десятках малых государств к западу от Евфрата" (Топаллер).
       Все эти "движения" и смуты, вызванные речами лжепророков в Иудее и соседних малых странах вызвали в Вавилоне подозрения. Вполне мог Навуходоносор подумать и об измене Цидкии. Могли дойти и слухи о встречах послов и контактах с Египтом. То ли по требованию Навуходогосора, то ли с целью доказать свою преданность, а также с попыткой уговорить вавилонского царя вернуть изгнанных ранее иудеев, Цидкия на 4-й год своего правления отправился в Вавилон: "(Иер. 51:59). Слово, которое пророк Ирмийяу заповедал Серайа, ...когда тот (Серайа) отправился в Вавилон с Цидкией, царем Йеудейским, в четвертый год царствования его..."). Во время этой поездки Седекия подтвердил клятву верности Навуходоносору.
      
       По Дубнову С.М. годы царствования Цидкии были временем тяжелых смут и тревог в Иудее. Цидкия был человек слабый и нерешительный, неспособный управлять страною в такое бурное время. Он уважал пророка Иеремию, который твердил, что нужно терпеливо сносить владычество вавилонян, чтобы не впасть в худшую беду; но в то же время он склонялся и на сторону вельмож, которые желали восстать против Навуходоносора и освободить страну от тяжкой зависимости. Желание бороться за освобождение страны было особенно сильно среди иудейских изгнанников, живших вместе с Иоахином в Вавилонии. Они мечтали о скором возвращении домой и вели тайные переговоры с друзьями в Иерусалиме о восстании. Напрасно предостерегал пленников живший между ними молодой пророк Иезекииль. Он уговаривал изгнанников безропотно переносить плен вавилонский, как заслуженное наказание Божие за прежние грехи и ошибки. Он предсказывал, что и оставшиеся в Иудее жители скоро пойдут в плен и что Бог смилуется над своим народом только позже, когда душа народа будет очищена страданиями. Но вавилонские иудеи так же мало обращали внимание на речи Иезекииля, как иерусалимцы на речи Иеремии. Узнав о замыслах вавилонских пленников, Иеремия послал им письмо, в котором убеждал их оставаться спокойно в том месте, куда загнала их судьба. "Стройте там дома, - писал он, - и живите в них, разводите сады и ешьте их плоды. Заботьтесь о благосостоянии города, куда Бог переселил вас, и молитесь за него, ибо при благополучии этого города и вам будет хорошо. Когда исполнится Вавилону семьдесят лет, Бог возвратит вас из плена"... Это письмо не понравилось изгнанникам. В Иерусалиме многие также были против Иеремии, называя его изменником и другом Вавилона. Иеремия глубоко страдал, видя, что народ не понимает его, он страдал, потому что знал, что восстание против Вавилона погубит ее.
      
       Восстание против Вавилона
      
       Уж очень кратко сказано: "(М24:20) ...И восстал Цидкийау против царя Вавилона".
       Это было трагическое решение царя, последний шаг в пропасть, к гибели Иудеи как царства и почти полному изгнанию еврейского народа (известное в истории как Вавилонское изгнание, или пленение).
      
       Пишут, что Цидкия не был уж очень воинственным и склонялся к советам пророка Иеремии, сторонника мира с Вавилоном, самой мощной по тем временам империи. Но по слабохарактерности не смог устоять против требований своего окружения, которое надеялось на помощь армии Египта. Вот что пишет Иеремия: "(Иер.38:3-5) Так сказал Г-сподь: город этот непременно предан будет в руки войска царя Вавилонского, и он захватит его. И сказали сановники царю: да будет этот человек предан смерти, ибо лишает он сил руки воинов, оставшихся в этом городе, и руки всего народа, произнося пред ними подобные речи; ибо этот человек желает этому народу не благополучия, а бедствия. И сказал царь Цидкийау: вот, он - в ваших руках, ибо царь ничего не может сделать вопреки вам".
      
       По всей видимости, Цидкия рассчитывал на обещание помощи Египта и потому не захотел прислушаться к пророчеству Иеремии: "(Иер.44:30) Так сказал Г-сподь: вот, Я предам Паро Хофра, царя Египетского, в руки врагов его и в руки ...Навуходоносора, царя Вавилонского, врага его, что ищет души его". Возможно, что также Тир и Аммон обещали помощь Иудее в противостоянии Вавилону.
       Иосиф Флавий пишет о том, что Седекия, нарушив договор с Вавилоном, решился на союз с египтянами в надежде совместно разгромить вавилонян. Как в шахматах, прежде чем делать ход весомой фигурой, рассчитай возможный ответ противника и твои возможности противостоять тому ответу. Это то, чего не смог сделать Цидкия.
       "Иеремия видит, как снова почва уходит из-под ног. Отчаяние толкает его на ежедневные споры, выступления, диспуты, проповеди. У него не хватает физических сил, пропадает голос, от усталости и безнадежности раскалывается голова. Его речи тонут в громком хоре провозглашающих национальное освобождение, они произносят речи, которых от них ждут, которые так созвучны желаниям слушателей. Все яснее перед Иеремией вырисовывается трагический финал: гибель страны, разорение и страдания народа" (Топаллер).
      
       Штурм Иерусалима
      
       Итак, Цидкия отказался подчиняться Вавилону. В 589 г. до н.э. Иудея прекращает выплату дани Вавилону. Вызов был принят. Когда информация о сговоре Седекии с фараоном и о его решении не платить дань достигает Ва­вилона, огромная армия Навуходоносора выходит в поход. Вавилонские войска вступили в Иудею, осадили и захватили много городов, грабили и уводили в плен жителей. Многие жители бежали при приближении врага в Иерусалим. "(Иер. 44:2) Так сказал Г-сподь: видели вы все то бедствие, что навел Я на Йерушалаим и на все города Йеудейские, - и вот, ныне они в запустении и никто не живет в них". Но это было только начало жестокой драмы Иудеи и народа.
      
       "(М25:1) И было, в девятый год царствования Цидкийау, в десятый месяц, в десятый день месяца, пошел Навуходоносор, царь Вавилонский, он и все войско его, против Йерушалаима и расположился станом против него; и построили вокруг него осадную стену". По современному еврейскому календарю десятый месяц - это месяц Тевет, а десятое число отмечается как Пост 10-го Тевета, это пост в знак Памяти о начале осады Иерусалима вавилонскими войсками Навуходоносора. В 5575 году по еврейскому летоисчислению, или по григорианскому календарю этот Пост выпадает на 1 января 2015 года. Он начинается рано утром и заканчивается вечером, с восходом первой звезды.
      
       Ставка царя расположилась в Ривле. Ни одна из стран, обещавших Цидкии свою поддержку, не поспешила на помощь Иудее. А некоторые из них даже выделили свои отряды для армии Вавилона. Египет молчал. Иудея осталась одна. Тут как бы некая аналогия - Цидкия вероломно нарушил свою клятву в верности Вавилону, и те, кто клялся ему в верности, точно также предали его. Да не сотвори другому то, чего не хотел бы для себя получить...
       Войска Навуходоносора оккупировали страну, а в 588 г. до н.э. осадили Иерусалим. Здесь вдруг вспомнили о законе Торы, который уже давно перестали исполнять: через семь лет рабства человек должен получить свободу. Срочно, всем рабам, бывших в собственности у жителей города, дали свободу. В обмен на их присоединение к защитникам города.
      
    Год длилась осада. Иерусалицы держались. Вавилоняне не торопились, ждали. Тут в Египте умер фараон Псамметих II. На троне его молодой и энергичный сын Хофра (он же Априй). Он отправляет армию в Иудею. Египетский флот побеждает на море. Хоф­ра захватывает Финикию, Тир, Сидон, Газу. Вспыхивает мятеж в Дамаске, вол­нения в Хамате. Не нравится это Навуходоносору и он снимает осаду Иерусалима, направляя армию против египтян.
      
       Вот где радость для Иерусалима наступила! Враг ушел, египтяне помогли. Всё, как все самозванцы-пророки предсказывали. Значит, правы были придворные пророки. Всевышний защитил свой народ. Измученный Иеремия опять предстает лжепророком, обманщиком: где страшные кары, о которых уже десятилетия твердил этот блаженный? Царь Седекия слабоволен, но, похоже, умен. Он знает истинную цену окружающим его людям. И потому он втихомолку просит прийти к нему пророка Иеремию, желая его еще раз выслушать в расчете на радостные вести и попросить помолиться "о нас Г-споду, Б-гу нашему". Но услышал царь совсем другое: (37:6-10) И сказано было слово Г-сподне Иеремии, пророку: так сказал Г-сподь: так скажите царю Иудейскому, пославшему вас ко Мне вопросить Меня: вот, войско Паро, которое вышло на помощь вам, возвращается в страну свою, в Египет. И снова будут Касдим (вавилоняне) воевать с этим городом, и захватят его, и сожгут его огнем. Так сказал Г-сподь: не обманывайте самих себя, говоря: "непременно уйдут от нас Касдим", ибо не уйдут они. Если бы даже разбили вы все войско Касдим, что воюет с вами, и остались бы из них (лишь) люди, пронзенные (мечом), то поднялись бы они, каждый из шатра своего, и сожгли бы город этот огнем".
      
       Навуходоносор разгромил египтян, обратил их в бегство и изгнал с территории Иудеи (у Флавия - "совершенно изгнал из Сирии"). Войска Навуходоносора возобновили осаду Иерусалима летом 587 г. до н.э. Верными оказались слова пророка, понимавшего, не в пример самонадеянному царю, что не все так просто и Навуходоносор не простит Седекии бунт против своего господина, посадившего его на трон. Вавилон не спешил. Вавилон готовил осадные валы и ждал, пока город захлестнут голод и болезни. Осада длилась почти два года. К числу жителей прибавилось много беженцев с окружающих территорий, искавших убежища за толстыми стенами Иерусалима. И всем нужен был хлеб.
      
       "И все-таки город продолжает держаться. Седеет 30-летний царь Седекия. Отчаяние придает ему решимости: в тайне от царедворцев, от военных он приказывает ночью привести к нему Иеремию. Они не узнали друг друга, царь и пророк. Стараясь не смотреть на заросшего, обессиленно сидящего у порога Иеремию, постаревший, осунувшийся царь безнадежно спрашивает: Нет ли слова от Господа? Пророк с трудом поднимает бледное измученное лицо. Он хочет слукавить, но не может - что-то, что сильнее его, заставляет говорить правду.
    Есть, - тихо отвечает он. Ты будешь предан в руки царя Бавельского... И царь понимает - помилование невозможно(Топаллер).
       Иосиф Флавий так описывает ход осады: осаждавшие воздвигли огромные башни и множество насыпей, достигавших одинаковой со стенами высоты. Однако осажденные упорно выносили осаду: они не поддавались ни голоду, ни моровой язве, но, хотя эти бедствия и страшно донимали их, они
       все-таки энергично выходили на бой, не пугаясь хитрыми приспособлениями и осадными орудиями противника, придумывая против каждого нового их приспособления какое-нибудь другое свое собственное. В течение всей этой борьбы как вавилоняне, так и иерусалимцы выказывали одинаковую быстроту и сообразительность, причем первые применяли все, по их мнению, возможное для взятия города, а вторые возлагали все свое упование на неустанное и соответственное измышление средств, как бы низвести приспособления своих врагов. Это продолжалось восемнадцать месяцев, пока осажденные не пали жертвою голода и метательных снарядов, которыми враги обсыпали их с вершин своих осадных башен. Картины трагической осады и жестокости ее последствий описаны в Плаче Иеремии и в Книге Иеремии.
       Вызывает восхищение стойкость защитников Иерусалима, которые выдерживали осаду в течению длительного времени. А. Маламат в своей книге пишет: "Если вести отсчет лет царствования Седекии с месяца нисан, то эта осада длилась около полутора лет. Если же воспользоваться другой системой отсчета, начиная с месяца тишрей, то осада продолжалась около двух с половиной лет. Осада города началась десятого тевета на девятом году царствования Седекии. Она завершилась разрушением Храма седьмого (по другой версии девятого) ава на одиннадцатом году царствования Седекии. При переводе этих дат на григорианский календарь осада продолжалась с 15 января 588 года до н.э. до 14 или 17 августа 586 года до н.э.
       "(М25:2-4) И был город в осаде до одиннадцатого года (царствования) царя Цидкийау. На девятый день (четвертого) месяца голод в городе усилился, и не было хлеба у народа страны. И проломлена была (стена) города, и все воины убежали ночью через ворота, которые между двумя стенами, что у царского сада; а касдим были вокруг города;". Последние дни перед падением Иерусалима. Гибнет город. Все случилось по слову пророка. Прав был Иеремия. Царь растерян, испуган: он знает, что Божий гнев не обойдет ни его, ни его приближенных. В июле 586 г. до н.э. вавилоняне ворвались в Иерусалим. Началась последняя жестокая схватка, вернее, избиение еле стоявших на ногах жителей погибающего города. Страшно звучит короткая фраза из древней записи: "...и убивал их юношей мечом в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старика, ни глубокого старца...". Дубнов С.М. добавляет, что вместе с вавилонянами ворвались в Иерусалим примкнувшие к ним хищные орды эдомитов, которые грабили и расхищали имущество жителей.
       В описании событий часто встречается слово "касдим". По Дашевскому, касдим это одна из народностей, которая входила в вавилонскую империю. Существует мнение, что сам Навуходоносор был из этой народности касдим. Так бывает, что часть населения империи накладывает свое имя на всю страну. Например, со временем всех сынов Израиля стали называть иудеями, хотя это только одно из колен.
       Поимка и наказание царя
      
       "(М25:5-7) И погнались воины касдимские за царем, и настигли его на равнине Иерихонской, и все воины его (бросились) от него врассыпную. И поймали они царя, и отвели его к царю Бавэльскому в Риалу, и объявили ему приговор. И сыновей Цидкийау зарезали у него на глазах, а Цидкийау ослепили и заковали в медные оковы, и увели его в Вавилон".В Книге Иеремии сказано чуть подробней: "(Иер.39:4-7) И было, Цидкийау, царь Йудейский, и все воины бежали и вышли ночью из города через царский сад воротами, что между двумя стенами; и вышел он через Араву. И погналось за ними войско Касдим; и настигли Цидкийау на равнине Иерихонской, и взяли его, и привели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу; и вынес ему (царь) приговор. И зарезал царь Вавилонский сыновей Цидкийау на глазах у него в Ривле; и всех знатных иудеев зарезал царь; А Цидкийау он выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон".
      
       Когда Иерусалим пал, по легенде, Цидкия бежал из города через пещеру, тянувшуюся до самого Иерихона. Флавий: царь Седекия бежал из города. Но об этом некоторые перебежчики сообщили вавилонянам; на рассвете те бросились в погоню за царем, захватили его недалеко от Иерихона и окружили его. Приближенные же и знатнейшие, бежавшие вместе с Седекиею, увидя врагов, покинули царя и, думая о своем собственном спасении, рассеялись в разные стороны. Враги захватили царя и немногих остававшихся ему верными друзей с детьми и женами и отправили их всех к царю. Когда Седекия предстал пред Навуходоносором, этот начал упрекать его в нарушении благочестия и называть клятвопреступником, забывшим о своем обещании сохранить страну в его, Навуходоносора, власти. Вместе с тем он упрекал Седекию в неблагодарности, так как последний от него ведь получил свое царство (которое он, Навуходоносор, отнял у Иоахима и отдал ему); и вот, говорил царь вавилонский, Седекия употребил свою власть против даровавшего ее ему. "Но, - сказал он, - великий Бог, которому ты стал ненавистен по всему своему складу, отдал тебя во власть нам". Сказав это Седекии, Навуходоносор велел немедленно, в присутствии самого Седекии и прочих пленных, перерезать его сыновей и приближенных. Затем, велев выколоть Седекии глаза, он приказал заковать его и отправить в Вавилон. Итак, Седекию постигло то, что предсказали ему Иеремия и Иезекииль, а именно что он будет взят в плен, отправлен к царю вавилонскому, будет лично говорить с ним и глаза его узреют глаза царя. Так предсказал Иеремия (32:4); Иезекииль же (12:13) предсказал ему, что он будет приведен в Вавилон, но не увидит его, и там умрет.
      
       Разрушение Иерусалима
      
       "(М25:8) В пятый месяц, в седьмой (день) месяца, то есть в девятнадцатый год (царствования) Невухаднэццара, царя Бавэльского, пришел в Йерушалаим Невузарадан, старший палач, раб царя Бавэльского. (9) И сжег он дом Г-сподень, и дом царский, и все дома в Йерушалаиме: все дома знатных (людей) сжег он огнем. (10) И все войско Касдим, что (пришло) со старшим палачом, разрушило стены вокруг Йерушалаима".
       В седьмой день месяца ав вавилоняне во главе с "начальником телохранителей" Навуходоносора, Невузараданом, разрушили Иерусалим, ограбили и сожгли Храм (9 ава 586 г. до н. э.) . Иерусалим оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников в начале персидской эпохи. Вновь процитирую Иосифа Флавия:
       "Царь же вавилонский отправил своего военачальника Навузардана (Это начальник царских телохранителей Набу-зер-иддин, который прибыл в Иерусалим спустя месяц после падения города), поручив ему сжечь и царский дворец, сравнять город с землею и переселить всех жителей в Вавилонию. Он зажег храм в новолуние пятого месяца одиннадцатого года царствования Седекии, на восемнадцатом году правления Навуходоносора. Вместе с тем он поджег и царский дворец и разрушил город до основания. Пожар храма произошел спустя четыреста семьдесят лет шесть месяцев и десять дней после его сооружения; от исхода [израильтян] из Египта успел к тому времени пройти промежуток в тысячу шестьдесят два года, шесть месяцев и десять дней.
      
       Маламат: "Археологические раскопки, проведенные в Верхнем городе и на восточном склоне холма Офель, представили свидетельства катастрофы, постигшей Иерусалим в эти тяжелые дни. Обнаруженные предметы создают картину полного разрушения расположенных там зданий. Масштабы разрушений были столь велики, что и спустя 150 лет Неемия не сумел восстановить городские кварталы, располагавшиеся на этом месте и был вынужден оставить их за пределами городской стены, возведенной им в верхней части кургана. Возле сторожевой башни, которая контролировала северную линию городских укреплений археологи обнаружили сожженный пол со стрелами, которые были на вооружении вавилонской армии. Они свидетельствуют, по-видимому, о последней схватке защитников города с прорвавшимся с севера врагом".
      
       Разграбление Храма
      
       Навуходоносор направил своих военачальников с отрядом и поручил им вывезти все ценности из побежденного города, прежде всего из Храма и царского дворца. И читаем: "(М25:13-17) И медные столбы, что у дома Г-сподня, и подставки, и море медное, что в доме Г-споднем, касдим изломали, а медь их унесли в Бавэл. И котлы, и лопатки, и ножи, и ложки, и всю медную утварь, которая употреблялась при служении, они забрали. И совки, и кропильные чаши, - что было золотое и что было серебряное, - забрал старший палач. Оба столба, одно море и подставки, которые сделал Шеломо для дома Г-сподня, - меди во всех этих вещах не было (и) весу.Восемнадцать локтей высота одного столба, и венец на нем медный, а высота венца три локтя; и решетка с гранатами вокруг венца - все из меди. И такие же (гранаты) на другом столбе с решеткою".
      
       И в книге Диврей о той же трагедии грабежа и разрушения: "(Д36:18-19) И все сосуды дома Б-жьего, большие и малые, и сокровища дома Г-сподня, и сокровища царя и князей его, - все доставил он в Вавилон".
      
       Флавий подтверждает библейские записи об ограблении Храма: прибыв в Иерусалим, военачальник предал храм разграблению и похитил священную золотую и серебряную утварь, а также сооруженный Соломоном великий сосуд для омовений, медные колонны и их венцы, золотые столы и светильники. Во всех этих записях указаны только крупные дорогие изделия, на самом же деле вывезли всё, что имело какую-то ценность.
      
       Казнь и изгнание жителей Иудеи в Вавилон
      
       Навуходоносор жестоко наказал за измену и восстание не только царя Цидкию. Книга Мелахим лаконично и без внешних эмоций сообщает: "(М25:18-21) И взял старший палач Серайа, первосвященника, и Цфания, второго священника, и трех стражей входа в храм, а из города взял он одного начальника воинов и пять человек из предстоявших лицу царя, и писца военачальника, вербовавшего народ страны, и шестьдесят человек из народа страны, находившихся в городе. И взял их Невузарадан, старший палач, и отвел их к царю Бавэльскому в Ривлу. И перебил их царь Бавэльский, и умертвил их в Ривле, в стране Хамат". Короче говоря, иерусалимскую знать и окружение царя доставили в лагерь вавилонского царя и там казнили.
      
       А основную массу пленных, а также знать и жителей Иудеи начали изгонять из их городов и селений. Людей связывали веревками в длинные колонны и гнали в далекую чужую страну, в Вавилон. Месяцами брели изгнанники в мучениях и слезах по холмам и пустыням. По дорогам оставались трупы не выдержавших голода, жажды и мучений. В Иерусалиме и сельских местах Иудеи остался только бедный люд, чтобы были они виноградарями и землепашцами. ...И ушли иудеи в изгнание из земли своей.
      
       Отношение к пророку Иеремии
      
       Я уже упоминал по ходу статьи о сложных взаимоотношениях царя Цидкии и пророка Иеремии, одного из четырех самых известных пророков библейских времен. Пророк был мудрым провидцем и своими пророчествами пытался дать понять царю, что его окружение из проегипетских и провавилонских партий, тянущих страну в разные стороны, ничего хорошего не могут дать. С горечью пишет об этом пророк в своей книге, понимая и видя, куда ведут страну царь и его советники. Библейские книги Мелахим и Диврей очень мало нам сообщают о царе, сидевшего на престоле 11 лет, и о взаимоотношениях с пророками его времени. Мы можем только в общем понимать, что время царствования, особенно в последний период напряженных отношений с Вавилоном, было с трагическим оттенком, завершившееся вообще драмой полного разгрома страны и концом династии царя Давида. 20-й царь Иудеи (после раскола царства Давида-Соломона) Цидкия (Седекия) оказался последним в гинеалогической линии.
      
       В Книге пророка Иеремии мы можем прочитать несколько больше и о самом царе, и о событиях, и о взаимотношениях двух значимых фигур того времени. Какому царю могли понравиться укоры да еще от имени Г-спода типа: "(Иер.22:3) творите суд и справедливость и спасайте ограбляемого от руки грабителя; а пришельца, сироту и вдову не притесняйте и не обирайте, и крови невинной не проливайте на месте этом", или "(22:8-9) "...за что Г-сподь поступил так с этим великим городом?" И Скажут (в ответ): "за то, что оставили они завет Г-спода, Б-га своего, и поклонялись иным Б-гам, и служили им". Но мы понимаем, раз об этом говорит пророк, значит это было, и это то, что царям не могут простить и люди, и пророки, писавшие Книги Библии.
      
       Иосиф Флавий не очень высоко ценил царя иудейского: "Седекия крайне пренебрежительно относился к требованиям справедливости и долга. Все окружавшие его сверстники также были безбожниками, да и весь простой народ отличался крайней распущенностью и делал, что хотел". Пророк Иеремия не раз обращался к царю и "заклинал оставить свое безбожие и беззакония и подумать о справедливости, не верить обманывающим его лжепророкам, будто вавилонский царь уже более не предпримет похода на город [Иерусалим] и будто египтяне победят (Навуходоносора). Все они говорят неправду, и ничего этого не будет". Но Цидкия не знал кому больше верить, окружению своему или Иеремии.
      
       Много уже накипело на душе у Иеремии к тому времени, когда Цидкия прислал к нему главного смотрителя Храма Пашхура с просьбой: "(21:2) Вопроси о нас
       Г-спода, прошу тебя, ибо Навуходоносор воюет с нами; может быть Г-сподь сотворит для нас (нечто), подобное всем чудесам Его, и тот отступит от нас". Человек, который, как понятно из текстов, больше склонялся к язычеству и не очень был богобоязненным главой страны, вдруг просит пророка похлопотать перед Б-гом якобы за страну, но и за себя заодно. Что мог ему ответить пророк, которого царь в общем-то не очень привечал и даже преследовал за пророчества, которые ему не нравились. Причем происходило это уже в период осады города, что следует из слов пророка. Понятно, что ответ и на сей раз был не в пользу царя:
      
       "(Иер.21:3-7) ...Так сказал Г-сподь: вот, обращу Я (на вас) воинские орудия, что в руках ваших, которыми вы сражаетесь с царем Вавилона и ...осаждающими вас за стеною, и соберу их в городе этом. И Сам буду воевать против вас ...во гневе и ярости и в великом негодовании. И поражу живущих в городе этом - людей и скот; умрут они от мора великого. А после того - сказал Г-сподь, - предам Я Цидкийау, царя, и рабов его, и народ, и оставшихся в городе этом от мора, меча и голода в руку Навуходоносора, и поразит он их острием меча, не пощадит их, и не сжалится и не помилует".
      
       Но в его ответе "послу" царскому звучат и нотки надежды: "(Иер.21:8-10) А народу скажи: так сказал Г-сподь: Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: тот, кто останется в этом городе, умрет от меча, от голода или от мора, а кто выйдет и сдастся, осаждающим вас, тот останется в живых и добычей будет ему душа его; Ибо в руки царя Вавилона будет он (город) предан, и сожжет тот его огнем". Но на этот призыв, как мы знаем, ни народ, ни царь не откликнулись.
       "До конца времен будут существовать люди, сеющие замешательство и недовольство... Проповедуя ложь, они будут учить людей воспринимать грех как нечто несущественное. Когда обнаружатся страшные последствия их нечестивых дел, они приложат все усилия к тому, чтобы обвинить во всех трудностях преданных, предостерегавших их вестников, подобно тому как иудеи обвинили Иеремию в постигшей их горькой участи (Е. Уайт "Пророки и цари").
       Плач Иеремии
      
       И печальный очерк свой закончу отрывками из Плача Иеремии (Мегилат Эйха), современника и свидетеля гибели Иудеи, Иерусалима и Храма Соломона
       (586 г. до н.э.):
       (1:1.4.5) Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому. Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен.
       (2:10-22). Сидят на земле безмолвно старцы, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские. Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Пророки твои предвещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: "это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?". Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел;
       (4:11-13). Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего и зажег на Сионе огонь, который пожрал основания его. Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима. Все это -- за грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников;
      
       Так началась новая эра в истории еврейского народа: Вавилонское пленение (изгнание)...
      
       Давид Генис
      
      
       Источники:
       Дашевский З. Лекция 110 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml110.htm)
       Дашевский З. Лекция 111 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml111.htm)
       Диврэй Ай-Амим II (2 Пар.) (//www.toraonline.ru/ksuvim/dhy2.htm).
       Дубнов С.М. Краткая история евреев. Ч.1, гл.12
       Маламат А. "Последние годы Иудеи", (//jhistory.nfurman.com/lessons8/08-17.htm)
       Мелахим II (4 Цар.) (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2).
       КЕЭ, том 9, кол. 1086-1087 (//www.eleven.co.il/article/14618)
       Книга пророка Иеремии (Танах, Пророки).
       Книга пророка Иезикииля (Библия, Ветхий Завет).
       Косидовский З. Библейские сказания. М., Политиздат, 1975. Изд. 3. Пер. с польского.
       Плач Иеремии (//biblia.org.ua/bibliya/plach.html)
       Топаллер А. Загадки библейской истории (//literator.org/book/zagadki-bibleiskoi-istorii/.html)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Книга 10. Главы 7, 8.
       Уайт Елена. Пророки и цари. Гл.36 (//www.otkrovenie.de/beta/[ml/pk.xml/37)
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/12/2014. 43k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка