Генис Давид Ефимович: другие произведения.

Захария - 14-й царь древнего Израиля

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 09/05/2016. 10k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К истории древнего царства Израиль


  •    Захария, 14-й царь древнего Израиля
      
       Кстати, имя его не путать с именем пророка Захарии, жившего намного позднее. Имя означает "помнящий Яхве". Насчет имени тоже разночтения от разных авторов. В книге Мелахим пишут Захарияу, у Дашевского - Захарйа. Не будем вдаваться в детали, примем имя в русской традиции (Захария).
       Захарии (14-му царю Израиля), сыну и наследнику Иеровоама, не повезло с должностью. Правил он недолго, но когда точно, опять же никто не знает. Википедия
       и КЕЭ считают в 747 г. до н.э.; Х. Тадмор - 738; Джоан Комэй указывает на 743-й. Эрлихман поднял планку до 753 года, а Гацуцын посчитал и того раньше - 783 г. Повторю - точное время вступления на престол однозначно не установлено.
      
       Итак, умер властитель престола Северного царства Израиль Иеровоам II и "стал царем над Исраэйлем Захарияу, сын Йаровама, (и царствовал) в Шомероне шесть месяцев (МII 15:8)". Дальше в книге Мелахим мы читаем уже привычную фразу: "(15:9) И делал он то, что было злом в очах Господних, как делали отцы его: не отступал он от грехов Йаровама, сына Невата, которыми тот ввел в грех Исраэйль". На этом библейская история очередного царя Северного царства и последнего представителя династии Ииуя (Иеху) закончилась, ибо через шесть месяцев после его воцарения
       возник еще один "проводник" божьей воли.
      
       О нем, со ссылкой на "...слово Г-сподне, которое Он изрек Йейу (Ииую. - Д. Г.), сказав: сыновья твои до четвертого поколения будут сидеть на престоле Исраэйлевом. И сбылось так" (MII 15:12) и без комментариев, сообщает автор Мелахим II: "(15:10) И составил против него заговор Шаллум, сын Йавэйша, и поразил его пред народом, и убил его, и стал царем вместо него". Всё просто - убил его, и стал царем вместо него...
      
       Если вам интересно, можно почитать подробности: "(15:11) А прочие деяния Захария описаны в книге летописи царей Исраэйльских". Где найти эти самые летописи - это уже проблема самого читателя... Ибо до сих пор, за давней древностью, их никто пока не отыскал... Возможно, всё еще лежат в тайниках (как когда-то Кумранские свитки), да ныне Землю Самарии арабы себе приписали, туда археологам входа нет.
      
       По мнению Арсения (Соколова), для Израиля, в отличие от Иудеи, власть не была централизована и были сильны родоплеменные традиции колен, поэтому царствование одной династии Ииуя и его потомков на протяжении почти столетия было достаточно долгим периодом стабильности и определенного благополучия. В этом была награда свыше Ииую за его рвение в искоренении финикийского культа Ваала в Израиле.
      
       Но он всё же не был столь ревностен, как того хотелось бы в Иерусалиме. Нельзя забывать, что историография книг Царств, - это богословие Второзакония, их автор - житель Иудеи, а не Израиля. А для благочестивого иудея времен реформ Езекии и Иосии нежелание Ииуя разрушить высоты, даже если они посвящены не Ваалу, а Г-споду - непростительный грех, продолжение религиозной политики Иеровоама I, основателя Израильского царства. Для священных писателей Иудеи вся религиозно-политическая история северного соседа стала историей, которую они описывают с богословских позиций Второзакония. А эти позиции настолько давидо- и иерусалимоцентричны, что тот, кто на них стоит, может описывать историю Израильского царства, стоявшего на других религиозных позициях, прежде всего с явным неодобрением.
      
       Дашевский пишет, что гибель царя Захарии - "это наказание за то, что вся династия, начиная с 10-го царя Иеху, вела себя не так, как было положено, не так, как было задумано" свыше. Он пишет о том, что бог "...взыскивает за грехи отцов с третьего и четвертого поколения". Получается, что Захария, оказавшийся четвертым поколением в потомках Иеху, заплатил за грехи свои и своих предков.
      
       В тексте Мелахим нет прямых указаний на его идолопоклонство, но и не отрицается. Однако, для царя его личное отношение к Богу, пожалуй, не на первом месте, а на первом месте то, как он руководит народом. Но он, как и прежние цари, народ не допускал к поклонению в Иерусалимском Храме, а значит, поддерживал служение тельцам и идолопоклонство. Этого пророки не могли простить северянам, подкрепляя свои обвинения ссылкой на решения "свыше"...
       Здесь можно добавить интересный штрих к этой истории. Ведь уже в библейской книге написано, что "составил против него заговор Шаллум и поразил его пред народом...". Если речь о заговоре, значит были недовольные, была подготовка. И убийство "пред народом" может быть свидетельством, что популярностью он не пользовался. Можно гадать, но истинных причин или повода мы не знаем.
       Правда, в Википедии и Библейской энциклопедии есть ссылка на то, что пророчество
       Осии (Ос. 7:5-7) может указывать на то, каким образом был приведен в исполнение заговор Шаллума (Селлума) против Захарии. Ясно, что пророчество может дать только намёк на возможные действия. Приведу этот текст из книги пророка Осии по указанной ссылке: "(7:5-7) День нашего царя! говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце своё подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне". Заговорщики коварно подпоили Захарию и воспользовались моментом. Почему нет?
       В это смутное для Израиля время междоусобий и царских переворотов произошло значительное изменение международной ситуации Древнего Востока. Ассирия стала могущественной и агрессивной державой. Её царь Тиглатпаласар III (745-727) заложил военными походами основу этого могущества в стремлении расширить границы вплоть до Египта. Он не просто захватывал соседние траны, но стал присоединять их к своему царству, превращая их в "провинции", т. е. в часть Ассирии под управлением царских наместников. Как всё это отразилось на судьбе Северного царства Израиль в рассказах о следующих царях этого государства.
      
      
      
       Захария. Рисунок из сборника биографий
       Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) (Википедия)
      
       Давид Генис
      
       Источники:
      
       Арсений (Соколов). Последние цари Израиля. 2014 (//www.bogoslov.ru/text/4241753.html)
       Библейская энциклопедия. Захария (//slovary.yandex.ru/)
       Википедия.
       Дашевский З. Лекция 93 (//www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_93.html)
       Дубнов С. М. Краткая история евреев. Гл.11:77
       (//www.e-reading.org.ua/bookreader.php/20754/Dubnov)
       Комэй Джоан. Кто есть кто в Ветхом Завете. М., 1998. С.159.
       Липовский И. П. Библейский Израиль: история двух народов. 2010.
       //lib.rus.ec/b/400042/read
       Мелахим II 15:8-12 (//www.toldot.ru/torah/torah.php?id=neviim/melachim2)
       Ошэйа (Осия), пророк (//www.toraonline.ru/neviim/hoshea.htm)
       Тадмор Х., Надель Р. Библейский период. В кн. Очерки по истории еврейского народа.
       Ред. С. Эттингер (//jhistory.nfurman.com/code/ethinger1_15.htm)
       Толкование Библии (//otveti.org/tolkovanie-biblii/4-tsarstv/15/)
       Циклопедия. (//cyclowiki.org/wiki/)
       Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн. 9. Гл.11:1
       Липовский И. П. Библейский Израиль: история двух народов. 2010.
       (//lib.rus.ec/b/400042/read)
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Генис Давид Ефимович (d_genis@hotmail.com)
  • Обновлено: 09/05/2016. 10k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка