Кстати, имя его не путать с именем пророка Захарии, жившего намного позднее. Имя означает "помнящий Яхве". Насчет имени тоже разночтения от разных авторов. В книге Мелахим пишут Захарияу, у Дашевского - Захарйа. Не будем вдаваться в детали, примем имя в русской традиции (Захария).
Захарии (14-му царю Израиля), сыну и наследнику Иеровоама, не повезло с должностью. Правил он недолго, но когда точно, опять же никто не знает. Википедия
и КЕЭ считают в 747 г. до н.э.; Х. Тадмор - 738; Джоан Комэй указывает на 743-й. Эрлихман поднял планку до 753 года, а Гацуцын посчитал и того раньше - 783 г. Повторю - точное время вступления на престол однозначно не установлено.
Итак, умер властитель престола Северного царства Израиль Иеровоам II и "стал царем над Исраэйлем Захарияу, сын Йаровама, (и царствовал) в Шомероне шесть месяцев (МII 15:8)". Дальше в книге Мелахим мы читаем уже привычную фразу: "(15:9) И делал он то, что было злом в очах Господних, как делали отцы его: не отступал он от грехов Йаровама, сына Невата, которыми тот ввел в грех Исраэйль". На этом библейская история очередного царя Северного царства и последнего представителя династии Ииуя (Иеху) закончилась, ибо через шесть месяцев после его воцарения
возник еще один "проводник" божьей воли.
О нем, со ссылкой на "...слово Г-сподне, которое Он изрек Йейу (Ииую. - Д. Г.), сказав: сыновья твои до четвертого поколения будут сидеть на престоле Исраэйлевом. И сбылось так" (MII 15:12) и без комментариев, сообщает автор Мелахим II: "(15:10) И составил против него заговор Шаллум, сын Йавэйша, и поразил его пред народом, и убил его, и стал царем вместо него".Всё просто - убил его, и стал царем вместо него...
Если вам интересно, можно почитать подробности: "(15:11) А прочие деяния Захария описаны в книге летописи царей Исраэйльских". Где найти эти самые летописи - это уже проблема самого читателя... Ибо до сих пор, за давней древностью, их никто пока не отыскал... Возможно, всё еще лежат в тайниках (как когда-то Кумранские свитки), да ныне Землю Самарии арабы себе приписали, туда археологам входа нет.
По мнению Арсения (Соколова), для Израиля, в отличие от Иудеи, власть не была централизована и были сильны родоплеменные традиции колен, поэтому царствование одной династии Ииуя и его потомков на протяжении почти столетия было достаточно долгим периодом стабильности и определенного благополучия. В этом была награда свыше Ииую за его рвение в искоренении финикийского культа Ваала в Израиле.
Но он всё же не был столь ревностен, как того хотелось бы в Иерусалиме. Нельзя забывать, что историография книг Царств, - это богословие Второзакония, их автор - житель Иудеи, а не Израиля. А для благочестивого иудея времен реформ Езекии и Иосии нежелание Ииуя разрушить высоты, даже если они посвящены не Ваалу, а Г-споду - непростительный грех, продолжение религиозной политики Иеровоама I, основателя Израильского царства. Для священных писателей Иудеи вся религиозно-политическая история северного соседа стала историей, которую они описывают с богословских позиций Второзакония. А эти позиции настолько давидо- и иерусалимоцентричны, что тот, кто на них стоит, может описывать историю Израильского царства, стоявшего на других религиозных позициях, прежде всего с явным неодобрением.
Дашевский пишет, что гибель царя Захарии - "это наказание за то, что вся династия, начиная с 10-го царя Иеху, вела себя не так, как было положено, не так, как было задумано" свыше. Он пишет о том, что бог "...взыскивает за грехи отцов с третьего и четвертого поколения". Получается, что Захария, оказавшийся четвертым поколением в потомках Иеху, заплатил за грехи свои и своих предков.
В тексте Мелахим нет прямых указаний на его идолопоклонство, но и не отрицается. Однако, для царя его личное отношение к Богу, пожалуй, не на первом месте, а на первом месте то, как он руководит народом. Но он, как и прежние цари, народ не допускал к поклонению в Иерусалимском Храме, а значит, поддерживал служение тельцам и идолопоклонство. Этого пророки не могли простить северянам, подкрепляя свои обвинения ссылкой на решения "свыше"...
Здесь можно добавить интересный штрих к этой истории. Ведь уже в библейской книге написано, что "составил против него заговор Шаллум и поразил его пред народом...".Если речь о заговоре, значит были недовольные, была подготовка. И убийство "пред народом" может быть свидетельством, что популярностью он не пользовался. Можно гадать, но истинных причин или повода мы не знаем.
Правда, в Википедии и Библейской энциклопедии есть ссылка на то, что пророчество
Осии (Ос. 7:5-7) может указывать на то, каким образом был приведен в исполнение заговор Шаллума (Селлума) против Захарии. Ясно, что пророчество может дать только намёк на возможные действия. Приведу этот текст из книги пророка Осии по указанной ссылке: "(7:5-7) День нашего царя! говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце своё подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне". Заговорщики коварно подпоили Захарию и воспользовались моментом. Почему нет?
В это смутное для Израиля время междоусобий и царских переворотов произошло значительное изменение международной ситуации Древнего Востока. Ассирия стала могущественной и агрессивной державой. Её царь Тиглатпаласар III (745-727) заложил военными походами основу этого могущества в стремлении расширить границы вплоть до Египта. Он не просто захватывал соседние траны, но стал присоединять их к своему царству, превращая их в "провинции", т. е. в часть Ассирии под управлением царских наместников. Как всё это отразилось на судьбе Северного царства Израиль в рассказах о следующих царях этого государства.