Получив на последних парламентских выборах в Израиле всего шесть мандатов, партия "Наш Дом Израиль" (НДИ), которая худо-бедно, но все же представляла русскоязычную общину, особенно в лице достаточно влиятельного политика, ее председателя А. Либермана, лишилась на коалиционных переговорах с партией "Ликуд" рычагов давления на премьер-министра. В итоге, он проигнорировал принципиальные требования этой партии: не отменять решения, принятые прошлым Кнессетом, об облегчении прохождения процедуры гиюра; о службе в армии или альтернативная служба, вообще, об общественных гражданских обязанностях ультраортодоксов; а также, о применении смертной казни для террористов; об уничтожении движения Хамас в секторе Газа; о пенсиях для репатриантов, прибывших в страну в возрасте "сорок пять-плюс" и др..
В результате, А. Либерман объявил о сложении с себя полномочий министра иностранных дел и ухода его партии в оппозицию. Нужно подчеркнуть, что это принципиальный и смелый поступок, на который вряд ли способен пойти хотя бы один из "коренных" политиков, что было ими ярко продемонстрировано в процессе "делёжки" правительственных портфелей. Они держатся руками и зубами за свое престижное и доходное место. То, что оно доходное, доказывают многие судебные дела. Кого ни копни, он далеко не бедный, у каждого несколько квартир в центре страны, миллионные счета в банках. Я понимаю, что нехорошо считать деньги в чужом кармане, но всё же, откуда у них такое богатство, при сравнительно "скромной" зарплате, не "тянущей" на такую роскошь? Как выясняется в результате следственных действий, это взятки, "откаты" и др. Одними из последних примеров, являются уже осужденный экс-премьер Э. Ольмерт, и один из ведущих и старейших членов партии "Авода", имеющий даже наглость претендовать на пост президента государства.
Впервые за много лет, в правительстве, будет только один русскоязычный министр. Больше половины постов министров и их замов займут религиозные и ультрарелигиозные деятели, которые более всего заинтересованы в решении проблем своих общин, а до остальных, как впрочем, и до государства в целом, как показывает опыт прошлого, им дела нет.
Почему-то, народ рассчитывал, что премьер, как достаточно опытный политик, сумеет достичь оптимального баланса между интересами религиозных и светских общин, раздав "всем сестрам по серьгам". Однако, он предпочел, в первую очередь поспешно и унизительно удовлетворить все требования религиозных партий с их своеобразно-искаженным восприятием современного мира, почему-то считая их естественными союзниками, в ущерб требованиям светских партий, которых он, по-видимому, таковыми не считает. Исходя из сиюминутных политических реалий, из-за боязни потерять свой пост, он создал узкую право-религиозную коалицию, ввергая страну в средневековую клерикальную трясину, в теократическое болото, из которого ох, как тяжело будет выползать в будущем, если, вообще это будет возможно. Отдавая ультраортодоксам огромные средства, в несколько млрд. шекелей и влиятельные посты в правительстве и Кнессете, особенно руководство финансовой комиссией Кнессета, возвращая им все пособия и льготы, отмененные Кнессетом прошлого созыва, причем ретроактивно, он создает их общинам условия для безбедного существования, без необходимости получать современное образование, тем самым исключая их в будущем, из рынка труда. То, что по результатам парламентских выборов в Израиле, ультраортодоксальные партии войдут в коалицию, не было неожиданностью, но то, что они в результате коалиционных переговоров получат столько преференций, оказалось для светского населения шокирующим. Нельзя сказать, что йешиботники уж совсем бездельничают, они беспрерывно изучают Тору - это нелегко. Но реальная польза от такого труда обществу, нулевая. Если в те времена, когда все евреи жили в диаспоре, религия, изучение Торы были необходимы, поскольку это спасало еврейский народ от ассимиляции, от исчезновения, подобно многим народам, канувшим "в Лету", то сейчас таким спасением является государство Израиль, его экономика, его сильная армия. Но именно, в такой деятельности на пользу государству, ультраортодоксы участвовать отказываются, и премьер своими действиями, вопреки своим вербальным предвыборным заявлениям, им потакает, т.е., обманывает большую часть своего электората.
Если в 1948 г. Д. Бен-Гурион разрешил только нескольким сотням ультраортодоксов (400 наиболее способным йешиботникам) не призываться в армию и посвятить себя только изучению Торы, то сейчас таких более 60-ти тысяч (при том, что в стране чуть больше 10-12% ультраортодоксов, от общего населения) и будет еще больше.
Кроме того, Б. Нетаниягу, по-видимому, полагал, что партия НДИ "у него в кармане" и просчитался, оставшись с очень неустойчивой парламентской коалицией в шестьдесят один мандат, которую может развалить любой член коалиции, встав утром "с левой ноги". Не такой уж видимо Б. Нетаниягу опытный политик, как о нем думают. К сожалению, он еще человек нерешительный, поддающийся давлению и очень медлительный в принятии любых решений. Так и напрашивается известная фраза: "Среди политиков мало женщин, впрочем, мужчин тоже". О созданной Б. Нетаниягу коалиции и, соответственно, правительства, можно сказать афористично: "До свидания демократия, здравствуй теократия"Действительно, чтоесть демократия и теократия.
Демократия, способная функционировать только в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью каждого человека, предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие всего народа в политической жизни страны. При этом, именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю, при условии разделения властей, т.е., различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга.
Теократия(в данном контексте - ортодоксальный иудаизм), это политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства, система, при которой важные для государства решения принимаются в соответствии с религиозными законами и указаниями. Идея теократического государства, господствующая в далекой древности (еще до новой эры), до сих пор является актуальной в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле. Ортодоксальная иудейская религия никак не реагирует на веяния времени, на изменения людей и общества в целом, естественно, отвергая известный принцип исторического материализма "бытие определяет сознание". Да, в общем-то, и исторический материализм здесь не причем, просто идет время, жизнь меняется. Эта религия унижает и оскорбляет женщин, уродуя их внешне и внутренне, морально, принижая в них понятия чести и достоинства.
Неодолимая пропасть между демократией и теократией видна невооруженным взглядом, она очевидна без дополнительных объяснений. Как сказала одна весьма неглупая женщина "Если надо объяснять - то не надо объяснять...". Впрочем, здесь уже может пойти речь о легитимности понятия 'демократическое еврейское государство'. Но это уже тема другой статьи.
В заключение, еще, хотелось бы остановиться на понятии анархия, которое обычно означает безвластие, неповиновение властям, беспорядок, произвол, по сути, отсутствие власти ("закон и свобода без власти", Эммануил Кант).
А как назвать неповиновение властей воле общества, выражаемой через всеобщие выборы. Наверное, тоже анархией. Если законы принятые несколько месяцев назад прошлым парламентом, выражающим волю народа, новое правительство собирается отменить, что это, как не политическая чехарда, по сути, безвластие, нарушение демократических и моральных норм, что это, как не своеобразная анархия. Если первый вид анархии можно назвать анархией снизу, с которой власти могут бороться, то второй - анархией сверху, и еще неизвестно что хуже, анархия сверху, которая развращает народ, или снизу. Им можно, а нам нельзя?
Вообще сам процесс создания нового правительства, появление каких-то экзотических названий министерств, назначение некомпетентных совершенно неподходящих на должности глав этих министерств, депутатов Кнессета, вызывает множество недоуменных вопросов. Главный вопрос - сможет ли такое правительство, да еще при наличии в коалиции всего 61 депутата, вообще работать, не говоря уже, о "работать эффективно". Возникает еще один вопрос. Если это понятно обывателю, то, вне всякого сомнения, это понятно и премьер-министру. Что же он задумал?
Стране нужна, просто необходима, серьезная реформа по радикальному изменению системы власти.