Одну из своих статей, опубликованных (Портал Е. Берковича) после оглашения результатов последних парламентских выборов в Израиле, я назвал "Нет, народ Израиля не дурак". В самом деле, как правило, это утверждение соответствует действительности. Однако, как из любого правила есть исключения, так они есть и здесь.
Почти единственными дураками, показали себя те русскоязычные репатрианты, которые проголосовали черт его знает за кого, но только не за партию "Наш Дом Израиль" (НДИ), худо-бедно, но все же представляющую русскоязычную общину, особенно в лице достаточно влиятельного и в чем-то даже принципиального политика, ее председателя А. Либермана.
На такое их поведение, по-видимому, повлияло несколько обстоятельств. Как я писал в упомянутой выше статье: "Во-первых, это морально-уголовный погром в партии, устроенный сексуально озабоченным полицейским генералитетом, громкие заявления и утечки в СМИ о крупных финансовых нарушениях, чуть ли не подрывающих основы государства.... Во-вторых, это мало объяснимое поведение лидера партии..... В предвыборный период его "качало", то вправо, то влево (я даже применил термин "Фуко-маятниковые" колебания) так, что трудно было определить его настоящую позицию, что, несомненно, дезориентировало русскоязычных избирателей, его постоянный электорат".
Стоит напомнить, что еще в 2008 г. в моей заметке под названием "Пришел, увидел, не победил и вышел", опубликованной в газете "Мост" (N 411 от 20.02.2008), я выражал удивление по поводу вхождения (а, затем, выхода) партии НДИ во главе с А. Либерманом в очень непопулярное правительство Э. Ольмерта (партия "Кадима"), на что получил рассерженную и мало, что объясняющую развернутую (на целой странице в той же газете) "отповедь" от пресс-службы НДИ, под названием "Ушел, чтобы вернуться". Т.е., "качание" А. Либермана в разные стороны началось уже довольно давно. Тем не менее, НДИ - это единственная партия, проявляющая интерес к проблемам русскоязычной общины.
Получив на последних выборах всего шесть мандатов, партия НДИ лишилась на коалиционных переговорах рычагов давления на премьер-министра, который проигнорировал принципиальные требования этой партии: не отменять решения, принятые прошлым Кнессетом, об облегчении прохождения процедуры гиюра; о службе в армии или альтернативная служба, вообще, об общественных гражданских обязанностях ультраортодоксов; а также, о применении смертной казни для террористов; об уничтожении движения Хамас в секторе Газа; о пенсиях для репатриантов, прибывших в страну в возрасте "сорок пять-плюс" и др..
В результате, А. Либерман объявил о сложении с себя полномочий министра иностранных дел и ухода его партии в оппозицию. Нужно подчеркнуть, что это принципиальный и смелый поступок, на который не способен пойти ни один из "коренных" политиков. Они держатся руками и зубами за свое престижное и доходное место. То, что оно доходное, доказывают многие судебные дела. Кого ни копни, он далеко не бедный, у каждого несколько квартир в центре страны, миллионные счета в банках. Я понимаю, что нехорошо считать деньги в чужом кармане, но всё же, откуда у них такое богатство, при сравнительно "скромной" зарплате, не "тянущей" на такую роскошь? Как выясняется в результате следственных действий, это взятки, "откаты" и др. Одними из последних примеров, являются уже осужденный экс-премьер Э. Ольмерт, и один из ведущих и старейших членов партии "Авода", имеющий даже наглость претендовать на пост президента государства.
Таким образом, недальновидная неспособная постоять за себя община лишила себя двух русскоязычных министров в будущем правительстве: министра иностранных дел и министра абсорбции. Впервые за много лет, в правительстве, скорее всего, не будет русскоязычных министров. Больше половины постов министров займут религиозные и ультрарелигиозные деятели, которые более всего заинтересованы в решении проблем своих общин, а до остальных, как впрочем, и до государства в целом, как показывает опыт прошлого, им дела нет. Такого результата хотела русскоязычная община?
Почему-то, народ рассчитывал, что премьер, как достаточно опытный политик, сумеет достичь баланса между интересами религиозных и светских общин, раздав "всем сестрам по серьгам". Однако, он предпочел, в первую очередь поспешно и унизительно удовлетворить все требования религиозных партий с их своеобразно-искаженным восприятием современного мира, почему-то считая их естественными союзниками, в ущерб требованиям светских партий, которых он, по-видимому, таковыми не считает.
Исходя из сиюминутных политических реалий, из-за боязни потерять свой пост, он создаёт узкую право-религиозную коалицию, ввергает страну в средневековую клерикальную трясину, в теократическое болото, из которого ох, как тяжело будет выползать в будущем, если, вообще это будет возможно. Отдавая ультраортодоксам огромные средства, чуть ли не восемь млрд. шекелей и влиятельные посты в правительстве и Кнессете, особенно руководство финансовой комиссией Кнессета, возвращая им все пособия и льготы, отмененные Кнессетом прошлого созыва, причем ретроактивно, он создает их общинам условия для безбедного существования, без необходимости получать современное образование, тем самым исключая их, из рынка труда. То, что по результатам парламентских выборов в Израиле, ультраортодоксальные партии войдут в коалицию, не было неожиданностью, но то, что они в результате коалиционных переговоров получат столько преференций, оказалось для светского населения шокирующим.
Нельзя сказать, что йешиботники уж совсем бездельничают, они беспрерывно изучают Тору - это нелегко. Но реальная польза от такого труда обществу, нулевая. Если в те времена, когда все евреи жили в диаспоре, религия, изучение Торы были необходимы, поскольку это спасало еврейский народ от ассимиляции, от исчезновения, подобно многим народам, канувшим "в Лету", то сейчас таким спасением является государство Израиль, его экономика, его сильная армия. Но именно, в такой деятельности на пользу государству, ультраортодоксы участвовать отказываются, и премьер своими действиями, вопреки своим вербальным предвыборным заявлениям, им потакает, т.е., обманывает большую часть своего электората.
Если в 1948 г. Д. Бен-Гурион разрешил только нескольким сотням ультраортодоксов (400 наиболее способным йешиботникам) не призываться в армию и посвятить себя только изучению Торы, то сейчас таких более 60-ти тысяч (при том, что в стране чуть больше 10-12% ультраортодоксов, от общего населения) и будет еще больше.
Кроме того, Б. Нетаниягу, по-видимому, полагал, что партия НДИ "у него в кармане" и просчитался, оставшись с очень неустойчивой парламентской коалицией в шестьдесят один мандат, которую может развалить любой Ицик или Мордехай, встав утром "с левой ноги". Не такой уж видимо Б. Нетаниягу опытный политик, как о нем думают. К сожалению, он еще человек нерешительный, поддающийся давлению и очень медлительный в принятии любых решений. Так и напрашивается известная фраза:"Среди политиков мало женщин, впрочем, мужчин тоже".
О созданной Б. Нетаниягу коалиции и, соответственно,правительства можно сказать афористично: "До свидания демократия, здравствуй теократия".
Действительно, чтоесть демократия и теократия.
Демократия, способная функционировать только в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью каждого человека, предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие всего народа в политической жизни страны. При этом, именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю, при условии разделения властей, т.е., различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга.
Теократия(в данном контексте - ортодоксальный иудаизм), это политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства, система, при которой важные для государства решения принимаются в соответствии срелигиозными законами и указаниями. Идея теократического государства, господствующая в далекой древности (еще до новой эры), до сих пор является актуальной в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле. Ортодоксальная иудейская религия никак не реагирует на веяния времени, на изменения людей и общества в целом, естественно, отвергая известный принцип исторического материализма "бытие определяет сознание". Да, в общем-то, и исторический материализм здесь не причем, просто идет время, жизнь меняется. Эта религия унижает и оскорбляет женщин, уродуя их внешне и внутренне, морально, принижая в них понятия чести и достоинства. Неодолимая пропасть между демократией и теократией видна невооруженным взглядом, она очевидна без дополнительных объяснений. Как сказала одна весьма неглупая женщина "Если надо объяснять - то не надо объяснять...". Впрочем, здесь уже может пойти речь о легитимности понятия "демократическое еврейское государство". Но это уже тема другой статьи.
В заключение, еще, хотелось бы остановиться на понятии анархия, которое обычно означает безвластие, неповиновение властям, беспорядок, произвол, по сути, отсутствие власти ("закон и свобода без власти", Эммануил Кант).
А как назвать неповиновение властей волеобщества, выражаемой через всеобщие выборы. Наверное, тоже анархией. Если законы принятые несколько месяцев назад прошлым парламентом, выражающим волю народа, новое правительство собирается отменить, что это, как не политическая чехарда, по сути, безвластие, нарушение демократических и моральных норм, что это, как не своеобразная анархия. Если первый вид анархии можно назвать анархией снизу, с которой власти могут бороться, то второй - анархией сверху, и еще неизвестно что хуже, анархия сверху, которая развращает народ или снизу. Им можно, а нам нельзя? А это уже бунт, бунт бессмысленный и беспощадный.