Гольдшмидт Владимир Иосифович: другие произведения.

Еще раз о дедовщине

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 08/06/2008.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 4 штук.
  •  Ваша оценка:


       Владимир Гольдшмидт
      
       Еще раз о дедовщине
       ("у сильного всегда бессильный виноват")
      
       Дедовщина в последнее время выросла в весьма актуальную проблему в общественной жизни и, соответственно, в полемике целого ряда стран.
       Прежде, чем непосредственно коснуться этой темы, отражающей состояние того или иного общества, хотелось бы уяснить, на каком уровне в обществе должен находиться автор, чтобы объективно видеть как общие проблемы и тенденции, так и частности, которые он осмеливается обсуждать.
       Мне представляется, что если я и не совсем близок к оптимальному уровню, то во всяком случае, некоторые основания для этого имею. В Израиле я достаточно давно, вращался в разных слоях общества и у меня есть, что с чем сравнивать. Жил в центре и на юге, по роду службы объездил всю страну, причем неоднократно, встречался с разными людьми. Много лет проработал в государственном институте Геофизики, сталкивался с израильской технической интеллигенцией, в полевых условиях - с техниками, рабочими, шоферами, представителями различных общин. Несколько лет в Тель-Авиве я был членом и рукодителем секции Ученого Совета репатриантов, в котором заседали русскоязычные специалисты самых различных профессий. Бывал на многих "кенесах" (съездах, конференциях, семинарах), где часто выступал с лекциями и докладами. Внимательно и заинтересованно слежу за политической жизнью страны. У меня есть близкие знакомые среди ученых, как ныне действующих, так и вышедших на пенсию, среди медиков, других слоев общества, родственники и знакомые служили в армии, etc.
       После определения своих "прав" на обсуждение, перехожу к сути.
      
       Общепринято, что дедовщина (от слова "дед", "старик" - старослужащий), "мягко" именуемая - неуставные отношения, это издевательское, оскорбительное поведение старослужащих и младших офицеров в армии по отношению к молодым солдатам, новобранцам (напоминаю тем, кто забыл), а на самом деле, это рабство в буквальном смысле слова, и, к сожалению, не только в армии или в закрытых сообществах.
       На мой взгляд, дедовщина, ее парадигма, как модели общественных отношений, независимо от генезиса этого термина, может иметь несколько форм, типов, оттенков, среди которых отчетливо выделяются физическая (как правило, в армии, но не только) и морально-психологическая (как правило, в гражданском обществе, но не только).
      
       Дедовщина первого типа (физическое насилие), в том или ином виде, имеет место во всех армиях мира, включая, даже контрактные профессиональные армии, отражая в той или иной степени состояние общества любой страны, являясь его следствием, хотя существует и обратная точка зрения, что армия больше влияет на общество, чем наоборот. В частности, для Израиля это существенно, так, вышедшие на пенсию в сравнительно молодом возрасте, высшие офицеры, как правило, занимают ведущие позиции в политической жизни страны, в то время, как граждане Израиля, не служившие в армии, часто дискриминируются при приеме на престижную работу.
       Для ликвидации следствия нужно ликвидировать причину. Если следовать этой логике, то для ликвидации дедовщины в армии нужно ликвидировать армию. Ну, а посколько, армия есть слепок общества, то нужно ликвидировать и общество. Я намеренно довел проблему до абсурда, чтобы показать ее практическую невыполнимость.
       Это адекватно предположению о том, что будто-бы Гитлер решил ликвидировать евреев, чтобы таким образом окончательно избавить человечество от антисемитизма (как в известном анекдоте о некоей африканской стране, где всех евреев съели и поэтому, там не было еврейского вопроса).
       Как показывают недавние события, с дедовщиной в Российской Армии, по-прежнему, неблагополучно. Она имеет здесь давние и глубокие корни, а сейчас испытывает ренессанс, в отрицательном смысле этого слова.
       Хотя исследователи полагают, что дедовщина, вообще, зародилась после Второй мировой войны, я был свидетелем, ее проявлений уже и в период войны, правда в специфических условиях весьма замкнутого пространства военного училища. Вместе с тем, даже тогда в отдельных частях Советской армии интуитивно, или в силу обстоятельств, предпринимались попытки к ликвидации этого позорного явления.
       Чтобы объяснить, что я имею ввиду, вспомню, в двух словах, свою армейскую службу. Я попал в армию совсем юнцом, мне не было еще 16 лет. Дело было так. В начале войны наша семья эвакуировалась с Украины, и после нескольких кратковременных промежуточных остановок мы прибыли в "хлебный город" Ташкент. Я продолжил прерванную эвакуацией учебу в школе, но вскоре отец был мобилизован в армию, и я вынужден был оставить учебу и пойти работать, чтобы материально помочь семье. Работу начал учеником слесаря, а потом даже получил профессиональный разряд, на комбинате ПДИ (парашютно-десантного имущества), а в свободное время продолжал учиться, но не в обычной школе, а в аэроклубе (парашютно-планерный клуб) Осовиахима, который некоторым образом был "связан" с нашим комбинатом.
       В процессе учебы, а именно, когда мы периодически выезжали на полетно-парашютные недельные сборы на аэродром, я впервые столкнулся с проявлениями дедовщины, хотя это была еще не армия: спящим под нос подсовывали зубной порошок в открытой коробке ("газовая атака"), между пальцами ног вставляли бумажки и поджигали ("велосипед"), клали бумагу на живот и поджигали ("барабан") и кое-что другое, в общем, совсем не безобидные шутки, хотя и не такие жестокие, как по свидетельствам российской прессы имеют место в Российской армии, а именно: "слоник" - надевают противогаз и завязывают шланг, "фазанка" - бьют по обнаженному телу ремнем с бляхой, "телевизор" - полусидя, держат на вытянутых руках табуретку, "пташка" - бьют электротоком, "бешенный олень" - с разбегу заставляют биться головой об стенку, "вождение" - "скачут" верхом на стуле, вокруг кроватей, уворачиваясь от ударов ремнем, "измерение" - спичечным коробком обмеряется казарма, а также уже упомянутые "барабан", "велосипед" и многое другое.
       После окончания обучения в аэроклубе, вся наша группа, члены которой получили звания боец-планерист (50 посадок) и боец-парашютист (4 прыжка), была призвана в армию (добровольно, т.к. практически еще никто не достиг 18 лет, а я и 16-ти) и направлена для продолжения учебы в N-скую Отдельную Учебную Авиаэскадрилью, расположенную в Сыр-Дарьинских степях, которая готовила пилотов для легких бипланов типа У-2 (ПО-2), весьма эффективно действующих на фронтах Отечественной войны, нанося удары на бреющем полете.
       В одной из статей Я.Смилянского есть такая фраза (цитата): "... если дедовщина - неотъемлемое следствие того, что в подразделении есть старослужащие и новички, то, значит, для того, чтобы от нее избавиться, нужно их просто отделить друг от друга".
       Полагаю, что это слишком простой и не везде эффективный рецепт, но, именно так и было в нашей эскадрилье. В нее входило три взвода: хозяйственный, теоретический и полетный, которые жили в отдельных кубриках (так назывались наши казармы), и друг с другом, практически не пересекались. По мере окончания учебы и выпуска полетного взвода, остальные последовательно перемещались, а в первый взвод производился новый набор.
       Наша группа, в связи с предварительным обучением в аэроклубе, проходила ускоренную подготовку, поэтому сразу по прибытии приняла присягу и была определена в теоретический взвод.
       Таким образом, молодые курсанты и старослужащие по учебе и службе пересекались мало и, поэтому, в обыденной службе, дедовщины, за исключением отдельных эпизодов, практически не было.
       Где, действительно была дедовщина, так это на гауптвахте - "губе", которая была общая для всех. Я это знаю по собственному опыту.
       В один из дней, когда я был дневальным, а наш взвод перемещался из одного кубрика в другой, случилось ЧП, в котором меня как ответственного за порядок посчитали виновным и наказали - я был посажен на гауптвахту.
       На "губе" были свои порядки. Первый, туда попавший, назначал себя "полковником", второго - "полковник" назначал "прокурором" или   "судьей", третий - получал звание "палач", ну а четвертый и все последующие становились жертвами нешуточных экзекуций. Обычно, после краткого совещания, или как здесь говорили - разбора полетов, "чрезвычайная тройка" выносила приговор вновь прибывшему. Самой простой приговор был "бросок": жертву ставили на четвереньки перед нарами, над ним с поднятой палкой в руках стоял "палач", по команде "бросок" жертва бросалась под нары и одновременно опускалась палка, и уже от ловкости жертвы зависело куда эта палка попадала. Применялись и более изощренные издевательства. Во многих случаях, из помещения гауптвахты курсантов перемещали прямо в медсанчасть.
       После демобилизации, связанной с моим юным возрастом и приближением победного окончания войны (о демобилизации по возрастному составу военнослужащих, не достигших 18-летнего возраста был издан правительственный Указ), я учился в Индустриальном техникуме полузакрытого типа Минтрудрезервов и жил в общежитии, где тоже были проявления дедовщины, как в любом молодежном замкнутом коллективе, но конечно не в таком изощренном виде, как это было в армии на "губе".
       0x08 graphic
       Ну, а есть ли дедовщина в израильской армии? Вот цитата из статьи А. Шульмана под названием "В Израильской армии нет дедовщины": "Почему в ЦАХАЛе нет дедовщины? Ответ напрашивается сам собой: израильская армия находится под жесточайшим общественным контролем, и ни один случай ущемления прав военнослужащего не остается без внимания армейского командования, прессы, парламента и общественных организаций. Иного и не может быть в Израиле, где престиж армейской службы весьма высок и израильская демократия гарантирует солдату все социальные права гражданина".
       К сожалению, рост преступности и насилия в гражданском обществе Израиля, что в определенной мере является следствием многолетней борьбы с внешним враждебным окружением, с внутренней "пятой колонной" и естественными напряжением и ожесточением общества, не могут не сказаться на отношениях военнослужащих между собой, да и престиж армейской службы в обществе сейчас заметно падает.
       Особенно ярко это проявилось после второй ливанской войны с ее "неубедительными" для Израиля результатами.
       Судя по многим письменным и устным источникам и, в частности, по статье Я.Смилянского (даже по ее вопросительному названию): "Конец дедовщины в ЦАХАЛе?" она в израильской армии существовала. В последние годы дедовщина приняла несколько большие масштабы, чем раньше, число жалоб солдат из года в год растет, но с этим явлением в армии активно борются. Одной из важных причин, все же не очень широкого распространения дедовщины в ЦАХАЛе, являются моральные устои армии, а также совместное выполнение старослужащими и молодыми бойцами практически, ежедневных и еженощных довольно опасных боевых операций по предотвращению терактов и поимке террористов. Такие операции несомненно сплачивают, сближают, создают доверительные отношения и ослабляют напряженность между этими группами солдат. К сожалению, вторая ливанская война, не только снизила авторитет израильской армии в целом, но и веру в моральные качества ее командного состава.
       В изданной в России повести А.Гитермана "Майский балаган в четверке" (2004) описаны взаимоотношения солдат-заключенных между собой и с "мадаким" (тюремные командиры), "мефакедим" (командиры, здесь, надзиратели) в одной из военных тюрем Израиля, где дедовщины внутри каждой из общин почти не было, но были трения между общинными группами солдат и, особенно с мефакедами. Последние унижали заключенных, заставляли собирать "бычки" от сигарет, маршировать, поднимая колени на "высоту яиц", в карцере, раздевшись догола сидеть низко на корточках, там били или, как пишет автор, "метелили", особенно в унижениях усердствовали мефакедот (женщины) - что это, как не отголоски армейской дедовщины.
      
       Дедовщина второго типа (морально-психологическое насилие) в гражданском обществе имела и имеет место во многих странах, особенно в тех из них, где много эмигрантов, в том числе, и в Израиле.
       Отношение политических структур, истеблишмента, чиновников госструктур (за небольшим исключением), представленных, в основном, коренными жителями этих стран и эмигрантами прежних волн к вновь прибывшим, вполне можно определить термином - морально-психологическая дедовщина.
       В Израиле, в той или иной форме, она была всегда и это чувствовала на себе каждая волна репатриации, причем, из любой страны. В принципе, с годами, это явление дожно было бы затухать, но к сожалению, наблюдается обратная картина. Вот некоторые эпизоды.
       В конце одной из недель группа сотрудников научно-исследовательского института, в котором я работал, выехала на экскурсию в Нацерет (Назарет) с посещением Храма Благовещения (см. фото). Экскурсию проводила симпатичная арабка-христианка, которая интересно и красочно описывала 0x08 graphic
    историю города и Храма. В процессе экскурсии она обратилась к одному из наших русскоязычных сотрудников, с вопросом, не родственник ли он Давида Бен-Гуриона, поскольку по ее мнению между ними есть некоторое сходство.
    0x08 graphic
    Не дав ему возможности ответить, одна влиятельная дама из нашего коллектива, мягко говоря, не очень жалующая "русских" включилась в разговор: - Ло, ло (нет, нет) - быстро вскрикнула она, тем самым давая понять, что не может "олим ми русия" (репатриант из России) быть родственником основателя Израиля Бен-Гуриона, хотя, как известно он родился в 1886 г.Польше, которая в то время была частью Российской империи.
    Одной из причин, ее негативного отношения к "олим ми русия", было их появление в институте и, в частности, слабое знание последними иврита и связанного с этим нежеланием им постоянно пользоваться. На Доске объявлений она часто вывешивала призывы пользоваться на работе только ивритом: "Иврит сафа това, дабер иврит" ("Иврит красивый язык, говори на иврите"). Иногда, в качестве реакции на эти призывы со стороны "русских", там же появлялись "вирши", примерно следующего содержания: "Да будь я Генсеком и больше никем, И то б, без рекламы и шума, Иврит бы я выучил только затем, Чтоб им говорили в УМ-Шмуме". "УМ-Шмум" - на иврите УМ (Умот Меюхадот) - ООН (Организация объединённых наций) - так назвал эту организацию в свое время Давид Бен-Гурион. В слабом знании языка, виновны не только новые граждане страны, но и неудачная, плохо продуманная организация процесса обучения. На фото из газеты - урок иврита (в центре, автор настоящей статьи).
    0x08 graphic
       Положение с изучением и освоением иврита было и остается явно неблагополучным. По данным недавних опросов, 30% репатриантов из бывшего СССР, приехавших в Израиль после 1989 года, до сих пор владеют лишь азами иврита, примерно столько же говорят на среднем уровне. 67% дома говорят только по-русски, и лишь 1% на иврите. 65% репатриантов, приехавших в начале этого века, в 2006 году в повседневной жизни пользовались преимущественно русским языком, 30% - обоими языками, и лишь 4%, в основном, ивритом.
    С письменностью ситуация еще хуже. 40% репатриантов еле-еле читают и пишут на иврите -- лишь в пределах самого необходимого минимума, 30% пишут и читают средне. Не удивительно, что 80% репатриантов, живущих в стране четыре-пять лет, предпочитают смотреть русскоязычные телеканалы и 75% слушают русскоязычное радио. Лишь 13% читают газеты на двух языках. 85% репатриантов, находящихся в стране более четырех лет, предпочитают говорить по-русски и со своими детьми. Почти такое же положение отмечалось по опросам в 2001 году.
    Таким образом ясно, что основной лингвистический фон для русскоязычных израильтян по-прежнему остается русским, в связи с чем, для многих из них характерен "комплекс иностранца".
    Некоторые эмигранты в Израиле полагают, что владение "языком", это ключ к успеху, в частности, к удачному устройству на работу. К сожалению это не совсем так, или вернее, совсем не так. Ни знание иврита, ни высшее (и более) образование, ни ум и способности не играют здесь никакой решающей роли. Главное - родственные или корпоративные связи, знакомства, взятки и т. п., т.е все составляющие коррупции. Знание иврита, это только некоторый шанс, не более того. "Несомненную отрицательную роль играют политические назначения, связи, протекционизм, благодаря которым малокомпетентные люди не только проникают в управляющие структуры, но и "тянут" за собой своих многочисленных родственников, устраивая их на "теплые" и в то же время, ответственные "местечки" (джобы). Компетентные специалисты, в том числе крупные ученые и "крепкие" профессионалы, не имеющие соответствующих протекций, а это в основном новые граждане, остаются за бортом, отчего проигрывают в первую очередь государство и общество, конечно же, и сами эмигранты...,".
       Это цитата из моей статьи "Кадры и управление в Израиле", опубликованной в ноябре прошлого года в интернет-журнале "Заметки по еврейской истории", а еще раньше в газете "Новости Недели", где я писал о системном кризисе в управлении и кадровой политике Израиля, которые требуют срочной трансформации, срочного "ремонта", причем капитального и, в частности, кибернетизации процесса управления. Недавно проведенное исследование редакцией газеты "Гаарец", показало, что с момента создания государства Израиль, т.е. с 1948 года, страной управляло 31 правительство и 17 Кнессетов. То есть, правительства, не говоря уже о Кнессете, были настолько неудачными, некомпетентными и, соответственно, непопулярными, что каждое из них, находилось у власти, в среднем, 2 года, вместо положенных по закону, четырех лет. За последние 10 лет положение только усугубилось: министры сменялись каждые 16 месяцев, а гендиректора министерств - каждые 20 месяцев. У нынешнего же правительства положение вообще крайне печальное. По результатам неоднократных опросов его поддерживает только "подавляющее меньшинство" населения страны, премьер-министра, порядка 10-15%, министра обороны, только 3-5% , не намного лучше положение других членов правительства. И это понятно, когда ничем не выдающийся, не проявивший себя ранее политический деятель, без необходимых лидерских качеств, без харизмы, становится главой правительства или руководителем отрасли; как, даже доказав на деле свою некомпетентность и несостоятельность, и имея весьма низкую поддержку населения, такие политики могут продолжать руководить страной? Как могут управлять жизненно важными для страны министерствами, люди, не имеющие базового образования, не обладающие соответствующей компетентностью, назначенные на свои посты, только в силу политической конъюктуры, да еще достаточно часто, находящиеся под следствием? Вне всякого сомнения, это уже диагноз, это говорит о кризисе, о системном сбое: политическая система выдвигает и выталкивает наверх не просто слабые, а очень слабые правительства, не просто плохих, а худших руководителей - депутатов Кнессета, соответственно, и членов правительства. Я полагаю, что управление было бы значительно успешнее, если бы к нему были допущены русскоязычные репатрианты. Доказательством служат ощутимые успехи израильских культуры, искусства и, особенно, науки, где русскоязычные репатрианты сыграли решающую роль.
       Можно ли доверить политику ответственный пост, если в предвыборной программе он декларирует одно, а реальные действия после выборов, прямо противоположны обещанному (в повести Дины Рубиной "Любка" есть такие стишки: " - Чужой дядька обещал, Моей маме матерьял, Он обманет мать твою, Баю-баюшки, баю.."); если он не может отстоять страну от "дружеского" внешнего давления, далеко не всегда "выгодного", целесообразного и безопасного для Израиля и от внешних враждебных сил.
       О какой стратегии, о каком развитии страны, о каком виденьи будущего можно вообще думать, при такой правительственной чехарде. Ее последствия и плачевные результаты показала уже упоминавшаяся последняя (если бы, последняя) Ливанская война,    характеризующий деятельность (скорее, бездеятельность) правительства, не сумевшего обеспечить безопасность ни Севера, ни Юга страны.
       После такого "оптимистического анализа", становится очевидным, что политическую систему государства, систему, которая дает возможность пробираться к вершинам власти безответственным некомпетентным политиканам, и поэтому культивирующим морально-психологическую дедовщину по отношению к эмигрантам, необходимо изменить в корне, ее надо трансформировать, чтобы нейтрализовать отмеченные выше негативные последствия.
       Возможно, необходимо изменить систему правления, разделить законодательную и исполнительную ветви власти, изменить систему выборов так, чтобы избиратели знали, за кого конкретно они голосуют, какого конкретно политика они выбирают, особенно, на пост президента (если будет принята президентская система правления) или премьер-министра, чтобы знать с кого спросить, необходимо правительство специалистов-технократов, а не недоучившихся политиков, следует увеличить проходной барьер в Кнессет, чтобы ограничить прохождение мелких, но как правило, алчных и агрессивных партий, отделить материальное от духовного (хотя, для еврейского государства, это весьма деликатный вопрос, и то и другое, несомненно, важно). Правда, у Израиля уже неоднократно был не очень удачный опыт изменения системы выборов, в частности, прямых выборов премьер-министра, что привело к возврату к старой системе.
       "Главный симптом безумия - это повторять одни и те же действия, ожидая от них различных результатов" (Альберт Эйнштейн).
       Поэтому, приведут ли предлагаемые выше меры к улучшению положения в стране, неизвестно. Бытует мнение, что "как вы не садитесь,......". Тем не менее, то что изменять что-то нужно, и изменять кардинально, уже не вызывает никаких сомнений, даже у самых закоренелых консерваторов.
       Особенно ярко морально-психологическое дедовщина проявилось по отношению к олим "мирусия" при формировании нынешнего правительства.
       В дополнение к перманентно приклеиваемым ярлыкам в ивритоязычной прессе - "алкоголики", "проститутки", мифическая "русская мафия" (реально существующую, доморощеную мафию, организованную преступность признали только совсем недавно), в дополнение к безобразному отношению полиции к олим (при том, что в самой полиции отмечены серьезные нарушения законов), вынесение судами резко отличающихся приговоров за равноценные преступления кореным жителям и олим, введение американской программы "Висконсин" в полурабском варианте в основном для олим, ограничения при выезде за границу для пожилых олим и многое др., самое заметное - ни один представитель более, чем миллионной русскоязычной общины, пятой части общества, не был допущен в это аморфное образование. Причем сделано это было, непорядочно (в нашем понимании), методами настоящей психологической дедовщины. Это очередное доказательство дискриминирующе-дедовщинного отношения к русскоязычной общине, несмотря на то, что в предвыборный период в устах кандидатов в Кнессет, лучших людей, чем русскоязычные израильтяне не было. Русскоязычным депутатам Кнессета, которые по всем параметрам должны были попасть в правительство, даже не было предложено ничего существенного. А вот перед выборами, для того, чтобы завоевать голоса русскоязычного электората многие ивритоязычные кандидаты "случайно" обнаруживали у себя "русские" корни, даже если они родом из глухой провинции Сев. Африки и начинали активно изучать русский язык. В интервью газете "Маарив" один из "русских" депутатов сказал, что "они нас не хотят" и "это позор".
       Надо полагать, что руководители некоторых бывших "репатриантских" партий поторопились, заявляя о завершении процесса абсорбции и о том. что новые граждане Израиля больше не нуждаются в этнических партиях (см. в интернет-журнале Е.Берковича мою статью "Главная проблема .... , сентябрь 2005).
       Сейчас, чтобы избежать дальнейшей эскалации морально-психологической дедовщины, многие репатрианты вновь поднимают вопрос о создании или усиления существующей этнической русскоязычной партии, которая на очередных "внеочередных" выборах может весомо увеличить свое присутствие в Кнессете.
       Правда, сама по себе, русскоязычная община, хотя и имеет много общего, далеко не однородна. Многие из них, со своим менталитетом и моральным кодексом порядочности, считаются здесь "фраерами". Впрочем, еще Г. Гейне, имея в виду, что каждый человек - это "уникум", писал: "каждый человек -- это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под каждой могильной плитой лежит всемирная история".
       Создается впечатление, что формирование нынешнего правительства - это полное пренебрежение интересами государства, а скорее демонстрация удовлетворения личных интересов и амбиций. Важные посты в непомерно раздутом правительстве получили не профессионалы, а интересанты, приближенные к руководству, по принципу личной преданности. Главная цель - чтобы руководству было удобно с ними работать, а не польза от них государству.
       По аналогии, небольшой пример (пусть не того масштаба), впрочем, как известно, аналогия всегда хромает. В свое время в Союзе, работая в геофизическом институте, я руководил крупным отделом, который развивал новое, в тот период, направление, а именно, разработку автоматизированных систем обработки и интерпретации геолого-геофизических данных, в рамках создания отраслевой автоматизированной системы (ОАСУ Геология). Для реализации этой сложной задачи, нужны были талантливые высококвалифицированные специалисты. Известно, что такие неординарные личности, как правило, капризны, имеют сложный характер, непросты в обращеиии, могут подвести и подставить. Тем не менее, я подбирал и приглашал на работу именно таких людей, думая только о пользе делу, а не о личных трудностях и неприятностях.
       Ясно, что политики, имеющие отмеченные выше характеристики, во-первых, опасаются конкуренции со стороны репатриантов и намеренно создают климат морально-психологической дедовщины по отношению к ним, "строят" некий исскуственный потолок, чтобы, как-то сместить акценты, скрыть свои, малоподходящие качества для руководящей политической деятельности, и, зная свои возможности, не рисковать карьерой. Совершенно очевидно, что такие политики, к тому же погрязшие в коррупции, приводят к провальным результатам, практически, по всем проблемам страны.
       Известно, что политика профессия циничная, но не настолько же!
       В заключение заметим, что пока существуют государство, общество и армия - дедовщина, в том или ином виде, будет их, к сожалению, сопровождать. Проблема в том, чтобы снизить ее негативное влияние.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 3, последний от 08/06/2008.
  • © Copyright Гольдшмидт Владимир Иосифович (v28@netvision.net.il)
  • Обновлено: 01/06/2016. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка