Недавно, недалеко от нас разбили небольшой парк, посадили молодые деревья, цветы, посеяли траву, поставили скамейки, фонари, в общем, создали новый приятный зеленый ландшафт. На фоне удушающей летней жары это несколько облегчает вредность зноя и улучшает настроение.
Но не проходит ни одной ночи, чтобы бездельники-вандалы, алкоголики и наркоманы, не сломали два-три дерева, не вырвали цветы. Так, скоро от молодого парка ничего не останется. На вопрос, почему ничего не делается, не ставят видеокамеры, чтобы зафиксировать и наказать преступников, власти города отвечают, что это мелочи, подумаешь, несколько деревьев. Мол, при поджогах, организуемых нашими внутренними врагами (догадайтесь с трех раз, кто это) сгорают десятки и сотни дунамов зеленых насаждений, а здесь одно, два дерева.
Такой ответ напоминает кредо властей страны по отношению к репатриантам, особенно, русскоязычным, а также безалаберность, непрофессионализм и недальновидность, недоброжелательность некоторых чиновников, а возможно, и целых структур, от которых зависит дальнейшая судьба новых репатриантов.
То, что "Израиль любит алию, но не любит олим"" и то, что Израилю "нужна алия, а не олимы" известно уже давно, это стало общим местом. Им плевать на отдельно взятого олима (как и на одно, два дерева) с его проблемами, им нужно говорить о решении проблем алии в целом, да и то только говорить.
Свидетельств этому масса, их можно найти в любой русскоязычной газете, на них нет смысла останавливаться.
Таким образом, несмотря на то, что Израиль в условиях перманентного террора расходует много средств на оборону, тем не менее, он мог бы обеспечить более достойные условия репатриантам, если бы чиновники приложили к этому больше заинтересованности, смекалки и профессионализма.
В этом небольшом обзоре я ничего не придумываю, почти ничего не пишу "от себя". Я просто привожу опубликованные "раздумья" (идея Хаима Соколина) нескольких достаточно успешных русскоязычных израильтян-ватиков. Они, в 70-ые годы, с большим трудом, через "отказ" и диссидентство, как и многие другие, вырвались из СССР, когда это было чрезвычайно сложно и, стремились именно и только в Израиль, в страну евреев, хотя имели полную возможность попасть на ПМЖ в другие страны.
Прожив несколько десятков лет в Израиле, достигнув здесь и в международном пространстве определенных успехов, они, тем не менее, пришли к определенным изменениям в своем отношении к стране и, к таким, приводимым ниже выводам об Израиле, которые заставляют задуматься всех мыслящих русскоязычных репатриантов.
Они эту страну по-своему любят, живут в ней, но не могут не видеть ее пороки и недостатки. Своей критикой в опубликованных ими книгах и статьях и своими действиями они пытаются обратить на них внимание, чтобы появилась возможность эти пороки устранить, хотя, пока, безрезультатно.
Все краткие сведения об этих людях, как и цитаты из их произведений я почерпнул, как в Интернет-пространстве, так и из печатных изданий.
Яков Кедми (Казаков) родился в Москве 5 марта 1947 года, живет в Израиле. В конце шестидесятых, он около двух лет с большим упорством добивался разрешения выехать в Израиль, не имея там даже родственников. Он первым подал документы на выезд, в 1968 году обратился с прошением в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о лишении его советского гражданства, которое было удовлетворено в 1969 году, после чего он репатриировался. Отказавшись от советского гражданства, он добился публикации об этом в ведущей американской газете, устроил голодовку протеста возле здания ООН; активно выступал против политики "тихой дипломатии" Израиля и Натива в отношении СССР, против цензуры в отношении эмиграции из СССР.
Продолжил учебу в хайфском Технионе (на химфаке), а затем в Тель-Авивском университете, закончил Колледж национальной безопасности - престижное высшее учебное заведение страны, выпускники которого пополняют ряды спецслужб и высшего командного состава ЦАХАЛа. Служил в танковых войсках израильской армии, принимал участие в Войне Судного дня 1973 года. В 1978 году присоединился к правительственному Бюро "Натив", прошел все ступени иерархической лестницы и с 1992 по 1999 г. возглавлял эту организацию. Кедми сыграл большую роль в том, что массовый выезд в Израиль в 90-х годах прошлого века стал историческим фактом. Он также один из основных деятелей, добившихся ограничения приема репатриантов из СССР в США.
Приведу несколько фраз из одного интервью с Я. Кедми. Значимым событием для Израиля, по его мнению, можно считать "два-три месяца осени 1989 года, в течение которых нам удалось развернуть поток эмигрирующих евреев и направить его в Израиль, в результате чего люди живут здесь". Однако, те кого "развернули" вряд-ли были сионистами, иначе они сразу бы ехали в Израиль. В итоге, люди, мечтавшие уехать "оттуда" подальше от проявлений антисемитизма и без всякой идеологической подкладки просто улучшить условия своей жизни, действительно живут здесь, а вот как живут. Многолетние опросы показывают, что своим положением категорически недовольны более половины опрошенных. Неуверенность в будущем высказали до 70%. А, каково же это будущее? По мнению Я. Кедми: "...ближайшие 10 лет будут критическими в способности нашего государства выжить и развиваться". Вполне возможно, что на этом "очень интересный эксперимент, который назывался "Еврейское государство" будет считаться неудавшимся". Таким образом, в соответствии с этими прогнозами, "развернутые" сюда люди, как и все остальные жители страны, в ближайшем будущем могут остаться и без государства.
И в результате, вот что пишет в своей книге "Безнадежные войны" (сентябрь 2012 г., Москва, изд. "ЭКСМО") Яков Кедми (ранее опубликована на иврите).
"Тысячи случаев унижений, оскорблений, эксплуатации, расизма и дискриминации новоприбывших, с которыми я столкнулся в течение последних лет, причиняют мне боль и вызывают во мне гнев и стыд. На мне тоже лежит часть вины за эти горести. Не только потому, что я в большой степени "виновен" в том, что они находятся в Израиле, но и потому, что Еврейское государство, моя страна, так относится к евреям, приехавшим жить в ней. В эту минуту меня охватывает ужасное сомнение - не взял ли я на себя слишком много, определив их судьбу
и воспрепятствовав им эмигрировать в другую страну? С точки зрения и национальных, и государственных интересов у меня нет сомнений в правильности моих действий. А с человеческой точки зрения? Сегодня у меня нет той уверенности в ответе на этот трудный вопрос, которая была у меня раньше...
Самый дорогой и самый лучший в мире человеческий материал разбазаривается ужаснейшим способом..... Я смотрю вокруг себя на "преуспевающее" Еврейское государство, и тяжелые сомнения пробегают в моем мозгу. Достойно ли это государство нашего народа?".
Известны истории "о вопиющих случаях дискриминации советских евреев в Израиле и необходимости решительных реформ, которые должны вывести страну из системного кризиса".
Леонид Токарский родился в 1945 в Ленинграде, живет в Израиле. С 1964 по 1968 служил на Северном флоте в особой аварийной команде по обслуживанию атомных реакторов на подводных лодках. В 1967 за отказ осудить Израиль был строго наказан. Позднее закончил с отличием Ленинградский Кораблестроительный институт. Работал в ЦМКБ "Алмаз". С 1974 по 1976, будучи "в отказе", работал в Мариинском театре механиком. В 1976 репатриировался в Израиль. С 1977 работал в Израильском Концерне Авиационной Промышленности конструктором, начальником КБ, директором по развитию бизнеса. Один из создателей израильского истребителя "ЛАВИ". Сопредседатель российско-израильской комиссии по космонавтике и авиации, член Президентской комиссии по изменению системы власти. Был Председателем и членом Совета Директоров ряда компаний.
И в результате вот что пишет в своей книге "Мой ледокол" или "Наука выживать" (изд. "Спутник", Израиль, 2010 г.) Леонид Токарский.
"Сионисты были патриотами, готовыми пожертвовать своим материальным благополучием во имя идеи...... Когда сионисты создавали Израиль, "багаж", который они принесли с собой, был невелик. Образования особого у них не было. В основном их интеллектуальный багаж состоял из опыта жизни в еврейской общине, где годами вырабатывались простые правила выживания" (местечковые, В.Г.)....На таких принципах заложено и построено новое еврейское поселение, а затем и государство Израиль....
Но постепенно такое отношение распространилось абсолютно на всё в нашем государстве. Возникла система, в которой элементарные права человека на свободную и равную конкуренцию не уважались. Право выбора лучшего, наиболее профессионального и образованного члена общества, гражданина страны, не соблюдалось. В связи с тем, что в Израиле нет жёстких законов и нет жёсткого надзора за соблюдением законов, это привело к абсурду. Если наши отцы и деды, создавая государство, руководствовались идеологией и патриотизмом, то сегодня всё диктуется личными соображениями и личной пользой. Система протекции и личных связей решает любую проблему. Система прокурорского надзора, судов и полиции работает хуже, чем в "банановой республике".... "Достаточно иметь хорошего адвоката и пару-тройку хороших связей. Большинство судебных дел заканчивается сделкой между прокурором и защитником. При этом даже мнение пострадавшего не играет роли...
Связи, принадлежность к клану играли и продолжают играть главенствующую роль в государственной системе. Это привело к управлению государством серых в своей массе людей, составляющих наименее образованную и наименее способную часть населения. О соблюдении законных прав гражданина можно только мечтать.
За тридцать лет моей работы на государство я не видел, практически, ни одного серьёзного конкурса, который не был бы построен под кого-то и для кого-то....
Это же наше государство! Оно моё и ваше. Демократическое государство, в котором у каждого из нас действительно существует право выбора носителей власти. Мы обязаны во имя себя, своих детей и внуков пользоваться этими правами правильно и достойно... Представьте себе, что за последние 17 лет приехал миллион новых граждан, у которых нет протекции, которые никого здесь не знают....
Евреи всегда в истории боролись за две святые для них вещи: Право и Закон. Мы, евреи Советского Союза, боролись за равенство и справедливость, как в получении работы и образования, так и свободы вероисповедания. А в Израиле столкнулись с теми же проблемами. Позор ложится на всех нас и заключается в том, что наше собственное государство не в состоянии обеспечить эти две элементарные вещи....
Долг Гражданина и Патриота состоит в необходимости отстаивания своего мнения и требования своих элементарных прав....
Невозможно слушать публичные политические разглагольствования человека, получающего трибуну только потому, что его папа был в прошлом важным политическим деятелем....
Я не люблю и не признаю Израиль этих людей -- "израиловку".". Это относится к деятелям, занимающим важные посты в государстве и похваляющихся друг перед другом иностранным гражданством, которое они умудрились получить вдобавок к израильскому....
Я люблю Израиль и горжусь его достижениями. Израиль -- моя единственная и выбранная мной Родина. Война за независимость, Шестидневная война, операция "Энтебе", поимка Эйхмана -- всё это и многое другое вызывает у меня чувство гордости и позволяет любить эту страну, считая её своей. Мне не нужно гражданство другого государства. Я никуда не собираюсь бежать и хочу жить в своей стране, среди своих братьев, какими бы они не были. Каждый раз, когда говорю, что мне не нравится что-либо в нашей стране, это не означает, что я ищу причину для побега отсюда! Наоборот, хочется немедленно взять в руки необходимые инструменты и начинать восстанавливать и исправлять искривлённое строение. Когда я уезжал в Израиль, отец сказал мне на прощанье: "Я знаю, сын, что ты сумеешь выжить и занять подобающее тебе место в Израиле. Запомни! У тебя будет только одна проблема -- ты никогда не жил с евреями и ещё не знаешь, что это такое!". Тогда я подумал, что он шутит. Поразительно, каким провидцем был мой отец!....
Смотришь новости по телевидению и видишь другой Израиль, наполненный серыми и никчемными политическими куклами. Они выглядят и говорят как люди, с которыми не только в разведку, но и в лес по грибы идти не хочется. Но ведь нам, господа евреи, никто таких лидеров насильно не сажал!
... у нас нет другой страны и уже не будет. Вся вина ложится на нас самих.
Большинство лидеров и героев-создателей Израиля приехало сюда из тех же мест, что приехали и мы, привезя с собой те же моральные ценности, воспитанные на том же опыте борьбы за свободу и равенство, что и мы. С той только разницей, что не было у них нашего опыта сталинизма, Отечественной войны, расцвета и развала СССР. Нас не надо учить "как жить". Мы не должны меняться и разменивать собственный жизненный опыт на израильский, унаследованный от наших же земляков -- основателей Государства. Наш опыт борьбы и выживания не идёт ни в какое сравнение с опытом тех, кто пытается нас "учить" здесь и сегодня. Мы должны поступать в соответствии с нашими собственными понятиями о чести и справедливости, вот тогда мы и станем "настоящими израильтянами", вот тогда мы и наведём порядок в нашей собственной стране, Израиле".
Хаим Соколин родился в Москве в 1932 году, живет в Израиле. Доктор геолого-минералогических наук, автор проектов разведки нефти в странах Европы, Америки, Ю.Африки и Юго-восточной Азии, имеет более 70 научных публикаций и два патента (РФ и США) на методы прямого обнаружения нефти. Автор многочисленных рассказов, повестей и публицистических статей, а также остросюжетного романа "Серая зона", единственного в мировой художественной литературе произведения о поисках нефти, написанного профессиональным нефтеразведчиком. В Израиле с 1977 года.
Его знания и практические рекомендации опытного нефтеразведчика в Израиле были полностью проигнорированы.
И в результате вот что пишет Хаим Соколин в своей книге "Голые короли. Записки идеалиста" (сайт Е. Берковича "Заметки по еврейской истории", номера 153, 154, 2012 г.).
"Впервые "Записки" были изданы на иврите в 1990 году под названием "Есть ли нефть в Израиле?" и почти полностью проигнорированы ивритоязычными СМИ. С их точки зрения, тема была настолько малозначима для читателей, что не заслуживала даже упоминания в прессе. Исключение составила газета "Маарив", которая опубликовала положительную рецензию, но, после вмешательства неких заинтересованных лиц, прекратила дальнейшее обсуждение книги. В 90-х годах "Записки" в сокращённом варианте неоднократно публиковались на русском языке в различных форматах (журнал, газета, отдельная книга) и вызвали многочисленные отклики в русскоязычной прессе. В настоящее время все эти издания стали библиографической редкостью. В связи с тем, что обсуждаемая проблема не только не исчезла, а наоборот обострилась, данная публикация "Записок" в полном объёме, соответствующем ивритскому изданию 1990 года, представляется целесообразной и своевременной....
После получения Государственного Волчьего Билета... я не работал на исторической родине ни одного дня. Все мои гражданские права без права на работу по специальности превратились в фикцию. Правом работать дворником или охранником я не воспользовался, уступив, если вдруг потребуется, эту возможность голым королям. На благополучии Израиля это, конечно, не отразилось (отряд не заметил потери бойца). На моем тоже, хотя авторы Билета очень надеялись на обратное. Иначе их радость была бы неполной (это составная часть национального характера)...
Здесь не нужны люди с их человеческим и профессиональным потенциалом. Нужна только статистика - приехало столько-то человек, процент роста алии такой-то. И еще нужны солдаты. Нужна репатриация, а не репатрианты. Подобно тому, как хорошо известная нам идеология провозглашала своей целью счастье человечества, а не человека". -
Из разговора с бывшим начальником нефтяного отдела Института геологии доктором Гедалией Гвирцманом ... "Неужели ты думаешь, что люди здесь настолько лишены здравого смысла?" - добрый Гедалия, ты плохо знаешь своих соотечественников. Сколько таких "чарли" (главный геолог одной нефтяной компании) сидят в многочисленных мисрадах (офисы) и, прикрываясь флагом сионизма, как жуки-точильщики разрушают эту прекрасную страну, единственную страну, которая у нас есть. Удастся ли им завершить свое черное дело, или какое-нибудь чудо приведет к очищению нашей большой авгиевой конюшни? В еврейской истории чудеса случались, хотя надежд с каждым годом становится все меньше..."
Моя реакция,опубликованная в Гостевой сайта Е. Берковича "Заметки по еврейской истории"(13.06.2012) на книгу Х.Соколина "Голые короли. Записки идеалиста" (номера 153, 154).
"В журнале "Время и мы", 1993 г., Х.Соколиным была опубликована его "Повесть об израильской нефти" на русском языке. То, что Хаим решил опубликовать ее снова, более чем через 20 лет после первоначального написания, говорит само за себя, говорит о том, что, по его мнению, в Израиле мало, что изменилось, а если и изменилось, то не в лучшую сторону, о чем свидетельствует его "Вместо предисловия" и в чем я с ним полностью согласен. Правда, за эти годы и весь мир изменился в ту же сторону.... Несмотря на то, что мне как геофизику, эта тема близка профессионально, читая повесть тогда, и перечитывая сейчас (и не только ее, но и многие его статьи) я в большей мере воспринимаю ее как глубокий анализ менталитета израильтян, их повседневного бытия, нежели только как проблему поисков нефти. Публикации Хаима не только и не столько о нефти и про нефть, сколько о стране в целом, о взаимоотношениях в израильском обществе, где переплелись галутная местечковость и восточный левантизм (масло масляное), хитрость и наглость (пресловутая, хуцпа), жадность и жульничество, невоспитанность и необязательность и пр. и пр..
Вне всякого сомнения, в жизни и взаимоотношениях израильтян имеются немало положительных моментов, но о них в другое время и в другом месте".
Ицхак Мошкович - выходец из Харькова. В Советском Союзе служил в артиллерии, менял профессии, около четверти века работал в сфере народного образования, в том числе в школе с преподаванием ряда предметов на французском языке, и в институте усовершенствования учителей. В 1979-81 гг. был в "отказе", после чего в декабре 1981г. вместе с женой и сыном совершил алию. С 1983 г. работал в Мемориале Катастрофы и героизма европейского еврейства "Яд Вашем". Занимался также журналистикой, писал статьи, эссе, рассказы, повести. Умер в ноябре 2007г., на 82 году жизни.
Из статьи И. Мошковича "Веревка, на которой нас повесят" Lib.Ru: Сервер "Заграница", 2006 г.). "В 1992 году я устно и письменно предупреждал всех, кого мог, о том, что приход к власти Ицхака Рабина и его партии означает катастрофу, от которой нам дай Бог когда-нибудь оправиться. Оснований для такого утверждения было предостаточно. К власти рвались два авторитетных в международных и левых израильских кругах человека, которые, как, в принципе, все отравленные социалистическими заблуждениями люди, видят свою задачу не в том, чтобы, глядя в будущее, решать экзистенциональные задачи своего народа, а в том, чтобы доказать себе и всем вокруг себя правильность некоей идеи..... Социалисты, как никто, сильны в словечках. Пересу принадлежит "Новый Ближний восток". Вряд ли он сам представлял себе, каким будет этот восток и мало вероятно, чтобы отдавал себе отчет в том, что восток - дело темное, но важен был ярлык, и ярлык сработал: масса купилась.....
Простыми формулами типа "мы им территории, они нам мир", "переговоры ведут с врагом, а не с другом", "наша армия непобедима, даже если на пятачке размером в один кв. км" и т. п. - народ Израиля был зачарован, одурачен и излечить нас от таких вещей можно только, как круглого идиота: только отсечением головы".
Из статьи И. Мошковича "Зачем КАДИМА?" Lib.Ru: Сервер "Заграница", 2006 г.). "Шарон - пусть ему будет рефуа шлема! - из бравого генерала с возрастом превратился в ловкого политического игрока-комбинатора и оставил меня в полной растерянности.... Моя тревога резко возросла не после победы ХАМАСа, а когда, разрушая поселения и депортируя своих, Ариель Шарон ловко ковал победу нашего самого страшного врага.... Итак, если Ольмерт с Дихтером выполнят свое обещание, то я, мой сын, его семья и 100 тысяч поселенцев Иудеи и Самарии будем оплеваны, потому что эти же самые политиканы рисовали нам совсем другие картины нашего будущего и обманули, как последних дурачков. Если же они - тьфу, тьфу, тьфу! - ничего такого не сделают, то все равно я буду оплеван, потому что развесил уши, на которые мне повесили всю эту идиотскую лапшу, а я, вместо того, чтобы заниматься делом, уткнулся носом в ящик и слушал патологических лгунов и бессовестных манипуляторов моим (общественным) мнением....
Из моей статьи: "Вот такие дела в наших палестинах" (НН, ЕК от 17.07.2003)к статье Ицхака Мошковича "Шило или швайка" (НН, ЕК от 12.06.03).
"Непрофессионализм многих наших чиновников иногда доходит до абсурда. Решая те или иные важные проблемы, они опираются не на мировой исторический опыт, не на то, на чём многие современные развитые страны уже "набили себе шишки", а на свои личные (по принципам "мы сами с усами" и "никто нам не указ"), единичные, порой детские воспоминания, поражая при этом узостью взглядов и мышления, ограниченных пределами местечка, где они родились и жили независимо от того, где это местечко находилось, в Северной Африке или в Южной Украине". ....
Есть в статистике такое понятие "репрезентативная выборка", которая является представительным набором данных из так называемой генеральной совокупности (это - виртуальное понятие, математическая абстракция). Эта выборка должна включать такое количество данных и быть организована таким образом, чтобы обеспечить получение "истинного" заключения о всей совокупности, о всем множестве; она статистически строго определяет возможность получения обоснованных решений и выводов.
Эта теоретическая выкладка напрямую относится к некоторым нашим чиновникам и означает она, что их решения должны быть основаны на репрезентативной выборке, т.е., на большом и солидном материале, и его доскональном изучении, что конечно требует определенных усилий и образовательного уровня, а никак не на единичных и при этом малозначительных фактах из их собственной жизни".
Комментарий Ицхака Мошковича от 15.12.2006 г. к моей статье "Время лечит" Lib.Ru: Сервер "Заграница".
"Вы знаете, Владимир Иосифович, у нас тут, возможно, до Вашего приезда, премьер-министром был один очень мудрый и мужественный еврей по имени Ицхак Шамир. Он сейчас уже очень стар и болен. Вы с ним хорошо поняли бы друг друга. Он был за то, чтобы, не торопясь, решать наши дела "леат-леат". Время всегда было на нашей стороне. Потом пришли неумные Рабин, Перес, Бейлин и др. и все испортили. Вы правы, Владимир. Спасибо".
Заканчивая этот небольшой обзор, хотел бы заметить следующее. Почему-то считают, что выводы должен делать автор статьи. Автор свое дело сделал, он пошумел, (из псалмов Давида: "К чему шумят народы...."), подняв или продолжив поднятую кем-то проблему:
Шуметь всегда, Шуметь везде, из двери, из оконца, Шуметь -- и никаких гвоздей! Вот лозунг -- что еврея, что японца!
А выводы пусть делают читатели. Только не делайте под Маяковского (я уже под него сделал), делайте под себя.
P. S. 08.06.2013 после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 83 лет скончался крупнейший писатель Израиля, один из столпов современной ивритской литературы, Йорам Канюк. В последние годы Канюк вел бескомпромиссную борьбу за свободу совести. В конце своей жизни он писал: 'Мы создали государство на базе религии, а не народа, которым почти стали. Мы не остановились на пути цивилизации. Религия прилипла к нам как пиявка, потому что только так она может выжить. И вот она вернулась. Мы так и не стали народом, а превратились в самого большого врага всего, чем пытался стать сионизм.... Мало-помалу мы создали новый народ, который уже - не мы'.